Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные; науки, 2022, № 1 (65), с. 43-48
43
УДК 332.6
DOI 10.52452/18115942_2022_1_43
ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
© 2022 г. М.С. Оборин
Оборин Матвей Сергеевич, д.э.н.; профессор кафедры экономического анализа и статистики Пермского института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета; профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета им. ак. Д.Н. Прянишникова
Статро оостуоиеа в редакцию 06.12.2021 Статро орирота к оубеикации 27.01.2022
Ситуационные макроэкономические условия актуализировали системное применение программного подхода к развитию агропромышленного комплекса и его важнейшего направления - сельского хозяйства. Стратегическое видение параметров отрасли способствует постоянному уточнению объемов финансирования, условий и факторов в регионах, оказывающих влияние на финансово-экономические и производственные показатели, разработке индикаторов, отражающих современное целеполагание и результативность на каждом запланированном этапе. Особенно интересно сравнивать динамику показателей по субъектам РФ с различным уровнем состояния сельского хозяйства и природно-климатическим потенциалом. В исследовании использовались данные анализа программ развития сельского хозяйства Ростовской области, Краснодарского края, Пермского края, а также данные мониторинга результатов реализуемых государственных программ по итогам 2020 года. Цеер иссеедоварио: анализ региональных программ развития сельского хозяйства, их влияния на отрасль и социально-экономические показатели регионов. Задачи иссеедоварио: 1) анализ программ развития сельского хозяйства регионов России; 2) оценка промежуточных результатов выполнения государственных программ в выбранных субъектах РФ; 3) определение положительно влияющих, а также ограничивающих факторов стратегического развития отрасли. В результате анализа государственных программ были определены приоритетные направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства, имеющие особенности в зависимости от состояния отрасли.
Кеючевые сеова: программы развития, показатели регионов, сельское хозяйство, инвестиционные проекты, анализ эффективности, современные технологии.
Введение
Сложные макроэкономические условия влияют на финансово-экономические и производственные показатели предприятий агропромышленного комплекса. Меры государственной поддержки реализуются на основе программного подхода, содержащего стратегические цели и комплекс мер по развитию агробизнеса, включая инвестиции. Ситуационные тенденции в отрасли зависят от региональной специализации и роли агропромышленного комплекса в формировании ВРП.
В Ростовской области реализуется государственная программа [1], направленная на количественный рост объемов производства продукции, решение проблем технологической и кадровой модернизации, а также комплекса социально-экономических задач. Отмечается, что одной из основных стратегических целей является оптимизация сельскохозяйственного зем-
лепользования, включая инфраструктурные и нормативно-правовые институты поддержки. Благоприятные природно-климатические условия в сочетании с финансово-инвестиционными факторами формируют потенциал дальнейшего интенсивного развития отрасли даже в сложных макроэкономических условиях и рисках, обусловленных геополитическими тенденциями и пандемией коронавируса [2].
Отметим приоритеты развития растениеводства в субъекте.
Сохранность плодородия и качества почвы [3-5]:
- достижение и сохранение высокого качества почвенного покрова земель, используемых в сельскохозяйственном производстве в целях выращивания продукции, обладающей ценностными характеристиками для потребителей;
- разработка комплекса эффективных мер стимулирования агробизнеса к применению зеленых технологий и технологий рационального природопользования, сохраняющих почву;
2012 2015 2019 2020
■ Посевная площадь ■ Зерновые культуры ■ Масличные культуры
Рис. 1. Динамика посевных площадей сельскохозяйственных культур (в хозяйствах всех категорий) (тыс. га) [1, 12]
9000.0
8000.0 7574,4 7000,0 6000,0 5000.0 4000.0 3000.0 2000.0 1000,0 0,0
2012 2015 2019 2020
■ Зерновые культуры ■ Озимая пшеница ■ Ячмень яровой
Рис. 2. Динамика валовых сборов сельскохозяйственных зерновых культур в первоначально-оприходованном весе, тыс. тонн [1, 12]
I Масличные культуры ■ Рапс ■ Лен Сахарная >
Рис. 3. Динамика валовых сборов сельскохозяйственных масличных и овощных культур в первоначально-оприходованном весе, тыс. тонн [1, 12]
- промывка отводов от ила, от растительного покрова и смещения почв, уплотнение плотин, исправление и ремонт поврежденных участков и построек;
- создание нормативной, правовой и методической базы оценки уровня плодородия почв и технологий, используемых в сфере сельскохозяйственного производства;
- поручительство и гарантия права на землю, защита прав и законных интересов владельцев земельных участков.
