Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕСТРИКЦИЙ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ'

ВЛИЯНИЕ РЕСТРИКЦИЙ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник права
Область наук
Ключевые слова
односторонние ограничительные меры / санкционный комплаенс / санкции / иностранное участие / компании с иностранным участием / корпоративные действия / unilateral restrictive measures / sanctions compliance / sanctions / foreign participation / companies with foreign participation / corporate actions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев Константин Викторович, Каюда Артём Сергеевич

Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена потребностями российского бизнеса, имеющего прочные хозяйственные связи со странами, входящими в состав такого интеграционного объединения как Европейский союз («ЕС»), в выстраивании предсказуемых отношений в условиях сложной геополитической обстановки, вызванной действием односторонних мер давления («санкции») со стороны ЕС, которые оказали негативное влияние на их хозяйственную деятельность. Для анализа влияния санкций на хозяйственную деятельность российский организаций с иностранным участием перед авторами данной статьи поставлены задачи: рассмотреть особенности структуры бенефициарной собственности и корпоративного управления российской компании с иностранным участием; вопросы определения сферы действия личного закона юридических лиц, имеющих различное место инкорпорации, определения пределов возможностей осуществления сделок с товарами двойного назначения; влияния изменений в нормативных актах, регулирующих корпоративные и иные действия, участия таких лиц в государственных и муниципальных закупках; правовой защиты таких лиц и права выхода из корпорации. Авторы статьи приходят к выводу о том, что несмотря на беспрецедентные по масштабу антироссийские санкции и введенные в российском правопорядке в ответ на эти санкции меры, отечественный бизнес, имеющий прочные экономические связи с ЕС и иными недружественными правопорядками, может эффективно развиваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF SANCTIONS ON BUSINESS ACTIVITY OF RUSSIAN LEGAL PERSONS WITH FOREIGN PARTICIPATION

The relevance of this topic today is conditioned by the needs of Russian business, which has strong economic ties with the countries that are members of such an integration association as the European Union («EU»), in building predictable relations in a difficult geopolitical situation caused by the unilateral pressure measures («sanctions») from the EU, which had a negative impact on their economic activities. In order to analyze the impact of sanctions on the business activities of Russian organizations with foreign participation, the authors of this article set the following tasks: to consider the peculiarities of the structure of beneficial ownership and corporate governance of a Russian company with foreign participation; the issues of determining the scope of personal law of legal entities with different place of incorporation, determining the limits of opportunities for the implementation of transactions with dual-use goods; the impact of changes in regulations governing the corporate governance of Russian companies with foreign participation; the impact of changes in the legal framework of the Russian companies with foreign participation; the impact of changes in the legal framework of the Russian companies with foreign participation. The authors of the article conclude that despite the unprecedented scale of anti-Russian sanctions and measures introduced in the Russian legal order in response to these sanctions, domestic business with strong economic ties with the EU and other unfriendly legal orders can develop effectively.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕСТРИКЦИЙ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ»

УДК 341.018

ВЛИЯНИЕ РЕСТРИКЦИЙ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ

IMPACT OF SANCTIONS ON BUSINESS ACTIVITY OF RUSSIAN LEGAL PERSONS WITH FOREIGN PARTICIPATION

АННОТАЦИЯ

Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена потребностями российского бизнеса, имеющего прочные хозяйственные связи со странами, входящими в состав такого интеграционного объединения как Европейский союз («ЕС»), в выстраивании предсказуемых отношений в условиях сложной геополитической обстановки, вызванной действием односторонних мер давления («санкции») со стороны ЕС, которые оказали негативное влияние на их хозяйственную деятельность.

Для анализа влияния санкций на хозяйственную деятельность российский организаций с иностранным участием перед авторами данной статьи поставлены задачи: рассмотреть особенности структуры бенефициарной собственности и корпоративного управления российской компании с иностранным участием; вопросы определения сферы действия личного закона юридических лиц, имеющих различное место инкорпорации, определения пределов возможностей осуществления сделок с товарами двойного назначения; влияния изменений в нормативных актах, регулирующих корпоративные и иные действия, участия таких лиц в государственных и муниципальных закупках; правовой защиты таких лиц и права выхода из корпорации.

