Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ'

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивная гибкость / творческая игра / дошкольный возраст / дошкольник / cognitive flexibility / creative play / preschool age / preschooler

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Гоголева Василина Васильевна

Когнитивная гибкость это часть исполнительной функции, которая помогает людям приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, что важно для адаптации детей к окружающей среде. Наряду с быстрым когнитивным развитием в дошкольном возрасте дошкольники также демонстрируют зрелость в символических функциях, которые приобретают отчетливые черты в творческой игре. Это исследование было направлено на то, чтобы понять роль возраста и творческой игры в прогнозировании когнитивной гибкости детей дошкольного возраста. Выборка была проведена с использованием метода удобной выборки, и объектами исследования стали 34 дошкольника (4-6 лет) и их родители. В этом исследовании использовались методы иерархического линейного регрессионного анализа в SPSS для анализа роли возраста и игры воображения в прогнозировании когнитивной гибкости. Результаты показали, что как возраст, так и игра воображения в значительной степени предсказывают когнитивную гибкость. Возраст играет 9,4% роли, в то время как на игру с воображением приходится 8,3%. Эти данные служат иллюстрацией для родителей и педагогов того, что игровая деятельность с воображением может способствовать развитию когнитивной гибкости в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Гоголева Василина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive flexibility is a part of executive function that helps people adapt to changing circumstances, which is important for children's adaptation to the environment. Along with rapid cognitive development during the preschool years, preschoolers also demonstrate maturity in symbolic functions, which take on distinct features in imaginative play. This study aimed to understand the role of age and creative play in predicting cognitive flexibility in preschool children. The sample was conducted using convenience sampling method and the subjects of the study were 34 preschool children (4-6 years old) and their parents. This study used hierarchical linear regression analysis techniques in SPSS to analyze the role of age and imagination in predicting cognitive flexibility. The results showed that both age and imagination significantly predicted cognitive flexibility. Age plays a 9.4% role, while imaginative play accounts for 8.3%. These findings illustrate to parents and educators that imaginative play activities can promote cognitive flexibility in the preschool years.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»

других людей. 30% участников имеют средний уровень общего показателя эмоционального интеллекта, что говорит о различиях в развитии отдельных компонентов, но при этом средний уровень предполагает возможность улучшения отстающих компонентов. Наконец, низкий уровень общего показателя эмоционального интеллекта был обнаружен у 17,5% участников, что свидетельствует о слабом развитии всех компонентов и отсутствии мотивации к достижению успеха в общении и взаимодействии.

Для выявления влияния психологического тренинга на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности была использована оценка достоверности отличий по t-критерию Стьюдента между изменениями (дельтами) показателей в контрольной и экспериментальной группах.

Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях эмоционального интеллекта по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (по методике Д. В. Люсина) между обеими группами (контрольной и экспериментальной) (при р<0,05), так как t-3Mn=2,46, 1-крит=1,96. Психологический тренинг повлиял на показатель эмоционального интеллекта, повысив его значение у испытуемых экспериментальной группы, а значит, что психологам служебной деятельности на стадии адепта будет проще определять свои собственные чувства и управлять ими [8].

Анализ эффективности влияния психологического тренинга на эмоциональный интеллект, продиагностированный по методике М.А. Манойловой «Тест эмоционального интеллекта, МЭИ» позволяет заключить об обнаружении значимых отличий в дельта-показателях эмоционального интеллекта по шкалам «Интегральный показатель эмоционального интеллекта» и «Управление своими чувствами» между обеими группами (при р<0,05 и р<0,001 соответственно), так как t-3Mn=2,13, 1-крит=1,96 и t-3Mn=4,62, 1-крит=3,57 соответственно. Следовательно, психологический тренинг повлиял на показатель эмоционального интеллекта, повысив его значение у испытуемых экспериментальной группы.

Анализ эффективности влияния психологического тренинга на самооценку, продиагностированный по методике С. В. Ковалёва свидетельствует о наличии значимых отличий в дельта-показателях самооценки между обеими группами (при р<0,05), так как t-3Mn=2,92, 1-крит=1,96. Психологический тренинг повлиял на самооценку, повысив его значение у испытуемых экспериментальной группы, а значит, что психологи служебной деятельности на стадии адепта будут реже подстраиваться под мнение окружающих и страдать от «комплекса неполноценности».

