Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

Актуальность. Профессиональная ориентация является одним из ведущих направлений деятельности современных университетов по ряду причин. Во-первых, она связана с обеспечением набора контингента студентов. Во-вторых, вузы являются ведущими акторами, обеспечивающими осознанное самоопределение школьников, объединяющими все заинтересованные стороны (родителей, школы, работодателей), являются центральным звеном в цепочке «школа-вуз-работодатель». Методы исследования. На основе теоретического анализа специальной литературы, систематизации актуальных практик профориентационной работы со школьниками, а также опыта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по профессиональному самоопределению школьников определены основные проблемные зоны в профориентационном взаимодействии «школа-вуз-работодатель». Результаты исследования. К числу выявленных проблемных зон профориентационной работы, которые предстоит решить вузам, следует отнести следующие: объединение всех заинтересованных сторон (школы, родителей, работодателей, органов государственной власти и т. д.); систематизацию профориентационного взаимодействия со школами; выработку актуального содержания профориентационной работы; определение наиболее эффективных форматов реализации профориентационных мероприятий; разработку и реализацию мер по ранней профориентации (например, форматы «детский университет», «университет открытий» и т. д.). Выводы. Действенным форматом профориентационной работы выступает профессиональная проба. Это практико-ориентированный формат, который позволяет моделировать конкретный вид профессиональной деятельности, в результате чего школьники знакомятся с профессиональной сферой, а в дальнейшем делают осознанный выбор профессиональной сферы. С 2016 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина предлагается более 30 программ профессиональных проб, представляющих возможность знакомства с направлениями подготовки и специальностями, реализуемыми в вузе («Юрист в государственных органах», «Учитель», «Познай себя и других», «Современный пиарщик», «Войсковая разведка» и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TEST AS A TOOL OF CAREER GUIDANCE WORK

Importance. Career guidance is one of the leading areas of activity in modern universities for a number of reasons. Firstly, it is related to ensuring the recruitment of a contingent of students. Secondly, universities are the leading actors providing conscious self-determination of pupil, uniting all interested parties (parents, schools, employers), are the central link in the chain “school-university-employer”. Research methods. Based on the theoretical analysis of special literature, systematization of relevant practices of career guidance work with pupil, as well as the experience of Derzhavin Tambov State University on professional self-determination of schoolchildren, the main problem areas in career guidance interaction “school-university-employer” are identified. Results and Discussion. The identified problem areas of career guidance work that universities have to solve include the following: the unification of all stakeholders (schools, parents, employers, public authorities, etc.); the systematization of career guidance interaction with schools; the development of the actual content of career guidance work; the definition of the most effective formats for the implementation of career guidance development and implementation of measures for early career guidance (for example, the formats “children’s university”, “university of discoveries”, etc.). Conclusion. An effective format of career guidance work is a professional test. This is a practice-oriented format that allows you to model a specific type of professional activity, as a result of which students get acquainted with the professional sphere, and then make an informed choice of the professional sphere. Since 2016 at Derzhavin Tambov State University is offered more than 30 professional trial programs that provide an opportunity to get acquainted with the areas of training and specialties implemented at the university (“Lawyer in state bodies”, “Teacher”, “Know yourself and others”, “Modern PR man”, “Military scouting”, etc.).

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Научная статья УДК 378.4+37.048.4

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-2-258-266

Профессиональная проба как инструмент профориентационной работы

Андрей Васильевич ПРОХОРОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 proh_and@rambler.ru

Актуальность. Профессиональная ориентация является одним из ведущих направлений деятельности современных университетов по ряду причин. Во-первых, она связана с обеспечением набора контингента студентов. Во-вторых, вузы являются ведущими акторами, обеспечивающими осознанное самоопределение школьников, объединяющими все заинтересованные стороны (родителей, школы, работодателей), являются центральным звеном в цепочке «школа-вуз-работодатель».

