Научная статья на тему 'Диагностика учебной мотивации школьников в процессе обучения технологии'

Диагностика учебной мотивации школьников в процессе обучения технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1973
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / ди-агностика / образовательная область «Техноло-гия» / educational motivation / diag-nostic assessment / educational field “Technolo-gy”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кифа Людмила Леонидовна, Тихонова Людмила Павловна, Мироненко Светлана Николаевна

Авторы рассматривают ак-туальные вопросы диагностики учебной мотивации обучающихся; выбора методов диагностирования в соответствии с критери-ями и показателями. В статье описывается опытно-экспериментальная работа по диа-гностике учебной мотивации школьников в про-цессе обучения технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кифа Людмила Леонидовна, Тихонова Людмила Павловна, Мироненко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC ASSESSMENT OF STUDENTS’ EDUCATIONAL MOTIVATION IN LEARNING TECHNOLOGY

The authors consider topical is-sues in the field of diagnostic assessment and students’ educational motivation; examine the choice of diagnostic methods in accordance with criteria and indicators. The article de-scribes the experimental work on the diagnostic assessment of students’ educational motivation in learning technology.

Текст научной работы на тему «Диагностика учебной мотивации школьников в процессе обучения технологии»

DOI 10.23859/1994-0637-2019-3-90-16 УДК 37.012

© Кифа Л. Л, Тихонова Л. П., Мироненко С. Н., 2019

Кифа Людмила Леонидовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет (Тольятти, Россия) E-mail: [email protected]

Тихонова Людмила Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]

Мироненко Светлана Николаевна

Старший преподаватель,

Череповецкий государственный

университет

(Череповец, Россия)

E-mail: [email protected]

ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Kifa Liudmila Leonidovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Togliatti State University (Togliatti, Russia) E-mail: [email protected]

Tikhonova Liudmila Pavlovna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

Mironenko Svetlana Nikolaevna

Senior Lecturer, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

DIAGNOSTIC ASSESSMENT OF STUDENTS' EDUCATIONAL MOTIVATION IN LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация. Авторы рассматривают актуальные вопросы диагностики учебной мотивации обучающихся; выбора методов диагностирования в соответствии с критериями и показателями. В статье описывается опытно--экспериментальная работа по диагностике учебной мотивации школьников в процессе обучения технологии.

Ключевые слова: учебная мотивация, диагностика, образовательная область «Технология»

Abstract. The authors consider topical issues in the field of diagnostic assessment and students' educational motivation; examine the choice of diagnostic methods in accordance with criteria and indicators. The article describes the experimental work on the diagnostic assessment of students' educational motivation in learning technology.

Keywords: educational motivation, diagnostic assessment, educational field "Technology"

Введение

Учебная деятельность во многом определяет становление личности обучающегося и его мотивационной сферы. Этой теме посвящено большое количество научных работ, как отечественных (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). Одной из центральных характеристик мотивационной сферы выступают мотивы. Характер мотивов деятельно-

сти обучающегося определяет его активность в образовательном процессе: вовлеченность в деятельность, инициативность, удовлетворенность происходящим, понимание значимости учебной информации. Поэтому изучение мотивации школьников, выявление ее уровня, определение возможных перспектив ближайшего развития каждого из ребят - одна из важнейших задач учителя. Особенно актуально решение этих задач в образовательной области «Технология». Технология как компонент процесса обучения строится на уникальной психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности обучающегося - и определяет целостность духовного, нравственного и интеллектуального развития школьника.

Основная часть

Разнообразные исследования структуры учебной деятельности и личности обучающегося подчеркивают, что мотивация - не только один из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и существенная характеристика ее субъекта. По отношению к деятельности мотивация может быть внутренней или внешней, а по отношению к личности - только внутренней [3]. При выявлении сущности «мотива» ученые отмечают, что это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека. В его основе лежат различные феномены: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (В. А. Аверин, Л. И. Божович); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); склонности, потребности, цели, побуждения, влечения, соображения (Ф. Годфруа, В. С. Мерлин, X. Хекхаузен); желания, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); условия (К. Вилю-нас) [1].

В основе учебной мотивации лежат учебные мотивы. Они характеризуются:

1) функциями - побуждающей, направляющей и регулирующей;

2) двусторонностью - содержательная сторона, определяющая избирательность процессов, и динамическая, определяющая длительность и интенсивность процесса, готовность к определенному уровню его функциональной напряженности;

3) силой и устойчивостью (Л. И. Божович, Е. П. Ильин, А. К. Маркова, М. В. Матюхина и др.). Сила оценивается по интенсивности проявления мотива и выступает показателем непреодолимого стремления учащегося к достижению поставленной цели. Устойчивость - по наличию мотива во всех основных видах учебно-познавательной деятельности и по сохранению его во времени [4].

