Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1547
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

Рассмотрены актуальные форматы профориентационной работы, которые, во-первых, ориентированы на решение проблемы привлечения абитуриентов в вузы, во-вторых, учитывают интересы учащихся и способствуют осознанному профессиональному самоопределению, в-третьих, учитывают конъюнктуру рынка труда. Решение данных задач оказывается возможным в результате системной организации профориентационной работы, ключевым субъектом которой выступает университет, обеспечивая при этом взаимодействие в триаде «школа - вуз - работодатель». В рамках университета профориентационная работа может носить уровневый характер и осуществляться на уровне образовательной программы, кафедры, института/факультета, университета. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о необходимости увеличения глубины профориентационной работы, чему способствует формат «детского университета», в рамках которого учащиеся младшей и средней школы знакомятся с профессиональными сферами. Одна из актуальных проблем профориентационной работы со школьниками - повышение их вовлеченности в предлагаемые мероприятия. Вовлеченность и, как следствие, эффективность профориентационной работы позволяет повысить ее практический характер (тренинги, мастер-классы, профессиональные пробы), использование соревновательного компонента (олимпиады, конкурсы грантов), применение игровых компонентов (элементов геймификации) в профориентационных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO CAREER GUIDANCE OF SCHOOL STUDENTS

We consider the current formats of career guidance work, which, firstly, are focused on solving the problem of attracting applicants to universities, secondly, take into account the interests of students and contribute to conscious professional self-determination, and thirdly, take into account the labor market situation. The solution of these problems is possible as a result of the systematic organization of career guidance, the key subject of which is the university, while ensuring interaction in the triad “school - university - employer”. Within the framework of the university, career guidance work can be of a tiered nature and be carried out at the level of an educational program, department, institute/faculty, university. Domestic and foreign experience indicates the need to increase the depth of career guidance work, which is facilitated by the format of the “kids university”, in which students of primary and secondary schools get acquainted with professional areas. One of the urgent problems of career guidance work with school students is to increase their involvement in the proposed activities. The involvement and, as a result, the effectiveness of career guidance work makes it possible to increase its practical nature (trainings, master classes, professional tests), the use of a competitive component (olympiads, grant competitions), the use of game components (gamification elements) in career guidance events.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, ЕВ SCO, SciLIT, CrossRef

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ PEDAGOGY OF HIGHER SCHOOL

Научная статья

УДК 378.4+37.048.49

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-2-319-328

Современные подходы к профессиональной ориентации школьников

Андрей Васильевич ПРОХОРОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 proh_andi@rambler.ru

Аннотация. Рассмотрены актуальные форматы профориентационной работы, которые, во-первых, ориентированы на решение проблемы привлечения абитуриентов в вузы, во-вторых, учитывают интересы учащихся и способствуют осознанному профессиональному самоопределению, в-третьих, учитывают конъюнктуру рынка труда. Решение данных задач оказывается возможным в результате системной организации профориентационной работы, ключевым субъектом которой выступает университет, обеспечивая при этом взаимодействие в триаде «школа - вуз - работодатель». В рамках университета профориентационная работа может носить уровневый характер и осуществляться на уровне образовательной программы, кафедры, института/факультета, университета. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о необходимости увеличения глубины профориентационной работы, чему способствует формат «детского университета», в рамках которого учащиеся младшей и средней школы знакомятся с профессиональными сферами. Одна из актуальных проблем профориентационной работы со школьниками - повышение их вовлеченности в предлагаемые мероприятия. Вовлеченность и, как следствие, эффективность профориентационной работы позволяет повысить ее практический характер (тренинги, мастер-классы, профессиональные пробы), использование соревновательного компонента (олимпиады, конкурсы грантов), применение игровых компонентов (элементов геймификации) в профориентаци-онных мероприятиях.

