оценить произошедшие в системе изменения на основе сравнения результатов с целями инноваций и результатами, которых удавалось достичь до нововведения, а также с общими целями и задачами инновационного развития школы. Критерии процесса дают информацию о степени оптимальности путей достижения результатов, о качестве управления реализацией инновационной идеи.
Управление повышением инновационной компетентности сельских педагогов в системе управленческой деятельности в сельской школе выступает необходимым условием кадрового обеспечения инновационного процесса. Инновационная компетентность представляет собой профессиональнопедагогическую компетентность в сфере инновационной деятельности. В зависимости от особенностей внедряемой инновации, инновационная компетентность может включать различные компетенции, однако в её структуре всегда можно выделить два основных компонента: аксиологический и практический. Аксиологический компонент инновационной компетентности педагога включает знания, представления, убеждения и прочие педагогические ценности, владение которыми необходимо для инновационной деятельности. Практический компонент представляет собой совокупность умений и навыков, опираясь на которые педагог успешно осуществляет инновационную деятельность.
Управление повышением инновационной компетентности сельских педагогов включает:
- моделирование педагогической деятельности и инновационной компетентности педагога на основе специфики образовательной системы и предполагаемых инноваций;
- выявление уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
- соотнесение полученных результатов с разработанными моделями, выявление противоречий между требуемым и имеющимся уровнем компетентности;
- определение приоритетных направлений повышения профессионально-педагогической компетентности, как общих для всех педагогов, так и индивидуально для каждого;
- организацию личностно адаптированной деятельности по повышению инновационно-педагогической компетентности в системе осуществляемой в школе методической работы;
- контроль и коррекцию инновационно-педагогической компетентности.
В содержании управления инновационным процессом позитивные изменения в учебно-воспитательной системе школы и повышение инновационной компетентности педагогов являются взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами. Однако для их реализации этих необходимы
Библиографический список
изменения в самой системе управления. Следовательно, в содержании управления инновационным процессом выделяется ещё один компонент: совершенствование системы управления инновационным процессом.
Совершенствование системы управления инновационным процессом в сельской средней школе включает:
- обновление структуры и содержание деятельности имеющихся структурных подразделений в системе управления школы;
- формирование структурных новообразований в системе управления;
- оптимальное распределение функциональных обязанностей в системе управления по вертикали и горизонтали;
- повышение качества реализации управленческих функций на всех уровнях управления;
- активизацию работы всех уровней управления школой (стратегического, тактического, оперативного уровней, а также уровня ученического соуправления);
- включение в управление инновационным процессом всех его субъектов, а также заинтересованных лиц и социальных групп.
Реализация элементов совершенствования управления инновационным процессом в условиях сельской школы подразумевает: повышение управленческой компетентности
субъектов управления; учёбу ученического и родительского актива; педагогическое просвещение родителей в сфере инноваций; разработку и внедрение учитывающих специфику школы методик и технологий контроля и диагностики, экспертизы и оценивания инновационной деятельности, повышения профессионально-педагогической компетентности внутри школы.
Итак, содержание управления инновационным процессом в сельской средней школе представляет собой систему позитивных изменений в целях, структуре, содержании образовательного процесса, в формах и методах его осуществления, в компетенциях и способах взаимодействия его участников, в структуре управления образовательной системой. Достижение глубоких и устойчивых позитивных изменений в учебно-воспитательной системе сельской школы возможно только во взаимосвязи с повышением инновационной компетентности сельских педагогов и совершенствование системы управления инновационным процессом. Рассмотрение содержания управления инновационным процессом во взаимосвязи изменений с основными видами управленческой деятельности, направленными на достижение этих изменений, выявляет специфику содержания управленческих функций в условиях сельской средней школы, работающей в инновационном режиме.
1. Сидоров, С.В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: монография / под ред. С.А. Репина. - Шадринск: Исеть, 2006.
2. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М.: Педагогика, 1986.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.
4. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева - М.: Новая школа, 1995.
5. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. - М.: Педагогика, 1997.
6. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 1990.
Статья поступила в редакцию 13.03.10
УДК 371:351.851
Н.В. Дмитриева, д-р психол. наук, проф. НГПУ, E-mail: [email protected];
С.А. Дроздова, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена описанию взаимосвязи между двумя психологическими феноменами - идентичностью личности и рефлексией. Доказано, что различные составляющие уровневой модели рефлексии имеют корреляционные взаимосвязи с компонентами идентичности личности. В статье представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие идентичности личности средствами рефлексии.
Ключевые слова: программа психологического воздействия, идентичность личности, компоненты структуры идентичности, рефлексия, уровневая модель организации рефлексии, операции, функции и виды рефлексии, рефлексивная идентичность.
