Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/120PVN515.pdf DOI: 10.15862/120PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/120PVN515)
УДК 37.025
Шалова Светлана Юрьевна
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)
Россия, Таганрог1
Доцент кафедры «Социальной педагогики и психологии»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=544166
Савинова Алина Владимировна
ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)
Россия, Таганрог Студент
E-mail: [email protected]
Влияние различных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников
1 347936, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная, д. 48
Аннотация. В статье рассматриваются условия развития самоконтроля в младшем дошкольном возрасте в процессе различных видов игр. Отсутствие навыков самоконтроля у детей - серьезная проблема для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.
В статье описан ход и результаты эксперимента. Цель нашего исследования -определить влияние разных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников. Гипотеза исследования состояла в предположении о разном влиянии определенных видов детской игры на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников.
В ходе исследования был использован метод педагогического наблюдения. Мы разработали программу наблюдения, которая включала наиболее существенные критерии проявления самоконтроля у младших дошкольников.
В результате исследования были установлены важные эмпирические факты и сделаны выводы. К формам самоконтроля, которые младший дошкольник может освоить в процессе игровой деятельности, относятся: контроль поведения; контроль эмоций; контроль движений. Наиболее успешно навыки самоконтроля у младших дошкольников развиваются при помощи игр с правилами, сюжетно-ролевых и подвижных игр. Важное значение для развития навыков самоконтроля у младших дошкольников имеют такие особенности игровой деятельности, как: наличие системы правил, поэтапность игровых действий, четкое разделение выигрыша и проигрыша.
Ключевые слова: игра; виды игр; игровые действия; младший дошкольный возраст; саморегуляция; навыки самоконтроля; педагогическое наблюдение.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шалова С.Ю., Савинова А.В. Влияние различных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/120PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/120PVN515
За последние годы в обществе радикально изменилось содержание социального заказа, который обусловливает требования, предъявляемые к уровню развития детей. В связи с чем возник целый ряд весьма серьезных проблем. Одной из наиболее актуальных является проблема формирования навыков самоконтроля у детей.
Трудности, возникающие в связи с отсутствием навыков саморегуляции и самоконтроля у детей, - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, родители и воспитатели дошкольных учреждений. Объясняется это тем, что «изменение условий и образа жизни ребенка, необходимость выработки новых форм социального взаимодействия и способов поведения, требуют существенных усилий от ребенка и создают серьезную нагрузку для его психики организма» [4, с. 20].
Эти трудности представляют собой широкий спектр поведенческих особенностей: ребенку тяжело соответствовать требованиям распорядка, он плохо справляется с просьбами взрослых, также появляются проблемы с адаптацией в новом коллективе (если ребенок не умеет контролировать свои эмоции и поведение - его могут не принять). Именно поэтому важно уделять внимание развитию навыков самоконтроля уже в дошкольном возрасте.
Развитие саморегуляции во многом зависит от реакции взрослых на ошибки ребенка. С целью успешного формирования навыков самоконтроля необходимо своевременно предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, а также целенаправленно обучать его умению себя контролировать, начиная с раннего возраста.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте, нужно максимально использовать ее возможности. Как справедливо замечает С.А. Расчетина, «общественная ситуация, насыщенная рисками, заостряет проблему ценностного отношения к детству, требует переосмысления социальных практик, ориентированных на оказание помощи ребенку, побуждает к поиску инновационных педагогических подходов, снижающих уровень риска и обеспечивающих процессы полноценной социализации ребенка» [6, с. 56].
Цель нашего исследования - определить влияние разных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников.
Гипотеза исследования состояла в предположении о разном влиянии определенных видов детской игры на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение за поведением дошкольников в процессе различных игр, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №41 модульный» города Таганрога.
Младший дошкольный возраст (3 - 4 года) - это период интенсивного физического и психического развития. В этот период, по мнению психологов, происходят коренные изменения в поведении ребенка. Деятельность детей приобретает целенаправленный характер, но произвольность поведения только начинает формироваться, что сопровождается рядом трудностей и проблем. Четырехлетний ребенок уже способен усваивать наиболее простые общественные эталоны и нормы поведения, но для успешного их принятия и использования необходимо развивать навыки самоконтроля.
