Педагогические условия профессиональной ориентации обучающихся на этапе предпрофильной подготовки
Бакшеева Этери Павловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» E-mail: [email protected]
Балина Ольга Геннадьевна,
кандидат педагогический наук, старший преподаватель кафедры педагогического и специального образовани, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» E-mail: [email protected]
В статье обосновано значение предпрофильной подготовки школьников к выбору профессии, обозначены проблемы общеобразовательной организации в области профориентаци-онной работы, определены ключевые понятия, структурные компоненты, основные критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному выбору, охарактеризованы педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников основной школы, к которым отнесены активные и интерактивные формы и методы, практико-ориентированные и информационно-коммуникативные технологии, способствующие позитивной динамике в развитии готовности к профессиональному выбору, органнизация профориентационного нетвор-кинга. Показана роль школы в системе профориентационного нетворкинга, заключающаяся в формировании четырех типов педагогически управляемого профориентационного взаимодействия: 1) «родители - учащиеся», 2) «школа-обучающиеся», 3) «работодатели - родители», 4) «работодатели - учащиеся». Отмечаем, что основным инструментом такого взаимодействия выступает коммуникативная площадка, в рамках которой обеспечиваются условия для встречи, знакомства и диалога учащегося, родителя и работодателя. В качестве практико-ориентированных технологий в статье предлагаются учебно-профессиональные пробы, пробы выбора профиля обучения, собственно профессиональные пробы, социальные практики («предпрофессиональная стажировка»), профориентационные игры. Представлены результаты апробации указанных условий в экспериментальном исследовании в одной из общеобразовательных организаций г. Сургута.
Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, предпро-фильная подготовка, готовность к профессиональному выбору, интерактивные формы и методы, практико-ориентированные и информационно-коммуникативные технологии, профессиональная проба, профориентационные игры.
Важнейшей задачей государства и общества сегодня является подготовка будущих выпускников общеобразовательных организаций к выбору профессиональной сферы деятельности. Чем раньше выпускник определится с выбором будущей профессии, тем более качественной будет подготовка к выпускным экзаменам и значительно сократится адаптационный период молодого человека в новой образовательной среде, будь то среда среднего профессионального образования или среда вуза, с большим удовлетворением будет погружаться в образовательный процесс профессиональной организации.
Важность решения указанной задачи отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральной рабочей программе воспитания (ФРПВ) и др. В частности, в ФРПВ одной из базовых направлений воспитания указывается трудовое воспитание, целевыми ориентирами которого на уровне основного общего образования указаны наряду с другими: проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний; выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей, что указывает на необходимость создания в общеобразовательной организации соответствующих условий для формирования у школьников готовности к выбору профессии.
Однако, в реальной педагогической практике ситуация не соответствует тем требованиям, которые предъявляет государство к профессиональной подготовке школьников. Отметим, что «половина выпускников заканчивает школу, не имея определенных профессиональных планов, и эта ситуация практически не меняется на протяжении последних двадцати лет, свидетельствуя о необходимости пересмотра стратегии и тактики про-фориентационной работы с молодежью [5].
Такая ситуация объясняется тем, что в рамках массовой педагогической практики профориентация школьников осуществляется в основном с опорой на информационные способы, традиционные формы.
В научной литературе вопросы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения достаточно изучены и представлены. Так, в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Б.Г. Ананьева, М.И. Дьяченко, Н.Н. Захарова, Е.А. Климова и многих других ученых раскрываются ключевые проблемы, связанные с подготовкой молодежи к выбору профессии.
Однако подробный анализ психолого-педагогических источников свидетельствует о недостаточном внимании вопросам организации профессиональной ориентации школьников на этапе предпрофильной подготовки, а именно недостаточной разработанностью педагогических условий профессиональной ориентации обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [2; 3]. Профориентация школьников - это условие осознанного и адекватного своим возможностям выбора будущей профессии.
В РФ профессиональная ориентация включает целый комплекс совместных мероприятий, объединяющих образовательные организации, службы занятости и др. Однако, как показывает практика, среди недостатков в организации профориентационной работы в современной образовательной организации можно выделить следующие: нерациональный выбор адресата профориентационной информации (необходимо включать в работу не только выпускников, но и обучающихся более младших классов, а также их родителей); преобладание пассивных форм работы (традиционными методами профориентации в школе являются следующие: профессионально-диагностическая беседа, «профориентационные игры», анкетирование, встречи с успешными выпускниками и профессионалами из числа родительской общественности, «ярмарка профессий», что свидетельствует о доминировании информационного и диагностико-консультационного подхода, игнорировании практико-ориентированных форм и методов работы); частичная изолированность родителей обучающихся в вопросах профессионального выбора; отсутствие должного методического сопровождения профориентационной деятельности; слабая мотивация участников профориентационного процесса и т.д.