Ключевые слова: профориентация, университет, школа, профессиональная проба, ранняя профориентация

Для цитирования: Прохоров A.B. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 2. С. 319-328. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-319-328

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-2-319-328

Modern approaches to career guidance of school students

Andrey V. PROKHOROV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation P rolia nd(7 ra mb lc r. ru

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Прохоров А.В, 2022

Abstract. We consider the current formats of career guidance work, which, firstly, are focused on solving the problem of attracting applicants to universities, secondly, take into account the interests of students and contribute to conscious professional self-determination, and thirdly, take into account the labor market situation. The solution of these problems is possible as a result of the systematic organization of career guidance, the key subject of which is the university, while ensuring interaction in the triad "school - university - employer". Within the framework of the university, career guidance work can be of a tiered nature and be carried out at the level of an educational program department, institute/faculty, university. Domestic and foreign experience indicates the need to increase the depth of career guidance work, which is facilitated by the format of the "kids university", in which students of primary and secondary schools get acquainted with professional areas. One of the urgent problems of career guidance work with school students is to increase their involvement in the proposed activities. The involvement and, as a result, the effectiveness of career guidance work makes it possible to increase its practical nature (trainings, master classes, professional tests), the use of a competitive component (olympiads, grant competitions), the use of game components (gamification elements) in career guidance events.

Keywords: career guidance, university, school, professional trial, early career guidance

For citation: Prokhorov A.V. Sovremennyye podkhody k professional'noy oriyentatsii shkol'nikov [Modern approaches to career guidance of school students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Se-riva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 2, pp. 319-328. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-319-328 (In Russian. Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Профориентационная работа университетов с учащимися школ в последние годы была призвана преимущественно решать проблемы набора контингента, в связи с чем стали активно использоваться инструменты маркетингового комплекса. Профориентационная работа стала вытесняться деятельностью по маркетингу образовательных программ. В классическом понимании внимание в профориентационной работе все же должно фокусироваться на осознанном профессиональном самоопределении школьников в

контексте выбора высшего учебного заведения и трудоустройства после его окончания, так как именно трудоустройство является одним из показателей эффективности деятельности университета, критерием оценки качества образования.

Системная профориентационная работа должна помогать школьнику на разных этапах взросления ориентироваться в динамично изменяющемся мире профессий, давать возможность соотнесения собственных качеств, интересов, склонностей к той или иной профессиональной сфере. И.А. Фирсова справедливо отмечает, что «мир профессий стал бо-

лее дифференцированным» [1, с. 5], а профессиональное самоопределение протекает под влиянием множества факторов, в том числе «случайных» [2, с. 21], с трудом поддающихся прогнозированию [3, с. 64]. Совокупность различных факторов усложняет профессиональный выбор учащегося, что позволяет говорить о необходимости пересмотра механизмов профориентационной работы, а также расширения количества субъектов, принимающих в ней участие [4-8]. Ключевую роль в профориентации школьников, а также в обеспечении эффективной цепочки профориентационного взаимодействия «школа - вуз - работодатель» следует отводить университетам [7].

Текущее состояние организации профориентационной работы в России зачастую оценивается критически: «профориентация не рассматривается как глубокая, системная и требующая времени работа, являясь лишь элементом кадровой политики, и часто заменяется определением профпригодности с помощью многочисленных тестов и профотбором» [9, с. 50-51].

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И БАЗОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Существующие трактовки профессиональной ориентации преимущественно акцентируют внимание на профессиональном самоопределении личности и выборе карьерной траектории. Под профессиональной ориентацией следует понимать «процесс профессионального самоопределения молодого человека, выбора им оптимального вида занятости с учетом собственных потребностей и возможностей», а также «комплекс специальных мер содействия в профессиональном самоопределении, формировании компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда» [3, с. 64].

Согласно И.А. Фирсовой, профессиональная ориентация понимается как «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно, на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность

получить теоретические и практические знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [1, с. 5].

С.Ю. Печерская и P.C. Фомичев предлагают трактовать профессиональную ориентацию через «просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов, освоение практических умений и навыков в выбранной сфере деятельности, а также, что особенно важно, занятия по психологии» [10, с. 91].

