Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / дошкольники / индекс массы тела / гармоничное развитие / функциональная подготовка / physical education / preschoolers / body mass index / harmonious development / functional training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлова Ирина Игоревна, Осипов Александр Юрьевич, Карнаухов Александр Александрович, Паршин Сергей Владимирович

Изучено влияние различных методик физического воспитания на уровень физического развития детей дошкольного возраста. Выявлено, что методы интенсивных функциональных тренировок и целенаправленного развития мышц плечевого пояса и верхних конечностей более эффективны для гармоничного физического развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орлова Ирина Игоревна, Осипов Александр Юрьевич, Карнаухов Александр Александрович, Паршин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF VARIOUS PHYSICAL EDUCATION METHODS ON PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL BOYS

The influence of various methods of physical education on the level of physical development of preschool children was studied. It was revealed that the methods of intensive functional training and purposeful development of the muscles of the shoulder girdle and upper limbs are more effective for the harmonious physical development of preschoolers.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 796.011.2:372.363

DOI: 10.24412/2305-8404-2022-12-33-39

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.И. Орлова, А.Ю. Осипов, А.А. Карнаухов, С.В. Паршин

Изучено влияние различных методик физического воспитания на уровень физического развития детей дошкольного возраста. Выявлено, что методы интенсивных функциональных тренировок и целенаправленного развития мышц плечевого пояса и верхних конечностей более эффективны для гармоничного физического развития дошкольников.

Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольники, индекс массы тела, гармоничное развитие, функциональная подготовка.

EFFECT OF VARIOUS PHYSICAL EDUCATION METHODS ON PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL BOYS

Orlova I.I., candidate of medical science, associate professor, matiz270@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, prof. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University. Osipov A.Yu., candidate of pedagogical science, associate professor, professor, Ale 44132272@ya.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian federal university, prof. Voino-Yasenet-sky Krasnoyarsk State Medical University, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Karnaukhov A.A., instructor, Vanadetdom 4@vanavara. evenkya. ru, Russia, Vanavara, Vanavarsky orphanage,

Parshin S.V., senior lecturer, Vechnosts@ mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The influence of various methods of physical education on the level of physical development of preschool children was studied. It was revealed that the methods of intensive functional training and purposeful development of the muscles of the shoulder girdle and upper limbs are more effective for the harmonious physical development of preschoolers.

Key words: physical education, preschoolers, body mass index, harmonious development, functional training.

Орлова Ирина Игоревна, канд. мед. наук, доц., matiz270@mail.ru, Россия, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого,

Осипов Александр Юрьевич, канд. пед. наук, доц., проф., Ale44132272@ya.т, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России,

Карнаухов Александр Александрович, инструктор, Vanadetdom4@vanavara. evenkya. т, Россия, Вана-вара, Ванаварский детский дом,

Паршин Сергей Владимирович, старший преподаватель, Vechnosts@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России

Известно, что дошкольный возраст считается важнейшим периодом в процессе формирования организма человека, в том числе и оптимального физического развития личности [1, 9]. Ученые и специалисты в области медицины и образования называют одним из приоритетных направлений физического воспитания детей дошкольного возраста оптимальное (гармоничное) физическое развитие дошкольников [4, 5, 7]. Эксперты указывают, что значительная часть со-

временных детей дошкольного возраста не обладают достаточным уровнем физического развития и физической подготовленности [3, 7, 8, 10]. Одной из причин является неспособность действующих стандартных государственных программ физического вос-

питания дошкольников обеспечить эффективное и гармоничное развитие физических качеств и двигательных способностей детей [9]. В связи с дан -ным фактором, эксперты предлагают активно использовать различные ме -тодики гармоничного физического развития детей дошкольного возраста с акцентом на использование игровой деятельности (игры с мячами) [1, 2, 8], целенаправленного развития мышц плечевого пояса и свободных верхних конечностей [7], двигательных интенсивных функциональных тренировок [6], позволяющих эффективно развивать основные двигательные способ -ности детей.

Обзор мнений ведущих специалистов позволил определить основную цель исследования - поиск информации о влиянии различных методик гармоничного физического воспитания на уровень физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста (мальчи -ков 5-6 лет). Заявленная цель определила следующие задачи исследования:

1) провести сравнительный анализ влияния рекомендуемых методик гармоничного физического воспитания дошкольников на параметры физического развития и физической подготовленности детей;

2) выявить в ходе педагогического исследования наиболее эффективные средства и методы гармоничного физического воспитания детей дошкольного возраста (мальчиков 5-6 лет).

