Научная статья на тему 'Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России'

Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ КОРПОРАТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / КОНСОЛИДАЦИЯ АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА / ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ / РЕЙДЕРСКИЕ ЗАХВАТЫ / СХЕМА ЗАХВАТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА / РЫНОК КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ / КОРПОРАЦИИ ХОЛДИНГОВОГО ТИПА / АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА / ПЕРЕКРЕСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ АКЦИЯМИ / ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / PROCESSES OF THE CORPORATE INTEGRATION / CONSOLIDATION OF JOINT STOCK CAPITAL / REDISTRIBUTION OF PROPERTY / RAIDERS / SCHEMES OF RAIDERS WITH THE HELP OF FORCIBLE BANKRUPTCY / MARKET OF THE CORPORATE RESPONSIBILITY / HOLDING CORPORATION / AFFILIATED ENTITIES / INTERCOMMUNITY SHAREHOLDING / FINANCIAL AND INDUSTRIAL CIRCLES / CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF CORPORATE LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горюнов Владимир Николаевич, Чувелева Елена Анатольевна

Рассмотрены основные формы корпоративной интеграции в российском бизнесе, используемые с конца 1990-х годов, их мотивы и применяемые при этом средства. Описаны схемы недружественного объединения компаний (рейдерские захваты, доведение до банкротства и др.). Показаны цели объединения: развитие бизнеса, укрепление власти и влияния уже сформировавшихся групп, выстраивание вертикальных технологических цепочек. Проанализирована законодательная база корпоративных процессов (нормы Гражданского кодекса, законы о хозяйственных обществах, положения об аффилированных лицах, положения о ФПГ). Отмечены негативные последствия используемых форм интеграции (деградация рынка ценных бумаг, падение инвестиционной привлекательности страны, снижение эффективности бизнеса), подчеркивается необходимость совершенствования законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of integration processes in the corporate sector of the Russian economy

The article deals with the main forms of the corporate integration in Russia’s business, their motives and practical means which are being used since the end of the 90-s. The schemes of unfriendly takeovers and mergers (raiders, forced bankruptcy etc.) have been described. The author points out the objectives of mergers and takeovers: business development, consolidation of power and influence of the formed groups, making up the vertical technological chains. The article analyses the legal foundations of the corporate processes (rules of the Civil Code, legislation on economic associations, regulations of affiliated entities, FPG statute). The focus is made on the negative impact of the practical forms of integration (equity market degradation, reduction of the investment attractiveness of the country, decrease of the business effectiveness), and the stress is made on the necessity to improve legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России»

Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе

экономики России

В.Н. Горюнов, Е.А. Чувелева

Рассмотрены основные формы корпоративной интеграции в российском бизнесе, используемые с конца 1990-х годов, их мотивы и применяемые при этом средства. Описаны схемы недружественного объединения компаний (рейдерские захваты, доведение до банкротства и др.). Показаны цели объединения: развитие бизнеса, укрепление власти и влияния уже сформировавшихся групп, выстраивание вертикальных технологических цепочек. Проанализирована законодательная база корпоративных процессов (нормы Г ражданского кодекса, законы о хозяйственных обществах, положения об аффилированных лицах, положения о ФИГ). Отмечены негативные последствия используемых форм интеграции (деградация рынка ценных бумаг, падение инвестиционной привлекательности страны, снижение эффективности бизнеса), подчеркивается необходимость совершенствования законодательства в данной области.

Ключевые слова: процессы корпоративной интеграции, консолидация акционерного капитала, передел собственности, рейдерские захваты, схема захвата с использованием процедуры банкротства, рынок корпоративного контроля, корпорации холдингового типа, аффилированные лица, перекрестное владение акциями, финансово-промышленные группы, концепция развития корпоративного законодательства.

Интегрированные корпорации холдингового типа, где корпоративный контроль осуществляет основное общество, получают все большее распространение в российской экономике. Система корпоративного контроля является базой для формирования системы корпоративного управления, которое в свою очередь имеет основной целью контроль над финансовыми потоками в холдинге.

Корпоративный контроль соответствует праву управлять собственным капиталом участников холдинга и денежными потоками внутри холдинга и представляет собой постоянное наблюдение за состоянием дел в холдинге с возможностью влияния на принятие, определение и формулирование управленческих решений. В связи с этим актуальна задача формирования рациональной системы управления финансами холдинга, соответствующей правам основного общества в области корпоративного контроля. Основу разработки системы корпоративного управления финансами в холдинге составляют нормы действующего законодательства.