Далее рассмотрим сущностную характеристику предпрофильной подготовки. Согласно Концепции профильного обучения (2002) старшеклассник основной школы должен быть готов к выбору профиля. Мы же отметим, что педагогическому коллективу, в таком случае, необходимо создавать соответствующие условия для такой готовности [5].
Между тем, результаты многочисленных иссле-° дований показывают неготовность обучающихся " 8-11 классов к осознанному и реалистичному вы-g бору профессии, так как практически они не зна-^ ют свои возможности, не ориентируются в мире Ü профессий и др.
Сегодня мы можем говорить о том, что пред-профильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования) [1; 4].
Таким образом, успешная организация пред-профильной подготовки - это важнейший элемент профориентационной работы, который во многом определяет ее эффективность. В свою очередь, результативность профориентационной работы на этом этапе будет напрямую зависеть от соблюдения ряда педагогических условий, под которыми мы понимаем факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы; как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих развитие учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности (а.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева, Л.М. Яковлева и др.).
Первое педагогическое условие, по нашему мнению, это определение сущности и содержания понятия «готовность к профессиональному выбору», выявление структурных компонентов, основных критериев и показателей готовности, обучающихся к профессиональному выбору.
Готовность к осознанному выбору профессии -понятие, которое включает совокупность знаний о профессиях, соответствующие требованиям общества и личности умения и навыки, убеждения, ценностные ориентации, сформированные в образовательной организации. Это сформированная у подростков установка на осознанный выбор профессии.
Структура готовности к профессиональному выбору представляет собой совокупность компонентов: мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический [7]. Вся система профориентационной деятельности, организуемой в школе, в том числе на этапе предпрофиль-ной подготовки, должна включать в себя формы, методы и технологии работы, оказывающие влияние на все компоненты готовности.
Перечисленные структурные компоненты профессиональной готовности могут выступать в качестве критериев для диагностики готовности к профессиональному выбору у школьников, что позволит выявить проблемы и своевременно внести коррективы в профориентационную деятельность школы.
Второе, не менее важное условие, использование активных и интерактивных форм и методов, практико-ориентированных и информационно-коммуникативных технологий, способствующих позитивной динамике в развитии готовности
к профессиональному выбору, к которым мы относим учебно-профессиональные пробы, пробы выбора профиля обучения, собственно профессиональные пробы, социальные практики, профори-ентационные экспедиции, профориентационные игровые технологии, бизнес-игры, квесты и т.д.
Современные информационно-
коммуникационные технологии (ИКТ) также можно использовать в сфере профессионального самоопределения. Особое значение имеют сайты, на которых представлена информация об образовательных организациях, осуществляющих обучение по выбранному направлению профессиональной подготовки, особенностях поступления, ознакомиться с рейтингами учебных заведении" и оценить востребованность их выпускников. Наиболее интересные ресурсы сети, посвящённые профориентации: https://proforientator.ru/; https://www.uche-ba.ru/; https://bvbinfo.ru/; https://xn - e1agdrafhkao-обЬ.хп - p1ai/ https://proektoria.online/forum и др.
Сюда же можно добавить некоторые инновационные технологии и пространства, успешно реализующиеся в городе Сургут: VR / AR; дополненная и виртуальная реальность, технология реализуемая в кванторумах; 1Т-квантумы; нанобиоквантум.
Третьим условием эффективной профориента-ционной деятельности, а значит фактором, влияющим на готовность к профессиональному выбору, выступает организация профориентационного нетворкинга, в систему которого органично вписываются вышеперечисленные педагогические условия.
Профориентационный нетворкинг является эффективной формой профориентационной работы, представляя собой сеть взаимосвязей в цепочке «школа - обучающиеся - родители - ВУЗы - работодатели». Значение и роль школы в этом процессе заключается в формировании различных типов педагогически управляемого профориента-ционного взаимодействия: 1) «родители - учащиеся», 2) «школа-обучающиеся», 3) «работодатели -родители», 4) «работодатели - учащиеся» [6]. Основным рабочим инструментом выступает коммуникативная площадка, в рамках которой создаются условия для организации диалога обучающихся, родителей и работодателей. Такой площадкой может стать собственно школа, колледж или ВУЗ.
