Научная статья на тему 'ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ И РАССКАЗЫ В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ'

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ И РАССКАЗЫ В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром дефицита внимания с гиперактивностью / игровая терапия / социальные навыки / рассказывание историй / attention deficit hyperactivity disorder / play therapy / social skills / storytelling

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Токарева Дарья Сергеевна

В статье раскрывается эффективность игровой терапии и рассказывание историй в развитии социальных навыков детей с СДВГ и улучшить их успеваемость. В этом исследовании мы стремились изучить влияние сочетания игровой терапии и рассказывания историй на социальные навыки детей с СДВГ. Мы предположили, что такое сочетание приведет к улучшению социальных навыков у этих детей, а также повысит вовлеченность и мотивацию к обучению. Результаты нашего исследования показывают, что игровая терапия и рассказывание историй могут оказать положительное влияние на социальное развитие детей с СДВГ. Такое сочетание мероприятий может быть особенно полезным для детей, испытывающих трудности с формированием и поддержанием отношений со своими сверстниками. Участниками были девочки и мальчики в возрасте от 7 до 11 лет, у которых был диагностирован СДВГ на основании критериев DSM-V и которые были направлены в клиники детской и подростковой психиатрии. Отобранные дети были случайным образом распределены в группу вмешательства или контрольную группу. Экспериментальная группа получала комбинированную игровую терапию и рассказывание историй, в то время как контрольная группа в то время не получала терапевтического вмешательства. Данные были проанализированы с использованием системы оценки социальных навыков (SRS) и SPSS 20, а также нескольких описательных и аналитических тестов, включая ANCOVA. В это исследование были включены 30 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Комбинированное применение игровой терапии и рассказывания историй оказало значительное влияние на результаты тестирования пациентов с СДВГ с точки зрения социальных навыков, а также на все показатели теста, (р <0,05) Наблюдалось значительное улучшение показателей самовыражения, самоконтроля, ответственности и сотрудничества (р <0,001). Результаты показывают перспективность комбинированной игровой терапии и рассказывания историй для улучшения социальных навыков детей начальной школы с диагнозом СДВГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the effectiveness of play therapy and storytelling in developing the social skills of children with ADHD and improving their academic performance. In this study, we aimed to examine the effects of combining play therapy and storytelling on the social skills of children with ADHD. We hypothesized that this combination would lead to improved social skills in these children, as well as increased engagement and motivation to learn. Our study results suggest that play therapy and storytelling may have a positive impact on the social development of children with ADHD. Such combined interventions may be especially important for children who have difficulty managing and managing relationships with their peers. Participants were girls and boys aged 7 to 11 years who had been diagnosed with ADHD based on the DSM-V and were referred to child and adolescent psychiatry clinics. Selected groups of children were randomly assigned to a control or control group. The experimental group received combined play therapy and storytelling, while the control group received no therapeutic intervention at the time. Data were analyzed using the Social Skills Rating System (SRS) and SPSS 20 and several descriptive and analytical tests including ANCOVA. This study included 30 children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). The combined use of play therapy and storytelling had a significant impact on ADHD patients' test scores in terms of social skills, as well as on all test scores, (p < 0.05) Significant improvements were observed in self-expression, self-control, responsibility, and cooperation (p < 0.001). Results show the promise of combined play therapy and storytelling for improving the social skills of elementary school children diagnosed with ADHD.

Текст научной работы на тему «ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ И РАССКАЗЫ В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ»

3. Bauer, R.H. Imaginative children in the classroom: mixed-methods examining teacher reported behavior, play, observations and child assessments / B.R. Bauer, A.T. Gilpin 11 Early Education and Development. - 2023. - Vol. 34. - Issue 2. - P. 449.

4. Quinones-Camacho, L.E. Cognitive flexibility associated with prefrontal activation in preschoolers: A biological approach to effortful control of temperament / L.E. Quinones-Camacho, F.A. Fishburn, M.C. Camacho, L.S. Wakschlag 11 Penman, Developmental Cognitive Neuroscience. -2019. -651 p.

