Институт представительства иностранных банков на территории Россиской Федерации
Institute of representation of foreign banks in the territory of the Russian Federation
Пьяникова Наталья Николаевна
Студент 4 курса Факультет Юриспруденция Оренбургский Институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
460000, Оренбург, улица Комсомольская, 50 e-mail: [email protected]
Pyanikova Natalia Nikolaevna
Student 4 term Faculty of Jurisprudence
Orenburg Institute (Branch) of Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA)
460000, Orenburg, Komsomolskaya Street, 50 e-mail: [email protected]
Научный руководитель Кузьмина Мария Вячеславовна
Кандидат юридических наук Оренбургский Институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
460000, Оренбург, улица Комсомольская, 50 e-mail: [email protected]
Scientific adviser Kuzmina Maria Vyacheslavovna
Ph.D. of Juridical Sciences
Orenburg Institute (Branch) of Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA)
460000, Orenburg, Komsomolskaya Street, 50 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В настоящее время происходят определенные изменения в деятельности российского банковского сектора, в деятельности банков с иностранным капиталом. Среди наиболее ярко выраженных тенденций в деятельности - значительное сокращение числа действующих кредитных организаций, в том числе с иностранным участием. Текущая внешнеполитическая ситуация и санкции против России также создают определенные политические риски для банков с иностранным капиталом. В данной статье рассматривается правовая база этого учреждения и освещаются наиболее важные изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации за последние несколько лет.
Annotation.
At present, there have been certain changes in the activities of the Russian banking sector and, in particular, in the activities of banks with foreign participation in capital. Among the most pronounced trends in activity, we can note a significant reduction in the number of operating credit institutions, including those with foreign participation. The current foreign policy situation and sanctions against Russia also create certain political risks for banks with foreign capital. This article examines the regulatory framework governing this institution and highlights the most significant changes made in recent years to the legislation of the Russian Federation.
Ключевые слова: представительство, кредитная организация, банки, иностранный капитал, банковский сектор, иностранная организация, банковская деятельность.
Key words: representative office, credit institution, banks, foreign capital, banking sector, foreign organization, banking activity.
Представительством кредитной организации является ее собственное подразделение, расположенное за пределами головного офиса кредитной организации, которое представляет и защищает ее интересы. Представительства кредитной организации не являются юридическими лицами, они осуществляют свою деятельность на основании нормативных актов и положений, утвержденных кредитной организацией, которая их учредила [1].
Центральный Банк Российской Федерации в установленном им порядке осуществляет аккредитацию представительств иностранных кредитных организаций, открытых на территории Российской Федерации, а также иностранных граждан, которые будут работать в данных представительствах по трудовому договору.
Представительство иностранной кредитной организации имеет право осуществлять свою деятельность с момента ее аккредитации Банком России.
В связи с происходящими в мире политическими событиями произошли определенные изменения в деятельности российского банковского сектора и, в частности, в деятельности банков с иностранным капиталом. Наиболее важные тенденций в их деятельности - значительное сокращение числа действующих кредитных организаций, в том числе с иностранным участием [4]. Центральным Банков Российской Федерации аккредитованы 28 представительств, в которых работают 30 иностранных граждан, получивших аккредитацию в ЦБ РФ (по состоянию на 1 января 2023 года) [5]. До января 2020 года в России насчитывалось 54 банка и 5 кредитных организаций, уставный капитал которых в полном объеме сформирован за счет средств, принадлежащих нерезидентам.
Вклады нерезидентов в уставный капитал действующих кредитных организаций без учета участия нерезидентов, находящихся под контролем резидентов Российской Федерации, на 1 января 2023 года уменьшились на 42 814,7 млн руб.
Некоторые западные банковские группы с российскими дочерними компаниями рассматривают возможность „ограничения" бизнеса в России в той или иной форме на фоне санкций, примененных к Российской Федерации. Более строгие заявления делают банки, которые занимаются только корпоративными банковскими операциями в стране; более осторожные - крупные банки с частными клиентами, которые предпочитают переждать.
