Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОЦЕНКИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОЦЕНКИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEARNING MOTIVATION / INDEPENDENT ASSESSMENT / COMPETENCE / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусейнова А.А., Ващинникова К.Д.

Обращаясь к новой образовательной парадигме, в научной работе рассмотрены условия обеспечения эффективности аутентичного оценивания достижений обучающихся в рамках компетентностного подхода и переход от традиционного контроля знаний к тестам, разработанным на основе теории педагогических измерений. Особое внимание уделено независимому оцениванию, как инструменту стимулирования учебной деятельности, а также обоснованию метода паттерн-дизайна, применяемого при разработке измерительного инструментария. Экспериментальная основа исследования опирается на результаты независимого оценивания учебных достижений обучающихся старшей ступени среднего профессионального образования по обществознанию в нескольких образовательных организациях. В результате анкетирования участников независимого тестирования отмечается формирование устойчивой положительной учебной мотивации. Связь с оценкой воздействия на учебную мотивацию подтверждается отношением респондентов к процедуре аутентичной оценки со стороны участников оценочного процесса: школьников, педагогов и родителей. В результате выявлено, что все субъекты образовательного процесса оценивают влияние предложенного способа оценивания на учебную мотивацию с положительной стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT ASSESSMENT ON LEARNING MOTIVATION IN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION

Turning to the new educational paradigm, the research paper considers the conditions for ensuring the effectiveness of authentic assessment of students ’ achievements within the competence approach and the transition from traditional knowledge control to tests developed on the basis of the theory of pedagogical measurements. Special attention is paid to independent assessment as a tool for stimulating learning activities, as well as to the justification of the pattern design method used in the development of measurement tools. The experimental basis of the study is based on the results of an independent assessment of educational achievements of students of the senior level of secondary vocational education in social studies in several educational organizations. As a result of the survey ofparticipants in independent testing, the formation of a stable positive learning motivation is noted. The relationship with the assessment of the impact on educational motivation is confirmed by the respondents ’ attitude to the authentic assessment procedure on the part of participants in the assessment process: schoolchildren, teachers, and parents. As a result, it was revealed that all subjects of the educational process evaluate the impact of the proposed method of assessment on educational motivation from a positive side.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОЦЕНКИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ»

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

УДК 371.264

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-9-28-34

IMPACT ASSESSMENT ON LEARNING MOTIVATION IN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION

Huseynova А.А., Vashchinnikova K.D.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОЦЕНКИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Хусейнова А.А., Ващинникова К.Д.

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Abstract. Turning to the new educational paradigm, the research paper considers the conditions for ensuring the effectiveness of authentic assessment of students ' achievements within the competence approach and the transition from traditional knowledge control to tests developed on the basis of the theory of pedagogical measurements. Special attention is paid to independent assessment as a tool for stimulating learning activities, as well as to the justification of the pattern design method used in the development of measurement tools. The experimental basis of the study is based on the results of an independent assessment of educational achievements of students of the senior level of secondary vocational education in social studies in several educational organizations. As a result of the survey ofpartic-ipants in independent testing, the formation of a stable positive learning motivation is noted. The relationship with the assessment of the impact on educational motivation is confirmed by the respondents ' attitude to the authentic assessment procedure on the part of participants in the assessment process: schoolchildren, teachers, and parents. As a result, it was revealed that all subjects of the educational process evaluate the impact of the proposed method of assessment on educational motivation from a positive side.

Keywords: learning motivation, independent assessment, competence.

Аннотация. Обращаясь к новой образовательной парадигме, в научной работе рассмотрены условия обеспечения эффективности аутентичного оценивания достижений обучающихся в рамках компетент-ностного подхода и переход от традиционного контроля знаний к тестам, разработанным на основе теории педагогических измерений. Особое внимание уделено независимому оцениванию, как инструменту стимулирования учебной деятельности, а также обоснованию метода паттерн-дизайна, применяемого при разработке измерительного инструментария. Экспериментальная основа исследования опирается на результаты независимого оценивания учебных достижений обучающихся старшей ступени среднего профессионального образования по обще-ствознанию в нескольких образовательных организациях. В результате анкетирования участников независимого тестирования отмечается формирование устойчивой положительной учебной мотивации. Связь с оценкой воздействия на учебную мотивацию подтверждается отношением респондентов к процедуре аутентичной оценки со стороны участников оценочного процесса: школьников, педагогов и родителей. В результате выявлено, что все субъекты образовательного процесса оценивают влияние предложенного способа оценивания на учебную мотивацию с положительной стороны.