Авторы статьи приходят к выводу о том, что несмотря на беспрецедентные по масштабу антироссийские санкции и введенные в российском правопорядке в ответ на эти санкции меры, отечественный бизнес, имеющий прочные экономические связи с ЕС и иными недружественными правопорядками, может эффективно развиваться.

Ключевые слова: односторонние ограничительные меры, санк-ционный комплаенс, санкции, иностранное участие, компании с иностранным участием, корпоративные действия.

Константин Викторович ГРИГОРЬЕВ,

студент 4 курса Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, 202381@edu.fa.ru

Артём Сергеевич КАЮДА,

студент 3 курса Юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, 215368@edu.fa.ru

Научный руководитель:

Кауракова

Мария Викторовна,

к.ю.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, MVKaurakova@fa.ru

Konstantin V. GRIGOREV,

4th year Law Student at the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, 202381@edu.fa.ru

Artyom S. KAYUDA,

3rd year Law Student at the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, 215368@edu.fa.ru

Scientific supervisor: Maria V. Kaurakova,

Candidate of Law, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, MVKaurakova@fa.ru

The relevance of this topic today is conditioned by the needs of Russian business, which has strong economic ties with the countries that are members of such an integration association as the European Union («EU»), in building predictable relations in a difficult geopolitical situation caused by the unilateral pressure measures («sanctions») from the EU, which had a negative impact on their economic activities. In order to analyze the impact of sanctions on the business activities of Russian organizations with foreign participation, the authors of this article set the following tasks: to consider the peculiarities of the structure of beneficial ownership and corporate governance of a Russian company with foreign participation; the issues of determining the scope of personal law of legal entities with different place of incorporation, determining the limits of opportunities for the implementation of transactions with dual-use goods; the impact of changes in regulations governing the corporate governance of Russian companies with foreign participation; the impact of changes in the legal framework of the Russian companies with foreign participation; the impact of changes in the legal framework of the Russian companies with foreign participation. The authors of the article conclude that despite the unprecedented scale of anti-Russian sanctions and measures introduced in the Russian legal order in response to these sanctions, domestic business with strong economic ties with the EU and other unfriendly legal orders can develop effectively.

Keywords: unilateral restrictive measures, sanctions compliance, sanctions, foreign participation, companies with foreign participation, corporate actions.

ABSTRACT

Введение

Введение беспрецедентных по своим масштабам антироссийских санкций, свидетельствующих о быстрой смене правовой парадигмы, основанной на верховенстве права, породило определенные вопросы перед российскими бизнесом. Решение этих вопросов необходимо для предсказуемой и эффективной хозяйственной деятельности российских организаций, имеющих тесные экономические связи с организациями, зарегистрированными и функционирующими на территории ЕС. Отечественному бизнесу важно сохранить и развивать данные отношения с европейским бизнесом несмотря на действие односторонних мер давления без риска привлечения к ответственности за попытку обхода их.

Помимо антироссийских санкций, бизнесу, который прежде был ориентирован исключительно на Европу, настраиваться на новые условия ведения деятельности в условиях принятых в отечественном правопорядке ответных мер. Для примера рассмотрим взаимодействие двух юридических лиц: первое зарегистрирова-

но в России (дочерняя компания), второе - в Болгарии (материнская компания).

1. Особенности структуры бенефициарной собственности и корпоративного управления российской компании с иностранным участием

В условиях современного правового регулирования размер доли иностранного лица из недружественного государства в уставном капитале хозяйственного общества прямо корре-лируется с объемом специальных экономических мер, применяемым к нему в новых условиях ведения деятельности, осложненной развязанной коллективным Западом санкционной войной. За основу применения таких мер принимаются различные критерии.

Во многом это связано с тем, что юридическое лицо в отличие от физического лица, является отдельным образованием, чья правосубъектность напрямую зависит от правопорядка места его создания. Критерии определения национальности юридического лица варьируются от

места инкорпорации такого лица, места осуществления его основной деятельности, заканчивая местом осуществления эффективного контроля деятельности такого лица [2, с. 153], что де-факто позволяет судить о юридическом лице как о фикции, условном субъекте, наделенном правами, обязанностью и ответственностью исключительно в силу действия закона, разделяющего права на исходные (естественные), присущие физическим лицам, и производные, признаваемые за юридическими лицами.

