УДК 37 Шитикова А.В., Лучинина А.О.
Шитикова А.В.
магистрант кафедры педагогики Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)
Научный руководитель: Лучинина А.О.
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация: статья посвящена инновационным подходам к организации профессиональных проб для школьников в сфере рабочих специальностей. Рассматриваются ключевые проблемы профориентации: низкий престиж профессий, недостаточная информированность, ограниченные ресурсы школ. Акцент сделан на использовании VR/AR технологий, геймификации и практико-ориентированных мероприятий, которые способствуют формированию интереса к рабочим профессиям и осознанному выбору карьеры.
Ключевые слова: профессиональные пробы, профориентация, рабочие специальности, инновации, геймификация.
В условиях динамичного развития технологий, значительных изменений на рынке труда профессиональная ориентация школьников, особенно в контексте рабочих специальностей, становится важным направлением образовательной деятельности [Соломин, 2013, с. 3]. Одной из ключевых форм
профориентации являются профессиональные пробы, которые предоставляют учащимся возможность получить практический опыт, связанный с той или иной профессией, оценить свои способности, некие предрасположенности, интересы. Но традиционные подходы к их организации не всегда соответствуют современным требованиям, к которым относятся необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся, использование высокотехнологичных решений, активное взаимодействие с работодателями.
Сфера рабочих специальностей сталкивается с рядом вызовов, в их числе снижение их привлекательности среди молодежи, недостаточное информирование о содержании труда, карьерных перспективах, стереотипные представления о профессиях. Данные проблемы требуют внедрения инновационных подходов к профориентации, которые обеспечат информирование школьников, создание условий для их активного включения в процесс профессионального самоопределения.
Организация профессиональных проб для школьников в сфере рабочих специальностей сталкивается с рядом проблем, которые существенно снижают эффективность профориентационной работы [Блинов, 2015, с. 15]. Одной из наиболее значимых проблем является низкий престиж рабочих специальностей в обществе. Устойчивые стереотипы о непривлекательности данных профессий сформировались исторически, а затем усилились в постиндустриальный период, когда внимание общества стало сосредотачиваться на сферах, связанных с интеллектуальным трудом, высокими технологиями. В результате многие школьники, как и их родители изначально исключают рабочие профессии из круга возможных карьерных перспектив, предпочитая ориентироваться на специальности, связанные с высшим образованием.
Недостаток информированности играет важную роль в сохранении негативного отношения к рабочим специальностям. Учащиеся вместе с родителями зачастую не осознают, что современные рабочие профессии требуют высокой квалификации, навыков работы с автоматизацией, цифровизацией, управлением сложными системами. Большинство школьников не имеют
представления о реальных условиях труда, уровнях заработной платы, карьерных перспективах в рабочих специальностях, а это, в свою очередь, ведет к искаженному восприятию, снижению мотивации к выбору таких профессий [Белоусов, 2018, с. 89].
Еще одной значимой проблемой является ограниченность материально-технической базы образовательных учреждений. Школы часто не располагают необходимым оборудованием, определенной инфраструктурой, чтобы организовать профессиональные пробы в условиях, максимально приближенных к реальным производственным процессам. Данный момент ограничивает возможности для учащихся понять специфику труда, развить навыки, получить опыт, который мог бы укрепить их уверенность в выборе профессии. Отсутствие современных мастерских, симуляторов, иного специализированного оборудования создает разрыв между школьным образованием и реальными требованиями работодателей.
Отсутствие системного взаимодействия между образовательными учреждениями и предприятиями реального сектора экономики еще больше затрудняет организацию профессиональных проб. Невозможность наладить партнерство с работодателями лишает школьников доступа к современным производственным площадкам, наставничеству со стороны опытных профессионалов. Подобная ситуация приводит к недостаточной осведомленности учащихся о реальных производственных процессах, снижая их мотивацию к выбору рабочих специальностей.
Данные проблемы взаимосвязаны. Они усугубляют друг друга, создавая дополнительные барьеры для школьников, которые могли бы заинтересоваться рабочими профессиями. Для их преодоления требуется комплексный подход, включающий обновление материально-технической базы образовательных учреждений, активизацию взаимодействия с предприятиями, реализацию просветительских программ для школьников, их родителей.
