Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЗАВИСИМОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЗАВИСИМОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ / НЕЗАВИСИМОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусейнова А.А.

В исследовании особое внимание уделено становлению учебной мотивации, как фактору развития личности. Отмечено, что формирование учебной мотивации напрямую связано с содержанием учебных дисциплин, способами и методами оценки результатов обучения. Современным и значимым видом оценивания в образовательной практике выступает независимое оценивание. В работе рассмотрены аспекты воздействия независимого оценивания на учебную мотивацию обучающихся. Одним из условий воздействия внешней оценки на учебную мотивацию является использование аутентичных результатов оценки учебных достижений, которые грамотно структурированы и приведены в понятный вид, проанализированы участниками оценивания и всеми субъектами образовательной деятельности. При такой организации оценочного процесса педагог выступает необходимым наставником и консультантом, а сам испытуемый имеет материалы для рефлексии, самоанализа и самокоррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INDEPENDENT ASSESSMENT RESULTS ON THE ACADEMIC MOTIVATION OF STUDENTS

The research pays special attention to the formation of academic motivation as a factor of personal development. It is noted that the formation of academic motivation is directly related to the content of academic disciplines, ways and methods of assessment of learning outcomes. Independent assessment is a modern and significant type of assessment in educational practice. The paper considers the aspects of the impact of independent assessment on the academic motivation of students. One of the conditions of influence of an external assessment on the academic motivation is the use of authentic results of an assessment of academic achievements, which are competently structured and brought in an understandable form, analyzed by participants of the assessment and all the subjects of the educational activity. In this organization of assessment process the teacher acts as a necessary mentor and as a consultant and the examinee has the materials for reflection, self-analysis and self-correction.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЗАВИСИМОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 371.263

ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЗАВИСИМОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УЧЕБНУЮ

МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

А. А. Хусейнова

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

В исследовании особое внимание уделено становлению учебной мотивации, как фактору развития личности. Отмечено, что формирование учебной мотивации напрямую связано с содержанием учебных дисциплин, способами и методами оценки результатов обучения. Современным и значимым видом оценивания в образовательной практике выступает независимое оценивание. В работе рассмотрены аспекты воздействия независимого оценивания на учебную мотивацию обучающихся. Одним из условий воздействия внешней оценки на учебную мотивацию является использование аутентичных результатов оценки учебных достижений, которые грамотно структурированы и приведены в понятный вид, проанализированы участниками оценивания и всеми субъектами образовательной деятельности. При такой организации оценочного процесса педагог выступает необходимым наставником и консультантом, а сам испытуемый имеет материалы для рефлексии, самоанализа и самокоррекции.

Ключевые слова: учебная мотивация, мотив, мотив достижения, независимое оценивание.

INFLUENCE OF INDEPENDENT ASSESSMENT RESULTS ON THE ACADEMIC

MOTIVATION OF STUDENTS

A. A. Khuseynova

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The research pays special attention to the formation of academic motivation as a factor of personal development. It is noted that the formation of academic motivation is directly related to the content of academic disciplines, ways and methods of assessment of learning outcomes. Independent assessment is a modern and significant type of assessment in educational practice. The paper considers the aspects of the impact of independent assessment on the academic motivation of students. One of the conditions of influence of an external assessment on the academic motivation is the use of authentic results of an assessment of academic achievements, which are competently structured and brought in an understandable form, analyzed by participants of the assessment and all the subjects of the educational activity. In this organization of assessment process the teacher acts as a necessary mentor and as a consultant and the examinee has the materials for reflection, self-analysis and self-correction.

Keywords: academic motivation, motive, achievement motivation, independent assessment.

Введение. В нашей стране в последние годы ситуация с оценкой успеваемости учащихся меняется к лучшему, разрабатываются и внедряются в образовательную практику новые технологии управления результатами обучения, которые в значительной степени влияют на повышение учебной мотивации. Изучение влияния результатов педагогического измерения и результатов оценки успеваемости в образовательном процессе приобретает все большее значение и актуальность в системе образования XXI века.

Основная часть. Термин «мотивация» был впервые использован А. Шопенгауэром в начале 20-го века [1]. После этого он прочно вошел в повседневное употребление для объяснения причин человеческого поведения.

В педагогике под мотивацией понимается система целей, потребностей и мотивов, которые люди сознательно ассоциируют с обучением и контролем в качестве его компонентов для активного участия в обучении и когнитивной работе [2].

Мотив, как часть мотивации, является стимулом к деятельности и связан с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивацию также часто понимают как основную причину действий и поведенческого выбора, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих ту или иную деятельность субъекта [3].

Мотивация достижения — желание достичь совершенства и высокой компетентности в своей деятельности [4]. Это желание обычно проявляется в выборе человеком достаточно сложных задач и усилий для их выполнения. В работах Дж. Аткинсона, Н. Физера и Х. Хекхаузена [5] показано, что мотивация не учитывает ранние формы деятельности, которые человек осуществляет спонтанно в детстве и даже против воспитательного влияния взрослых.