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ и обобщение литературных данных, педагогическое наблюдение за процессом физического воспитания дошкольников, педагогическое исследование по комплексному сравнению эффективности различных методик гармоничного физического воспитания дошкольников, специальные тесты, позволяющие оценить показатели физического развития и физической подготовленности: измерение длины и массы тела для расчета индекса массы тела (ИМТ), тесты двигательной моторики из батареи тестовых испытаний Брюнинкса-Осерецкого для лиц в возрасте от 4 лет до 21 года (BOT-2): сгибание рук в упоре лежа, приседание, спринт на 10 м, статистический анализ данных. Все участники исследования проходили процедуры тестирования дважды: в январе и июне 2022 г.

Статистическая обработка и анализ результатов педагогического исследования проводились с помощью статистической программы SPSS Statistics 17.0. Все результаты были выражены в виде средних значений и стандартных отклонений (Mean±SD). Тест Шапиро-Уилка подтвердил нормальное распределение полученных данных. Дисперсионный анализ (ANOVA) был использован для определения уровня достоверности разли -чий в показателях между исследуемыми группами. Значение р<0,05 счита -лось статистически значимым для оценки полученных результатов.

Педагогическое исследование было выполнено на базе нескольких ДОУ Красноярского края. Продолжительность данного исследования со -ставила около шести месяцев (январь - июнь 2022 г.). Участники исследования - практически здоровые мальчики (средний возраст - 5,58±0,47 года), обладающие схожими характеристиками уровня физического развития и физической подготовленности. Все этические нормы, касающиеся иссле -довательской деятельности с участием несовершеннолетних лиц, были соблюдены. Цели, задачи и процедуры исследования были подробно разъ -яснены родителям и опекунам детей и администрации ДОУ. Формы согла -сия на проведение и публикацию результатов исследования были получены.

Перед началом исследования были протестированы 274 дошкольника, 69 мальчиков со схожими показателями уровня физического разви -тия и физической подготовленности случайным методом распределили по трем, относительно равным, группам: А, Б и В. Каждая группа посещала занятия по физической культуре 3 раза в неделю (понедельник, среда, пят -ница). Время каждого занятия составляло 35-40 минут.

У мальчиков, вошедших в группу А (п=23), основу занятий физическим воспитанием составляла игровая деятельность: различные подвижные игры с мячами (с использованием элементов техники футбола, волейбола, гандбола). Игровая деятельность занимала приблизительно 55-60 % от общего объема занятий. Оставшееся время дети занимались аэробными и гимнастическими упражнениями (около 30 % общего времени занятий) и общей физической подготовкой.

Мальчики, вошедшие в группу Б (п=22), занимались по методике, позволяющей улучшить показатели двигательной подготовленности и фи -зического развития. Помимо аэробных упражнений, игровых заданий и гимнастики, что составляло около 35-45 % от общего времени занятий, дети использовали двигательные упражнения, способствующие развитию мышц плечевого пояса и верхних конечностей, а также гибкости и подвижности суставов (лазание по лестницам и канатам различной высоты (от 1,5 до 2,5 м), висы на прямых руках (от 60 до 150 с), передвижения по тур -никам и перекладинам и т. д.). Эта двигательная деятельность составляла основу занятий физической культурой у данной группы.

У мальчиков, включенных в группу В (п=24), основу занятий физической культурой (55-65 % общего времени занятий) составляли функцио -нальные упражнения: ускорения, разнонаправленные прыжки, ползание на скорость, упражнения с использованием массы тела (отжимание, приседание и т. д.), выполняемые в быстром темпе (максимум движений за 10-15 с с последующим отдыхом не менее 25-30 с). Остальное время занимали гимнастические упражнения и подвижные игры.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования (январь 2022 г.) среди участников не было выявлено достоверных различий в показателях физического развития и физической подготовленности. Показатели длины и массы тела, а также ИМТ всех мальчиков соответствовали пределам нормы для лиц данного возраста и пола.

В конце исследования (июнь 2022 г.) также не было выявлено значимых различий в показателях длины и массы тела и ИМТ между группами. Однако следует отметить, что ИМТ у детей (группа А) не соответст -вовал норме для лиц данного возраста и пола. Согласно классификации ВОЗ, ИМТ мальчиков данной группы свидетельствовал об избытке массы тела (предожирение).

