Научная статья на тему 'Влияние релаксационных упражнений на некоторые показатели психологической подготовленности пловцов 13-14 лет'

Влияние релаксационных упражнений на некоторые показатели психологической подготовленности пловцов 13-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / РЕЛАКСАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гильмутдинов И. Ф.

Релаксация (от лат. relaxatio ослабление, расслабление) глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гильмутдинов И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние релаксационных упражнений на некоторые показатели психологической подготовленности пловцов 13-14 лет»

УДК 796.012 + 725.8

ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ПЛОВЦОВ 13-14 ЛЕТ

И.Ф. Гильмутдинов - преподаватель Камская государственная академия физической культуры спорта и туризма

Набережные Челны

THE INFLUENCE OF RELAXATION EXERCISE ON SOME PSYCHOLOGICAL READINESS RATES OF 13-14-YEAR-OLD SWIMMERS

I.F. Gilmutdinov - teacher The Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: плавание, релаксация, психологическая подготовленность.

Аннотация. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Key words: swimming, relaxation, psychological readiness.

Summary. Relaxation (from Latin relaxatio — recreation) — deep muscle relaxation, being followed with psychic tension removal. Relaxation can be involuntary as well as voluntary, having been achieved as a result of special psychophysiological techniques.

Введение. Спортивное плавание с его исключительно большими, интенсивными и часто монотонными нагрузками предъявляет высокие требования к нервной системе юных пловцов. Поэтому при осуществлении тренировочной и соревновательной деятельности имеет смысл обращать внимание на некоторые психологические качества, уровень которых можно достаточно точно определить с помощью простых аппаратных тестов [2, 6].

Специалисты из детских спортивных школ по плаванию сталкиваются с проблемой, заключающейся в недостаточности высокоэффективных средств повышения уровня силовой подготовленности (СП), позволяющих в короткие сроки подготовить нервно-мышечный аппарат (НМА) пловца к специфическим плавательным движениям, в частности, к гребку руками.

Использование специализированных технических средств в спорте, в том числе и в плавании позволяет в процессе выполнения упражнения изменять величину внешнего сопротивления, тем самым, регулируя проявление компонентов мощности (скорости и силы).

В последние годы сотрудниками КамГАФКСиТ, г. Набережные Челны, разработана линия безынерционных тренажеров «heyvus» [7] с упругим нагружателем, способных одновременно совершенствовать как сократительную функцию, так и функцию расслабления скелетных мышц. При работе над улучшением силовых и скоростно-силовых качеств спортсмен имеет возможность локализовать мышечное напряжение в любой точке в пределах амплитуды изменения суставного угла, приближая динамические характеристики сколь угодно близко к модельным характеристикам гребка.

Суть выполнения релаксационного упражнения на любом тренажере «heyvus» состоит в следующем: сразу же по окончании периода сокращения в концентрическом режиме мышца произвольно расслабляется и под действием возвратной силы предварительно растянутого упругого нагружателя пассивно растягивается. Нагружатель заставляет НМА спортсмена от цикла к циклу адаптироваться к высокой скорости возврата рычага тренажера в исходное положение. После ряда занятий, направленных на миорелаксацию, спортсмен переносит на специфические плавательные движения, сформированные им навыки к ускоренному изменению суставного угла и быстрому переходу мышц, участвующих в движениях, от напряженного состояния к расслабленному. Замена в цикле упражнения периода сокращения в эксцентрическом режиме периодом мышечного расслабления включает физиологические механизмы восстановления работоспособности

в процессе выполнения упражнения, а не за его пределами. Следовательно, согласно представлениям Ю.В. Высочина, создаются предпосылки для сопряженного развития силовых, скоростно-силовых качеств и улучшения характеристик расслабления. Естественно, реализация таких предпосылок требует разработки соответствующей методики.

Настоящая работа представляет собой попытку использовать оценку функционального состояния и процессы нервной системы (по показателям её силы-слабости, двигательной памяти и координации) в качестве определения состояния нервной системы.

Методы. Психофизиологическое исследование проводилось по комплексной программе, позволявшей получить данные о силе-слабости нервной системы, двигательной памяти и координации.

Оценка силы-слабости нервной системы, двигательная память и координация определялись по методике Е.П. Ильина [1] реализованной в приборе «Активациометр-9К» [6].

В тесте подсчитывалось максимально количество движений в шести сериях с продолжительностью в каждой по 5 секунд; оценивалось среднее количество точек отражающих силу, подвижность, устойчивость и врабатываемость нервных процессов в силовой работе. Задача испытуемого состояла в том, чтобы в течение определенного времени (30 с) совершить как можно больше движений.

Устойчивость нервных процессов оценивалась по количеству движений в каждом 5-секундном отрезке («квадрате»). Снижение количества движений от квадрата к квадрату свидетельствовало о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы и наоборот разница от 2-х и менее движений между квадратами являлось показателем устойчивости нервных процессов. Увеличение частоты движений во 2-м или 3-м квадратах свидетельствовало о замедлении процессов врабатываемости. Значительное снижение частоты движений в последнем квадрате свидетельствовало о повышенной утомляемости в нервной системе [5].

