Научная статья на тему 'СВЯЗЬ МЕЖДУ ИГРОВЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ И РАЗВИТИЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СВЯЗЬ МЕЖДУ ИГРОВЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ И РАЗВИТИЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
436
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРА / РЕГУЛЯТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / СДЕРЖИВАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ / РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ / КОГНИТИВНАЯ ГИБКОСТЬ / PRESCHOOL AGE / PLAY / EXECUTIVE FUNCTIONS / INHIBITION / WORKING MEMORY / COGNITIVE FLEXIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бухаленкова Дарья Алексеевна, Гаврилова Маргарита Николаевна, Айрапетян Злата Валерьевна, Семенов Юрий Иванович, Тарасова Кристина Сергеевна

Актуальность тематики статьи. В настоящее время исследования игровой деятельности в домашних условиях являются малочисленными. При этом теоретический и эмпирический анализ показал значение игры в развитии регуляторных функций, а полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для специалистов дошкольной сферы и родителей детей старшего дошкольного возраста. Цель: Изучение взаимосвязи компонентов регуляторных функций с предпочтениями ребенка в игре и ее продолжительностью. Описание хода исследования. В исследовании принимали участие дети в возраст 5-6 лет (N= 163, 52% мальчиков), а также их мамы. На первом этапе была проведена диагностика развития компонентов регуляторных функций у дошкольников (сдерживающий контроль, слуховая и зрительная рабочая память и когнитивная гибкость). Информация об особенностях игры детей дома была получена в результате заполнения родителями специализированного опросника, который содержал вопросы о продолжительности игры и игровых предпочтениях детей в домашних условиях. Результаты исследования. Анализ предпочтений в игрушках выявил, что у большинства дошкольников есть любимые игрушки (85%), при этом мальчики предпочитают игры в конструкторы и транспорт, а девочки предпочитают паззлы и наборы для творчества, мягкие игрушки и куклы, а также игры в «семью». Было установлено, что девочки успешнее справлялись с заданиями на когнитивную гибкость, сдерживающий контроль и слуховую рабочую память. Наиболее предпочитаемым видом игр у старших дошкольников являются настольные и подвижные игры, а также строительство. Дети, которые предпочитают конструкторы и машинки, хуже справлялись с выполнением задания на когнитивную гибкость по сравнению с детьми, кто не играют в конструирование. Дети, которые предпочитают мягкие игрушки и наборы фигурок, хуже удерживают в рабочей памяти расположение объектов, чем дети предпочитающие другие игры. Дети, которые предпочитают играть дома в настольные игры, успешнее справлялись с заданием на сдерживающий контроль. Дети, чей любимый герой часто меняется, так же успешнее справлялись с методикой на сдерживающий контроль, чем дети, у которых есть один постоянный любимый герой. Не было выявлено различий в продолжительности игры в зависимости от уровня развития регуляторных функций. Выводы. Исследование показало, что наиболее развивающим потенциалом для старших дошкольников обладают настольные игры, паззлы, а также увлечение разными сюжетами и персонажами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бухаленкова Дарья Алексеевна, Гаврилова Маргарита Николаевна, Айрапетян Злата Валерьевна, Семенов Юрий Иванович, Тарасова Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION BETWEEN PLAY PREFERENCES AT HOME AND SELF-REGULATION IN PRESCHOOL CHILDREN

Background. Nowadays, the research of playing activity in the home environment is insufficient. Meanwhile, theoretical and empirical analysis has shown the importance of the play in the development of executive functions, and the results obtained in the study can be used as practical recommendations for preschool specialists and parents of senior preschool age children. The Objective is to study the relationship between the components of executive functions and children preferences in the play and its duration at home. Design. Children aged 5-6 years (N=163, 52% of males) and their mothers participated in the study. In the first stage, the development of the following components of executive functions in preschool children was assessed: inhibition, verbal and visual working memory and cognitive flexibility. Information on children’s play preferences at home were obtained as a result of parents filling in a specialized questionnaire, which contained questions about the duration of play and its content. Results. Analysis of play preferences revealed that the majority of preschool children in our sample have favorite toys (85%): males prefer games in constructing materials and transport, while females prefer puzzles and sets for creativity, as well as play with soft toys and dolls, and also pretending ‘family’ members games. It was found that girls successfully coped with tasks on cognitive flexibility, inhibition and verbal working memory than boys. The most preferable type of games for senior preschoolers are board games and active games, and also construction sets. Children who prefer constructing materials and transport were less successful at cognitive flexibility task than children who don’t play construction games. Children who prefer soft toys and sets of figures perform a lower level of spatial working memory than children who prefer other kinds of games. Children who prefer to play board games have a higher level of inhibition. Children whose favorite character often changes were more successful in inhibition task than children who have one steady favourite character. Conclusion. The study showed that board games, puzzles, and playing with different subjects and pretending various characters have the most developing potential for older preschoolers. No differences in game duration depending on the level of development of executive functions were found.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ МЕЖДУ ИГРОВЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ И РАЗВИТИЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оригинальная статья / Original Article УДК 159.922.7

doi: 10.11621/npj.2020.0209

Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста

Д.А. Бухаленкова, М.Н. Гаврилова, З.В. Айрапетян, К.С. Тарасова

МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия Ю.И. Семенов

Научно-образовательный центр Академии Наук Республики, Саха (Якутия), Якутск, Россия

Поступила 15 мая 2020 / Принята к публикации: 30 мая 2020

Relation between play preferences at home and self-regulation in preschool children

Daria A. Bukhalenkova, Margarita N. Gavrilova, Zlata V. Airapetyan, Kristin S. Tarasova

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia Yuri I.Semenov

SEC Academy of sciences, (Yakutiya) Yakutsk, Russia * Corresponding author E-mail: [email protected]

Received May 15, 2020 / Accepted for publication: May 30, 2020

Актуальность тематики статьи. В настоящее время исследования игровой деятельности в домашних условиях являются малочисленными. При этом теоретический и эмпирический анализ показал значение игры в развитии регуляторных функций, а полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для специалистов дошкольной сферы и родителей детей старшего дошкольного возраста. Цель: Изучение взаимосвязи компонентов регуляторных функций с предпочтениями ребенка в игре и ее продолжительностью. Описание хода исследования. В исследовании принимали участие дети в возраст 5-6 лет (N= 163, 52% мальчиков), а также их мамы. На первом этапе была проведена диагностика развития компонентов регуляторных функций у дошкольников (сдерживающий контроль, слуховая и зрительная рабочая память и когнитивная гибкость). Информация об особенностях игры детей дома была получена в результате заполнения родителями специализированного опросника, который содержал вопросы о продолжительности игры и игровых предпочтениях детей в домашних условиях.

