Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе
экономики России
В.Н. Горюнов, Е.А. Чувелева
Рассмотрены основные формы корпоративной интеграции в российском бизнесе, используемые с конца 1990-х годов, их мотивы и применяемые при этом средства. Описаны схемы недружественного объединения компаний (рейдерские захваты, доведение до банкротства и др.). Показаны цели объединения: развитие бизнеса, укрепление власти и влияния уже сформировавшихся групп, выстраивание вертикальных технологических цепочек. Проанализирована законодательная база корпоративных процессов (нормы Г ражданского кодекса, законы о хозяйственных обществах, положения об аффилированных лицах, положения о ФИГ). Отмечены негативные последствия используемых форм интеграции (деградация рынка ценных бумаг, падение инвестиционной привлекательности страны, снижение эффективности бизнеса), подчеркивается необходимость совершенствования законодательства в данной области.
Ключевые слова: процессы корпоративной интеграции, консолидация акционерного капитала, передел собственности, рейдерские захваты, схема захвата с использованием процедуры банкротства, рынок корпоративного контроля, корпорации холдингового типа, аффилированные лица, перекрестное владение акциями, финансово-промышленные группы, концепция развития корпоративного законодательства.
Интегрированные корпорации холдингового типа, где корпоративный контроль осуществляет основное общество, получают все большее распространение в российской экономике. Система корпоративного контроля является базой для формирования системы корпоративного управления, которое в свою очередь имеет основной целью контроль над финансовыми потоками в холдинге.
Корпоративный контроль соответствует праву управлять собственным капиталом участников холдинга и денежными потоками внутри холдинга и представляет собой постоянное наблюдение за состоянием дел в холдинге с возможностью влияния на принятие, определение и формулирование управленческих решений. В связи с этим актуальна задача формирования рациональной системы управления финансами холдинга, соответствующей правам основного общества в области корпоративного контроля. Основу разработки системы корпоративного управления финансами в холдинге составляют нормы действующего законодательства.
На период с середины 1999 до 2003 г. приходится второй этап (посткризисный бум) перераспределения отношений собственности в российском секторе корпоративной экономики на основе совершения сделок слияний и поглощений. Главным стимулом для новой волны слияний и поглощений в первые посткризисные годы стала продолжающаяся консолидация акционерного капитала. Вследствие особенностей применяемых при этом компаниями методов некоторые аналитики даже не используют термин «слияния и поглощения», ограничиваясь выражением «передел собственности» [8].
Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России
59
Можно выделить следующие, характерные для этого периода активного передела собственности и рейдерства1 черты [4, с. 20]:
□ приобретение предприятий, имеющих сырьевую направленность;
□ усиление роли крупных финансово-промышленных групп во всех отраслях экономики и секторах рынка;
□ приобретение недооцененных предприятий, имеющих значительное распыление акционерного капитала;
□ активное создание вертикально-интегрированных структур;
□ приобретение российских компаний иностранными инвесторами;
□ рейдерские захваты предприятий всех форм собственности и отраслевой принадлежности;
□ увеличение консолидации капитала за счет долей миноритарных акционеров;
□ скупка предприятий посредством процедуры банкротства;
□ вывод прибыли за рубеж;
□ применение офшорных схем при владении и управлении предприятиями;
□ усиление роли государства на рынке слияний и поглощений.
В настоящее время на защиту интересов собственников компаний-акционеров направлены действия законодателя, которым отработаны механизмы регистрации акций, правила оформления и хранения реестра акционеров, уточнены формы и сроки подачи отчетности акционерными обществами, установлены правила выкупа и дарения акций, определены понятия «крупная сделка», «аффилированные лица» и другие вопросы регулирования деятельности акционерного общества [5].
