Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ И СПОСОБНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ И СПОСОБНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ОБРАЗ РОДИТЕЛЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ШКОЛА / MOTIVATION / LEARNING ACTIVITIES / PRIMARY SCHOOL AGE / PARENTAL INFLUENCE / THE IMAGE OF THE PARENT / ACADEMIC PERFORMANCE / SCHOOL / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмуровская В.О.

В данной статье мы проводили исследование для определения влияния образа родителей на мотивацию и способность обучения детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PARENT'S IMAGE ON MOTIVATION AND ABILITY OF TRAINING CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

In this article we conducted a study to determine the influence of the image of parents on the motivation and ability of teaching children of primary school age.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ И СПОСОБНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.91

Хмуровская В. О. студент 5 курса факультет психолого-педагогический КИПУ «Крымский инженерно педагогический университет» Россия, Симферополь ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ И СПОСОБНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: в данной статье мы проводили исследование для определения влияния образа родителей на мотивацию и способность обучения детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: мотивация; учебная деятельность; младший школьный возраст; влияние родителей; образ родителя; успеваемость; школа, обучение.

Khmurovskaya V. O.

5th year student faculty of psychology and education CEPU, "Crimean engineering and pedagogical University» Russia, Simferopol

INFLUENCE OF PARENT'S IMAGE ON MOTIVATION AND ABILITY OF TRAINING CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

Annotation: in this article we conducted a study to determine the influence of the image of parents on the motivation and ability of teaching children of primary school age.

Keywords: motivation; learning activities; primary school age; parental influence; the image of the parent; academic performance; school, learning.

Объект исследования: процесс формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: влияние образа родителей на мотивацию и способность обучения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: учебная деятельность детей младшего школьного возраста обусловлена совокупностью мотивов на возникновение которых влияет целый ряд факторов. К таким факторам можно отнести особенности образа родителя, эмоциональное отношение к процессу обучения, а также отношения и участия родителей в учебной деятельности младшего школьника.

Цель исследования: определить роль образа родителей, как мотива в учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

5. Изучить процесс и условия формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

6. Определить место и роль образа родителей в учебной деятельности младших школьников.

7. Провести исследование на формирование мотивации в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость: результаты данного исследования в дальнейшем могут быть применимы педагогами, психологами и родителями детей младшего школьного возраста для повышения уровня мотивации учебной деятельности и как следствие повышения уровня обучения и образования детей младшего школьного возраста.

Эмпирическая база исследования находилась на территории МБОУ школы- лицея №3 им. Макаренко. В исследовании приняли участие 53 младших школьника 1 и 3 класса. Выборка состоит из детей от 6 до 9 лет из них 26 девочек и 27 мальчиков.

Мы исследовали влияние образа родителей на учебную успеваемость детей младшего школьного возраста, для этого мы использовали корреляционный анализ успеваемости школьников и результаты методики «Семья и родители глазами ребенка»

На рисунке 1 (рис. 1) мы наблюдаем, что у отличники и хорошисты оценивают отношения в своей семье, как хорошие. Также высокий показатель хороших отношений в семье у троечников, но в ответах троечников присутствуют ответы которые свидетельствуют о том, что у этих детей плохие и разные отношения в семье. Хотя у троечников они присутствуют в маленьком количестве, стоит отметить, что дети хорошисты и отличники, вовсе не указываю, что у них плохие и разные отношения в семье. Что касается двоечников у них преобладает показатель плохих отношений в семье.

Рисунок 1. Соотношение успеваемости и образародителей младших школьников

Можно предположить, что взаимоотношения в семье влияют на учебную мотивацию, а как следствие и деятельность младших школьников.

На рисунке 2 (рис. 2) наглядно представлено, что у всех детей больше всего интересуется учебными делами младших школьников мама. Отцы намного меньше интересуются учебными делами своих детей, а у двоечников и вовсе не интересуются.

Хотя мамы и проявляют больший интерес к учебе всех младших школьников, мы видим, что только у хорошистов и отличников учебными делами занимаются оба родителя, это свидетельствует о степени вовлеченности взрослых в учебные дела своих младших школьников. Исходя из этих данных можно говорить о том, что дети родители, которых больше вовлечены в учебную деятельность младших школьников, имеют хорошую успеваемость.

Рисунок 2. Соотношение успеваемости и образародителей

младших школьников

Из рисунка 3 (рис. 3) мы видим, что у отличников родители всегда интересуются делами младших школьников. Большинство хорошистов указали, что их родители иногда интересуются их делами, также у многих хорошистов родители всегда интересуются их делами и лишь у немногих не интересуются вовсе.

