Научная статья на тему 'Роль биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов вузов МВД России'

Роль биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / профессиональная идентичность / биографическая рефлексия / рефлексия / professional self-determination / professional identity / biography reflection / reflection

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаренко Юлия Борисовна

В статье представлены результаты исследования роли биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов вуза МВД России, рассмотрены показатели биографической рефлексии как способности личности, предложены способы развития биографической рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biography Reflection in Professional Self-Determination of Cadets of Russian MIA Higher Educational Institutions

The article presents the results of examining the role of biography reflection in professional selfdetermination of the Russian MIA higher educational institution’s cadets. The indices of biography reflection as a personal ability are under study. The author suggests the ways of developing biography reflection.

Текст научной работы на тему «Роль биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов вузов МВД России»

Макаренко Ю. Б. Роль биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов...

обходимость получения новых знаний, информации, ее углубления и систематизации, что являлось, по нашему мнению, положительным моментом, повышающим впоследствии уровень профессионально-педагогической деятельности. Когнитивный компонент нашел свое отражение в результатах опытно-экспериментальной работы в том, что у преподавателей наблюдалась потребность в повышении собственных педагогических, психологических, методологических знаний; в креативном преобразовании собственной профессиональнопедагогической деятельности, привнесении в нее нового, нешаблонного, оригинального. Процессуальнодеятельностный компонент характеризовался тем, что испытуемые могли четко задавать цель собственной профессионально-педагогической деятельности и, констатируя у себя определенные затруднения, определять пути их устранения и преодоления. Особенности рефлексивного компонента проявлялись в полученных теоретических знаниях преподавателей; они переосмысливали педагогический опыт прошлого и настоящего, коллективного и личного; вытесняли в своем сознании прежние взгляды и представления. При этом возникала рефлексивная ситуация рождения новых проблем и активного поиска решения трудностей.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, необходимо отметить следующее:

— преподаватели экспериментальной группы находятся на более высоком уровне сформированности готовности к профессиональной самореализации по результатам опытно-экспериментальной работы;

— сравнивая компоненты готовности к профессиональной самореализации, мы можем констатировать тот факт, что у преподавателей ЭГ в ходе экспериментальной работы наблюдался более высокий уровень развития мотивационно-целевого, когнитивного, процессуально-деятельностного компонентов, в то

УДК 159.923

РОЛЬ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Ю. Б. Макаренко

В статье представлены результаты исследования роли биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов вуза МВД России, рассмотрены показатели биографической рефлексии как способности личности, предложены способы развития биографической рефлексии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, биографическая рефлексия, рефлексия.

Вопросы психологической и педагогической помощи в профессиональном самоопределении курсантов вузов МВД России особенно актуальны на современном этапе развития общества и российской полиции. Запросы практики, обусловленные высокой текучестью

время как у педагогов контрольной группы изменились показатели таких компонентов, как мотивационноцелевой и процессуально-деятельностный;

— разработанная нами технология эффективна в процессе формирования готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России. Полученные положительные результаты обусловлены не только экспериментальными мероприятиями, но и всем образовательным процессом вуза МВД России.

В дальнейших исследованиях представляется важным обратить внимание на определение психологопедагогических механизмов, ответственных за управление профессионально-педагогической деятельностью; выявить содержание ценностно-смысловой сферы преподавателя вуза; определить особенности личностнопрофессионального развития; изучить профессионально важные качества педагога, которые могут стать критериями его профессиональной состоятельности. Перспективы нашего дальнейшего исследования мы связываем с решением этих и других проблем. 1 2 3 4 5

1 Управление развитием школы : пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. M. М. Поташника,

B. C. Лазарева. М., 1995. 462 с.

2 Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. ... д-ра пси-хол. наук. СПб., 2001. 398 с. ; Калашникова С. В. Профессиональная самореализация преподавателя вуза МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 3.

C. 47-51.

3 Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 43 с.

4 Горлинский И. В. Педагогическая система непрерывного образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. М., 1999. С. 31.

5 Давыдов В. П. Педагогика высшей школы МВД России : учебник / под ред. С. В. Кошелевой. СПб., 2003. 306 с.

кадров, проявлениями профессиональной деформации, неудовлетворенностью сотрудников профессиональной деятельностью, говорят о необходимости оптимизации помощи будущим специалистам в их профессиональном самоопределении.

Несмотря на свою актуальность, проблема профессионального самоопределения будущих полицейских не находит должного отражения в современных научных психологических исследованиях, имеющиеся исследования профессионального становления курсантов выполнены в основном в педагогическом ключе. Тем не менее именно правильный выбор профессии и позитивное отношение к ней — важное условие успешного освоения необходимых знаний и профессионального становления личности, формирования уверенности в себе, способности активно и ответственно выстраивать свой жизненный путь, осваивать профессию, саморазвиваться.

