Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА САМООЦЕНКУ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА'

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА САМООЦЕНКУ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / эмоциональный интеллект / психологический тренинг / психолог / адепт / служебная деятельность / self-esteem / emotional intelligence / psychological training / psychologist / adept / professional activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Королев Игорь Александрович

Статья отражает результаты научного исследования влияния психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта. Раскрываются определения понятий самооценка, эмоциональный интеллект. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается влияние психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта с использованием оценки достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the results of a scientific study of the influence of psychological training on self-esteem and emotional intelligence of psychologists of professional activity at the adept stage. The definitions of the concepts of self-esteem and emotional intelligence are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the influence of psychological training on self-esteem and emotional intelligence of psychologists of professional activity at the adept stage using an assessment of the reliability of differences (Student's t-criterion).

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА САМООЦЕНКУ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА»

2. Ганзен, В.А. Эмоциональные состояния / В.А. Ганзен. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева, 2013. - 76 с. - ISBN 978-5-85981-557-9. - URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2014/01/12/d5478cb846571c9d8el844af240a75bb/kotova-ev-profilaktika-sindroma.pdf

3. Ильин, Е.П. Методы изучения эмоциональной сферы человека / Е.П. Ильин. - Ярославль: Ярославский Государственный Университет, 2018. - 344 с. - ISBN 978-5-8397-0638-5. - Текст: непосредственный.

4. Леонтьев, А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев - 3 изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 343 с. - ISBN 978-5-534-03082-2. - Текст: непосредственный.

5. Леонтьев, А.Н. Эмоции / А.Н. Леонтьев - Текст: непосредственный // Философская энциклопедия. - 2020. - 553 с. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41832020_82270486.pdf

6. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. Текст: непосредственный. - М.: Смысл, 2006.-63 с.

7. Пономарева, Е.В. Экономические составляющие коррупции в уголовно-исполнительной системе / Е.В. Пономарева. - Текст: электронный // Человек: преступление и наказание. - 2014. - № 3. - С. 118-124. - URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/292243

8. Rean, А.А. Problems and prospects of development of the concept of locus of personality control / A.A. Rean. - Text: direct 11 Psychological journal. - 2019. - No. 4. - Pp. 3-13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-zhiznestoykosti-v-kontekste-agressiv-nosti-lichnosti

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Королев Игорь Александрович

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА НА САМООЦЕНКУ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА

Аннотация. Статья отражает результаты научного исследования влияния психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта. Раскрываются определения понятий самооценка, эмоциональный интеллект. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается влияние психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта с использованием оценки достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).

Ключевые слова: самооценка, эмоциональный интеллект, психологический тренинг, психолог, адепт, служебная деятельность.

Annotation. The article reflects the results of a scientific study of the influence of psychological training on self-esteem and emotional intelligence of psychologists of professional activity at the adept stage. The definitions of the concepts of self-esteem and emotional intelligence are revealed. The research methods used are described and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the influence of psychological training on self-esteem and emotional intelligence of psychologists of professional activity at the adept stage using an assessment of the reliability of differences (Student's t-criterion).

Key words: self-esteem, emotional intelligence, psychological training, psychologist, adept, professional activity.

Введение. Тема исследования «Влияние психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта» является актуальной по нескольким причинам.

Тренинги по развитию самооценки и ЭИ становятся все более популярными среди психологов. Однако, вопрос о влиянии тренингов на эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности остается открытым, особенно в отношении стадии адепта.

Самооценка и эмоциональный интеллект являются важными факторами, влияющими на профессиональную эффективность психологов. Высокий уровень самооценки помогает психологам чувствовать уверенность в своих способностях и принимать решения, а высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет им эффективно общаться с клиентами и коллегами.

Изучение влияния психологических тренингов на эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности позволит определить, какие методы являются наиболее эффективными для развития эмоционального интеллекта, а также выявить возможные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются участники тренинга. Это, в свою очередь, поможет разработать более эффективные программы обучения и развития для психологов.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости изучения влияния психологических тренингов на самооценку и развитие эмоционального интеллекта у психологов служебной деятельности на стадии адепта. Результаты исследования могут быть полезны для разработки программ обучения и тренингов для начинающих психологов, а также для улучшения профессиональной подготовки психологов в целом.