Необходимость «пересмотра содержания профориентационной работы со стороны школ и высших учебных заведений» подтверждают результаты исследований, свидетельствующих о неудовлетворенности родителей уровнем профориентационной работы в школе. Более трети учащихся, согласно исследованиям, на момент окончания школы не имеют четких дальнейших профессиональных ориентиров [9, с. 50] и, как следствие, более склонны к спонтанному, случайному выбору. В результате обобщения существующих практик профориентационной работы М.В. Разумова выделила ряд противоречий [9, с. 55-56], которые предстоит решить основным акторам профориентационной работы (школе, вузу, работодателю). В частности, отмечается противоречие между реальными потребностями рынка труда в подготовке специалистов по различным профессиям и профессиональной направленностью школьников, формирующейся стихийно; между профессиональными предпочтениями школьников на этапе выпуска, ориентированными на престижные профессии, и потребностью в профессиональных кадрах [9]. М.В. Разумова также отмечает разрыв между интенсивным темпом научно-технического прогресса и экономическим развитием, с одной стороны, и значительным отставанием уровня профориентационной работы с учащимися - с другой [9, с. 55-56], что приводит к профессиональной дезориентации выпускников [7]. Разрешение названных противоречий входит в число задач основных участников профессиональной ориентации учащихся.

ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Поиск новых форматов профориентаци-онной работы вузов со школьниками способствовал повышению исследовательского интереса к данному направлению, аналитике существующего опыта и выработке практических рекомендаций. В отечественных исследованиях последнего десятилетия описаны наиболее актуальные подходы к профориентации школьников, а также обозначена роль университетов в данном процессе (А.Л. Балакина, Н.Б. Буренина, О.Н. Васильева, O.P. Жаворонкова, Б.В. Заливанский, H.A. Илюхина, Л.А. Кравчук, Л.В. Курочки-на, С.А. Маковкина, М.В. Разумова, Е.В. Са-мохвалова, H.A. Спирина, С.Н. Толстогузов, Д.А. Троешестова и др.).

С.Н. Толстогузов обобщил опыт проф-ориентационной работы в зарубежных странах. Изучение специфики профориентацион-ной работы со школьниками в США, Великобритании, Франции, Германии, Израиле, Канаде, Дании, Швеции, Японии, Индии, Китае и Сингапуре позволило исследователю прийти к выводу, что государства с высоким уровнем дохода на душу населения демонстрируют пристальное внимание к профориен-тационной работе, которая направлена на удовлетворение интересов личности, предполагает знакомство школьников с миром профессий уже в младшей школе. В развивающихся странах профориентационная работа в большей степени связана с потребностями экономики и рынка труда [11].

Профессиональная ориентация в зарубежных странах характеризуется «организацией непрерывного, длящегося на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями, склонностями и увлечениями детей, составления их портфолио и учет всех этих сведений при профконсульти-ровании и отборе абитуриентов» [11, с. 151].

O.P. Жаворонкова и Н.Б. Буренина рассматривают профориентацию в качестве инструмента «согласования интересов рынков труда и образовательных услуг» [8, с. 90].

Роль ведущего субъекта профориентацион-ной работы, наряду с работодателями, школами, ложится на вузы, которые демонстрируют заинтересованность в подготовке кадров, актуальных для рынка труда [5; 7; 12]. Работодатели также проявляют заинтересованность в популяризации представляемых профессий и профессиональных сфер (в Тамбовской области - это Русагро, Пигмент, ГК АСБ, Сбербанк, IT-компании и другие ключевые работодатели региона). В целях повышения эффективности профориентационной работы необходимо достичь согласованных действий ее субъектов в целях «формирования у населения готовности совершать осознанный профессиональный выбор» [4, с. 3].

Специалисты отмечают, что профориентационная работа должна начинаться в дошкольном возрасте [8], акцентируют внимание на необходимости ранней профориентации. Формат профориентационной работы университетов с учащимися начальной школы и среднего звена получил распространение под названием «детский университет» (Kids University). В нашей работе детский университет рассматривается в качестве инструмента ранней профориентации, приводится аналитика опыта разных стран по его реализации [13]. В Европе первые «детские университеты» появились в Германии (Тю-бингенский университет, Гете-Институт). Формат получил широкое распространение в других европейских странах - Австрии, Швейцарии, Словакии, Италии, Англии. Программы «детского университета» предлагаются в университетах США (Университет Дела-вер Вэллей, Университет Августа). В России показателен опыт функционирования Детского университета при Донском государственном техническом университете, Московском педагогическом государственном университете, Державинском университете, Московском политехническом музее (подробнее см.: [13]).