Учебную мотивацию также определяет ряд факторов:

- особенности обучающегося (уровень развития и способностей, возраст, притязания, самооценка, характер коммуникаций);

- личностные особенности учителя и его отношение к ученику, к своей деятельности;

- организация образовательного процесса;

- специфика учебного предмета;

- характер образовательной системы [6].

У различных возрастных групп школьников учебная мотивация проявляется по-разному: с возрастом она меняется, потому что меняются потребности.

Формирование у обучающегося стойкой мотивации к процессу обучения требует наличия обратной связи - диагностических данных, информации о динамике развития учебных мотивов, что, в свою очередь, будет способствовать коррекции деятельности и педагога, и школьника [5]. Мы уже отмечали актуальные проблемы оценивания результатов обучения на уроках технологии в школе, трудности педагогической диагностики и то, что современные подходы требуют не только выявления уровня достижения обучающимися планируемых результатов освоения предметной области «Технология», но и определения динамики индивидуальных личностных результатов школьника [8]. Исходя из этого, диагностика мотивации (как личностного новообразования) может предполагать два направления:

1) констатирующее - выявление мотивов, их иерархии и динамики;

2) формирующее - диагностика функциональной структуры мотивационного компонента деятельности в процессе формирования новых знаний и умений учащихся.

Исследователи отмечают многоэтапность подготовки к диагностике мотивации учения [8]:

- подбор диагностических методов и методик;

- определение диагностических возможностей каждой методики в отношении выделенных критериев и показателей;

- учет методологической основы методики - той теории, на основе которой строилась данная методика и которую необходимо учитывать при интерпретации результатов;

- соответствие текстов методик возрастным особенностям учащихся;

- учет индивидуальных особенностей учащихся, соответствие ситуации проведения диагностики целям диагностики;

- определение критериев и показателей мотивации учения, на основе которых будет осуществляться диагностика.

К показателям оценки учебной мотивации относят [2]:

- место учения в системе личностно -значимых видов деятельности обучающегося (является ли учение для ученика личностно-значимой деятельностью);

- роль учителя среди личностно-значимых субъектов для ученика (является ли учитель значимым субъектом, оказывающим прямое влияние на мотивацию учения);

- отношение к учению (знак отношения, соотношение социальных и познавательных мотивов учения);

- отношение обучающегося к учебным предметам («любимые» и «нелюбимые» предметы).

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить методы диагностики учебной мотивации, ее показатели и критерии, на диагностику которых направлен тот или иной метод (см. таблицу).

Теоретические обоснования и указанные методы диагностики легли в основу экспериментального исследования (в школах г. Тольятти и г. Череповца), целью которого явилась диагностика учебной мотивации школьников в процессе обучения технологии.

Таблица

Диагностика учебной мотивации школьников в экспериментальном исследовании

Показатель Критерии Метод диагностики Методика

Место учения в системе значимых видов деятельности Направленность и уровень внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Преобладающие мотивы учения Тест-опрос «Методика диагностики структуры учебной мотивации» Т. Д. Дубовиц-кой

Роль учителя Поведение учеников и проявление учебной мотивации на уроке Наблюдение Выявление характера взаимодействия учителя и ученика

Отношение к учению Эмоциональное отношение к учению Опрос «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (опросник Ч. Д. Спилберга, модификация А. Д. Андреевой)

Отношение к учебным предметам Отношение учеников к отдельным предметам Анкетирование. Опрос Анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам» Л. Балабкиной, «Методика изучения отношения к учебным предметам» Г. Н. Казанцевой

В работе были задействованы учителя технологии (21 человек) и школьники, изучающие этот предмет. Всего задействовано 214 школьников разных классов (5 класс - 43 человека; 6 класс - 48 человек; 7 класс - 41 человек; 8 класс - 32 человека; 10 и 11 классы - по 25 человек). Основными направлениями исследования стали:

- владение учителями технологии методами диагностики учебной мотивации школьников;

- диагностика мотивации обучающихся к изучению предмета «Технология».