Изложение основного материала статьи. Отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн) самооценка рассматривается как сторона самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый её жизнедеятельностью. Самооценка имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями [1].

С.А. Будасси считал, что оценивание себя происходит двумя способами: сравнение своих ожиданий от работы с её реальными итогами или сопоставление себя и других людей. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень [2].

В книге «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» С.В. Ковалёв понимает самооценку как оценку самого себя, своих способностей, черт характера и положения среди окружающих можно описать как процесс, в ходе которого человек

анализирует свои сильные и слабые стороны, достижения и неудачи, а также своё место в обществе. Ответ не нравится? Жмите «Ещё раз» [3].

В своей книге О.Н. Молчанова отмечает, что люди с низкой самооценкой обладают «путанным» представлением о себе, т.к. у них изменяющийся, непостоянный и неопределенный образ самого себя. Человек с низкой самооценкой не испытывает к себе чувства нежности, привязанности и любви, однако это не свидетельствует о том, что человек себя ненавидит. Человек с низкой самооценкой отличается отсутствием позитивного самоописания. Людям с низкой самооценкой свойственны такие черты, как тревожность, неуверенность, зависимость; им чаще кажется, что их не любят, что о них плохо думают [6].

A.A. Реан обозначает объективное восприятие человеком своих способностей, моральных качеств и поступков. Такая оценка помогает человеку относиться к себе критично, что позволяет ему адекватно оценивать свои возможности и сопоставлять их с различными задачами и требованиями окружающих [7].

Высокая самооценка означает, что человек положительно оценивает свои личные качества, способности и достоинства. Такие люди уверены в себе и считают, что неудачи являются случайными и вызваны временными обстоятельствами, в то время как успех - это закономерность и личная заслуга. Они часто воспринимают себя как талантливых, успешных и обладающих другими положительными качествами. Люди с высокой самооценкой достаточно уверены в себе, чтобы принимать собственные решения и отстаивать их [6].

Понятие и идея исследования ЭИ как психологического феномена связана с развитием концепции социального интеллекта [5].

Эмоциональный интеллект, согласно М.А. Манойловой, - это способность понимать, принимать и регулировать свои эмоции и чувства других людей. Он представляет собой сочетание когнитивных, эмоциональных и регуляторных функций, объединяющее ум и чувства в процессе познания и деятельности. Эмоциональный интеллект включает в себя эмоциональные, коммуникативные и регуляторные свойства личности, которые помогают понять и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, что влияет на эффективность деятельности, успешность взаимодействия с другими людьми и личное развитие [4].

Согласно Д.В. Люсину, эмоциональный интеллект - это способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Эта способность включает в себя распознавание эмоций у себя и у других людей, идентификацию этих эмоций и понимание причин и последствий, связанных с ними. Кроме того, способность управлять эмоциями подразумевает контроль над интенсивностью эмоций и внешним выражением, а также возможность вызывать определенные эмоции при необходимости [7].

Во время исследования влияния тренинга на самооценку и ЭИ психологов служебной деятельности на стадии адепта был реализован профессиографический анализ деятельности. Была рассмотрена общая характеристика профессии, в процессе чего стало ясно, что учебно-профессиональная деятельность психологов служебной деятельности на стадии адепта - вид обучения, который направлен на приобретение профессиональных знаний, навыков и качеств, необходимых для будущей карьеры. Мы выделили ряд личностных качеств, которыми должны обладать психологи служебной деятельности на стадии адепта для освоения профессии и успешной будущей деятельности в рамках этой профессии. Среди них находятся мнемические, аттенционные, эмоционально-волевые, индивидуально типологические, сенсорные, перцептивные и имажинитивные свойства.

Объектом нашего научного исследования стала учебно-профессиональная деятельность психологов служебной деятельности на стадии адепта. Предметом выступило влияние психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта. Мы выдвинули предположение о том, что психологический тренинг влияет на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта, а именно: психологический тренинг повышает самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности на стадии адепта.