На период с середины 1999 до 2003 г. приходится второй этап (посткризисный бум) перераспределения отношений собственности в российском секторе корпоративной экономики на основе совершения сделок слияний и поглощений. Главным стимулом для новой волны слияний и поглощений в первые посткризисные годы стала продолжающаяся консолидация акционерного капитала. Вследствие особенностей применяемых при этом компаниями методов некоторые аналитики даже не используют термин «слияния и поглощения», ограничиваясь выражением «передел собственности» [8].

Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России

59

Можно выделить следующие, характерные для этого периода активного передела собственности и рейдерства1 черты [4, с. 20]:

□ приобретение предприятий, имеющих сырьевую направленность;

□ усиление роли крупных финансово-промышленных групп во всех отраслях экономики и секторах рынка;

□ приобретение недооцененных предприятий, имеющих значительное распыление акционерного капитала;

□ активное создание вертикально-интегрированных структур;

□ приобретение российских компаний иностранными инвесторами;

□ рейдерские захваты предприятий всех форм собственности и отраслевой принадлежности;

□ увеличение консолидации капитала за счет долей миноритарных акционеров;

□ скупка предприятий посредством процедуры банкротства;

□ вывод прибыли за рубеж;

□ применение офшорных схем при владении и управлении предприятиями;

□ усиление роли государства на рынке слияний и поглощений.

В настоящее время на защиту интересов собственников компаний-акционеров направлены действия законодателя, которым отработаны механизмы регистрации акций, правила оформления и хранения реестра акционеров, уточнены формы и сроки подачи отчетности акционерными обществами, установлены правила выкупа и дарения акций, определены понятия «крупная сделка», «аффилированные лица» и другие вопросы регулирования деятельности акционерного общества [5].

Отдельного внимания заслуживает схема захвата предприятия с использованием процедуры банкротства. Применение процедур банкротства для поглощения предприятий считалось одной из наиболее выгодных схем, поскольку такие процедуры имели сравнительно низкие издержки (по сравнению с затратами на скупку акций). Эта схема использовалась также тогда, когда владелец контрольного пакета акций общества не был намерен продавать его третьим лицам. Чаще всего применялась следующая схема банкротства [6]. Определенное юридическое лицо, заинтересованное в приобретении активов какого-либо хозяйственного общества, начинало планомерно скупать просроченные долги этого общества. Сосредоточив значительный объем задолженности, юридическое лицо инициировало процедуру банкротства предприятия, предварительно «договорившись» с органами региональной и (или) федеральной власти (в зависимости от значимости предприятия). Операция рассчитывалась таким образом, чтобы поглощаемое общество заведомо было

1 Рейдерством в современной экономической практике называют решение корпоративных конфликтов с применением недружественного поглощения. Рассматривается как деятельность отдельных субъектов, агрессивно приобретающих компании без согласия акционеров, работников и администрации.

60

Экономика в отраслях и регионах

не в состоянии погасить имеющуюся задолженность, следствием чего становилось введение процедуры наблюдения и назначение временного управляющего. Арбитражный управляющий негласно представлял интересы атакующего юридического лица и под видом анализа финансового состояния должника устанавливал «узкие» места в деятельности предприятия с тем, чтобы усугубить сложившуюся ситуацию, а также помешать органам управления общества восстановить платежеспособность предприятия. В то же время в средствах массовой информации формировался негативный образ хозяйственного общества, приводивший к уменьшению реализации производимой продукции, а следовательно, к ухудшению его финансового положения.

В результате подобных действий на предприятии вводилось внешнее управление, после чего руководитель должника отстранялся от должности, прекращались полномочия органов управления. Все управленческие функции переходили к внешнему управляющему. Именно с этого момента начинался долгий процесс по выводу активов организации. В данном случае важная роль отводилась стадии конкурсного производства, когда в целях удовлетворения требований кредиторов реализовывалось имущество должника.

Однако можно было и не доводить дело до стадии банкротства. В процессе внешнего управления атакующее юридическое лицо могло обратиться к акционерам общества с предложением о продаже принадлежащих им акций. Тем самым акционеры оказывались перед выбором: либо отказаться и остаться ни с чем, либо продать акции и получить хоть и небольшие, но деньги. Аккумулировав более 50%, а лучше более 75% голосующих акций общества, юридическое лицо начинало активно восстанавливать платежеспособность предприятия с целью прекращения производства по делу о банкротстве. Если акционеры не хотели продавать акции, атакующее общество могло применить такие приемы, как обмен долгов на акции вновь создаваемого общества, дополнительная эмиссия акций должника.

