Научная статья на тему 'Взаимосвязь показателей качества жизни и школьной успеваемости подростков'

Взаимосвязь показателей качества жизни и школьной успеваемости подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
546
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / SCHOOL PERFORMANCE / ПОПУЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / POPULATION-BASED STUDY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вихарева Елена Г., Винярская Ирина Валериевна, Третьякова Татьяна Валерьевна, Черников Татьяна Валерьевна

Анализ качества жизни является одним из критериев комплексной оценки состояния здоровья детей. В статье представлены данные о влиянии школьной успеваемости на показатели качества жизни подростков. С помощью опросника PedsQL для каждого ребенка рассчитаны баллы физического, эмоционального, социального, ролевого функционирования, а также общий балл. В исследовании приняли участие 2630 детей старшего школьного возраста 13-18 лет, в том числе 1339 девочек и 1291 мальчик. Опрос подростков проводился путем анкетирования в школах Ижевска и 24 районных центров Удмуртской Республики. Установлено, что худшие показатели качества жизни имеют неуспевающие старшие школьники. Подростки, успевающие «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», имеют сравнимые показатели по всем аспектам, кроме «ролевого функционирования». Главным параметром качества жизни, коррелирующим со школьной успеваемостью подростков, является «ролевое функционирование». Лучше всего социализированы в обществе мальчики, успевающие в школе «хорошо» и «удовлетворительно». Полученные данные нужно учитывать при разработке педагогических и реабилитационных программ в подростковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вихарева Елена Г., Винярская Ирина Валериевна, Третьякова Татьяна Валерьевна, Черников Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATIONSHIP OF INDICES OF THE QUALITY OF LIFE AND ACADEMIC ACHIEVEMENT OF ADOLESCENTS

Currently, the assessment of the quality of life is the one of the criteria for an overall assessment of the health of children. The article presents an analysis of the results of research on the effect of school performance on indices of the quality of life of adolescents. With the help of a questionnaire the PedsQL was calculated for each child physical, emotional, social spheres, as well as school performance and overall score. The study involved 2630 children of school age from 13 to 18 years: 1339 girls and 1291 boys. The survey was conducted by interviewing teenagers in the city of Izhevsk and 24 regional centers of the Republic of Udmurtia. As a result it was found that the better a child learns, he has the more quality of life. The older students show worst indices of the quality of life. Groups of teenagers “Excellent”, “good” and “satisfactory” have no discernible performance in all aspects, except for “the functioning of the school”. The main aspect of quality of life is the functioning of the school. The functioning of the school, as an index of the quality of life, has a ladder type: the better the academic performance of a teenager, the significantly higher is the aspect of “functioning of the school”. When comparing the gender indices of the quality of life, depending on the overall trend of progress is maintained: a good performance is a decent quality of life quality indices. It is the best to socialized in society boys in school “good” and “satisfactory”. It is necessary to take into account the results obtained in the development of educational and rehabilitation programs among adolescents

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь показателей качества жизни и школьной успеваемости подростков»

90

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-2-90-93

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 613.955:371.261

Вихарева Е.Г.1, Винярская И.В.2, Третьякова Т.В.1, Черников В.В.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И шКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ

'ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, 426034, г. Ижевск, Россия, ул. Коммунаров, д. 281;

2ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Россия, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1

Анализ качества жизни является одним из критериев комплексной оценки состояния здоровья детей. В статье представлены данные о влиянии школьной успеваемости на показатели качества жизни подростков. С помощью опросника PedsQL для каждого ребенка рассчитаны баллы физического, эмоционального, социального, ролевого функционирования, а также общий балл. В исследовании приняли участие 2630 детей старшего школьного возраста 13-18 лет, в том числе 1339 девочек и 1291 мальчик. Опрос подростков проводился путем анкетирования в школах Ижевска и 24 районных центров Удмуртской Республики. Установлено, что худшие показатели качества жизни имеют неуспевающие старшие школьники. Подростки, успевающие «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», имеют сравнимые показатели по всем аспектам, кроме «ролевого функционирования». Главным параметром качества жизни, коррелирующим со школьной успеваемостью подростков, является «ролевое функционирование». Лучше всего социализированы в обществе мальчики, успевающие в школе «хорошо» и «удовлетворительно». Полученные данные нужно учитывать при разработке педагогических и реабилитационных программ в подростковой среде.

Ключевые слова: подростки; качество жизни; школьная успеваемость; популяционное исследование.