Отдельного внимания заслуживает схема захвата предприятия с использованием процедуры банкротства. Применение процедур банкротства для поглощения предприятий считалось одной из наиболее выгодных схем, поскольку такие процедуры имели сравнительно низкие издержки (по сравнению с затратами на скупку акций). Эта схема использовалась также тогда, когда владелец контрольного пакета акций общества не был намерен продавать его третьим лицам. Чаще всего применялась следующая схема банкротства [6]. Определенное юридическое лицо, заинтересованное в приобретении активов какого-либо хозяйственного общества, начинало планомерно скупать просроченные долги этого общества. Сосредоточив значительный объем задолженности, юридическое лицо инициировало процедуру банкротства предприятия, предварительно «договорившись» с органами региональной и (или) федеральной власти (в зависимости от значимости предприятия). Операция рассчитывалась таким образом, чтобы поглощаемое общество заведомо было
1 Рейдерством в современной экономической практике называют решение корпоративных конфликтов с применением недружественного поглощения. Рассматривается как деятельность отдельных субъектов, агрессивно приобретающих компании без согласия акционеров, работников и администрации.
60
Экономика в отраслях и регионах
не в состоянии погасить имеющуюся задолженность, следствием чего становилось введение процедуры наблюдения и назначение временного управляющего. Арбитражный управляющий негласно представлял интересы атакующего юридического лица и под видом анализа финансового состояния должника устанавливал «узкие» места в деятельности предприятия с тем, чтобы усугубить сложившуюся ситуацию, а также помешать органам управления общества восстановить платежеспособность предприятия. В то же время в средствах массовой информации формировался негативный образ хозяйственного общества, приводивший к уменьшению реализации производимой продукции, а следовательно, к ухудшению его финансового положения.
В результате подобных действий на предприятии вводилось внешнее управление, после чего руководитель должника отстранялся от должности, прекращались полномочия органов управления. Все управленческие функции переходили к внешнему управляющему. Именно с этого момента начинался долгий процесс по выводу активов организации. В данном случае важная роль отводилась стадии конкурсного производства, когда в целях удовлетворения требований кредиторов реализовывалось имущество должника.
Однако можно было и не доводить дело до стадии банкротства. В процессе внешнего управления атакующее юридическое лицо могло обратиться к акционерам общества с предложением о продаже принадлежащих им акций. Тем самым акционеры оказывались перед выбором: либо отказаться и остаться ни с чем, либо продать акции и получить хоть и небольшие, но деньги. Аккумулировав более 50%, а лучше более 75% голосующих акций общества, юридическое лицо начинало активно восстанавливать платежеспособность предприятия с целью прекращения производства по делу о банкротстве. Если акционеры не хотели продавать акции, атакующее общество могло применить такие приемы, как обмен долгов на акции вновь создаваемого общества, дополнительная эмиссия акций должника.
В начале XXI в. законодателем были предприняты меры, направленные на предотвращение фактов необоснованного признания должников несостоятельными (банкротами) решениями уполномоченных государственных органов, что нейтрализовало возможности захватов предприятий с применением схемы скупки долгов для инициации процедур банкротства.
Третья волна российских слияний и поглощений (реорганизационный спад) началась примерно в 2002 г. Произошло некоторое снижение темпов экспансии сложившихся групп, завершились процессы консолидации и начался переход к реструктуризации групп [8].
Несмотря на целый ряд ограничений (необходимость консолидации крупных пакетов акций, наличие четкой и зафиксированной структуры собственности в корпорации, значительных ликвидных ресурсов), наибольшее развитие в России в начале 2000-х гг. получили враждебные поглощения, что связано прежде всего с экспансией крупнейших групп (холдингов). Фактора-
Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России
61
ми осуществления поглощений являлись: постприватизационное перераспределение собственности, реорганизация крупных групп, финансовые кризисы, специфика российского фондового рынка (рынок ценных бумаг в России с самого начала развивался как рынок корпоративного контроля), специфика структуры собственности российских компаний (миноритарные акционеры компании-цели играют пассивную роль и не могут выступать в качестве полноценных участников рынка корпоративного контроля), менталитет российских руководителей (слияние с более крупным обществом часто воспринималось как проигрыш последнему) и др.