В начале XXI в. законодателем были предприняты меры, направленные на предотвращение фактов необоснованного признания должников несостоятельными (банкротами) решениями уполномоченных государственных органов, что нейтрализовало возможности захватов предприятий с применением схемы скупки долгов для инициации процедур банкротства.

Третья волна российских слияний и поглощений (реорганизационный спад) началась примерно в 2002 г. Произошло некоторое снижение темпов экспансии сложившихся групп, завершились процессы консолидации и начался переход к реструктуризации групп [8].

Несмотря на целый ряд ограничений (необходимость консолидации крупных пакетов акций, наличие четкой и зафиксированной структуры собственности в корпорации, значительных ликвидных ресурсов), наибольшее развитие в России в начале 2000-х гг. получили враждебные поглощения, что связано прежде всего с экспансией крупнейших групп (холдингов). Фактора-

Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России

61

ми осуществления поглощений являлись: постприватизационное перераспределение собственности, реорганизация крупных групп, финансовые кризисы, специфика российского фондового рынка (рынок ценных бумаг в России с самого начала развивался как рынок корпоративного контроля), специфика структуры собственности российских компаний (миноритарные акционеры компании-цели играют пассивную роль и не могут выступать в качестве полноценных участников рынка корпоративного контроля), менталитет российских руководителей (слияние с более крупным обществом часто воспринималось как проигрыш последнему) и др.

С.В. Гвардин выделяет следующие тенденции, характерные для третьего этапа перераспределения отношений собственности (период концентрации капитала и глобализации рынка слияний и поглощений) [4, с. 26]:

□ активная скупка предприятий во всех отраслях экономики;

□ формирование многоуровневых структур холдингового типа;

□ увеличение сделок слияний и поглощений с участием государственных предприятий;

□ раскрытие информации о собственниках компании в крупных сделках;

□ повышение прозрачности за счет развития фондового рынка и притока иностранных инвестиций;

□ использование поглощений и консолидаций в качестве эффективного механизма повышения капитализации при осуществлении IPO;

□ обострение конкурентной борьбы и как следствие повышение количества сделок слияний и поглощений;

□ возрастание количества транснациональных сделок слияний и поглощений с участием российских компаний;

□ увеличение сделок слияний и поглощений с компаниями средней капитализации;

□ формирование справедливой оценки большинства активов;

□ продажа непрофильных активов.

Г од 2004-й многие экономисты склонны считать этапом расцвета крупномасштабных сделок в сфере слияний и поглощений. С этого момента целью таких сделок становится переход бизнеса от менее эффективных собственников к наиболее эффективным.

Целями компаний, участвующих в сделках слияний и поглощений, являются повышение эффективности, выход на новые рынки, диверсификация, инвестирование средств. Данные статистики свидетельствуют о том, что чаще всего слияния и поглощения происходят в отраслях экономики с высоким уровнем капитализации: добыча полезных ископаемых, машиностроение, металлургия, нефтегазовая отрасль, торговля. Именно на эти отрасли приходится свыше 60% сделок.

62

Экономика в отраслях и регионах

Существенное распространение в России получили холдинги с государственным участием в капитале, в том числе через закрепление в государственной собственности пакета акций определенного размера или «золотой» акции. Как правило, государство принимало и принимает участие в капитале корпораций естественных монополий и демонополизированных отраслей стратегического характера. Выделяя отличительные черты этих структур, И.С. Шиткина цитирует Г. Мальгинова, который в качестве таковых отмечает приоритетность осуществления государственного контроля деятельности инкорпорированных предприятий и вторичность задачи построения системы корпоративного управления [7].

В ближайшей краткосрочной перспективе для тенденций корпоративной интеграции и перераспределения прав собственности в корпоративном секторе российской рыночной экономики на основе слияний и поглощений будет характерно следующее [4, с. 43]:

□ увеличение сделок слияний и поглощений с участием иностранного капитала;

□ обострение конкурентной борьбы и как следствие увеличение количества сделок слияний и поглощений среди компаний средней капитализации;

□ увеличение зарубежных слияний и поглощений с участием российских компаний.