Методы исследования. На основе теоретического анализа специальной литературы, систематизации актуальных практик профориентационной работы со школьниками, а также опыта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по профессиональному самоопределению школьников определены основные проблемные зоны в профориен-тационном взаимодействии «школа-вуз-работодатель».

Результаты исследования. К числу выявленных проблемных зон профориентационной работы, которые предстоит решить вузам, следует отнести следующие: объединение всех заинтересованных сторон (школы, родителей, работодателей, органов государственной власти и т. д.); систематизацию профориентационного взаимодействия со школами; выработку актуального содержания профориентационной работы; определение наиболее эффективных форматов реализации профориентационных мероприятий; разработку и реализацию мер по ранней профориентации (например, форматы «детский университет», «университет открытий» и т. д.).

Выводы. Действенным форматом профориентационной работы выступает профессиональная проба. Это практико-ориентированный формат, который позволяет моделировать конкретный вид профессиональной деятельности, в результате чего школьники знакомятся с профессиональной сферой, а в дальнейшем делают осознанный выбор профессиональной сферы. С 2016 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина предлагается более 30 программ профессиональных проб, представляющих возможность знакомства с направлениями подготовки и специальностями, реализуемыми в вузе («Юрист в государственных органах», «Учитель», «Познай себя и других», «Современный пиарщик», «Войсковая разведка» и др.).

Ключевые слова: университет, профессиональная проба, профессиональная ориентация

258

© Прохоров А.В., 2023

Для цитирования: Прохоров А.В. Профессиональная проба как инструмент профориентационной работы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 258-266. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-258-266

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-2-258-266

Professional test as a tool of career guidance work

Andrey V. PROKHOROV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation proh_and@rambler.ru

Importance. Career guidance is one of the leading areas of activity in modern universities for a number of reasons. Firstly, it is related to ensuring the recruitment of a contingent of students. Secondly, universities are the leading actors providing conscious self-determination of pupil, uniting all interested parties (parents, schools, employers), are the central link in the chain "school-university-employer".

Research methods. Based on the theoretical analysis of special literature, systematization of relevant practices of career guidance work with pupil, as well as the experience of Derzhavin Tambov State University on professional self-determination of schoolchildren, the main problem areas in career guidance interaction "school-university-employer" are identified.

Results and Discussion. The identified problem areas of career guidance work that universities have to solve include the following: the unification of all stakeholders (schools, parents, employers, public authorities, etc.); the systematization of career guidance interaction with schools; the development of the actual content of career guidance work; the definition of the most effective formats for the implementation of career guidance development and implementation of measures for early career guidance (for example, the formats "children's university", "university of discoveries", etc.).

Conclusion. An effective format of career guidance work is a professional test. This is a practice-oriented format that allows you to model a specific type of professional activity, as a result of which students get acquainted with the professional sphere, and then make an informed choice of the professional sphere. Since 2016 at Derzhavin Tambov State University is offered more than 30 professional trial programs that provide an opportunity to get acquainted with the areas of training and specialties implemented at the university ("Lawyer in state bodies", "Teacher", "Know yourself and others", "Modern PR man", "Military scouting", etc.). Keywords: university, professional trial, career guidance

For citation: Prokhorov, A.V. (2023). Professional test as a tool of career guidance work. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 2, pp. 258-266. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-258-266

АКТУАЛЬНОСТЬ

Профориентационная работа, которую проводят университеты с учащимися школ,

зачастую направлена на решение проблем формирования контингента студентов, для чего активно задействованы различные инструменты маркетинговых коммуникаций. В то