Были выявлены значимые различия в показателях физической подготовленности в тестах двигательной моторики (сгибание рук и приседание) между группами. Обнаружено, что показатели развития силы верхних конечностей значимо (р<0,05) выше у детей, использовавших методики функциональной подготовки и целенаправленного развития плечевого пояса и верхних конечностей (группы Б и В). Показатели развития силы нижних конечностей были достоверно (р<0,05) выше у детей, использовавших методику функциональной подготовки (группа В).

В тестовом испытании спринт не было выявлено достоверных различий в результатах между группами. Основные результаты тестовых испытаний участников исследования представлены в таблице.

Динамика показателей физического развития и физической подготовленности участников педагогического исследования

Характеристики Группа А Группа Б Группа В р<

Январь 2022 г.

Рост, см 115,73±4,18 116,02±5,41 115,88±5,23 0,271

Масса тела, кг 20,69±5,26 21,11±4,30 20,96±5,47 0,416

ИМТ, кг/м2 15,45±0,16 15,68±0,22 15,41±0,20 0,785

Приседание, кол-во раз 17,63±6,12 17,45±5,39 18,06±6,12 0,329

Сгибание рук, кол-во раз 9,48±5,34 9,32±6,12 9,25±5,49 0,846

Спринт на 10 м, с 8,55±2,07 8,63±1,55 8,51±1,59 0,837

Июнь 2022 г.

Рост, см 118,62±4,37 119,05±6,22 118,59±5,14 0,073

Масса тела, кг 23,67±3,19 23,76±4,06 23,55±4,02 0,836

ИМТ, кг/м2 16,82±0,24 16,76±0,18 16,75±0,14 0,728

Приседание, кол-во раз 23,49±7,25 22,85±5,47 27,03±6,32* 0,001

Сгибание рук, кол-во раз 12,21±4,46* 14,29±5,36 14,88±5,06 0,002

Спринт на 10 м, с 7,69±1,34 7,82±1,27 7,65±1,18 0,236

Примечание: * - достоверность различий (р<0,05)

Педагогическое исследование показало, что различные методики физического воспитания дошкольников оказывают разное влияние на оп -ределенные показатели уровня физического развития и физической подго -товленности детей. Наиболее эффективное влияние на уровень физической подготовленности мальчиков 5-6 лет оказывают комплексы функциональных упражнений. Гармоничное физическое развитие детей (оптимальное соотношение длины и массы тела, нормальный ИМТ) способны обеспе -чить функциональные упражнения и целенаправленное развитие мышц плечевого пояса и свободных верхних конечностей в сочетании с аэробными упражнениями. В то же время обнаружены интересные данные о динамике показателей массы тела дошкольников, в зависимости от исполь -зуемой методики физического воспитания. Было выявлено, что дети (группа А), у которых основу занятий физическими упражнений состав -ляла игровая деятельность (подвижные и спортивные игры с мячами) про -демонстрировали более высокие показатели ИМТ (избыток массы тела), чем дети, использовавшие другие методики гармоничного физического развития. Эти данные вступают в некоторое противоречие с концепцией об использовании в качестве основного средства физического воспитания дошкольников различных подвижных и спортивных игр и нуждаются в дальнейшем подтверждении с помощью новых, более широких научных исследований с привлечением большого количества участников. Следует также отметить возможность повышения уровня развития скоростно-сило-вых способностей дошкольников за счет использования функциональных двигательных упражнений.

Заключение. Полученные авторами исследования результаты свидетельствуют о возможности гармонизации процесса физического развития детей дошкольного возраста (мальчиков 5-6 лет) за счет использования в процессе физического воспитания дошкольников средств и ме -тодов интенсивных функциональных тренировок и целенаправленного развития мышц плечевого пояса и верхних конечностей в необходимом объеме (55-65 % общего времени занятий физическими упражнениями).

Список литературы

1. Вершинин М.А., Финогенова Н.В., Сабуркина О.А. Физическое воспитание старших дошкольников на основе использования средств спор -тивных игр // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 5758.

2. Волошина Н.Л., Галимская О.Г. Педагогические средства обога -щения двигательно-игрового опыта дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 301.