Для проверки выдвинутой гипотезы была составлена выборка из 40 психологов служебной деятельности на стадии адепта, из них 15 психологов в экспериментальной группе и 25 в контрольной. Для реализации поставленных задач мы использовали такие методы, как теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных - оценка достоверности отличий (t-критерий Стьюдента), профессиографический анализ деятельности. С целью получения эмпирического материала для его последующей математической обработки мы применяли такие психодиагностические инструменты, как «Определение уровня самооценки» C.B. Ковалёв; «Методика исследования самооценки личности» С.А. Будасси; «Тест эмоционального интеллекта, ЭмИн» (Д.В. Люсин); «Тест эмоционального интеллекта МЭИ» (М.А. Манайлова).

Из результатов исследования самооценки по методике C.B. Ковалёва следует, что психологи служебной деятельности на стадии адепта в большинстве случаев редко страдают от «комплекса неполноценности», который проявляется в иррациональной вере в то, что окружающие имеют превосходство над респондентом. Подтверждением этому являются 60% респондентов со средней самооценкой. Высокий уровень самооценки присущ 32,5% респондентов. Исходя из этого выходит, что таким психологам служебной деятельности на стадии адепта не свойственен «комплекс неполноценности», исследуемые с высоким показателем самооценки адекватно и спокойно реагируют на замечания в свой адрес, а также редко сомневаются в правильности своих действий. Чаще всего страдают от «комплекса неполноценности» 7,5% респондентов с низким уровнем самооценки, т.к. они стремятся считаться с мнением других, а также болезненное восприятие критики и замечаний в свой адрес.

Проанализировав данные, полученные по методике С.А. Будасси можно заключить о том, что у большей части респондентов, а именно 57,5%, диагностирована средняя адекватная самооценка. Высокая адекватная самооценка наблюдается у 25% респондентов. Неадекватно высокой самооценкой обладают 7,5% респондентов, для которых характерно фрустрированность, завышенная требовательность к окружающим. Также для 7,5% респондентов свойственна низкая адекватная самооценка. Во многом такой результат зависит от установки опрашиваемого на неудачу. Неадекватно низкая самооценка выявлена у 2,5% респондентов. Такие показатели означают, что респонденты выбирают слишком легкие и простые цели.

Исследование ЭИ по методике Д.В. Люсина наводит на мысль, что психологам служебной деятельности на стадии адепта легче понимать и контролировать эмоции других людей, чем свои собственные. Подтверждением этому 45% респондентов с высоким показателем межличностного эмоционального интеллекта. Респонденты в составе 22,5% обладают высоким показателем внутриличностного эмоционального интеллекта. Низкий показатель межличностного эмоционального интеллекта присущ 17,5% респондентов, то есть им сложно определить эмоции других людей.

Анализ эмоционального интеллекта по методике М.А. Манойловой показывает, что 52,5% участников имеют высокий уровень общего показателя эмоционального интеллекта. Это указывает на равномерное развитие всех компонентов, включая осознание своих эмоций, управление своими эмоциями, осознание эмоций других людей и управление эмоциями

других людей. 30% участников имеют средний уровень общего показателя эмоционального интеллекта, что говорит о различиях в развитии отдельных компонентов, но при этом средний уровень предполагает возможность улучшения отстающих компонентов. Наконец, низкий уровень общего показателя эмоционального интеллекта был обнаружен у 17,5% участников, что свидетельствует о слабом развитии всех компонентов и отсутствии мотивации к достижению успеха в общении и взаимодействии.

Для выявления влияния психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности была использована оценка достоверности отличий по t-критерию Стьюдента между изменениями (дельтами) показателей в контрольной и экспериментальной группах.

Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях эмоционального интеллекта по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (по методике Д. В. Люсина) между обеими группами (контрольной и экспериментальной) (при р<0,05), так как t-3Mn=2,46, 1-крит=1,96. Психологический тренинг повлиял на показатель эмоционального интеллекта, повысив его значение у испытуемых экспериментальной группы, а значит, что психологам служебной деятельности на стадии адепта будет проще определять свои собственные чувства и управлять ими [8].

