ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Влияние развития информационного общества на сетевую медиаграмотность студентов
Ши Мин
Ассистент кафедры медиаобразования Московский педагогический государственный университет, ^ Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования,
Москва, Россия
0000-0001-7557-2757
Принята Опубликована
04.06.2020 30.09.2020
Аннотация
В наше время образование является одним из основных средств обеспечения потребностей современного общества. Стоит подчеркнуть, что содержание образования на протяжении прошлых веков определялось общественным заказом и было связано с общественными трансформациями. Изменения, которые произошли в характере труда, в структуре производственных отношений, в сфере коммуникации, стали основными принципами переосмысление предыдущих результатов общественного развития и формирования новой его парадигмы развития, известной как стадии информационного общества. Новый этап развития информационного общества требует от образовательной сферы подготовки информационно грамотного специалиста, готового к полноценному взаимодействию с современной медиа-системой. Актуальность обозначенной темы исследования обусловлена необходимостью решения существенных противоречий между традиционными подходами к профессиональной подготовке будущих педагогов и новыми требованиями общества к специалисту педагогической сферы, который должен быстро адаптироваться в условиях информационного социума и, как следствие, продуктивно работать в новых информационных условиях.
Ключевые слова
Педагогическая деятельность; информатизация; структура; развитие; медиаграмотность.
Введение
Проблемы теории и методики подготовки специалистов в области социальной педагогики нашли отражение в работах ряда исследователей. Поскольку развитие информационного общества обусловило появление такого направления в педагогической науке, как медиаобразование, поэтому ее концептуальные основы стали предметом научного поиска в значительном количестве работа зарубежных ученых. Однако среди значительного количества исследований нет таких, в которых бы отдельно и целостно было обоснованно особенности медиаграмотности будущих педагогов. Цель статьи - выделить основные специфические особенности медиаграмотности будущих педагогов.
Педагог - это лицо, профессия которого - педагогическая работа и образовательно-воспитательная деятельность. Как специалист он организует взаимодействие образовательных и внеучебных учреждений, семьи, общественности с целью создания в социальной среде условий для социальной адаптации и благополучия детей и молодежи в микросоциуме, их всестороннего развития. Система профессионального образования специалистов педагогической сферы находится на этапе развития, что предопределяет неопределенность в приоритетных направлениях подготовки социальных педагогов [2].
Поступила в редакцию 26.05.2020
Главная особенность педагогической деятельности - необходимость социального педагога определить проблемы и потребности личности. Педагогическая деятельность определяется непосредственной работой педагога с конкретным ребенком или группой детей, с той или иной конкретной средой, в которой социализируется личность [7]. На сегодняшний день чрезвычайные темпы проникновения масс-медиа во все уровни жизнедеятельности (индивидуальном, межличностном и общественном) дает возможность сделать вывод, что на этих уровнях у личности формируются новые проблемы и потребности, связанные с информационной средой. Именно наличие нерешенных проблем и неудовлетворенных потребностей в сфере медиа негативно влияет на общий процесс социализации человека. Учитывая описанные тенденции, педагог должен быть готовым к решению новых задач педагогической деятельности [6].
Стоит сделать предположение, что в условиях информационной среды среди профессиональных ролей педагога (помощник, адвокат, консультант, посредник, эксперт, психотерапевт, менеджер, аниматор), можно выделить новую - роль медиапедагога. Как медиапедагог, педагог отслеживает влияние средств массовой коммуникации на социализацию подрастающего поколения в целом и на каждую социальную группу отдельно, внедряет профилактическую деятельность в отношении негативного влияния масс-медиа среди лиц с рискованным поведением, использует ресурсы масс-медиа в социально-педагогической работе [4].
Если думать о перспективе, в процессе стабилизации общества, наряду с оказанием помощи, педагогика будет решать задачи по созданию и поддержке конкретной социальной среды для всех юных граждан, что требует целевой подготовки педагогов, которые обладают необходимыми занятиями и умениями. Анализируя современную социокультурную ситуацию, можно отметить, что новое медиасредство и является тем новейшим направлением, которое должен создавать и развивать современный специалист педагогической сферы. Именно создание такой медиасреды потребует от педагога совершенствования его профессиональных знаний, умений и навыков формирования медиаграмотности в процессе медиаобразования специалиста [8].
Материалы и методы исследования
Анализируя масс-медиа, как фактор социализации, обращают внимание на новое направление в педагогике - медиаообразование (изучение закономерностей массовой коммуникации), определяя ее как особый аспект социального воспитания. Мы соглашаемся с этим мнением, но добавим еще, что процесс медиаобразования не только касается объектов педагогической работы, но и самих педагогов [10].