Рефлексия является важнейшей составляющей таких фундаментальных процессов, как самопознание, самопонимание, саморегуляция, эмоционально-ценностные отношения, самооценка [1; 2]. Такой подход к феномену рефлексии позволяет нам рассматривать его в структурных и функциональных взаимосвязях с другим психологическим феноменом -идентичностью личности. Рядом исследователей определено единое проблемное поле данных психологических категорий [3; 4; 5].
По мнению С. Л. Рубинштейна, суть рефлексии сводится к способности «выйти за пределы самого себя» с целью преображения личностью своего субъективного мира [6]. Традиционно рефлексия понимается как неотъемлемая часть кризисного развития личности и формирования важнейших новообразований самосознания, в числе которых согласованная Я-концепция, обоснованная самооценка, рационально структурированная внутренняя позиция, полоролевая идентификация. Таким образом, от интенсивности рефлексивных способностей зависят качественные характеристики формирующихся новообразований самосознания. Высокий уровень развития рефлексии обеспечивает устойчивость личности и сохранение ее целостности в периоды социальных и возрастных кризисов.
В отечественных исследованиях, посвященных изучению структуры идентичности личности, выявлены данные, позволяющие рассматривать рефлексию как компонент идентичности (М.О. Головина, 2005; И. Гофман, 1994). В этой связи рефлексия описывается как детерминанта становления идентичности, характеризующая качественную определенность «Я» в переживании своей целостности [7].
В отечественной и зарубежной науке представлены исследования, описывающие зависимость функционирования и развития профессионального самосознания от особой формы рефлексии, направленной на осознание различных особенностей профессиональной деятельности. (А.Н. Леонтьева, 1975; С. Л. Рубинштейн, 2000; Е.И. Исаев, 1999; В.А. Петровский, 1996; Б.Л. БсИоп, 1987; Б.ВоМ, 1992; Р. Воипііеи, 1990; и др.). Рефлексия - осознание труднообъяснимых зон практики, которые лежат вне научных канонов, противопоставлена рациональному подходу к решению проблем. Подлинная субъект-ность в труде возникает тогда, когда работник сталкивается с проблемами, которые требуют своего осмысления [8].
В работах О.Д. Ковшуро обусловливается взаимосвязь рефлексивных способностей и развития идентичности в процессе профессионального актуалгенеза. Автор пишет, что рефлексивные способности соотносятся с интенцией перехода субъекта труда на новый уровень психологической регуляции и реализации собственной активности, определяя личностно обусловленную ресурсную среду развития его деятельности. Эти способности определяются сформированностью единиц идентичности личности и проактивностью субъекта. Вместе с тем, по мнению автора, рефлексия обеспечивает сознательную детерминацию и преобразование единиц идентичности (целей, ценностей, убеждений) по критерию самоэффективности социально-психологической позиции личности [9].
Теоретический анализ некоторых современных подходов к исследованию процесса становления идентичности показал, что развитие рефлектирующей структуры личности обусловливает формирование единого смыслового центра, который позволяет осуществлять взаимосвязь когнитивных, аффективных, поведенческих компонентов личности [10; 11; 12]. В рамках эпигенетического подхода в качестве интегрирующей структуры рассматривается идентичность личности.
В процессе теоретического исследования нами обнаружено, что в современных источниках недостаточно полно и доказательно описана взаимосвязь рефлексии и идентичности личности. Таким образом, научная и практическая значимость исследования определила основную цель экспериментальной части работы - разработка рабочей модели рефлексии и выявление влияния отдельных составляющих ее структуры
на различные компоненты идентичности личности. Кроме того, на основе полученных результатов разработана и реализована программа психологического воздействия, направленная на становление идентичности участников психологических групп посредством оптимизации функционирования различных уровней рефлексии.
Исследование структуры рефлексии и идентичности личности было проведено в 2008 году. В исследовании принимало участие 120 человек в возрасте от 20 до 54 лет. Средний возраст обследованных - 36 лет. Распределение респондентов по полу - 40% мужчин и 60% женщин.
В процессе исследования структурных компонентов идентичности личности нами использовались: опросник Ш. Шварца для изучения ценностей личности; методика А. Мас-лоу «Иерархия потребностей»; методика И.Г. Малкиной - Пых «Шкала базовых утверждений»; тест М. Куна - Т. Макпарт-ленда «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой); методика «Культурно-ценностный дифференциал» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой; методики МИЛИ (личностная идентичность) и МИПИ (профессиональная идентичность), разработанные Л.Б. Шнейдер [13].