С.В. Гвардин выделяет следующие тенденции, характерные для третьего этапа перераспределения отношений собственности (период концентрации капитала и глобализации рынка слияний и поглощений) [4, с. 26]:
□ активная скупка предприятий во всех отраслях экономики;
□ формирование многоуровневых структур холдингового типа;
□ увеличение сделок слияний и поглощений с участием государственных предприятий;
□ раскрытие информации о собственниках компании в крупных сделках;
□ повышение прозрачности за счет развития фондового рынка и притока иностранных инвестиций;
□ использование поглощений и консолидаций в качестве эффективного механизма повышения капитализации при осуществлении IPO;
□ обострение конкурентной борьбы и как следствие повышение количества сделок слияний и поглощений;
□ возрастание количества транснациональных сделок слияний и поглощений с участием российских компаний;
□ увеличение сделок слияний и поглощений с компаниями средней капитализации;
□ формирование справедливой оценки большинства активов;
□ продажа непрофильных активов.
Г од 2004-й многие экономисты склонны считать этапом расцвета крупномасштабных сделок в сфере слияний и поглощений. С этого момента целью таких сделок становится переход бизнеса от менее эффективных собственников к наиболее эффективным.
Целями компаний, участвующих в сделках слияний и поглощений, являются повышение эффективности, выход на новые рынки, диверсификация, инвестирование средств. Данные статистики свидетельствуют о том, что чаще всего слияния и поглощения происходят в отраслях экономики с высоким уровнем капитализации: добыча полезных ископаемых, машиностроение, металлургия, нефтегазовая отрасль, торговля. Именно на эти отрасли приходится свыше 60% сделок.
62
Экономика в отраслях и регионах
Существенное распространение в России получили холдинги с государственным участием в капитале, в том числе через закрепление в государственной собственности пакета акций определенного размера или «золотой» акции. Как правило, государство принимало и принимает участие в капитале корпораций естественных монополий и демонополизированных отраслей стратегического характера. Выделяя отличительные черты этих структур, И.С. Шиткина цитирует Г. Мальгинова, который в качестве таковых отмечает приоритетность осуществления государственного контроля деятельности инкорпорированных предприятий и вторичность задачи построения системы корпоративного управления [7].
В ближайшей краткосрочной перспективе для тенденций корпоративной интеграции и перераспределения прав собственности в корпоративном секторе российской рыночной экономики на основе слияний и поглощений будет характерно следующее [4, с. 43]:
□ увеличение сделок слияний и поглощений с участием иностранного капитала;
□ обострение конкурентной борьбы и как следствие увеличение количества сделок слияний и поглощений среди компаний средней капитализации;
□ увеличение зарубежных слияний и поглощений с участием российских компаний.
В рыночной экономике процессы корпоративной интеграции инициируются предприятиями, заинтересованными в обеспечении своей конкурентоспособности и жизнеспособности путем создания альянсов с другими предприятиями (интеграция «снизу-вверх»), или юридическими лицами, обладающими востребованными в деятельности предприятий ресурсами (финансовыми, интеллектуальными и др.) и заинтересованными в их выгодном размещении (интеграция «сверху-вниз»). Роль государства в управлении процессами корпоративной интеграции в рыночной экономике преимущественно состоит в создании законодательства, обеспечивающего их регулирование с целью:
□ защиты прав собственности участников корпоративных отношений, упорядочения их взаимоотношений, распределения их прав и ответственности в зависимости от выбранной организационно-правовой формы осуществления коллективного предпринимательства;
□ стимулирования интеграционных процессов как фактора экономического роста и удовлетворения интересов государства: в сфере формирования доходной части бюджета - за счет увеличения налогооблагаемой базы вследствие роста оборотов, прибыли и имущества интегрированной корпорации, в сфере обеспечения занятости - за счет повышения устойчивости инкорпорированных предприятий, являю-
Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России
63
щихся работодателями, и создания новых рабочих мест, в сфере нивелирования социальных противоречий в обществе - за счет реализуемых в корпорациях корпоративных социальных программ и т.д.;
□ противодействия монополизации экономики, нейтрализующей конкурентную среду и ограничивающей добропорядочную конкуренцию.