В рыночной экономике процессы корпоративной интеграции инициируются предприятиями, заинтересованными в обеспечении своей конкурентоспособности и жизнеспособности путем создания альянсов с другими предприятиями (интеграция «снизу-вверх»), или юридическими лицами, обладающими востребованными в деятельности предприятий ресурсами (финансовыми, интеллектуальными и др.) и заинтересованными в их выгодном размещении (интеграция «сверху-вниз»). Роль государства в управлении процессами корпоративной интеграции в рыночной экономике преимущественно состоит в создании законодательства, обеспечивающего их регулирование с целью:

□ защиты прав собственности участников корпоративных отношений, упорядочения их взаимоотношений, распределения их прав и ответственности в зависимости от выбранной организационно-правовой формы осуществления коллективного предпринимательства;

□ стимулирования интеграционных процессов как фактора экономического роста и удовлетворения интересов государства: в сфере формирования доходной части бюджета - за счет увеличения налогооблагаемой базы вследствие роста оборотов, прибыли и имущества интегрированной корпорации, в сфере обеспечения занятости - за счет повышения устойчивости инкорпорированных предприятий, являю-

Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России

63

щихся работодателями, и создания новых рабочих мест, в сфере нивелирования социальных противоречий в обществе - за счет реализуемых в корпорациях корпоративных социальных программ и т.д.;

□ противодействия монополизации экономики, нейтрализующей конкурентную среду и ограничивающей добропорядочную конкуренцию.

В настоящее время единая и целостная система акционерных правоотношений в Российской Федерации еще не сложилась. В действующем законодательстве содержится большое количество спорных вопросов и пробелов в части реорганизации акционерных обществ.

Правовой основой создания в России интегрированных корпораций являются, закрепленные Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью право юридических лиц принимать участие в капитале других обществ, право вносить в капитал вновь создаваемых юридических лиц имеющее денежную оценку имущество и имущественные права, право создавать другие организации и проводить реорганизацию предприятий, в том числе путем выделения, право принимать преобладающее участие в управлении другими обществами, в том числе с закреплением такого права преобладающим участием в их капитале, право покупать и продавать доли в уставном капитале или отчуждать их иным способом с соблюдением установленных законодательством правил, право заключать с иными юридическими лицами лицензионные, агентские и иные договора и иные права. Создание организационных схем построения интегрированного бизнеса осуществляется в порядке проектирования выборочного или комплексного использования этих и многих других, не упомянутых прав. Основу создания таких схем составляют экономические мотивы корпоративной интеграции, состоящие в стремлении компании-покупателя (инициатора создания корпорации) выгодно разместить финансовые ресурсы, снизить издержки своего бизнеса, добиться увеличения прибыли и т.д. Проектирование сопровождается соответствующими финансово-экономическими расчетами.

Представление о способах формирования интегрированных корпораций и способах построения целостных систем корпоративного управления в интегрированных корпорациях, являющихся базисом построения систем корпоративного управления финансами, формируется исходя из норм корпоративного права. Основным понятием корпоративного права, используемым в целях идентификации интегрированной корпорации, является понятие группы лиц [5].

В целях определения состава лиц, де-факто повлиявших на принятие корпоративных решений в отношении основного или дочернего общества, и действительных границ системы корпоративного управления, в том числе управления финансами, в корпоративном праве используется понятие аффилированного лица.

64

Экономика в отраслях и регионах

Понятие аффилированности используется в законах о хозяйственных обществах, обязанных составлять списки аффилированных лиц (ст. 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 89 Федерального закона «Об акционерных обществах»). В части вопроса об управлении финансами холдингов понятие аффилированности имеет значение в связи с тем, что аффилированные лица акционерного общества должны уведомлять общество о приобретении его акций (п. 2 ст. 93 Федерального закона «Об акционерных обществах». Кроме того, крупные сделки, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, в совокупности владеющих более 20% голосующих акций, должны до ее заключения получить одобрение советом директоров, общим собранием акционеров или владельцами голосующих акций в соответствии со ст. 83 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Финансовые последствия совершения сделки с заинтересованностью с нарушением законодательства состоят в том, что она по иску общества или акционера может быть признана недействительной, а заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненных обществу в результате незаконного совершения сделки убытков (ст. 84 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Основное общество, имеющее право давать акционерному дочернему обществу обязательные для него указания, признается заинтересованным в сделках, совершаемых дочерним обществом (ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах»), если является аффилированным лицом его акционера, члена совета директоров, единоличного исполнительного органа дочернего общества (п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Таким образом, если сделка с заинтересованностью основного общества совершена с нарушением установленного законом порядка ее одобрения, оно может понести финансовые убытки по искам дочернего общества или его акционера.