Результаты исследования. Анализ предпочтений в игрушках выявил, что у большинства дошкольников есть любимые игрушки (85%), при этом мальчики предпочитают игры в конструкторы и транспорт, а девочки предпочитают паззлы и наборы для творчества, мягкие игрушки и куклы, а также игры в «семью». Было установлено, что девочки успешнее справлялись с заданиями на когнитивную гибкость, сдерживающий контроль и слуховую рабочую память. Наиболее предпочитаемым видом игр у старших дошкольников являются настольные и подвижные игры, а также строительство. Дети, которые предпочитают конструкторы и машинки, хуже справлялись с выполнением задания на когнитивную гибкость по сравнению с детьми, кто не играют в конструирование. Дети, которые предпочитают мягкие игрушки и наборы фигурок, хуже удерживают в рабочей памяти расположение объектов, чем дети предпочитающие другие игры. Дети, которые предпочитают играть дома в настольные игры, успешнее справлялись с заданием на сдерживающий контроль. Дети, чей любимый герой часто меняется, так же успешнее справлялись с методикой на сдерживающий контроль, чем дети, у которых есть один постоянный любимый герой. Не было выявлено различий в продолжительности игры в зависимости от уровня развития регуляторных функций.

Выводы. Исследование показало, что наиболее развивающим потенциалом для старших дошкольников обладают настольные игры, паззлы, а также увлечение разными сюжетами и персонажами.

Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, регуляторные функции, сдерживающий контроль, рабочая память, когнитивная гибкость

Background. Nowadays, the research of playing activity in the home environment is insufficient. Meanwhile, theoretical and empirical analysis has shown the importance of the play in the development of executive functions, and the results obtained in the study can be used as practical recommendations for preschool specialists and parents of senior preschool age children.

The Objective is to study the relationship between the components of executive functions and children preferences in the play and its duration at home. Design. Children aged 5-6 years (N=163, 52% of males) and their mothers participated in the study. In the first stage, the development of the following components of executive functions in preschool children was assessed: inhibition, verbal and visual working memory and cognitive flexibility. Information on children's play preferences at home were obtained as a result of parents filling in a specialized questionnaire, which contained questions about the duration of play and its content. Results. Analysis of play preferences revealed that the majority of preschool children in our sample have favorite toys (85%): males prefer games in constructing materials and transport, while females prefer puzzles and sets for creativity, as well as play with soft toys and dolls, and also pretending 'family' members games. It was found that girls successfully coped with tasks on cognitive flexibility, inhibition and verbal working memory than boys. The most preferable type of games for senior preschoolers are board games and active games, and also construction sets. Children who prefer constructing materials and transport were less successful at cognitive flexibility task than children who don't play construction games. Children who prefer soft toys and sets of figures perform a lower level of spatial working memory than children who prefer other kinds of games. Children who prefer to play board games have a higher level of inhibition. Children whose favorite character often changes were more successful in inhibition task than children who have one steady favourite character.

Conclusion. The study showed that board games, puzzles, and playing with different subjects and pretending various characters have the most developing potential for older preschoolers. No differences in game duration depending on the level of development of executive functions were found. Keywords: preschool age, play, executive functions, inhibition, working memory, cognitive flexibility

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. 10.11б21/пр].2020.0209

99

Национальный психологический журнал № 2(38) 2020 [ Психология семьи и воспитания ]

National Psychological Journal 2020, 13(2)

http://npsyj.ru

Введение

В дошкольном возрасте игра имеет решающее значение для гармоничного развития ребенка (Выготский, 1966; Эльконин, 2019; Yogman et al., 2018). В настоящее время игра рассматривается не только как ведущий вид деятельности (Viejo et al. , 2018; Allee-Herndon et al. 2019) и основа для построения образовательных технологий (Смирнова, 2013; Кравцов, Кравцова, 2017), но и как индикатор изменений, которые напрямую отражаются в репертуаре детских игр (Смирнова, Собкин, 2017; Смирнова, Гу-дарева, 2005 Nilsson et al. 2017). В данной статье мы проанализировали связь пред-

почтений в игре у старших дошкольников и показателей развития у них регуля-торных функций.

По мнению ряда исследователей, ребенок играет ради удовольствия (Бюлер, 1924; Singer 2015; Коффка, 2017) и поэтому свободен в игре. Л.С. Выготский указывал на парадокс игры и иллюзорность свободы ребенка в ней: «игра с мнимой ситуацией, в сущности, представляет собой игру с правилами; ... нет игры там, где нет поведения ребенка с правилами, его своеобразного отношения к ним» (Выготский, 1966, С. 64). В игре возникает двойной аффективный план: ребенок испытывает удовольствие от сдерживания непосредственных импульсов, подчиняя

В игре возникает двойной аффективный план: ребенок испытывает удовольствие от сдерживания непосредственных импульсов, подчиняя свое поведение смыслу происходящего в игровой ситуации и взятой на себя роли. Таким образом «правило, ставшее аффектом», становится источником удовольствия в игре

Дарья Алексеевна Бухаленкова -

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] https://istina.msu.ru/profile/Daria_Bukhalenkova/ ORCID: 0000-0002-4523-1051

Маргарита Николаевна Гаврилова -

младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] https://istina.msu.ru/profile/Martynenko_Margarita/ ORCID: 0000-0002-8458-5266

Злата Валерьевна Айрапетян -

сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] https://istina.msu.ru/profile/ZlataAirapetyan/ ORCID : 0000-0002-4466-9799

свое поведение смыслу происходящего в игровой ситуации и взятой на себя роли. «Ребенок плачет в игре, как пациент, но радуется, как играющий» (Выготский, 1966, С. 69). Таким образом «правило, ставшее аффектом», становится источником удовольствия в игре.

Исследования показали, что игра создает необходимые условия для развития когнитивных и регуляторных функций (Sezgin E., Demiriz S. 2017; Howard et al., 2017; Smirnova et al., 2018; Veraksa et al., 2020; Coelho et al., 2020). Игровое пространство обеспечивает ребенку эмоциональную вовлеченность в ситуацию с правилами, помогает понять эмоции партнера по игре (Jaggy et al., 2020) и контролировать свои эмоциональные проявления (Goldstein, Lerner, 2017; Chen, Fleer, 2016; Slot et al., 2017; Shorer, 2019). Игровое взаимодействие помогает ребенку планировать, самостоятельно контролировать и оценивать свои действия в соответствии с принятой ролью (Howard et al., 2017). Примеры такого поведения мы находим и в описаниях классических экспериментов, например, когда в воображаемой ситуации дети дольше сохраняли неподвижность, выполняя роль «часового» (Эльконин, 2019). Исследователи выделяют такие значимые переменных для развития регуляторных функций как продолжительность игры (Elias, Berk, 2002), разнообразие ролевого взаимодействия (White, Carlson, 2016), наличие сложного сюжета (Elias, Berk, 2002) или требующего работы фантазии ребенка (Thibodeau et al., 2016).