В настоящее время единая и целостная система акционерных правоотношений в Российской Федерации еще не сложилась. В действующем законодательстве содержится большое количество спорных вопросов и пробелов в части реорганизации акционерных обществ.
Правовой основой создания в России интегрированных корпораций являются, закрепленные Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью право юридических лиц принимать участие в капитале других обществ, право вносить в капитал вновь создаваемых юридических лиц имеющее денежную оценку имущество и имущественные права, право создавать другие организации и проводить реорганизацию предприятий, в том числе путем выделения, право принимать преобладающее участие в управлении другими обществами, в том числе с закреплением такого права преобладающим участием в их капитале, право покупать и продавать доли в уставном капитале или отчуждать их иным способом с соблюдением установленных законодательством правил, право заключать с иными юридическими лицами лицензионные, агентские и иные договора и иные права. Создание организационных схем построения интегрированного бизнеса осуществляется в порядке проектирования выборочного или комплексного использования этих и многих других, не упомянутых прав. Основу создания таких схем составляют экономические мотивы корпоративной интеграции, состоящие в стремлении компании-покупателя (инициатора создания корпорации) выгодно разместить финансовые ресурсы, снизить издержки своего бизнеса, добиться увеличения прибыли и т.д. Проектирование сопровождается соответствующими финансово-экономическими расчетами.
Представление о способах формирования интегрированных корпораций и способах построения целостных систем корпоративного управления в интегрированных корпорациях, являющихся базисом построения систем корпоративного управления финансами, формируется исходя из норм корпоративного права. Основным понятием корпоративного права, используемым в целях идентификации интегрированной корпорации, является понятие группы лиц [5].
В целях определения состава лиц, де-факто повлиявших на принятие корпоративных решений в отношении основного или дочернего общества, и действительных границ системы корпоративного управления, в том числе управления финансами, в корпоративном праве используется понятие аффилированного лица.
64
Экономика в отраслях и регионах
Понятие аффилированности используется в законах о хозяйственных обществах, обязанных составлять списки аффилированных лиц (ст. 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 89 Федерального закона «Об акционерных обществах»). В части вопроса об управлении финансами холдингов понятие аффилированности имеет значение в связи с тем, что аффилированные лица акционерного общества должны уведомлять общество о приобретении его акций (п. 2 ст. 93 Федерального закона «Об акционерных обществах». Кроме того, крупные сделки, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, в совокупности владеющих более 20% голосующих акций, должны до ее заключения получить одобрение советом директоров, общим собранием акционеров или владельцами голосующих акций в соответствии со ст. 83 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Финансовые последствия совершения сделки с заинтересованностью с нарушением законодательства состоят в том, что она по иску общества или акционера может быть признана недействительной, а заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненных обществу в результате незаконного совершения сделки убытков (ст. 84 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Основное общество, имеющее право давать акционерному дочернему обществу обязательные для него указания, признается заинтересованным в сделках, совершаемых дочерним обществом (ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах»), если является аффилированным лицом его акционера, члена совета директоров, единоличного исполнительного органа дочернего общества (п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Таким образом, если сделка с заинтересованностью основного общества совершена с нарушением установленного законом порядка ее одобрения, оно может понести финансовые убытки по искам дочернего общества или его акционера.
В связи с тем, что большинство юридических лиц холдингов являются аффилированными, большинство сделок между ними и сделок дочерних обществ попадает под определение сделки с заинтересованностью, что используется недобропорядочными и, возможно, вообще случайными миноритарными акционерами для извлечения финансовых выгод от предъявления исков к обществам, совершившим финансовые сделки без учета их мнения.
Основное общество холдинга, если его преобладающее участие в управлении дочерними обществами обеспечено преобладающим участием в капитале, является мажоритарным акционером дочернего общества, принимая, таким образом, участие в принятии решений по крупным сделкам дочернего общества.
