Научная статья на тему ' развитие учебной мотивации в современных экономических и политических условиях'

развитие учебной мотивации в современных экономических и политических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / оценка / контроль / независимое тестирование. / learning motivation / assessment / control / independent testing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Хусейнова

Педагогическое сообщество сегодня уделяет особое внимание внедрению современных и актуальных образовательных технологий в образовательный процесс, разработке новых методов обучения и контроля, дающего объективную оценку учебным достижениям обучающихся и способствующего усилению познавательной активности. Это особенно важно в связи с большим интересом политических и экономических структур нашей страны к системе образования. В статье приведен анализ воздействия на учебную мотивацию обучающихся результатов независимого оценивания учебных достижений в образовательной организации сельской местности. Необходимость систематического проведения такого рода оценочных мероприятий рассматривается как способ развития молодежи в современной экономической и политической ситуации. Представлены результаты независимого оценивания учебных достижений обучающихся, а по данным анкетирования определено влияние результатов на изменение учебной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL MOTIVATION IN MODERN ECONOMIC AND POLITICAL CONDITIONS

The pedagogical community today pays special attention to the implementation of modern and relevant educational technologies in the educational process, the development of new teaching and control methods, which gives an objective assessment of the educational achievements of students and enhances cognitive activity. This is especially important in connection with the great interest of the political and economic structures of our country in the education system. The paper presents an analysis of the impact on the learning motivation of students of the results of an independent assessment of educational achievements in the educational organization of the countryside. The need for the systematic conduct of such assessment activities is considered as a way of youth development in the current economic and political situation. The results of an independent assessment of the educational achievements of students are presented, and according to the questionnaire, the influence of the results on the change in learning motivation is determined.

Текст научной работы на тему « развитие учебной мотивации в современных экономических и политических условиях»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10115

А.А. Хусейнова - аспирант, Донской государственный технический университет (ДГТУ), nastya.khuseynova@bk.ru,

A.A. Huseynova, postgraduate student, Don state technical University (DSTU).

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL MOTIVATION IN MODERN ECONOMIC AND POLITICAL CONDITIONS

Аннотация. Педагогическое сообщество сегодня уделяет особое внимание внедрению современных и актуальных образовательных технологий в образовательный процесс, разработке новых методов обучения и контроля, дающего объективную оценку учебным достижениям обучающихся и способствующего усилению познавательной активности. Это особенно важно в связи с большим интересом политических и экономических структур нашей страны к системе образования. В статье приведен анализ воздействия на учебную мотивацию обучающихся результатов независимого оценивания учебных достижений в образовательной организации сельской местности. Необходимость систематического проведения такого рода оценочных мероприятий рассматривается как способ развития молодежи в современной экономической и политической ситуации. Представлены результаты независимого оценивания учебных достижений обучающихся, а по данным анкетирования определено влияние результатов на изменение учебной мотивации.

Annotation. The pedagogical community today pays special attention to the implementation of modern and relevant educational technologies in the educational process, the development of new teaching and control methods, which gives an objective assessment of the educational achievements of students and enhances cognitive activity. This is especially important in connection with the great interest of the political and economic structures of our country in the education system. The paper presents an analysis of the impact on the learning motivation of students of the results of an independent assessment of educational achievements in the educational organization of the countryside. The need for the systematic conduct of such assessment activities is considered as a way of youth development in the current economic and political situation. The results of an independent assessment of the educational achievements of students are presented, and according to the questionnaire, the influence of the results on the change in learning motivation is determined.

Ключевые слова: учебная мотивация, оценка, контроль, независимое тестирование.

Key words: learning motivation, assessment, control, independent testing.

Согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020, сегодня необходимо внести необходимые изменения в национальный проект «Образование». Отмечено, что необходимо находить гибкие решения: не только строить школы, но и эффективно использовать всю образовательную да и другую инфраструктуру для этих целей, возможности современных технологий в интересах обучения детей [1]. В сфере образования давно ведется поиск средств и методов эффективного построения общеобразовательных программ, разрабатываются новые направления и способы их оценки их освоения обучающимися. Эта заинтересованность соответствует необходимости реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а именно: «Внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение базовых навыков и умений, повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс» [2].