5. Bull, R. Executive functioning as a predictor of children's mathematics ability: inhi- bition, switching, and working memory / R. Bull 11 Developmental Neuropsychology. - 2001. - Vol. 19. - No 3. - Pp. 273-293

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Токарева Дарья Сергеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ И РАССКАЗЫ В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается эффективность игровой терапии и рассказывание историй в развитии социальных навыков детей с СДВГ и улучшить их успеваемость. В этом исследовании мы стремились изучить влияние сочетания игровой терапии и рассказывания историй на социальные навыки детей с СДВГ. Мы предположили, что такое сочетание приведет к улучшению социальных навыков у этих детей, а также повысит вовлеченность и мотивацию к обучению. Результаты нашего исследования показывают, что игровая терапия и рассказывание историй могут оказать положительное влияние на социальное развитие детей с СДВГ. Такое сочетание мероприятий может быть особенно полезным для детей, испытывающих трудности с формированием и поддержанием отношений со своими сверстниками. Участниками были девочки и мальчики в возрасте от 7 до 11 лет, у которых был диагностирован СДВГ на основании критериев DSM-V и которые были направлены в клиники детской и подростковой психиатрии. Отобранные дети были случайным образом распределены в группу вмешательства или контрольную группу. Экспериментальная группа получала комбинированную игровую терапию и рассказывание историй, в то время как контрольная группа в то время не получала терапевтического вмешательства. Данные были проанализированы с использованием системы оценки социальных навыков (SRS) и SPSS 20, а также нескольких описательных и аналитических тестов, включая ANCOVA. В это исследование были включены 30 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Комбинированное применение игровой терапии и рассказывания историй оказало значительное влияние на результаты тестирования пациентов с СДВГ с точки зрения социальных навыков, а также на все показатели теста, (р <0,05) Наблюдалось значительное улучшение показателей самовыражения, самоконтроля, ответственности и сотрудничества (р <0,001). Результаты показывают перспективность комбинированной игровой терапии и рассказывания историй для улучшения социальных навыков детей начальной школы с диагнозом СДВГ.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, игровая терапия, социальные навыки, рассказывание историй.

Annotation. The article reveals the effectiveness of play therapy and storytelling in developing the social skills of children with ADHD and improving their academic performance. In this study, we aimed to examine the effects of combining play therapy and storytelling on the social skills of children with ADHD. We hypothesized that this combination would lead to improved social skills in these children, as well as increased engagement and motivation to learn. Our study results suggest that play therapy and storytelling may have a positive impact on the social development of children with ADHD. Such combined interventions may be especially important for children who have difficulty managing and managing relationships with their peers. Participants were girls and boys aged 7 to 11 years who had been diagnosed with ADHD based on the DSM-V and were referred to child and adolescent psychiatry clinics. Selected groups of children were randomly assigned to a control or control group. The experimental group received combined play therapy and storytelling, while the control group received no therapeutic intervention at the time. Data were analyzed using the Social Skills Rating System (SRS) and SPSS 20 and several descriptive and analytical tests including ANCOVA. This study included 30 children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). The combined use of play therapy and storytelling had a significant impact on ADHD patients' test scores in terms of social skills, as well as on all test scores, (p < 0.05) Significant improvements were observed in self-expression, self-control, responsibility, and cooperation (p < 0.001). Results show the promise of combined play therapy and storytelling for improving the social skills of elementary school children diagnosed with ADHD.

Key words: attention deficit hyperactivity disorder, play therapy, social skills, storytelling.