В раннем дошкольном возрасте ребенок постепенно овладевает навыками ходьбы, учится совершать правильные движения разными частями тела, вступает в коммуникации со взрослыми посредством речевого общения. Для осуществления этой деятельности ребенку необходим контроль со стороны взрослых. В данный период закладываются первые
предпосылки к последовательному овладению многообразием навыков психологического самоконтроля. Родители направляют движения, действия ребенка, учат его правильно говорить и выражать свои мысли, тем самым выполняют роль регулирующего воздействия. В этот период ребенок сначала совершает те или иные поступки неосознанно, чтобы узнать реакцию на них взрослых. Но со временем у него формируется новый внутренний контроль -самоконтроль, и значимость внешнего (родительского) контроля снижается.
Анализ справочной литературы показал, что в широком значении самоконтроль понимается как «осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний» [5, с. 360]. А в узком значении самоконтроль можно рассматривать как осознание и оценку человеком собственных действий, психических процессов и состояний. То есть, для развития у человека способности к самоконтролю, ему необходимо быть субъектом собственных действий, осознавать свои поступки и эмоции. Отсюда следует, что формирование такой способности начинается уже с трех-четырех летнего возраста, что свидетельствует о возможности корректировки направления и степени развития саморегуляции.
Отдельные аспекты проблемы развития самоконтроля в младшем дошкольном возрасте были рассмотрены в работах О.А. Денисовой, Т.Н. Дороновой, И.Н. Домашенко, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной, Р.С. Буре и др.
Все исследователи опирались на определение Д.Б. Эльконина, который под самоконтролем понимал контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав собственных действий [11, с. 342].
Так, А.В. Запорожец изучал процесс формирования самоконтроля в области простых движений. Он определил, что внутри любого акта деятельности есть ориентировочная и исполнительная части. Сначала дети обследуют условия выполнения конкретного задания, а только после приступают к непосредственным действиям. После каждого совершенного действия происходит анализ уже сделанных и планирование новых ходов, то есть самоконтроль деятельности [3].
Проведенный нами анализ психологической и педагогической литературы показал, что в понимании разными авторами термина «самоконтроль», существуют некоторые различия, но есть общий компонент, на который указывают практически все - это сопоставление результата с изначальным образцом. Только в одном случае образец - это конкретный результат, а в другом - правильный порядок выполнения определенных действий и соблюдение последовательности производимых операций. Необходимость формирования навыков самоконтроля для успешного выполнения любого рода деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что навыки самоконтроля следует формировать целенаправленно. При этом, как показывают эмпирические исследования, уже в дошкольном возрасте дети «способны к оценке результата деятельности с позиции удовлетворенности (69%), то есть появляется личная заинтересованность в итогах, которые или приносят удовольствие, или огорчают, расстраивают детей» [2, с. 36].
В психологических исследованиях отмечается, что процесс самоконтроля тесно связан с мышлением, речью (наиболее значима роль внутренней речи), памятью, вниманием, восприятием и другими психическими процессами. В процессе саморегуляции человек совершает практические и умственные действия, направленные на самооценку и самосовершенствование своего поведения, эмоций и действий. Он анализирует сделанную работу: сравнивает ее с образцом и производит коррекцию, если это необходимо. Отсюда можно сделать вывод, что способность к самоконтролю можно отнести к личностным
качествам и чертам характера (сдержанность, самодисциплинированность), которые необходимо развивать в каждом ребенке с детства.
Самоконтроль начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте в следующих видах: эмоциональный контроль, контроль поведения, контроль собственных действий и речевой контроль. Но формы контроля могут меняться в зависимости от ситуаций, он может осуществляться внешне, когда ребенок целенаправленно, произвольно контролирует себя или быть внутренним, когда контроль становится автоматизированным (непроизвольным). В младшем дошкольном возрасте ребенок прилагает гораздо больше усилий, чтобы контролировать свою деятельность, поскольку способность к длительному самоконтролю начинает формироваться ближе к старшему дошкольному возрасту.
Описывая физиологические основы поведения человека, П.К. Анохин выделил три звена самоконтроля: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия; 3) принятие решения о продолжении и коррекции действия [1, с. 398].
Развитие навыков самоконтроля у дошкольников наиболее эффективно происходит в условиях игровой деятельности. Не случайно большинство отечественных ученых рассматривали игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира, как один из лучших методов воспитания, который способствует развитию у детей как физических, так и умственных способностей [9].