Двигательная память на приборе «Активациометр-9К» диагностируется на кинематометре с помощью предложенной Е.П. Ильиным [1] методикой.

Координация движений исследуется на «Активациометре-9К» специальном устройстве -координациометре с помощью прибора «Активациометр-9К».

В ходе исследования испытуемый осуществляет и координирует мануальные движения одновременно двумя руками, опираясь, с одной стороны, на информацию, поступающую от мышц левой и правой рук одновременно, а с другой - на зрительные представления. Поэтому суммарный результат является интегральным показателем сенсомоторной и межмышечной координации.

Организация исследования. В эксперименте приняло участие 30 пловцов из учебно-тренировочных групп СДЮШОР по плаванию с/к «Олимпийский», г. Набережные Челны, находящихся на этапе углублённой специализации. Были организованы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы по 15 человек в каждой. Возраст участников эксперимента - 13-14 лет. Тренировочные занятия пловцов КГ были построены в соответствии с рекомендациями примерной программой [3]. В ЭГ выполнялись упражнения на основе безынерционных тренажёров линии «Иеууш» трижды в неделю: дважды на развитие силовых способностей и один раз на совершенствование функции расслабления мышц. Упражнения на безынерционных тренажёрах выполнялись сразу после основной тренировки или не позднее 20 минут по её окончании. Методика использования тренажеров «Иеууш®» включала следующие режимы нагрузок (Табл. 1).

Таблица 1

_Режимы нагрузок при использовании тренажеров «Ивуут®»_

Режимы Характеристика режима Продолжительность Частота использования Число подходов Число повторений

Втягивающий Обучение навыкам расслабления 2 недели 2 раза в неделю 2 30-40

Релаксационный Релаксация после основного тренировочного занятия 22 недели 1 раз в неделю 3 30-40

Развивающий Повышение уровня скоростно-силовой выносливости 22 недели 2 раза в неделю 4, 1-й и 4-й одинарные 2-й и 3-й сдвоенные 30-40 В сдвоенных подходах -пауза 10 с

Педагогический эксперимент продолжался 8 месяцев (с марта по ноябрь 2008 г.) с двухмесячным перерывом на летние каникулы.

Результаты исследования.

Обсуждение. Результаты исследований, проведенные по теппинг-тесту (Рис. 1, А) в начале эксперимента показали, что в среднем, подвижность нервных процессов была примерно одинаковой у пловцов экспериментальной группы (ПЭГ) и пловцов контрольной группы (ПКГ). Обращает внимание на себя, что по

окончании эксперимента у ПКГ (Рис. 1, Б) наблюдалось снижение количества мануальных движений во 2-ом и последующих квадратах с небольшим увеличением количества движений в 6-м квадрате (в 2-м М=30,53±3,09, во 3-м М=28,00±4,02, в 4-м М=27,53±4,95, в 5-м М=26,93±2,40, в 6-м М=28,47±3,44), что могло свидетельствовать о неустойчивости нервных процессов. Тогда как ПЭГ характеризовались относительной устойчивостью (в 1-м квадрате М=35,87±7,31, во 2-м М=38,33±9,65, в 3-м М=40,10±11,57, в 4-м М=34,87±5,86, в 5-м М=32,60±4,87, в 6-м М=32,07±3,81), наоборот свидетельствует о устойчивости нервных процессов.

ПЭГ отличались незначительным утомлением (в 4-м квадрате М=34,87±5,86, в 6-м М=32,07±3,81), что характерно для сильного типа нервной системы, тогда как у ПКГ утомление было более выраженным (во 2-м М=30,53±3,09, в 3-м М=28,00±4,02, в 4-м М=27,53±4,95), что характерно для слабого типа нервной системы. Изменение в типе нервной системы у ПЭГ объясняется следующим: в результате работы на безынерционных тренажёрах пловцы после нескольких занятий в режиме миорелаксации приобретают навык расслабления в процессе выполнении упражнения а, следовательно, более поздним наступлением утомления.

Рис. 1. Показатель теппинг-теста у пловцов (А — до эксперимента; Б — после эксперимента)

А Б

Рис. 2. Показатель теппинг-теста у пловцов (А — экспериментальная группа; Б — контрольная группа)

Таблица 2

Изменение показателей уровня свойств нервной системы пловцов за время эксперимента

Показатель, единица измерения До эксперимента После эксперимента

ЭГ п=15 КГ п=15 Достоверность различий ЭГ п=15 КГ п=15 Достоверность различий

1 расч. Р 1 расч. Р

Двигательная память 3,55 ±2,84 2,72 ±1,75 0,887 >0,1 0,58 ±0,34 1,95 ±1,21 3,495 <0,05

Двигательная координация 15,09 ±4,03 14,12 ±4,99 0,500 >0,1 11,04 ±2,76 13,90 ±4,87 2,217 <0,05

В результате теста «Двигательная память» на начало эксперимента не выявлено достоверных различий средних величин (р>0,1). В конце эксперимента получены результаты, имеющие статистически достоверные

различия при уровне значимости р=0,05. Результаты данного тестирования объясняются применением тренажёров линии «heyvus», режиме пассивной миорелаксации.