Введение. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - одно из наиболее распространенных расстройств среди детей и подростков [1]. Согласно последним статистическим данным, им страдают 3-7% детей [1]. В дополнение к трем основным симптомам СДВГ - гиперактивности, импульсивности и невнимательности существуют и другие проблемы, такие как плохие социальные навыки, которые необходимы для здорового функционирования. Многие исследователи утверждают, что трудности в отношениях со сверстниками могут повлиять на успеваемость и счастье ребенка, а также на его социальное развитие [2]. Хотя существует несколько научно обоснованных вариантов лечения СДВГ, включая медикаментозное лечение и обучение родителей, некоторые альтернативные вмешательства, такие как игровая терапия, также показали свою эффективность в снижении поведенческих проблем [1]. Однако Фреер и др. предполагают, что терапевтические препараты не обязательно могут влиять на когнитивные нарушения более высокого порядка, которые могут проявляться у некоторых детей. Возможно, что не всем детям лечение пойдет на пользу.

С помощью художественных материалов дети могут естественно и спонтанно выражать свои внутренние чувства и мысли. Они также обнаруживают свои интересы и обретают чувство контроля над окружающим миром. Искусство может помочь детям справиться с эмоциональным стрессом, позволяя им выразить себя через игру. Игровая терапия - это вмешательство, направленное на удовлетворение потребностей детей в развитии. Маленьким детям часто бывает трудно

выразить свои опасения словами, но игровая терапия предоставляет им невербальные и конкретные способы выражения своих мыслей и чувств. Такой подход помогает преодолеть языковые и культурные барьеры, позволяя детям более полно выражать себя. Некоторые исследования, посвященные игровой терапии, подтверждают использование этого подхода для уменьшения проблем с поведением у детей [1]. В качестве вмешательства рассказывание историй призвано активно вовлечь ребенка в процесс лечения и побудить его стать частью решения проблемы. Действительно, нарративная терапия помогает человеку увидеть проблему как нечто внешнее по отношению к себе и активно участвовать в выражении сложных эмоций, таких как беспокойство, гнев или замешательство, в не конфронтационной манере. Это позволяет человеку более объективно взглянуть на проблему и работать над поиском решений.

Небольшое количество исследований было сосредоточено на сочетании игровой терапии и рассказывания историй для детей с нарушениями развития, особенно с СДВГ. С одной стороны, конкретные игровые материалы, такие как игрушки, поделки, глина и другие игровые материалы, используемые в игровой терапии, позволяют детям использовать соответствующие возрасту и эмоционально безопасные способы выражения своих трудных переживаний. С другой стороны, детям с СДВГ часто бывает трудно оставаться сосредоточенным на выполнении заданий в течение длительного периода времени. Они могут быть способны в какой-то степени сохранять внимание, но также могут легко отвлекаться. Истории могут помочь им сохранить интерес и обратить внимание на содержание. Поскольку важность их симптомов все еще неясна, дети, по-видимому, испытывают трудности с приемом лекарств и следованием советам психиатров и психологов. Основываясь на клиническом опыте автора и положительных результатах игровой терапии и рассказывания историй детям с СДВГ, это исследование направлено на объединение этих двух эффективных методов лечения и определение эффективности комбинированного подхода к игровой и рассказывающей истории терапии для развития социальных навыков у детей 7-11 лет с СДВГ в Исфахане.

Изложение основного материала статьи. Это исследование представляло собой рандомизированный экспериментальный проект до и после тестирования (квазиэкспериментальный проект), проведенный в Исфахане, Иран. Исследование проводилось в клинике амбулаторной психиатрии для детей и подростков и включало две группы: основную и контрольную. Для каждого участника интервенционной группы мы провели 10 сеансов (по два в неделю) комбинированной игровой терапии и рассказывания историй продолжительностью 60 минут. Занятия проводились командой, состоящей из детского психиатра, клинического психолога и квалифицированного арт-терапевта. Участники интервенционной группы должны были соответствовать определенным критериям, таким как отсутствие серьезных психических расстройств или признаков заболеваний в анамнезе, отсутствие заботы или жестокого обращения, пограничная умственная отсталость или прием лекарств, которые могли бы повлиять на их социальные навыки. Они также должны были быть заинтересованы в участии в исследовании и готовы следовать протоколу. Целью исследования было изучение эффективности комбинированного вмешательства в улучшении социальных навыков детей и подростков. Данные были собраны до и после вмешательства для сравнения результатов.