Для цитирования: Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников В.В. Взаимосвязь показателей качества жизни и школьной успеваемости подростков. Российский педиатрический журнал. 2017; 20 (2): 90-93. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20 (2) 90-93

VikharevaE.G.1, VinyarskayaI.V.2, Tret'yakova T.V.1, Chernikov V.V.2

INTERRELATIONSHIP OF INDICES OF THE QUALITY OF LIFE AND ACADEMIC ACHIEVEMENT OF ADOLESCENTS Tzhevsk State Medical Academy, 281, Kommunarov str., Izhevsk, 426034, Russian Federation;

2National Scientific and Practical Center of Children's Health, 2, bld. 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation

Currently, the assessment of the quality of life is the one of the criteria for an overall assessment of the health of children. The article presents an analysis of the results of research on the effect of school performance on indices of the quality of life of adolescents. With the help of a questionnaire the PedsQL was calculated for each child physical, emotional, social spheres, as well as school performance and overall score. The study involved 2630 children of school age from 13 to 18 years: 1339 girls and 1291 boys. The survey was conducted by interviewing teenagers in the city of Izhevsk and 24 regional centers of the Republic of Udmurtia. As a result it was found that the better a child learns, he has the more quality of life. The older students show worst indices of the quality of life. Groups of teenagers "Excellent", "good" and "satisfactory" have no discernible performance in all aspects, except for "the functioning of the school". The main aspect of quality of life is the functioning of the school. The functioning of the school, as an index of the quality of life, has a ladder type: the better the academic performance of a teenager, the significantly higher is the aspect of "functioning of the school". When comparing the gender indices of the quality of life, depending on the overall trend ofprogress is maintained: a good performance is a decent quality of life quality indices. It is the best to socialized in society boys in school "good" and "satisfactory". It is necessary to take into account the results obtained in the development of educational and rehabilitation programs among adolescents

Keywords: teenagers; quality of life; school performance; population-based study.

For citation: Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V., Tret'yakova T. V., Chernikov V.V. Interrelationship of indices of the quality of life and academic achievement of adolescents. Rossiiskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2017; 20 (2): 90-93. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-2-90-93

For correspondence: Elena G. Vikhareva, MD, PhD, assistant of the Department of Pediatrics and Neonatology of the Izhevsk State Medical Academy, 281, Kommunarov str., Izhevsk, 426034, Russian Federation; E-mail: [email protected]

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 21.09.2016 Accepted 17.02.2017

* ^^ачество жизни (КЖ) - это интегральная харак-К теристика физического, эмоционального и соЛ \ ^ циального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии [1]. В насто-

ящее время оценка КЖ является одним из критериев комплексной оценки состояния здоровья детей [1, 2]. На качество жизни детей влияют демографические, социально-гигиенические, медико-биологические

Для корреспонденции: Вихарева Елена Геннадьевна, канд. мед. наук, ассистент каф. педиатрии и неонатологии ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России; e-mail: [email protected]

Russian pediatric journal. 2017; 20(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-2-90-93

SOCIAL PEDIATRICS

факторы и др. [7]. Вместе с тем совокупность факторов, влияющих на состояние здоровья детей, выходит за пределы основных социальных детерминант [8]. Большую часть времени дети проводят в школе, для них школьное обучение является основным видом деятельности. Академическая успеваемость - это отражение успешности обучения, в конечном итоге оно характеризует уровень образования [12], являющийся главной детерминантой экономического роста и развития страны. Именно этим обусловлена важность изучения факторов, влияющих на образовательные результаты и КЖ школьников [9].

Целью настоящего исследования стало изучение влияния школьной успеваемости на качество жизни подростков.

Материалы и методы

Данное исследование является фрагментом попу-ляционного исследования КЖ детей в возрасте 2-18 лет, проведенного в Удмуртской Республике [3, 5]. Инструментом послужил общий опросник Pediatric Quality of Life Inventory - PedsQL™ 4.0 (Varni J. и со-авт., США, 2001), в настоящем фрагменте использован возрастной блок для подростков 13-18 лет. Инструмент описывает следующие аспекты КЖ: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), ролевое функционирование (РФ), а также общий балл (ОБ). Полученные на бумажных формах результаты заносились в электронную форму специальной компьютерной программы «PedsQL», разработанной в ФГАУ ННПЦЗД Минздрава России [1].

Процедура перекодирования разработана авторами опросника (Varni J. и соавт.), защищена авторскими правами. Общее количество баллов рассчитывается по 100-балльной шкале: чем выше итоговая величина, тем лучше КЖ ребенка. В процессе обработки данных могут быть получены суммарные баллы по каждой шкале опросника и общий балл.