Согласно результатам анализа эффективности влияния психологического тренинга на самооценку, продиагностированный по методике С. А. Будасси «Методика определения самооценки личности», обнаружены значимые отличия в дельта-показателях самооценки между обеими группами (при р<0,01), так как t-3Mn=3,79, 1-крит=3,57. Психологический тренинг повлиял на самооценку, повысив его значение у испытуемых экспериментальной группы, а значит, что психологи служебной деятельности на стадии адепта стали увереннее в себе, что позволит им регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам.

Выводы. Психологический тренинг оказал положительное влияние на психологов, работающих в службе на этапе новичка, что способствовало улучшению их способности понимать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоции других людей. Тренинг также помог повысить самооценку, что проявляется в спокойном и конструктивном отношении к совершённым ошибкам и их анализу для предотвращения повторения. В итоге можно утверждать, что психологический тренинг повлиял на самооценку и эмоциональный интеллект психологов служебной деятельности, увеличил их общий показатель эмоционального интеллекта и способность управлять своими эмоциями. Таким образом, предположение о том, что психологический тренинг способствует повышению самооценки и эмоционального интеллекта психологов служебной деятельности на стадии адепта подтверждается.

Литература:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб. Питер, 2008. -400 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Москва. Логос, 2004. - 384 с.

3. Ковалёв, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Книга для учителей / С.В. Ковалёв. - Москва, Просвещение, 1991. - 144 с.

4. Манойлова, М.А. Эмоциональный интеллект будущего педагога: акмеологическая диагностика и методы развития / М.А. Манойлова. - Москва. Paleograph Press, 2008. - 128 с.

5. Мачнев, В.Я. Социальный и эмоциональный интеллект: монография / В.Я. Мачнев, Е.И. Чердымова. - Самара. Самарский университет, 2022. - 148 с.

6. Молчанова, О.Н. Психология самооценки: учебное пособие для вузов / О.Н. Молчанова. - Москва. Юрайт, 2023.-308 с.

7. Немов, P.C. Общая психология в 3 т. Том I. Введение в психологию: учебник и практикум для вузов / P.C. Немов. -Москва. Юрайт, 2023. - 728 с

8. Weissbach, С. Emotional intelligence / С. Weissbach. -Moscow: LIK-Press, 1998. - 160 р.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Гоголева Василина Васильевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Аннотация. Когнитивная гибкость - это часть исполнительной функции, которая помогает людям приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, что важно для адаптации детей к окружающей среде. Наряду с быстрым когнитивным развитием в дошкольном возрасте дошкольники также демонстрируют зрелость в символических функциях, которые приобретают отчетливые черты в творческой игре. Это исследование было направлено на то, чтобы понять роль возраста и творческой игры в прогнозировании когнитивной гибкости детей дошкольного возраста. Выборка была проведена с использованием метода удобной выборки, и объектами исследования стали 34 дошкольника (4-6 лет) и их родители. В этом исследовании использовались методы иерархического линейного регрессионного анализа в SPSS для анализа роли возраста и игры воображения в прогнозировании когнитивной гибкости. Результаты показали, что как возраст, так и игра

воображения в значительной степени предсказывают когнитивную гибкость. Возраст играет 9,4% роли, в то время как на игру с воображением приходится 8,3%. Эти данные служат иллюстрацией для родителей и педагогов того, что игровая деятельность с воображением может способствовать развитию когнитивной гибкости в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: когнитивная гибкость, творческая игра, дошкольный возраст, дошкольник.

Annotation. Cognitive flexibility is a part of executive function that helps people adapt to changing circumstances, which is important for children's adaptation to the environment. Along with rapid cognitive development during the preschool years, preschoolers also demonstrate maturity in symbolic functions, which take on distinct features in imaginative play. This study aimed to understand the role of age and creative play in predicting cognitive flexibility in preschool children. The sample was conducted using convenience sampling method and the subjects of the study were 34 preschool children (4-6 years old) and their parents. This study used hierarchical linear regression analysis techniques in SPSS to analyze the role of age and imagination in predicting cognitive flexibility. The results showed that both age and imagination significantly predicted cognitive flexibility. Age plays a 9.4% role, while imaginative play accounts for 8.3%. These findings illustrate to parents and educators that imaginative play activities can promote cognitive flexibility in the preschool years.