Повышение урожайности сельскохозяйственных культур [6-8]:
- обильная подкормка почв;
- внедрение селективных методов.
Повышение технического и технологического уровня развития АПК [9-11]:
- внедрение современных высоких технологий, обладающих ресурсосберегающими характеристиками;
- обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции в Ростовском регионе современными ресурсосберегающими технологиями с целью повышения производительности, привлечение инвесторов для совершенствования и внедрения инновационных технологий в сельскохозяйственный процесс производства;
- стимулирование и инвестирование проектов, направленных на развитие научного направления по изучению генов и генетических вариаций, создания новых видов культурных растений, науки, направленной на модификацию свойств живых организмов, а также исследование процессов преобразования внешних ресурсов в биологически полезную работу в данной отрасли.
Методы
Основные методы исследования: 1) анализ показателей реализации государственных программ по развитию оценки сельского хозяйства в регионах РФ; 2) экономико-статистический анализ данных о состоянии сельского хозяйства в регионах России.
Результаты и их обсуждение
На рисунках 1-3 представлена динамика показателей посевных площадей сельскохозяйственных культур, а также валовых сборов сельскохозяйственных культур в первоначально-оприходованном весе. Представленные данные свидетельствуют о том, что предполагается рост земель в обороте за счет реализации природоохранных, мелиоративных мероприятий, упорядочения использования различными собственниками на нормативно-правовой основе.
За последние годы существенно увеличилась площадь под выращивание озимой пшеницы (на 12.5%), уменьшилась для выращивания ярового ячменя (на 59.6%, практически в три раза). Среди масличных культур отметим сокращение площади под подсолнечник, рост под выращивание рапса, льна. Наблюдается увеличение земель для производства сахарной свеклы (свыше чем в два раза) и плодово-ягодных насаждений -на 1 тыс. га.
Наблюдается закономерная взаимосвязь изменения посевных площадей и полученного урожая.
Рис. 4. Динамика производства скота и птицы на убой (в живом весе) в Ростовской области на период до 2020 года (тыс. тонн) [14]
1200 1000 800 600 400 200
9 ■ 627 640
539 539 _ 554 .
II ||| 1.1 |||
2010 2015 2019 2020
■ крупный рогатый скот ■ коровы ■ Свиньи Овцы и козы
Рис. 5. Динамика поголовья скота в Краснодарском крае на период до 2020 года (тыс. голов) [12]
Особенно заметно увеличение сбора сахарной свеклы, обусловленное динамикой потребительского спроса со стороны бизнеса и населения.
Рассмотрим показатели развития отрасли животноводства. В последнее время наблюдается тенденция реализации новой структуры в производстве мясных изделий. В производстве свинины отмечается некий спад, и, напротив, увеличивается доля производства птичьего мяса.
На рисунке 4 отражена динамика производства скота и птицы на убой в Ростовской области на период до 2020 года.
Мясо-молочное производство показывает стабильный ежегодный прирост. В целом, как отмечено в документе, ограничивающим фактором животноводческой отрасли является низкий уровень автоматизации и цифровизации производства, который необходим для удовлетворения спроса в сегментах диетической продукции и детского питания. Учитывая высокую долю частного агробизнеса, необходима комплексная поддержка малых форм хозяйствования в регионе. Следует усилить селекционную работу.
