УДК 37 Шитикова А.В., Лучинина А.О.
Шитикова А.В.
магистрант кафедры педагогики, Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)
Научный руководитель: Лучинина А.О.
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)
ВЛИЯНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
НА ВЫБОР РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ: АНАЛИЗ ДОЛГОСРОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация: статья посвящена изучению влияния ранней профориентации на выбор школьниками рабочих профессий. Рассматриваются основные этапы, подходы к профориентационной работе, её значимость в формировании осознанного профессионального выбора. Особое внимание уделено практическим аспектам (профессиональные пробы, мастер-классы, экскурсии, их роли в преодолении стереотипов о рабочих специальностях). Подчеркивается важность взаимодействия образовательных учреждений, родителей, работодателей для повышения эффективности профориентационной работы, соответствия профессиональных предпочтений учащихся потребностям рынка труда.
Ключевые слова: профориентация, школьники, выбор профессии, рабочие специальности, профессиональные пробы, рынок труда, осознанный выбор.
В современных условиях, характеризующихся острым дефицитом квалифицированных рабочих кадров, одной из приоритетных задач становится привлечение внимания молодежи к профессиям, связанным с производственно-
го?
технологической сферой. Статистика Министерства труда Российской Федерации подтверждает стабильное увеличение спроса на специалистов рабочих профессий, подчеркивая необходимость усиления, систематизации профориентационной работы. Особенно важно начинать подобную деятельность на ранних этапах школьного обучения, когда закладываются основы трудовой мотивации, профессиональных интересов. Грамотно организованные программы профориентации способствуют формированию у учащихся осознанного выбора профессии, становятся ключевым инструментом в подготовке будущих квалифицированных специалистов, отвечающих запросам современной экономики.
Процесс ранней профориентации школьников представляет собой многоэтапную систематическую работу, направленную на формирование у учащихся уважительного отношения к труду, осознанного подхода к выбору будущей профессии [Антонова, 2017, с. 95]. Данная деятельность начинается с младшего школьного возраста, когда дети впервые знакомятся с миром труда через игровые формы, общение с взрослыми. На данном этапе профориентационная работа ставит своей целью развитие у школьников первичного интереса к профессиям, формирование у них общего представления о значимости трудовой деятельности в жизни человека и общества.
Игровые формы (ролевые игры, инсценировки трудовых процессов, игровые экскурсии) являются ключевым инструментом профориентации в младших классах. Благодаря им дети получают первоначальную информацию о разнообразии профессий, учатся ассоциировать труд с положительными эмоциями, достижениями [Заруцкая, 2018, с. 57]. Например, экскурсии на местные предприятия, организации позволяют младшим школьникам наблюдать за работой профессионалов, видеть её результат, задавать вопросы. Подобные мероприятия формируют у детей понимание, что труд - ценная часть жизни, которая может приносить удовлетворение.
На среднем этапе профориентации, охватывающем учащихся 5-7 классов, акцент смещается на развитие познавательного интереса, начальных
профессиональных склонностей. В данном возрасте школьники уже обладают более высоким уровнем самосознания. Они способны осознанно воспринимать информацию о профессиях [Субботина, 2022, с. 47]. В связи с этим профориентационные мероприятия становятся более содержательными, разносторонними. Используются диагностические тесты, опросники для выявления интересов, склонностей учащихся, профориентационные игры, проектная деятельность. Например, учащиеся могут принимать участие в создании проектов, связанных с определёнными профессиями, развивающими их аналитическо-практические навыки. Подобные подходы помогают школьникам лучше понять, какие виды деятельности им нравятся, осознать, какие навыки им необходимо развивать для достижения успеха в будущем.