Key words: cognitive flexibility, creative play, preschool age, preschooler.

Введение. Игра - это то, что любит каждый ребенок, ведь она включает в себя различные интерактивные процессы, навыки, исследования, мотивацию и решение проблем. В возрасте 4-6 у детей происходят изменения на предыдущих этапах жизни. Этот период часто называют «золотым возрастом» [1]. Прогрессирование обусловлено быстрым развитием структуры мозга и когнитивных функций детей дошкольного возраста, особенно префронтальной коры, которая связана с эмоциями и контролем поведения [5]. Это помогает детям дошкольного возраста иметь адекватные способности предвидеть, решать проблемы, воображать, сообщать о своих потребностях и проявлять эмпатию к другим [4].

В своей повседневной деятельности дети дошкольного возраста сталкиваются с различными проблемами при взаимодействии с окружающим миром. Как во время занятий в детском саду, игр с друзьями и воспитателями, так и в повседневной жизни дома с членами семьи. Поэтому детям необходимо узнать, что мысли людей могут отличаться от их собственных, как сотрудничать во время совместных игр с другими детьми, а также понимать определенные границы или правила, которые действуют в любых условиях [2]. Зачастую в процессе такой деятельности возникают новые ситуации, которые могут отличаться от того, что ребенок понимал раньше. Чтобы справиться с этими проблемами, дети дошкольного возраста должны уметь гибко направлять свой ум. Эта способность называется когнитивной гибкостью.

Когнитивная гибкость, также известная как способность к переключению, является важным аспектом развития ребенка. В дошкольном возрасте когнитивная гибкость помогает детям корректировать свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало любым поставленным целям [1].

Дети с высокой когнитивной гибкостью лучше адаптируются к изменениям. Например, таким детям будет легче, если им придется перейти от одной задачи, в которой используются определенные умственные процессы, например рисование, к другой задаче с другими умственными процессами, например рассказыванию историй. Однако способность к когнитивной гибкости у детей дошкольного возраста все еще ограничена. Они часто сталкиваются с трудностями, пытаясь сосредоточиться на нескольких задачах, которые должны выполняться одновременно [1]. По этой причине необходимо обеспечить стимулы, способные подстегнуть развитие навыков когнитивной гибкости у детей дошкольного возраста с помощью различных видов деятельности.

Изложение основного материала статьи. Данное исследование ставило своей целью выяснить, насколько велика роль возраста и воображаемой игры в прогнозировании когнитивной гибкости. В данном исследовании сбор данных о воображаемой игре будет осуществляться с привлечением родителей в качестве основного источника данных. Это делается с учетом того, что при оценке образной игры родители могут уделить больше внимания одному ребенку, чтобы свести к минимуму предвзятость, вызванную схожестью суждений о детях.

Участниками данного исследования являлись дети дошкольного возраста, посещающие дошкольные учреждения, а также родители или опекуны детей, которые сопровождали детей в их повседневной деятельности дома. Возраст детей - от 4 лет до 6 лет 11 месяцев (48-83 месяца), они ежедневно посещают дошкольное образовательное учреждение, имеют типичную историю развития.

Измерение когнитивной гибкости проводилось с помощью процедуры Dimensional Change Card Sorting (DCCS), разработанной Зелазо [5]. Измерительный инструмент DCCS предназначен для детей в возрасте от 2,5 до 7 лет. В этом тесте измерения проводятся путем раздачи двух коробок, в каждую из которых вложены карточки с синим домиком и красной звездой, а также несколько карточек с домиком или звездой в синем и красном вариантах. Каждому ребенку дается три этапа игры.

Переменная игры воображения измерялась с помощью опросника детского воображения (Childhood Imagination Questionnaire, CIQ), разработанного Гилпином. CIQ состоит из 14 пунктов, из которых 5 пунктов входят в подшкалу социодраматической игры, 5 пунктов - в подшкалу воображаемого компаньона и 4 пункта - в подшкалу фантазийной игры [2]. Варианты ответов давались по шкале Лайкерта от 1 до 5, где 1= никогда, 2= редко, 3= иногда, 4= часто и 5= почти каждый день. CIQ имеет параллельную валидность с 4 другими измерительными инструментами, которые также измеряют конструкты, связанные с воображением и творческой игрой [3]. Итоговая оценка производится путем вычисления среднего балла по всем пунктам.