Ученые и практики сходятся на мысли, что мотивация учебной деятельности определяется как внутренний психический процесс человека с применением внешнего стимулирования деятельности через следующие факторы проявления активности: потребности, цель, влияние внешней среды, наличие предмета, установка на достижение, социальные потребности [3]. Мотивация обучения в общем смысле включает в себя процессы, методы и средства побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности. В частной, мотивация учебной деятельности является системным новообразованием, которое обеспечивает побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности, определяет активное освоение содержания учебного процесса и регуляцию самообразования [4].Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы в системе оценивания был качественный анализ, выделение положительных аспектов освоения образовательной программы и выявление причин недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен быть направлен на формирование у учащихся адекватной самооценки работы и ее рефлексии [5]. На фоне этого введение в образовательный процесс практики педагогических измерений и независимого оценивания достижений становится важным и востребованным в отечественной системе образования.

Независимое стандартизированное тестирование обеспечивает получение аутентичной оценки подготовленности как отдельной личности, так и образовательной организации, создавая условия для повышения учебной мотивации обучающихся и уверенности родителей в готовности выпускников к государственной итоговой аттестации (ГИА); организационной и технологической готовности выпускников к процедуре проведения государственного экзамена; создания базы сотрудничества школ с образовательными организациями, реализующими программы профессионального образования; поддержки одаренных детей, в том числе оказания содей-

ствия в их интеллектуальном развитии, профессиональной ориентации и продолжении образования; снижения общего уровня тревожности и психологических опасностей выпускников на ГИА. В таких условиях появляются возможности для самоаттестации и самоконтроля учащихся при подготовке к итоговой аттестации в формах ЕГЭ и ОГЭ, что позволяет проверить свои возможности, совершенствовать навык работ с тестовыми материалами, получать подтверждение о личностном достигнутом уровне при прохождении данной процедуры с описанием пробелов, определять способы устранения недостатков.

Информационные технологии, программно-инструментальные средства, программы анализа результатов тестирования и статистические отчеты позволяют получать и сравнивать данные о качестве подготовленности по любой исследуемой выборке в любой образовательной организации. Этапы и технологии такой работы: конструирование стандартизированных оценочных материалов; автоматизированная обработка результатов тестирования; статистическая обработка данных для выявления латентных характеристик испытуемых и тестовых заданий; формирование протоколов результатов в баллах и построение дихотомических матриц для участников контроля. Важным является выдача сертификата результатов выполнения теста каждому участнику тестирования и обоснованием критериев проверки ответов на задания теста и шкалы оценивания результатов тестирования.

Совместная работа обучающихся и преподавателей по анализу итогов независимого тестирования при непосредственном участии независимого эксперта в качестве наставника и консультанта дает возможность плодотворного сотрудничества и обеспечивает профилактику стрессовой ситуации на итоговом тестировании, повышает доверие со стороны участников контроля к полученной оценке. В теории и практике такого вида контроля и управления качеством образовательной деятельности мотивация связывается с необходимостью установления надежной обратной связи, объективностью контроля и надежностью результатов оценивания через развитие механизмов рефлексии достигнутого и выработки перспективного планирования следующих этапов обучения и контроля [6]. Систематическое проведение независимых оценочных процедур позволяет обучающимся легче адаптироваться к тестовым технологиям, современным оценочным материалам, снижает тревожность, уровень стресса во время итоговой процедуры и имеет иные стороны положительного воздействия, описанные выше на основе теории и практики педагогических измерений.

Нами проведено независимое оценивание учебных достижений обучающихся в рамках общеобразовательной организации с использованием стандартизированного контрольно-измерительного материала по дисциплине «Обществознание». В ходе множественных итераций доказано, что данный оценочный инструмент создан в соответствии с рабочими программами и учебными планами педагогов, позволяет дифференцировать участников по уровню подготовленности и может быть использован при диагностике знаний, является хорошим инструментарием для оценки качества подготовки обучающихся. Результаты тестирования представлены на рисунке 1.

