Научная статья на тему 'НЕЗАВИСИМЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ'

НЕЗАВИСИМЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусейнова А.А.

Формирование нового качества образования, составной частью которого выступает аутентичная оценка, волнует экспертное сообщество долгое время. Внедрение в практику педагогических измерений и самостоятельной оценки достижений в образовательном процессе становится актуальным в системах образования XXI в. В настоящее время актуализируется проблема оценивания компетенций обучающихся и мотивации как одной из ключевых в образовательной практике. В мотивации при возникновении потребности в развитии в специфических видах деятельности - обучении и воспитании - оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных видах деятельности. Поэтому в научной работе особое внимание уделено независимому оцениванию учебных достижений обучающихся как инструменту стимулирования учебной деятельности, обосновано применение метода паттерн-дизайна при разработке измерительного инструментария. Для формирования положительной, устойчивой учебной мотивации важно, чтобы при оценке работы обучающего проводился качественный анализ, подчеркивались все положительные аспекты, успехи в изучении материала и выявлялись причины существующих недостатков. Этот качественный анализ должен быть направлен на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT CONTROL AS AN ELEMENT OF STIMULATING LEARNING ACTIVITIES WITHIN THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION

The development of a new quality of education, of which authentic assessment is an integral part, has been worrying the expert community for a long time. The introduction of pedagogical measurements and self-assessment of achievements in the educational process into practice becomes relevant in the education systems of the 21st century. Today more than ever, the problem of assessing students competencies and motivation, as one of the key in educational practice, is most acute. In motivation, when there is a need for development in specific types of activities - training and education - assessment plays the same role as any other incentive in actualizing other needs in various types of activities. Therefore, in the scientific work, special attention is paid to the independent assessment of educational achievements of students as a tool to stimulate learning activities, the use of the pattern design method in the development of measuring tools is justified. For forming a positive, sustainable educational motivation, it is important when evaluating the work of a student, to carry out a qualitative analysis, to emphasize all positive aspects and progress in studying the material and to identify the causes of existing shortcomings. This qualitative analysis should be aimed at forming the students’ adequate self-esteem of work, their reflection on it.

Текст научной работы на тему «НЕЗАВИСИМЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ»

► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 159.9.072, 37.013.77 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-249-256

ББК 74.202.5

НЕЗАВИСИМЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

INDEPENDENT CONTROL AS AN ELEMENT OF STIMULATING LEARNING ACTIVITIES WITHIN THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION

Хусейнова Анастасия Алишеровна

Аспирант, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону E-mail: nastya.khuseynova@bk.ru

Huseynova Anastasia A.

PhD postgraduate student at Don State Technical University, Rostov-on-Don E-mail: nastya.khuseynova@bk.ru

Аннотация. Формирование нового качества образования, составной частью которого выступает аутентичная оценка, волнует экспертное сообщество долгое время. Внедрение в практику педагогических измерений и самостоятельной оценки достижений в образовательном процессе становится актуальным в системах образования XXI в. В настоящее время актуализируется проблема оценивания компетенций обучающихся и мотивации как одной из ключевых в образовательной практике. В мотивации при возникновении потребности в развитии в специфических видах деятельности - обучении и воспитании - оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных

Abstract. The development of a new quality of education, of which authentic assessment is an integral part, has been worrying the expert community for a long time. The introduction of pedagogical measurements and self-assessment of achievements in the educational process into practice becomes relevant in the education systems of the 21st century. Today more than ever, the problem of assessing students competencies and motivation, as one of the key in educational practice, is most acute. In motivation, when there is a need for development in specific types of activities - training and education - assessment plays the same role as any other incentive in actualizing other needs in various types of

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Хусейнова А. А., 2021

видах деятельности. Поэтому в научной работе особое внимание уделено независимому оцениванию учебных достижений обучающихся как инструменту стимулирования учебной деятельности, обосновано применение метода паттерн-дизайна при разработке измерительного инструментария. Для формирования положительной, устойчивой учебной мотивации важно, чтобы при оценке работы обучающего проводился качественный анализ, подчеркивались все положительные аспекты, успехи в изучении материала и выявлялись причины существующих недостатков. Этот качественный анализ должен быть направлен на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии.