В данном исследовании CIQ был предоставлен родителям, чтобы минимизировать предвзятость по сравнению с оценками сотрудников дошкольных образовательных организаций.

Исследование проводилось в два этапа: сбор данных о родителях и сбор данных о детях. Для родителей сбор данных осуществлялся путем распространения анкет, касающихся личных данных, истории развития ребенка и опросника CIQ. Анкеты были представлены онлайн через Google-форму в соответствии с положениями учреждения. Результаты данных, полученных из анкеты родителей и информированного согласия, были использованы в качестве основы для определения того, какие дети станут участниками исследования.

Мы использовали методы иерархического линейного регрессионного анализа в IBM SPSS версии 20, чтобы увидеть роль возраста и игры воображения в прогнозировании когнитивной гибкости. Затем был проведен тест на классическое допущение, который должен быть выполнен, чтобы результаты регрессии были признаны достоверными и могли быть обобщены [4]. Для проверки классических предположений используется критерий Колмогорова-Смирнова для расчета нормальности, тест Глейзера для определения наличия или отсутствия гетероскедастичности, тест Дурбина-Уотсона для проверки автокорреляции в регрессионной модели и тест на мультилинейность.

Все дети-участники имеют типичную историю развития. Большинство из них - мальчики. Что касается родителей, то матери в основном имели последнее образование на уровне 4-летнего диплома (62%) и наименьшее - на уровне

магистратуры (10,8%). В то же время большинство отцов имели последнее образование на уровне 4-летнего диплома (55,4%) и меньше всего дипломов 1-3 года (6,7%).

В таблице 1 ниже представлено описание минимального, максимального, среднего и стандартного отклонения для переменных "возраст (в месяцах)", "образная игра" и "когнитивная гибкость". Средний балл когнитивной гибкости 34 участников составил 1,88 (вБ = 0,548). Минимальный балл, полученный участниками по показателю когнитивной гибкости, составил 1, а максимальный - 3. По показателю образной игры участники получили средний балл 2,72 (вБ = 0,765) с диапазоном баллов, полученных участниками от 1,21 до 4,64. Средний возраст участников составил 69,18 месяца (вБ = 7,62), а диапазон возрастов - от 50 до 83 месяцев.

Таблица 1

Распределение переменных по возрасту, воображаемой игре и когнитивной гибкости

Переменная минимальное максимальное среднее стандартное

Возраст 50 83 69,18 7,62

Образная игра 1,21 4,64 2,72 0,765

Когнитивная гибкость 1 3 1,88 0,584

В таблице 2 показано, что в данном исследовании иерархическая линейная регрессия была проведена для проверки того, значительно ли возраст и игра воображения предсказывают когнитивную гибкость с помощью двух блоков переменных. В первом блоке возраст (М = 69,18, вБ = 7,62) был введен в качестве предикторной переменной, а когнитивная гибкость (М = 1,88, вБ = 0,548) - в качестве зависимой переменной. Затем во втором блоке в качестве предикторной переменной был включен показатель образной игры (М = 2,72, вБ = 0,765), а в качестве зависимой переменной -когнитивная гибкость.

Результаты анализа на 34 испытуемых показали, что первая модель оказалась значимой, И2 = 0,094, Б (1,73) = 7,486, р < 0,05. Где возраст значимо предсказывает когнитивную гибкость (В = 0,022, р < 0,05). Во второй модели К2 = 0,178, Б (2,72) = 7,662, р < 0,05, она показывает значительное увеличение по сравнению с первой моделью АК2 = 0,083, АБ (1,72) = 7,194, р < 0,05, с добавлением игры воображения в прогнозировании когнитивной гибкости (В = 0,207, р < 0,05).

Таким образом, гипотеза данного исследования подтверждается, а именно: существует значимая роль возраста и образной игры в прогнозировании когнитивной гибкости. В данном случае возраст играет роль в прогнозировании когнитивной гибкости на 9,4 %. В то же время было доказано, что образная игра играет роль в увеличении прогностической силы на 8,3 процента в развитии когнитивной гибкости у детей дошкольного возраста (4-6 лет).