H.A. Спирина и С.А. Маковкина отмечают необходимость выработки новых форматов профориентационной работы на фоне снижения эффективности традиционных форм. Специалисты обращают внимание на

потенциал геймификации в профориентаци-онной работе, что, на их взгляд, «позволит добиться максимальной вовлеченности участников в процесс профориентации» [14, с. 22]. Игровые технологии создают специальную игровую (альтернативную) реальность с внутренними правилами и законами, в которой учащийся может почувствовать себя специалистом, способным выполнять определенную трудовую функцию. В образовательном процессе уже активно используются квесты, мета-игры, настольные игры, но максимальная вовлеченность в решении профессиональных задач обеспечивается игрой живого действия, предполагающего взаимодействие игроков при решении поставленных целей и задач [15]. Геймифика-ция активно используется в Уральском институте управления (филиал РАНХиГС в Екатеринбурге) в рамках игрофикационного клуба «Принцип домино», одно из направлений деятельности которого связано с профориентацией школьников 9-11 классов.

Эффективность применения геймифици-рованных техник в профориентационной работе объясняется эффектом дофаминовой петли [14], заключающемся в чувстве удовлетворения от выполненной задачи и достижения цели [15].

В работе представителей Державинского университета в контексте профориентационной работы университета рассматривается специфика привлечения талантливой молодежи к обучению в аспирантуре. Специалисты отмечают данное направление профориентации как проблемное для российских вузов, обозначают необходимость формирования у студентов бакалавриата и специалитета «индивидуальной траектории становления в научно-исследовательской сфере» [16, с. 7-8], акцентируют внимание на методичной подготовке обучающихся к продолжению обучения в аспирантуре, в связи чем в Держа-винском университете реализуется научно-просветительский проект «Я хочу быть аспирантом». Проект предполагает три базовых блока, связанные с пониманием сущности обучения в аспирантуре, вопросами поступления в аспирантуру, а также спецификой

подготовки научных публикаций и публикационной этики [16].

УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗОВ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Специалисты справедливо отмечают необходимость системной профориентационной работы «по всем направлениям и всем уровням», а «изолированная, «локально-частичная» профориентация должна уходить в прошлое» [4, с. 3]. Принимая во внимание сложившиеся традиции профориентационной работы в российских вузах, можно говорить о функционировании уровневой модели профориентации, включающей: уровень образовательной программы; уровень кафедры; уровень института/факультета; уровень университета [6; 7]. Представленная уровневая модель профориентационной работы позволяет систематизировать разрозненные усилия внутри вуза и, как следствие, привести к желаемому результату.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

И.А. Фирсова характеризует опыт профориентационной работы в Финансовом университете, который заключается в формировании кластера базовых школ с предпро-фильными и профильными классами. Учащиеся таких школ знакомятся с профессиями через мастер-классы и другие активные мероприятия [1]. На основе аналитики накопленного опыта, профориентационная работа со школьниками, по мнению И.А. Фирсовой, может быть разбита на несколько блоков (уровней): информационный блок, блок самоопределения, знаниевый и консультационно-оценочный блоки.

Информационный блок предполагает информирование школьников об актуальных профессиях посредством различных каналов.

Знаниевый блок обозначает формирование знаний и навыков, необходимых для конкретной профессиональной сферы. Знаниевый блок реализуется через тренинги и

мастер-классы, коучинговые технологии, упражнения по саморегуляции и т. д.

Блок самоопределения, по мнению И.А. Фирсовой, включает работу по «формированию внутренней готовности к самостоятельному построению своего профессионального и жизненного пути» [1, с. 6].

Работа со школьниками через интервью-собеседование, анкетирования, профориен-тационное и психологическое тестирование формируют консультационно-оценочный блок, позволяющий оценить потенциал школьника, его профессиональные качества.

К профориентационному взаимодействию «школа - вуз» нередко привлекаются ключевые работодатели, эксперты. Перспективным направлением профориентации являются экскурсии на предприятия и организации (например, формат Всероссийской акции «Неделя без турникетов»), базовые кафедры, организатором которых выступает вуз.

Востребованной формой профориента-ционной работы, ориентированной на поиск наиболее талантливых и мотивированных абитуриентов, являются интеллектуальные соревнования школьников (олимпиады, конкурсы проектов, грантов). С 2016 г. по настоящее время Державинский университет проводит конкурс грантов на обучение. Поддержку в рамках гранта находят абитуриенты направлений и специальностей, не получивших контрольные цифры приема [7]. В разное время конкурсантам предлагались номинации «Экономическая безопасность», «Менеджмент», «Лингвистика», «Вокальное искусство», «Актерское искусство», «Хореографическое искусство», «Социально-культурная деятельность» и «Физическая культура». В текущем году конкурс проводится в номинациях «Экономическая безопасность» и «Градостроительство» (новое направление подготовки для региона). Победители и призеры грантов могут претендовать на полное освобождение от оплаты в течение всего срока обучения либо на существенную скидку.