В процессе экспериментального исследования и использования факторного анализа нами выявлено, что идентичность личности является устойчиво-динамической структурой, включающая в себя пять базовых компонентов:
- мотивационно-ценностный (индивидуальные ценности и потребности в саморазвитии, являющиеся смысловым радикалом идентичности, формирующим основу отношений личности с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой);
- когнитивный (установки относительно доброты, доброжелательности, справедливости, контролируемости окружающего мира, а также ценностные ориентации на изменения и разрушение ригидных, потерявших актуальность традиций);
- эмоционально-оценочный (ценности собственного Я и тип эмоциональной оценки собственных идентификационных характеристик);
- социальный (ценности межличностных отношений, потребности в признании и принятии со стороны окружающих людей);
- профессиональный (потребности в материальном достатке, высоком уровне профессионального мастерства и компетентности, а также возможности влияния на других людей).
Исследование структуры рефлексии осуществлялось с помощью следующих методик: опросник Д. Эверсона; методика «Рефлексия человека в жизнедеятельности» А.С. Шарова; методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономаревой; методика изучения смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика определения уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта.
В результате экспериментального исследования нами разработана структурно-функциональная модель рефлексии, включающая в себя три основополагающих уровня:
- операциональный (описывает рефлексию как процесс, осуществляемый с помощью конкретных рефлексивных качеств и операций);
- функциональный (включает в себя три функции рефлексии - мотивационно-целевую, эмотивно-оценочную и регулятивную. Мотивационно-целевая функция связана с осознанием личностью мотивов и целей своей деятельности и конкретных ее актов; эмоционально-оценочная функция нацелена на формирование самооценки и оценки личностью своих действий; саморегуляция и самоконтроль формируются с помощью регулятивной функции рефлексии);
- содержательный (отражает направленность процессов рефлексии на конкретные стороны деятельности - социум, профессию, культуру, самого себя).
Взаимосвязь между психологическими феноменами рефлексии и идентичностью личности в процессе экспериментального исследования выявлена с помощью различных средств математической статистики.
На начальном этапе поставлена задача выявления различий в уровне развития рефлексии в зависимости от статуса идентичности. Экспериментальная группа была разделена на три подгруппы в зависимости от статуса идентичности (методика МИЛИ Л.Б.Шнейдер), в каждой из которых проведен расчет среднего арифметического по шкале общей рефлексии теста А.В. Карпова, В.В. Пономаревой. Полученные данные проанализированы с помощью Н-критерия Крускала-Уоллиса (Таблица 1).
Таблица 1
Уровень развития общей рефлексии в группах с различным
По результатам исследования выявлено, что на уровне статистической значимости 0,01 между группами с разным статусом идентичности существуют различия в уровне выраженности общей рефлексии.
Полученные в экспериментальном исследовании результаты позволяют утверждать, что идентичность личности и рефлексия являются взаимосвязанными психологическими феноменами. Это дает основание предположить, что под влиянием специального психологического воздействия, направленного на развитие рефлексии, возможно изменение компонентов структуры идентичности личности.
Для подтверждения гипотезы разработана программа, направленная на становление идентичности личности средствами рефлексии, включающая в себя психотехники, направленные на развитие операций рефлексии, рефлексивных качеств, функций и различных видов рефлексии.
Рассмотрим различия, отражающие изменения уровней рефлексии в экспериментальной группе до и после психологического воздействия (Таблицы 2 - 4).
Таблица 2
Характеристики операционального уровня рефлексии испытуемых до и после психологического воздействия
Наиболее значимые различия получены в отношении операций самопроверки, планирования и осмысленности респондентов. Анализ эффективности разработанной программы выявил недостаточность ее воздействия на стратегическое мышление и организованность испытуемых. Это позволяет сделать вывод о недостаточной эффективности содержащихся
в программе методов и средств в отношении развития данных характеристик. Мы считаем, что полученные результаты связаны с тем, что эти операции в большей степени связаны с индивидуальными и характерологическими особенностями личности, в связи, с чем для их развития необходима более глубокая и длительная психологическая работа.