Крупная сделка, предметом которой является имущество, стоимостью от 25 до 50% и более балансовой стоимости активов общества, должна быть одобрена советом директоров или общим собранием акционеров дочернего общества (ст. 79 Федерального закона «Об акционерных обществах»). В об-
Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России
65
ществах с ограниченной ответственностью решение об одобрении принимается общим собранием участников, то есть с участием основного общества или с участием физического лица, принимающего участие в капитале дочернего ООО и являющегося учредителем (соучредителем) управляющей компании. Если в ООО решениями участников образован совет директоров, принятие решений о совершении сделок на сумму от 25 до 50% его активов может быть отнесено уставом к его компетенции (ст. 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Таким образом, идентификация интегрированной корпорации осуществляется в порядке установления взаимозависимости и аффилированности юридических лиц. Множество вариантов взаимозависимости и аффилированности подтверждает существование множества вариантов создания интегрированной корпорации, в том числе такой, в состав которой будет входить общество, имеющее право принимать важные решения в отношении иных участников группы.
В настоящее время российское законодательство о холдингах формируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества [3], а также, как было указано выше, Гражданским кодексом, федеральными законами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
В соответствии с Временным положением холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними. Под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право предприятия отклонять определенные решения на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления. При этом холдинговая компания может быть дочерним предприятием другого общества.
Следует отметить, что в Гражданском кодексе существует норма, ограничивающая концентрацию прав собственности у одного лица. Так, согласно ст. 88, 89 ГК РФ общество с единственным участником не может быть единственным участником другого общества. На практике это приводит к тому, что в состав участников общества искусственно вводятся миноритарии.
Согласно Временному положению все холдинговые компании, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности, в момент создания компании превышала 25%, создаются по согласованию с государственным антимонопольным органом.
Создание холдинговых структур в отдельных сферах (отраслях) деятельности (торговля товарами производственно-технического назначения и по-
66
Экономика в отраслях и регионах
требительскими товарами, сельскохозяйственное производство и др.) Временным положением запрещалось. Однако, там, где государство не принимало участия в капитале предприятий таких отраслей, интеграционные процессы в корпоративной сфере развивались. Иными законодательными актами корпоративная интеграция в этих отраслях не запрещена.
Временным положением организационно-правовые формы холдинговых компаний и их дочерних обществ ограничиваются формой акционерных обществ (п. 1.1.), что не охватывает всего спектра возможных вариантов интеграции в холдинге коммерческих организаций иных организационноправовых форм. При этом Временное положение остается единственным действующим нормативным правовым актом, в котором предпринята попытка системного правового регулирования этого вида предпринимательских объединений. Востребованность и применяемость Временного положения, несмотря на несоответствие ряда норм сложившейся практике, подтверждается, по мнению И.С. Шиткиной, практикой внесения в него изменений [7] вместо признания его утратившим силу. Тем не менее для России актуальна разработка законодательства, определяющего порядок создания и функционирования холдингов. В связи с отсутствием законодательства о холдингах в России холдингами называют любые объединения коммерческих структур, объединенных не только на основе участия основного общества в капитале дочерних, как это указано во Временном положении, но и посредством различных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством.
В 2007 г. был признан утратившим силу Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» [1]. Причинами, мотивировавшими законодателя к принятию такого решения стали:
□ признание необоснованным предоставления официально зарегистрированным ФПГ льгот и привилегий;
□ естественность процессов слияний и поглощений, объектами которых не могли быть участники ФПГ, созданной по типу холдинга. Состав участников ФПГ утверждался специальным нормативным правовым актом. Выход одного из участников ФПГ из ее состава в результате совершения сделки слияния или поглощения предопределял утрату ФПГ своего статуса официально зарегистрированной государством корпорации.
Однако признание федерального закона о ФПГ утратившим силу не приводит к ликвидации действующих ФПГ [2], которые продолжают играть важную роль в национальной экономике. Многие ФПГ лишь утратили статус организаций, решение о создании которых утверждено Правительством России, и право на получение ранее установленных для них государством льгот и привилегий.