Так, в российской практике вопросы применения мер специального экономического характера в части корпоративного регулирования регулируются Указом Президента от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами», в соответствии с п. 1 которого устанавливается особый порядок осуществления (исполнения) между резидентами и иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, сделок, влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах ООО либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими ООО и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности1.

В соответствии с российской практикой критерий контроля, то есть возможность признания юридического лица, включая иностранного, контролирующим лицом, соблюдается в случае, если такому лицу принадлежит право прямо или косвенно распоряжаться более 50 процентов голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организа-

ции (ст. 45 ФЗ Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью»2 (Далее - ФЗ «Об ООО»). Указанный критерий широко используется в судебной практике.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 08.09.2022 г. № 618 корпоративные действия, а именно сделки, влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, осуществляются на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В этой связи примечательны случаи, когда помимо иностранного участия в обществе присутствует доля, принадлежащая самому обществу, образованная в результате выхода одного из участников и по иным причинам. Погашение рассматриваемой доли также требует согласования с указанным ранее компетентным органом власти.

Как следует из положений п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения ФЗ «Об ООО», доли, принадлежащие обществу (выкупленные), не учитываются при определении результатов голосования на общем собрании участников общества и при распределении прибыли (с момента перехода права на долю к обществу), а также при распределении имущества общества в случае его ликвидации3.

Указанный порядок учета голосов получил свое развитие с целью не допустить, чтобы результаты голосования «размывались»: в любой юридическом лице любое решение, которое принимается компетентными органами общества, имеет своего бенефициара; учет голосов, принадлежащих обществу, де-факто скрывает имя бенефициара принятого решения, что затрудняет привлечение такового лица к ответственности в случае банкротства юридического лица в соответствии со ст. 61.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»4.

1 Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618 (ред. от 15.10.2022) «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами // СЗ РФ. 12.09.2022. № 37. Ст. 6316.

2 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 16.02.1998. № 7. Ст. 785.

3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Вестник ВАС РФ. № 2. 2000.

4 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 28.10.2002. № 43. Ст. 4190.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» «в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам»1.

В соответствии с ч. 5 ФЗ «Об ООО» «не распределенные или не проданные в установленный настоящей статьей срок доля или часть доли в уставном капитале общества должны быть погашены, и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или этой части доли»2.

Между тем возложение обязанности распределить долю в уставном капитале ООО не сопровождается санкциями за ее нарушение, по этой причине такая доля должна быть погашена, а уставный капитал уменьшен на размер погашаемой доли. Однако если размер доли после погашения будет меньше минимально установленного размера уставного капитала, то общество подлежит ликвидации.

Как верно указывала Филиппова С.Ю. [5, с. 31], уставный капитал играет двоякую роль: с одной стороны он представляет собой правовой режим части имущества юридического лица, сформированного за счет объединения вкладов участников (материальный подход), являясь, помимо прочего, гарантией соблюдения прав кредиторов в случае банкротства организации; с другой - является условной величиной, числом, отраженным в уставе хозяйственного общества, состоящем из номинальных стоимостей долей, приобретенных участниками (формальный подход). Отечественный законодатель тяготеет ко второму подходу. Именно на основании уставного капитала определяется размер участия каждого участника в управлении делами общества, распределении прибыли и получении ликвидационной квоты.

Действительно, если предположить, что первый подход является верным, то только в той части, в которой он относится к банкам, страховым организациям и иным специальным либо исключительным субъектам права, в отношении которых установлены повышенные требования касательно минимального уставного капитала: например, минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией составляет 300 миллионов рублей согласно ст. 11 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 12.12.2023) «О банках и банковской деятельности»3.

В текущих реалиях, когда абсолютное большинство хозяйственных обществ имеет уставный капитал в размере 10 000 рублей, вряд ли эта сумма будет гарантией для контрагентов. Для участников, чей размер уставного капитала составляет более 10 000 рублей при условии, что закон не устанавливает для них повышенные размеры минимального уставного капитала, последний играет скорее «репута-ционную» роль. Однако увеличить размер уставного капитала - значит ограничить доступ широкого круга лиц к осуществлению предпринимательской деятельности и ограничить размер поступающих в бюджеты различного уровня обязательных отчислений.