Различия характеристик функционального уровня рефлексии испытуемых до и после психологического воздействия представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Характеристики функционального уровня рефлексии испытуемых до и после психологического воздействия______________
Содержание функции Ср. значение по шкале до психокор. Ср. значение после психокор. Значение 1-критерия Стьюдента
Мотивационно- целевая: - ретроспективная рефлексия - рефлексия настоящего - проспективная рефлексия - цели в жизни - результативность жизни 38±5,65 43±3,41 2,45*
34±6,4 39±4,15 3,61***
37±5 44±4,82 2,59*
33±4,8 40±5,36 3 77***
21 ±4,2 29±3,71 2,94**
Эмотивно-оце- ночная: - эмоц. насыщенность жизни - эмоциональная самооценка (положительная валентность) 26±5,2 30±4,31 1,21
0,8±2,4 4±3,6 2,45*
Регулятивная: - локус контроля «Я» - локус контроля «жизнь» - самоконтроль 12±3,2 21±2,18 2,83**
21±4,8 25±3,83 1,16
17,1±2,9 24±1,67 2,93**
Анализ эффективности разработанной нами программы достижения идентичности личности средствами рефлексии показал, что в результате проведенных мероприятий получили развитие мотивационно-целевая и регулятивная функции рефлексии. Эмоционально-оценочная функция отличается существенно возросшей самооценкой респондентов, что проявляется в увеличении количества позитивных самоидентифика-ционных характеристик, отражающих адаптивное состояние идентичности, связанное с настойчивостью в достижении цели, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, уверенностью в себе. Вместе с тем необходимо отметить, что эмоциональная насыщенность жизни как психологическая составляющая оценочной функции в процессе психологического воздействия существенно не изменилась, что свидетельствует о необходимости дополнить предложенную программу блоком специальных техник и упражнений, позволяющих оказать влияние на удовлетворенность жизнью «здесь и сейчас», и способность эмоционально принимать различные жизненные события.
Изменение содержательного уровня рефлексии испытуемых до и после реализации программы представлено в таблице 4.
Таблица 4
Характеристики содержательного уровня рефлексии испытуемых до и после психологического воздействия _____________
Виды рефлексии Ср.значе- Ср. значение Значение
ние по по шкале 1-
шкале до после пси- критерия
психокор. хокор. Стью-
дента
статусом идентичности
Ур-нь развития рефлек- сии Преждевременная идентичность Диффузная идентич- ность Мораторий идентично- сти Сформированная позитивная идентичность
Общий по группе 112,75 (3 стена) 119,5 (4 стена) 138,3 (6 стенов) 143,5 (7 стенов)
Низкий (%) 59,6% 55,3% 15,8% 0%
Средний (%) 40,4% 42,5% 52,6% 50%
Высокий (%) 0% 2,1% 31,6% 50%
Значение Н-крите- рия 11,979**
Шкала теста Ср. значение по шкале до психокоррекции Ср. значение по шкале после пси-хокоррек-ции Значение 1-критерия Стью-дента
Стратегия 12,9±4,2 13,6±3,7 1,63
Планирование 13,1±3,5 17,6±2,4 2,73**
Самопроверка 12,4±3,9 18,2±2,2 3,71** *
Простроенность 110,2±23,8 169,7±20,8 2,48*
Осмысленность 152,9±32,3 210,3±32,6 2,84**
Организованность 134,7±39,7 161,2±21,4 1,26
Личностная рефлексия - самопростроен-ность - самоутверждение - самореализация - уровень самореф-лексии 37,2±9,8 65,9±6,7 2,14*
41,9±11,6 58,2±9,3 1,07
32,0±12,5 76,2±10,5 3,84***
24,7±5,9 53,9±7,1 2,93**
Социальная рефлексия - уровень социорефлексии 36,8±4,6 51,4±8,2 2,25*
Культурная рефлексия - уровень культурной рефлексии 52,7±19,8 60,4±11,4 1,35
Профессиональная рефлексия - уровень профессиональной рефлексии 2±2,09 4±1,36 2,74**
В результате психологического воздействия получили развитие составляющие личностной рефлексии, повысился уровень социальной и профессиональной рефлексии у респондентов. В меньшей степени подверглась изменениям культурная рефлексия, что свидетельствует о необходимости включения в коррекционную программу техник экзистенциального воздействия с опорой на принципы культурно-исторического подхода Л.С. Выготского [2; 4].
Методы математической статистики подтвердили эффективность разработанной нами программы, направленной на развитие всех уровней рефлексии и становление идентичности личности.
На заключительном этапе эксперимента выявлялись изменения в структуре идентичности личности, произошедшие под влиянием развития рефлексии у респондентов. С этой целью проведен факторный анализ с использованием методик, направленных на изучение, как идентичности, так и рефлексии. Это позволило обнаружить новую структуру идентичности, сформированную под влиянием программы, направленной на развитие всех уровней рефлексии.