В связи с тем, что большинство юридических лиц холдингов являются аффилированными, большинство сделок между ними и сделок дочерних обществ попадает под определение сделки с заинтересованностью, что используется недобропорядочными и, возможно, вообще случайными миноритарными акционерами для извлечения финансовых выгод от предъявления исков к обществам, совершившим финансовые сделки без учета их мнения.

Основное общество холдинга, если его преобладающее участие в управлении дочерними обществами обеспечено преобладающим участием в капитале, является мажоритарным акционером дочернего общества, принимая, таким образом, участие в принятии решений по крупным сделкам дочернего общества.

Крупная сделка, предметом которой является имущество, стоимостью от 25 до 50% и более балансовой стоимости активов общества, должна быть одобрена советом директоров или общим собранием акционеров дочернего общества (ст. 79 Федерального закона «Об акционерных обществах»). В об-

Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России

65

ществах с ограниченной ответственностью решение об одобрении принимается общим собранием участников, то есть с участием основного общества или с участием физического лица, принимающего участие в капитале дочернего ООО и являющегося учредителем (соучредителем) управляющей компании. Если в ООО решениями участников образован совет директоров, принятие решений о совершении сделок на сумму от 25 до 50% его активов может быть отнесено уставом к его компетенции (ст. 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Таким образом, идентификация интегрированной корпорации осуществляется в порядке установления взаимозависимости и аффилированности юридических лиц. Множество вариантов взаимозависимости и аффилированности подтверждает существование множества вариантов создания интегрированной корпорации, в том числе такой, в состав которой будет входить общество, имеющее право принимать важные решения в отношении иных участников группы.

В настоящее время российское законодательство о холдингах формируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества [3], а также, как было указано выше, Гражданским кодексом, федеральными законами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.

В соответствии с Временным положением холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, называются дочерними. Под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право предприятия отклонять определенные решения на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления. При этом холдинговая компания может быть дочерним предприятием другого общества.

Следует отметить, что в Гражданском кодексе существует норма, ограничивающая концентрацию прав собственности у одного лица. Так, согласно ст. 88, 89 ГК РФ общество с единственным участником не может быть единственным участником другого общества. На практике это приводит к тому, что в состав участников общества искусственно вводятся миноритарии.

Согласно Временному положению все холдинговые компании, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности, в момент создания компании превышала 25%, создаются по согласованию с государственным антимонопольным органом.

Создание холдинговых структур в отдельных сферах (отраслях) деятельности (торговля товарами производственно-технического назначения и по-

66

Экономика в отраслях и регионах

требительскими товарами, сельскохозяйственное производство и др.) Временным положением запрещалось. Однако, там, где государство не принимало участия в капитале предприятий таких отраслей, интеграционные процессы в корпоративной сфере развивались. Иными законодательными актами корпоративная интеграция в этих отраслях не запрещена.

Временным положением организационно-правовые формы холдинговых компаний и их дочерних обществ ограничиваются формой акционерных обществ (п. 1.1.), что не охватывает всего спектра возможных вариантов интеграции в холдинге коммерческих организаций иных организационноправовых форм. При этом Временное положение остается единственным действующим нормативным правовым актом, в котором предпринята попытка системного правового регулирования этого вида предпринимательских объединений. Востребованность и применяемость Временного положения, несмотря на несоответствие ряда норм сложившейся практике, подтверждается, по мнению И.С. Шиткиной, практикой внесения в него изменений [7] вместо признания его утратившим силу. Тем не менее для России актуальна разработка законодательства, определяющего порядок создания и функционирования холдингов. В связи с отсутствием законодательства о холдингах в России холдингами называют любые объединения коммерческих структур, объединенных не только на основе участия основного общества в капитале дочерних, как это указано во Временном положении, но и посредством различных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством.

В 2007 г. был признан утратившим силу Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» [1]. Причинами, мотивировавшими законодателя к принятию такого решения стали:

□ признание необоснованным предоставления официально зарегистрированным ФПГ льгот и привилегий;

□ естественность процессов слияний и поглощений, объектами которых не могли быть участники ФПГ, созданной по типу холдинга. Состав участников ФПГ утверждался специальным нормативным правовым актом. Выход одного из участников ФПГ из ее состава в результате совершения сделки слияния или поглощения предопределял утрату ФПГ своего статуса официально зарегистрированной государством корпорации.