Опрос подростков проводился путем анкетирования в школах, школьники отвечали на вопросы самостоятельно. В исследовании приняли участие 2630 детей старшего школьного возраста 13-18 лет, из них 1339 девочек и 1291 мальчик. Согласно успеваемости, всех детей разделили на 4 группы: успевающие «отлично» (n = 133; подростки, имеющие стабильно только «отличные» оценки в четвертях в течение 3 последних лет); «хорошо» (n = 1222; подростки, имеющие стабильно «отличные» и «хорошие» оценки в четвертях в течение 3 последних лет); «удовлетворительно» (n = 1204; подростки, имеющие стабильно «хорошие» и «удовлетворительные» оценки в четвертях в течение 3 последних лет); «плохо» (n=71; подростки, имеющие как минимум одну неудовлетворительную оценку по

одному предмету в четвертях в течение 3 последних лет). Успеваемость подростков оценивалась по всем предметам, кроме физкультуры, технологии, музыки, изобразительного искусства. Критериями исключения респондентов также являлись умственные и психические нарушения, наличие тяжелых психологических стрессов с ухудшением успеваемости (смерть близких родственников и домашних животных, сложная семейная обстановка), наличие тяжелых хронических заболеваний, перенесенные острые заболевания с длительной нетрудоспособностью у анкетируемых детей. Расчет объема репрезентативной выборки для популя-ционного исследования был выполнен в лаборатории социальной педиатрии ФГАУ ННПЦЗД Минздрава России с помощью программы WinPepi v. 2.29.

Статистический анализ осуществлялся с помощью пакета статистических программ Statistica v. 6.0 (StatSoft Inc., США). В связи с тем что значения оценки КЖ, согласно критерию Шапиро-Уилка, имели нормальное распределение, количественные показатели описывали с определением среднего арифметического и стандартного отклонения. Статистическую значимость различий количественных признаков определяли с помощью i-крптерия Стьюдента для независимых выборок. В работе также использован корреляционный анализ.

Результаты

В результате проведенного сравнения установлено, что достоверно более низкие показатели КЖ демонстрируют неуспевающие школьники, данное утверждение справедливо для всех аспектов качества жизни (табл. 1). Обращает на себя внимание, что респонденты, которые учатся «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», имеют сравнимые показатели по всем аспектам, кроме ролевого функционирования, которое снижается прямо пропорционально снижению уровня успеваемости. Подобная закономерность получена и при проведении корреляционного анализа (r = 0,5; р = 0,049).

Таблица 1

Параметры КЖ детей 13-17 лет в зависимости от успеваемости (М±д)

Аспект качества жизни Группа детей по успеваемости

"отлично" (n = 133) "хорошо" (n = 1222) "удовлетворительно" (n = 1204) "плохо" (П = 71)

ФФ 81,20±10,24 81,07±12,72** 81,14±12,67§§ 76,86±13,78*

ЭФ 67,37±18,78 67,24±15,59*** 68,07±16,72§§§ 58,59±20,81**

СФ 83,46±12,88 85,69±13,07*** 84,85±13,63§§§ 78,21±15,70*

РФ 74,44±12,70 70,62±14,01***** 64,17±14,29***§§§ 49,85±16,33***

ОБ 77,26±8,50 76,90±10,39*** 75,48±11,13§§§ 67,36±11,61***

Примечание. * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 - достоверность различий между группой детей-отличников и группами детей, получающих другие оценки;

# - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 - достоверность различий между "хорошистами" и "двоечниками";

§ -р < 0,05; §§ -р < 0,01; §§§ -р < 0,001 - достоверность различий между "троечниками" и "двоечниками".

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-2-90-93

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таблица 2

Параметры КЖ девочек 13-17 лет в зависимости от успеваемости (М±д)

Аспект качества жизни Группа детей по успеваемости

"отлично" (п = 95) "хорошо" (п = 692) "удовлетворительно" (п = 535) "плохо" (п = 17)

ФФ 78,76±9,30 77,60±12,33 75,83±13,18* 73,41±16,16**

ЭФ 64,95±19,37 62,81±15,65 60,92±17,02* 46,18±18,33***

СФ 84,32±14,12 84,47±12,93 82,81±13,86 77,06±11,19*

РФ 75,63±11,58 69,94±13,19*** 60,72±13,99*** 44,71±12,56***

ОБ 76,30±8,68 74,31±10,07 70,89±11,17*** 61,98±7,12***

Примечание. * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 - достоверность различий между группой девочек-отличниц и группами девочек, получающих другие оценки.

