ВЛИЯНИЕ РАЗГРУЗОЧНЫХ ДНЕЙ НА РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ
Ю.С.Заболотских, М.В.Глухова
Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
5
з-
ж
<ц
а.
"8-
ж
§
В современной зоокультуре при подготовке животных к размножению объективную актуальность приобретает разгрузочный метод в виде дозированных по продолжительности периодов голодания. Кроме того, во многих звероводческих хозяйствах регулярно в течение большей части года проводят один-два «голодных» дня в неделю. Цель данных исследований - изучение влияния пищевых разгрузок на репродуктивный потенциал и продолжительность жизни лабораторных животных. Мы изучали возможность использования разгрузочного метода при разведении лабораторных белых мышей. Для этого в условиях вивария ВГСХА из мышей в возрасте 45 дней сформировали по принципуаналогов три группы по 8 особей в каждой. Самок и самцов рассадили парами в отдельные клетки. Одна группа использовалась в качестве контроля. Мышей в ней кормили ежедневно, с учетом поедаемости кормов по принципу «вволю». Основу рациона составляли зерновые и сочные растительные корма. В опытных группах кормление было типичным, но за исключением того, что в первой группе для мышей устраивали один «голодный» день в неделю, а во второй еженедельно было два разгрузочных дня. Вода для питья не ограничивалась.
Во всех группах подопытных мышей начальная средняя масса тела у молодых самок была на уровне 17,5-18,0 г, у самцов 19,5-20,0 г. К периоду размножения показатель средней массы тела у самцов во всех группах достиг 31,5 г у самок масса тела тоже увеличилась и была в пределах 30-31 г. Беременные самки в зависимости от плодовитости и стадии беременности достигали массы 45-53 г. Разгрузочные дни изменили ритмичность темпов роста молодых животных, но не оказали негативного влияния как на весовые, так и на ли-
нейные параметры периодически голодавших мышей. Длина тела у самок и самцов во всех группах составила в среднем 8,6-8,7 см. Масса тела мышей через год после начала периода размножения еще несколько возросла. В опытных группах средняя масса самцов была на уровне 34,8 г, а в контроле масса самцов составила 33,7 г, т.е. на 1 г меньше. Несколько больше различия в массе тела у самок мышей разных групп. Взрослые самки в опытных группах, несмотря на наличие «голодных» дней, весили в среднем 34 г, а у самок в контроле средняя масса тела была на 3 г меньше. Следовательно, разгрузочные дни не оказали негативного влияния на размерные показатели подопытных животных, а даже отмечена положительная тенденция в увеличении массы тела и у самок, и у самцов.
Мышевидные грызуны - это рано достигающие половой зрелости многоплодные животные с короткими многократными циклами размножения. Как известно, репродуктивная система животных очень чутко реагирует на негативные факторы задержками размножения, снижением воспроизводства. Размножение мышей во всех группах началось в одно время, через полтора месяца после начала опытов. В первый репродуктивный цикл, который наблюдался в возрасте трех месяцев, в контрольной группе приплод был получен только у одной пары из четырех. В первой опытной группе с одним голодным днем потомство появилось у всех четырех пар, а в группе с двумя разгрузочными днями в первый цикл размножения потомство дали 75% самок.
Число новорожденных в одном приплоде у белых мышей варьировало от 5 до 12 детенышей на самку. Самая низкая плодовитость в первом цикле и за весь период размножения отмечена в контрольной группе, где в среднем наблюдалось 5,5 новорожденных в приплоде. В группе с одним разгрузочным днем плодовитость составила в среднем 6,3 на самку. Наиболее высокий показатель плодовитости на первом году жизни в среднем 10 мышат на самку отмечен в опытной группе с двумя разгрузочными днями. Лишь на втором году жизни плодовитость у этих мышей стала снижаться. За два года размножения средняя плодовитость в этой группе составила 6,9 мышат на самку. Несмотря на то, что показатель плодовитости в этой группе хотя и существенно снизился, но все же остался заметно выше, чем в контроле.
