УДК 159.91
Хмуровская В. О. студент 5 курса факультет психолого-педагогический КИПУ «Крымский инженерно педагогический университет» Россия, Симферополь
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в данной статье произведен краткий теоретический анализ проблемы учебной мотивации у детей младшего школьного возраста и влияния родителей на формирование учебной мотивации у младших школьников.
Ключевые слова: мотивация; учебная деятельность; младший школьный возраст; влияние родителей; школа, обучение.
Khmurovskaya V. O.
5th year student faculty of psychology and education CEPU, "Crimean engineering and pedagogical University» Russia, Simferopol
INFLUENCE OF PARENTS ON EDUCATIONAL MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
Annotation: in this article the short theoretical analysis of a problem of educational motivation at children of younger school age and influence of parents on formation of educational motivation at younger school students is made.
Keywords: motivation; educational activity; younger school age; influence of parents; school, training.
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью исследования учебной деятельности младших школьников, для наблюдения, корректировки и повышения уровня мотивации учебной деятельности и как следствие повышения уровня обучения и образования детей младшего школьного возраста.
Поскольку именно в начальной школе происходит процесс формирования и становления учебной деятельности и мотивов, направленных на обучение в дальнейшем, возникает необходимость исследовать пути и условия формирования мотивации младших школьников, необходимо учитывать влияние всех факторов участвующих в возникновении учебных мотивов.
Несомненно, школа и преподаватель оказывают основное влияние на процесс обучения, но также для младших школьников значимой фигурой являются родители, которые оказывают огромное влияние на жизнь ребенка и непосредственно на явление учебной мотивации.
Таким образом цель данного исследования заключается в определении влияния родителей на формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
На учебную деятельность безусловно влияет сформированность ребенка, то насколько он способен воспринимать удерживать и обрабатывать информацию, поступающую к нему в процессе обучения, это необходимо учитывать и педагогам, и родителям.
В этом возрасте дети все еще не способны долго удерживать внимание, основным является непроизвольное внимание, что-то яркое интересное, то что смогло заинтересовать ребенка. Сложнее дела обстоят с произвольным вниманием, если преподаватель не сможет заинтересовать учащегося на усвоение учебного материала, очень быстро ребенок начинает находить его скучным, отвлекается, старается найти себе более интересное занятие.
Так же как внимание у детей младшего школьного возраста работает и механизм запоминания и анализа, и воспроизведения информации, дети легко и быстро запоминают завлекшие интересующие их вещи, они способны их проанализировать, при чтении или рассмотрении картинок применить воображение, но им сложно дается заучивание материала неинтересного и особенно непонятного для них.
Если с самого начала предмет или тема оказалась для ребенка скучной или непонятной вероятнее всего ребенок не уделит внимания ее изучению, а попытается найти для себя другое более интересное занятие. Поэтому преподавателям и родителям необходимо, принимая во внимание особенности младших школьников, уделить особое внимание формированию учебной мотивации, стараться правильно и увлекательно преподносить учебный материал, побуждать и стимулировать детей к обучению.
Основой для успешного освоения новых знаний является ведущая деятельность младших школьников на данном возрастном этапе преобладает учебная деятельность, ребенок активно познает окружающую действительность, проявляет интерес к освоению новых знаний и умений. Именно в этом возрасте активно развивается познавательные процессы, которые становятся осознанными и произвольными.
Внимание становится более устойчивым, ребенок учится распределять и удерживать внимание. Так же развивается способность логического запоминания, когда ребенок использует смысловое запоминание, ассоциативное, таким образом он уже способен не только понять и усвоить информацию, теперь он способен проанализировать и сравнить усвоенный материал. Фундаментом для логической памяти являются мыслительные процессы.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других
познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим».
Развивая мышление детей младшего школьного возраста, родителям необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности своего ребенка, а именно на познавательный стиль, интеллектуальные способности, темп мыслительной деятельности и т.д.
Еще одним значимым в этом возрасте новообразованием становится социальная принадлежность ребенка, в младшем школьном возрасте ребенок активно взаимодействует с коллективом, он приобретает свое особое положение в группе сверстников, подражает и опирается на мнение окружающих. Младший школьник чувствует свою принадлежность к группе, он участвует в общих делах, играх и общепринятых обычаях, подражает сверстникам, старается приобрести значимое положение в коллективе. Дети стремятся получить одобрение и хорошую оценку, что так же является мотивацией на процесс обучения.
На протяжении всего обучения пред младшими школьниками возникают различного рода цели и задачи смысл которых в решении и достижении определенного результата, а вот побуждающим фактором для достижения целей являются мотивы.
Так же, как и способы достижения цели мотивы бывают совершенно различные, кто-то заинтересован в хорошей оценке, кто-то в освоении новых знаний, у кого-то мотивом становится стремление получить похвалу от родителей и преподавателя, а для кого-то мотивом становится стремление избежать наказания за невыполненную задачу или плохую отметку.
Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации. Обычно в учебной деятельности существует не один мотив, а целая система различных взаимосвязанных мотивов определить которые можно как ведущие и второстепенные, но все мотивы могут быть разделены на 2 группы одна из которых познавательная, направленная на сам процесс получения новых знаний и мотивы, связанные лишь с результатами обучения, своим социальным положением, такими как получить отметку или похвалу.
«В системе мотивов, - пишет Л. И. Божович, - побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса». Хорошим мотивом для младших школьников является оценка, она не столько осознается ребенком как система оценивания знаний, как приносит радость или огорчение ими их родителям, а также формирует общественное мнение о них.
Мотивы, направленные на сам процесс познания основаны на содержании и способе получения знаний, дети стремятся проявлять интеллектуальную активность, стремятся именно получить знания. Основой этих мотивов является с одной стороны сами познавательные потребности и содержание и интерес обучения с другой. Стоит отметить, что познавательная потребность имеет
разную выраженность у разных детей, она бывает больше теоретической и соответственно практической, поэтому некоторые дети лучше усваивают теорию, а другим необходима практика. И все же в младшем школьном возрасте детей привлекают уроки в игровой форме, занимательные, уроки подстегивающие эмоциональную составляющую.
Важнейшую роль в учебной деятельности и формировании мотивов, направленных на обучение играют родители младшего школьника. Именно родители перед поступлением в школу формируют у детей стремление учиться, а в момент адаптации к школе помогают и поддерживают своего ребенка.
Часто отношение родителей к обучению формирует его дальнейшее желание порадовать или не огорчить родителей, дети хвастаются пятерками и боятся получить двойки. Именно родители могут помочь своему ребенку исходя из его способностей усвоить и понять даваемый в школе материал. В начальной школе детям необходимо помогать собирать портфель, помогать с выполнением домашнего задания, помогать с трудностями, возникшими в процессе обучения.
Часто родители делают большую ошибку, когда делают домашнее задание за детей, не занимаясь с ними решением задач, что ведет к тому, что ребенок, во-первых, так и не освоит материал, а во-вторых не приложил усилия на решение задачи, естественно ребенок в дальнейшем не может и не хочет заниматься тем, что он не понимает. Важно заниматься с ребенком и объяснять ему материал для того чтобы он сам с ним справился и понял, в противном случае у ребенка пропадает интерес к предмету, снижается мотивация, снижаются оценки, что негативно сказывается не только на учебной деятельности, но и на эмоциональном состоянии ребенка.
Так же многие родители акцентируют внимание на оценках младших школьников, как правило за хорошие отметки детей хвалят и поощряют, а за плохие ругают и наказывают это так же, является мотивами, побуждающими учебную деятельность детей младшего школьного возраста. И если похвала и помощь своему ребенку являются положительной мотивацией, то наказание определенно вызывает отрицательную мотивацию. И та, и другая работает, но ребенок постоянно находящийся в страхе получить плохую оценку испытывает стресс и тревогу, что негативно сказывается на обучении и лично на ребенке. Намного важнее не ругать своего ребенка, а наоборот помочь ему в сложившейся ситуации, побудить его на учебный процесс, заинтересовать. Так детям будет легче в процессе обучения, а также они будут мотивированы на познавательный процесс.
Делая выводы стоит отметить, что родители занимают важнейшую роль в формировании учебной мотивации младших школьников, исходя из того насколько мотивированы и адаптированы дети в младшем школьном возрасте, настолько в дальнейшем на протяжении жизни дети будут не только обучаться, но и приобретут механизмы достижения целей.
Использованные источники:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров - Москва - 1993 г. - 605 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - М, - 1968. - 464 с.
3. Выготский Л.С. Психология. / Л.С. Выготский. - Москва, изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, - 2000, - 1008 с.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И. Гуткина - М., - 1996. - 160 с.
5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., - 1988. - 136 с.
6. Петрунек В.П. Младший школьник, В.П. Петрунек, Л. Н. Таран - М., -1981. - 96 с.
УДК 159.91
Хмуровская В. О. студент 5 курса факультет психолого-педагогический КИПУ «Крымский инженерно педагогический университет» Россия, Симферополь ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в данной статье исследовалась учебная мотивация детей младшего школьного возраста и ее влияние на учебную деятельность и успеваемость младших школьников.
Ключевые слова: мотивация; учебная деятельность; младший школьный возраст; успеваемость; школа, обучение; внешние мотивы; внутренние мотивы.
Khmurovskaya V. O.
5th year student faculty of psychology and education CEPU, "Crimean engineering and pedagogical University» Russia, Simferopol
FEATURES OF EDUCATIONAL MOTIVATION AND THEIR IMPACT ON THE PROGRESS IN YOUNGER SCHOOLBOYS
Annotation: this article investigated the learning motivation of children of primary school age and its impact on the educational activities and performance of younger schoolchildren.
Keywords: motivation; learning activities; primary school age; academic performance; school, training; external motives; internal motives.
Объект исследования: процесс формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.