При анализе гендерных особенностей качества жизни в зависимости от успеваемости описанная тенденция подтвердилась (табл. 2, 3). В то же время выявлены различия в оценке КЖ мальчиками и девочками. Так, по сравнению с отличницами у девочек, успевающих «удовлетворительно», снижены самооценка своего физического и эмоционального благополучия, а также общий балл (см. табл. 2). Кроме того, необходимо отметить, что уровень всех параметров КЖ у неуспевающих школьниц оказался ниже, чем в общей группе.

В отличие от девочек у мальчиков-«троечников» ни физическое, ни эмоциональное функционирование не страдало (см. табл. 3). При этом отмечена интересная тенденция: уровень социального функционирования оказался выше у «хорошистов» и «троечников» по сравнению с «отличниками» и неуспевающими школьниками, а степень нарушения ролевого функционирования не так очевидно зависела от уровня успеваемости. Общий балл был достоверно снижен только у неуспевающих мальчиков, а уровень всех параметров качества жизни в этой группе был выше, чем у девочек.

Обсуждение

Показатели КЖ и успеваемость в школе взаимосвязаны. По данным В.А. Малиевского и соавт. [10], у плохо успевающих школьников по сравнению с отличниками значимо изменены все показатели шкалы качества жизни. Полученные данные согласуются и с материалами нашего исследования.

Вполне объяснимо, что основная когорта детей («отличники», «хорошисты» и «троечники») имеет сравнимые показатели по всем аспектам, кроме ролевого функционирования, которое отражает самооценку когнитивных функций и количество пропусков школы. Таким образом, главным аспектом качества жизни, коррелирующим со школьной успеваемостью подростков, является именно ролевое функционирование. Это основной показатель КЖ, значимо изменяющийся в зависимости от образовательных результатов.

Подобные данные мы также получили, исследуя взаимосвязь показателей КЖ и чтения книг: чем больше читают подростки, тем выше уровень ролевого функционирования [4]. При этом у детей младшего школьного возраста, по нашим данным, картина несколько отличается [5]. В этом возрасте мерилом жизненного успеха, конечно, является школьная успеваемость: младших школьников беспокоят плохие отметки, критика и ссоры с родителями из-за неудовлетворительных оценок, что выражается в значимом снижении всех параметров КЖ по мере снижения уровня успеваемости.

Наше исследование показало, что девочки и мальчики по-разному оценивают свое КЖ при разной успеваемости. У девочек ухудшение успеваемости до «удовлетворительной» приводит к нарушению, помимо ролевого, также физического и эмоционального благополучия, снижению общего балла КЖ, в то время как для мальчиков это не только не значимо, но даже способствует более высокому уровню социального функционирования, чем у отличников.

Заключение

Таблица 3

Параметры КЖ мальчиков 13-17 лет в зависимости от успеваемости

(М±д)

Аспекты качества жизни Группа детей по успеваемости

"отлично" (п = 38) "хорошо" (п = 530) "удовлетворительно" (п = 669) "плохо" (п = 54)

ФФ 87,32±10,05 85,60±11,77 85,38±10,47 77,94±12,92***

ЭФ 73,42±15,90 73,02±13,50 73,79±14,09 62,50±20,14**

СФ 81,32±8,91 87,27±13,09** 86,49±13,23* 78,57±16,94

РФ 71,45±14,88 71,52±14,98 66,92±13,93 51,46±17,13***

ОБ 79,66±7,60 80,28±9,83 79,15±9,65 69,05±12,27***

Примечание. * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 - достоверность различий между группой мальчиков-отличников и группами мальчиков, получающих другие оценки.

В результате исследования установлено, что уровень качества жизни неуспевающих старших школьников достоверно ниже по всем аспектам, чем у остальных сверстников. Основным параметром, отражающим влияние успеваемости, является ролевое функционирование. Вместе с тем снижение успеваемости в большей степени нарушает качество жизни девочек, чем мальчиков.

Russian pediatric journal. 2017; 20(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-2-90-93

SOCIAL PEDIATRICS

Финансирование. Спонсорская поддержка отсутствует.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М.: Союз педиатров России; 2010.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность. Рос. педиатр. журн. 2013; (6): 5-7.

3. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников В.В. Оценка качества жизни детей старшего школьного возраста в Удмуртской Республике. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2016; (2): 74-6.

4. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Связь чтения и качества жизни подростков: результаты когортного одномоментного исследования. вопросы современной педиатрии. 2016; 3: 263-7.

5. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников В.В., Наумова Т.А Социально-познавательные факторы и качество жизни младших школьников. современные проблемы науки и образования. 2015; (5): URL: http://www.science-education.ru/128-21745 (дата обращения: 23.09.2015).

6. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Региональные нормативы качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике. Рос. педиатр. журн. 2014; (6): 36-9.