Ключевые слова: учебная мотивация, независимая оценка, компетенции.

REFERENCES

[1] Ефремова, Н.Ф. Концептуальная модель оценки компетенций студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 7. - С. 169-174. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37607

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Efremova N. F. (2019) Conceptual model of assessment of student's competencies. Modern science-intensive technologies, 7, 169-174. http://top-tech-nologies.ru/ru/article/view?id=337607._

Э-

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

[2] Замятин, А. М. Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач // Молодой ученый. - 2012. - №»5. - С. 418-420. URL: https://moluch.ru/archive/40/4882/

[3] Кожевина, О. В., Крук, Е. Е. Мотивация как ключевая управленческая компетенция // Вестник АГАУ. - 2008. - №1. - С. 81-86. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/motivatsiya-kak-klyuchevaya-upravlencheskaya-kompetentsiya

[4] Курзаева, Л. В. Тестовая оценка результатов обучения личности в парадигме компетентностного подхода // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2013. - №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testovaya-otsenka-rezultatov-obucheniya-lichnosti-v-paradigme-kom-petentnostnogo-podhoda-na-primere-it-napravleniy-podgotovki

[5] Муратова, А. С., Кочегарова, Н. А. Учебная мотивация как основной вид мотивации при обучении иностранному языку // Проблемы Науки. - 2012. -№2 (12). - С. 122-124. URL: https ://cyber-leninka.ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-os-novnoy-vid-motivatsii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku

[6] Хусейнова, А.А. и др. Обеспечение независимости и эффективности контрольно-оценочной деятельности при обучении // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6. URL: http ://eduherald.ru/ru/article/view?id= 17904.

[7] Efremova N.F. Huseynova А.А. Shvedova S. (2019) The influence of assessment on learning motivation. SHS Web Conf. 04003. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197004003

[8] Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся / Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 2. - С. 227-244. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.13

[9] Mislevy R.J., Almond R.G., Lukas J.F. A Brief Introduction to Evidence-centered Design. Educational Testing Service, Princeton, NJ, (2003) 37 p. https://www.ets.org/Media/Research/pdf/RR-03-16.pdf

Zamyatin A.M. (2012) System of assessment of the competence of students of higher education institutions. Review of achievements and unsolved problems. Young scientist, 5, 418-420. https://moluch.ru/archive/40/4882/ Kozhevina O. V. & Kruk E. E. (2008) Motivation as a key managerial competence. Vestnik of ASAU, 1. https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-klyuchevaya-upravlencheskaya-kompe-tentsiya.

Kurzaeva L. V. (2013) Test evaluation of the results of personal training in the paradigm of the competence approach (on the example of it training areas). Modern information technologies and it education. №9. https://cyberleninka. ru/article/n/testovaya-otsenka-rezultatov-obucheniya-lichnosti-v-para-digme-kompetentnostnogo-podhoda-na-primere-it-napravleniy-podgotovki

Muratova A. S. & Kochegarova N. A. (2012) Educational motivation as the main type of motivation when teaching a foreign language. Problems of Science, 2(12). https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-osnovnoy-vid-motivatsii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku. Huseynova A. A. & Kovaleva S. V. (2017) Ensuring independence and efficiency of control and evaluation activities in teaching. International student scientific bulletin, 6. http://eduherald.ru/ru/ar-ticle/view?id= 17904.