3. Сосуновский В.С., Загревская А.И. Кинезиологическая образова -тельная технология физического воспитания дошкольников // Теория и практика физической культуры. 2020. № 11. С. 68-70.

4. Шарикало Н.А. Развитие физических качеств детей дошкольного возраста, как приоритетное направление в физическом воспитании учреждений дошкольного образования // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 11. С. 58-65.

5. Шепеленко С.А., Мезенцева О.Н. Совершенствование процесса физического воспитания старших дошкольников на основе применения средств чирлидинга // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 9. С. 47-53.

6. Functional training focused on motor development enhances gross motor, physical fitness, and sensory integration in 5-6-year-old healthy Chinese children / T. Fu [et al.] // Frontiers in pediatrics. 2022. Vol. 10. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/361907611 Functional Training Focused on Motor Development Enhances Gross Motor Physi cal Fitness and Sensory Integration in 5-6-Year-Old Healthy Chinese Children (дата обращения: 11.10.2022).

7. Harmonious physique development and obesity prevention of preschool girls / A. Osipov [et al.] // Physical Activity Review. 2021. Vol. 9. No. 2. P. 66-75.

8. Impact of football clubs on the recreational activities of preschoolers / Y. Galan [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. 2022. Vol. 21. No. 2. P. 803-812.

9. Prerequisites for the physical development of preschool children for the realization of the tasks of physical education / V. Pasichnyk [et al.] // Physical Activity Review. 2018. Vol. 6. P. 117-126.

10. Rogovic D., Salaj S., Puharic Z. Relationship between screen-time and motor skills in preschool children / // Journal of Physical Education and Sport. 2022. Vol. 22. No. 4. P. 976-980.

References

1. Vershinin M.A., Finogenova N.V., Saburkina O.A. Fizicheskoe vospitanie starshih doshkol'nikov na osnove ispol'zovaniya sredstv sportivnyh igr [Physical education of older preschoolers based on the use of sports games] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 6. P. 57-58.

2. Voloshina N.L., Galimskaya O.G. Pedagogicheskie sredstva obogashcheniya dvi-gatel'no-igrovogo opyta doshkol'nikov [Pedagogical means of enriching the motor-play experience of preschoolers] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2017. No. 5. P. 301.

3. Sosunovskij V.S., Zagrevskaya A.I. Kineziologicheskaya obrazovatel'naya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya doshkol'nikov [Kinesiology educational technology of physical education for preschoolers] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 11. P. 68-70.

4. Sharikalo N.A. Razvitie fizicheskih kachestv detej doshkol'nogo vozrasta, kak pri-oritetnoe napravlenie v fizicheskom vospitanii uchrezhdenij doshkol'nogo obrazovaniya [Development of physical qualities of preschool children as a priority in the physical education of

preschool education institutions] // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Health and education in the XXI century]. 2017. V. 19. No. 11. P. 58-65.

5. Shepelenko S.A., Mezenceva O.N. Sovershenstvovanie processa fizicheskogo vospitaniya starshih doshkol'nikov na osnove primeneniya sredstv chirlidinga [Improving the process of physical education of older preschoolers based on the use of cheerleading tools] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2022. Iss. 9. P. 47-53.

6. Functional training focused on motor development enhances gross motor, physical fitness, and sensory integration in 5-6-year-old healthy Chinese children / T. Fu [et al.] // Frontiers in pediatrics. 2022. Vol. 10. [Electronic resource]. URL: https://www.research-gate.net/publication/361907611_Functional_Training_Focused_on_Motor_Development_Enh ances_Gross_Motor_Physical_Fitness_and_Sensory_Integration_in_5-6-Year-Old_Healthy_ Chinese Children (accessed 10/11/2022).

7. Harmonious physique development and obesity prevention of preschool girls / A. Osipov [et al.] // Physical Activity Review. 2021. Vol. 9. No. 2. P. 66-75.

8. Impact of football clubs on the recreational activities of preschoolers / Y. Galan [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. 2022. Vol. 21. No. 2. P. 803-812.

9. Prerequisites for the physical development of preschool children for the realization of the tasks of physical education / V. Pasichnyk [et al.] // Physical Activity Review. 2018. Vol. 6. P. 117-126.

10. Rogovic D., Salaj S., Puharic Z. Relationship between screen-time and motor skills in preschool children / // Journal of Physical Education and Sport. 2022. Vol. 22. No. 4. P. 976-980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.