7. Гатиятуллина Л.Р., Малиевский В.А., Винярская И.В., Коновалова Г.М. Влияние психологических особенностей личности ребенка на показатели качества жизни. современные проблемы науки и образования. 2014; (3): 476.

8. Гатиятуллина Л.Р., Малиевский В.А., Винярская И.В., Коновалова Г.М. Качество жизни детей младшего школьного возраста в зависимости от социально-гигиенических условий жизни. современные проблемы науки иобразования. 2014; (2): 324.

9. Деметрио Т.Г. Связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Татарстане. вопросы образования. 2013; (2): 252-69.

10. Малиевский В.А, Байтурина А.Т., Валиуллина С.А., Винярская И.В., Малиевский О.А. Качество жизни детей подросткового возраста в Республике Башкортостан. Рос. педиатр. журн. 2007; (6): 51-4.

11. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М.: Медицина XXI века; 2007.

12. Фокин В.Ф., Боравова А.И., Галкина Н.С., Червяков А.В. Школьная успеваемость и психофизиологические характеристики подросткового темперамента. Асимметрия. 2008; (3): 49-59.

REFERENCES

1. Baranov А.А., А1Ь^Иу V.Yu, Vinyarskaya I.V. The study of Life Quality in Pediatrics. [Izuchenie kachestva zhizni v pediatrii]. Мoscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2010. (in Russian)

2. Baranov А.А., Albitskiy V.Yu, Ustinova N.V. Pediatricians' social initiatives for the protection of the interests and rights of children: the history and contemporaneity. Ros. pediatr. zhurn. 2013; (6): 5-7. (in Russian)

3. Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V., Tret'yakova T.V., Chernikov V.V. Assessment of the quality of life of children of secondary school age in the Republic of Udmurtia. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med. 2016; (2): 74-6. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V., Khan M.A., Tret'yakova T.V., Chernikov V.V. The relationship of reading and quality of life in adolescents: results of a cohort cross-sectional study. Voprosy sovremen-noy pediatrii. 2016; (3): 263-7. (in Russian)

5. Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V., Tret'yakova T.V., Chernikov V.V., Naumova T.A. Sotsial'no-poznavatel'nye faktory i kachestvo zhizni mladshikh shkol'nikov. sovremennye problemy nauki i obrazovani-ya. 2015; (5): URL: http://www.science-education.ru/128-21745 (data obrashcheniya: 23.09.2015). (in Russian)

6. Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V., Khan M.A., Tret'yakova T.V., Chernikov V.V. Regional standards of quality of life of Junior schoolchildren in the Udmurt Republic. Ros. pediatr. zhurn. 2014; (6): 36-9. (in Russian)

7. Gatiyatullina L.R., Malievskiy V.A., Vinyarskaya I.V., Konovalova G.M. Vliyanie psikhologicheskikh osobennostey lichnosti rebenka na pokazateli kachestva zhizni. sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya. 2014; (3): 476. (in Russian)

8. Gatiyatullina L.R., Malievskiy V.A., Vinyarskaya I.V., Konovalova G.M. The quality of life of children of primary school age depending on the social hygienic conditions of life. sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; (2): 324. (in Russian)

9. Demetrio T.G. The relationship between parental education, educational trajectories and achievements of schoolchildren in Tatarstan. Voprosy obrazovaniya. 2013; (2): 252-69. (in Russian)

10. Malievskiy V.A, Bayturina A.T., Valiullina S.A., Vinyarskaya I.V., Malievskiy O.A. The quality of life of adolescent children in the Republic of Bashkortostan. Ros. pediatr. zhurn. 2007; (6): 51-4. (in Russian)

11. Novik A.A., Ionova T.I. A Guide to the study of Auality of Life in Medicine. [Rukovodstvo po issledovaniyu kachestva zhizni v med-itsine]. Moscow: Meditsina XXI vekal 2007. (in Russian)

12. Fokin V.F., Boravova A.I., Galkina N.S., Chervyakov A.V. School performance and psycho-physiological characteristics of adolescent temperament. Assimmetriya. 2008; (3): 49-59. (in Russian)

Поступила 21.09.2016 Принята в печать 17.02.2017

Сведения об авторах:

Винярская Ирина Валериевна, д-р мед. наук, проф. РАН, гл. науч. сотр. лаб. социальной педиатрии ФГАУ ННПЦЗД Минздрава России; Третьякова Татьяна Валерьевна, аспирант каф. педиатрии и неонатологии ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России; Черников Владислав Владимирович, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. социальной педиатрии ФГАУ ННПЦЗД Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.