В результате теста «Двигательная координация» на начало эксперимента также не выявлено достоверных различий средних (р>0,1) исследуемых групп. В конце эксперимента различие средних достоверно при р=0,05. Для пловцов выделяется два вида координационных способностей, во многом определяющих уровень их мастерства:

1) способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений;

2) способность к произвольному расслаблению мышц.

Высокий уровень второй способности создает хорошие предпосылки для синхронизации деятельности мышц (синергистов и антагонистов) при выполнении разнообразных тренировочных и соревновательных упражнений [4]. Соответственно, при улучшении способности к произвольному расслаблению мышц при помощи тренажёров «heyvus» будет увеличиваться коэффициент координации, который приводит к росту спортивных результатов.

Как отмечает В.Н. Платонов независимо от вида спорта координационные способности, зависящие от морфофункциональных и психологических факторов, связаны с техническим мастерством спортсмена, во многом определяя его уровень. В связи с этим нами были проведен корреляционный анализ ДК с уровнем спортивной квалификацией (СК). В начале педагогического эксперимента в ЭГ корреляционная связь ДК и СК была слабой (г=0,384), в конце эксперимента г=0,688 связь становится заметной. В КГ в начале эксперимента связь сильная г=0,716, в конце г=0,060.

Был также проведен корреляционный анализ по ДК и ДП для ЭГ и КГ. В ЭГ на начало педагогического эксперимента корреляционная связь была слабой - г=0,002; в конце - г=0,656 - связь заметная. В КГ в начале эксперимента корреляционная связь средняя - г=0,303; в конце эксперимента корреляционная связь между показателями ДП и ДК слабеет и составляет г=0,139

Вывод. Анализ психологической диагностики позволяет утверждать, что применение тренажёров линии «heyvus» целесообразно использовать в целях повышения уровня психологической подготовленности пловцов.

Литература

1. Ильин, Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (экспресс-методы при изучении свойств нервной системы) / Е.П. Ильин. - Л. : ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1981. - 83 с.

2. Карасева, И.Г. Некоторые психофизиологические показатели как возможный критерий определения перспективности юных пловцов / И.Г. Карасева // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 5. - С. 38-40.

3. Плавание : примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. - М. : Советский спорт, 2004. - 216 с.

4. Платонов, В.Н. Плавание / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 495 с.

5. Рычкова, Л.С. Психомоторные качества и интеллектуальные особенности как частные аспекты индивидуальности / Л.С. Рычкова, Н.А. Ходак // Вестник ЮУрГУ. - 2008. - № 19. - С. 6-10.

6. Цагарелли, Ю.А., Системная психологическая диагностика на приборе «Активациометр» : учебное пособие / Ю.А. Цагарелли [Электронный ресурс]. - Казань, 2004. - Режим доступа: http://www.actseptor.ru/ contacts.html.

7. Место тренажеров «heyvus» среди технических средств системы подготовки спортсменов / Ф.А. Шемуратов, Д.Ф. Шемуратов, И.Ф. Гильмутдинов, Р.А. Акмалетдинов и др. [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 2. - Режим доступа: http: // www. kamgifk/ magazin/ j ournal.htm.

Literature

1. Ilyin, E.P. Practicum methodology in psychophysiology (short-term tests of nervous system research) / E.P. Ilyin. - St. Petersburg: LGPI by A.I. Gertsen, 1981. - 83 pp.

2. Karaseva, I.G. Some psychophysiological readiness rates as a possible criterion for young swimmers availability determination / I.G. Karaseva // Theory and Practical of Physical Culture. - 1975. - V. 5. - P. 38-40.

3. Swimming: approximate program of sports training for children and junior sports schools. - Moscow: Soviet Sports, 2004. - 216 pp.

4. Platonov, V.N. Swimming / V.N. Platonov. - Kyev: Olympic Literature, 2000. - 495 pp.

5. Rychkova, L.S. Psychomotor qualities and intellectual characteristics as a particular aspect of individuality / L.S. Rychkova, et al // Herald of the South Urals State University. - 2008. - V. 19. - P. 6-10.

6. Tsagarelly, Ju. A. Systemic psychological diagnostics at «Aktivaciometr» apparatus: tutorial / Ju. A. Tsagarelly [internet resource]. - Kazan, 2004. - Access mode: http://www.actseptor.ru/ contacts.html.

7. The place of «heyvus» simulator among technical facilities of sportsmen development / F.A. Shemuratov, D.F. Shemuratov, I.F. Gilmutdinov, R.A. Akmaletdinov, and et al. [internet resource] // Psychoeducational and Medicobiological Problems of Physical Culture and Sports. - 2009. - V. 2. - Access mode: http: // www.kamgifk/magazin/journal.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.