Goldman Sachs первым сообщил об уходе своей компании из Российской Федерации после начала операции на Украине, при этом необходимость ухода объяснилась «нормативными и лицензионными требованиями». (Дочерняя организация американской группы, на 1 февраля занимал 130-е место по размеру активов, банк не работает с физическими лицами, его специализация - инвестиционный банкинг - сопровождение и финансирование сделок, операции по обмене валюты и с ценными бумагами.)
Кроме того, Goldman Sachs продал основную часть акций российских компаний (общая стоимость уменьшилась с 1,7 до 0,222 миллиарда долларов)
О своем уходе из Российской Федерации сообщили и другие инвестиционные банки — американский JP Morgan Chase, немецкие Deutsche Bank и Commerzbank, специализация которых — инвестбанкинг, обслуживание корпоративных клиентов, в основном с иностранцами.
Следует отметить, что банки, имеющие дочерние компании в России, ориентированные на розничную торговлю, более осторожны в своих заявлениях.
Так, американская Citigroup объявила о намерении расширить „масштаб выхода" с российского рынка и с апреля 2021 года безуспешно пыталась свернуть бизнес путем продажи части портфеля дочерней организации (Ситибанка).
При этом, следует отметить, что процесс ухода финансовой организации с рынка довольно сложный и трудоемкий процесс, связанный с прекращением всех бизнес-процессов, выполнением обязательств перед кредиторами и клиентами в полном объеме, поэтому данная процедура может длиться в определенных случаях около года.
Чтобы прекратить свою деятельность, банк обязан рассчитаться со всеми клиентами и кредиторами. Только тогда он может подать заявление в Центральный Банк Российской Федерации, в котором будет указано,
что все требования клиентов и кредитные обязательства погашены. После чего Банк России проводит проверку. Если есть все основания полагать, что банк может прекратить свою деятельность без ущерба для кредиторов или клиентов, то публикуется документ, согласно которму лицензия на ведение банковской деятельности аннулируется и организация прекращает свою деятельность.
Несмотря на большое количество таких заявлений с марта прошлого года покинули рынок Российской Федерации немногие банки, и в их числе: Группа Societe Generale, продавшая Росбанк и «Росбанк Страхование»; Чешская PPF Group, продавшая ХКФ Банк, «Хоум Кредит Страхование» и микрокредитную компанию «Купи не копи».
За последний год от лицензий решили отказаться шесть представительств иностранных организаций: Bayerische Landesbank, Iccrea Bancalmpresa S.p.A., Lombard Odier, Hellenic Bank и Hokkaido Bank
Однако это не все банки, которые рассматривают возможность уйти с российского рынка, (Deutsche Bank уходит уже с 2014 года. CitiBank также продаёт свои активы уже некоторое время.)
В рамках контрмер Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (образованна на основании Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства») ввела запрет банкам с иностранным участием отчуждать свои дочерние компании, пока не закончится блокировка работы дочерних российских организаций за пределами Российской Федерации.
6 марта 2022 года Правительство Российской Федерации утвердило Постановление, которое закрепляет, что все сделки и операции организаций Российской Федерации с гражданами и организациями из «недружественных» стран должны быть одобрены Правительственной комиссией [2]. (Постановление издано для исполнения Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года №81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».)
Согласно постановлению, компания-резидент России или иностранная организация из „недружественных" стран должны подать заявку на получение разрешения на транзакцию, которое должно содержать исчерпывающую информацию о заявителе, включая документ, касающийся бенефициарных владельцев компании. На основе анализа полученных документов и характера будущего соглашения будет принято решение о том, одобрять или отклонять реализацию. В то же время следует отметить, что разрешение на совершение сделки может быть дано с указанием условий ее совершения.
Основная цель предусмотренных мер - обеспечение финансовой стабильности страны в условиях санкционного давления извне.
8 сентября 2022 года Президент Российской Федерации подписал указ, которым установлен особый порядок сделок с долями в обществах с ограниченной ответственностью России для резидентов из «недружественных» стран [3], к которым относятся, Канада, Соединенные Штаты Америки, Англия, Япония, все страны Евросоюза.