Одним из самых важных регионов Российской Федерации в сельскохозяйственном назначении является Краснодарский край, благодаря плодородным почвам, благоприятному климату и другим факторам, позволяющим эффективно развивать все направления и отрасли сельского хозяйства. В Краснодарском крае выращивают почти 150 разных сельскохозяйственных культур [13]. В соответствии со статистическими данными посев зерновых культур в 2020 году составил 68%, что на 8% выше в сравнении с 2010 годом; технические культуры составили 23%, снизив долю на один процент в сравнении с 2010 годом; урожай картофеля, овощных и бахчевых культур остался на прежнем уровне и составил 3%; кормовые посевы составили 7%, что на 5% меньше, чем в 2010 году. Посевные объемы риса в 2020 г. заняли 127 тыс. га [14, 15].
За 2020 год Краснодарский край занял лидерские позиции по производству зерновых культур, до 10% валового сбора страны было произведено в крае, а также риса - 73.6%, сахар-
ной свеклы - 17.2%, семян подсолнечника - 6.9% [16]. Сельскохозяйственные предприятия Краснодарского края, стабильно поддерживая традицию, являются основными производителями зерновых культур: в 2020 г. валовой сбор зерна составил 66%, 89% сахарной свеклы, 59% подсолнечника на зерно, 45% овощей; 72% картофеля [17]. Регион также славится производством винограда, чая и цитрусов, доля которых основная по всей стране. В последней четверти 2020 г. поголовье основных видов скота во всех отраслях составило: крупного рогатого скота -554 тыс. голов (85% к концу 2010 г.), из него коров - 215 (83%); свиней - 640 (64%), овец и коз - 221 (145%) тыс. голов [14, 15, 18].
Структура поголовья скота, отведенная на отдельные хозяйственные единицы, составила 26% крупного рогатого скота, 0.2% свиней, 70% овец и коз. В 2020 году в Краснодарском крае выращено 558.8 тыс. тонн скота и типы, что на 4 процента больше, чем в 2010 году; убойных животных 555.5 тыс. тонн, больше на 2 процента в сравнении с 2010 годом. За этот год производство молочной продукции достигло 1554. 8 тыс. тонн, превысив долю производства в сравнении с 2010 годом на 11 процентов, яиц -1540.7 млн штук (85%) [18].
Анализ эффективности региональной программы развития агропромышленного комплекса Пермского края показывает, что на 2020 год, согласно статистическим данным представителя Росстата на территории региона, объем валовой продукции сельскохозяйственного производства составил 46.1 млрд рублей, что на 10% выше в сравнении с 2019 годом, из которых непосредственно продукция сельского хозяйства составила 16.0 млрд рублей и животноводческая продукция 30.1 млрд рублей [19].
В рамках сельскохозяйственных производителей продукция аграрной промышленности в 2020 году показала следующие результаты: домашние хозяйства выпустили 31.9% продукции, 62.8% - предприятия сельскохозяйственного производства, 5.3% продукции выпустили фермерские хозяйства. В рамках возмещения расходов производителям сельскохозяйственной
продукции в 2020 году из федерального и региональных бюджетов на поддержку отдельных разделов отрасли растениеводства и животноводства и агрострахования выделено 1809.3 млн рублей, из которых исполнено 1744.9 млн рублей. В совокупности с частным финансированием доля средств на возмещение расходов производителям сельскохозяйственной продукции составила 19 581.5 млн рублей [20].
Для продуктивности роста выпуска молочной продукции реализуется содействие в рамках увеличения производительности в хозяйстве. Материальная помощь компенсированных расходов производителям сельскохозяйственной продукции на продуктивность молочного производства из федерального и краевого бюджетов составила 704.3 млн рублей, при поддержке 149 предприятий Пермского края. Всего в 2020 году все виды сельскохозяйственных производств выпустили 477.1 тыс. тонн молока [21].
Валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных предприятиях, фермерских хозяйствах, ИП составил 79.7 тыс. тонн, что превысило урожай в сравнении с 2019 годом на 17.3 тысяч тонн. Валовой сбор овощей, выращенных на открытом грунте сельхозпредприятиями, фермерскими хозяйствами и ИП включительно, составил 24.7 тыс. тонн (95.4% к уровню 2019 г.). Сельхозпредприятия, индивидуальные предприниматели и фермеры собрали за 2020 год 261.8 тыс. тонн картофеля и 140.3 тыс. тонн овощей, что выше по показателям 2019 года на 22.3 тыс. тонны и 2.9 тыс. тонн соответственно. Главной специализацией сельскохозяйственных предприятий является производство животноводческой продукции, которая в 2020 году составила 78.3% - мяса, 94.3% - яиц, а также 82.7% молока [22].
