Профессиональная ориентация как одна из главных проблем современных
старшеклассников
Professional orientation as one of the main problems of modern high school students
Заочинский Михаил Сергеевич,
студент 1 курса магистратуры САФУ имени Ломоносова РФ, г. Архангельск e-mail: zaochinsky2011 @yandex. ru
Zaochinsky Mikhail Sergeevich,
1st year graduate student NArFU named after Lomonosov Russia, Arkhangelsk e-mail: zaochinsky2011 @yandex. ru
Аннотация.
В статье проводится анализ актуальной проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в современных школах. В статье проведен анализ понятий «рабочая профессия» и «профессиональное самоопределение» с психологической и педагогической точки зрения. Прописаны качества рабочих специалистов. Перечислены направления, виды и формы профориентационных работ. Выделены специальные условия труда, такие как вредность и опасность. Рассмотрены основные проблемы при выборе старшеклассниками своей будущей профессии. Проведен анализ требований, которые помогут успешно провести профориентационную работу.
Annotation.
The article analyzes the actual problem of professional self-determination of high school students in modern schools. The article analyzes the concepts of "working profession" and "professional self-determination" from a psychological and pedagogical point of view. The qualities of working specialists are spelled out. The directions, types and forms of vocational guidance work are listed. Highlighted special working conditions, such as harm and danger. The main problems when high school students choose their future profession are considered. The analysis of the requirements that will help to successfully carry out vocational guidance work has been carried out.
Ключевые слова: интерес, рабочая профессия, профессиональное самоопределение, выпускники, старшеклассники, школа, обучение, абитуриенты, жизненный путь, профессиональная ориентация.
Key words: interest, working profession, professional self-determination, graduates, high school students, school, training, applicants, life path, vocational guidance.
В настоящее время рабочие профессии стали набирать популярность, ведь всего несколько лет назад большинству работодателей нужны были специализированные инженеры и люди с высшим образованием. И на данный момент дипломированных специалистов стало чрезмерно много, а люди рабочего класса находятся в меньшинстве и государство задумалось о том, что необходимо вновь уделить внимание рабочему классу.
На современном рынке труда можно проследить следующую линию: идет рост незанятого населения, но при этом выделяется дефицит рабочей силы. И именно развитие этой силы будет способствовать экономическому и социальному росту государства. Поэтому, важно уделять внимание профориентационной работе со школьниками, а в особенности со старшими классами.
Такие педагоги, ученые и исследователи, как Г.В. Резапкина, Н.С. Пряжников, А.Д. Сазонов, Н.Н. Захаров, В.Г. Максимов, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, Е.М. Павлютенков, посвятили свои труды проблеме профессионального самоопределения.
Проблема выбора будущей профессии является ведущей проблемой при изучении общей и возрастной психологии людей юношеского возраста. Данный возраст занимает ведущие роли в общем процессе онтогенеза, существенной стороной которого является проблема самоопределения. Потребность самоопределения
обусловлена, с одной стороны, тем, что в настоящее время рабочие профессии вновь привлекательны, хорошо оплачиваемые и являются ведущими на рынке труда. С другой стороны, каждый молодой человек или девушка в данном возрасте, задаются подобными вопросами, что делать дальше, куда пойти учиться и потом работать, кем я хочу стать. Подростки стремятся к выбору той профессии, которая будет являться общественно значимой.
В педагогической и психологической литературе можно найти ряд подходов, определяющих различные периоды для понимания готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Многие исследователи, такие как, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, считают, что для учащихся 1 - 8 классов основной работой становится формирование «общей готовности» к профессиональному самоопределению. Для учащихся 9-11 классов необходимо сконцентрировать работу на уже конкретных специальностях и профессиях.
По мнению Г.С. Абрамовой, по окончании основной школы, учащиеся уже должны сделать выбор и для этого у них есть два пути. Первый, так называемый, путь проб и ошибок, когда старшеклассник делает выбор своего дальнейшего будущего пути и поступает в учебное заведение «вслепую». Второй путь заключается в том, что выпускник изучает и познает себя, овладевает определенным набором навыком и умений, изучает информацию об учебных заведениях, правилах поступления и процесса обучения в них, и только в этом случае он может сделать осознанный и самостоятельный выбор.