же время профориентационная работа в классическом понимании преследует цель осознанного профессионального самоопределения школьников при выборе будущей профессии, дальнейшем выборе учебного заведения, а также трудоустройства по его окончании. Профессиональная ориентация понимается как «процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно, на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность получить теоретические и практические знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [1, с. 5]. Таким образом, задачи профориентационной работы связаны с созданием необходимых условий, способствующих знакомству с разнообразием профессиональных сфер, формированию мотивации к выбору конкретной профессиональной сферы. Состояние и характер профори-ентационной работы в России нередко подвергаются критике за отсутствие планомерности и системности, пробелы в содержании работы [2]. Проблемные зоны подчеркиваются результатами проводимых исследований, которые указывают на высокую неудовлетворенность уровнем профориентационной работы со стороны родителей. Кроме того, более трети учащихся, согласно исследованиям, на момент окончания школы не имеют четких дальнейших профессиональных ориентиров [2, с. 50].

Актуальность исследования заключена в необходимости выработки содержания и эффективных форматов профориентационной работы, которые могли бы гармонично сочетать интересы разных сторон: университетов -в наборе подготовленных и высокомотивированных студентов, рынка труда - в минимизации кадрового дефицита, личности - в выборе профессиональной сферы в соответствии с индивидуальными интересами и склонностями.

В данных условиях перед вузами стоит ряд задач, а именно:

- объединение всех заинтересованных сторон (школы, родители, работодатели, органы государственной власти и т. д.);

- систематизация профориентационно-го взаимодействия со школами;

- выработка актуального содержания профориентационной работы;

- определение наиболее эффективных форматов реализации профориентационных мероприятий;

- разработка и реализация мер по ранней профориентации (например, форматы «детский университет», «университет открытий» и т. д.).

Исследовательский интерес к проблеме. Наличие проблемных зон в совокупности с острой необходимостью в выработке эффективных форматов профориентационной работы определяют высокий исследовательский интерес к данному направлению.

Опыт профориентационной работы в зарубежных странах представлен в работе С.Н. Толстогузова [3]. Анализ ведущих практик профориентационной работы в зарубежных странах позволил С.Н. Толстогузову сформулировать ряд важных выводов. В частности, государства с высоким уровнем дохода на душу населения демонстрируют пристальное внимание к профориентационной работе, которая направлена на удовлетворение интересов личности, предполагает знакомство школьников с миром профессий уже в младшем школьном возрасте. В развивающихся странах профессиональная ориентация связана преимущественно с потребностями экономики и рынка труда [3], что также рождает определенные противоречия. Например, востребованность в педагогических кадрах не всегда поддерживается интересом абитуриентов при выборе направлений подготовки педагогической направленности.

Профессиональная ориентация в зарубежных странах ориентирована, прежде всего, на интересы личности, поэтому нередко определяется как «организациях непрерывного, длящегося на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями, склонностями и увлечениями де-

тей, составления их портфолио и учет всех этих сведений при профконсультировании и отборе абитуриентов» [3, с. 151].

Специфика организации профориентаци-онной работы в российских вузах представлена в работах И.А. Фирсовой [1], М.В. Разумо-вой [2], А.П. Балакиной [4], Л.А. Кравчук [5], О.Р. Жаворонковой и Н.Б. Бурениной [6], Б.В. Заливанского и Е.В. Самохваловой [7].

Острые проблемы и эффективные решения в целях профессионального самоопределения учащихся, привлечения и сопровождения талантливых студентов в университете рассматриваются в работе Д.А. Троешесто-вой и О.В. Васильевой [8]. Эффективные механизмы профориентационной работы в реализации цепочки «студент - аспирант» рассмотрены в работах В.Ю. Стромова, П.В. Сысоева и В.В. Завьялова [9; 10].

Нами представлены основные направления организации профориентационной работы со школьниками в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, в частности, описана структура уровневой модели профориентационной работы вуза [11; 12], возможности ранней профориентации в формате «детский университет» [13], потенциал вузовских просветительских проектов в контексте профессиональной ориентации [14], а также содержание профориентации в рамках конкретного направления подготовки [15-17].