Проблема развития регуляторных функций в дошкольном возрасте в большинстве работ анализируется с позиции модели, разработанной А. Мияке с коллегами (Friedman, Miyake, 2017)). Ре-гуляторные функции в этой модели разделяются на следующие основные компоненты: рабочую память (зрительную и слуховую), когнитивную гибкость (способность переходить от одного правила к другому) и сдерживающий контроль. Исследователи отмечают эффективность использования вербальных (команда) и невербальных (звуковых) стимулов -«стоп-сигналов» в играх, направленных на формирование рабочей памяти и сдерживающего контроля (Littman, Takacs, 2017).

Рассмотрим сдерживающий контроль как один из ключевых регуляторных про-

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209

цессов, который помогает ребенку придерживаться правил в игре. Сдерживающий контроль и игровая деятельность в дошкольном возрасте связаны с развитием воображения. Воображение как новообразование дошкольного возраста (Выготский, 2020) создает условия для отделения мысли от вещи. В игре ребенок использует предметы и замещает их, руководствуясь смыслом ситуации, а не натуральным или культурным способом действия с предметом. «Ребенок видит одно, а действует по отношению к видимому иначе. Таким образом, получается положение, что ребенок начинает действовать независимо от того, что он видит» (Выготский, 1966, С. 67). Для реализации данного игрового поведения необходим хорошо развитый сдерживающий контроль -способность к торможению доминирующего, но не относящегося к заданию действия (или мысли) в ходе выполнения целенаправленной деятель-ности(Friedman,Miyake, 2017).Способность к такого рода торможению формируется в период, начиная с 4 лет, и вплоть до подросткового возраста и тренируется медленнее остальных регуляторных функций (Diamond, Daphne, 2016). Исследования показали, что сдерживающий контроль влияет на развитие интеллекта и памяти (Diamond, Daphne, 2016), регуляции эмоций (Troller-Renfree et al., 2019), а также на успешную адаптацию к правилам группы и положительное социальное взаимодействие со сверстниками (Troller-Renfree et al., 2019).

Основной целью данного исследования было изучение связи между детским игровыми предпочтениями и развитием регуляторных функций в дошкольном возрасте в домашних условиях. В рамках нашего исследования мы выдвинули предположение о том, что и продолжительность игры, и ее разнообразие будут оказывать влияние на развитие всех компонентов регуляторных функций.

Проведение исследования

Выборку исследования составили 163 дошкольника в возрасте 5-6 лет (М=66,93, SD=4,07 месяцев), среди которых 52% мальчиков, и мамы этих детей (М=35, SD=5,99 лет). Все дети на момент иссле-

дования посещали старшие группы в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы. Исследование было проведено в 2018 году.

Методики. Опросник «Анкета для родителей детей дошкольного возраста» (Собкин, 2009) был использован для изучения игровых предпочтений и продолжительности игры дошкольников дома. Исследование В.С. Собкина (Собкин, Каз-начеева, 2009) показало высокую информативность применения опроса родителей в качестве метода анализа детской игры дома.

Для оценки регуляторных функций у дошкольников были использованы субтесты нейропсихологического диагностического комплекса NEPSY-II (Korkman et al., 2007): 1) «Торможение», 2) «Память на конструирование», 3) «Повторение предложений». Также была использована методика «Сортировка карточек по изменяемому признаку» (Zelazo, 2012).

Субтест «Торможение» («Inhibition») был использован для оценки сдерживающего контроля. Методика состоит из 2 заданий: Называние (ребенка просят просто называть по порядку круги и квадраты, расположенные на листе) и Торможение (ребенка просят говорить «круг», когда он видит квадрат и, наоборот). Для каждого задания фиксировались три параметра: неисправленные ошибки, исправленные ошибки, время (в секундах).

Субтест «Память на конструирование» («Memory for Designs») применяется для диагностики зрительной рабочей памяти. Ребенку показывают в течение 10 секунд картинку с изображением рамки и расположенными внутри ее клеток изображениями. Затем перед ребенком кладут такую же пустую рамку и набор карточек (содержащий правильные и отвлекающие карточки), ему предлагалось выбрать и расположить карточки на рамке в соответствии с образцом. Данная методика состоит из 4 подобных постепенно усложняющихся заданий, каждое из которых оценивается по следующим параметрам: 1) содержание - за правильно выбранные ребенком карточки; 2) расположение -за правильное расположение карточек на рамке; 3) бонус - за каждую правильно выбранную и расположенную на рамке карточку. Затем подсчитывается общий суммарный балл по всем заданиям.

Субтест «Повторение предложений» («Sentences Repetition») был использован для оценки развития слуховой рабочей памяти. Данная методика состоит из 17 предложений, которые постепенно становятся сложнее для запоминания за счет длины и грамматической структуры. За каждое правильно повторенное предложение или, если он допустил при повторении 1-2 ошибки (пропуск, замена или добавление слов, изменения порядка слов), ребенок получает 2 балла, если

Юрий Иванович Семенов - кандидат исторических наук, руководитель Научно-образовательного центра ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)» E-mail: [email protected] https://nec.yakutia.science/o-nas/ ORCID: 0000-0002-8766-3936

Кристина Сергеевна Тарасова -

кандидат психологических наук, научный сотрудник факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected] https://istina.msu.ru/profile/TarasovaKristina/ ORCID: 0000-0002-9072-8761

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209

же он допускает 3 и более ошибок или не отвечает - 0 баллов. Задание прекращается, если ребенок 4 раза подряд получил 0 баллов (тах 34 балла). Исходный стимульный материал (предложения из оригинала методики) был переведен профессиональным переводчиком вначале с английского языка на русский, потом другим переводчиком был сделан обратный перевод. После чего был сделан анализ расхождений и проведена корректировка.

Методика «Сортировка карточек по изменяемому признаку» («Dimensional Change Card Sort») (Zelazo, 2006) содержит 3 задания и направлен на оценку переключения или когнитивной гибкости. В первом задании ребенку предлагали сортировать 6 карточек по цвету (крас-

ные и синие). Во втором задании нужно было сортировать 6 карточек по форме (лодки и зайцы). В третьем задании ребенок должен был сортировать 12 карт в соответствии со сложной инструкцией, ориентируясь на дополнительный стимул - наличие или отсутствие черной рамки: «с рамкой кладем по цвету, без рамки - по форме».

Обследование каждого ребенка проводилось индивидуально в тихом помещении детского сада.

Результаты

В таблице 1 представлены показатели всех методик на регуляторные функции.