activities. Therefore, in the scientific work, special attention is paid to the independent assessment of educational achievements of students as a tool to stimulate learning activities, the use of the pattern design method in the development of measuring tools is justified. For forming a positive, sustainable educational motivation, it is important when evaluating the work of a student, to carry out a qualitative analysis, to emphasize all positive aspects and progress in studying the material and to identify the causes of existing shortcomings. This qualitative analysis should be aimed at forming the students' adequate self-esteem of work, their reflection on it.

Ключевые слова: учебная мотивация, независимая оценка, компетенции.

Keywords: learning motivation, independent assessment, competence.

Актуальность и цель исследования. Размышляя о современном развитии общества, исследователи обращаются не столько к модернизации экономики или внедрению передовых технологий, сколько к компетентностному подходу как к новой образовательной парадигме. Данное направление развития образовательной мысли актуально в связи с потребностью общества в качественном образовании, обеспечивающем высокий уровень подготовленности личности к успешному выполнению своих социальных ролей и функций. Повышение требований к образованию дает толчок к переосмыслению нынешней образовательной парадигмы, целей и задач образования в целом [1].

Интерес к компетенциям на международном уровне фиксируется и в оценках PISA, выходящих за рамки вопроса, поставленного многими системами оценки: «что узнали обучающиеся?». На первый план выходит новая проблема: «что обучающие могут сделать с тем, что они узнали?».

Применение компетентностного подхода в рамках образовательной системы в Российской Федерации привлекает все больше внимания. Подтверждением данного факта служит:

• формирование и введение обновленной системы государственных стандартов в сфере образования, ориентированных на развитие компетенций учащихся;

• развитие многоступенчатости образовательной системы;

• изменения образовательной системы посредством включения в Болонский процесс.

Качество образования является произведением способностей и стремлений к развитию вовлеченных в него субъектов, в том числе и административных. Не секрет, что

пассивность и равнодушие к самосовершенствованию не в последнюю очередь связаны с недостаточным уровнем развития учебной мотивации. Действительно, именно компетенция «мотивирование» оказывается сегодня одной из наименее развитых [2].

Отметим, что, рассматривая мотивацию, нельзя не учитывать связь мотивов с целями и потребностями личности. Взаимодействуя, они образуют активную мотиваци-онную сферу, которая отражает не только цели и потребности, но и интересы, стимулы, склонности и отношения [3].

Высокая познавательная мотивация обеспечивает продуктивность учебной деятельности и повышение запаса требуемых знаний, умений и навыков и компетенций для достижения поставленной цели, реализуемой через мотив. Формирование познавательной мотивации при этом непосредственно связано со способами и методами оценивания результатов обучения. В частности, результат независимого оценивания служит инструментом стимулирования деятельности обучающегося.

Методология исследования. Метод паттерн-дизайна (шаблон для многократного использования в образовательной практике) выступает инновационным и надежным способом проектирования и разработки средств оценивания компетенций XXI в.

На рис. 1 предложен пример схемы сложного конструкта в виде набора оцениваемых компетенций и их профилей.

На базе этого конструкта могут быть разработаны сложные оценочные средства для заявленной цели оценивания в любой предметной области. Согласно паттерну, оценочный инструментарий позволяет комплексно определить уровень владения обучающимися компетенциями, поскольку решить предложенные задачи можно, только владея несколькими компетенциями. Используя данный шаблон, возможно планирование целей и подцелей образовательного процесса обучающихся через проявление оцениваемых профилей личности с применением известных и требующих поиска знаний, умений и навыков испытуемого.