Переход к осознанному профессиональному выбору начинается в 8-9 классах, когда перед школьниками встаёт задача выбора образовательного маршрута [Сандугей, 2010, с. 42]. На данном этапе учащиеся уже должны обладать базовыми представлениями о своих склонностях, способностях, интересах, а профориентационная работа должна помочь им сформулировать профессиональные цели. Профессиональные пробы представляют собой практическое знакомство с профессиями через участие в учебных, производственных процессах. Например, школьники могут попробовать работать с реальными инструментами, моделировать ситуации из различных профессий, выполнять задания под руководством специалистов. Такие мероприятия помогают учащимся на практике увидеть, как выглядит работа в той или иной сфере, понять, насколько она им подходит.
Консультации со специалистами в области профориентации, школьными психологами, представителями разных профессий предоставляют школьникам возможность получить профессиональный совет, задать важные для них вопросы, способствуя уменьшению неопределённости в выборе будущей профессии, укрепляя уверенность учащихся в собственных силах. Переход к осознанному выбору профессии становится естественным продолжением работы, начатой ещё в начальной школе.
Ранние этапы профориентации играют ключевую роль в формировании профессионального самоопределения школьников. Они обеспечивают базу для дальнейшего развития интереса к профессиям, способствуют формированию уважительного отношения к труду, помогают школьникам осознать значимость профессиональной деятельности как части их будущей жизни. Систематический подход к профориентации, учитывающий возрастные особенности учащихся, обеспечивает успех в создании прочного фундамента для осознанного профессионального выбора.
Практическое влияние профориентационной работы на выбор школьниками рабочих профессий проявляется в нескольких значимых аспектах, которые обусловливают их текущие образовательные решения, долгосрочные профессиональные предпочтения [Свадьбина, 2019, с. 216]. Одним из ключевых элементов данной деятельности является раннее знакомство школьников с миром рабочих профессий через мастер-классы, профессиональные пробы, экскурсии на предприятия. Данные мероприятия играют важнейшую роль в формировании у учащихся целостного представления о реальных условиях труда, характерных для различных профессий, о необходимых навыках, компетенциях, которые могут потребоваться в будущем.
Посещение экскурсий, участие в профессиональных пробах позволяет школьникам увидеть специфику той или иной рабочей специальности, непосредственно попробовать себя в различных видах деятельности. Подобная практика способствует развитию личного интереса к определенным направлениям, позволяет учащимся на личном опыте оценить свои склонности. Например, профессиональные пробы, организованные в партнерстве с предприятиями, часто включают в себя выполнение практических задач, которые моделируют реальные производственные ситуации. Учащиеся могут оценить, насколько им комфортно, интересно работать с конкретными материалами, инструментами, оборудованием.
Знакомство с рабочими профессиями на практике позволяет значительно снизить влияние стереотипов, укоренившихся в обществе, относительно
рабочего труда. В течение длительного времени профессии, связанные с физическим трудом, воспринимались менее престижными, особенно в сравнении с интеллектуальной, некой офисной деятельностью. Но современные подходы к профориентации демонстрируют молодежи, что рабочие специальности могут быть востребованными, технологически насыщенными, высокооплачиваемыми, перспективными. Мастер-классы, проводимые профессионалами своего дела, демонстрируют уровень квалификации, возможностей карьерного роста.
Эффективность ранней профориентации подтверждается результатами исследований, проведенных на базе филиала КОГПОБУ "ВА-ПТ". Учащиеся, принимавшие активное участие в подобных мероприятиях, демонстрируют более осознанный подход к выбору профессионального пути. Они чаще рассматривают рабочие специальности перспективными, отмечая важность прикладных навыков, возможности карьерного роста в данной сфере. Данные исследования показывают, что участие в профессиональных пробах, мастер-классах помогает школьникам лучше понять, что представляет собой выбранная специальность, оценить её соответствие их интересам.