Принимая во внимание возможность применения опыта ФПГ в сфере управления корпоративными финансами и необходимость изменения систе-
Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России
67
мы управления в холдингах, возникших на базе ФПГ (в связи с признанием федерального закона о ФПГ утратившим силу), следует учитывать разницу между ФПГ холдингового типа и «классическими» холдингами [4, с. 139]:
□ в отличие от холдинга, где основное общество принимает решения по вопросам коммерческой деятельности дочерних обществ, полномочия органов управления ФПГ (совет управляющих, президент, вице-президент) не распространяются на всю коммерческую деятельность, а касаются только совместной работы в составе группы, которая ограничена целями создания и объединенными для достижения этих целей активами;
□ участие в ФПГ влечет для ее участников не полную, а лишь частичную потерю хозяйственной самостоятельности в пределах объединенного капитала, необходимого для достижения общих целей участников группы, тогда как дочерние общества холдинговой компании (основного общества холдинга) могут полностью подчиняться директивам основного общества;
□ по обязательствам центральной компании ФПГ ее участники несут солидарную ответственность, а особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании ФПГ, тогда как в холдингах дочерние общества не несут ответственности по обязательствам основного общества;
□ принципиальной особенностью ФПГ является участие в ФПГ банка или иной кредитной организации. Последняя могла выступать в качестве основного общества, вокруг которого объединялись иные участники ФПГ. Участие банка в холдингах возможно, но не обязательно, законодательство, регламентирующее деятельность холдингов таких требований не содержит.
Несмотря на указанные различия, фактически статус многих ФПГ (кроме созданных на основе системы участия) с признанием федерального закона о ФПГ утратившим силу без какого-либо нормативного правового обеспечения конвертировался в статус холдинга. Это оправдано следующими сходствами ФПГ и холдинга:
□ ФПГ могли создаваться как совокупность входящих в группу юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества;
□ центральная компания ФПГ выполняет функции, аналогичные функциям основного общества холдинга.
Таким образом, статус «классического» холдинга приобрели ФПГ, головные компании которых принимали преобладающее участие в капитале входящих в ФПГ организаций. ФПГ, головные компании которых не принимали преобладающего участия в капиталах входивших в ФПГ организаций и совместная деятельность которых «скреплялась» договором о создании ФПГ, с признанием федерального закона о ФПГ утратившим силу могли потерять
68
Экономика в отраслях и регионах
статус интегрированной корпорации в связи с тем, что документ, утверждающий регулирующие права головной компании (договор о создании ФПГ) утратил юридическую значимость и возникла необходимость заключения нового договора, что в условиях отсутствия государственных льгот и привилегий для ранее объединенной в ФПГ группы лиц могло быть признано последними необоснованным.
Становление корпоративных структур в России сопровождалось обособлением действующих производств, структурных подразделений крупных предприятий путем изменения статуса и преобразования их в самостоятельные бизнес-единицы (дочерние компании). Понятие «дочерняя компания» отражает отношения подконтрольности, экономической субординации и зависимости одного хозяйствующего субъекта от другого (материнской компании). Важно отметить, что при этом дочерняя компания рассматривается как самостоятельный субъект права и в отношениях с другими хозяйствующими субъектами выступает формально самостоятельно.
Организация производства на основе формирования бизнес-единиц с высокой степенью самостоятельности давно реализуется крупнейшими зарубежными компаниями. Однако анализ отечественного и зарубежного опыта формирования и функционирования дочерних структур свидетельствует об отсутствии общепринятого единого критерия экономической зависимости.
Существующие сегодня в России организационные, экономические и правовые основы функционирования дочерних предприятий в структуре крупных АО не позволяют использовать резервы повышения эффективности производства на базе формирования самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые способствуют повышению гибкости, адаптивности и надежности крупных интегрированных структур в условиях рынка.
Увеличение числа корпоративных конфликтов на рынке слияний и поглощений повышает риски инвестирования в российские компании, создает значительные трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, участвующих в корпоративных отношениях, препятствует развитию фондового рынка как инструмента привлечения финансирования, снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. В начале XXI в. в России это привело к необходимости вмешательства государства в урегулирование конфликтных ситуаций. В мае 2006 г. Министерством экономического развития Российской Федерации была представлена Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. Одним из программных направлений Концепции явилось развитие законодательства в сфере функционирования интегрированных бизнес-структур [2].