В отечественной педагогике термин «медиаобразование» стал употребляться относительно недавно. Под медиаообразованием понимают процесс обучения, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации [5]. Соответственно и главные ее задачи автор видит в подготовке молодого поколения к жизни в информационной среде, научить детей воспринимать, распознавать информацию, осознавать ее влияние. По нашему мнению, такой подход к трактовке медиаобразования очерчивает именно педагогический аспект деятельности, поскольку социализация подрастающего поколения является сферой деятельности педагога [9].
Под медиаобразованием будущих педагогов мы понимаем углубленное усвоение научных основ теории медиа, технологий медиаобразовательной деятельности, развитие специальных медиаобразовательных умений и навыков, формирование медиаобразовательных качеств личности, важных для деятельности специалиста педагогической сферы [1].
На сегодняшний день СМИ становятся воспитателями подрастающего поколения, поэтому изучение педагогических возможностей масс-медиа позволит педагогу в будущем педагогически грамотно использовать позитивное влияние СМИ в профессиональной деятельности. Такая позиция свидетельствует о необходимости формирования медиаграмотности специалиста социально-педагогической сферы [3].
Высококвалифицированный педагог, зная специфику функционирования системы масс-медиа и умело используя такие знания в педагогической деятельности, обеспечит воспитание медиаграмотной личности, которая будет способна ориентироваться в современном информационном пространстве, защитить себя от негативного влияния медиа и обогатить медиобразование. Следовательно, необходимым условием успешного решения задач педагогической деятельности является подготовка медиаграмотных социальных педагогов.
Результаты и обсуждение
Перейдем к педагогическим аспектам самого понятия «медиаграмотность». В Декларации медийной и информационной грамотности, которая была принята в 2011 г. в г. Фес (Марокко), отмечается, что медиаграмотность имеет особое значение для социального развития и улучшает качество жизни человека. Грамотность в сфере медиа играет важную роль, особенно в жизни молодежи, поскольку способствует формированию активной жизненной позиции и саморазвития. Как видим, международное сообщество также акцентирует внимание именно на взаимодействии медиа с подрастающим поколением.
Еще один из аспектов медиаграмотности раскрыты в Рекомендациях ИФЛА по медийной и информационной грамотности, где указано, что такая грамотность состоит из знаний, способностей и совокупности навыков, необходимых для понимания того, какая требуется информация и когда; где и каким образом ее можно получить; как объективно организовать и как этично использовать. Предложенная концепция выходит за рамки технических умений, что достаточно важно для педагогов, и сосредотачивает внимание на критическом мышлении и поведенческих проявлениях в рамках профессиональной деятельности и вне их.
На основе этих Рекомендаций приоритетными направлениями в сфере медиаобразования определены следующие виды деятельности:
- вузы проводят исследование уровня медиаграмотности с целью определения эффективных методов медиаобразования;
- поддерживать профессиональное развитие работников в соответствии с практикой медиграмотности;
- в качестве дисциплины в основное и дополнительное образование педагогов включить медиграмотность.
Особое внимание в вопросе формирования медиаграмотности личности следует уделить понятию «информационное мировоззрение», которое составляет структурную основу медиаграмотности. Информационное мировоззрение предполагает ценностное отношение к информации, информационным продуктам, техническим средствам, информационным технологиям. В педагогической деятельности именно информационное мировоззрение будущего педагога определяет его готовность к внедрению медиаобразования в процесс профессиональной подготовки.
Учитывая специфику деятельности педагогов и беря за основу педагогические аспекты понятия «медиаграмотности», следует выделить следующие особенности медиаграмотности педагогов:
- преимущество интерактивных форм обучения в процессе медиаобразования;
- комплексное включение знаний о масс-медиа в базовые дисциплины учебного плана подготовки педагогов;
- мотивация на необходимость изучения современной медиа-системы;
- саморазвитие личности студента с помощью системы масс-медиа;
- стимулирование стимулирования медиатворчества через медиа-ресурсы;
- деятельность внеаудиторных форм медиаобразования (видеоклубов, ресурсных центров, фотолабораторий и т.д.);
- смещение акцента на качественную характеристику медиа-системы, в противовес технической;
- развитие личного информационного мировоззрения как основы формирования медиграмотности специалиста;
- обогащение медиаобразования студентов путем целенаправленного созерцания медиа-ресурсов для молодежной и детской аудитории;
- создание собственных медиа-фильтров (системы знаний, которая позволит отсортировать информации из масс-медиа) для критического анализа и качественного отбора ресурсов медиа для дальнейшего их использования и профессиональной деятельности;
- включение в учебный процесс различных форм использования медиа в социально-педагогической деятельности.