35

30 ^ 5 0

&0 е

С

5

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45

Учащиеся Рисунок 1 - Распределение результатов независимого оценивания учебных достижений обучающихся

0

Из распределения баллов видно, что в переводе на школьную оценку на отлично справилось только 7% испытуемых, 37% обучающихся хорошо справились с предложенным тестом. 52% испытуемых получили отметки удовлетворительно, 4% не справились с предложенными тестовыми заданиями. В целом, можно отметить, что большая часть испытуемых вполне успешно справились с испытанием. Низкие баллы по общество-знанию показывают, что не для всех участников экспериментальной группы успехи в обществознании имеют "высокие ставки" при выборе будущей профессии, для некоторых участников приоритетными являются другие дисциплины, что является важным фактором мотивации при тестировании [7].

Для выявления влияния независимого контроля на учебную и мотивационную активность обучающихся разработаны анкеты для учащихся, учителей и родителей. Отразим результаты ответов, которые выступают утверждениями о влиянии внешнего контроля на мотивацию изучения предметной области дисциплины. Учащиеся отметили, что внешнее тестирование это в первую очередь способ самопроверки (44%), который поможет им продолжить дальнейшее обучение в ВУЗах (74%). Испытуемые уделили особое внимание равным условиям, создаваемым при государственной аттестации для выпускников больших и малых населенных пунктов, большим возможностям поступления в ВУЗ, единой системе сдачи экзамена (50%). Предэкзаменационную подготовку большая часть опрошенных предпочитают проходить с репетитором, силами приглашенных независимых экспертов и в сети Интернет. Меньший интерес для данной группы учащихся вызывала работа с педагогами, прохождение подготовки в пунктах проведения экзамена и самостоятельная работа. В качестве предпочтительной подготовки к ГИА обучающиеся выделили тестирование в старших классах, проводимое независимыми экспертами (35%). Отвечая на вопрос: «Почувствовали ли вы после проведения внешнего оценивания и разбора результатов повышение заинтересованности и мотивации в изучении предмета?» 76% опрошенных выбрали ответ «Да».

Родители отмечают, что на данный момент будущая сфера профессиональной деятельности их детей определена в некоторой степени (67%), а необходимым для их детей уровнем профессионального образования является высшее профессиональное образование не ниже уровня магистратуры (56%). В качестве приоритетных задач в школьном обучении родители выделили: освоение максимального объема знаний и умений; обеспечение подготовки, достаточной для получения высшего образования; получение высоких результатов в образовательной деятельности. По их мнению (67%), учителя уделяют внимание не в полном объеме развитию учебной мотивации школьников, на данном этапе родители видят необходимость в повышении уровня мотивации обучающихся. Необходимым они видят проведение внешнего независимого оценивания достижений частично, по некоторым предметам (72%), соответствующим выбранному образовательному профилю. Отмечают, что после получения результатов тестирования их школьники прорабатывают ошибки самостоятельно и разбирают пробелы с учителями. Отмечая важность независимого оценивания, 83% родителей подчеркнули, что после проведения внешнего оценивания почувствовали повышение мотивации обучающихся к изучению предмета. В первую очередь это связывают с доверием к оценкам.

Анализ ответов анкетирования педагогов показал, что все учителя знакомы или частично знакомы с методами развития учебной мотивации обучающихся и считают необходимым формировать познавательный интерес к своей дисциплине. На вопрос «Чем обусловлена связь мотивации и формы контроля?» педагоги дали раскрытый ответ, что без контроля учебная деятельность учащихся резко падает, ряд учеников готовятся к контролю в течение всего учебного времени. Основные субъекты контроля: учащиеся, учителя, родители и администрация школы получают анализ результатов независимого оценивания своевременно и в полном объеме. После получения результатов независимого оценивания учителя используют данные для проектирования и управления учебным процессом, происходит повышение собственной педагогической мотивации у 88% педагогов участников опроса.