Развитие земледелия на территории Пермского края имеет рискованное направление. Поэтому формой поддержки данной отрасли при потере урожая из-за засухи или иных непредвиденных климатических катаклизмов является страховая компенсация. В связи с тем, что страхование данной отрасли весьма дорогое удовольствие, государство предоставляет земледельцам субсидии на выплату 50% страховой премии, которая перечисляется на счет страховщика.
Через федеральное и региональное субсидирование производителям сельскохозяйственной продукции на частичную компенсацию расходов по страховым взносам по договорам агро-страхования в области растениеводства и животноводства выделены 54.8 млн руб., что составляет 92% ежегодных бюджетных ассигнований. В сравнении с 2019 годом расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование выросли на 69% [22].
Общий объем страховых договоров по урожаю сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных, на которые были выделены субсидии с государственной поддержкой в 2020 году, составил 39 договоров, количество застрахованных пахотных земель - 81.5 тыс. га, количество застрахованных сельскохозяйственных животных - 30.9 тыс. голов. В 2020 году показатель прямого результата основного плана «Доля застрахованных посевных площадей в общей посевной площади» реализован на 113.6% при плановом показателе 11.5%, фактическая реализация - 13.1%. Поскольку каждый год возрастают расходы производителей сельскохозяйственной продукции на один гектар посевной площади (за 2016-2018 гг. - 31%), убытки, вызванные климатическими катаклизмами в 2019 году, потерями семенных растений, нехваткой современного оборудования для посева в 2020 году, сельскохозяйственные производители получили дополнительные субсидии в размере 430 рублей на 1 гектар земли. А также на компенсацию доли расходов на производство зерновых и зернобобовых культур: на закупку топлива, семян, удобрений, фитосанитарных продуктов [22]. Субсидии были выделены 182 производителям сельскохозяйственной продукции в размере 81.8 млн рублей.
Заключение
Стратегической целью Минсельхоза в 2020 году являлись долгосрочные меры по увеличению продукции сельскохозяйственной отрасли путем модернизации технологических процессов в производстве, реализуемые согласно разработанному плану Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в период 2020-2022 гг., а также через реализацию показателей Индикативного плана социально-экономического развития на 2020-2024 гг. отрасли «Сельское хозяйство» агропромышленного комплекса регионов, Соглашения о взаимодействии по реализации стратегических целей в сельскохозяйственном секторе в период до 2030 года.
Анализ государственных программ развития отрасли в выбранных субъектах в целом можно охарактеризовать положительно. В Ростовской области, Краснодарском крае, Пермском крае наблюдается количественный рост производства приоритетных видов продукции растениеводства и животноводства. Несмотря на сложные ситуационные макроэкономические условия, региональным властям удалось не допустить серьезного спада, поддержать производителей, реализовать необходимые меры поддержки.
Ограничивающим фактором интенсивного развития агропромышленного комплекса Ростовской области является сохранение качества земель сельскохозяйственного назначения, упорядочение механизмов их нормативно-правового регулирования; для Краснодарского края -системная модернизация, которая может в еще большей степени повысить экспортно-импортные объемы реализации; для Пермского края -инфраструктурные и рыночные ограничения, включая ценовые факторы.
Список литературы
1. Государственная программа «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края» на период 2014-2024 гг. (утв. Постановлением Правительства Пермского края в ред. от 03.03.2021 г.). URL: https://agro.permkrai.ru/prog rams/regionalnye/
2. Алтухов А.И. Совершенствование организационно-экономического механизма устойчивого развития агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 7. С. 2-11.
3. Безпалов В.В. Развитие методологии управления внешнеторговой деятельностью в промышленном комплексе региона в условиях импортозамеще-ния // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (90). С. 353-359.
4. Зинченко А.П. Хозяйства населения по итогам Всероссийских сельскохозяйственных переписей // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2019. № 2. С. 119-128.