У троечников тоже большинство родителей интересуются иногда их делами, а у некоторых и вовсе не интересуются. А у большинства двоечников родители не интересуются их делами и у некоторых интересуются иногда.

Данная диаграмма (рис. 3) показывает, что в основном у отличников и хорошистов родители всегда интересуются их делами, в то время как у

троечников и двоечников родители интересуются их делами иногда или не интересуются вовсе, возможно предположить, что данные факторы влияют на учебную деятельность детей младшего школьного возраста.

Рисунок 3. Соотношение успеваемости и образародителей младших школьников

Из данных представленных на диаграмме (рис. 4) мы наблюдаем, что у отличников родители часто посещают школу.

Большинство хорошистов указали, что их родители редко посещают школу, хотя у некоторых хорошистов родители так же посещают часто школу. Самым низким показателем посещаемости школы среди родителей хорошистов оказались родители, которые посещают школу только по вызову. У троечников наоборот большинство родителей младших школьников посещают школу только по вызову, меньше детей указали, что из родителей посещают школу только по вызову и меньше всего родителей среди троечников часто посещают школу.

В случае с двоечниками их родители вовсе не посещают школу часть, двоечники указывают, что их родители посещают школу по вызову и редко.

Рисунок 4. Соотношение успеваемости и образародителей младших школьников

На рисунке 5 (рис. 5) мы видим, что отличники никогда не волнуются, когда их родители посещают школу.

Большинство хорошистов иногда волнуются, когда их родители посещают школу, средний показатель у хорошистов, которые никогда не волнуются, если родители посещают школу и меньше всего хорошистов всегда волнуются, если их родители посещают школу.

Большинство троечников иногда волнуются, если их родители посещают школу, остальные троечники всегда волнуются.

В случае с двоечниками, большинство наоборот всегда волнуются, если родители посещают школу и лишь некоторые иногда волнуются.

Из представленных данных видно, что дети с высокой успеваемостью чаще не волнуются или волнуются иногда, если родители посещают школу, в то время как троечники и двоечники волнуются всегда или иногда.

Рисунок 5. Соотношение успеваемости и образародителей младших школьников

На рисунке 6 (рис. 6) мы видим, что с отличниками чаще делают уроки оба родителя и мама.

У хорошистов в основном помогает делать уроки мама, так же некоторые хорошисты указывают, что им помогают делать уроки оба родителя. Меньше всего в процесс домашнего задания у хорошистов вовлечены отцы.

А вот у троечников и двоечников помогают делать уроки мамы, а отцы вовсе не принимают участие в помощи с домашним заданием своим младшим школьникам.

Рисунок 6. Соотношение успеваемости и образародителей младших школьников

На рисунке 7 (рис. 7) мы видим, что отличники имеют отдаленную жизненную перспективу. У хорошистов также преобладает показатель отдаленной жизненной перспективы, и присутствует неопределенность в будущем.

Троечники тоже в большинстве своем имеют отдаленную жизненную перспективу, немного троечников испытывают неопределенность и меньше всего детей имеют ближайшую прагматическую перспективу.

Двоечники в основном испытывают неопределенность по отношению к будущему, и лишь некоторые двоечники имеют отдаленную жизненную перспективу.

Рисунок 7. Соотношение успеваемости и образародителей младших школьников

Данные корреляционного анализа успеваемости младших школьников и исследования «Семья глазами ребенка» свидетельствуют о том, что у отличников и хорошистов родители, больше вовлечены в их жизнь и учебную деятельность, эти дети меньше волнуются, если родители посещают школу и указывают, что у них в семье хорошие взаимоотношение.

В то время как у двоечников и троечники указывают, что у них не только хорошие, но и плохие отношения в семье. Родители уделяют им меньше внимания, чем у отличников и хорошистам. В основном их делами, уроками и воспитанием занимаются матери, а отцы не вовлечены в учебную деятельность младших школьников.

Исходя из этого мы можем предположить, что родители несомненно играют большую роль в учебной деятельности младших школьников и чем

больше родители уделяют внимание своим детям в учебной деятельности и в обычной жизни, тем лучше дети способны учиться.

Далее мы рассмотрим, как дети младшего школьного возраста с различной успеваемостью относятся к взрослым в кругу своей семьи. Для этого мы провели корреляцию между успеваемостью детей младшего школьного возраста и данными социограммы Панфиловой (рис. 8), (рис.9)

Рисунок 8. Предпочитаемые взрослые у младших школьников с различным уровнем успеваемости

Рисунок 9. Отвергнутые взрослые у младших школьников с различным уровнем успеваемости

В данных диаграммах (рис. 8 и 9) можем наблюдать, как младшие школьники относятся к взрослым в кругу своей семьи.