В исследование были включены тридцать детей в возрасте от 7 до 11 лет с подтвержденным диагнозом СДВГ в соответствии с критериями DSM-V. В исследование были включены те, кто соответствовал критериям отбора, и не было случаев отсева. Затем они были случайным образом распределены либо в экспериментальную, либо в контрольную группу, используя блоки по два человека в каждом. Затем участники были разделены на группы с помощью программы случайного распределения Bxcel, а затем каждая группа была распределена в исследовательскую группу с использованием того же программного обеспечения. Родители активно участвовали в терапевтических занятиях со своими детьми, поощряя их, предоставляя обратную связь и вознаграждения. Участники контрольной группы были включены в список ожидания до тех пор, пока не появятся исследователи.

В этом исследовании мы использовали опросник Грешема и Эллиотта (1990) по системе оценки социальных навыков (SSRS) для оценки социальных навыков детей. Этот опросник, состоящий из 55 пунктов, имеет две подшкалы: социальные навыки и проблемное поведение. Подшкала социальных навыков включает в себя 40 пунктов, которые оценивают сотрудничество, уверенность в себе, ответственность и самоконтроль, в то время как подшкала проблемного поведения содержит 18 пунктов, которые фокусируются на гиперактивности, внутренних и внешних проблемах. Опросник оценивается по шкале Лайкерта от 0 до 3 баллов, при этом социальные навыки оцениваются в диапазоне от 0 до 120 баллов, где более высокие баллы указывают на улучшение социальных навыков, а более низкие - на плохие социальные навыки. Заполнение анкеты занимает примерно 10-25 минут. Джейсон сообщил о коэффициентах внутренней согласованности, основанных на общем балле SSRS, в диапазоне от 0,86 до 0,90, и коэффициентах долгосрочной стабильности в диапазоне от 0,32 до 0,72 для обоих родительских рейтингов. Основываясь на исследовании Ван Хорна и др. [3], результаты показали высокую внутреннюю согласованность и от средней до высокой достоверности как для шкал социальных навыков, так и для шкал проблемного поведения. Альфа-коэффициент Кронбаха для исходной формы теста составил 0,82 в Ширазе, Иран, в 1377 году [4]. В другом исследовании Шахима, посвященном умственно отсталой популяции, сообщалось, что альфа-коэффициент надежности Кронбаха для родительской анкеты в области социальных навыков составил 0,82, что сопоставимо со значением первоначальной шкалы, равным 0,90. Основная структура терапевтических сессий была основана на основных компонентах когнитивно-поведенческой терапии, как описано в книге Афины А. Дрюз [5] "Сочетание игровой терапии с когнитивно-поведенческой терапией". Однако были внесены некоторые изменения, основанные на полученной информации и потребностях детей. Кроме того, книга Карбас и Гмеля и Хармана "Родители для решения проблем тревожности детей" (2010) была использована в качестве руководства, помогающего детям начать рассказывать свои истории. Сеансы игровой терапии были разработаны для того, чтобы помочь детям с СДВГ развить социальные навыки, развивая сотрудничество, смелость, ответственность и самоконтроль. На этих сеансах используются методы демонстрации, ролевых игр и участия, а также стратегии позитивного подкрепления и формирования личности, чтобы усилить сотрудничество и помочь детям справиться со своими зависимостями. Основной целью исследования была оценка эффективности вмешательства, направленного на улучшение социальных навыков детей с СДВГ. С этой целью в начале и в конце тренинга была применена шкала оценки социальных навыков для измерения изменений в социальных способностях участников, а также демографической информации, такой как возраст и пол.