Однако признание федерального закона о ФПГ утратившим силу не приводит к ликвидации действующих ФПГ [2], которые продолжают играть важную роль в национальной экономике. Многие ФПГ лишь утратили статус организаций, решение о создании которых утверждено Правительством России, и право на получение ранее установленных для них государством льгот и привилегий.

Принимая во внимание возможность применения опыта ФПГ в сфере управления корпоративными финансами и необходимость изменения систе-

Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России

67

мы управления в холдингах, возникших на базе ФПГ (в связи с признанием федерального закона о ФПГ утратившим силу), следует учитывать разницу между ФПГ холдингового типа и «классическими» холдингами [4, с. 139]:

□ в отличие от холдинга, где основное общество принимает решения по вопросам коммерческой деятельности дочерних обществ, полномочия органов управления ФПГ (совет управляющих, президент, вице-президент) не распространяются на всю коммерческую деятельность, а касаются только совместной работы в составе группы, которая ограничена целями создания и объединенными для достижения этих целей активами;

□ участие в ФПГ влечет для ее участников не полную, а лишь частичную потерю хозяйственной самостоятельности в пределах объединенного капитала, необходимого для достижения общих целей участников группы, тогда как дочерние общества холдинговой компании (основного общества холдинга) могут полностью подчиняться директивам основного общества;

□ по обязательствам центральной компании ФПГ ее участники несут солидарную ответственность, а особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании ФПГ, тогда как в холдингах дочерние общества не несут ответственности по обязательствам основного общества;

□ принципиальной особенностью ФПГ является участие в ФПГ банка или иной кредитной организации. Последняя могла выступать в качестве основного общества, вокруг которого объединялись иные участники ФПГ. Участие банка в холдингах возможно, но не обязательно, законодательство, регламентирующее деятельность холдингов таких требований не содержит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на указанные различия, фактически статус многих ФПГ (кроме созданных на основе системы участия) с признанием федерального закона о ФПГ утратившим силу без какого-либо нормативного правового обеспечения конвертировался в статус холдинга. Это оправдано следующими сходствами ФПГ и холдинга:

□ ФПГ могли создаваться как совокупность входящих в группу юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества;

□ центральная компания ФПГ выполняет функции, аналогичные функциям основного общества холдинга.

Таким образом, статус «классического» холдинга приобрели ФПГ, головные компании которых принимали преобладающее участие в капитале входящих в ФПГ организаций. ФПГ, головные компании которых не принимали преобладающего участия в капиталах входивших в ФПГ организаций и совместная деятельность которых «скреплялась» договором о создании ФПГ, с признанием федерального закона о ФПГ утратившим силу могли потерять

68

Экономика в отраслях и регионах

статус интегрированной корпорации в связи с тем, что документ, утверждающий регулирующие права головной компании (договор о создании ФПГ) утратил юридическую значимость и возникла необходимость заключения нового договора, что в условиях отсутствия государственных льгот и привилегий для ранее объединенной в ФПГ группы лиц могло быть признано последними необоснованным.

Становление корпоративных структур в России сопровождалось обособлением действующих производств, структурных подразделений крупных предприятий путем изменения статуса и преобразования их в самостоятельные бизнес-единицы (дочерние компании). Понятие «дочерняя компания» отражает отношения подконтрольности, экономической субординации и зависимости одного хозяйствующего субъекта от другого (материнской компании). Важно отметить, что при этом дочерняя компания рассматривается как самостоятельный субъект права и в отношениях с другими хозяйствующими субъектами выступает формально самостоятельно.

Организация производства на основе формирования бизнес-единиц с высокой степенью самостоятельности давно реализуется крупнейшими зарубежными компаниями. Однако анализ отечественного и зарубежного опыта формирования и функционирования дочерних структур свидетельствует об отсутствии общепринятого единого критерия экономической зависимости.

Существующие сегодня в России организационные, экономические и правовые основы функционирования дочерних предприятий в структуре крупных АО не позволяют использовать резервы повышения эффективности производства на базе формирования самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые способствуют повышению гибкости, адаптивности и надежности крупных интегрированных структур в условиях рынка.