Таблица 2

Анализ влияния возраста на воображаемую игру

Модель В SE t Р

1. Постоянно 0.353

1. Возраст 0.022 0,008 2,736 0,009

2. Постоянно -0.229

2. Возраст 0.022 0,008 2,889 0,005

2. Воображаемая игра 0.207 0,077 2,682 0,009

Данное исследование доказывает, что возраст и воображаемая игра играют значительную роль в прогнозировании когнитивной гибкости. Результаты данного исследования согласуются с результатами, полученными Бауэр и др. [3] при изучении взаимосвязи между образной игрой и когнитивной гибкостью и другими исполнительными функциями у детей дошкольного возраста. Это исследование показало, что существует значимая взаимосвязь, при которой высокая склонность к образной игре может предсказывать когнитивную гибкость и другие исполнительные функции.

Выводы. Таким образом, опыт и когнитивные процессы, которые дети приобретают, участвуя в воображаемой игре, влияют на когнитивную гибкость. Проявляя когнитивную гибкость, дети должны уметь преодолевать возможные изменения, давая гибкие ответы, чтобы найти различные новые способы и идеи. Дети также должны быть открыты для изменения своего поведения, чтобы адаптироваться от известного правила к другому новому правилу. Когнитивная гибкость играет важную роль в том, чтобы дети могли научиться понимать, принимать и перестраивать свою схему реагирования на что-либо.

Дети, которые имеют высокую склонность к образной игре или больше вовлечены в образную игру, получают больше возможностей для таких действий, как смена ролей, изменение функций предметов и столкновение с различными сюжетными линиями.

Данное исследование имеет ряд ограничений, в том числе в плане методов. Данные о воображаемой игре, собранные только с помощью анкет, являются одним из ограничений, поскольку они способны дать лишь общее представление о частоте и склонности детей к воображаемой игре, но не показывают качество воображаемой игры детей. Кроме того, еще одним ограничением данного исследования является небольшое количество выборки, а именно 34 испытуемых. Это объясняется тем, что процесс сбора данных необходимо проводить непосредственно с каждым ребенком, но, с другой стороны, исследователи также ограничены в ресурсах и времени для сбора данных исследования (8 недель).

Результаты данного исследования дают представление и иллюстрацию родителям и педагогам о том, что игровая деятельность, основанная на воображении, может быть одним из факторов, способствующих развитию когнитивной гибкости у детей дошкольного возраста. Это должно учитываться при организации образовательных программ или вариантов деятельности для оптимизации когнитивного развития детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Веракса, А.Н. Взаимосвязь между воображением и исполнительными функциями у детей / А.Н. Веракса, М.Н. Гаврилова // Науки об образовании. - 2023. - 12(2). - С. 103.

2. Anzani, R.W. Perkembangan sosial emosi pada anak usia prasekolah / R.W. Anzani, I.K. Insan. - PANDAWA. - 2022. -№2(2). -P. 180-193

3. Bauer, R.H. Imaginative children in the classroom: mixed-methods examining teacher reported behavior, play, observations and child assessments / B.R. Bauer, A.T. Gilpin 11 Early Education and Development. - 2023. - Vol. 34. - Issue 2. - P. 449.

4. Quinones-Camacho, L.E. Cognitive flexibility associated with prefrontal activation in preschoolers: A biological approach to effortful control of temperament / L.E. Quinones-Camacho, F.A. Fishburn, M.C. Camacho, L.S. Wakschlag 11 Penman, Developmental Cognitive Neuroscience. -2019. -651 p.

5. Bull, R. Executive functioning as a predictor of children's mathematics ability: inhi- bition, switching, and working memory / R. Bull 11 Developmental Neuropsychology. - 2001. - Vol. 19. - No 3. - Pp. 273-293