Цель

оценивания

О-1 - профиль

^ компетенция О-2 - профиль

3 - профиль

подцели

компетенция . -^ 1 - профиль

^ 2 - профиль

О компетенция

Ъ-

Нет профилей

О знание

и> т

Цель

знание 3, 4 ^

Рис. 1. Шаблон многомерного конструкта знаний и компетенций [4]

Прежде всего, доказательная модель опирается на конструкт исследуемых латентных характеристик обучающихся, устанавливающий связь между моделью задания и моделью испытуемого. При оценке компетенций учащихся предлагается использовать стандартизированные оценочные средства. Развитие компетентностного подхода в образовательной системе предусматривает переход от традиционного оценивания к модернизированному, с включением современных измерительных технологий (таких как тесты, разработанные на основе теории и практики педагогических измерений (ШТ, основ тестологии, психометрии и психодиагностики и др.)) [5].

Значимость такого оценивания - высокий уровень взаимодействия содержания и результатов теста и особенностей образовательного процесса, поскольку внешними организаторами и образовательной организацией создаются необходимые условия для формирования независимой оценки учебных достижений обучающихся, обеспеченной равенством подходов к оценке и обоснованностью результатов.

Независимое оценивание учебных достижений обучающихся имеет оптимальное время тестирования, которое отражает баланс между временем оценочного мероприятия и усталостью испытуемых, не провоцирует их на нарушение правил организации оценочного процесса. Конечно, при выборе форм тестовых заданий учитывается возраст испытуемых, особое внимание уделяется снижению монотонности работы и правильности отображения содержания заданий теста. Процедура оценивания направлена на то, чтобы мотивировать учащихся не переставать быть продуктивными в течение всего периода работы с тестом, а сам результат работы был как можно более разнообразным [6].

В случае возникновения проблемы получения как можно более высоких баллов в оценочных процедурах с «высокими ставками» (например, успешная сдача единого государственного экзамена) мотивация будет повышена уже во время пробного этапа теста, что может снизить тревогу перед экзаменом. Испытуемые должны быть убеждены в том, что задачи, решения которых от них ожидают, адекватны и выполнимы, и им должна быть предоставлена возможность убедиться в своих возможностях.

Особый фактор, затрагивающий отдельного человека или группу учащихся, - это характер их предтестовой деятельности. Специальные исследования психофизиологов показывают, что наиболее благоприятное время - между 9 и 12 или между 16 и 18 часами. Поскольку это тесты, применяемые в рамках образовательной практики, наиболее подходящее время - второе или третье занятие первой смены [7]. В дополнение к вышесказанному добавим, что независимая оценка учебной успеваемости включает в себя обоснованную и проверенную процедуру обработки, анализа и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, связанных с определением успеха и неудач испытуемых.

Надежность и правильность соблюдения условий проведения независимого тестирования устанавливается путем сравнения результатов:

• разных учащихся в одних и тех же условиях;

• одних и тех же испытуемых в различных условиях [8].

Однако следует помнить, что если контрольные и оценочные задания выполняются несколько раз в одной и той же группе, то желание дать больше тестовых заданий

обычно означает, что испытуемые будут иметь меньше времени для получения новых знаний во время занятий. Поэтому более эффективно проводить тестирование, не жертвуя временем на основные занятия [9].

Периодичное проведение мероприятий по мониторингу и оценке может помочь обучающимся улучшить свою успеваемость, а результаты тестирования могут не только помочь ученикам понять уровень их готовности, но и помочь педагогам использовать результаты в качестве стимулов или стратегий, которые трудно реализовать с использованием традиционных методов оценки знаний (рис. 2).

Независимое тестирование — это возможность для учащихся освоить новые экзаменационные технологии, проверить свой уровень и выявить пробелы в знаниях. Преподаватели же получают возможность сравнить достижения своих учеников с результатами общей выборки на одном и том же уровне образования, проверить свои навыки и сэкономить время на контроле [10].

Обсуждение результатов. Материалы исследования опираются на результаты независимого оценивания учебных достижений по обществознанию обучающихся. Модель контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении эксперимента, отображает интегральный характер дисциплины: в целом задания охватывают главные области курса, основополагающие положения разных сфер обществознания.