Efremova N.F., Huseynova A.A., Shvedova S. (2019) The influence of assessment on learning motivation. SHS Web Conf., 70. https://www.shsconferences.org/arti-cles/shsconf/abs/2019/11/shsconf_ic-tdpp2018_04003/shsconf_ictdpp2018_04003.html. Efremova N. F. (2017) Motivational aspect of independent assessment of students ' achievements. Russian psychological journal. 14 (2). pp. 227-244. DOI: 10.21702/rpj. 2017. 2. 13. Mislevy R.J., Almond R.G., Lukas J.F. (2003) A Brief Introduction to Evidence-centered Design. Educational Testing Service, Princeton, NJ, 37 p. https://www.ets.org/Media/Research/pdf/RR-03-16.pdf

Conflict of interest statement. The authors declare no conflict of interest. Huseynova SPIN ID: 8949-2352; ORCID ID: 0000-0003-3687-3340 Vashchinnikova K. D. ORCID ID: 0000-0002-6510-1385

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Хусейнова А.А. SPIN-код: 8949-2352; ORCID Ю: 0000-0003-3687-3340 Ващинникова К.Д. ORCID Ю: 0000-0002-6510-1385

Введение. Отмечая особенности современного развитии общества, исследователи обращаются не столько к модернизации

экономики или внедрению передовых образовательных технологий, сколько к «компе-

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

тентностному подходу» как к новой образовательной парадигме. Данное направление развития педагогической мысли актуально в связи с потребностью общества в качественном образовании, обеспечивающем высокий уровень подготовленности личности к успешному выполнению своих социальных ролей и функций. Исходя из анализа работы Замятина, отметим, что повышение требований к образованию дает толчок к переосмыслению нынешней образовательной парадигмы, целей и задач образования в целом [2]. Интерес к компетенциям на международном уровне фиксируется во многих крупномасштабных проектах, в том числе в оценках PISA (Programme for International Student Assessment - Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся), выходящих за рамки вопроса, поставленного многими системами оценки: «Что узнали обучающиеся?»

На первый план выходит новая проблема: «Что обучающие могут сделать с тем, что они узнали?»

Качество образования является результатом проявления способностей и стремлений к развитию вовлеченных в него субъектов, в том числе и административных работников в сфере образовательной деятельности. Не секрет, что пассивность и равнодушие к самосовершенствованию не в последнюю очередь связаны с недостаточным уровнем развития учебной мотивации. Действительно, именно компетенция «мотивирование» оказывается сегодня одной из наименее изученных и развитых [3]. Данная мысль была модифицирована на основе анализированного материала. Рассматривая способы повышения учебной мотивации, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». Они тесно взаимодействуют, создавая мотивационную сферу личности. По Муратовой, термин «мо-тивационная сфера» включает в себя все виды мотивов: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности и отношения [5].

Высокая познавательная мотивация обеспечивает продуктивность учебной деятельности и потребности в повышении запаса

знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для достижения поставленной цели, реализуемой через мотив. Формирование познавательной мотивации при этом в значительной степени связано со способами и методами оценивания результатов обучения, как действенной обратной связи. В данном исследовании результат аутентичного оценивания проявляется как инструментом стимулирования учебной мотивации и активизации познавательной деятельности обучающихся.

Методология исследования. В образовательной практике школ сложность надежного оценивания достижений обучающихся обусловлена отсутствием опыта разработки качественного оценочного инструментария. В зарубежной практике в помощь разработчикам широкое применение находит метод паттерн-дизайна (шаблон для многократного использования в образовательной практике). Он выступает инновационным и надежным способом проектирования и разработки средств оценивания когнитивных результатов обучения и компетенций XXI века.

Прежде всего, доказательная модель оценки опирается на конструкт исследуемых латентных характеристик обучающихся, устанавливающий связь между моделью задания и моделью испытуемого. При оценке компетенций и знаний учащихся предлагается использовать стандартизированные и компетентностные педагогические тесты, кейсы, индивидуальные или групповые проекты и др. Отметим, что с внедрением компе-тентностного подхода происходит переход от традиционного тестирования к тестам, разработанным на основе теории педагогических измерений (психометрия, тестология классическая теория КТТ и современная теория тестов ГОТ) [4].