Одним из наиболее перспективных направлений в организации профессиональных проб является применение виртуальной, дополненной
реальности (УЯ и ЛЯ) [Ушакова, 2024, с. 222]. Данные технологии предоставляют уникальные возможности для моделирования профессиональной среды, выполнения сложных производственных операций. Виртуальная реальность позволяет создавать реалистичные симуляции, которые полностью погружают школьников в процесс выполнения конкретных задач. Такое направление особенно важно для тех рабочих специальностей, которые связаны с высокоточным оборудованием, сложной техникой, потенциально опасными условиями труда. Например, УЯ-симуляторы для работы на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) позволяют учащимся детально изучить принципы их функционирования, получить практические навыки без необходимости использования дорогостоящего оборудования.
Дополненная реальность, в свою очередь, предоставляет возможность интеграции виртуальных элементов в реальную производственную среду. Она может быть использована для обучения базовым операциям, анализа возможных ошибок в процессе выполнения задания. ЛЯ-технологии особенно полезны в обучении технике безопасности, так как они позволяют визуализировать потенциальные риски без угрозы для учащихся.
Применение УЯ и ЛЯ снижает затраты на организацию профессиональных проб, позволяя адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Возможность многократного повторения операций, регулировка уровня сложности, использование интерактивных элементов делают процесс освоения профессии более увлекательным, результативным.
Геймификация, или же использование игровых элементов в образовательных процессах, становится все более популярным инструментом в профориентационной работе. Включение игровых элементов в профессиональные пробы способствует повышению интереса школьников к профессиям, развивает у них стремление к освоению новых навыков, снижает тревожность, связанную с необходимостью выполнения сложных заданий [Ануфриева, 2024, с. 20]. Например, профессиональные квесты, где учащимся
предлагается решить реальные производственные задачи в формате игры, делают процесс обучения более увлекательным, формируя важные навыки командной работы, критического мышления, эффективной коммуникации.
Элементы соревнования (начисление баллов, достижение определенных уровней, получение наград за успешное выполнение задач) способствуют повышению вовлеченности школьников. Геймификация позволяет адаптировать профессиональные пробы под возрастные, психологические особенности учащихся, делая процесс более персонализированным, ориентированным на конкретные интересы, способности участников.
Практико-ориентированные мероприятия, к которым можно отнести мастер-классы, стажировки на предприятиях, играют ключевую роль в организации профессиональных проб. Их инновационность заключается в развитии новых форм взаимодействия между образовательными учреждениями, предприятиями. Современные компании могут предоставлять учащимся доступ к своему оборудованию, организовывать экскурсии по производственным объектам, предлагать краткосрочные стажировки под руководством опытных наставников [Федосеева, 2024, с. 132].
Мастер-классы, проводимые на базе предприятий, позволяют школьникам наблюдать за работой профессионалов, пробовать свои силы в выполнении конкретных задач. Например, мастер-класс по сварке, обработке металла может быть организован с использованием новейшего оборудования, позволяя учащимся освоить базовые навыки работы в условиях, максимально приближенных к реальным.
Стажировки предоставляют школьникам возможность углубленного изучения профессии, знакомства с внутренними процессами работы компании. Включение в производственную среду под руководством наставников помогает учащимся понять специфику профессии, развить ключевые навыки, укрепить уверенность в своем профессиональном выборе.
Использование УК/ЛЯ технологий, геймификации, расширение практико-ориентированных мероприятий позволяет существенно повысить
качество профессиональных проб. Данные подходы способствуют формированию устойчивого интереса школьников к рабочим профессиям, помогают преодолеть стереотипы о непривлекательности подобной сферы, дают возможность учащимся получить ценный практический опыт. Кроме того, такие инновации делают процесс профориентации более эффективным, адаптивным, соответствуя современным требованиям образовательной системы, запросам рынка труда.
Современные подходы к организации профессиональных проб для школьников в сфере рабочих специальностей имеют решающее значение для повышения качества, эффективности профориентационной работы. Данные инициативы основаны на внедрении современных технологий, игровых методов, практико-ориентированных мероприятий, которые призваны формировать интерес к рабочим профессиям, расширять осведомленность учащихся о содержании труда, карьерных перспективах, развивать навыки, соответствующие запросам современного рынка труда.