И.В. Дубровина считает, что выпускники нередко делают ошибки при выборе своей будущей профессии. Зачастую они делают выбор не самостоятельно, а, например, за компанию, по совету родных, близких или друзей. При этом, как считают сами старшеклассники, они владеют достаточной информацией о профессиях.
Результаты психолого - педагогических исследований показывают, что не все подростки готовы сделать выбор и самостоятельно, сознательно начать выстраивать своё будущее. Причиной тому, по мнению В.Г. Максимова, служат недостаточные знания об особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к выбору профессии, неумение соотнести свои желания со своими возможностями и способностями.
Выбор профессии - это важное, неотложное и трудное дело для выпускника. По мнению Е.А. Климова, старшеклассники устремлены в будущее и могут мысленно пропускать незавершенные этапы. Школьная жизнь кажется им какой-то временной, ненастоящей, после которой начнется другая, более богатая и подлинная жизнь, которая одновременно манит и пугает их.
Под рабочей профессией понимается определенная трудовая деятельность, комплекс знаний и навыков, осваиваемых в учреждениях среднего профессионального или высшего образования и, как правило, связанная с физическим трудом. Эти люди, чаще всего, работают на заводах, занимаются поддержанием инфраструктуры и промышленности. По данным классификатора Минтруда, сегодня таких профессий насчитывается около шести тысяч.
Таким образом, интерес к рабочей профессии - это форма проявления познавательной потребности к трудовой деятельность, которая чаще всего связана с физическим трудом и осваиваемая в учреждениях среднего профессионального или высшего образования. Хоть многие современные абитуриенты и не рассматривают рабочие профессии всерьез, обществу всегда будут нужны специалисты, которые работают на промышленных предприятиях, в строительных компаниях, а также на объектах городского хозяйства.
К рабочим профессиям относятся профессии, в которых преимущественно нужно работать руками (то есть физический труд преобладает над интеллектуальным). Рабочих профессий существует огромное количество и весь перечень можно найти в общероссийском классификаторе. И если представить, что водителя, машиниста или продавца заменяет какие-то автоматизированные установки или роботы, то как заменить газовщика, сантехника и столяра пока трудно представить.
Рабочие профессии чаще всего связывают с мужским полом, поскольку трудовые обязанности чаще всего связаны с физическим трудом. Однако это не значит, что женщинам нечего делать среди рабочих профессий. Наоборот, есть виды деятельности, где работает преимущественно женский пол, например швейное или ткацкое дело. Женщин много среди маляров, секретарей, официанток, в индустрии красоты и моды. Большинство рабочих специальностей доступно всем, главное - любить и уметь работать руками и обладать такими качествами как: профессионализм; ответственность и дисциплинированность; здоровье и физическая выносливость; способность выполнять монотонную работу в течение продолжительного времени.
Самым главным преимуществом рабочих профессий является то, что он очень востребованы. Специалистов разбирают, на каждое предприятия зачастую требуются люди, которые только окончили училища, колледжи и получили среднее профессиональное образование. Даже практикантов, которые проходили обучение на предприятии, нередко вербуют и после окончания обучения трудоустраивают к себе.
Помимо перечисленных минусов, у рабочих профессий есть и ряд минусов и первый заключается в том, что практически весь труд является физическим и очень тяжёлым. Помимо всего этого на различных предприятиях, где часто нужно рабочие профессии имеются условия, работая при которых риск получения травм или вреда здоровью гораздо выше, чем у людей, занятых другой деятельностью. В законе о специальной оценке условий труда выделяют следующие условия вредности и опасности:
1. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия, которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
2. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
3. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны
вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
4. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Таким образом, выбор будущей профессии для старшеклассников является одной из самых важных проблем, и будущие абитуриенты сосредотачиваются на мотивационной сфере личности, пытаются определиться со своим жизненным путём, у них формируются некое мировоззрение, поэтому именно в этот период и следует проводить наибольшую работу по профессиональному самоопределению, которое имеет колоссальное значение для выбора будущей профессии. Они хотят выбрать профессию, которая им по силам, возможностям, однако объективно себя оценить не в состоянии.
В Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1, говорится: «Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда, - является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управления образованием, а также соответствующих организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением».
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в России регулируется соответствующими международными документами, законом Российской Федерации «Об образовании», законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. № 47.
В профессиональном самоопределении чаще всего принимают участие семья, школа, профессиональные учебные заведения, предприятия, фирмы и организации, правоохранительные организации, учебно -педагогические центры, службы занятости.
1. Семья. Это важнейший социальный институт, который начиная с детства приобщает ребёнка к труду. Главным примером здесь служат родители, и именно они должны дать подобающий пример своим детям. В данном случае родители должны показывать правильный пример, ведь в этом возрасте дети всё впитывают и стараются подражать. С самого раннего возраста нужно учить детей работе с инструментами.
2. Школа. Данный социальный институт имеет большие возможности, чтобы разнообразить профориентационную работу. Во-первых, в ходе преподавания учебных предметов, когда педагоги могут
знакомить учащихся не только с определенными отраслями знаний, но и организовывать экскурсии на различные виды производства. Во-вторых, на уроках труда, где у школьников вырабатывается первоначальные навыки работы с инструментом, а в идеале они могут заинтересоваться этим так, что даже поступать будут на похожую специальность. В-третьих, в ходе обследования школьным психологом, который может помочь разобраться в себе, в своих каких-то способностях и недостатках.
3. Профессиональные учебные заведения. Данные заведения могут заниматься тем, что приглашать небольшие группы школьников к себе на экскурсии, рассказывать о своей деятельности, о направлениях, по которым они ведут подготовку кадров, о своих будущих планах, которые могут заинтересовать учащихся, которые возьмут себе это на заметку. Помимо экскурсий, учебные заведения могут принимать участие в профориентации на различных выставках, где от учебного заведения требуется пара сотрудников или студентов, которые будут рассказывать будущим абитуриентам о своём учебном заведении, об учебном процессе и т.д.
4. Предприятия, фирмы и организации. У них есть схожесть в том, что они, как и учебные заведения, могут осуществлять экскурсии, различным образом пропагандировать, раздавать буклеты, приходить в школы с агитацией для будущего трудоустройства. На экскурсиях они могут дать продемонстрировать учащимся свои навыки, дать поработать, попробовать себя в различных ролях. Учащиеся могут посмотреть за работой специалистов и понять, нравится ли им эта работа в будущем или нет и захотят ли они оканчивать учебное заведение по направлению, связанному с данной работой.
5. Правоохранительные организации. Данные организации могут также показать себя во всей своей красе, чтобы убедить молодое поколение в том, что органы нуждаются в хороших кадрах. Помимо этого, сами работники могут принять участие в профориентационной работе с подростками, у которых сложилась трудная жизненная ситуация, тем самым встать им на правильный путь.
6. Учебно-педагогические центры, службы занятости и тому подобное, с одной стороны она оказывает более конкретную помощь самоопределяющимся клиентам, а с другой стороны, выступать в роли координаторов профориентационной работы на уровне района, города или региона.
Помимо социальных институтов, которые занимаются профориентационной работой, имеются ряд направлений, в которых эта работа ведется:
1. Диагностика, это одно из важных направлений профориентационной работы с учащимися, которая занимается изучением интересов, склонностей, профессиональных предпочтений учащихся, способностей, личностных особенностей, мотивации, компетенций и т.д. Также это направление позволяет определить состояние школьников, их особенности, выявить какие-либо проблемные зоны и ресурсы, с помощью которых учащиеся могли бы развиваться в плане профессионального самоопределения.
Профориентационная диагностика осуществляется с помощью специально разработанных диагностических методик, которые можно разделить на объективные и субъективные. Объективные методики занимаются тем, чтобы выявить результативность и особенности выполнения той или иной деятельности (тест на выявление уровня способностей и интеллекта). Субъективные методики помогают получить сведения, сообщаемые о себе самим исследуемым, его самооценка, состояние, поведение в определенных ситуациях (опросники настроения, личностные опросники).