Одной из самых весомых особенностей формирования медиаграмотности будущих педагогов, которая требует детального осмотра, является комплексное включение знаний о масс-медиа в базовые дисциплины их учебного плана. Анализ учебных планов по специальности «Общая педагогика» дал возможность выделить дисциплины, которые могут включать в себя изучение масс-медиа (таблица 1).
Таблица 1. Педагогические дисциплины и медиаобразование
№ Название дисциплины Педагогический аспект изучения масс-медиа
1 Педагогика Масс-медиа как ресурс педагогической деятельности
2 Социализация личности Роль СМИ в процессе социализации личности на современном этапе развития общества
3 Человек в современном социуме Адаптация человека к новым условиям информационного общества
4 Рекламно-информационные технологии в педагогической деятельности Рекламная продукция и ее влияние на личность клиента
5 Теория и история воспитания Формы и методы влияния масс-медиа на социальное воспитание молодежи
6 Педагогическое консультирование Online консультирование клиентов в сети Интернет
7 Этика педагогической деятельности Этические нормы работы педагога в медиа-среде
8 Методы и технологии педагогической деятельности Технологии медиаобразования в работе педагога
9 Педагогическая работа в учебных заведениях Медиаобразование детей в условиях школы: особенности работы
10 Основы сценарной работы педагога Анализ сценариев кинофильмов в процессе формирования критического мышления
11 Педагогическая работа в сфере свободного времени Внеаудиторные формы медиаобразования (видеоклубы, медиа-клубы, фотолаборатории и т.п.)
12 Актуальные проблемы педагогики Медиаграмотность специалиста педагогики как требование информационного общества
13 Организация работы с различными группами Использование медиа-ресурсов в работе с различными группами клиентов
14 Педагогическая работа с клиентами, склонными к девиантному поведению Влияние масс-медиа на группы лиц с рискованным поведением
15 Методика организации волонтерского движения Организация волонтерской работы через социальные сети
16 Педагогическая профилактика правонарушений Поведенческие стереотипы масс-медиа как причина подростковых правонарушений
15 Формирование здорового образа жизни Профилактика негативного влияния СМИ в процессе формирования здорового образа жизни
Заключение
Такой подход к формированию медиаграмотности позволит изучить все аспекты использования медиа в педагогической работе. Также следует отметить, что во время обучения будущие педагоги изучают ряд дисциплин, которые также способствуют расширению их знаний о медиа-системе («Информационное общество», «Технические средства обучения», «Новые информационные технологии», «Современные информационные технологии в образовании и науке»). Появление этих дисциплин свидетельствует о том, что сейчас высшая школа стоит на пороге внедрения медиаобразования в процесс профессиональной подготовки педагогов, но пока что большее внимание уделяется технической грамотности специалистов (владение медиа-аппаратурой).
Специфика педагогической деятельности педагога обусловливает ряд характерных особенностей медиаграмотности специалистов этой сферы. Приоритетными направлениями дальнейших научных поисков считаем определение конкретных путей внедрения медиаобразования педагогов с учетом особенностей формирования медиаграмотности специалистов педагогической сферы.
Список литературы
1. Голоха М.В., Ваапова Н.Р., Мастер М.А. Уточнение актуального определения термина «медиаобразование» // Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации». Ч. 5. М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2019. С. 406-409.
2. Дворжец О.С. Медиаобразование будущих педагогов на занятиях по иностранным языкам // Материалы Третьей Всероссийской научной конференции «Омские научные чтения» / редкол. П.В. Прудников и др. Омск: ОмГУ им.Ф.М.Достоевского. 2019. С. 983-985.
3. Жилавская И.В. Анализ результатов экспертного опроса руководителей вузов России и стран СНГ по проблеме востребованности в образовательных учреждениях теории и практики медийно-информационного образования (МИО) // Медиа. Информация. Коммуникация. 2019. №28. URL: http://mic.org.ru/upload/iblock/93a/28-zhilavskaya2.pdf
4. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. Изд. перераб. и доп. М.: МПГУ. 2018. 214 с.
5. Жилавская И.В. Разработка Дорожной карты медийно-информационной грамотности // Медиа. Информация. Коммуникация. 2019. №28. URL: http://mic.org.ru/upload/iblock/559/28-zhilavskaya2.pdf
6. Казанский Г.А. Медиаобразование как часть процесса межнациональной толерантности студентов высшей школы // Научный альманах. 2020. №1-1(63). С. 104-106.