Масса тела новорожденных в разных группах и в разные возрастные периоды имела определенные различия. В первый репродуктивный период наблюдалось некоторое превышение массы тела у новорожденных в контрольной группе. В ней средняя масса новорожденного мышонка составила 1,48 г, в первой группе этот показатель равен 1,34 г, а во второй - 1,35 г. Пониженная масса тела новорожденных в опытных группах, по всей видимости, связана с большим числом мышат в приплоде у голодавших самок, а не с патологией эмбриогенеза. В последующие репродуктивные циклы масса тела у новорожденных в контрольной группе осталась без изменения, а в опытных группах вес новорожденных существенно увеличился. Так, в первой группе средняя масса новорожденного в конце лета и осенью достигала 1,8 г а во второй, где наблюдалась повышенная плодовитость, стабильно была выше 1,5 г.
С учетом результатов многолетнего периода наблюдений за размножением белых мышей установлено, что в контрольной группе число пометов у разных самок варьировало от 1до 5 и в среднем составило 2,5 помета на самку. В
!е
а
а.
£г
I
С
ж
ж
ж
с
а.
Таблица 1
Результаты размножения и продолжительность жизни лабораторных мышей при пищевых разгрузках
Группы животных п Число пометов, в ср. на 1 самку 채 Число родившихся мышат, в ср. на 1 самку м ±- Число выкормленных в ср. на 1 самку м ± ■ % выживших мышат % гибели мышат Продолжительность размножения, мес. Продолжительность всей жизни, мес. Отношение периода размножения к продолжительности мышей к жизни в%
1 - голодание
1 день 4 а _ 0,55 С _ 1,65 О 1,92 68,2 31,8 12,0 23,6 50,8
в нед. 6,3 37,8 25,8
Ш ± 0,13 ш 0,61 т ± 0,45
2 - голодание _ +
2 дня 4 и _ 2.00 СТ _ 2,75 и _ 2,00 87,2 12.8 22,3 28,9 77,2
в нед. 6,8 47,0 41,0
ш ± 0,70 ш 0,0$ ш ± 0,38
3 - контроль 4 О _ 2,00 0,90 О- 1/И 48,7 51.3 4,0 19,4 20,6
2,5 15,0 7,3
ш ± 0,63 ш 0,28 т ± 0,46
§
8.
$
з
I
1
С
£
I
§.
1
2
8.
2
ж
§
®*
£
опытных группах половая и репродуктивная активность самок была значительно выше. Число пометов у мышей, голодавших 1 день в неделю, варьировало от 3 до 8 и в среднем составило 6,3 помета на одну самку. У голодавших два дня в неделю число пометов у отдельных самок достигало 10-11, а в среднем составило 6,8 помета на самку, то есть в 2, 4 раза больше, чем в контроле (табл.1).
Различия других показателей размножения мышей в контрольной и опытных группах не менее существенны. Так, в контрольной группе за весь период наблюдений родилось в среднем на одну самку 15 мышат, из которых выжили и выращены до отсадки в среднем только 7,3 мышонка (рис.1).
Следовательно, постэмбриональ-ный отход молодняка у мышей в контрольной группе составил более 50%. В опытной группе с одним днем голодания родилось в расчете на одну самку в среднем 37,8 мышат, а у голодавших два дня в неделю - 47 детенышей, что в три раза больше, чем в контрольной группе. О полноценности потомства, полученного от голодавших мышей, свидетельствуют результаты сохранности молодняка. Уровень жизнеспособности потомства, полученного в разных группах, имел значительные различия. В контрольной группе из первого потомства мышата имели плохую жизнеспособность и все погибли в лактационный период. Впоследствии сохранность молодняка в контрольной группе улучшилась и достигла 48,7%, но все же была значительно ниже, чем у голодавших мышей. Как показано в таблице 1, в первой опытной группе за период лактации сохранилось и выращено 68,2% от родившихся, а в группе мышей, с двумя разгрузочными днями выращено до отсадки более 87,2% мышат от общего числа новорожденных.
Высокие показатели сохранности молодняка мышей в опытных группах отражают не только повышенную жизнеспособность полученного потомства от голодавших мышей, но и высокую молочную продуктивность голодавших самок. Молочность мышей мы определяли у всех лактировавших самок в первый год размножения. В расчеты включали только 20-дневный период молочного вскармливания до начала использования молодняком растительных кормов. Для определения молочности у самок мышей, мы использовали методику, применяемую в кролиководстве (Меркушин, 1969; Яппа-ров, 1980) при коэффициенте молочности, равном 2. На основании схемы опытов в период лактации самок «голодные дни» отменялись, а после отсадки молодняка пищевые разгрузки возобновлялись и проводились еженедельно по ранее намеченной схеме. По сделанным расчетам за двадцатидневный период лактации в контрольной группе молочность составила в среднем около 58 г молока на самку. В первой опытной группе показатель молочности оказался на уровне 83 г, а во второй с двумя разгрузочными днями в неделю и с плодовитостью до 10 новорожденных молочность у мышей
Рис. 1. Результаты размножения мышей при одном и двух голодных днях в неделю и в контроле
была в пределах 118 г молока на самку, то есть в два раза больше, чем у самок контрольной группы.