Наиболее эффективными с точки зрения усвоения детьми правил, норм поведения, требуемых конкретной ситуацией являются игры с элементарными правилами и сюжетно-ролевые игры [10, с. 85]. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения могут иметь подвижные игры. Данные виды игр выделены не случайно, поскольку именно они, по нашему мнению, способны создать оптимальные условия для развития саморегуляции.
Анализ игровой деятельности позволил выделить ее особенности, влияющие на развитие самоконтроля.
1. Наличие системы правил, которым необходимо подчиняться.
2. Поэтапность игровых действий.
3. Наличие определенной роли (наличие подражательного эффекта).
4. Наличие выигрыша и поражения (это способствует тому, что ребенок может научиться достойно принимать проигрыш, а в случае выигрыша - эмоционально сопереживать проигравшим).
5. Наличие оценочных действий (итоги сравниваются с образцом, тем самым обусловливается процесс исправления ошибок).
Развитие навыков самоконтроля будет эффективным, если первые игры для детей будут содержать минимальное количество правил (одно-два правила, которые требуют поочередных, сменяющих друг друга действий, например, игра «Надуй пузырь»), поскольку маленькому ребенку тяжело их запоминать. Также уместными будут игры на выполнение определенных движений (прыжки, бег, приседания и т.д.), в которых ребенок сможет с легкостью сравнить результаты своих действий с образцом. Важное условие - чтобы в каждой игре ребенок выполнял задание правильно до конца, пусть это и потребует нескольких попыток.
Процесс формирования навыков саморегуляции наиболее успешно происходит в условиях совместной деятельности, когда у ребенка появляется необходимость
идентификации собственных действий с действиями сверстников. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже начинает нуждаться в одобрении, он стремится быть признанным партнером, следствием чего является соблюдение норм и правил, принятых в окружении. Поэтому особую роль играют коллективные и групповые игры.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сегодняшний день существует много методик для определения уровня самоконтроля у учащихся, но все они рассчитаны на учащихся. Готовой методики, с помощью которой можно было бы выявить навыки самоконтроля у дошкольников, не удалось найти. Поэтому мы разработали собственную программу наблюдения, которая была составлена с учетом требований, изложенных Л.А. Регуш [7].
Для более точного определения наличия способности к самоконтролю в раннем дошкольном возрасте, мы ознакомились с возможными уровнями его сформированности у школьников. Г.В. Репкина и Е.В. Заикина выделяют шесть уровней сформированности самоконтроля. Но, учитывая возраст испытуемых (дошкольники), мы рассмотрим только первые два.
Первый уровень - отсутствие контроля. Совершаемые ребенком действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. Часто допускаются ошибки даже при решении хорошо знакомых задач. Ребенок не умеет исправлять ошибки ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, т.к. не способен проанализировать свои действия и их результаты.
Второй уровень - контроль на основе непроизвольного внимания. Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо осознаваемая ребенком схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия. Ребенок действует импульсивно, хаотично, но за счет непроизвольного запоминания схемы действия и непроизвольного внимания как бы предугадывает направление правильных действий, однако не может объяснить, почему следует делать именно так, а не иначе, легко отказывается от своего решения. Хорошо знакомые действия может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе учителя, однако делает это не систематически [8, с. 29-30].
С учетом выделенных уровней сформированности навыков самоконтроля, мы разработали программу наблюдения, рассчитанную на детей младшего дошкольного возраста.
В качестве объектов наблюдения были выделены:
• умение соблюдать правила игры;
• умение слушать внимательно инструкцию взрослого;
• умение выполнять действия по образцу;
• умение находить и исправлять собственные ошибки.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад №41 модульный» города Таганрога. В исследовании приняло участие 14 детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года).
Испытуемым предлагалось поучаствовать в играх. Для выявления навыков самоконтроля в опытно-экспериментальной работе мы наблюдали за детьми в процессе игр, которые проводились в групповой форме. В эксперименте мы исследовали несколько видов игр.
1. Игры с правилами - групповые или парные игры, в которых действия участников и их взаимоотношения регулируются правилами, обязательными для выполнения всеми играющими.