Важнейшим аспектом инновационных подходов является использование технологических решений, то есть, виртуальной и дополненной реальности (УЯ и ЛЯ). Данные инструменты позволяют школьникам наглядно увидеть специфику рабочих профессий, погрузиться в производственную среду, на практике оценить свои способности в безопасных контролируемых условиях. Например, симуляторы работы на высокотехнологичном оборудовании дают учащимся уникальную возможность освоить основные операции, понять, какие навыки будут востребованы на производстве.
Игровые методы, включая геймификацию, стали эффективным инструментом в организации профессиональных проб. Они помогают сделать процесс обучения увлекательным, динамичным. Квесты, конкурсы, игровые задания удерживают интерес школьников, развивая у них ключевые компетенции (работа в команде, критическое мышление, адаптивность). Данные навыки приобретают особую значимость в условиях быстро меняющегося рынка
труда, где профессионалы должны быть готовы к решению сложных задач, взаимодействию с современными технологиями.
Практико-ориентированные мероприятия, в числе которых стажировки, мастер-классы, профессиональные пробы на базе предприятий, занимают центральное место в инновационном подходе. Подобные формы работы позволяют школьникам непосредственно познакомиться с реальными условиями труда, увидеть современные производственные процессы, осознать важность рабочих профессий в развитии экономики. Данный аспект повышает мотивацию учащихся, способствуя более осознанному выбору профессионального пути.
Инновационные подходы позволяют адаптировать профессиональные пробы под индивидуальные особенности, интересы школьников. Применение диагностических методик, цифровых платформ, интерактивных инструментов помогает учитывать способности каждого учащегося, создавая персонализированный путь в мир профессий. Такая адресная работа значительно повышает вероятность успешного профессионального самоопределения, будущей карьеры [Быкова, 2024, с. 105].
Таким образом, современные подходы к организации профессиональных проб направлены на комплексное развитие личности школьников, их подготовку к вызовам современного рынка труда, формирование устойчивого интереса к рабочим профессиям. Это способствует повышению престижа рабочих специальностей, помогая школьникам осознать перспективы профессионального развития в данной сфере, делая их готовыми к успешной карьере в условиях технологически насыщенной, конкурентной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Соломин В. П., Гончаров С. А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - №. 2.
- С. 3-11;
2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков //Профессиональное образование и рынок труда.
- 2015. - №. 4. - С. 14-17;
3. Белоусов А. А., Некрасова Г. Н. Проектирование системы профессиональных проб для школьников //Концепт. - 2018. - №. 10. - С. 85-98;
4. Ушакова Е. Н. Виртуальная экскурсия как интерактивная технология обучения в основной школе // Современные вызовы и перспективы их решения: анализ. - 2024. - С. 222;
5. Ануфриева Ю. В. Геймификация как инструмент повышения мотивации обучающихся //Мир науки, культуры, образования. - 2024. - №. 3 (106). - С. 1921;
6. Федосеева Е. В., Матушанский Г. У. Формы и методы наставничества при профориентации школьника к будущей профессии // Главный редактор ВН Иванов, д-р пед. Наук, профессор Ответственный редактор ЛН Улюкова Редакционная коллегия: редакционный совет. -2024. - С. 132;
7. Быкова А. Ю., Красушкина А. В. Разработка индивидуальных проектов как реализации вариативности запросов обучающихся педклассов и способ формирования их профессиональных педагогических компетенций //Редакционная коллегия. - 2024. - С. 105
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 12 (81) Том 1. ДЕКАБРЬ 2024 г. Shitikova A. V., Luchinina A.O.
Shitikova A.V.
Vyatka State University (Kirov, Russia)
Scientific advisor: Luchinina A.O.
Vyatka State University (Kirov, Russia)
INNOVATIVE APPROACHES TO ORGANIZATION OF PROFESSIONAL TRIALS FOR SCHOOLCHILDREN IN FIELD OF WORKING SPECIALTIES
Abstract: article is devoted to innovative approaches to the organization of professional tests for schoolchildren in the field of working specialties. The key problems of career guidance are considered: low prestige of professions, insufficient awareness, limited resources of schools. The emphasis is on the use of VR/AR technologies, gamification and practice-oriented activities that contribute to the formation of interest in working professions and an informed career choice.
Keywords: professional tests, career guidance, work specialties, innovations, gamification.