Особое внимание в отечественной традиции уделяется организации профессиональных проб как эффективного практико-ориентированного формата профориентаци-онной работы со школьниками [18-23].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе теоретического анализа специальной литературы, систематизации актуальных практик профориентационной работы со школьниками, а также опыта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина по профессиональному самоопределению школьников определены основные

проблемные зоны в профориентационном взаимодействии «школа-вуз-рабо-тодатель».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Профессиональная проба как инструмент профориентационной работы. Действенным инструментом предпрофильной подготовки школьников в контексте их профессионального самоопределения выступают профессиональные пробы. С.Ю. Печерская и Р.С. Фомичев видят цель предпрофильной подготовки в обеспечении условий для осознанного выбора учащимися профиля в контексте будущей профессии [18].

Профессиональная проба - это практико-ориентированный формат профориентацион-ной работы, позволяющий моделировать конкретный вид профессиональной деятельности, в результате чего школьники знакомятся с профессиональной сферой, делают осознанный выбор профессии в дальнейшем [18; 19]. Профессиональные пробы рассматриваются в качестве «модели конкретной профессии, посредством апробирования которой обучающиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри» [18, с. 91]. Потенциал использования формата профессиональных проб в настоящее время определяется возможностью формирования практической составляющей профориентационной работы учебного заведения.

С.Ю. Печерская и Р.С. Фомичев выделяют следующие особенности профессиональных проб: диагностический характер пробы (происходит диагностика общих и специальных профессионально значимых качеств); профессиональная проба позволяет сформировать целостное представление о конкретной профессиональной сфере; развивающий характер профессиональных проб предполагает направленность на интересы, склонности, способности и достигается за счет постепенного усложнения практических заданий в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению;

профессиональные пробы дают возможность школьнику понять правильность своего выбора [18, с. 91-92].

Опыт реализации профессиональных проб в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина. С 2016 г. в школах Тамбова и Тамбовской области реализуется элективный курс «Профессии в деталях» в формате профессиональных проб, ориентированный на учащихся 9 классов. Площадками для реализации профессиональных проб стали высшие учебные заведения области (ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбовский государственный технический университет, Тамбовский филиал РАНХиГС, Мичуринский государственный аграрный университет, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт

им. С.В. Рахманинова), средне-специальные учебные заведения (Мичуринский аграрный техникум; Приборостроительный колледж; Строительный колледж; Колледж торговли, общественного питания и сервиса; Промыш-ленно-технологический колледж; Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева и др.), учреждения дополнительного образования (Центр развития творчества детей и юношества - Региональный модельный центр дополнительного образования детей). Важной особенностью реализации элективного курса «Профессии в деталях» заключается в самостоятельном характере выбора профессиональных проб учащимися из всей совокупности программ. Школьник выбирает 3 профессиональные пробы по 8 часов по непересекающимся направлениям. Выбор школьника позволяет познакомиться как с конкретными профессиональными сферами, так и с учебными заведениями, преподавателями, условиями обучения.

Державинский университет предлагает школьникам области более 40 программ профессиональных проб по различным профилям. Длительность каждой профессиональной пробы составляет 8 академических часов для офлайн-формата. В период пандемии (2020/2021, 2021/2022 учебные годы) профессиональные пробы проводились в он-

лайн-формате, их продолжительность составляла 4 академических часа. В офлайн-формате профессиональная продолжительность профессиональной пробы составляет 8 часов: первый час включает вводное теоретическое занятие (знакомство с конкретной профессиональной сферой, базовыми категориями, техникой безопасности), последующие занятия (7 часов) знакомят с профессиональной сферой через практические форматы [12]. Для реализации профессиональных проб нередко задействованы профильные лаборатории, специализированные кабинеты, позволяющие моделировать реальные условия.