Табл. 1. Средние значения показателей регуляторных функций у дошкольников

Параметры Вся выборка Мальчики Девочки

М SD М SD М SD

Сортировка по цвету 5,90 0,68 5,81 0,94 6,00 0,00

Сортировка по форме 5,37 1,39 5,17 1,62 5,60 1,06

Сортировка с рамкой 7,59 2,37 7,25 2,19 7,95 2,50

Сортировка карт. Общий балл 18,87 2,83 18,23 2,74 19,54 2,77

Называние. Неисправленные ошибки 0,82 1,77 1,10 2,10 0,52 1,27

Называние. Исправленные ошибки 1,00 1,15 1,16 1,34 0,83 0,89

Называние. Время 46,79 13,37 48,23 14,95 45,25 11,32

Торможение. Неисправленные ошибки 3,24 6,00 4,19 7,36 2,21 3,84

Торможение. Исправленные ошибки 2,16 1,80 2,51 1,81 1,79 1,73

Торможение. Время 61,53 15,18 60,98 15,38 62,12 15,05

Зрительная рабочая память. Содержание 37,77 5,72 37,06 5,94 38,51 5,42

Зрительная рабочая память. Расположение 18,75 4,49 18,96 4,27 18,52 4,72

Зрительная рабочая память. Бонус 18,90 12,76 19,13 12,47 18,65 13,13

Зрительная рабочая память. Общий балл 75,41 21,03 75,15 20,94 75,68 21,26

Слуховая рабочая память. Общий балл 18,90 4,80 18,19 5,08 19,65 4,39

Table 1. Mean of executive functions indicators in preschool children

Parameters Sample Males Females

М SD М SD М SD

DCCS. Sorting by color 5.90 0.68 5.81 0.94 6.00 0.00

DCCS. Sorting by shape 5.37 1.39 5.17 1.62 5.60 1.06

DCCS. Sorting with borders 7.59 2.37 7.25 2.19 7.95 2.50

Cards rrangement. Total score 18.87 2.83 18.23 2.74 19.54 2.77

Naming. Uncorrected mistakes 0.82 1.77 1.10 2.10 0.52 1.27

Naming. Corrected mistakes 1.00 1.15 1.16 1.34 0.83 0.89

Naming. Time 46.79 13.37 48.23 14.95 45.25 11.32

Inhibition. Uncorrected mistakes 3.24 6.00 4.19 7.36 2.21 3.84

Inhibition. Corrected mistakes 2.16 1.80 2.51 1.81 1.79 1.73

Inhibition. Time 61.53 15.18 60.98 15.38 62.12 15.05

Visual working memory. Contents 37.77 5.72 37.06 5.94 38.51 5.42

Visual working memory. Spatial 18.75 4.49 18.96 4.27 18.52 4.72

Visual working memory. Bonus 18.90 12.76 19.13 12.47 18.65 13.13

Visual working memory. Total score 75.41 21.03 75.15 20.94 75.68 21.26

Visual working memory. Total score 18.90 4.80 18.19 5.08 19.65 4.39

Была проведена проверка распределения на нормальность (критерий Колмогорова-Смирнова). Вследствие того, что распределение баллов по всем методикам не соответствует нормальному, для дальнейшего анализа связей между показателями предпочтений в игре и сдерживающего контроля были использованы непараметрические критерии статистического анализа.

В результате анализа половых различий (критерий Манна-Уитни) было установлено, что девочки чуть более успешно, чем мальчики, справлялись с заданием на сортировку карточек. Девочки не допускали ошибки в задании на сортировку по цвету (и=31б0.0, р=0.050) и в целом набирали чуть больше баллов по данной методике (и=250б.0, р=0.00б). Однако с заданием на сортировку с рамкой девочки и мальчики справлялись на одном уровне (см. табл. 1 - выделено жирным шрифтом). Кроме того, девочки набирали больше баллов по методике на слуховую рабочую память (и=2591.0, р=0.01б) и совершали меньше ошибок в заданиях на называние (и=2б37.0, р=0.021) и торможение (и=2455.5, р=0.010).

Анализ предпочтений детей в игрушках

Обратимся к анализу различий между детьми, имеющими разные игровые предпочтения. Рассмотрим взаимосвязь развития регуляторных функций и любимых игрушек у дошкольников.

Согласно ответам родителей на вопрос: «Есть ли у Вашего ребенка любимые игрушки?», у 85% детей есть любимые игрушки, у 7% детей их нет, и еще 7% родителей затруднялись ответить на данный вопрос (выбрали «не могу ответить»). Таким образом, у большинства дошкольников нашей выборки есть любимые игрушки. В связи с этим, были проанализированы ответы родителей на вопрос «Какие игрушки предпочитает Ваш ребенок?» (они могли выбрать неограниченное число ответов из предложенных).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из таблицы 2 видно, что мальчики предпочитают игры в конструкторы и транспорт, тогда как девочки значимо чаще предпочитают паззлы, наборы для творчества игры с мягкими игрушками и

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209

куклами. Игры же с различными фигурками любят все дети, независимо от пола.

Дети, которые предпочитают конструкторы и машинки, хуже справлялись с выполнением задания на сортировку карт в пробе с рамкой, по сравнению с детьми, которые не любят конструкторы и машинки (соответственно 7 и 8 баллов в среднем, и=2435.5, р=0.040 и и=2б84.5, р=0.044). Аналогичные различия получились по общему баллу данной методики (соответственно 18 и 19 баллов в среднем, и=2353.5, р=0.019 и и=25б3.5; р=0.01б).

Число неисправленных ошибок в задании на называние фигур было меньше у детей, которые часто дома собирают паззлы (соответственно 0,89 и 1,07 ошибок,и=24б1.5, р=0.015) и играют в куклы (соответственно 0,86 и 1,08 ошибок, и=2370.5; р=0.01б).

Дети, которые предпочитают мягкие игрушки и наборы фигурок, набрали меньше баллов за пространственное расположение картинок в методике «Память на конструирование», чем дети не предпочитающие мягкие игрушки (соответственно 17,42 и 19,39 баллов, и=2049.5, р=0.032) и фигурки (соответственно 17,75 и 19,15 баллов, и=1932.5, р=0.032).

Различий между детьми, которые любят наборы для творчества, и теми, кто в них не играет, установлено не было.

Анализ предпочтений детей в играх

Были проанализированы вопросы анкеты, связанные с предпочтениями детей в разных играх. Так, на вопрос: «Есть ли у Вашего ребенка в настоящий момент любимая игра дома?» 46 % мам ответили, что у их детей есть любимая игра. 52 % выбрали вариант ответа: «Нет, мой ребенок предпочитает играть в разные игры». 2% не смогли ответить на этот вопрос. Значимых различий в развитии регулятор-ных функций между детьми, у которых есть любимая игра и теми, кто предпочитает разные игры, выявлено не было.