В ходе исследования были получены следующие результаты. Все опрошенные учителя считают необходимым диагностировать учебную мотивацию, и в то же время только 50 % педагогов ответили, что у них есть все необходимые инструкции, рекомендации, методические указания для диагностики мотивации к учебе школьников, и 50 % признались в недостатке компетенций по диагностике данного вида мотивации. Для диагностики мотивации учителя используют методы наблюдения (100 %), опрос других учителей и родителей (90 %); довольно большое количество педагогов (70 %) считают, что для оценки учебной мотивации достаточно анализа документов, имеющихся в их распоряжении (анализ успеваемости по журналу, анализ индивидуальных карт развития обучающихся и т. д.). Тестирование с применением стандартных методик реализуют лишь 20 % учителей. Таким образом, педагогами востребованы менее трудоем-

кие методы диагностики, так как они не требуют специально отведенного времени, логично переплетаются с учебным и воспитательным процессом, «встраиваются» в него и выявляют факты реального поведения школьников в естественных условиях школьного обучения.

Исследование того, какие методы используют учителя, диагностируя тот или иной показатель учебной мотивации, показало следующие результаты. Отношение учеников к школе и учению преимущественно изучается наблюдением (90 % учителей), реже для этих целей применяется тестирование (40 % опрошенных). Роль учителя выявляется наблюдением и опросом (беседой) - 80 % опрошенных педагогов. Место учения в системе значимых для школьника видов деятельности оценивают только 10 % опрошенных, используя для этих целей преимущественно беседу. Такой показатель мотивации учения, как отношение к учебным дисциплинам, не является предметом диагностики у опрошенных учителей.

На следующем этапе нами изучалась специфика образовательной области «Технология» и особенности мотивации школьников при изучении данного предмета.

Образовательная область «Технология» выполняет особенную роль в школьном процессе обучения. Уроки технологии строятся на предметно-практической деятельности; основными методами обучения являются словесные, наглядные, практические; существуют также специальные формы занятий: лабораторно-практические занятия, экскурсии. Трудовое обучение создает широкие возможности для применения разносторонних знаний, убеждает учащихся в тесной связи теории и практики. На уроках технологии учащиеся могут проявить себя, самоутвердиться как личность. У них возрождается познавательный интерес, проявляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание выполнять любое дело хорошо.

Можно определить три основных задачи образовательной области «Технология»:

1) повысить потенциал (интеллектуальный, образовательный и профессиональный) будущих членов общества, ориентированных на освоение и творческое использование научно-технических достижений;

2) реализовать творческий подход к формированию системы обучения, учитывая индивидуальные способности и возможности ученика;

3) сформировать учащегося, ориентированного на достижение успеха в профессиональной деятельности.

В рамках обозначенных задач можно выделить:

- формирование у учащихся технологических знаний разной направленности о традиционных и инновационных технологиях;

- объединение в систему как умственных, так и сенсорных, физических действий;

- развитие активной, адаптирующейся личности;

- получение учащимся знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи;

- умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу в профессиональной деятельности.

Содержательные требования программы технологического образования ставят перед педагогами следующие задачи:

- необходимо довести до ученика значимость высокого уровня технологического образования;

- ориентировать учащихся на проектно-творческую систему образовательного процесса;

- организовать выполнение комплексных работ по схеме «от проблемы до новой проблемы», стимулирующих новый поиск, формирование творческой личности;

- способствовать легкой адаптации в любых сферах.

Следующим этапом экспериментального исследования стала диагностика мотивации школьников к учению и, в частности, к изучению технологии. Большинство обучающихся (86 %) относят технологию к числу «любимых» предметов. Эти результаты подтверждаются и данными исследования структуры мотивации. 92 % респондентов указали на то, что они испытывают интерес к самому процессу на уроках технологии и его результату, и лишь 8 % школьников изучают технологию ради обязанности и не получают удовлетворения ни от самого процесса изучения предмета, ни от его результата. Нами выявлено, что в 5 и 6 классах преобладает ситуативный интерес (любопытство). Для данного возраста характерны резкое возрастание познавательной активности и любознательности, отсутствие их связи со школьной программой, сензитивность для возникновения познавательных интересов, где школьные интересы уступают свое место внеучебным.

Период 13-15 лет характеризуется потребностью в общении со сверстниками, а главным мотивом поведения и деятельности учащихся является стремление найти свое место среди товарищей. Поведение подростков в школе строится с учетом мнения одноклассников. Особенность мотивации этих школьников - наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и наоборот - поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. Экспериментальное исследование мотивации учащихся 7 и 8 классов выявило преобладание такого мотива, как учение по необходимости.

В 10 и 11 классах уроки технологии не проводятся, но обучающиеся участвуют в различных конкурсах, проектах, олимпиадах по данному предмету, поэтому эта возрастная группа была включена в экспериментальное исследование. Выявлено, что преобладающим мотивом учения в этом возрасте является повышенный интерес к предмету. Это период определения жизненных планов, прояснения изначальных установок школьника на профессиональные и личностные перспективы; период профессионального и личностного самоопределения.