В 2020/2021 учебном году обучение прошли 2047 человек по 35 программам (143 учебных группы), в 2021/2022 учебном году -2059 человек по 29 программам (132 учебных группы), в 2022/2023 учебном году -1832 человека по 33 программам (112 учебных групп). Наиболее востребованными программами профессиональных проб являются: «Безопасность бизнеса превыше всего», «Войсковая разведка», «Физкультурно-спор-тивная деятельность», «Медицинская сестра/медицинский брат», «Учитель», «Познай себя и других», «Юрист в государственных органах» и др.[12].

Профессиональная проба может рассматриваться в качестве формата профориентаци-онной работы в рамках отдельного направления подготовки. В ТГУ им. Г.Р. Державина направление подготовки «Реклама и связи с общественностью» представлено двумя программами профессиональных проб - «Рекламист - профессия XXI века» и «Современный пиарщик». Профессиональная проба «Рекламист - профессия XXI века» включает темы, касающиеся понятия и функций рекламы, основных видов и форм рекламной деятельности, основ копирайтинга и неймин-га, разработки уникального торгового предложения. На заключительном занятии слушатели профессиональной пробы «Рекламист - профессия XXI века» представляют собственные разработки. На профессиональной пробе «Современный пиарщик» школьники знакомятся с основными функциями

РЯ, технологиями построения имиджа, спецификой функционирования пресс-служб, основами написания РЯ-текстов и т. д. [17].

ВЫВОДЫ

В результате теоретического анализа специальной литературы, а также обобщения ведущего опыта профориентационной работы отечественных вузов были выделены следующие проблемные зоны, решение которых ложится на университеты совместно с другими заинтересованными сторонами (школы, родители, работодатели, органы государственной власти и т. д.), а именно: систематизация профориентационного взаимодействия со школами; выработка актуального содержания профориентационной работы; определение наиболее эффективных форматов реализации профориентационных мероприятий; разработка и реализация мер по ранней профориентации (например, форматы «детский университет», «университет открытий» и т. д.).

Таким образом, университеты в современных условиях являются ведущим актором профориентации школьников, объединяя при этом другие заинтересованные стороны:

школы, родителей, работодателей, органы государственной власти. Профориентацион-ная работа предполагает использование различных форматов, в том числе привлечение инструментов маркетинговых коммуникаций.

Одним из действенных форматов проф-ориентационной работы со школьниками являются профессиональные пробы, традиционно рассматриваемые в качестве этапа предпрофильной подготовки. Профессиональные пробы призваны сформировать условия для моделирования реальных условий профессиональной сферы, а реализация пробы базируется на серьезном практическом компоненте. Практическая ориентация профессиональных проб позволяет школьнику получить представление о профессии (профессиональной сфере), понять, насколько интересы учащегося соотносятся с конкретной профессиональной сферой. В течение 7 лет Державинский университет принимает активное участие в реализации регионального проекта «Профессии в деталях»: университет предлагает школьникам Тамбова и области более 30 программ по различным направлениям подготовки и специальностям, реализуемых в стенах вуза.

Список источников

1. Фирсова И.А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы Финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 4-7. https ://elibrary.ru/vsfanh

2. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. № 3 (11). С. 49-57. https://elibrary.ru/szofvb

3. Толстогузов С.Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1. С. 151-165. https://elibrary.ru/tjyqht

4. Балакина А.П. Профориентация в системе управления развитием человеческих ресурсов // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 3-6. https://elibrary.ru/nbvleq

5. Кравчук Л.А. Профориентация в вузе: проблема, практика, проекты // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. № 4. С. 21-27. https://elib-rary.ru/rwxxsb

6. Жаворонкова О.Р., Буренина Н.Б. Профориентация как инструмент сохранения баланса между рынками труда и образовательных услуг // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. № 2 (72). С. 89-94. https://doi.Org/10.34771/UZCEPU.2021.72.2.019, https://elib-rary.ru/levply

7. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Проблемы организации профориентационной работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 64-70. https://elibrary.ru/shqlmf