2. Вопросы определения сферы действия личного закона юридических лиц, имеющих различное место инкорпорации

Что будет в случае, когда иностранное юридическое лицо (материнская компания), владеющее долей в российском юридическом лице (более 80%), решит совершить корпоративные действия? По закону какого государства оно должно их совершать (по российскому или иностранному)?

Предположим, что иностранное юридическое лицо (материнская компания) имеет место своей регистрации в Республике Болгария.

В соответствии со ст. 56 Кодекса МЧП Болгарии «юридические лица регламентируются правом государства, в котором они зарегистрированы». В соответствии со ст. 58 Кодек-

1 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 16.02.1998. № 7. Ст. 785.

2 Там же.

3 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 12.12.2023) «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 05.02.1996. № 6. Ст. 492.

са МЧП применимое к таким лицам право регламентирует:

1) порядок создания, организационно-правовую форму («ОПФ»);

2) имя или фирменное наименование;

3) правосубъектность и систему управления;

4) состав, компетентность и функционирование органов;

5) представительство;

6) приобретение и потерю членства;

7) ответственность по обязательствам;

8) последствия нарушения закона или учредительного акта;

9) вопросы преобразование юридического лица и прекращение его деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1202 ГК РФ «личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо». В соответствии с п. 2 ст. 1202 ГК РФ определяется сфера его действия. Таким образом, личным законом российского юридического лица (дочерней компании болгарской материнской компании) является право России.

Поскольку вопросы, связанные со статусом организации в качестве юридического лица; созданием, реорганизацией, ликвидацией; ОПФ; внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками, относятся к сфере регулирования личного закона юридического лица в соответствии с материальным правом России и Болгарии, то и корпоративные действия будут регулироваться правом того государства, в котором находится место регистрации юридического лица. Получается, что корпоративные действия регулируются исключительно таким национальным правом [3, с. 4].

Одобрение или решение учредителя (болгарской материнской компании) в отношении совершения корпоративных действий внутри такой дочерней компании требует волеизъявления учредителя в отношении совершения сделки; уведомления ФНС:

1) при необходимости внести изменении в устав российского ООО подается заявление по форме Р 13014 вместе с решением о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

2) в сделке между учредителем российского юридического лица и лицом, если сумма дохода по сделке более 120 миллионов рублей, в соответствии с п. 1 ст. 105.16 и пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ требуется уведомить налоговый орган.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами» (Далее - Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618) устанавливается «особый порядок осуществления (исполнения) между резидентами и иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе, если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия), между лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, а также между лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, и иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами с ограниченной ответственностью и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности».

Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» утверждается перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении РФ, российских юридических и физических лиц, к числу которых относятся государства-члены Европейского союза. Отметим, Республи-

ка Болгария стала государством-членом ЕС на основании Договора о вступлении Республики Болгария и Румыния в Европейский союз1.

Таким образом, Болгария, будучи государством-членом ЕС, является государством, осуществляющим недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, а потому к указанным правоотношениям применяется Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618.

Так, в соответствии с п. 2 Указа Президента от 08.09.2022 г. № 618 сделки, указанные в п. 1, «могут осуществляться на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций)». Правила выдачи указанного разрешения определены в Постановлении Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 295 «Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ и иных разрешений, предусмотренных отдельными Указами Президента РФ, а также реализации иных полномочий в указанных целях» (Далее - Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 Правила распространяются на осуществление:

1) резидентами с указанными иностранными лицами: а) сделок (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающим недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; б) сделок (операции), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество;

2) валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа;

3) обязательной продажи иностранной валюты резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности в ином размере, чем определен в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»;

4) сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами с ограниченной ответственностью и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 Заявление о выдаче разрешения на указанные сделки представляется резидентом или лицом, связанным с иностранным государством, осуществляющим недружественные действия в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (Министерство финансов Российской Федерации).