Профориентационная работа на уровне университета предполагает работу с абитуриентами с позиций их качественных харак-

теристик (например, средний балл ЕГЭ при поступлении), территориальной принадлежности (географии абитуриентов) и т. д. Один из проектов Державинского университета в рамках программы «Приоритет 2030» связан с сохранением талантов в регионе и привлечением абитуриентов из других субъектов Российской Федерации. Наряду с применением инструментов интернет-маркетинга школьников из других регионов знакомят с университетом через выездные мастер-классы (опыт взаимодействия со школами Рязанской области), а также онлайн-презентации вуза (школы Московской и Рязанской областей).

Особая роль в профориентационной работе вуза отводится уровням образовательной программы и кафедры. В качестве проф-ориентационных инициатив на уровне отдельной образовательной программы могут рассматриваться профильные школы (В Державинском университете - это «Школа молодого рекламиста», «Высшая школа политики», «Школа юного журналиста»).

В Державинском университете реализуется ряд проектов для школьников, инициаторами которых выступили представители студенческих объединений вуза. Студенческий научный совет Державинского университета уже несколько лет успешно реализует проект «Декада профессиональной грамотности», целевой аудиторией которого являются учащиеся средних общеобразовательных школ города Тамбов и области. Каждый из дней Декады профессиональной грамотности посвящен конкретной сфере общественной жизни человека (например, «День правовой грамотности», «День медицинской грамотности», «День исторической грамотности», «День психологической грамотности», «День экономической грамотности»). Программа Декады включает интерактивные мастер-классы, в рамках которых студенты рассказывают школьникам о влиянии достижений науки на повседневную жизнь. В качестве мест проведения выбираются площадки партнеров вуза - будущих работодателей. В проекте задействованы крупные государственные учреждения (Управление

Росреестра по Тамбовской области, Управление МВД России по г. Тамбов, Избирательная комиссия Тамбовской области, Му-зейно-выставочный центр Тамбовской области), организации и предприятия коммерческого сектора [6; 7; 16].

Эффективным инструментом предпро-фильной подготовки школьников и их профессионального самоопределения выступают профессиональные пробы. Цель предпро-фильной подготовки, как отмечают С.Ю. Пе-черская и P.C. Фомичев, заключается в обеспечении условий для осознанного выбора учащимся профиля в контексте будущей профессии [10], которые позволяют разобраться в разнообразии мира профессий при существующих ограничениях образовательного процесса в ресурсах и времени.

Профессиональная проба представляет собой практико-ориентированный формат профориентационной работы, который позволяет смоделировать конкретный вид профессиональной деятельности, это - «имитация профессиональной деятельности через знакомство с профессией на практике» [17, с. 34]; это «профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии» [10, с. 91]. Актуальность профессиональных проб определяется тем, что они формируют практическую составляющую профориентационной работы [10]. Различные аспекты реализации профессиональных проб рассмотрены в работах отечественных специалистов [10; 17-22]. В работе В.И. Блинова и И.С. Сергеева представлен критический анализ реализации профессиональных проб на примере «вологодской модели». Исследователи указывают на недостатки в их целе-полагании, реализации, оценке их результативности [23].

Державинский университет предлагает программы профессиональных проб в рамках элективного курса «Профессии в деталях», реализуемого для учащихся 9-х классов школ Тамбова и Тамбовской области. Длительность каждой профессиональной пробы - 8 академических часов, в период пандемии

профессиональные пробы проводились в он-лайн-формате и ограничивались 4 академическими часами. Первый час может предполагать вводное занятие (теоретическое знакомство с конкретной профессиональной сферой), последующие знакомят с профессиональной сферой на практике.