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Токарева Дарья Сергеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ И РАССКАЗЫ В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается эффективность игровой терапии и рассказывание историй в развитии социальных навыков детей с СДВГ и улучшить их успеваемость. В этом исследовании мы стремились изучить влияние сочетания игровой терапии и рассказывания историй на социальные навыки детей с СДВГ. Мы предположили, что такое сочетание приведет к улучшению социальных навыков у этих детей, а также повысит вовлеченность и мотивацию к обучению. Результаты нашего исследования показывают, что игровая терапия и рассказывание историй могут оказать положительное влияние на социальное развитие детей с СДВГ. Такое сочетание мероприятий может быть особенно полезным для детей, испытывающих трудности с формированием и поддержанием отношений со своими сверстниками. Участниками были девочки и мальчики в возрасте от 7 до 11 лет, у которых был диагностирован СДВГ на основании критериев DSM-V и которые были направлены в клиники детской и подростковой психиатрии. Отобранные дети были случайным образом распределены в группу вмешательства или контрольную группу. Экспериментальная группа получала комбинированную игровую терапию и рассказывание историй, в то время как контрольная группа в то время не получала терапевтического вмешательства. Данные были проанализированы с использованием системы оценки социальных навыков (SRS) и SPSS 20, а также нескольких описательных и аналитических тестов, включая ANCOVA. В это исследование были включены 30 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Комбинированное применение игровой терапии и рассказывания историй оказало значительное влияние на результаты тестирования пациентов с СДВГ с точки зрения социальных навыков, а также на все показатели теста, (р <0,05) Наблюдалось значительное улучшение показателей самовыражения, самоконтроля, ответственности и сотрудничества (р <0,001). Результаты показывают перспективность комбинированной игровой терапии и рассказывания историй для улучшения социальных навыков детей начальной школы с диагнозом СДВГ.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, игровая терапия, социальные навыки, рассказывание историй.

Annotation. The article reveals the effectiveness of play therapy and storytelling in developing the social skills of children with ADHD and improving their academic performance. In this study, we aimed to examine the effects of combining play therapy and storytelling on the social skills of children with ADHD. We hypothesized that this combination would lead to improved social skills in these children, as well as increased engagement and motivation to learn. Our study results suggest that play therapy and storytelling may have a positive impact on the social development of children with ADHD. Such combined interventions may be especially important for children who have difficulty managing and managing relationships with their peers. Participants were girls and boys aged 7 to 11 years who had been diagnosed with ADHD based on the DSM-V and were referred to child and adolescent psychiatry clinics. Selected groups of children were randomly assigned to a control or control group. The experimental group received combined play therapy and storytelling, while the control group received no therapeutic intervention at the time. Data were analyzed using the Social Skills Rating System (SRS) and SPSS 20 and several descriptive and analytical tests including ANCOVA. This study included 30 children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). The combined use of play therapy and storytelling had a significant impact on ADHD patients' test scores in terms of social skills, as well as on all test scores, (p < 0.05) Significant improvements were observed in self-expression, self-control, responsibility, and cooperation (p < 0.001). Results show the promise of combined play therapy and storytelling for improving the social skills of elementary school children diagnosed with ADHD.

Key words: attention deficit hyperactivity disorder, play therapy, social skills, storytelling.

Введение. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - одно из наиболее распространенных расстройств среди детей и подростков [1]. Согласно последним статистическим данным, им страдают 3-7% детей [1]. В дополнение к трем основным симптомам СДВГ - гиперактивности, импульсивности и невнимательности существуют и другие проблемы, такие как плохие социальные навыки, которые необходимы для здорового функционирования. Многие исследователи утверждают, что трудности в отношениях со сверстниками могут повлиять на успеваемость и счастье ребенка, а также на его социальное развитие [2]. Хотя существует несколько научно обоснованных вариантов лечения СДВГ, включая медикаментозное лечение и обучение родителей, некоторые альтернативные вмешательства, такие как игровая терапия, также показали свою эффективность в снижении поведенческих проблем [1]. Однако Фреер и др. предполагают, что терапевтические препараты не обязательно могут влиять на когнитивные нарушения более высокого порядка, которые могут проявляться у некоторых детей. Возможно, что не всем детям лечение пойдет на пользу.

С помощью художественных материалов дети могут естественно и спонтанно выражать свои внутренние чувства и мысли. Они также обнаруживают свои интересы и обретают чувство контроля над окружающим миром. Искусство может помочь детям справиться с эмоциональным стрессом, позволяя им выразить себя через игру. Игровая терапия - это вмешательство, направленное на удовлетворение потребностей детей в развитии. Маленьким детям часто бывает трудно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.