Еженедельное одно- и двухдневное голодание родительских пар положительно отразилось не только на воспроизводстве и сохранности полученного молодняка, но и на продолжительности репродуктивного периода голодавших мышей. Как показано в таблице 1, общий период размножения у контрольных мышей в среднем составил только 4 месяца, то есть менее полугода. В группе с одним разгрузочным днем репродуктивный период увеличился в три раза и продолжался 12 месяцев, а у мышей с двумя голодными днями размножение продолжалось в среднем в течение 22,3 месяца, то есть около двух лет, что в 5,5 раза больше, чем в контроле. Дозированное по продолжительности полное еженедельное голодание положительно сказалось и на продолжительности жизни подопытных животных. Продолжительность всей жизни мышей контрольной группы у самок в среднем составила 563, а у самцов - 604 дня. В группе с одним разгрузочным днем самки в среднем жили 733, а самцы 685 дней, то есть на 21-22% процента больше, чем в контроле. Еще более существенное увеличение продолжительности жизни наблюдалось в группе мышей с двумя разгрузочными днями в неделю. Отдельные самки и самцы в этой группе жили более 1050 дней, а в среднем 28,9 месяца, что на 50% больше по сравнению с продолжительностью жизни мышей в контрольной группе. Наблюдавшееся соотношение показателей продолжительности жизни между самками и самцами у голодавших мышей хорошо согласуется с известной общебиологической закономерностью, характеризующейся повышенной жизненной устойчивостью самок по сравнению с самцами. В обеих опытных группах продолжительность жизни самок на 1-1,5 месяца больше, чем у самцов, в то время как в контрольной группе самки жили в среднем на 40 дней меньше, чем самцы. Данное биологическое несоответствие в соотношении продолжительности жизни самок и самцов в контрольной группе может быть следствием несовершенства общепринятой в зоокультуре технологии содержания и кормления животных, обусловливающего своеобразный биологический «сбой» в энергетическом обмене, вызывающий снижение общей жизнеус-тойчивости животных и угнетение репродуктивной системы их организма.
В результате проведенных опытов можно сделать следующие выводы. Использование одного и двух разгрузочных дней в неделю при подготовке мышей к размножению не нарушает репродуктивного цикла самок и осеменяющей способности самцов. Одно и двух дневные пищевые разгрузки у мышей можно начинать с полутора месячного возраста и продолжать до появления потомства, отменяя голодание самок только на период лактации. При использовании одно и двух разгрузочных дней в неделю отмечается высокая репродуктивная активность самцов и самок, более длительный репродуктивный период, хорошая жизнеспособность молодняка и повышенная молочность у лактирующих самок.
Как показали результаты наших многолетних исследований влияния голодания на животных разных таксономических групп, разгрузочный метод дает значительный репродуктивный общебиологический и технологический эффект при массовом разведении не только разных видов пушных зверей, но и мелких лабораторных животных. С целью активизации размножения лабораторных мышей для значительного повышения воспроизводства и обеспечения хорошей жизнеспособности их потомства в технологии кормления лабораторных мышей можно рекомендовать использование двух разгрузочных дней в неделю. Результаты многолетних исследований, проведенных на лабораторных животных и на разных видах плотоядных и растительноядных пушных зверях, подтверждают правильность ранее сформулированной нами концепции о том, что разгрузочный метод общебиологичен и технологически целесообразен (Заболотских, 2000, 2004). Пищевые разгрузки биологически и научно обоснованы, являются важным структурным звеном любой биологической системы, способствующим реализации репродуктивного потенциала и жизнеспособности животных разных таксономических групп. Освоение и использование разгрузочного метода в зоокультуре технологически целесообразно и экономически эффективно. Разгрузочный метод как инновационный элемент следует более активно использовать в народном хозяйстве, и он должен занять подобающее место в прогрессивной зоотехнологии.