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 в состав заявления, предусмотренного п. 4 Правил включаются следующие документы:

а) обращение о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащее информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки

1 Treaty between the Kingdom of Belgium, the Czech Republic, the Kingdom of Denmark, the Federal Republic of Germany, the Republic of Estonia, the Hellenic Republic, the Kingdom of Spain, the French Republic, Ireland, the Italian Republic, the Republic of Cyprus, the Republic of Latvia, the Republic of Lithuania, the Grand Duchy of Luxembourg, the Republic of Hungary, the Republic of Malta, the Kingdom of the Netherlands, the Republic of Austria, the Republic of Poland, the Portuguese Republic, the Republic of Slovenia, the Slovak Republic, the Republic of Finland, the Kingdom of Sweden, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (Member States of the EU) and the Republic of Bulgaria and Romania, concerning the accession of the Republic of Bulgaria and Romania to the EU // Official Journal of the European Union. 21.06.2005. L 157/11. Pp. 11-395.

(операции), о планируемых сроках действия такого разрешения, адресованное Комиссии и составленное в произвольной форме (в случае подачи обращения о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), в результате которой прямо и (или) косвенно устанавливается, изменяется или прекращается право владения, пользования и (или) распоряжения акциями, долями (вкладами), составляющими уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, либо голосами, приходящимися на такие акции, доли (вклады), в обращении о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) указывается количество таких акций, долей (вкладов) либо голосов, приходящихся на такие акции, доли (вклады);

б) документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя - юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства, либо в отношении заявителя -юридического лица иной подтверждающий факт его создания документ;

в) документ, удостоверяющий личность заявителя - физического лица;

д) учредительные документы заявителя -юридического лица;

ж) бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, при отсутствии указанного бухгалтерского баланса в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности;

з) сведения о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления (в случае представления заявления о выдаче разрешения на совершение (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента).

3. Определение пределов возможностей реализации сделок с товарами двойного назначения

Способность совершать сделки или сдел-коспособность является элементом дееспособ-

ности, последняя в свою очередь является частью правоспособности [4, с. 153]. В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 1202 ГК РФ содержание правоспособности юридического лица определяется на основе его личного закона. Так, она определяется на основе права России и Болгарии соответственно.

Сделкоспособность российской дочерней компании определяется на основе права России. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности». В соответствии с п. 1 ст. 174.1 ГК РФ «Сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, в частности, из законодательства о несостоятельности (банкротстве), ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом». Таким образом, российская дочерняя компания может совершать любые сделки, которые не нарушают законодательство РФ в порядке, предусмотренном законодательством РФ (включая получение лицензий, в случае если это требуется).

Сделкоспособность болгарской материнской компании определяется на основании ее личного закона (на основе материального права Болгарии). Болгария, будучи государством-членом ЕС, обязана соблюдать принимаемые в рамках ЕС акты прямого или опосредованного действия, обязательные для применения всеми государствами-членами ЕС. Так, на учредителя российского юридического лица распространяется, например, Регламент Совета ЕС № 833/ 2014 (в ред. от 26.02.2023)1. Среди запретов, например, запрет на продажу, поставку, перемещение или экспорт, напрямую или опосредованно, товаров и технологий двойного назначения любому физическому или юридическому лицу, предприятию или организации в России или для использования в России. В соответствии с п. 1 ст. 2 Регламента Совета ЕС № 428/2009 товары двойного назначения (dual-use items) включают в себя программное обеспечение (software).

Для того, чтобы болгарская материнская компания имела возможность поставлять указанные товары и технологии в соответствии с

1 Council Regulation (EU) No 833/2014 of 31 July 2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine // Official Journal of the European Union. 31.07.2014. L229/1. Pp. 1-11.

п. 3 ст. 2 Регламента Совета ЕС № 833/2014 она должна получить разрешение по ст. 3-8, 26 указанного Регламента. Кроме того, указанные технологии должны применяться исключительно в гражданских целях и не быть предназначенными для военных конечных пользователей, не должны способствовать напрямую или косвенно военному и технологическому совершенствованию России.

Кроме того, исходя из текста указанных актов ЕС российская дочерняя компания пока что имеет право реализовывать внешнеэкономические сделки, направленные на поставку различных технологий для использования на территории ЕС и Болгарии в том числе.