Исходя из полученных данных, сделаем вывод, что у большей части учащихся и педагогов происходит повышение учебной мотивации после тестирования и анализа его результатов (рисунок 2):

90%

86% 84% 82% 80% 78% 76% 74% 72% 70%

83%

76%

Учащиеся Родители Педагоги

Рисунок 2 - Влияние результатов независимого оценивания на учебную мотивацию

Полученные результаты показывают, что в процессе анализа результатов тестирования изменяется ценностно-смысловое отношение к обучению. Участие в стандартизированном тестировании приводит к приобретению опыта работы с тестом, появлению уверенности в возможности выполнения большего числа заданий при правильном распределении времени и правильно выбранной последовательности выполнения заданий [8]. Отметим, что в этом случае стороны оценочного процесса обучающиеся, родители, педагоги и администрация

образовательной организации получают и анализируют количественную информацию одного и того же свойства для всей выборки испытуемых.

В ходе анкетирования установлено, что все субъекты удовлетворены фактом независимого тестирования и принимают его пользу и важность. Отмечено, что после проведения тестирования и последующего анкетирования возрос интерес со стороны родителей к процедуре внешней независимой оценки, заинтересованность учителей и администрации школы в процедуре такого рода. А следственно можно сделать вывод, что независимое тестирование положительно влияет на учебную мотивацию и является важной составляющей образовательной деятельности. Развитие мотивационной сферы в системе образования становится важным фактором подготовки молодежи для будущей профессиональной деятельности в современных экономических и политических условиях.

Источники:

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

3. Ляшенко, М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. - 2019. -Т. 11, № 1. - С. 53-73.

4. Савинова, Т. В. Сюбаева, Р.Р. Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности студентов младших и старших курсов педагогического вуза// проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. - С. 310 -313.

5. Грязева, Л.Ю. Изучение истории как основание положительной мотивации учебной деятельности// Открытый педагогический форум. - 2014. -URL:http://www. schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=917&MAGAZINE_ID=69181.

6. Ефремова, Н. Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Российский психологический журнал. - 2017. - Т. 14, № 2. - С. 227-244.

7. Efremova, N.F. Huseynova, А. А. Design solutions assessment to increase the educational motivation of students// Cambridge Journal of Education

8. Efremova, N.F. Huseynova, А.А. Shvedova, S. The influence of assessment on learning motivation SHS Web Conf. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019), 2019. -Volume 70. - URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/11/shsconf_ictdpp2018_04003/shsconf_ictdpp2018_04003.html.

Sources:

1. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 01.15.2020

2. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024»

3. Lyashenko, M.V. (2019) Motivation of educational activity: basic concepts and problems. Bulletin of SUSU, 11 (1), 5373.

4. Savinova, T. V. Syubaeva, R.R. (2019) Comparative analysis of the motivation of educational activities of students of junior and senior courses of a pedagogical university // problems of modern pedagogical education, 62-2, 310 - 313.

5. Gryazev, L.Yu. (2014) The study of history as the basis of positive motivation for educational activities // Open Pedagogical Forum. - URL: http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php? SECTION_ID = 917 & MAGAZINE_ID = 69181.

6. Efremova, N. F. (2017) Motivational aspect of the independent assessment of student achievement // Russian Psychological Journal, 14 (2), 227-244.

7. Efremova, N.F. Huseynova, A.A. (2020) Design solutions assessment to increase the educational motivation of students // Cambridge Journal of Education

8. Efremova, N.F. Huseynova, A.A. Shvedova, S. (2019) The influence of assessment on learning motivation SHS Web Conf. Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019), 70. -URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/ 11 / shsconf_ictdpp2018_04003 / shsconf_ictdpp2018_04003.html.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10116

П.П. Чуваткин - Сочинский государственный университет, Сочинский НИЦ РАН, д.э.н., профессор, lares@sochi.com,

P. P. Chuvatkin - Sochi state University, Sochi SIC RAS, doctor of Economics, Professor;

А.П. Платонов - Всероссийский НИИ цветоводства и субтропических культур, к.э.н., pla-tonov@yandex.ru,

A. P. Platonov - All-Russian research Institute of floriculture and subtropical crops, Ph. D. in Economics.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF USING BALNEOLOGY-CZECH RESOURCES

Аннотация. После событий 1990-ых годов город-курорт Сочи вынужден был сменить санаторно-курортную направленность на рекреационно-развлекательный сегмент. Количество предоставляемых бальнео-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.