Однако были установлены различия между детьми, предпочитающими дома играть в разные виды игр. Анализ ответов родителей на вопрос: «В какие игры обычно предпочитает играть Ваш ребе-

Табл. 2. Распределение ответов мам на вопрос о предпочитаемых их д етьми игрушках

Варианты ответа Вся выборка (n=161) Мальчики (n=82) Девочки (n=79) Уровень значимости

Конструкторы 104 65 38 <0.001

Паззлы 65 27 38 0.050

Куклы 59 1 57 <0.001

Мягкие игрушки 53 10 43 <0.001

Мозаики и наборы для творчества 55 17 38 <0.001

Машинки и другой транспорт 84 70 13 <0.001

Наборы фигурок (солдатики, зоопарк и т.п.) 52 24 52 0.609

Table 2. Distribution of mothers' answers to the question about toys preferred by their children

Answers Sample (n=161) Males (n=82) Females (n=79) Significance level

Building set 104 65 38 <0.001

Puzzles 65 27 38 0.050

Dolls 59 1 57 <0.001

Soft toys 53 10 43 <0.001

Mosaics and creativity kits 55 17 38 <0.001

Cars and other vehicles 84 70 13 <0.001

Sets of figures (soldiers. zoo animals. etc.) 52 24 52 0.609

Табл. 3. Распределение ответов мам на вопрос о предпочитаемых их д етьми играх

Варианты ответа Вся выборка (n=159) Мальчики (n=82) Девочки (n=77) Уровень значимости

Настольные игры 82 44 38 0,587

Подвижные, спортивные 78 45 33 0,130

Компьютерные игры, игровая приставка 27 19 8 0,032

Конструирование, строительство 76 48 28 0,005

Игры в персонажей из книг, кинофильмов, мультфильмов 49 20 29 0,070

Различные профессии 48 20 28 0,100

Игры в «семью» 44 8 36 <0,001

«Военные» игры 10 10 0 <0,001

Table 3. Distribution of mothers' answers to the question about games preferred by their children

Answers Sample (n=159) Males (n=82) Females (n=77) Significance level

Board games 82 44 38 0.587

Active games & sport games 78 45 33 0.130

Computer games. game consoles 27 19 8 0.032

Designing using building kits and construction sets 76 48 28 0.005

Pretend play using book, film, cartoon characters 49 20 29 0.070

Playing various professionals 48 20 28 0.100

Playing as 'family' members 44 8 36 <0,001

Playing 'war'games 10 10 0 <0,001

нок дома?» (см. табл. 3) показал, что наиболее предпочитаемым видом игр у старших дошкольников являются настольные и подвижные игры, и строительство. Меньшей популярностью у них пользу-

ются различные ролевые игры и небольшое число детей, по ответам их мам, играют в компьютерные игры и приставку (16% выборки), при этом чаще всего в них играют мальчики.

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209

Также мальчики чаще предпочитают конструирование и строительство, тогда как девочки - игры в «семью» (табл. 3). У тех детей, которые любят конструирование, общий балл по методике на сортировку карт был значимо ниже, по сравнению с детьми, не играющими в конструирование: 19,27 и 18,43 балла в среднем (и=2589.5, р=0.038).

Дети, которые предпочитают подвижные игры дома, допускают больше исправленных ошибок в задании на торможение, чем дети, которые предпочитают другие виды игр (соответственно 2,45 и 2,00 ошибок в среднем, и=2487.5, р=0.034).

Также было установлено, что дети, которые предпочитают играть дома в настольные игры, делают меньше исправленных ошибок в задании на называние фигур и тратят значимо меньше времени на выполнение обоих заданий методики «Торможение» (см. табл. 4).

Важно отметить, что между детьми, которые любят дома играть в различные ролевые игры (в любимых героев, профессии, семью), и теми, кто предпочитает другие виды игр, значимых различий в развитии регуляторных функций выявлено не было.

Мы также обратились к анализу вопроса о наличии у ребенка любимого героя

Табл. 4. Различия в выполнении заданий методики «Торможение» детьми, которые играют в настольные игры, и не играющими в них детьми

Настольные игры Не играют (n=77) Играют (n=80) Уровень значимости

М SD М SD

Называние. Исправленные ошибки 1,22 1,24 0,82 1,03 0,028

Называние. Время 49,21 15,23 44,53 11,06 0,052

Торможение. Время 66,23 18,25 57,83 11,75 0,004

Table 4. Differences in performing "Inhibition" method by children who play and do not play board

Board Games Do not play (n=77) Do play (n=80) Significance level

М SD М SD

Naming. Corrected mistakes 1.22 1.24 0.82 1.03 0.028

Naming. Time 49.21 15.23 44.53 11.06 0.052

Inhibition. Time 66.23 18.25 57.83 11.75 0.004

Табл. 5. Различия в выполнении детьми заданий методики «Торможение» в зависимости от ответа

Сдерживающий контроль Есть любимый герой (n=61) Нет любимого героя (n=21) Любимые герои часто меняются (n=76) Уровень значимости

M SD M SD M SD

Называние. Неисправленные ошибки 1,36 2,42 0,38 0,97 0,53 1,14 0,008

Торможение. Исправленные ошибки 2,77 1,87 2,57 1,72 1,54 1,58 <0,001

Торможение. Время 64,49 15,40 64,05 16,54 58,57 14,20 0,057

Table 5. Differences in children performing «Inhibition» method depending on the answer to the question: "Does the child have a favorite character?"

Сдерживающий контроль The child has a favourite character (n=61) The child does not have a favourite character (n=21) Favorite characters often change (n=76) Significance level

M SD M SD M SD

Naming. Uncorrected mistakes 1.36 2.42 0.38 0.97 0.53 1.14 0.008

Inhibition. Corrected mistakes 2.77 1.87 2.57 1.72 1.54 1.58 <0.001

Inhibition. Timing 64.49 15.40 64.05 16.54 58.57 14.20 0.057

Мамам задали вопрос: «Есть ли у ребенка любимый герой?») который предполагал три варианта ответа: «да» (39% выборки), «нет» (13%) и «любимые герои часто меняются» (48%). С помощью критерия Крас-келла-Уоллиса были проанализированы различия в развитии регуляторных функций у ребенка в зависимости от наличия у него любимого героя (см. табл. 5).