8. Троешестова Д.А., Васильева О.В. Система профессиональной ориентации учащихся, привлечения и сопровождения талантливой молодежи в университете // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 125-131. https://elibrary.ru/zayfov

9. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 189. С. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14, https://elib-rary.ru/cehwob

10. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие молодежной науки в классическом вузе: опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Тамбов: Изд. дом «Державин-ский», 2021. 130 с. https://elibrary.ru/dzexmp

11. Прохоров А.В., Жмырева Н.А. Профориентационная работа в университете: традиционные и новые формы взаимодействия со школьниками // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 103. С. 73-76. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76, https://elibrary.ru/vajgye

12. Прохоров А.В. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 2. С. 319-328. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-319-328, https://elibrary.ru/oszuyq

13. Прохоров А.В. Детский университет как инструмент ранней профориентации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4. № 13. С. 25-30. https://elibrary.ru/xrmbvr

14. Прохоров А.В., Жмырева Н.А. Просветительские проекты в контексте профориентационной деятельности вуза // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования - 2018: материалы 9 Междунар. науч.-метод. конф. / отв. ред. С.Д. Погорелова. 2018. С. 63-65. https://elibrary.ru/ymlhid

15. Прохоров А.В., Грибкова С.С. «Школа молодого рекламиста» как инструмент профориентационной работы по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Погорелова. Тюмень, 2020. С. 90-92. https://elibrary.ru/kletgx

16. Прохоров А.В., Пядышева Т.Г. Содержание профориентационной работы по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» в ТГУ имени Г.Р. Державина // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 3 (45). С. 91-94. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-91 -94, https ://elibrary.ru/qqlvyn

17. Прохоров А.В., Пядышева Т.Г. Профессиональная проба как инструмент профоринтационной работы по направлению «Реклама и связи с общественностью» // Коммуникативная культура: история и современность: материалы 12 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. О.Д. Журавель. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2022. С. 25-27. URL: https://www.nsu.ru/n/humanities-institute/research/events/comm-cult-2022/05-prokhorov-pyadysheva.pdf (дата обращения: 23.12.2022).

18. Печерская С.Ю., Фомичев Р.С. Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 89-94. https://elibrary.ru/zcnpyd

19. Шахова Е.А. Профессиональные пробы как основная форма профориентационной работы // Образование. Карьера. Общество. 2021. № 1 (68). С. 34-35. https://elibrary.ru/ctkuow

20. Белоусова А.К. Профессиональные пробы как форма профессионального самоопределения учащихся школ // Научно-методический журнал Поиск. 2017. № 1 (57). С. 67-71. https://elibrary.ru/ynwqef

21. Организация профессиональных проб / под ред. Н.Р. Огневой, Д.И. Спичевой. Томск: Изд. дом Томск. гос. ун-та, 2019. 161 с. https://elibrary.ru/xhkqmx

22. Килина И.А., Рылова Н.Т., Вершинина И.Ю., Белов В.Ф. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях / под общ. ред. Е.Л. Рудневой. Кемерово: ГБУ ДДО «КРИРПО», 2016. 88 с. https://elibrary.ru/ysjwid

23. Чистякова C.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Гапоненко А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения / под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Изд. центр «Академия», 2014. 192 с. https ://elibrary.ru/uakgdf

References

1. Firsova I.A. (2015). Professional orientation in development education system: the experience of Financial university. Upravlencheskie nauki v sovremennom mire = Managerial Sciences in the Modern World, vol. 2, no. 1, pp. 4-7. (In Russ.) https://elibrary.ru/vsfanh

2. Razumova M.V. (2014). Vocational guidance in Russia: development, problems, prospects. Professional'noe obrazovanie i obshchestvo [Professional Education and Society], no. 3 (11), pp. 49-57. (In Russ.) https ://elibrary.ru/szofvb

3. Tolstoguzov S.N. (2015). Career guidance experience abroad. Obrazovanie i nauka = Education and Science Journal, no. 1, pp. 151-165. (In Russ.) https://elibrary.ru/tjyqht