Увеличение числа корпоративных конфликтов на рынке слияний и поглощений повышает риски инвестирования в российские компании, создает значительные трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, участвующих в корпоративных отношениях, препятствует развитию фондового рынка как инструмента привлечения финансирования, снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. В начале XXI в. в России это привело к необходимости вмешательства государства в урегулирование конфликтных ситуаций. В мае 2006 г. Министерством экономического развития Российской Федерации была представлена Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 г. Одним из программных направлений Концепции явилось развитие законодательства в сфере функционирования интегрированных бизнес-структур [2].

В Концепции отмечается, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации определили статус основного общества по отношению к дочернему и, в частности, солидарную ответственность по сделкам, заключенным

Горюнов В.Н., Чувелева Е.А. Развитие интеграционных процессов в корпоративном секторе экономики России

69

дочерним обществом во исполнение указаний основного, а также субсидиарную ответственность основного общества при банкротстве дочернего по вине первого. Однако закон «Об акционерных обществах» фактически лишил силы эти нормы и ввел презумпцию «невлияния» основного общества на действия дочернего общества. Законом установлено, что «основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества». В случае же доведения дочернего общества до банкротства, основное общество (товарищество) несет ответственность только в том случае, если оно совершило эти действия, «заведомо зная» о том, что они повлекут за собой неблагоприятные последствия. Таким образом, квалифицирующим признаком действий юридического лица стала вина в форме умысла, что крайне затрудняет доказательство вины и применение данных норм. Это повышает риски участников корпоративных отношений и снижает ответственность отдельных участников за недобросовестные действия.

В связи с этим в Концепции предложено внести в закон «Об акционерных обществах» изменения, направленные на исключение презумпции «невлияния» материнской компании и расширить примерный перечень случаев, когда основное общество признается имеющим право давать дочернему обществу обязательные указания.

В Концепции также отмечается, что в регулировании интегрированных бизнес-структур особую роль играет перекрестное владение акциями. Если акции материнской компании приобретаются подконтрольной (дочерней) компанией и в дальнейшем голосуют на общих собраниях акционеров, то происходит искажение волеизъявления акционеров, поскольку волю дочернего общества, по сути дела, определяют менеджеры материнской компании. Негативные последствия с точки зрения корпоративного управления также возникают при осуществлении скупки акций основного общества в интересах менеджеров за счет использования дочерними обществами кредитных ресурсов под обеспечение собственным имуществом. Подобная схема способна увеличить как риск неплатежеспособности дочернего общества, так и риск обращения взыскания на имущество основного общества по обязательствам дочернего.

Для предотвращения негативных последствий и улучшения корпоративного управления в Концепции предложено ввести ограничения на приобретение дочерними хозяйственными обществами акций основных обществ, четко установить допустимый предел для такого перекрестного владения. При этом в расчет должны приниматься как акции, принадлежащие самому основному обществу, так и акции, принадлежащие дочерним обществам. Следует распространить данное ограничение как на обыкновенные, так и на

70

Экономика в отраслях и регионах

привилегированные акции, поскольку последние при определенных обстоятельствах также могут становиться голосующими. Акции основного общества, приобретенные дочерним обществом в нарушение данного ограничения, должны признаваться временно не голосующими, вплоть до их отчуждения третьим лицам, и исключаться из общего количества голосующих акций, принимаемого для целей определения кворума (подобно тому, как это происходит с акциями, приобретенными самим эмитентом). Аналогичный подход следует распространить на общества с ограниченной ответственностью.

Литература

1. О финансово-промышленных группах: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ. Доступ из электронной базы нормативной правовой информации «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru

2. О возложении на Министерство экономики Российской Федерации функций

уполномоченного федерального государственного органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-

промышленных групп: Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 104. Доступ из электронной базы нормативной правовой информации «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru

3. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества: Утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 (в ред. от 15 сентября 2008 г.). Доступ из электронной базы нормативной правовой информации «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru

4. Гвардии С.В. Создание добавленной стоимости компаний при сделках слияний и поглощений: российский опыт. М.: ЭКСМО, 2008.

5. Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5.

6. Цураиов И., Лядов К. Управление процессом слияния компаний: что происходит после подписания сделки. URL: http://www.hr-portal.ru/node/23183

7. Шиткииа И.С. Холдинги: правовой и управленческий аспекты. URL:

http://www.lexgroup.ru/rus/xoldings

8. Этапы развития рынка поглощений в РФ. URL: http://dmitrovregion.msk.ru/ node/226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.