Рассматривая свойства самоопределяющейся личности, отечественные ученые подчеркивают субъект-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

25

Макаренко Ю. Б. Роль биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов...

ный характер процесса самоопределения (К. А. Абуль-ханова, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, В. Ф. Сафин). Рефлексия понимается как специфическая способность человека, позволяющая ему сделать предметом анализа, оценки и преобразования свои мысли, эмоции, свои действия и поступки, отношения и в целом свою жизнь. Рефлексия жизненного пути играет особую роль в развитии личности, поскольку она позволяет субъекту использовать внутренние резервы прожитого опыта, находить внутренние смыслы прожитых событий (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

В настоящее время учеными, практическими психологами и преподавателями вузов все чаще обращается внимание на реальную значимость и потребность формирования рефлексивных способностей студентов (Н. А. Артеменко, С. П. Иванова, М. М. Манохина, Г. С. Пьянко-ва и др.). Встает вопрос о том, создает ли образовательная среда вуза условия для развития рефлексии как одной из важнейших компетентностей профессионала. В качестве способов развития рефлексивных способностей (речь идет чаще всего о профессиональной рефлексии) предлагаются проектные методы обучения ', специальные тренинговые программы 2, создание рефлексивноразвивающей образовательной среды, внедрение инновационных рефлексивно-деятельностных технологий обучения 3, реализация принципов коммуникативноразвивающего обучения 4, внедрение психологической консультативной практики 5.

Анализ работ ряда отечественных и зарубежных авторов позволил выделить следующие функции биографической рефлексии: самопознание, исследование внутренних оснований собственной личности, самоопределение, и на их основе поиск жизненного смысла; выделение интервалов самоидентичности личности; осознание ошибок либо достижений прошлого, выбор жизненной стратегии; накопление жизненного опыта; актуализация чувств, связанных с разными событиями и периодами жизни, их осознание и интеграция; обретение или переоценка смысла жизни; актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов развития личности.

В уровневой организации рефлексии жизненного пути можно выделить автобиографическую память личности как субъективное отражение пройденного отрезка жизненного пути в виде жизненно значимых событий и состояний и глубинную биографическую рефлексию — субъектный уровень, где предметом анализа становится отношение личности к автобиографическим событиям, выявление места и смысла этих событий в контексте жизненного пути.

В контексте профессионального самоопределения личности важной составляющей ее биографической рефлексии является рефлексия совершенного или совершаемого профессионального выбора. Рефлексивные биографии состоявшихся профессионалов показывают, что выбор специальности является судьбоносным решением. Выбор профессии — это не одномоментный акт, это целая череда событий, так или иначе

повлиявших на решение. Даже в ситуациях, когда выбор осуществлен случайным образом, он окружен описанием событий, способствующих ему. Причем с выбором профессии связаны события, не только предшествующие поступлению в высшие учебные учреждения, но и случившиеся уже в процессе профессионального образования 6.

Предметом биографической рефлексии профессионального выбора выступают школьные и юношеские увлечения, пример родителей, роль наставников, советы друзей, детская мечта, успехи в учебе по определенным предметам и в целом по школьной программе, образ жизни родителей и других родственников.

Биографическая рефлексия как способность личности может быть оценена через ряд показателей. Прежде всего, это содержательное богатство жизненного пути — количество и индивидуальность событий. В индивидуальных событиях обычно проявляются межличностные отношения, личные стремления, опыт достижений и неудач, прежде всего, это события внутренних переживаний и преобразований личности.

Следующим проявлением глубинной биографической рефлексии выступает выстраивание событий в сквозные жизненные темы, отражающие сферы активности субъекта (В. В. Нуркова, Е. И. Головаха, А. А. Кро-ник, Н. А. Логинова), различные пространства бытия личности (З. И. Рябикина, Ю. Б. Шлыкова).

Оценка биографической рефлексии личности включает и показатели отношения субъекта к событиям собственной жизни: степень принятия событий жизненного пути, понимание роли событий в его личностном становлении.

Таким образом, способность к биографической рефлексии можно понимать как умение дифференцировать биографические события, детализировать жизненный путь и выделять в нем жизненные темы, конструировать и переконструировать личную историю, выходя при этом за рамки нормативной жизненной истории, умение переводить внешние события во внутренние, осмысливать степень важности того или иного события в контексте жизненного пути.