Как показывает практика, зачастую роли «родителя» и «представителя работодателя» сосредоточены в одном лице. Соответственно, направлениями педагогического воздействия школы должны стать: во-первых, активизация позиции работодателя у родителей учащихся и, во-вторых, активизация родительской позиции у работодателей. Это можно сделать, в рамках разнообразных форм, например - родительские мастер-классы, где родители предстают перед своими детьми в роли профессионалов, представителей будущих работодателей [6].
Таким образом, предлагаемые педагогические условия профессиональной ориентации играют важную роль в профориентационной работе. Они
помогают учащимся получить необходимую информацию, опыт и поддержку, чтобы сделать сознательный выбор будущей профессии.
Для проверки действенности и значимости описанных нами педагогических условий был организован педагогический эксперимент. Исследование проводилось в течение 2021-2023 г.г. и включало три этапа.
В качестве экспериментальной площадки исследования выступило одно из муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Сургута. В эксперименте приняли участие 40 учеников 8 класса.
Целью эксперимента было определение результативности педагогических условий организации деятельности по профориентации обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Для понимания более целостной картины актуального состояния качества профориентацион-ной работы в образовательной организации нами были разработаны анкеты для педагогов, администрации.
Педагогам предлагалось выбрать из перечня технологий, форм и методов профессиональной ориентации школьников те, которые ими используются в профориентационной работе. Анализ результатов показал, что не все технологии применяются в профориентационной работе. 90% опрашиваемых отдало предпочтение технологиям профессионального информирования, и только 10% опрошенных в своей работе используют некоторые практико-ориентированные технологии.
Также анкетирование показало, что в школе ведут профориентационную работу среди обучающихся в основном классный руководитель, который помимо основных трудовых функций и внеурочной деятельности, старается уделять внимание каждому ребенку в его профессиональном самоопределении, и педагог-психолог, который занимается выявлением профессиональных склонностей и интересов с помощью психодиагностик.
Таким образом, выявленные проблемы организации профориентационной деятельности в школе могут привести к низкому уровню готовности к профессиональному выбору среди обучающихся и, возможно, повлиять на успех профессиональной деятельности в будущем.
В соответствии с выделенными ранее компонентами готовности к профессиональному выбору, критериями и конкретизирующими их показателями, нами был подобран диагностический инструментарий, представленный в таблице 1.
Непосредственно эксперимент проводился в 2 группах по 20 обучающихся 8 класса. Для определения уровня готовности к профессиональному выбору нами были использованы все заявленные методики, позволяющие получить данные по каждому из компонентов. Подробно представим результаты по одному из них - мотивационно-потребностному. Этот компонент является самым значимым, на наш взгляд. Как известно, мотив -
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Процесс сознательного вы-
бора профессии представляет собой очень сложный и длительный мотивационный процесс, определяющий во многом степень удовлетворенности человека своей жизнью в дельнейшем.
Таблица 1. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному выбору
Критерии Показатели Метод диагностики
Когнитивный Знания о различных профессиях и их специфике; способность воспринимать, понимать и осознавать информацию о той или иной профессиональной деятельности; знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессии; профессиональная направленность личности. Анкетирование; Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климова)
Мотивационно-потребностный Мотивы выбора профессии Мотивы выбора профессии (модифицированная методика С. Гриншпуна)
Деятельностно-практический Проявление волевой активности в профессиональном самоопределении (изучение научных основ профессионального самоопределения, стремление получить консультации, выполнение творческих проектов и профессиональных проб); умение осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному выбору. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Аз-бель)
Анализ мотивов выбора профессии, проведенный при использовании модифицированной методики С. Гриншпуна, показывает, что у 8 (40%) учеников на первом месте стоит получение материального благополучия от будущей профессии.
У 9 (45%) респондентов ведущим мотивом выбора профессии предстает мотив престижности профессии, ее ценность для общества и популярность среди сверстников и взрослых.
Мотив творческой реализации в труде выявлен у 2 (10%) учеников - им необходима деятельность, связанная с творчеством, для них важно, смогут ли они себя творчески реализовывать в профессиональной деятельности. Так же стоит отметить, что этим детям присущ тип направленности «человек - художественный образ».
Мотив делового характера является главным для 1(5%) ученика данной выборки. Это значит, что испытуемого привлекает вербальная атрибутика профессии, т.е. для него важен коммуникативный аспект профессиональной деятельности. Для него значимым является тип направленности «человек - человек».
Практически такие же результаты показала и 2 группа исследуемых.