2. Сюжетно-ролевые игры представляют собой совместную деятельность, где дети берут на себя самые разные роли и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
3. Предметные игры (игры с предметами) - игры детей с любыми предметами или их заменителями. Особенностью предметной игры является «варьирование места, объекта, условий или способов действий с последующим изменением функций предмета или его одушевлением» [5].
4. Подвижные игры представляют собой сознательную физическую активность ребенка с обязательным точным и своевременным выполнением заданий. Все подвижные игры предусматривают наличие строгих правил.
5. Интеллектуальные (познавательные) игры направлены на развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти и т.д.).
В качестве основных показателей проявления самоконтроля были выделены следующие:
• Насколько внимательно ребенок слушает объяснение условий игр.
• Насколько охотно ребенок соблюдает правила в процессе игры.
• Насколько хорошо ребенок сравнивает свою работу с образцом.
• Насколько сильна у ребенка концентрация внимания.
• Насколько хорошо ребенок исправляет ошибку с помощью взрослого.
• Насколько хорошо ребенок исправляет собственную ошибку самостоятельно.
• Насколько успех в игре повышает игровую активность ребенка.
• Насколько неудачи и ошибки понижают игровую активность ребенка.
Опытно-экспериментальная работа проводилась ограниченно по времени: не более 50 минут в день. Все факты, касающиеся выделенных показателей, фиксировались в протоколе наблюдения.
Оценка показателей самоконтроля производилась в баллах от 1 до 3:
3 балла - проявляется ярко (очень внимательно..., охотно..., хорошо и т.д.),
2 балла - проявляется умеренно (не очень внимательно., охотно., хорошо и т.д.),
1 балл - не проявляется (не внимателен, не соблюдает. и т.д.).
Рассмотрим результаты исследования по каждому виду игр.
Наименьший уровень самоконтроля был выявлен у детей в процессе интеллектуальных и предметных игр. Большинство испытуемых отвлекались, были плохо сосредоточены на выполнении задания, не могли исправить собственные ошибки самостоятельно, даже помощь взрослого не всегда помогала. Чаще всего ребенок забывал, что от него требуется и начинал заниматься своим делом. На успехи и неудачи дети реагировали одинаково равнодушно. Только два ребенка из четырнадцати были достаточно внимательны и принимали активное
участие в играх - это свидетельствует, что данные виды игр незначительно влияют на развитие самоконтроля у младших дошкольников.
Более высокий уровень заинтересованности, а, как следствие, и более высокий уровень саморегуляции дети проявили в сюжетно-ролевых играх. Больше половины испытуемых достаточно точно выполняли условия игры, следили за развитием сюжета, пытались корректировать собственное поведение и действия. Но, все же, дети не могли в полной мере справиться с ошибками самостоятельно, взрослым периодически приходилось напоминать детям их роли. В ситуации неуспеха (когда ребенок забывал свою роль или неправильно выполнял ее) у ребят сильно ослабевало внимание и снижался интерес, некоторые не хотели продолжать играть, зато успешные попытки выполнения условий игры повышали активность игровых действий испытуемых.
Лучше всего дети проявляли самоконтроль в процессе игр с правилами и в подвижных играх. Они внимательно слушали объяснение условий, охотно соблюдали правила в процессе игры, поскольку те были конкретными и доступными для понимания. Активность сохранялась на протяжении всей игры, многие могли самостоятельно исправлять собственные ошибки и практически не нуждались в помощи взрослого. Так как игры имели групповой характер и задания были у всех одинаковые, ребенок мог успешно сравнивать свои действия с действиями сверстников. Чем лучше ребенку удавалось соблюдать систему правил, тем больший интерес и активность у него проявлялись. Дети настолько были увлечены, что с легкостью соглашались играть в одну и ту же игру по нескольку раз.
Общие результаты эмпирического исследования представлены в виде таблицы (таблица №1).
Таблица 1
Результаты эмпирического исследования
Максимальная Минимальная Средний показатель Средний показатель
Вид игр оценка навыков оценка навыков оценки оценки
самоконтроля самоконтроля самоконтроля в баллах самоконтроля в процентах
Игры с правилами 22 18 20 85%
Сюжетно-ролевые игры 17 13 15 64%
Предметные игры 15 11 13 35%
Подвижные игры 20 15 17.5 78%
Интеллектуальные игры 10 8 9 14%
В результате экспериментального исследования также удалось выяснить, какие черты характера ребенка влияют на способность к самоконтролю. В осуществлении детьми саморегуляции большую роль играют такие черты, как:
• Усидчивость. Когда детям предлагалось выполнять задания в играх (особенно в интеллектуальных), им необходимо было сидеть за столом и выполнять определенные действия. Лишь некоторые справились с этим, а в случае неудачи им приходилось еще и исправлять свою работу, что требовало не меньшей усидчивости.