В результате попарного сравнения трех выделенных групп (с помощью критерия Манна-Уитни) было установлено, что дети, у которых есть любимый герой, делали больше неисправленных ошибок в задании на называние фигур, чем дети, у которых нет одного любимого героя (U=458.0, p=0.027), и чем дети, у кого любимый герой часто меняется (U=1793.5, p=0.007). При этом дети, чей любимый герой часто меняется, делали меньше исправленных ошибок в задании на торможение, чем дети из первой и второй групп (U=1403 5, p=0.000 и U=505.5, p=0.009, соответственно). Также они тратили меньше времени на выполнение задания на торможение, чем дети у которых есть любимый герой (U=1776.5, p=0.019). Таким образом, с методикой на торможение наиболее успешно справлялись дети, чей любимый герой часто меняется, и наименее успешно дети, имеющие одного любимого героя.

Кроме того, была проанализирована продолжительность детской игры дома. Ответы на вопрос: «Сколько времени Ваш ребенок проводит в игре каждый день?» распределились следующим образом. Одна мама ответила, что у ее ребенка нет времени на игры, 2,5% детей играют «0-30 минут», 9,9% играют «от 0,5 до 1 часа», 21,6% детей - «от 1 до 1,5 часа», 31%-«от 1,5 до 2 часов» и «более 2 часов» -35,2% детей. Таким образом, большинство детей играют дома в среднем от 1,5 и более часов. Взаимосвязей между развитием различных компонентов регуля-торных функций и продолжительность игры дома установлено не было.

Обсуждение результатов

Целью данного исследования было изучение связи компонентов регуляторных функций с предпочтениями дошкольни-

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209

ков в игре, а также с продолжительностью детской игры дома.

Анализ предпочтений детей в выборе домашних игр показал, что дети, предпочитающие настольные игры, обладают более развитым сдерживающим контролем, по сравнению с детьми, не играющими в них дома. Настольные игры требуют от ребенка соблюдения правил игры и зачастую предполагают штрафные санкции за их нарушение, что и способствует развитию саморегуляции у дошкольников. Сдерживающий контроль развит хуже у детей, которые любят играть дома в подвижные игры, в которых правила представлены в меньшей степени.

Было выявлено, что дети, предпочитающие игры в конструктор и строительство, обладают менее развитой когнитивной гибкостью, чем дети, предпочитающие другие виды игр. Данные расхождения, с одной стороны, могут объясняться половыми различиями -мальчики значимо чаще предпочитают конструирование, чем девочки, а именно девочки показали более высокий балл по методике на когнитивную гибкость. Однако, с другой стороны, сами половые различия могут объясняться различными игровыми предпочтениями девочек и мальчиков. Возможно, предпочитаемые девочками виды игр (в куклы, складывание паззлов) способствуют наилучшему развитию сдерживающего контроля и гибкости, тогда как предпочитаемые мальчиками конструкторы и машинки не способствуют быстрому развитию ре-гуляторных функций в данном возрасте.

Также было показано, что у детей, предпочитающих дома играть в мягкие игрушки и с разными фигурками, хуже развита способность удерживать в зрительной рабочей памяти пространственное расположение объектов. В отличие от игр с конструктором, паззлов и настольных игр, такого рода игрушки редко требуют запоминания и анализа сложной пространственной информации. Мелкие фигурки сужают игровое пространство, и игра разворачивается за столом или в игровом модуле, то есть в ограниченном пространстве.

Интересно отметить, что игровые предпочтения дошкольников оказались не связаны с развитием у них слуховой рабочей памяти. Отсутствие данной вза-

Игровые предпочтения дошкольников оказались не связаны с развитием у них слуховой рабочей памяти. Мы предполагаем, что дома ребенок играет в основном один, и ему не приходится координировать свои действия с другими детьми, то есть с их игровыми репликами и предлагаемыми в устной форме правилами игры, которые нужно удерживать в слуховой памяти и следовать им

имосвязи может объясняться тем, что дома ребенок играет в основном один, и ему не приходится координировать свои действия с другими детьми то есть, с их игровыми репликами и предлагаемыми в устной форме правилами игры, которые нужно удерживать в слуховой памяти и следовать им.

Важно также отметить, что не было выявлено значимых различий в развитии регуляторных функций между детьми, которые любят дома играть в различные ролевые игры (в любимых героев, профессии и семью), и теми, кто предпочитает другие виды игр. Данный результат, на наш взгляд, показывает, что ролевая игра имеет особое развивающее значение именно в ситуации игры со сверстниками, когда ребенок должен координировать свое поведение в соответствии с действиями других участников игры.

При этом было установлено, что дети, у которых есть один любимый персонаж, совершают значимо больше ошибок при выполнении заданий методики «Торможение» и выполняют задания медленнее, чем дети, чьи любимые герои меняются. Способность заметить ошибку прежде, чем совершить ее, требует достаточного развития внутреннего плана действий. Дети, предпочитающие играть в одного персонажа, возможно, более импульсивны, из-за отсутствия опыта адаптации к меняющимся игровым правилам. То есть, возможно, что разнообразие игр, в которые вовлечен ребенок, является одним из факторов, влияющих на развитие сдерживающего контроля, как компонента регуляторных функций. Полученные нами результаты подтверждаются и другими исследованиями, связывающими развитие внутренней речи с эффектом ретроактивного торможения при переключении (Friedman, Miyake, 2017). Авторы исходят из того, что переключение на следующее задание происходит быстрее и легче для тех детей, у которых есть предыдущий опыт решения меняющихся задач. Это согласуется с нашими ре-

зультатами, показывающими, что дети, предпочитающие одного любимого персонажа, оказываются менее успешными в задачах, требующих сдерживающего контроля, чем те, кто имеет опыт действия в различных ролях.

В то же время, наше исследование не выявило взаимосвязей между уровнем развития регуляторных функций и продолжительностью игры дошкольников дома. Это говорит о том, что содержание игры имеет большее значение, чем ее продолжительность. Если ребенок проводит много времени за игрой, но редко меняет роли и правила, то игра не будет оказывать значительное влияние на его способность контролировать спонтанные реакции, когнитивную гибкость и рабочую память. Этот результат отличается от результатов ранее проведенных исследований (Cemore, Herwig, 2005; Elias, Berk, 2002).

Завершая обсуждение полученных результатов, важно отметить корреляционный характер проведенного исследования, что не позволяет говорить о причинно-следственных взаимосвязях предпочтений в игре и уровня развития регуляторных функций у дошкольников. В связи с этим, в дальнейшем планируется проанализировать изменения в уровне развития регуляторных функций, произошедшие у детей за год, с учетом таких значимых социо-культурных параметров, как уровень образования родителей, состав семьи, качество образовательной среды детского сада. Также к ограничениям данного исследования стоит отнести недостаток данных по развитию воображения детей как ведущего психического процесса в развитии игры (Выготский, 1966).