Далее выявлялось отношение обучающихся к отдельным предметам, определялись причины этого отношения. Полученные экспериментальные данные позволяют проран-жировать в порядке убывания факторы, влияющие на мотивацию к изучению учебного предмета и, в частности, технологии, следующим образом:

- данный предмет интересен - 90 %;

- нравится, как преподает учитель - 75 %;

- предмет занимательный - 70 %;

- предмет нужен для будущей работы - 60 %;

- учитель интересно объясняет - 55 %;

- хорошие отношения с учителем - 50%.

Причинами негативного отношения к предмету являются:

- предмет трудно усваивается - 70 %;

- данный предмет не интересен - 50 %;

- не нравится, как преподает учитель - 50 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предмет не нужен для будущей работы - 40 %.

Выводы

Диагностика учебной мотивации требует определения принципов подбора методик для ее проведения. В результате экспериментального исследования было выявлено, что у учителей недостаточно знаний по диагностике учебной мотивации школьников, отсутствует комплексность применяемых методов диагностики; педагоги применяют только наиболее доступные методы, не требующие специального методического обеспечения (наблюдение, опрос).

Уроки технологии имеют свою специфику (предметно-практическая деятельность, творческий характер деятельности). Эта специфика определяет мотивацию к изучению школьниками предмета «Технология». Большинство школьников 5-11 классов (несмотря на то, что в старших классах уроки технологии не проводятся), относят технологию к предпочитаемым дисциплинам и отмечают интерес как к самому процессу изучения этого предмета, так и к его результату. Мотивы учебной деятельности школьников изменяются в соответствии с изменением возраста. Экспериментальное исследование позволило выявить, что изменение основных мотивов к изучению предмета «Технология» идет следующим образом: ситуативный интерес - учение по необходимости - повышенный интерес к предмету. Основными факторами, определяющими мотивацию к изучению технологии, выступают интерес к самому предмету, его занимательность и характер взаимодействия с учителем.

Литература

1. Аверин В. А. Психология личности. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1999. 89 с.

2. Елфимова Н. В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 162-168.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384 с.

4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Просвещение, 1983. Т. 2. 320 с.

5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт-М, 2001. 607 с.

6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 96 с.

7. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.

8. Тихонова Л. П. Актуальные проблемы оценивания результатов обучения на уроках технологии в школе // Череповецкие научные чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (16-17 ноября 2016 г.): в 3 ч. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. Ч. 2. С. 149-150.

References

1. Averin V. A. Psikhologiia lichnosti [Personality psychology]. St Petersburg: Izdatel'stvo Mi-khailova V. A., 1999. 89 p.

2. Elfimova N. V. Puti issledovaniia motivatsii v kognitivnoi psikhologii: sravnitel'nyi analiz [The ways of motivation research in cognitive psychology: comparative analysis]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 1985, no. 5, pp. 162-168.

3. Zimniaia I. A. Pedagogicheskaia psikhologiia [Education psychology]. Moscow: Logos,

2000. 384 p.

4. Leont'ev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniia: v 2 tomakh [Selected psychological works: in 2 volumes]. Moscow: Prosveshchenie, 1983, vol. 2. 320 p.

5. Likhachev B. T. Pedagogika: Kurs lektsii [Pedagogics: Lecture course]. Moscow: Iurait-M,

2001. 607 p.

6. Markova A. K. Formirovanie motivatsii ucheniia [Forming the motivation of learning]. Moscow: Prosveshchenie, 1990. 96 p.

7. Rean A. A., Bordovskaia N. V., Rozum S. I. Psikhologiia i pedagogika [Psychology and Pedagogics]. St Petersburg: Piter, 2002. 432 p.

8. Tikhonova L. P. Aktual'nye problemy otsenivaniia rezul'tatov obucheniia na urokakh tekhnologii v shkole [Topical issues of learning outcomes assessment at school technology lessons]. Cherepovetskie nauchnye chteniia: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (16-17 noiabria 2016 g.): v 3 ch [Cherepovets scientific readings: Proceedings of the all-Russian research and practice conference (16-17 November 2016)]. Cherepovets: Cherepovetskii gosudar-stvennyi universitet, 2017, vol. 2, pp. 149-150.

Для цитирования: Кифа Л. Л., Тихонова Л. П., Мироненко С. Н. Диагностика учебной мотивации школьников в процессе обучения технологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3 (90). С. 152-159. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-16

For citation: Kifa L. L., Tikhonova L. P., Mironenko S. N. Diagnostic assessment of students' educational motivation in learning technology. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 3 (90), pp. 152-159. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.