• Настойчивость. Дети, обладающие большей настойчивостью, ярче проявили способность контролировать свои действия (некоторые дети не умели рисовать,
но они совершали повторные попытки, и с каждым разом у них получалось все лучше).
• Целеустремленность. У многих детей проявлялось желание быть первым и им приходилось контролировать себя, чтобы победить.
• Сдержанность. Еще одним проявлением самоконтроля стала сдержанность -испытуемые контролировали свои желания и эмоции, чтобы выполнить условия игр.
В ходе эксперимента было замечено, что уровень самоконтроля у двух детей сильно отличался от показателей группы. У одного мальчика (Эдгар К.), совершенно отсутствовало желание и способность к саморегуляции, он постоянно был в стороне от игр, совершенно не слушал условия, практически не участвовал в совместной деятельности. На просьбы взрослых реагировал крайне сухо и занимался посторонними делами. Позже выяснилось, что ребенок только пять дней находится в детском саду, то есть это для него совершенно незнакомая обстановка, плюс он немного отстает в развитии, что мешает ему контролировать свою деятельность и поведение, а, следовательно, нарушена и способность к самоконтролю.
Отсюда следует, что способность к саморегуляции во многом зависит и от биологических факторов, если у дошкольника есть нарушения в развитии психики, то могут быть проблемы и с самоконтролем. Стоит упомянуть, что если у ребенка есть нарушения физического здоровья, то контроль разных участков тела или движений может быть затруднен или будет отсутствовать полностью.
Совершенно противоположным примером была Милана В., показавшая лучшие результаты практически по всем показателям в каждой игре. Ее активность не снижалась даже к концу исследования, ребенок был по-прежнему заинтересован и энергичен. Милана сама обращалась за помощью к взрослым, если что-то не получалось и даже помогала другим детям. После исследования нам удалось выяснить, что до этого ребенок находился в специализированном детском саду и уже многое умеет, так как с ней проводились индивидуальные развивающие занятия.
Следовательно, на уровень сформированности самоконтроля большое влияние оказывают индивидуальные развивающие занятия с ребенком. Это подтверждает мнение ученых о том, что способность к саморегуляции необходимо воспитывать в детях начиная с раннего дошкольного возраста.
Т.о., проведенное эмпирическое исследование позволило определить уровень самоконтроля (саморегуляции) каждого ребенка в экспериментальной группе в процессе игр:
21% испытуемых - низкий уровень самоконтроля.
65% испытуемых - средний уровень самоконтроля.
14% испытуемых - высокий уровень самоконтроля. Из них мальчики - 72%, девочки -
28%.
В результате анализа полученных эмпирических данных было установлено следующее:
Во-первых, в младшем дошкольном возрасте около 60% детей обладают теми или иными навыками самоконтроля.
Во-вторых, к формам самоконтроля, которые младший дошкольник может освоить в процессе игровой деятельности, относятся: контроль поведения; контроль эмоций; контроль движений.
В-третьих, важное значение для развития навыков самоконтроля у младших дошкольников имеют такие особенности игровой деятельности, как: наличие системы правил, поэтапность игровых действий, четкое разделение выигрыша и проигрыша.
Все это позволяет сделать вывод о том, что навыки самоконтроля у младших дошкольников наиболее успешно можно развивать при помощи игр с правилами, сюжетно-ролевых и подвижных игр.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 450 с.
2. Гогоберидзе А.Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №100. С. 29-37.
3. Запорожец А.В., Избранные психологические труды: В 2-х т. Том 2. Развитие произвольных движений. - М.: Педагогика, 1986. - 296 с.
4. Мищенко О.П., Серебрякова Е.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей четвертого года жизни к дошкольному учреждению // Детский сад: теория и практика. 2013. №7 (31). С. 18-27.
5. Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
6. Расчетина С.А. Современный ребенок в системе рыночных, информационных, сетевых отношений // Вестник Герценовского университета. - 2010. - №12. - С. 55 - 56.
7. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. - СПб.: Питер, 2001. - 176 с.
8. Репкина Г.В., Заикина Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности - Томск: Пеленг, 2002.
9. Савинова А.В. Отечественные педагоги об использовании игровых технологий в воспитательной работе // Проблемы и возможности современной науки. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. -М.: Изд-во Перо, 2015. - С. 180 - 187.
10. Шалова С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками // Детский сад: теория и практика. -2014. - №5. - с. 74 - 85.
11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. -560 с.
Рецензент: Скуднова Татьяна Дмитриевна, доктор философских наук, профессор кафедры «Социальной педагогики и психологии» Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала), РГЭУ (РИНХ).
Shalova Svetlana Yur'evna
Rostov State University of Economics Russia, Taganrog E-mail: [email protected]
Savinova Alina Vladimirovna
Rostov State University of Economics Russia, Taganrog E-mail: [email protected]
The influence of different types of games on the development of skills of self-control at younger preschoolers
Abstract. The article discusses the development of self-control in terms of preschool age in the course of different types of games. Lack of skills of self-control in children - is a serious problem for parents and preschool teachers.
This article describes the progress and results of the experiment. The aim of our research - to determine the influence of different types of games on the development of skills of self-control at younger preschoolers. The hypothesis of the study was the assumption that the different impact of certain types of children's games on the development of skills of self-control at younger preschoolers.
We used the method of pedagogical supervision in the course of the research. We have developed a surveillance program, which included the most important criteria for manifestation of self-control at younger preschoolers.
As a result, studies have established important empirical facts and conclusions. By the forms of self-control that younger preschoolers can master in gaming activities include: control of behavior; control of emotions; control of movements. The most successful self-management skills in younger preschool children develop with the help of games with rules, plot-role-playing and outdoor games. Important to develop the skills of self-control at younger preschool children are playing: the presence of a system of rules, phased action game, a clear division of winning and losing.
Keywords: game; kinds of games; games action; preschool age; self-regulation; self-control skills; pedagogical supervision.
REFERENCES
1. Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsional'nykh sistem. - M.: Meditsina, 1975. -450 s.
2. Gogoberidze A.G. Problema issledovaniya i poznaniya rebenka doshkol'nogo vozrasta kak sub"ekta deyatel'nosti i povedeniya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2009. №100. S. 29-37.
3. Zaporozhets A.V., Izbrannye psikhologicheskie trudy: V 2-kh t. Tom 2. Razvitie proizvol'nykh dvizheniy. - M.: Pedagogika, 1986. - 296 s.
4. Mishchenko O.P., Serebryakova E.A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya adaptatsii detey chetvertogo goda zhizni k doshkol'nomu uchrezhdeniyu // Detskiy sad: teoriya i praktika. 2013. №7 (31). S. 18-27.
5. Psikhologiya razvitiya. Slovar' / Pod red. A.L. Vengera // Psikhologicheskiy leksikon. Entsiklopedicheskiy slovar' v shesti tomakh / Red.-sost. L.A. Karpenko. Pod obshch. red. A.V. Petrovskogo. — M.: PER SE, 2005. - 176 s.
6. Raschetina S.A. Sovremennyy rebenok v sisteme rynochnykh, informatsionnykh, setevykh otnosheniy // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. - 2010. - №12. - S. 55 -56.
7. Regush L.A. Praktikum po nablyudeniyu i nablyudatel'nosti. - SPb.: Piter, 2001. -176 s.
8. Repkina G.V., Zaikina E.V. Otsenka urovnya sformirovannosti uchebnoy deyatel'nosti - Tomsk: Peleng, 2002.
9. Savinova A.V. Otechestvennye pedagogi ob ispol'zovanii igrovykh tekhnologiy v vospitatel'noy rabote // Problemy i vozmozhnosti sovremennoy nauki. Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - M.: Izd-vo Pero, 2015. - S. 180 - 187.
10. Shalova S.Yu. Syuzhetno-rolevaya igra kak sredstvo razvitiya u doshkol'nikov navykov vzaimodeystviya so sverstnikami // Detskiy sad: teoriya i praktika. - 2014. -№5. - s. 74 - 85.
11. El'konin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. - M.: Pedagogika, 1989. - 560 s.