2. Консультация. Профориентационное консультирование (в широком смысле) - консультирование, направленное на решение задач, связанных с профессиональным самоопределением, трудовым становлением и карьерным ростом клиента.
В узком смысле профориентационное консультирование разделяют на собственно профориентацию и карьерное консультирование. Профориентационное консультирование (в узком смысле) направлено на решение
вопросов профессионального самоопределения субъекта учебной деятельности. Сюда относят: способствование выбору профессионального профиля учащегося, будущей специальности, учебно-профессионального заведения, информирование о будущих карьерных перспективах и возможных местах работы специалистов выбранной области и др.
3. Профессиональное просвещение - это ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах хозяйства страны и конкретного региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста и т.д.
Цель профессионального просвещения - создание реальных представлений о мире профессий в целом, осознания и качественных особенностей трудовых задач, функций, прогнозирования работы по определенным профессиям, морального и материального вознаграждения за труд.
Важное место в профессиональной информации занимает знакомство учащихся с огромным миром профессий. Выбор профессий на данный момент действительно огромный, ведь профессии постепенно развивались и совершенствовались. В процессе развития менялись орудия труда, производственным силы, появилось разделение труда, что и привело к изменению профессий. Особенно быстро меняются профессии в век научно-технического прогресса, одни профессии устаревают и им на замену приходят новые, либо старые могут совершенствоваться и привести к новой профессии, которой раньше никто не увлекался и тем более не занимался.
Большую часть в пропаганде играют учителя образовательных учреждений. Не случайно одной из его основных обязанностей является проведение профориентационных мероприятий с учетом возрастных особенностей учащихся и потребностей различных предприятий в кадрах. Ведь сведения о какой-либо профессии учащиеся могут получать при изучении абсолютно любого учебного предмета.
Для успешного профессионального просвещения необходимо выполнять ряд требований:
1. проводить тщательный анализ программ по учебным предметам и тем, при изучении которых целесообразно проводить профессиональное просвещение учащихся;
2. поддерживать тесную связь с учителями-предметниками, а также классными руководителями;
3. знать текущие и перспективные потребности разных фирм, предприятий, хозяйств и т.п.;
4. своевременно подготавливать справочно-информационный материал, который поспособствовал бы выбору той или иной профессии;
5. иметь информационный материал об училищах и предприятиях.
Большая роль в профессиональном просвещении отводится внеурочной деятельности, к которой относятся школьные и внешкольные творческие объединения, кружки, трудовые объединения школьников, профориентационные экскурсии и встречи.
Чтобы реализовать качественную профориентационную работу, необходимо осуществлять её с самого раннего возраста. Ниже представлены виды профориентационной работы.
Виды профориентационной работы:
1. Ранняя, детская консультация. Дошкольное детство является важным периодом в формировании личности ребёнка. В этот период он знакомится с окружающим миром. У него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, начинают вырабатываться привычки, складывается характер. В этом возрасте ребёнок начинает задумываться о том, кем хочет стать, пытается быть похожим на профессию и именно начиная с этого возраста он принимает решение о выборе будущей профессии. И если у ребёнка будет больше спектр различных профессий и разнообразнее, то и выбор ему сделать будет куда проще. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста еще недостаточно изученное направление в педагогике дошкольного образования,
однако в этом возрасте дети уже начинают получать информацию о труде взрослых, взаимодействуя с ними, слушая сказки, рассказы и другие произведения (например К.И. Чуйковский «Айболит», С.В. Михалков «Дядя Стёпа»), а также сюжетно-ролевые игры («Больница», «Парикмахерская»).
2. Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе. Профориентация в школе - это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, которая направлена на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Данная профориентация реализуется на протяжении всего учебного процесса в учебное время, а также во время внеурочную и внешкольную работу с учащимися и их родителями.
3. Профконсультация учителей учащихся.
Роль учителя-предметника в профориентационной работе играет огромную роль в том, какой выбор сделает учащийся и на какое направление пойдёт учиться и работать.