В этом контексте с начала XXI века мотивация достижения, как атрибут личности, соединяет ситуативные факторы (ценность, вероятность успеха, сложность задачи и пр.) и становится частью формулы определения мотивации достижения, проиллюстрированной в работе Х. Хекхаузена «Психология мотивации достижения» в 2001 г. [6]. Высокая мотивация достижений обеспечивает продуктивность деятельности и повышение запаса требуемых компетенций для достижения поставленной цели, реализуемой через мотив, возможно приобретение дополнительных знаний, полученных через обращение к различным источникам или в ходе консультаций. То же можно сказать и про учебную мотивацию.

Формирование учебной мотивации напрямую связано с содержанием учебных дисциплин, способами и методами оценки результатов обучения. Общая тенденция многих исследований проблем оценивания успеваемости обучающихся состоит в том, что функция оценивания является важнейшим фактором активизации деятельности при овладении знаниями и приобретении навыков. Проблема мотивации в оценивании впервые была упомянута в трудах Б. Г. Ананьева в 30-х годах прошлого века [7].

При традиционных формах оценивания педагоги, как правило, испытывают трудности с выявлением латентных характеристик подготовки учащихся и не могут дать объективную оценку [8]. Независимая стандартизированная оценка, исключающая учителя из процесса оценивания, создает единые условия для всех испытуемых. Оценка на одинаковых условиях для всех выступает в качестве конструктивной обратной связи, позволяющей улучшить успеваемость учащихся и, таким образом, выявить проблемные области, которые должны быть преобразованы в форму анализа, связанного с опытом учащихся и корректирующими мерами со стороны учителя. В то же время учащиеся развивают ответственность за свои собственные результаты обучения.

Одним из условий воздействия внешней оценки на мотивацию обучения является использование аутентичных результатов оценки результатов обучения, что приводит к тому, что

учащиеся доверяют полученным оценкам. Именно саморефлексия объективных оценок предметной области чаще всего повышает учебную мотивацию учащихся к приобретению знаний и проявляется как аспект личностного развития [8].

Повышение учебной мотивации при внешнем оценивании происходит тогда, когда данные о результатах обучения учащихся быстро передаются субъектам контроля, видоизменяются в форматы, доступные испытуемым, грамотно структурируются, становятся понятны для анализа и анализируются должным образом. Такое эффективное использование образовательной статистики имеет важное значение для мониторинга учебной деятельности [8]. При такой организации деятельности по мониторингу и анализу педагог становится необходимым консультантом и помощником [9].

Постоянное внимание педагога к деятельности учащегося положительно влияет на активизацию учебной работы и желание действовать самостоятельно, создает условия для размышлений о значимости полученных знаний и умений, для самоутверждения и большей уверенности в возможности достижения успеха [8].

Заключение. Латентные процессы самооценки, самокоррекции, самовыражения и постановки целей учащегося становятся результатом и итогом самоанализа достигнутых результатов в ходе независимого оценивания. Все это активизирует учебную деятельность и стимулирует развитие учебной мотивации к обучению для достижения более высокого результата при следующей оценке.

Библиографический список

1. Шутова, Н. В. Анализ психологических подходов к проблеме мотивации личности / Н. В. Шутова, О. В. Смоловик // Нижегородский психологический альманах. — 2015. — № 1. — 8 с. — URL: http://psykaf417.esrae.ru/1-6 (дата обращения: 08.04.2021).

2. Махова, Г. С. Психолого-педагогические аспекты тестирования при обучении / Г. С. Махова, А. А. Жаутикбаева // Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая. — 2016. — № 1 (49). — С. 84-87. — URL: https://articlekz.com/article/19535# (дата обращения: 08.04.2021).

3. Манакова, М. В. Теоретические основы учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза / М. В. Манакова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-3. — С. 291-294. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-uchebno-professionalnoy-motivatsii-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 08.04.2021).

4. Рожков, Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых / Е. М. Рожков // Современная наука. — 2014. — №3. — С. 4-46. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-v-rabotah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 08.04.2021).

5. Карпенко, Л. А. Словарь. Социальная психология. Энциклопедический словарь в шести томах. Том 2 / Под общ. ред. А. В. Петровского. — Москва : ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

6. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. — СПб.: Речь, 2001. —

256 с.

7. Андреева, Т. В. Идеи Б. Г. Ананьева и эмпирическое исследование жизненного пути личности/ Т. В. Адреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. — 2008. — №1. — С. 52-59. — URL: https://cyb erleninka.ru/article/n/idei-b-g-ananieva-i-empiricheskoe-issledovanie-zhiznennogo-puti-lichnosti (дата обращения: 08.04.2021).

8. Ефремова, Н. Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся / Н. Ф. Еремова // Российский психологический журнал. — 2017. — Т. 14, № 2. — С. 227-244. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnyy-aspekt-nezavisimogo-otsenivaniya-dostizheniy-obuchayuschihsya (дата обращения: 08.04.2021).

9. Хусейнова, А. А. Развитие учебной мотивации в современных экономических и политических условиях/ А. А. Хусейнова // Естественно-гуманитарные исследования. — 2020. — № 2 (28). — С. 272-275. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-uchebnoy-motivatsii-v-sovremennyh-ekonomicheskih-i-politicheskih-usloviyah (дата обращения: 08.04.2021).

Об авторах:

Хусейнова Анастасия Алишеровна, аспирант кафедры «Педагогические измерения»

Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), slastena_96@bk.ru

About the Author:

Khuseynova, Anastasiya A., Postgraduate student, Department of Pedagogical Measurements, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), slastena_96@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.