Однако 21 декабря 2022 Министерство финансов Российской Федеарции ввело четыре критерия, согласно которыми должны быть одобрены сделки по продаже активов зарубежных компаний в стране.
Принимая решения о сделках по распоряжению активов иностранных организаций, а именно, отчуждению, связанных (зарегистрированных, ведущих бизнес в них или находящихся под контролем таких инвесторов) с недружественными государствами, комиссия исходит из необходимости определения следующих критериев:
1) наличие независимой оценки активов;
2) наличие рассрочки платежа для покупателя на один или два года либо уплаты добровольного взноса в федеральный бюджет в размере не менее 10% от суммы совершаемой сделки. Уплачивать добровольный взнос в бюджет должны иностранный продавец или российский покупатель актива;
3) продажа актива со скидкой в размере не менее 50% от стоимости, определенной независимой оценкой;
4) установление ключевых показателей эффективности (KPI) для новых акционеров (собственников). Однако нет более подробного разъяснения относительно того, какие конкретные показатели эффективности следует установить, например, финансовые показатели или удержание сотрудников.
Наличие конкретных критериев кажется предпочтительным вариантом в текущей ситуации. Абсолютное усмотрение государства без озвучивания четких критериев, влияющих на это решение, ставит инвестора в гораздо более сложное положение, чем наличие четко определенных условий.
Первое требование не является новым, поскольку на практике государственные органы почти с самого начала процедуры утверждения сделки требовали представления отчета независимого оценщика в рамках заявки и ряда представленных документов для утверждения сделки.
Стоит отметить, что раньше существовало и неофициальное требование 50-процентной скидки к рыночной оценке. Кроме того, в связи с действующим ограничением на выплату дивидендов в пользу нерезидентов иностранные организации при уходе из России зачастую продают компанию с накопленным доходом, который иначе все равно практически невозможно вывести.
Российская Федерация разрешает выплаты дивидендов дочерними организациями иностранных компаний, в случае если профильные ведомства устанавливают, что соответствующие ведомства установят, что работа и инвестиции продолжаются в полном объеме, а размер выплат соответствует норме.
Также вполне оправдано установление для покупателя определенных КР1:в отношении объема выпуска продукции, сохранению рабочих мест, размеру налоговых отчислений и т.д., однако вмешательство в естественное ценообразование на рынке приводит к рыночной нестабильности. Важно, что требование о проведении сделки со скидкой не менее 50% от стоимости соответствующих активов искажает рынок активов и явно выгодно покупателю.
Таким образом, текущая ситуация в банковском секторе осложняется двумя существенными факторами: замедлением темпов роста российской экономики; внешнеполитической ситуацией и санкциями против России. Текущая внешнеполитическая ситуация и санкции против России также создают определенные политические риски для банков с иностранным капиталом. Однако в настоящее время кредитными организациями, принадлежащими иностранцам, обычно являются банки с крупной розничной сетью в России, занимающие значительную долю рынка.
За годы работы в России банки вложили огромный капитал в собственный бизнес, поэтому отказаться от российского рынка в краткосрочной перспективе довольно сложно. К тому же, если не учитывать несколько крупных банков, то доля иностранных организаций в Российской Федерации составляет около одного-двух процентов, поэтому особых последствий от их ухода основная масса потребителей не почувствует.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29.12.2022 г.) // Консультант : сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения: 11.04.2023).
2. Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных
инвестиций в Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 06 марта 2022 г. № 295 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, 07.03.2022. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203070002 (дата обращения: 12.04.2023)
3. Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами: Указ Президента Рос. Федерации от 08 сентября 2022 г. № 618 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, 08.09.2022. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209080027 (дата обращения: 13.04.2023).
4. Бабурина Н.А., Куцев А.Г. Банки с иностранным участием в России: реакция на внешние угрозы. //Вестник Тюменского государственного университета. - 2014, №11. С. 87.
5. Сайт Центрального Банка РФ. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/zcyc_params/ (дата обращения: 14.04.2023).
6. Агентство «Росбизнесконсалт» : сайт. — [Москва], 1995— . — URL: http://www.rbc.ru (дата обращения: 15.04.2023).