5. Папцов А.Г. Роль государства в аграрном секторе развитых стран // АПК: экономика, управление.
2017. № 4. С. 83-87.
6. Башмачников В.Ф., Дрокин В.В., Журавлев А.С. Вовлечение крестьянских хозяйств в решение задач импортозамещения // Экономика региона.
2018. Т. 14. Вып. 2. С. 663-675.
7. Безпалов В.В. Внешнеторговая безопасность: современные подходы к ее определению // Плехановский научный бюллетень. 2017. № 2 (12). С. 25-29.
8. Милосердов В.В. Проблемы импортозамеще-ния в системе продовольственной безопасности России // Известия Международной академии аграрного образования. 2016. № 29. С. 41-47.
9. Воронин Б.А., Лоретц О.Г., Воронина Я.В. Система управления сельским хозяйством в современной России // Аграрный вестник Урала. 2019. № 6 (185). С. 59-63.
10. Гайсин Р.С. Причины диспаритета цен между сельским хозяйством и промышленностью в свете теории межотраслевого рыночного равновесия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 10. С. 18-23.
11. Столярова О.А., Решеткина Ю.В. Инвестиции как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Сурский вестник. 2019. № 1(5). С. 54-57.
12. Государственная программа Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019-2025 гг. // Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. URL: https://msh. krasnodar.ru/gospodderzhka/otchyety/programma-2016/
13. Дегтярев Д.С. Агропромышленный комплекс: итоги и планы // Нива Урала. 2018. № 5. С. 2-5.
14. Государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019-2030 годы» // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https://www.donland.ru/documents/9751/ (с изм. от 30.08.2021).
15. Краснодарский край в цифрах. 2020: Стат. сб. Краснодар: Краснодарстат, 2021. 274 с.
16. Кулистикова Т.Б. Год новых субсидий. Как работает реформированная система господдержки АПК // Агроинвестор. 2018. № 1 (123).
17. Строкин И.В. Чем плоха существующая система агрострахования с господдержкой // Агроинве-стор. 2016. № 3 (98).
18. Отчет «О реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области за 9 месяцев 2021 года» // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: https:// www.donland.ru/result-report/1187/
19. Максимова Е.А., Ганенко И.В. Агробизнесу нужны новые стратегии // Агроинвестор. 2018. № 6 (131).
20. Узун В.Я. Госпрограмма комплексного развития территорий: анализ проекта // Экономическое развитие России. 2019. № 5. С. 30-34.
21. Швандар Д.В., Фролова Е.М., Бурова Т.Ф. Перспективы стабилизации российского рынка молока // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 12. С. 1362-1379.
22. Отчет о реализации плана Государственной программы на 1 октября 2021 года // Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. URL: https://msh. krasnodar.ru/gospodderzhka/otchyety/otchyety/2021 -god/
THE IMPACT OF REGIONAL PROGRAMS ON THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
M.S. Oborin
Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch; Perm State National Research University; State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov
Situational macroeconomic conditions actualized the systematic application of a programmatic approach to the development of the agro-industrial complex and its most important direction - agriculture. The strategic vision of the
parameters of the industry contributes to the constant refinement of financing volumes, conditions and factors in the regions that influence financial, economic and production indicators, the development of indicators reflecting modern goal-setting and effectiveness at each planned stage. It is especially interesting to compare the dynamics of indicators for the subjects of the Russian Federation with different levels of agriculture and natural and climatic potential. This report used data from the analysis of agricultural development programs of the Rostov Region, Krasnodar Krai, Perm Krai, as well as monitoring data on the results of2020. The purpose of the study: analysis of regional agricultural development programs, their impact on the industry and socio-economic indicators of the regions. Research objectives: 1) analysis of agricultural development programs in the regions of Russia; 2) assessment of interim results of the implementation of state programs in selected subjects of the Russian Federation; 3) identification of positively influencing and limiting factors of the strategic development of the industry. As a result of the analysis of state programs, priority areas for improving the efficiency of agricultural production were identified, which have features depending on the state of the industry.
Keywords: development programs, regional indicators, agriculture, investment projects, efficiency analysis, modern technologies.