4. Влияние изменений в нормативных актах, регулирующих корпоративные и иные действия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения в регулировании корпоративных и иных действий нашли свое место в следующих актах ЕС: Регламент Совета (ЕС) 2022/ 2474 от 16 декабря 2022 года, вносящий изменения в Регламент (ЕС) № 833/2014 об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию на Украине1. Среди принципиальных изменений можно выделить те, что содержатся в ст. 3а:

1. Приобретать любое новое или расширять любое существующее участие в любом юридическом лице, организации или учреждении, зарегистрированным или учрежденным в соответствии с законодательством РФ или осуществляющим деятельность в энергетическом, горнодобывающем и карьерном секторе РФ;

2. Предоставлять или быть частью любой договоренности о предоставлении любого нового кредита или займа или ином финансировании, включая акционерный капитал, любому юридическому лицу, организации или органу, зарегистрированному или учрежденному в соответствии с законодательством России или любой другой третьей страны и осуществляющему деятельность в энергетическом, горнодобывающем и карьерном секторе в России, или с документально подтвержденной целью фи-

нансирования такого юридического лица, организации или органа;

3. Создавать любое новое совместное предприятие с любым юридическим лицом, организацией или учреждением, зарегистрированным или учрежденным в соответствии с законодательством РФ и ведущим свою деятельность в энергетическом, горнодобывающем и карьерном секторе РФ.

Указанные ограничения могут игнорироваться при наличии соответствующего разрешения со стороны компетентного органа ЕС в случае если:

1) критически важно обеспечить критически необходимой энергией;

2) речь идёт о ЮЛ, осуществляющем свою деятельность в РФ, но которое зарегистрировано и учреждено в соответствии с нормативными актами ЕС;

3) осуществляется добыча и транспортировка хрома, алюминия, титана и др. руд, указанных в Приложении XXX.

Среди изменений 5n:

П. 7: «Пункт 2 не применяется к предоставлению услуг, необходимых для обновления программного обеспечения для невоенного использования и для конечного пользователя, не являющегося военным, разрешенных статьями 2(3)(d) и 2a(3)(d) в отношении товаров, перечисленных в Приложении VII». Таким образом, запрет на предоставление, прямое или косвенное, архитектурные или инженерные услуги, услуги по юридическому консультированию и консультированию в сфере информационных технологий для Правительства РФ, юридических лиц, учрежденных в России, кроме случаев, когда такие услуги требуются для обновления программного обеспечения, не связанного с военным использованием.

5. Вопросы участия в государственных и муниципальных закупках

Нормативные акты ЕС, регулирующие правила осуществления государственных и муниципальных закупок (public procurement): Регламент Совета (ЕС) 2022/576 от 8 апреля 2022, изменяющий Регламент (ЕС) No 833/20142. П. 1 статьи 5k:

1 Council Regulation (EU) 2022/2474 of 16 December 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine // Official Journal of the European Union. 16.12.2022. LI322/1. Pp. 1-314.

2 Council Regulation (EU) 2022/576 of 8 April 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine // Official Journal of the European Union. 08.04.2022. L111/1. Pp. 1-66.

«Запрещается присуждать или продолжать исполнение любого публичного или концессионного контракта, подпадающего под действие Директив о государственных закупках, а также пунктов 1, 3, 6(а)-6(е) статьи 10, 8, 9 и 10, статей 11, 12, 13 и 14 Директивы 2014/23/ЕС, статьи 7 и 8, статьи 10(Ь)-(1) и (И)-(|) Директивы 2014/24/ЕС, статья 18, статьи 21(Ь)-(е) и (д)-(1), статьи 29 и 30 директивы 2014/25/ЕС и статьи 13(а)-(с1), (1)-(И) и (|) Директивы 2009/81/ЕС, до или с:

а) российским гражданином, физическим, или юридическим лицом, предприятием или учреждением, учрежденным в России;

б) юридическим лицом, организацией или органом, имущественные права которого прямо или косвенно принадлежит более чем на 50% организации, упомянутой в пп. «а»;

в) физическим или юридическим лицом, организацией или органом, действующим от имени или по указанию организации, упомянутой в пп. «а» и «б».

В соответствии с п. 2 ст. 5к компетентные органы могут разрешить заключение и дальнейшее исполнение контрактов, предназначенных для:

а) эксплуатации объектов ядерной энергетики;

б) межгосударственной кооперации в космических программах;

в) предоставления особо необходимых товаров или услуг, которые могут быть предоставлены или могут быть предоставлены в достаточном количестве только указанными в п. 1 лицами и т.д.

Таким образом, ни одно из юридических лиц не может участвовать в государственных, муниципальных и иных закупках ввиду того, что он зарегистрирован в РФ.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» «иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица».