Анализ эффективности влияния психологического тренинга на эмоциональный интеллект, продиагностированный по методике М.А. Манойловой «Тест эмоционального интеллекта, МЭИ» позволяет заключить об обнаружении значимых отличий в дельта-показателях эмоционального интеллекта по шкалам «Интегральный показатель эмоционального интеллекта» и «Управление своими чувствами» между обеими группами (при р<0,05 и р<0,001 соответственно), так как t-3Mn=2,13, 1-крит=1,96 и t-3Mn=4,62, 1-крит=3,57 соответственно. Следовательно, психологический тренинг повлиял на показатель эмоционального интеллекта, повысив его значение у испытуемых экспериментальной группы.

Анализ эффективности влияния психологического тренинга на самооценку, продиагностированный по методике С. В. Ковалёва свидетельствует о наличии значимых отличий в дельта-показателях самооценки между обеими группами (при р<0,05), так как t-3Mn=2,92, 1-крит=1,96. Психологический тренинг повлиял на самооценку, повысив его значение у испытуемых экспериментальной группы, а значит, что психологи служебной деятельности на стадии адепта будут реже подстраиваться под мнение окружающих и страдать от «комплекса неполноценности».

Согласно результатам анализа эффективности влияния психологического тренинга на самооценку, продиагностированный по методике С. А. Будасси «Методика определения самооценки личности», обнаружены значимые отличия в дельта-показателях самооценки между обеими группами (при р<0,01), так как t-3Mn=3,79, 1-крит=3,57. Психологический тренинг повлиял на самооценку, повысив его значение у испытуемых экспериментальной группы, а значит, что психологи служебной деятельности на стадии адепта стали увереннее в себе, что позволит им регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам.

Выводы. Психологический тренинг оказал положительное влияние на психологов, работающих в службе на этапе новичка, что способствовало улучшению их способности понимать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоции других людей. Тренинг также помог повысить самооценку, что проявляется в спокойном и конструктивном отношении к совершённым ошибкам и их анализу для предотвращения повторения. В итоге можно утверждать, что психологический тренинг повлиял на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности, увеличил их общий показатель эмоционального интеллекта и способность управлять своими эмоциями. Таким образом, предположение о том, что психологический тренинг способствует повышению самооценки и эмоционального интеллекта психологов служебной деятельности на стадии адепта подтверждается.

Литература:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб. Питер, 2008. -400 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Москва. Логос, 2004. - 384 с.

3. Ковалёв, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Книга для учителей / С.В. Ковалёв. - Москва, Просвещение, 1991. - 144 с.

4. Манойлова, М.А. Эмоциональный интеллект будущего педагога: акмеологическая диагностика и методы развития / М.А. Манойлова. - Москва. Paleograph Press, 2008. - 128 с.

5. Мачнев, В.Я. Социальный и эмоциональный интеллект: монография / В.Я. Мачнев, Е.И. Чердымова. - Самара. Самарский университет, 2022. - 148 с.

6. Молчанова, О.Н. Психология самооценки: учебное пособие для вузов / О.Н. Молчанова. - Москва. Юрайт, 2023.-308 с.

7. Немов, P.C. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию: учебник и практикум для вузов / P.C. Немов. -Москва. Юрайт, 2023. - 728 с

8. Weissbach, С. Emotional intelligence / С. Weissbach. -Moscow: LIK-Press, 1998. - 160 р.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Гоголева Василина Васильевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Аннотация. Когнитивная гибкость - это часть исполнительной функции, которая помогает людям приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, что важно для адаптации детей к окружающей среде. Наряду с быстрым когнитивным развитием в дошкольном возрасте дошкольники также демонстрируют зрелость в символических функциях, которые приобретают отчетливые черты в творческой игре. Это исследование было направлено на то, чтобы понять роль возраста и творческой игры в прогнозировании когнитивной гибкости детей дошкольного возраста. Выборка была проведена с использованием метода удобной выборки, и объектами исследования стали 34 дошкольника (4-6 лет) и их родители. В этом исследовании использовались методы иерархического линейного регрессионного анализа в SPSS для анализа роли возраста и игры воображения в прогнозировании когнитивной гибкости. Результаты показали, что как возраст, так и игра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.