Заключение

Проведенное исследование показало связь регуляторных функций и игровых предпочтений у детей старшего до-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209

Было установлено, что наиболее развивающим потенциалом для старших дошкольников обладают настольные игры, паззлы, а также увлечение разными сюжетами и персонажами. В тоже время, отсутствие взаимосвязей между уровнем развития регуляторных функций и продолжительностью игры дошкольников дома, позволяет предположить, что содержание и разнообразие детской игры дома (смена правил и ролей) имеет большее значение для развития саморегуляции дошкольников, чем ее продолжительность

проекта РФФИ №18-013-01057 «Игровая деятельность и ее взаимосвязь с

опросного инструментария. Работа выполнена при поддержке

доктору психол. наук, академику РАО, профессору В.С. Собкину за консультации по использованию

регуляторными функциями

школьного возраста. Было установлено, что наиболее развивающим потенциалом для старших дошкольников обладают настольные игры, паззлы, а также увлечение разными сюжетами и персонажами. В то же время, отсутствие взаимосвязей между уровнем развития регуляторных функций и продолжительностью игры дошкольников дома, позволяет предположить, что содержание и разнообразие детской игры дома (смена правил и ролей) име-

ют большее значение для развития саморегуляции дошкольников, чем ее продолжительность. Полученные результаты могут быть полезны как для специалистов в области дошкольного образования и развития, так и для родителей современных дошкольников.

Psychology, Academician of the Russian Academy of Education., Professor V.S.

Sobkin for advice on using survey tools. This work was supported by the RFBR project No. 18-013-01057 «Gaming

Acknowledgement

The authors are grateful to Dr. of

в дошкольном возрасте».

Информация о грантах и благодарностях

Авторы выражают благодарность

Regulatory Functions in Preschool Age.»

Activity and its Relationship with

Литература:

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.—M.: Перспектива. 2020. - 125 с.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966. - №6. - С. 62-68.

Коффка К. Основы психического развития. - Москва: Академический проект, 2017, 356.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход - Москва: Левъ, 2017,

Смирнова Е.О., Собкин В.С. Исследования игры: трудности и возможности // Культурно-историческая психология. - 2017. - Т. 13. - № 3. - С. 83-86. doi: 10.17759/chp.2017130310

Собкин В.С., Казначеева К.Н. Игра ребенка-дошкольника глазами родителей // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 2. - С. 45-54.

Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Книга по Требованию, 2019. - 228 с.

Allee-Herndon, K. A., Taylor, D.D. & Roberts, Sh.K. (2019). Putting play in its place: presenting a continuum to decrease mental health referrals and increase purposeful play in classrooms. International Journal of Play, 186-203. doi: 10.1080/21594937.2019.1643993

Chen, F. & Fleer, M. A (2016) cultural-historical reading of how play is used in families as a tool for supporting children's emotional development in everyday life. European Early Childhood Education Research Journal, 24, 305-319.

Coelho, L. A., Amatto, A. N., Gonzalez, C. L. R. & Gibb, R. L. (2020). Building executive function in pre-school children through play: a curriculum. International Journal of Play, 15, 128-142. doi: 10.1080/21594937.2020.1720127

Diamond, A., & Daphne, S.L. (2016). Conclusions about interventions, programs, and approaches for improving executive functions that appear justified and those that, despite much hype, do not. Developmental Cognitive Neuroscience, 18, 34-48

Elias, C.L., & Berk, L.E. (2002). Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? Early childhood research quarterly, 17, 216-238. doi: 10.1016/S0885-2006(02)00146-1

Friedman, N. P. & Miyake, A. (2017).Unity and diversity of executive functions. Individual differences as a window on cognitive structure. Corte,186-204. doi: 10.1016/j.cortex.2016.04.023

Goldstein, T. R. & Lerner, M. D. (2017) Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children.// Developmental Science. -no.21.

Howard, J., Miles, G.E., Rees-Davies, L., & Bertenshaw, E.J. (2017). Play in Middle Childhood: Everyday Play Behaviour and Associated Emotions. Children and Society, 31, 378-389. doi: 10.1111/chso.12208

Jaggy, A.-K., Mainhard, T., Sticca, F. & Perren, S. The emergence of dyadic pretend play quality during peer play: the role of child competence play partner competence and dyadic constellation.// Social Development. -2020. -

Korkman, M., Kirk, U., & Kemp, S. L. (2007). NEPSY II. Administrative manual. San Antonio. TX: Psychological Corporation.

Littman, R. & Takacs, A. (2017). Do all inhibitions act alike? A study of go/no-go and stop-signal paradigms. PLoS ONE , 12., e0186774.

Nilsson, M., Ferholt, B. & Lecusay, R. (2017).The playing-exploring child': Reconceptualizing the relationship between play and learning in early childhood education.Contemporary Issues in Early Childhood, 1-15.

Sezgin, E. & Demiriz, S. (2017). Effect of play-based educational programme on behavioral self-regulation skills of48-60 month-old children. Early Child Development and Care,1, 14, 1100-1113.

Singer E. (2015).Play and playfulness in early childhood education and care. Psychology in Russia: State of the Art, 82, 27-35.

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. Со1: 10.116217npj.2020.0209

Shorer, M., Swissa, O., Levavi, P. & Swissa, A. (2019).Parental playfulness and children's emotional regulation: the mediating role of parents' emotional regulation and the parent-child relationship. Early Child Development and Care,1-11.

Slot, P., Mulder, H., Verhagen, J., & Leseman, P. (2017). Preschoolers' cognitive and emotional self-regulation in pretend play: Relations with executive functions and quality of play. Infant Child Development, e2038. doi: 10.1002/icd.2038

Smirnova, E. O., Veraksa, A. N., Bukhalenkova, D. A. & Ryabkova, I. A. (2018).Relationship between play activity and cognitive development in preschool children. Cultural-Historical Psychology, 14, 4-14.

Thibodeau, R., Gilpin, A., Brown, M., & Meyer, B. (2016). The effects of fantastical pretend-play on the development of executive functions: An intervention study. Journal of Experimental Child Psychology, 145, 120-138.

Troller-Renfree, S.V., Buzzell, G.A., Bowers, M.E., Salo, V.C., Forman-Alberti, A., Smith, E., & Fox, N.A. (2019). Development of inhibitory control during childhood and its relations to early temperament and later social anxiety: unique insights provided by latent growth modeling and signal detection theory. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 51, 36-51. doi: 10.1111/jcpp.13025

Veraksa, A.N., Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A. & Gavrilova, M.N. (2020). The possibility of using role-play to train executive functions in preschoolers. Cultural-Historical Psychology,16, 111-121.