Согласно ст. 3а Регламента ЕС 2022/428 от 15.03.2022 «вносящий изменения в Регламент

ЕС № 833/2014 об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию на Украине» запрещается:

а) приобретать любое новое или расширять любое существующее участие в любом юридическом лице, организации или органе, зарегистрированном или учрежденном в соответствии с законодательством России или любой другой третьей стране и осуществляющем деятельность в энергетическом секторе России;

б) предоставлять или быть частью любой договоренности о предоставлении любого нового кредита или займа или ином финансировании, включая акционерный капитал, любому юридическому лицу, организации или органу, зарегистрированному или учрежденному в соответствии с законодательством России или любой другой третьей страны и осуществляющему деятельность в энергетическом секторе в России, или с документально подтвержденной целью финансирования такого юридического лица, организации или органа;

в) предоставлять или быть частью любой договоренности о предоставлении любого нового кредита или займа или ином финансировании, включая акционерный капитал, любому юридическому лицу, организации или органу, зарегистрированному или учрежденному в соответствии с законодательством России или любой другой третьей страны и осуществляющему деятельность в энергетическом секторе в России, или с документально подтвержденной целью финансирования такого юридического лица, организации или органа;

г) оказывать инвестиционные услуги, имеющими непосредственное отношение к деятельности, указанной в пунктах (а), (Ь) и (с)».

Таким образом, учредителю российского юридического лица (болгарской материнской компании) в соответствии с нормативными актами ЕС запрещается инвестировать в энергетический сектор РФ, а сам учредитель по нормам российского законодательства рассматривается как иностранный инвестор, осуществляющий прямые иностранные инвестиции в экономику РФ, то есть «приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодатель-

ством РФ». Правовой статус такого иностранного инвестора, а также режим инвестиций также регулируется Договором между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1993 г.1

Несмотря на то либерализацию торговли во всех правопорядках, осуществления внешнеторговой деятельности сейчас также сильно ограничено. Как это ранее было указано, Республика Болгария входит в состав такой региональной интеграции, как ЕС, а значит, стороны, выбирая право Болгарии, должны учитывать, что в таком случае будет применяться и право ЕС2, неотъемлемой частью которого помимо рассмотренных ранее являются: Регламент (ЕС) № 593/2008 о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим-1»), Регламент (ЕС) № 1215/2012 от 12.12.2012 о подсудности и признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам).

6. Вопросы правовой защиты юридических лиц. Право выхода из корпорации

Особенностью реализации права на судебную защиту в недружественных государствах является вопрос признания и исполнения судебного решения, принятого судом, находящимся на территории недружественного государства, российским судом. Так, ст. 248.1 АПК РФ закрепляет исключительную компетенцию арбитражных судов в РФ по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, несмотря на содержание соответствующих арбитражных или пророгаци-онных соглашений и оговорок. В отечественном правопорядке и за рубежом широко признается их автономный характер [1, с. 257]. Такое соглашение или оговорка - это часть договора, которая сохраняет свое действие несмотря на прекращение действия основного договора, в том числе в случае возврата сторонами исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным, если иное не следует из самого пророгационного соглашения (определение ВС РФ от 11.10.2021 № 304-ЭС 2117833 № А 45-3763/2021). Этой статью как анти-

санкционной мерой широко пользуется как крупный, так и средний бизнес в России.

Что же касается права выхода болгарской материнской компании из российской дочерней компании, вызванного также необходимостью участия такой дочерней компании в закупочных процедурах, которые устанавливают запрет в отношении присутствия иностранных лиц из недружественных государств в составе учредителей такой компании, в соответствии с ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об ООО» «участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества». Однако сейчас такой выход ограничен действием указанных ранее подзаконных актов. Более того, если речь идет о структуре капитала, представленной в данном случае, в соответствии с ч. 2 ст. 26 ФЗ «Об ООО» «выход участников общества из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества из общества не допускается». Таким образом, сейчас такой выход несколько ограничен.