В 2020/2021 учебном году обучение прошли 2047 человек по 35 программам (143 учебных группы), в 2021/2022 учебном году -2059 человек по 29 программам (132 учебных группы). Наиболее востребованными программами профессиональных проб являются: «Безопасность бизнеса превыше всего», «Войсковая разведка», «Физкультурно-спортивная деятельность», «Медицинская сестра/медицинский брат», «Учитель», «Познай себя и других», «Юрист в государственных органах» и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профориентационная работа вузов предполагает гармоничное сочетание традиционных и новых форм работы со школьниками, которые должны учитывать интересы личности в осознанном профессиональном самоопределении на этапе поступления в вуз, непосредственно вуза в качественных параметрах абитуриента, рынка труда в высококвалифицированных специалистах. Роль главных акторов профориентационной работы со школьниками следует отводить университету, школе и работодателю, которые могут быть объединены различными форматами взаимодействия (научно-просветительская лекция, экскурсия, встреча с руководством вуза). Подобная практика позволяет школьникам формировать собственные мировоззренческие взгляды и представления, обозначают сферу будущих профессиональных интересов и карьерную траекторию.

Важным аспектом профориентационной работы со школьниками является ее практическая ориентированность, что дает возможность «примерить» ту или иную профессиональную сферу, роль, поэтому эффективными считаются формы профориентационной работы через мастер-классы и тренинги, форматы

«студент на один день» или «тест-драйв университета», экскурсии на предприятия.

Ведущим субъектом профориентацион-ной работы со школьниками выступает университет, который, во-первых, взаимодействует со школами и учащимися с этапов ранней профориентации вплоть до этапа приема абитуриентов в вуз, во-вторых, взаимодейст-

вует с работодателями, заинтересованными в получении от вуза высококвалифицированных специалистов.

Системную профориентационную работу в университете следует реализовывать на нескольких взаимосвязанных уровнях: уровне вуза, института/факультета, кафедры, отдельной образовательной программы.

Список источников

1. Фирсова ILA. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы Финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 4-7.

2. Кравчук Л.А. Профориентация в вузе: проблема, практика, проекты // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. № 4. С. 21-27.

3. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Проблемы организации профориентационной работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 64-70.

4. Балакина А.П. Профориентация в системе управления развитием человеческих ресурсов // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 3-6.

5. Прохоров A.B., Жмырева H.A. Профориентационная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 103. С. 73-76. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76

6. Прохоров A.B. Уровневая модель профориентационной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 14. №3 (107). С. 13-17. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2019-14-3( 107)-13-17

7. Прохоров A.B. Университет как субъект профориентационной работы со школьниками // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 187. С. 15-20. https://doi.org/lb.20310/1810-0201-2020-25-187-15-20

8. Жаворонкова O.P., Буренина Н.Б. Профориентация как инструмент сохранения баланса между рынками труда и образовательных услуг // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. № 2. С. 89-94. https://doi.Org/10.34771/UZCEPU.2021.72.2.019

9. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. № 3 (11). С. 49-57.

10. Печерская С.Ю., Фомичее P.C. Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 89-94.

11. Толстогузов С.П. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1. С. 151-165.

12. Троешестова Д.А., Васильева О.В. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодежи в университете // Высшее образование в России. 2017. №7(214). С. 125-131.

13. Прохоров A.B. Детский университет как инструмент ранней профориентации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4. № 13. С. 25-30.

14. Спирина H.A., Маковкина С.А. Геймификация как инструмент профориентации школьников // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 12. С. 22-27. https://doi.org/10.20339/AM.12-20.022

15. Белоусова А.К. Профессиональные пробы как форма профессионального самоопределения учащихся школ//Научно-методический журнал Поиск. 2017. № 1 (57). С. 67-71.

16. Зикерманн Г., Линдер Дж. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фарбер», 2014.

17. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 189. С. 7-14."https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14

18. Шахова E.A. Профессиональные пробы как основная форма профориентационной работы // Образование. Карьера. Общество. 2021. № 1 (68). С. 34-35.

19. Организация профессиональных проб / под ред. Н.Р. Огневой, Д.И. Спичевой. Томск: Изд. дом Томск, гос. ун-та, 2019.

20. Килина НА., Рылова П.Т., Вершинина П.Ю., Белов В.Ф. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях / под общ. ред. E.J1. Рудневой. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016.

21. Чистякова С.П., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Гапоненко А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения / под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Изд. центр «Академия», 2014.