Было проведено обследование сорока четырех детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), чтобы определить их право на участие в исследовании. Из них 30 соответствовали критериям и были случайным образом распределены на две группы (по 15 в каждой). Ни один из участников не вышел из исследования в течение всего периода исследования. Наконец, в это исследование были включены 30 детей в возрасте 8,5 лет (SD = 1,72), все с СДВГ. Женщины составляли 36%, а мужчины - 64%, в разбивке по двум исследуемым группам, без существенных различий по возрасту или полу между группами (значения р> 0,05).

Группа, в которой проводилось вмешательство, продемонстрировала значительное улучшение средних значений изучаемых переменных при оценке после тестирования (р < 0,05). Не было обнаружено существенных различий между показателями до и после тестирования в контрольной группе (р > 0,05). Анализ ковариации показал, что после

вмешательства произошли значительные изменения в социальных навыках (Р <0,001, 49%) и их подшкалах, а именно: самовыражение - 46%; самообладание - 28%; ответственность - 37%; сотрудничество - 30% ( Р < 0,05).

Целью данного исследования было оценить эффективность комбинированной игровой терапии и рассказывания историй в отношении социальных навыков детей с СДВГ. Из-за сходства демографических характеристик и исходных показателей между основной и контрольной группами, любые различия в результатах могут быть объяснены исключительно вмешательством. Результаты показали, что вмешательство привело к значительному улучшению социальных навыков детей с СДВГ, что подтверждает его эффективность. Если бы детские сады и школы основывали свои образовательные занятия на научно обоснованном и практическом плане, включающем игры и истории в качестве центральной части учебной программы, это помогло бы лучше решать проблемы взаимоотношений и совершенствовать социальные навыки у детей, а также позволило бы выявлять потенциальные проблемы и решать их на более ранней стадии с помощью этих средств.

Целью данного исследования является изучение трудностей, с которыми сталкиваются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при формировании и поддержании отношений со своими сверстниками. Хотя эти дети часто пытаются установить связи с другими, их усилия часто воспринимаются как негативные, незрелые и навязчивые из-за их неэффективных социальных навыков и трудностей с социальной обработкой и познанием. Эти дети могут также не осознавать своих собственных социальных недостатков, что приводит к трудностям в поддержании дружеских отношений. У детей с СДВГ часто возникают проблемы с принятием сверстниками, а неприятие сверстниками в дальнейшем может привести к общим нарушениям, курению, делинквентности и тревожности. Поэтому важно решать эти проблемы для улучшения долгосрочных результатов лечения детей с СДВГ. Кроме того, директивные методы не будут работать для этих детей, поэтому большинство исследований в этой области основное внимание уделяется таким вмешательствам, как игровая терапия и рассказывание историй.

Дети находят хорошую возможность взаимодействовать, общаться, сменять друг друга и имитировать поведение, за что тренеры поощряют их в игровой форме. Это помогает им усвоить эти навыки и принять более позитивное поведение. С помощью игры детям легче выражать свои чувства и налаживать новые отношения, что приводит к повышению уровня счастья и адаптации в окружающей среде. Это, в свою очередь, может уменьшить проблемы с дефицитом внимания и пассивным поведением и повысить их внутреннюю способность к адаптации. В то же время рассказывание историй может помочь детям сосредоточиться и превратить свое пассивное поведение в активное участие. Когда они активно рассказывают истории, они могут приписывать эмоции персонажам, что может стать для них терапевтическим процессом, позволяющим им встретиться лицом к лицу со своими мыслями, страхами и эмоциями в безопасной обстановке.