Долгосрочные результаты профориентационной работы представляют собой системный эффект, проявляющийся в разных аспектах профессионального самоопределения учащихся, их образовательного, трудового поведения, в состоянии рынка труда. Одной из ключевых целей профориентации является снижение несоответствия между спросом и предложением на рынке труда. Современная экономика, особенно её производственно-технологические секторы, остро нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, но предпочтения школьников, их семей часто сосредоточены на получении высшего образования, построении карьеры в области интеллектуального труда. Грамотно организованная профориентационная работа помогает изменить данную тенденцию, предоставляя учащимся полное представление о возможностях, перспективах рабочих профессий. Благодаря вовлечению
школьников в практические мероприятия, они начинают воспринимать рабочие специальности как способ обеспечения себе долгосрочный карьерный рост.
Данная ориентация позволяет сблизить профессиональные предпочтения молодежи с реальными потребностями экономики. Например, школьники, участвовавшие в профориентационных мероприятиях, организованных с участием работодателей, чаще выбирают рабочие специальности, особенно если они связаны с современными технологиями или же предоставляют возможности карьерного роста.
Следующим важным аспектом долгосрочных результатов профориентации является рост трудовой мотивации. Школьники, прошедшие профессиональные пробы, как правило, демонстрируют повышенный интерес к образовательным программам, связанным с рабочими профессиями, проявляют активность в поиске возможностей для дальнейшего обучения, трудоустройства. Они видят конкретные результаты своей деятельности, осознают, что трудовые усилия могут приносить материальные, моральные удовлетворения. Например, учащиеся, попробовавшие себя в ролях сварщика, оператора высокотехнологичного оборудования, часто отмечают, что их интерес к данным профессиям вырос именно благодаря пониманию значимости данных навыков для современного производства [Зникина, 2024, с. 77].
Практическое участие в профессиональных пробах формирует у школьников чувство уверенности в своих способностях, влияя на развитие устойчивого интереса к профессиональной сфере. Они начинают рассматривать свой будущий труд как осознанный выбор, основанный на личных интересах, понимании карьерных перспектив.
Еще одним значительным результатом является повышение привлекательности рабочих профессий в глазах общества. Традиционные стереотипы о низкой престижности, ограниченных возможностях карьерного роста в рабочих специальностях постепенно сменяются пониманием их перспективности. Расширение информационного пространства о рабочих профессиях (примеры карьерных успехов, данные о доходах в данной сфере,
информацию о востребованности на рынке труда), играет важную роль в изменении общественного мнения. Участие школьников в экскурсиях на современные предприятия, знакомство с высокотехнологичными производственными процессами способствует разрушению мифов о монотонности, примитивности рабочего труда [Платонова, 2024, с. 289]. Например, рассказы представителей профессий, демонстрирующих свои успехи, вдохновляют учащихся, делают рабочие специальности более привлекательными.
Долгосрочные результаты профориентационной работы включают в себя позитивные изменения в личностных установках учащихся, их профессиональных предпочтениях, значительное улучшение показателей рынка труда. Данный процесс требует системного подхода, который объединяет усилия школ, профессиональных образовательных учреждений, предприятий, органов власти. При условии эффективной реализации профориентационные мероприятия становятся важным инструментом развития экономики, повышения качества подготовки кадров, способных отвечать вызовам современного производства.
Эффективная реализация профориентационной работы требует всестороннего подхода, включающего традиционные методы информирования школьников о профессиях, активное вовлечение различных субъектов профессионального сообщества. Важнейшим элементом подобной деятельности является сотрудничество образовательных учреждений с работодателями, которые играют ключевую роль в обеспечении практической ориентации профориентационной работы. Организация мероприятий способствует формированию у учащихся реалистичного представления о трудовой деятельности в рамках конкретных профессий. Работодатели, выступая в качестве наставников, могут продемонстрировать специфику своей работы, мотивировать школьников к выбору рабочих специальностей через личные примеры карьерного роста и успеха. Данный аспект особенно важен в условиях
низкой престижности рабочих профессий, поскольку показывает молодежи их востребованность.