В итоге в рамках выбранного компетентностного подхода предметами проверки фигурирует обширный спектр предметных умений, а также видов познавательной деятельности, знания об обществе в цельности его областей, базовых институтов, об общественных качествах личности, а также об условиях их создания, о главных экономических процессах, явлениях, политике, праве, общественных взаимоотношениях, духовного бытия общества. Измерительный конструкт состоит из: кодификатора элементов содержания и требований; спецификации работы; демонстрационного варианта теста; боевых вариантов; ключей и критериев оценивания.

Важно применять различные виды контроля особо уделяя внимание систематическому и всеохватному оцениванию

Л У

Учет результатов оценивания желательно проводить гласно

Оцениваются все действия обучающегося в учебном процессе

Оценивание результатов контроля должно проводиться в сочетании личностного и нормативного способов

Оценка педагога должна постепенно заменяться

взаимооценкой и самооценкой, для чего при изучении каждого действия следует указывать способ его контроля

Рис. 2. Основные условия эффективного педагогического контроля и оценивания

(составлено автором)

35 -г-

30--

25 гттШ

20--щ и. |||ц||

"1 4 7 101316192225283134374043464952555861646770737679828588 Испытуемые

Рис. 3. Результаты независимой оценки учебных достижений учащихся образовательных организаций (по данным, полученным в ходе эксперимента)

В результате эксперимента проведено оценивание уровня учебной мотивации 90 испытуемых, произведен сбор результатов независимого тестирования (рис. 3), анкетирования и личных бесед.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что 49% испытуемых удовлетворительно выполнили предложенные задания, 46% хорошо выполнили тестовые задания, 2% учащихся 10-х классов получили отличные результаты, 3% не выполнили предложенные задания вовсе. По результатам тестирования образовательным организациям выданы протоколы с дихотомическими таблицами, в которых для каждого участника оценочного процесса указаны выполненные и невыполненные задания теста, а каждый испытуемый получает на руки сертификат с результатами выполнения экзаменационной работы. Предложенный оценочный инструментарий позволил выявить дифференцированный уровень подготовки обучающихся по дисциплине в рамках стандартизированной проверки. Исходя из уже полученных данных, выявлено, что 79% испытуемых почувствовали после проведения оценивания повышение заинтересованности и мотивации в изучении учебной дисциплины.

Выводы. Система независимого тестирования стала одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, оценки качества обучения и повышения учебной мотивации. Участие в стандартизированном тестировании приводит к приобретению опыта работы с тестом, появлению уверенности в возможности выполнения большего числа заданий при правильном распределении времени и правильно выбранной последовательности их выполнения [11]. В теории и образовательной практике мотивация связывается с необходимостью установления надежной обратной связи посредством независимых оценочных измерений, объективностью контроля и надежностью результатов оценивания через развитие механизмов рефлексии достигнутого уровня и выработки перспективного планирования следующих этапов развития [12].

В многолетней практике организации и проведения независимой оценки достижений учащихся в форме образовательного аудита отмечается, что систематическая

независимая оценка достижений учащихся на индивидуально-личностном уровне меняет отношение к их образовательной деятельности [13]. Скрытые процессы самооценки, самокоррекции, самовыражения и постановки целей выступают результатом самоанализа достигнутых результатов. Все это активизирует познавательную деятельность и мотивацию к обучению для достижения лучших результатов при следующей оценке. Умение ставить учебные цели является показателем зрелости мотивационной сферы обучающегося.

Список литературы

1. Замятин А. М. Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 418-420.

2. Кожевина О. В., Крук Е. Е. Мотивация как ключевая управленческая компетенция // Вестник АГАУ. 2008. № 1. С. 81-86.

3. Муратова А. С., Кочегарова Н. А. Учебная мотивация как основной вид мотивации при обучении иностранному языку // Проблемы науки. 2012. № 2 (12). С. 122-124.

4. Ефремова Н. Ф. Концептуальная модель оценки компетенций студентов // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 7. С. 169-174.

5. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000. 168 с.