В Концепции отмечается, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации определили статус основного общества по отношению к дочернему и, в частности, солидарную ответственность по сделкам, заключенным
Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России
69
дочерним обществом во исполнение указаний основного, а также субсидиарную ответственность основного общества при банкротстве дочернего по вине первого. Однако закон «Об акционерных обществах» фактически лишил силы эти нормы и ввел презумпцию «невлияния» основного общества на действия дочернего общества. Законом установлено, что «основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества». В случае же доведения дочернего общества до банкротства, основное общество (товарищество) несет ответственность только в том случае, если оно совершило эти действия, «заведомо зная» о том, что они повлекут за собой неблагоприятные последствия. Таким образом, квалифицирующим признаком действий юридического лица стала вина в форме умысла, что крайне затрудняет доказательство вины и применение данных норм. Это повышает риски участников корпоративных отношений и снижает ответственность отдельных участников за недобросовестные действия.
В связи с этим в Концепции предложено внести в закон «Об акционерных обществах» изменения, направленные на исключение презумпции «невлияния» материнской компании и расширить примерный перечень случаев, когда основное общество признается имеющим право давать дочернему обществу обязательные указания.
В Концепции также отмечается, что в регулировании интегрированных бизнес-структур особую роль играет перекрестное владение акциями. Если акции материнской компании приобретаются подконтрольной (дочерней) компанией и в дальнейшем голосуют на общих собраниях акционеров, то происходит искажение волеизъявления акционеров, поскольку волю дочернего общества, по сути дела, определяют менеджеры материнской компании. Негативные последствия с точки зрения корпоративного управления также возникают при осуществлении скупки акций основного общества в интересах менеджеров за счет использования дочерними обществами кредитных ресурсов под обеспечение собственным имуществом. Подобная схема способна увеличить как риск неплатежеспособности дочернего общества, так и риск обращения взыскания на имущество основного общества по обязательствам дочернего.
Для предотвращения негативных последствий и улучшения корпоративного управления в Концепции предложено ввести ограничения на приобретение дочерними хозяйственными обществами акций основных обществ, четко установить допустимый предел для такого перекрестного владения. При этом в расчет должны приниматься как акции, принадлежащие самому основному обществу, так и акции, принадлежащие дочерним обществам. Следует распространить данное ограничение как на обыкновенные, так и на
70
Экономика в отраслях и регионах
привилегированные акции, поскольку последние при определенных обстоятельствах также могут становиться голосующими. Акции основного общества, приобретенные дочерним обществом в нарушение данного ограничения, должны признаваться временно не голосующими, вплоть до их отчуждения третьим лицам, и исключаться из общего количества голосующих акций, принимаемого для целей определения кворума (подобно тому, как это происходит с акциями, приобретенными самим эмитентом). Аналогичный подход следует распространить на общества с ограниченной ответственностью.
Литература
1. О финансово-промышленных группах: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ. Доступ из электронной базы нормативной правовой информации «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru
2. О возложении на Министерство экономики Российской Федерации функций
уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-
промышленных групп: Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 104. Доступ из электронной базы нормативной правовой информации «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru
3. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества: Утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 (в ред. от 15 сентября 2008 г.). Доступ из электронной базы нормативной правовой информации «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru
4. Гвардии С.В. Создание добавленной стоимости компаний при сделках слияний и поглощений: российский опыт. М.: ЭКСМО, 2008.
5. Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5.
6. Цураиов И., Лядов К. Управление процессом слияния компаний: что происходит после подписания сделки. URL: http://www.hr-portal.ru/node/23183
7. Шиткииа И.С. Холдинги: правовой и управленческий аспекты. URL:
http://www.lexgroup.ru/rus/xoldings
8. Этапы развития рынка поглощений в РФ. URL: http://dmitrovregion.msk.ru/ node/226