Основными формами профориентационной работы учителя-предметника являются:
1) при изучении определенных тем на уроках, учитель может побеседовать о профессиях, которые связаны с изучаемым материалом;
2) решение различного рода задач с практическим содержанием;
3) участие в олимпиадах, конференциях, мастер-классах;
4) участие в трудовых объединениях во время летних каникул;
5) просмотри видеофрагментов, фильмов, сюжетов, которые могут наталкивать учащихся на то, чтобы пойти по стопам актёров, которын сыгрыли определённые роли;
6) экскурсии на предприятия, выставки;
7) встречи со специалистами различных структур, предприятий или хозяйств;
8) проведение тематических вечеров;
9) оформление стендов или плакатов, которые бы демонстрировали трудовые достижения советских
людей.
4. Профконсультация родителей учащихся.
Люди в 17 лет, а тем более в 15 лет недостаточно зрелые для того, чтобы самостоятельно определиться со своей будущей профессией. В этом возрасте им присущ незрелый максимализм, маленький жизненный опыт, если сравнивать с родителями и зачастую - ложные ценности.
Однако все эти виды не всегда могут помочь учащемуся определиться со своей будущей специальностью и профессией, поскольку есть ряд проблем, которые ему могут в этом помешать:
1. Кадровые проблемы: отсутствие или недостаточная подготовка кадров, ответственных за профориентацию, а также размывание ответственности, нет какого-то определенного человека, который бы целесообразно занялся этим вопросов. Завучи, учителя-предметники, классные руководители, психологи социальные работники и остальные работники школы в какой-то мере вовлечены в процесс профориентации, что ведет к снижению мотивации, делению обязанностей при профориентационной работе.
2. Методические проблемы: сюда можно отнести то, что в школах профориентационные мероприятия носят массовых характер и рассчитаны на какого-то усреднённого ученика, нет индивидуального подхода, если учитель продумал экскурсию на завод, все идут на завод, а кому-то этот завод вообще неинтересен, он бы сходил на день открытых дверей в университет. Также сюда можно отнести то, что дети получают информацию преимущественно словесно, а не наглядно. Им просто рассказывают о том, какие есть предприятия и учебные заведения, что у них есть дни открытых дверей и чем они занимаются, на этом профориентация заканчивается. Ученики не могут познакомиться ближе с профессией, попробовать себя в роли токаря, сантехника, газовщика и
т.д. Ну и главной методической проблемой является то, что профориентация в основном проводится только на этапе предпрофильного обучения, а это 8 - 9 классы, а это слишком поздно.
3. Организационные проблемы: сюда можно отнести то, что у школ нет налаженных контактов с центрами занятости и учащиеся не имеют никакого представления о рынке труда, какие профессии наиболее актуальны. Сюда жа относится то, что в профориентационную работу практически не вовлечены родители, хоть они и в большей степени заинтересованы в правильном выборе профессионального пути своего ребёнка. Последнняя проблема, которая относится к организационным, это то, что в разных школах наблюдается разный уровень внимания к профориентации. Из-за этого ученики имеют неравные возможности профессионального ориентирования.
4. Материально-технические проблемы, к которым относится недостаточное финансирование профориентационных мероприятий, скудная материально-техническая база профориентирования.
5. Управленческие проблемы: во многих школах отсутствует какая-либо программа, согласно которой выстраивался бы график профориентационных мероприятий, и не каждая школа осуществляет мониторинг эффективности проводимой профориентационной работы.
Интерес к рабочей профессии - это форма проявления познавательной потребности к трудовой деятельность, которая чаще всего связана с физическим трудом и осваиваемая в учреждениях среднего профессионального или высшего образования. К данной проблеме необходимо подходить системно и осуществлять профориентацию комплексно, чтобы она имела какой-то результат.
Список используемой литературы:
1. Моя профессиональная карьера: Пособие для учащихся [Текст]/ Науч. ред. С.Н.Чистякова, А.Я. Журкина. - М.: Институт профессионального самоопределения молодежи, 1999. - 77с.
2. Овсянникова С.К. Организация профориентации в школе [Текст] Методическое пособие. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - 362 с.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] - И.: Академия, 2005. - 480 с.
4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки [Текст] -М.: Генезис, 2005. - 208 с.
5. Урутина Т. М., Агеева Л. Г. «Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников» [Текст] - Москва: Издательство «Молодой учёный», 2015.