22. Белоусов А.К. Профессиональные пробы как форма профессионального самоопределения учащихся школ//Научно-методический журнал Поиск. 2017. № 1. С. 67-71.

23. Блинов В.II., Сергеев II.C. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 4. С. 14-17.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Firsova I.A. Proforiyentatsionnaya rabota v sisteme razvitiya obrazovaniya: opyt raboty Finansovogo un-iversiteta [Career guidance in the system of education development: experience of the Financial University]. Upravlencheskive nauki v sovremennom mire [Management Sciences in the Modern World], 2015, vol. 2, no. 1, pp. 4-7. (In Russian).

2. Kravchuk L.A. Proforiyentatsiya v vuze: problema, praktika, proyekty [Career guidance at the university: problem, practice, projects]. Sovremennava sotsial'naya psikhologiva: teoreticheskive podkhodv i priklad-nyve issledovaniva [Modern Social Psychology: Theoretical Approaches and Applied Research], 2013, no. 4, pp. 21-27. (In Russian).

3. Zalivanskiy B.V., Samokhvalova E.V. Problemy organizatsii proforiyentatsionnoy raboty v universitete [Problems of organization of vocational guidance work at the university]. Vyssheve obrazovanive v Rossii -Higher Education in Russia, 2014, no. 7, pp. 64-70. (In Russian).

4. Balakina A.P. Proforiyentatsiya v sisteme upravleniya razvitiyem chelovecheskikh resursov [Career guidance in the human resources development management system], Ekonomika i upravleniye - Economics and Management, 2011, no. 12, pp. 3-6. (In Russian).

5. Prokhorov A.V., Zhmyreva N.A. Proforiyentatsionnaya rabota v universitete: traditsionnyye i novyye fonny vzaimodeystviya so shkol'nikami [Professional orientation work at the university: traditional and new forms of interaction with pupils]. Sotsial 'no-ekonomicheskiye ymleniya i protsessv - Social-Economic Phenomena and Processes, 2018, vol. 13, no. 103, pp. 73-76. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76. (InRussian).

6. Prokhorov A.V. Urovnevaya model' proforiyentatsionnoy raboty Tambovskogo gosudarstvennogo universi-teta imeni G.R. Derzhavina [Level model of vocational guidance work of Derzhavin Tambov State University]. Sotsial 'no-ekonomicheskive ymleniya i protsessv - Social-Economic Phenomena and Processes, 2019, vol. 14, no. 3 (107), pp. 13-17. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2019-14-3(107)-13-17. (InRussian).

7. Prokhorov A.V. Universitet kak sub'yekt proforiyentatsionnoy raboty so shkornikami [University as a subject of career guidance work with school students]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitar-nye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 187, pp. 15-20. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-187-15-20. (InRussian).

8. Zhavoronkova O.R., Burenina N.B. Proforiyentatsiya kak instrument sokhraneniya balansa mezhdu rynkami trada i obrazovatel'nykh uslug [Career guidance as a tool for maintaining a balance between labor markets and educational services]. Uchenvve zapiski Krvmskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta - Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University, 2021, no. 2, pp. 89-94. https://doi.Org/10.34771/UZCEPU.2021.72.2.019. (InRussian).

9. Razumova M.V. Proforiyentatsiya v Rossii: stanovleniye, problemy, perspektivy [Career guidance in Russia: formation, problems, prospects]. Professional'noye obrazovanive i obshchesh'o [Vocational Education and Society], 2014, no. 3 (11), pp. 49-57. (InRussian).

10. Pecherskaya S.Y., Fomichev R.S. Professional'nyye proby kak faktor lichnostnogo i professional'nogo sa-moopredeleniya obuchayushchikhsya [Professional tests as a factor of personal and professional self-determination of students]. Professional 'nove obrazovanive v Rossii i za rubezhom [Vocational Education in Russia and Abroad], 2019, no. 1 (33), pp. 89-94. (InRussian).

11. Tolstoguzov S.N. Opyt proforiyentatsionnoy raboty za rubezhom [Experience of career guidance work abroad]. Obrazovanive i nauka - The Education and Science Journal, 2015, no. 1, pp. 151-165. (In Russian).