Обобщенный результат диагностики по всем компонентам готовности к профессиональному выбору показывает, что уровень готовности старших школьников к осознанному выбору профессии является крайне низким. Большинство обучающихся еще не определилось с ведущими профессиональными интересами, не готово к самостоятельному выбору профессии и профессионального направления. Основная масса испытуе-] мых испытывает трудности, им требуется профес-¡э сиональная психолого-педагогическая помощь ~ в определении своих профессиональных склон-сэ ностей и интересов, развитии профессионального значимых и личностных качеств. В мотивационной г сфере у большей части школьников преобладает
материально-прагматической ориентация, внешние мотивы доминируют над удовлетворенностью трудом и его общественной пользой.
На основе результатов констатирующего этапа эксперимента был разработан комплекс мероприятий профориентационного нетворкинга «Про-фКинг» с включением активных и интерактивных форм и методов, практико-ориентированных занятий, использованием информационно-коммуникативных технологий, что должно, на наш взгляд, способствовать позитивной динамике в развитии готовности к профессиональному выбору учащихся на этапе предпрофильной подготовки.
Комплекс состоит из 5 мероприятий профори-ентационной направленности, которые учитывают психологические и возрастные особенностей школьников.
Одной из важных задач в нашем исследовании является организация коммуникативной площадки для взаимодействия и общения обучающихся с родителями и приглашенными специалистами, представителями востребованных в регионе профессий. Для оптимизации подобных встреч необходимо было наладить сетевое взаимодействие с образовательными организациями.
Для оценки эффективности проведенной нами работы был проведен контрольный эксперимент, в котором также приняли участие 2 группы школьников 8 классов, при этом 1 группа полностью прошла курс мероприятий профориентационного нет-воркинга.
Анализ мотивов выбора профессии (модифицированная методика С. Гриншпуна) показывает, что у 13 (65%) респондентов ведущим мотивом выбора профессии является мотив престижности профессии (против 9 (45%) на этапе констатации).
Снизилось количество обучающихся, для которых главным в выборе профессии является материальное благополучие: с 8 (40%) до 3 (15%) человек.
Таблица 2. Комплекс профориентационных мероприятий для учащихся на этапе предпрофильной подготовки
Название мероприятия Целевые ориентиры мероприятия Рекомендуемые формы и методы работы
«Хочу - могу - надо» Расширить знания и представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. Профессиональное просвещение с применением интерактивной технологии профессионального информирования, формирования и развития компетенций профессионального самоопределения.
«День профессий» Формирование положительного имиджа профессий, востребованных мировой, отечественной и региональной экономикой; знакомство обучающихся с содержанием деятельности в рамках отдельной профессии (группы родственных профессий); формирование информационного поля о возможных путях и условиях получения соответствующего профессионального образования. Профессиональное просвещение и консультирование, с применением технологии профессионального информирования и практико-ориентированной технологии профессиональных проб во взаимодействии с профессиональными организациями региона и города.
Квест «МикроСОФТ» Оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении; формирование надпрофессиональ-ных навыков (soft skill). Тестирование и консультирование; педагогическая и психологическая поддержка (сопровождение) учащихся на этапе предпрофильной подготовки посредством игровых, интерактивных и информационных технологий.
«Родительский день» Информирование родителей о перспективах регионального рынка труда и возможностях региональной системы профессионального образования; особенностях профессионального самоопределения подростков в современных условиях и способах оказания помощи детям в их профессиональном выборе. Просвещение родителей обучающихся на этапе предпрофильной подготовки в рамках про-фориентационного нетворкинга посредством технологии профессионального информирования с привлечением спикеров (представителей профессий).
«Без труда и жизнь не та» Выполнения определенных трудовых функций/действий с привлечением экспертов (например, родитель ученика - врач скорой и неотложной медицинской помощи; помощники - студенты 3 курса медицинского института по направлению «Лечебное дело» и т.д.) Проведение профессиональных проб; мастер-классов; профессиоанльных мастерских; коммуникативных прощадок в ходе которых реализуется практико-ориентированная технология, направленная на выполнения определенных трудовых действий.
Неизменным осталось число выбора мотива творческой реализации в труде, он по-прежнему выявлен у 2 (10%) обучающихся. На наш взгляд, это связано с личностными особенностями этих детей.
Мотив делового характера является главным для 2 (10%) обучающихся данной выборки (против 1 (5%)).
В результатах 2-ой группы исследуемых нет значимых изменений.
Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что для развития готовности к выбору профессии на этапе предпрофильной подготовки необходима систематическая, комплексная профориентационная работа. Разработанный комплекс профориентационных мероприятий в нетворкинге, включающий реализацию активных и интерактивных, практико-ориентированных форм и методов, влияет на уровень готовности к осознанному выбору профессии и ведет к положительной динамике.