Согласно результатам исследования М. В. Клементьевой, именно в молодом возрасте основной функцией биографической рефлексии является осмысление себя «в контексте построения жизненных целей, реализации проекта жизненного пути, коррекции жизненных стратегий» 7. Результаты проведенного нами ряда исследований (2007-2012) в Краснодарском университете МВД России позволяют заключить, что курсанты испытывают трудности в профессиональном самоопределении: около половины обучающихся не удовлетворены сделанным профессиональным выбором, не имеют ясных профессиональных планов, далеки от сформированной профессиональной идентичности. Для многих курсантов сделанный профессиональный выбор не является окончательным, они исследуют альтернативные варианты профессионального становления, активно пытаются выйти из кризисного состояния, приняв осмысленное реше-

26

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

Макаренко Ю. Б. Роль биографической рефлексии в профессиональном самоопределении курсантов...

ние в отношении будущего 8. Полученные результаты согласуются с результатами исследований, проведенных в Тюменском юридическом институте МВД России в 2006 г. 9, Воронежском и Сибирском институтах МВД России в 1999-2002 гг. 10 Это говорит о том, что проблема сложности профессионального самоопределения курсантов вузов МВД сохраняется в течение многих лет и, безусловно, требует своего разрешения.

Анализ связи биографической рефлексии и профессионального самоопределения курсантов показал, что успешность профессионального самоопределения отражается в таких психобиографических показателях, как позитивная оценка и принятие событий прошлого, прописывание истории внутренних изменений и событий, связанных с профессиональным выбором.

Высокая роль рефлексии жизненного и профессионального пути в самоопределении личности придает актуальность организации специальных рефлексивноразвивающих мероприятий в рамках психологического сопровождения профессионального образования курсантов.

Рассмотренные выше психобиографические умения, показатели биографической рефлексии (выраженность индивидуальных событий, преобладание событий внутренних переживаний и преобразований личности, выстраивание событий в сквозные жизненные темы, принятие событий жизненного пути, понимание роли событий в личностном становлении) могут стать предметом развития как в специально организованных тренинговых мероприятиях, так и в рамках изучения дисциплин гуманитарного блока, особенно психологичес ких.

В рамках тренинговых мероприятий могут быть использованы разнообразные развивающие и диагностические методы, предполагающие активную биографическую рефлексию субъектов, собранные и рекомендованные к настоящему времени в психологической и педагогической науке в достаточно большом количестве (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Н. А. Логинова, В. В. Нур-кова, Е. Е. Сапогова, Г. Е. Соловьев).

В ходе преподавания психологических и других гуманитарных дисциплин могут использоваться такие биографо-рефлексивные методы, как приведение примеров из собственной жизни на основе углубленного самоанализа, написание автобиографии (а также профессиональной автобиографии по схеме Г. Е. Соловьева 11) с ее последующим анализом и др.

Таким образом, биографическая рефлексия выступает важнейшим условием самоопределения личности. Работа психологов и преподавателей высших образовательных учреждений МВД России, направленная на раз-

витие этой личностной способности, является необходимой частью психологической и педагогической поддержки курсантов в их профессиональном самоопределении.

Биографические рефлективные методы позволяют решать ряд задач как в отношении психологической поддержки профессионального самоопределения личности, так и в отношении жизненного и личностного самоопределения курсантов: осознание своих экзистенциальных феноменов — смыслов и ценностей как личностного, так и профессионального развития; оценка степени своей продуктивности и ответственности; создание целостной картины жизненного пути; выявление ресурсов субъектности; развитие жизне творчества. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 Артеменко Н. А. О способах формирования умений рефлексивной деятельности будущих специалистов-филологов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 2. С. 168-172.

2 Манохина М. М. Рефлексивный тренинг — способ оптимизации профессионально-личностного самоопределения // Среднее профессиональное образование. 2007. № 8. С. 13-15.

3 Пьянкова Г. С. Развитие профессиональной рефлексии : учебное пособие для вузов // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 10. С. 68-69.

4 Уразаева Г. И. Проблемно-ориентированный анализ обучения психологии в вузах МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 5. С. 77-81.

5 Мальцева Т. В. Основы конструктивного преодоления внутриличностных конфликтов в процессе психологического консультирования сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2. С. 32-34.

6 Жизнь в профессии: «истории успеха» университетских интеллектуалов // Ведомости. Вып. 31, специальный / под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова ; сост. М. В. Богданова. Тюмень, 2007. 272 с.

7 Клементьева М. В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 281.

8 Макаренко Ю. Б. Особенности профессионального самоопределения курсантов вуза МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 1. С. 88-91.

9 Гусева Н. В. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4. С. 402405.

10 Ермолаев В. В. Социально-психологические факторы эффективности выбора профессиональной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 28 с.

11 Соловьев Г. Е. Биографический метод в деятельности социального педагога и социального работника. Ижевск, 2002. 174 с.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.