У большинства отличников предпочитаемыми взрослыми оказались оба родителя, а также мать и отец в равных соотношениях. У остальных детей значимым взрослым оказалась мама, затем все дети предпочитают обоих родителей, некоторые предпочитают папу и бабушку.

Указывая отверженных взрослых младшие школьники с очень низким уровнем успеваемости указывали папу, брата и других взрослых. Большинство троечников, хорошистов и отличников в ближайшем семейном окружении не выбрали отвергнутых. У троечников и хорошисты указывали отвергаемым отца, дедушку, брата и других взрослых.

Невозможно не обратить внимания, на то, что дети с высокой успеваемостью предпочитаемыми взрослыми указывают обоих взрослых, а также дети с высокой успеваемостью указывают, что они никого не отвергают в кругу своей семьи.

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Образ родителя в младшем школьном возрасте имеет значительное влияние на формирование мотивов учебной деятельности. Как показали результаты исследования родители отличников и хорошистов больше вовлечены в жизнь и учебную деятельность своих детей, чем родители двоечников и хорошистов.

У хорошистов и отличников, чаще оба родителя проявляют интерес к их жизни и учебной деятельности и чаще делают с ними уроки. В то время как у троечников и двоечников родители меньше проявляют интерес и в основном это делают лишь мамы, а отцы отстраняются и не интересуются учебной деятельностью своих младших школьников.

2. У детей с высоким уровнем успеваемости оба родителя интересуются школьной жизнью ребенка, у троечников и двоечников только мать. У значительной части двоечников и незначительной части троечников никто из родителей не интересуется учебой детей.

3. Дети с хорошей успеваемостью предпочитаемыми взрослыми называют обоих родителей, в то время, как остальные больше предпочитают мать. Также отличники и хорошисты указали, что никого в семье не отвергают, а вот дети с двойками и тройками чаще отвергают отца, братьев, сестер и других взрослых.

Использованные источники:

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип./ Г.С.Абрамов - М., 1999. - 320 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - М, - 1968. - 464 с.

3. Выготский Л.С. Психология. / Л.С. Выготский. - Москва, изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, - 2000, - 1008 с.

4. Наследов А.В., Математические методы психологического исследования / А.В. Наследов - СПб, - 2004. - 392с.

5. Петрунек В.П. Младший школьник, В.П. Петрунек, Л. Н. Таран - М., -1981. - 96 с.

6. Фридман Л.М. Мотивация учения //Психологический справочник учителя. / Л.М. Фридман, И. Ю. Кулагина - М.: Просвещение, - 2001 - 288 с.

УДК 130.2

Хубиева З.А. кандидат философских наук, доцент

доцент ФГБОУ ВО «СКГА» Россия, г. Черкесск ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Аннотация: статья посвящена философско-историческому анализу формирования прав человека. В статье обосновывается вывод, о том, что проблемы формирования прав человека представляют собой жизненную потребность самовыражения. Только обладание правами и основными свободами делает человека субъектом исторического творчества, уникальной личностью, способной к саморазвитию и самоуправлению.

Ключевые слова: человек, равноправие, личность, естественные права, Декларация независимости, права человека.

Khubieva Z.A. Candidate of Philosophy

Associate Professor Associate Professor FSBEIof HE "SKGA" Russia, Cherkessk

HUMAN RIGHTS: A PHILOSOPHICAL AND HISTORICAL ANALYSIS

Annotation: the article is devoted to the philosophical and historical analysis of the formation of human rights. The article substantiates the conclusion that the problems of the formation of human rights are a vital need for self-expression. Only the possession of rights and fundamental freedoms makes a person the subject of historical creativity, a unique personality capable of self-development and self-government.

Keywords: man, equality, personality, natural rights, Declaration of Independence, human rights.

Человек: представитель вида homo sapiens; мужчина, женщина или ребёнок; личность. Права: то, что Вам положено или разрешено гарантированные свободы. Права человека - это те права, которые у Вас есть потому, что Вы человек. Это ваши права как личности, права на собственность, право на собственное мнение и равноправие. Есть множество прав, но права человека принадлежат абсолютно всем и везде: детям и старикам, бедным и богатым, баскетболистам и мусорщикам, учителям и реперам, африканцам и албанцам, христианам, мусульманам, атеистам, вашей маме и вашему отцу, бабушке и дедушке, соседу и Вам. Все имеют одинаковые права человека. Но, что же это такое права человека?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.