Однако, анализируя предысторию, эти исследования просто изучали положительное влияние вмешательств на уменьшение поведенческих симптомов и признаков СДВГ и указали на эффективность методов: применение только игровой терапии, простого рассказывания историй и их комбинации. [6] Что касается этих типов вмешательств, было проведено ограниченное количество исследований социальных навыков детей с СДВГ. В единственном исследовании, проведенном Мини-Валеном и Тилингом игровая терапия Адлера привела к снижению деструктивного поведения и плохих социальных навыков у трех участников, а изменения в желаемом поведении участников были последовательными. Ашори и др. (2019) показали, что игровая терапия улучшает социальные навыки, сотрудничество, самоутверждение и самоконтроль у детей дошкольного возраста с СДВГ [1] оценили эффективность игровой терапии (16 индивидуальных 30-минутных занятий) у 60 детей школьного возраста с СДВГ в отношении тревоги и абстиненции, и результаты показали статистически значимое улучшение. Хоссейннежад и др. (2020) показали, что нарративная терапия более эффективна, чем обучение управлению гневом, с точки зрения повышения академической самоэффективности и социальных отношений имели близкое сходство с нашим исследованием, что свидетельствует об эффективности рассказывания историй в игровой терапии у госпитализированных детей дошкольного возраста с диагнозом СДВГ в снижении уровня тревожности этих

Выводы. Таким образом, СДВГ может препятствовать развитию ребенка в различных аспектах его жизни, включая социальные отношения. Это может быть связано с отсутствием социальных навыков, эмпатии и трудностями в регулировании эмоций. Игровые материалы и сборники рассказов являются неотъемлемой частью жизни ребенка, и их можно найти в клиниках, школах и дома. Они могут быть полезны врачам, учителям и родителям, но медикаментозное лечение не всегда возможно или привлекательно для детей. С другой стороны, игры и рассказывание историй доступны по цене и стимулируют детей с СДВГ, а также могут стать ценным ресурсом. Результаты этого исследования имеют важное значение для системы здравоохранения, поскольку дети часто более четко демонстрируют свое социальное поведение в группах сверстников, игровых группах, детском саду и школе. Таким образом, раннее выявление и вмешательство имеют решающее значение для предотвращения дальнейших проблем в раннем возрасте. Наши исследования могут предоставить клиницистам и преподавателям практические терапевтические занятия, точный контент и план лечения для студентов с СДВГ. Мы рекомендуем рассмотреть возможность применения игровой терапии и рассказывания историй для учащихся начальной школы, поскольку эти методы могут помочь улучшить социальные навыки и предотвратить ранние признаки поведенческих трудностей. Кроме того, мы рекомендуем нанять квалифицированного арт-терапевта или детского психолога для профессионального наблюдения за детьми в школах и разработки планов профилактических действий.

Литература:

1. Рэй, Д.К. Игровая терапия с детьми с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности / Д.К. Рэй // Международный журнал игровой терапии. - 2007. - Т. 16,- №. 2. - С. 95.

2. Шоу-Зирт, Б. Адаптация, социальные навыки и самооценка у студентов с симптомами СДВГ / Б. Шоу-Зирт // Журнал расстройств внимания. - 2005. - Т. 8. - №. 3. - С. 109-120

3. Ван Хорн, М.Л. Оценка родителей социальных навыков детей: продольный психометрический анализ системы оценки социальных навыков / М.Л. Ван Хорн // Ежеквартальный журнал школьной психологии. - 2007. - Т. 22. -№. 2.-С. 162.

4. Шахим, С. Корреляция между оценками родителей и учителей социальных навыков группы детей с отклонениями в развитии в Иране / С. Шахим // Психологические отчеты. - 1999. - Т. 85,- №. 3. - С. 863-866

5. Древес, A.A. Сочетание игровой терапии с когнитивно-поведенческой терапией: научно обоснованные и другие эффективные методы лечения и методы / A.A. Древес. - Джон Уайли и сыновья, 2009.

6. Баят, Ф. Сравнение эффективности игровой терапии и рассказывания историй в отношении улучшения симптомов синдрома дефицита внимания/гиперактивности у студентов / Ф. Баят // Журнал Университета медицинских наук Кума. -2018.-Т. 12. -№. 8.-С. 59-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.