4. Balakina A.P. (2011). Vocational guidance in a control system by development of manpower resources. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, no. 12, pp. 3-6. (In Russ.) https://elibrary.ru/nbvleq

5. Kravchuk L.A. (2013). Proforientatsiya v vuze: problema, praktika, proekty [Career guidance at the university: problem, practice, projects]. Sovremennaya sotsial'naya psikhologiya: teoreticheskie podkhody i prik-ladnye issledovaniya [Modern Social Psychology: Theoretical Approaches and Applied Research], no. 4, pp. 21-27. (In Russ.) https://elibrary.ru/rwxxsb

6. Zhavoronkova O.R., Burenina N.B. (2021). Career guidance as a tool for maintaining a balance between labor markets and educational services. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo univer-siteta = Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University, no. 2 (72), pp. 89-94. (In Russ.) https://doi.org/10.34771/UZCEPU.2021.72.2.019, https://elibrary.ru/levply

7. Zalivanskii B.V., Samokhvalova E.V. (2014). Organization of career guidance at the university. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, no. 7, pp. 64-70. (In Russ.) https://elibrary.ru/shqlmf

8. Troeshestova D.A., Vasil'eva O.V. (2017). System of student career guidance and support of talented youth at the university. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, no. 7 (214), pp. 125-131. (In Russ.) https://elibrary.ru/zayfov

9. Stromov V.Yu., Sysoev P.V., Zavyalov V.V. (2020). Attracting talented youth to study in post-graduate programme at a classical university. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 25, no. 189, pp. 7-14. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-189-7-14, https://elibrary.ru/cehwob

10. Stromov V.Yu., Sysoev P.V., Zavyalov V.V. (2021). Razvitie molodezhnoi nauki v klassicheskom vuze: opyt Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina [The development of youth science in a classical university: the experience of Derzhavin Tambov State University]. Tambov, Derzha-vinskii Publishing House, 130 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/dzexmp

11. Prokhorov A.V., Zhmyreva N.A. (2018). Professional orientation work at the university: traditional and new forms of interaction with pupils. Sotsial 'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social-Economic Phenomena and Processes, vol. 13, no. 103, pp. 73-76. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-103-73-76, https://elibrary.ru/vajgye

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Prokhorov A.V. (2022). Modern approaches to career guidance of school students. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 27, no. 2, pp. 319-328. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-319-328, https://elibrary.ru/oszuyq

13. Prokhorov A.V. (2018). Children's university as an instrument of early career guidance. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obshchestvennye nauki = Tambov University Review. Series Social Sciences, vol. 4, no. 13, pp. 25-30. (In Russ.) https://elibrary.ru/xrmbvr

14. Prokhorov A.V., Zhmyreva N.A. (2018). Prosvetitel'skie proekty v kontekste proforientatsionnoi deya-tel'nosti vuza [Educational projects in the context of career guidance activities of the university]. In: Pogore-lova S.D. (executive ed.). Materialy 9 Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii «Problemy in-zhenernogo i sotsial'no-ekonomicheskogo obrazovaniya v tekhnicheskom vuze v usloviyakh modernizatsii vysshego obrazovaniya - 2018» [Proceedings of the 9th International Scientific and Methodical Conference "Problems of Engineering and Socio-Economic Education in a Technical University in the Conditions of Modernization of Higher Education - 2018"]. Tyumen, pp. 63-65. (In Russ.) https://elibrary.ru/ymlhid

15. Prokhorov A.V., Gribkova S.S. (2020). «Shkola molodogo reklamista» kak instrument proforientatsionnoi raboty po napravleniyu podgotovki «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» ["School of a young advertiser" as a tool of career guidance in the field of training "Advertising and public relations"]. In: Pogore-

lova S.D. (executive ed.). Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Gumanitarizat-siya inzhenernogo obrazovaniya: metodologicheskie osnovy i praktika» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Humanitarization of Engineering Education: Methodological Foundations and Practice"]. Tyumen, pp. 90-92. (In Russ.) https://elibrary.ru/kletgx