7. Костина О.В. Медиаобразование как средство профессионального роста учителя // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №1(35). С. 25-30.
8. Медиаобразование как фактор повышения конкурентоспособности выпускников вуза: к постановке проблемы / Ю.В. Артемова, А.А. Дякина, Н.В. Осипова, А.Н. Пузатых // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. №1(49). С. 23-30.
9. Сурудина Е.А. Теоретико-методологические основания медиаобразования в исторической ретроспективе развития педагогических концепций // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. №5-2. С. 547-552.
10.Челышева И.В. Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №1(35). С. 40-49.
The influence of the information society development on the network media literacy of students
Shi Ming
Assistant of the Department of media education Moscow Pedagogical State University, Institute of journalism, communications and media education, Moscow, Russia [email protected] 0000-0001-7557-2757
Accepted Published
04.06.2020 30.09.2020
Abstract
Nowadays, education is one of the main means of meeting the needs of modern society. It is worth emphasising that the content of education over the past centuries was determined by public order and was associated with social transformations. The changes that have occurred in the nature of labour, in the structure of production relations, in the field of communication, have become the basic principles of rethinking the previous results of social development and the formation of its new development paradigm, known as the stage of the information society. A new stage in the information society development requires the education of an informationally competent specialist, ready for full interaction with the modern media system. The relevance of the research topic is conditioned by the need to resolve significant contradictions between the conventional approaches to the professional training of future teachers and the new requirements of the society for the specialist in the pedagogical sphere, which must quickly adapt in the conditions of the information society and, as a result, work productively in the new information conditions
Keywords
Pedagogical activity; informatization; structure; development; media literacy.
Reference
1. Goloxa M.V., Vaapova N.R., Master M.A. Utochnenie aktual'nogo opredeleniya termina «mediaobrazovanie» // Sbornik materialov Vserossijskoj konferencii molody'x issledovatelej s mezhdunarodny'm uchastiem «Social'no-gumanitarny'e problemy' obrazovaniya i professional'noj samorealizacii». Ch. 5. M.: FGBOU VO «RGU im. A.N. Kosy'gina», 2019. S. 406-409.
2. Dvorzhec O.S. Mediaobrazovanie budushhix pedagogov na zanyatiyax po inostranny'm yazy'kam // Materialy' Tret'ej Vserossijskoj nauchnoj konferencii «Omskie nauchny'e chteniya» / redkol.
P.V. Prudnikov i dr. Omsk: OmGU im.F.M.Dostoevskogo. 2019. S. 983-985.
3. Zhilavskaya I.V. Analiz rezul'tatov e'kspertnogo oprosa rukovoditelej vuzov Rossii i stran SNG po probleme vostrebovannosti v obrazovatel'ny'x uchrezhdeniyax teorii i praktiki medijno-informacionnogo obrazovaniya (MIO) // Media. Informaciya. Kommunikaciya. 2019. №28.
URL: http://mic.org.ru/upload/iblock/93a/28-zhilavskaya2.pdf
4. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodezhi. Izd. pererab. i dop. M.: MPGU. 2018. 214 s.
5. Zhilavskaya I.V. Razrabotka Dorozhnoj karty' medijno-informacionnoj gramotnosti // Media. Informaciya. Kommunikaciya. 2019. №28. URL: http://mic.org.ru/upload/iblock/559/28-zhilavskaya2.pdf
6. Kazanskij G.A. Mediaobrazovanie kak chast' processa mezhnacional'noj tolerantnosti studentov vy'sshej shkoly' // Nauchny'j almanax. 2020. №1-1(63). S. 104-106.
7. Kostina O.V. Mediaobrazovanie kak sredstvo professional'nogo rosta uchitelya // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2020. №1(35). S. 25-30.
Received 26.05.2020
8. Mediaobrazovanie kak faktor povy'sheniya konkurentosposobnosti vy'pusknikov vuza: k postanovke problemy' / Yu.V. Artemova, A.A. Dyakina, N.V. Osipova, A.N. Puzaty'x // Psixologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. 2020. №1(49). S. 23-30.
9. Surudina E.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya mediaobrazovaniya v istoricheskoj retrospektive razvitiya pedagogicheskix koncepcij // Pedagogicheskij zhurnal. 2019. T. 9. №5-2. S. 547-552.
10.Chely'sheva I.V. Razvitie mezhe'tnicheskoj tolerantnosti studentov v kontekste teoreticheskix koncepcij otechestvennogo mediaobrazovaniya // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya. 2020. №1(35). S. 40-49.