6. Адаптивное тестирование: учеб.-метод. пособие / Н. М. Опарина, Г. Н. Полина, Р. М. Файзулин, И. Г. Шрамкова. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС. 2017. 95 с.

7. Соболева Э. Экспертные проекты по оценке качества образования // Прикладная информатика. 2012. № 6 (42). С. 15-23.

8. Хусейнова А. А., Ковалева С. В. Обеспечение независимости и эффективности контрольно-оценочной деятельности при обучении // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. URL: http://eduherald.ru/ru/artide/view?id=17904 (дата обращения: 10.06.2020).

9. Мамедов М. Образование - путь к устойчивому развитию или о реформах в данной сфере // Зеркало. 06.11.2010. URL: http://www.zerkalo.az/2010-11-06/society/14382-obrazovanie-reformi (дата обращения: 11.06.2020).

10. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 471-474.

11. Efremova N. F. Huseynova А. А. Shvedova S. The influence of assessment on learning motivation. In: Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019) SHS Web Conf. 2019. Vol. 70. DOI: https:// doi.org/10.1051/shsconf/20197004003.

12. Ефремова Н. Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 227-244.

13. Хусейнова А. А. Развитие учебной мотивации в современных экономических и политических условиях // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (28). С. 272-275.

References

1. Zamyatin A. M. Sistema otsenki kompetentsiy studentov VPO. Obzor dostizheniy i nereshennykh zadach. Molodoy uchenyy. 2012, No. 5, pp. 418-420.

2. Kozhevina O. V., Kruk E. E. Motivatsiya kak klyuchevaya upravlencheskaya kompetentsiya. Vestnik AGAU. 2008, No. 1, pp. 81-86.

3. Muratova A. S., Kochegarova N. A. Uchebnaya motivatsiya kak osnovnoy vid motivatsii pri obuchenii inostrannomu yazyku. Problemy nauki. 2012, No. 2 (12), pp. 122-124.

4. Efremova N. F. Kontseptualnaya model otsenki kompetentsiy studentov. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2019, No. 7, pp. 169-174.

5. Neyman Yu. M., Khlebnikov V. A. Vvedenie v teoriyu modelirovaniya i parametrizatsii pedagogicheskikh testov. Moscow, 2000. 168 p.

6. Oparina N. M., Polina G. N., Fayzulin R. M., Shramkova I. G. Adaptivnoe testirovanie: ucheb.-metod. posobie. Khabarovsk: Izd-vo DVGUPS. 2017. 95 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Soboleva E. Ekspertnye proekty po otsenke kachestva obrazovaniya. Prikladnaya informatika. 2012, No. 6 (42), pp. 15-23.

8. Khuseynova A. A., Kovaleva S. V. Obespechenie nezavisimosti i effektivnosti kontrolno-otsenochnoy deyatelnosti pri obuchenii. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. 2017, No. 6. Available at: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17904 (accessed: 10.06.2020).

9. Mamedov M. Obrazovanie - put k ustoychivomu razvitiyu ili o reformakh v dannoy sfere. Zerkalo. 06.11.2010. Available at: http://www.zerkalo.az/2010-11-06/society/14382-obrazovanie-reformi (accessed: 11.06.2020).

10. Varchenko E. I. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v obrazovatelnom uchrezhdenii. Molodoy uchenyy. 2013, No. 3, pp. 471-474.

11. Efremova N. F. Huseynova A. A. Shvedova S. The influence of assessment on learning motivation. In: Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019) SHS Web Conf. 2019. Vol. 70. DOI: https:// doi.org/10.1051/shsconf/20197004003.

12. Efremova N. F. Motivatsionnyy aspekt nezavisimogo otsenivaniya dostizheniy obuchayushchikhsya. Rossiyskiypsikhologicheskiyzhurnal. 2017, Vol. 14, No. 2, pp. 227-244.

13. Khuseynova A. A. Razvitie uchebnoy motivatsii v sovremennykh ekonomicheskikh i politicheskikh usloviyakh. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2020, No. 2 (28), pp. 272-275.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 2

Статья поступила в редакцию 11.07.2020 The article was received on 11.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.