Заключение

Выводы, сделанные по результатам рассмотрения особенностей структуры бенефициарной собственности и корпоративного управления российской компании с иностранным участием; вопросов определения сферы действия личного закона юридических лиц, имеющих различное место инкорпорации, определения пределов возможностей осуществления сделок с товарами двойного назначения; влияния изменений в нормативных актах, регулирующих корпоративные и иные действия, участия таких лиц в государственных и муниципальных закупках; правовой защиты таких лиц и права выхода из корпорации - свидетельствуют о том, что несмотря на беспрецедентные по масштабу антироссийские санкции и введенные в российском правопорядке в ответ на эти санкции меры, отечественный бизнес, имеющий прочные экономические связи с ЕС и иными недружественными правопорядками, может эффективно развиваться в новых для него условиях.

1 Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария о поощрении и взаимной защите капиталовложений (подписан в г. Софии 08.06.1993 г., ред. от 02.03.2003) // СЗ РФ. 20.02.2006. № 8. Ст. 857.

2 В качестве небольшого отступления уточним, что в России особенности выбора права регулируются ст. 1210 ГК РФ и ст. 1211 ГК РФ.

ВЕСТНИК ПРАВА научно-практический журнал МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ НАУКА

Список цитируемой литературы

1. Барановский К.В. Общеизвестность факта введения санкций как основание освобождения от доказывания препятствий российского лица в доступе к правосудию в иностранных государствах: анализ теории и практики применения ст. 248.1 и 248.2 АПК РФ / К.В. Барановский // Юридическая наука. 2023. № 9. С. 254-259. EDN ZYHZCW.

2. Еремина Ю.И. Критерии определения личного закона и национальности юридического лица / Ю.И. Еремина // Juvenis Scientia. 2015. № 1. С. 89-94. EDN VHVPGT.

3. Карцхия А.А. Режим санкций: правовой аспект публичного и частноправового регулирования / А.А. Карцхия // Мониторинг правоприменения. 2022. № 2(43). С. 2-10. DOI 10.21681/2226-06922022-2-2-10. EDN YFBFWT.

4. Ломаев О.Ю. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц / О.Ю. Ломаев // Инновационная наука. 2016. № 6-3. С. 152-154. EDN WCGDCT.

5. Филиппова С. Оплата уставного капитала при создании хозяйственного общества: новеллы правового регулирования / С. Филиппова // Хозяйство и право. 2015. № 1(456). С. 28-40. EDN UFEZYL.

References

1. Baranovskij K.V. Obsheizvestnost fakta vvedeniya sankcij kak osno-vanie osvobozhdeniya ot dokazyvaniya prepyatstvij rossijskogo lica v dostupe k pravosudiyu v inostrannyh gosudarstvah: analiz teorii i praktiki primeneniya st. 248.1 i 248.2 APK RF / K.V. Baranovskij. Yurid-icheskaya nauka, 2023, no. 9, рр. 254-259 (In Russian).

2. Eremina Yu.I. Kriterii opredeleniya lichnogo zakona i nacionalnosti yurid-icheskogo lica / Yu. I. Eremina. Juvenis Scientia, 2015, no. 1, рр. 8994. EDN VHVPGT.

3. Karchiya A.A. Rezhim sankcij: pravovoj aspekt publichnogo i chast-nopravovogo regulirovaniya / A.A. Karchiya. Monitoring pravoprime-neniya, 2022, no. 2(43), рр. 2-10 (In Russian).

4. Lomaev O.Yu. Grazhdanskaya pravosposobnost i deesposobnost yuridicheskih lic / O.Yu. Lomaev. Innovacionnaya nauka, 2016, no. 6-3, рр. 152-154.

5. Filippova S. Oplata ustavnogo kapitala pri sozdanii hozyajstvennogo obshestva: novelly pravovogo regulirovaniya / S. Filippova. Hozya-jstvo i parvo, 2015, no. 1(456), рр. 28-40.

Статья поступила в редакцию 06.03.2024; принята к публикации 30.03.2024.

The article was submitted 06.03.2024;

accepted for publication 30.03.2024.

Заявленный вклад авторов: Григорьев К.В. - редактирование текста, проведение и написание основной части исследования (ч. 1-6);

Каюда А.С. - общее редактирование текста, написание введения, ч. 1 и заключения.

Authors' stated contribution: Grigoriev K.V. - text editing, conducting and writing the main part of the study (parts 1-6); Kayuda A.S. - general editing of the text, writing the introduction, part 1 and conclusion.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The authors read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.