16. Prokhorov A.V., Pyadysheva T.G. (2020). Content of career guidance work in "advertising and public relations" programme at Derzhavin TSU. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal «Gaudeamus» = Psychology-Pedagogical Journal "Gaudeamus", vol. 19, no. 3 (45), pp. 91-94. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2020-19-3(45)-91-94, https://elibrary.ru/qqlvyn

17. Prokhorov A.V., Pyadysheva T.G. (2022). Professional'naya proba kak instrument proforintatsionnoi raboty po napravleniyu «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» [Professional test as a tool of career guidance work in the direction of "advertising and public relations"]. In: O.D. Zhuravel (executive ed.). Materialy 12 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Kommunikativnaya kul'tura: istoriya i sovremennost'» [Proceedings of the 12th All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation "Communicative Culture: History And Modernity"]. Novosibirsk: Novosibirsk State University Publishing and Printing Center, pp. 25-27. (In Russ.) Available at: https://www.nsu.ru/n/humanities-institute/research/events/comm-cult-2022/05-prokhorov-pyadysheva.pdf (accessed 23.12.2022).

18. Pecherskaya S.Yu., Fomichev R.S. (2019). Professional trials as a factor of personal and professional self-determination of students. Professional 'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, no. 1 (33), pp. 89-94. (In Russ.) https://elibrary.ru/zcnpyd

19. Shakhova E.A. (2021). Professional'nye proby kak osnovnaya forma proforientatsionnoi raboty [Professional trials as the main form of career guidance work] Obrazovanie. Kar 'era. Obshchestvo [Education. Career. Society], no. 1 (68), pp. 34-35. (In Russ.) https://elibrary.ru/ctkuow

20. Belousova A.K. (2017). Professional'nye proby kak forma professional'nogo samoopredeleniya uchash-chikhsya shkol [Professional trials as a form of professional self-determination of school students]. Nauch-no-metodicheskii zhurnal Poisk [Scientific and Methodical Journal "Search"], no. 1 (57), pp. 67-71. (In Russ.) https://elibrary.ru/ynwqef

21. Ogneva N.R., Spicheva D.I. (eds.). (2019). Organizatsiya professional'nykh prob [Organization of Professional Trials]. Tomsk, Tomsk State University Publishing House, 161 p. (In Russ.) https://elib-rary.ru/xhkqmx

22. Kilina I.A., Rylova N.T., Vershinina I.Yu., Belov V.F. (2016). Organizatsiya professional'nykh prob dlya starsheklassnikov v professional 'nykh obrazovatel 'nykh organizatsiyakh [Organization of Professional Trials for High School Students in Professional Educational Organizations]. Kemerovo, Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development Publ., 88 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/ysjwid

23. Chistyakova C.N., Rodichev N.F., Lerner P.S., Gaponenko A.V. (2014). Professional'nye proby: tekhnolo-giya i metodika provedeniya [Professional Trials: Technology and Methods of Holding]. Moscow, Akade-miya Publ., 192 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/uakgdf

Информация об авторе

Прохоров Андрей Васильевич, кандидат филологических наук, доцент, директор Департамента маркетинга образовательных услуг, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, https://or-cid.org/0000-0002-1263-695X, proh_and@rambler.ru

Поступила в редакцию 13.01.2023 Поступила после рецензирования 27.03.2023 Принята к публикации 27.04.2023

Information about the author

Andrey V. Prokhorov, PhD (Philology), Associate Professor, Head of Marketing of Educational Services Department, Associate Professor of Journalism, Advertising and Public Relations Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, https://or-cid.org/0000-0002-1263-695X, proh_and@rambler.ru

Received 13.01.2023 Approved 27.03.2023 Revised 27.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.