На этапе подготовки оценки необходимо выполнять ряд подготовительныз процедур, одной из важных является разработка конструкта оцениваниваемых характеристик обучающихся. Он может быть одномерным или многомерным, в зависимость от количества целей и подцелей оценивания. Первым этапом формирования конструкта выступает определение цели исследования. Исходя из нее, строится планируемая модель оценки,

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

состоящая из проверяемых знании и компетенций, их профилей. Выбор каждого элемента конструкта зависит от целей оценивания и частных подцелей. На базе этого конструкта могут быть разработаны сложные оценочные средства, содержащие ряд заданий для заявленной цели оценивания в любой предметной области или на междисциплинарном уровне. Поэтому оценивание при использовании такого конструкта может быть комплексным и компетентностно-ориентирован-ным. По нему можно планировать цели и подцели для организации различных видов деятельности обучающихся в ситуации оценки так, чтобы они могли продемонстрировать оцениваемые характеристики с применением усвоенных знаний и поиска необходимой информации для максимально возможного проявления уровня владения несколькими компетенциями.

Используя авторский шаблон многомерного конструкта знаний и компетенций Ефремовой Н.Ф. [1], основы которого в свою очередь базируются на разработке Mislevy R.J. [9]. В данном же научном исследовании в рамках указанных шаблонов была выдвинута следующая цель организации оценочного процесса:

Исследование влияния аутентичного оценивания на формирование и развитие учебной мотивации обучающихся.

Участники оценивания - обучающиеся 10 класса, предмет оценивания - знания и компетенции в области обществознания. Измерительные материалы - стандартизированный тест, созданный в соответствии с рабочими программами и учебными планами педагогов образовательных организаций. Тестовые задания обладали психометрическими характеристиками, полученными в процессе апробации и статистической обработки данных. Процедура проведения оценочного процесса направлена, но то, что бы мотивация учащихся не прекращала быть устойчивой и положительной в течение всего времени работы с тестом, а работа учеников была максимально разнообразной [6]. Учитывая, что у многих обучающихся 10 класса уже существует проблема получения максимально возможного балла при оценочных процедурах с

«высокими ставками» (как например последующая успешная сдача единого государственного экзамена), мотивация будет повышенной уже на этапе проведения пробного тестирования. Кроме того, внешняя оценка может снизить предэкзаменационное волнение. При проведении оценочного процесса важно убедить учащихся в адекватности и посиль-ности задач, которые они должны решать, дать им убедиться в своих возможностях. Независимое оценивание учебных достижений включает обоснованную и выверенную процедуру обработки, анализа и интерпретации результатов во избежание ошибок, связанных с определением успехов и неудач испытуемых. Надежность и правильность соблюдения условий проведения независимого тестирования устанавливается путем сравнения результатов: разных учащихся в одних и тех же условиях; одних и тех же испытуемых в различных условиях [7].

Основными условиями обеспечения эффективности оценивания выступают:

- применение различных видов контроля, уделяя особое внимание систематическому и всеохватывающему оцениванию;

- оценка всех действий обучающихся при выполнении заданий;

- постепенная замена традиционной оценки взаимооценкой и самооценкой, которые способствуют самоорганизации и самообучению испытуемых;

- сочетание личностного и нормативного способов оценивания результатов обучения;

- открытый учет результатов оценивания.

Обсуждение результатов. Модель контрольно-измерительных материалов, использованных в эксперименте, отображает интегральный характер дисциплины: в целом задания охватывают главные области курса, основополагающие положения разных сфер обществознания и интеграции важных знаний. В рамках компетентностного подхода проверочный инструментарий требует от испытуемых продемонстрировать обширный спектр предметных умений и знаний в цельности предметной области об обществе, базовых институтах, общественных качествах личности, а также об условиях протекания главных экономических процессов, явлениях,

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

политике, праве, общественных взаимоотношениях, духовном бытие общества и др. Измерительный материал состоит из структурных компонентов: конструкта; кодификатора элементов содержания и требований; спецификации работы; демонстрационного варианта теста; рабочих вариантов; ключей (правильных ответов на задания), шкалы и критериев оценивания.