Использование современных технологий (виртуальная, дополненная реальность), открывает новые горизонты для профориентации. Технологические решения позволяют школьникам погружаться в профессиональную среду, моделировать рабочие процессы, испытывать себя в роли специалистов в безопасных условиях. Например, симуляторы сварочных работ, операторов станков с ЧПУ дают учащимся возможность попробовать свои силы в сложных профессиях, не покидая стен школы.
Для достижения устойчивых результатов необходим системный подход к ранней профориентации. Подобный подход предполагает интеграцию информационно-просветительской, диагностической, практико-
ориентированной работы, начиная с младших классов. На ранних этапах важно формировать у школьников уважение к труду, интерес к многообразию профессий. В старших классах акцент смещается на диагностику профессиональных склонностей, формирование осознанного выбора образовательного маршрута. Ключевым элементом системного подхода является взаимодействие всех заинтересованных сторон: образовательных учреждений, работодателей, органов власти, родителей, самих учащихся. Каждая из групп вносит свой вклад в создание условий для эффективной профориентации.
Активное взаимодействие школ, предприятий, родителей является основой успешной профориентационной работы. Школы предоставляют информационную, методическую базу, организуют мероприятия, диагностику. Работодатели обеспечивают практическую составляющую, демонстрируя учащимся реальные условия труда. Родители, в свою очередь, играют значимую роль в формировании профессиональных предпочтений своих детей. Информирование родителей о возможностях рабочих профессий, проведение консультаций, совместных мероприятий позволяет преодолеть стереотипы, создать поддержку для учащихся в процессе профессионального выбора.
Таким образом, успех профориентационной работы зависит от комплексного подхода, который сочетает современные технологии, практическую деятельность, тесное сотрудничество всех участников образовательного, профессионального процесса. Реализация данных мер повышает осведомленность школьников о рабочих профессиях, способствует удовлетворению потребностей экономики в квалифицированных кадрах, необходимых для устойчивого развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста //Современные наукоемкие технологии. - 2017. - №. 2. - С. 93-96;
2. Заруцкая Т. П. Организация работы по ранней профориентации детей в начальной школе // Роль и значение науки и техники для развития современного общества. - 2018. - С. 56-59;
3. Зникина Л. С., Понамарева Е. В. Современные тенденции развития профориентационной работы с обучающимися //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2024. - №. 3 (55). - С. 74-81;
4. Платонова И. С. Способы взаимодействия с целевой аудиторией в рамках профориентационных мероприятий //Человек. Знак. Техника:[сб. ст.]. - 2024. -С. 289;
5. Сандугей В. Л. Подготовка учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению на 3 ступени образования //Проблемы технологического образования в школе и вузе. - 2010. - С. 41-44;
6. Свадьбина Т. В., Ретивина В. В. Профессиональный выбор школьников (по материалам социологического исследования) //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - №. 2 (27). - С. 215-217;
7. Субботина О. В. Новые задачи когнитивного сопровождения ранней профориентации школьников на цифровой образовательной платформе (на
примере деятельности АНО ДПО «Открытый молодежный университет») //Педагогический ИМИДЖ. - 2022. - Т. 16. - №. 1 (54). - С. 39-50
Shitikova A. V., Luchinina A.O.
Shitikova A.V.
Vyatka State University (Kirov, Russia)
Scientific advisor: Luchinina A.O.
Vyatka State University (Kirov, Russia)
IMPACT OF EARLY CAREER GUIDANCE ON CHOICE OF WORKING PROFESSIONS: ANALYSIS OF LONG-TERM RESULTS
Abstract: article is devoted to the study of the influence of early career guidance on the choice of working professions by schoolchildren. The main stages, approaches to career guidance work, its importance in the formation of a conscious professional choice are considered. Special attention is paid to practical aspects (professional tests, master classes, excursions, their role in overcoming stereotypes about working professions). The importance of interaction between educational institutions, parents, and employers is emphasized in order to increase the effectiveness of career guidance, and to match students' professional preferences to the needs of the labor market.
Keywords: career guidance, schoolchildren, choice of profession, working specialties, professional tests, labor market, informed choice.