Литература
1. Байбородова, Л.В. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников / Л.В. Байборода, Е.В. Новикова. - Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 26-32.
2. Бахвалова, С.Б. Профориентация как фактор профессионального самоопределения школьников / С.Б. Бахвалова, Э.М. Киселева, И.В. Савельева. - Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2021. -№ 1 (86). - С. 96-99.
3. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / [И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова]; под общей редакцией В.А. Сла-стенина, И.А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 332, [1] с. - (Профессионализм педагога). - ЮВШ78-5-7695-5606-7. -Текст: непосредственный.
4. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030500 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - Москва: Высшая школа, 2005. - 157, [2] с.: ил. - ^N5-06-005311-3. -Текст: непосредственный.
5. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования/ В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] - М.: Федеральный институт развития образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/ wp-content/uploads/2015/08/Pril_7.pdf, с. 11].
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
и о со
6. Ососова, М.В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся / М.В. Ососова. -Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4. - С. 166172.
7. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие /С.Н. Чистякова. - Москва: Академия, 2005. - 122, [1] с. - (Твоя профессия. Профильное обучение школьников). - IS-BN5-7695-2168-6. - Текст: непосредственный.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-PROFESSIONAL TRAINING
Baksheeva E.P., Balina O.G.
Surgut State Pedagogical University
The article substantiates the importance of pre-professional training of schoolchildren for choosing a profession, identifies the problems of general education organization in the field of career guidance, defines key concepts, structural components, basic criteria and indicators of students' readiness for professional choice, characterizes the pedagogical conditions of professional orientation of high school students of primary school, which include active and interactive forms and methods, practicaloriented and information and communication technologies that contribute to positive dynamics in the development of readiness for professional choice, the organization of career guidance networking. The role of the school in the system of career guidance networking is shown, which consists in the formation of four types of pedagogically guided career guidance interaction: 1) "parents - students", 2) "school-students", 3) "employers - parents", 4) "employers - students". We note that the main tool of such interaction is a communicative platform, within which conditions are provided for meeting, acquaintance and dialogue between the student, parent and employer. As practice-oriented technologies, the article offers educational and professional tests, tests for choosing a training profile, professional tests themselves, social practices ("pre-professional internship"), career guidance games.
The results of the approbation of these conditions in an experimental study in one of the educational institutions of Surgut are presented.
Keywords: pedagogical conditions, professional orientation, professional self-determination, pre-professional training, readiness for professional choice, interactive forms and methods, practice-oriented and information and communication technologies, professional trial, career guidance games.
References
1. Baiborodova, L.V. Pedagogical support of pre-professional training of schoolchildren / L.V. Baiborodova, E.V. Novikova. -Text: direct // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2016. - No. 4. -pp. 26-32.
2. Bakhvalova, S.B. Career guidance as a factor of professional self-determination of schoolchildren / S.B. Bakhvalova, E. M. Kiseleva, I.V. Savelyeva. - Text: direct // The world of science, culture, and education. - 2021. - № 1 (86). - Pp. 96-99.
3. Educational activity of a teacher: a textbook for students of higher educational institutions studying in pedagogical specialties / [I.A. Kolesnikova, N.M. Borytko, S.D. Polyakov, N.L. Selivano-va]; under the general editorship of V.A. Slastenin, I.A. Kolesnikova. - 4th ed., erased. - Moscow: Academy, 2008. - 332, [1] p. - (Teacher's professionalism). - ISBN978-5-7695-5606-7. -Text: direct.
4. Zeer, E.F. Fundamentals of career guidance: a textbook for students studying in the specialty 030500 - Vocational training (by industry) / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, N.O. Sadovniko-va. - Moscow: Higher School, 2005. - 157, [2] p.: ill. - IS-BN5-06-005311-3. - Text: direct.
5. The concept of supporting professional self-determination of students in the conditions of continuous education/ V.I. Blinov, I.S. Sergeev [et al.] - M.: Federal Institute for Educational Development. [electronic resource]. - Access mode: http://www.firo. ru/wp-content/uploads/2015/08/Pril_7.pdf
6. Ososova, M.V. Model of psychological and pedagogical support of professional self-determination of students / M.V. Ososova. - Text: direct // Pedagogical education in Russia. - 2011. -No. 4. - pp. 166-172.
7. Chistyakova, S.N. Pedagogical support of self-determination of schoolchildren: a methodological guide / S.N. Chistyakova. -Moscow: Academy, 2005. - 122, [1] p. - (Your profession. Specialized education of schoolchildren). - ISBN5-7695-2168-6. -Text: direct.
о с
u
CM CM