Viejo, C., Ortega-Ruiz, R. & Romera, E.M. (2018). Children's play and development. Early Childhood Education, 16-21. doi:10.4018/978-1-5225-5167-6. ch009

White, R., & Carlson, S. (2016). What would Batman do? Self-distancing improves executive function in young children. Developmental Science, 19, 419-426. doi: 10.1111/desc.12314

Yogman, M., Garner, A, Hutchinson, J., Hirsh-Pasek, K. & Golinkoff, R.M. (2018).The power of play: a pediatric role in enhancing development in young children. Pediatrics,142, e20182058. doi:10.1542/peds.2018-2058

Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children. Nature Protocols, 2006, 1, 297—301. Zelazo, P.D. (2020). Executive Function and Psychopathology: A Neurodevelopmental Perspective. Annual Review of Clinical Psychology,19, 431-454. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-072319-024242

References:

Allee-Herndon, K. A., Taylor, D.D. & Roberts, Sh.K. (2019). Putting play in its place: presenting a continuum to decrease mental health referrals and increase purposeful play in classrooms. International Journal of Play, 186-203. doi: 10.1080/21594937.2019.1643993

Chen, F. & Fleer, M. A (2016) cultural-historical reading of how play is used in families as a tool for supporting children's emotional development in everyday life. European Early Childhood Education Research Journal, 24, 305-319.

Coelho, L. A., Amatto, A. N., Gonzalez, C. L. R. & Gibb, R. L. (2020). Building executive function in pre-school children through play: a curriculum. International Journal of Play, 15, 128-142. doi: 10.1080/21594937.2020.1720127

Diamond, A., & Daphne, S.L. (2016). Conclusions about interventions, programs, and approaches for improving executive functions that appear justified and those that, despite much hype, do not. Developmental Cognitive Neuroscience, 18, 34-48

Elias, C.L., & Berk, L.E. (2002). Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? Early childhood research quarterly, 17, 216-238. doi: 10.1016/S0885-2006(02)00146-1

El'konin, D.B. Psikhologiya igry. — M.: Kniga po trebovaniyu, 2019. - 228 s.

Friedman, N. P. & Miyake, A. (2017).Unity and diversity of executive functions. Individual differences as a window on cognitive structure. Corte,186-204. doi: 10.1016/j.cortex.2016.04.023

Goldstein, T. R. & Lerner, M. D. (2017) Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children. Developmental Science, 21,1-19.

Howard, J., Miles, G.E., Rees-Davies, L., & Bertenshaw, E.J. (2017). Play in Middle Childhood: Everyday Play Behaviour and Associated Emotions. Children and Society, 31, 378-389. doi: 10.1111/chso.12208

Jaggy, A.-K., Mainhard, T., Sticca, F. & Perren, S. The emergence of dyadic pretend play quality during peer play: the role of child competence play partner competence and dyadic constellation.// Social Development. -2020.

Korkman, M., Kirk, U., & Kemp, S. L. (2007). NEPSY II. Administrative manual. San Antonio. TX: Psychological Corporation.

Koffka, K. (2017). Fundamentals of mental development. Moscow: Akademicheskiy proekt, 356.

Kravtsov, G.G., & Kravtsova, E.E. (2017). Psikhologiya igry: kul'turno-istoricheskii podkhod - M.: Lev», 344.

Littman, R. & Takacs, A. (2017). Do all inhibitions act alike? A study of go/no-go and stop-signal paradigms. PLoS ONE , 12., e0186774. Nilsson, M., Ferholt, B. & Lecusay, R. (2017).The playing-exploring child': Reconceptualizing the relationship between play and learning in early childhood education.Contemporary Issues in Early Childhood, 1-15.

Sezgin, E. & Demiriz, S. (2017). Effect of play-based educational programme on behavioral self-regulation skills of 48-60 month-old children. Early Child Development and Care,1, 14, 1100-1113.

Singer, E. (2015). Play and playfulness in early childhood education and care. Psychology in Russia: State of the Art, 82, 27-35.

Shorer, M., Swissa, O., Levavi, P. & Swissa, A. (2019).Parental playfulness and children's emotional regulation: the mediating role of parents' emotional regulation and the parent-child relationship. Early Child Development and Care,1-11.

Slot, P., Mulder, H., Verhagen, J., & Leseman, P. (2017). Preschoolers' cognitive and emotional self-regulation in pretend play: Relations with executive functions and quality of play. Infant Child Development, e2038. doi: 10.1002/icd.2038

Smirnova, E.O., & Sobkin, V.S. (2017). Research of the game: difficulties and opportunities. [Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya], 13(3), 83-86. doi: 10.17759/chp.2017130310

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. doi: 10.11621/npj.2020.0209

Национальный психологический журнал № 2(38) 2020 [ Психология семьи и воспитания ]

National Psychological Journal 2020, 13(2)

http://npsyj.ru

Smirnova, E. O., Veraksa, A. N., Bukhalenkova, D. A. & Ryabkova, I. A. (2018). Relationship between play activity and cognitive development in preschool children. [Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya], 14, 4-14.

Sobkin, V.S., & Kaznacheeva, K.N. (2009). Game of a preschool child through the eyes of parents. [Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya], 2, 45-54.

Troller-Renfree, S.V., Buzzell, G.A., Bowers, M.E., Salo, V.C., Forman-Alberti, A., Smith, E., & Fox, N.A. (2019). Development of inhibitory control during childhood and its relations to early temperament and later social anxiety: unique insights provided by latent growth modeling and signal detection theory. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 51, 36-51. doi: 10.1111/jcpp.13025

Thibodeau, R., Gilpin, A., Brown, M., & Meyer, B. (2016). The effects of fantastical pretend-play on the development of executive functions: An intervention study. Journal of Experimental Child Psychology, 145, 120-138.

Veraksa, A.N., Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A. & Gavrilova, M.N. (2020). The possibility of using role-play to train executive functions in preschoolers. [Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya], 16, 111-121.

Viejo, C., Ortega-Ruiz, R. & Romera, E.M. (2018). Children's play and development. Early Childhood Education, 16-21. doi:10.4018/978-1-5225-5167-6. ch009

Vygotskii, L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste.—M.: Perspektiva. 2020. - 125.

Vygotsky, L.S. (1966). The game and its role in the mental development of the child. [Voprosy psikhologii], 6, 62-68.

White, R., & Carlson, S. (2016). What would Batman do? Self-distancing improves executive function in young children. Developmental Science, 19, 419-426. doi: 10.1111/desc.12314

Yogman, M., Garner, A, Hutchinson, J., Hirsh-Pasek, K. & Golinkoff, R.M. (2018).The power of play: a pediatric role in enhancing development in young children. Pediatrics,142, e20182058. doi:10.1542/peds.2018-2058

Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children. Nature Protocols, 2006, 1, 297—301. Zelazo, P.D. (2020). Executive Function and Psychopathology: A Neurodevelopmental Perspective. Annual Review of Clinical Psychology,19, 431-454. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-072319-024242

Для цитирования: Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. - 2020. - № 2(38). - С. 99-108. Со1: 10.116217npj.2020.0209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.