По результатам математической статистики нами выявлено пять факторов, качественный анализ которых показал, что каждый компонент идентичности личности включает в себя ту или иную психологическую составляющую разработанной нами структурно-функциональной модели рефлексии (рис.1). Так, когнитивный компонент идентичности, помимо установок об окружающем мире и своем месте в нем, содержит в себе операции рефлексии, обеспечивающие рефлексивные процессы и позволяющие развивать другие компоненты идентичности. Личностный компонент объединил в себе ценности, цели и личностные самоидентификации. Наличие в составе этого компонента саморефлексии обеспечивает направленность рефлексивных процессов на субъект познания и позволяет развивать подсистемные элементы данного компо-
нента в соответствии с имеющимися способностями, ресурсами и достижениями. Эмоциональный компонент идентичности в результате развития рефлексии дополнен качествами саморегуляции, что в совокупности позволяет индивиду формировать объективную самооценку, на основе которой реализовывать наиболее адекватное социальное поведение, осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае изменения условий деятельности. Социальный компонент идентичности под воздействием психологических составляющих рефлексии существенно расширил свое содержание. На последнем этапе эксперимента данная подструктура стала более ориентированной на конструктивное межличностное общение, доброжелательность, взаимоуважение, высокий уровень культуры. В процессе мероприятий психологического воздействия профессиональный компонент рефлексии также изменился по своему содержанию: произошел сдвиг от выраженных материальных потребностей, удовлетворяемых в процессе трудовой деятельности, к сбалансированному сочетанию потребностей в профессиональном росте, власти и материальном благополучии.
Итак, использование разработанной нами программы по развитию рефлексии и становлению идентичности личности, включающей в себя психотехники, направленные на развитие операций рефлексии, рефлексивных качеств, функций и различных видов рефлексии, позволило конструктивно изменить операциональный, функциональный и содержательный уровни рефлексии. Разностороннее развитие рефлексии привело к преобразованиям компонентов модели идентичности, изменениям в их содержании и уровне развития. Поскольку в результате психологического воздействия в составе компонентов идентичности личности значимое место стало отводиться составляющим рефлексии, это позволило идентифицировать данное новообразование личности как рефлексивную идентичность [8].
Таким образом, в результате экспериментального исследования влияния рефлексии на становление идентичности личности сделаны следующие выводы:
1). Экспериментально доказана эффективность влияния рефлексии на развитие идентичности личности. Психологическое воздействие на все уровни рефлексии вызвало конструктивные преобразования в структуре идентичности личности и способствовало формированию качественно нового новообразования личности - рефлексивной идентичности.
2). Сформулировано авторское определение рефлексивной идентичности личности, под которым понимается динамическое личностное новообразование, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, эмотивно-оценочный,
культурно-ценностный и профессиональный компоненты, взаимосвязанные с операциональным, функциональным и содержательным уровнями рефлексии, обеспечивающие реализацию мотивационно-целевой, эмотивно-оценочной и регулятивной функций, способствующих развитию рефлексии и становлению идентичности личности.
Рис. Структурная модель рефлексивной идентичности личности
Библиографический список
1. Marcia, J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent. - N.Y.: John Wiley, 1980.
2. Деева, Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Пермь, 2005.
3. Дмитриева, Н.В. Психологическая структура, виды и функции идентичности личности // Перспективы социализации лиц с проблемами в развитии: материалы региональной научно-практической конференции / Н.В. Дмитриева, Н.Н. Гунгер - г. Бийск: Бийский гос. пед. университет им. В.М. Шукшина, 2006.
4. Дмитриева, Н.В. Homo Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: монография / Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко. - Новосибирск: НГПУ, 2009.
5. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Идентичность: Хрестоматия / сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2003.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: монография. - СПб. - Питер, 2000.
7. Головина, М.О. Рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2005.
8. Попов, С.А. Психологические особенности становления профессионального самосознания субъекта труда на этапе вузовского обучения: автореф. дис.. канд. психол. наук. - Тверь, 2002.
9. Ковшуро, О. Д. Рефлексивные и социально-психологические особенности самореализации государственных служащих: автореф. дис. психол. наук. - М., 2002.
10. Безотосова-Курбатова, И.Г. Развитие рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения психологии: реф.дис.канд.психол.наук. - Самара, 2004.
11. Рыбакова, Т.Т. Рефлексия как механизм развития компетентного специалиста. - Хабаровск, 2006.
12. Семенов, И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса: автореф. дис..канд.психол.наук: 19.00.01/ И.Н. Семенов;
общей и педагогической психологии. - М., 1991.
13. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. - М.: Мос. пси-холого-социальный ин-т, 2007.
14. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1.
15. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МО-
ДЭК, 2004.
16. Дмитриева, Н.В. Рефлексивная идентичность / Н.В. Дмитриева, С.А. Дроздова // Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во ЭНСКЕ, 2010. - Ч.1.
Статья поступила в редакцию 12.03.10
. канд.
; НИИ