В эксперименте по оценке влияния независимого тестирования на развитие учебной мотивации приняли участие 90 учащихся 10-х классов нескольких образовательных организаций. На рисунке 1 отражены полученные результаты эксперимента в первичных баллах обучающихся в интервале от 0 до 40.

35

30

. 25

СЛ §20

£ 15

10

5

0

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

1 4 7 10 13 161922252831 34374043 4649 52 55 58 616467 7073 7679 82 85 88 Рис. 1 - Результаты оценки учебных достижений по обществознанию 35

30

25

ы

¡3 20

а б е

и 15

о т

с е

н 10

i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i ri ri i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i ri

1 4 7 10 13 1619222528 31 34 3740 43 46 49 52 55 58 61 64 67 70 73 76 79 82 85 88

Fig. 1 - The assessment results of student's educational achievements (according to the data obtained during the experiment)

Э-

5

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

На основании полученных результатов сделан вывод, что 49% испытуемых удовлетворительно выполнили предложенные задания, 46% хорошо выполнили тестовые задания, 2% учащихся 10-х классов получили отличные результаты, 3% не выполнили предложенные задания. Предлагаемый оценочный инструментарий позволил выявить дифференцированный уровень подготовки испытуемых по дисциплине в рамках стандартизированного оценочного мероприятия.

С целью определения влияния такого контроля на учебную мотивацию по широкому кругу вопросов после тестирования проведен анкетный опрос респондентов (учащихся, родителей и учителей). Инструментарий анкетирования оценивал заинтересованность респондентов в процедуре внешнего независимого оценивания, в результатах, а также ощущали ли обучающиеся, преподаватели и родители изменение отношения учащихся к предмету и мотивации к овладению его содержанием.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Педагоги

Родители

Обучающиеся

Да

нет

teachers

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

yes

no

Рис. 2 - Оценка влияния независимого тестирования на учебную мотивацию

Fig. 2 - Assessing the impact of independent testing on educational motivation (according to the data

obtained during the experiment)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты анкетирования выявили удовлетворенность учителей независимой оценкой, ими отмечено повышение мотивации школьников к изучению предмета. Анкета родителей направлена на выявление: будущей профессиональной деятельности детей, удовлетворенности учебным процессом, достаточности контроля знаний, отношения к самостоятельной оценке учебных достижений, возможных форм развития мотивации

учащихся. Обучающимся предложено ответить на вопросы об их профессиональной уверенности, отношении к самостоятельной оценке и независимому тестированию как части учебного процесса, а также о влиянии независимого тестирования на учебную мотивацию. На вопрос о том, оказывают ли результаты независимого тестирования влияние на повышение учебной мотивации и учащимися,

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

и родителями в основном были даны положительные ответы (рисунок 2).

Выводы. В теории и образовательной практике учебная мотивация связана с необходимостью установления достоверной обратной связи через независимые оценочные измерения, объективность контроля и достоверность результатов оценивания. Система независимого тестирования стала одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, оценки качества обучения и повышения учебной мотивации. Участие обучающихся в стандартизированном тестировании приводит к приобретению ими опыта работы с тестом, появлению уверенности в возможности выполнения большего числа за-

даний при правильном распределении времени и правильно выбранной последовательности их выполнения [8]. В многолетней практике организации и проведения нами независимой оценки достижений обучающихся в форме образовательного аудита отмечается, что при систематической независимой оценке достижений у обучающихся на индивидуально-личностном уровне меняется отношение к их учебной деятельности. Скрытые процессы самооценки, самокоррекции, самовыражения и целеполагания становятся результатом самоанализа достигнутых результатов. Это способствует активации познавательной деятельности и повышению уровня учебной мотивации.

Ответственный за переписку: Анастасия А. Хусейнова, аспирант ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, nastya.khuseynova@bk.ru Corresponding Author: Anastasia A. Huseynova, Postgraduate student Don State Technical University, Rostov-on-Don, nastya.khuseynova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.