12. Troyeshestova D.A., Vasilyeva O.V. Sistema professional'noy oriyentatsii uchashchikhsya, privlecheniya i soprovozhdeniya talantlivoy molodezlii v universitete [The system of professional orientation of students, attraction and support of talented youth at the university]. Vyssheve obrazovanive v Rossii - Higher Education in Russia, 2017, no. 7 (214), pp. 125-131. (In Russian).

13. Prokhorov A.V. Detskiy universitet kak instrument ranney proforiyentatsii [Kids university as a tool for early career guidance]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Obshchest\>ennyve nauki - Tambov University Review. Series Social Sciences, 2018, vol. 4, no. 13, pp. 25-30. (In Russian).

14. Spirina N.A., Makovkina S.A. Geymifikatsiya kak instrument proforiyentatsii shkol'nikov [Gamification as instrument of professional orientation for schoolchildren]. Alma Mater (Vestnik vvsshev shkolv) - Alma Mater (Higher School Herald), 2020, no. 12, pp. 22-27. https://doi.org/10.20339/AM.12-20.022. (In Russian).

15. Belousova A.K. Professional'nyye proby kak forma professional'nogo samoopredeleniya uchashchikhsya shkol [Professional tests as a form of professional self-determination of school students]. Nauchno-metodicheskiv zhurnal Poisk [Scientific and Methodic Journal Search], 2017, no. 1 (57), pp. 67-71. (In Russian).

16. Zikermann G., Linder J. Geymifikatsiya v biznese: kakprobit'sva sk\>oz' shum i zavladet' vnimanivem so-trudnikov i kliventov [The Gamification Revolution. How Leaders Leverage Game Mechanics to Crush the Competition], Moscow, "Mann, Ivanov & Farber" Publ., 2014. (InRussian).

17. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Privlecheniye talantlivoy molodezlii k obucheniyu v aspiranture v klassicheskom vuze [Attracting talented youth to study in Post Graduate Programme at a classical university]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnve nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 189, pp. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14. (In Russian).

18. Shakhova E.A. Professional'nyye proby kak osnovnaya forma proforiyentatsionnoy raboty [Professional tests as the main form of career guidance]. Obrazovanive. Kar'vera. Obshchestvo [Education. Career. Society], 2021, no. 1 (68), pp. 34-35. (In Russian).

19. Ogneva N.R., Spicheva D.I. Organizatsiva professional'nvkh prob [Organization of professional samples]. Tomsk, Tomsk State National Research University Publ., 2019. (In Russian).

20. Kilina I.A., Rylova N.T., Vershinina I.Y., Belov V.F. Organizatsiva professional 'nvkh prob diva starshek-lassnikov v professional 'nvkh obrazovatel 'nvkh organizatsivakh [Organization of Professional Trials for High School Students in Professional Educational Organizations]. Kemerovo, Kuzbass Regional Institute forthe Development of Vocational Education Publ., 2016. (In Russian).

21. Chistyakova C.N., Rodichev N.F., Lerner P.S., Gaponenko A.V. Professional'nyye proby: tekhnologiya i metodika provedeniya [Professional Tests: Technology and Methods]. Moscow, Publishing Center "Aka-demiya", 2014. (In Russian).

22. Belousov A.K. Professional'nyye proby kak forma professional'nogo samoopredeleniya uchashchikhsya shkol [Professional tests as a form of professional self-determination of school students]. Nauchno-metodicheskiv zhurnal Poisk [Scientific and Methodic Journal Search], 2017, no. 1, pp. 67-71. (In Russian).

23. Blinov V.l., Sergeyev I.S. Professional'nyye proby v shkol'noy proforiyentatsii: put' poiskov [Professional tests in school vocational guidance: the path of search]. Professional 'nove obrazovanive i rvnok truda [Vocational Education and Labor Market], 2015, no. 4, pp. 14-17. (In Russian).

Информация об авторе

Прохоров Андрей Васильевич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0002-1263-695Х, рго11_апс1(й)гатЫег.ги

Статья поступила в редакцию 17.11.2021 Одобрена после рецензирования 16.02.2022 Принята к публикации 18.03.2022

Information about the author

Andrey V. Prokhorov, Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of Journalism, Advertising and Public Relations Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-1263-695X, proh_and(S>rambler.ra

The article was submitted 17.11.2021 Approved after reviewing 16.02.2022 Accepted for publication 18.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.