Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА НА КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА'

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА НА КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Васильев Илья Андреевич

В статье описаны результаты научного эксперимента,доказывающего, чтопсихологический тренинг повышает коммуникативные профессионально-важные качества психологов служебной деятельности на стадии адепта. Раскрывается определение коммуникативных профессионально-важных качеств и психологического тренинга как метода влияния. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования и производится анализ эксперимента по выявлению влияния тренинга на коммуникативные качества испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Васильев Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TRAINING ON THE COMMUNICATIVE QUALITIES OF PSYCHOLOGISTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY AT THE ADEPT STAGE

The article describes the results of a scientific experiment, the influence of psychological training increases the communicative professionally important qualities of psychologists of professional activity at the adept stage. The definition of communicative professionally important qualities and psychological training as a method of influence is revealed. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented and an analysis of the experiment of influence on the communicative qualities of the subjects is carried out.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА НА КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА»

Это говорит о том, что у испытуемых сочетаются признаки эмпатийного дефицита, деструкции личностных достижений, и негативного отношения к работе. Кроме того нами было установлено, что эмоциональное выгорание в большинстве случаев отрицательно коррелирует с показателями эмпатии, а также стажем и возрастом. У превалирующей части исследуемого контингента обнаружены признаки СЭВ и профессионального кризиса, проявляющегося в ощущении потери своей профессиональной идентичности, избегании эмоционально значимых факторов, неспособности к сочувствию, черствости, низкой эмоциональной чувствительности. Заявленная в начале исследования гипотеза о том, что между эмоциональным выгоранием и эмпатией существует значимая отрицательная взаимосвязь нашла свое подтверждение.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: под ред. А.А. Бодалева Б.Ф. Ломова. В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с. - [Электронный ресурс]. - URL: https://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_izbrannye-trudy_t 1_1980^,1/(дата обращения: 26.03.2023).

2. Дворцова, Е.В. Выгорание и эмпатия в социономических профессиях на разных стадиях профессионализации / Е.В. Дворцова, И.А. Чувашова // revolution.allbest.ru, 2013. - URL: https://revolution.allbest.ru/psychology/01213019_0.html?ysclid=ldbfhl8nzl268837671 (дата обращения: 22.03.2023).

3. Игумнов, С.А. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов Беларуси / С.А. Игумнов, И.А. Дук, В.Н. Склема, М.М. Скугаревская // Медицинский журнал. - 2008. - № 2. - С. 37-40

4. Возрастная специфика профессионального стресса у врачей-специалистов разного профиля / Парфёнов Ю.А., Белов В.Г., Цой В.С., Пахомов А.А., [и др.] // Успехи геронтологии. - 2012. - № 4. - С. 729-735

5. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. - М.: Академический Проект, 2009. - 352 с.

6. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - М.: Институт психологии РАН, - 2005. - 329 с.

7. Ташлыков, В.А. Психология лечебного процесса / В.А. Ташлыков. - Л.: Медицина. - 1984. - 191 с.

8. Burn-out an «occupational phenomenon»: International Classification of Deseases. World Health Organisation [Cited 2023, March 28] Avaliable from: https://www.who.int/news/item/28-05-2019-burn-out-an-occupational-phenomenon-international-classification-of-diseases

9. Morse, G. Burnout in mental health services: A review of the problem and its remediation / G. Morse, M.P. Salyers, A.L. Rollins et al. // Administration and Policy in Mental Health and Mental Health Services Research. - 2012. - Vol. 39 (5). -P. 341-352

10. Professional Burnout: Recent Developments In Theory And Research / ed. by W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. -Washington DC: Taylor & Francis, 1993. - 312 р.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); специалист научного отдела Васильев Илья Андреевич

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА НА КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАДИИ АДЕПТА

Аннотация. В статье описаны результаты научного эксперимента,доказывающего, чтопсихологический тренинг повышает коммуникативные профессионально-важные качества психологов служебной деятельности на стадии адепта. Раскрывается определение коммуникативных профессионально-важных качеств и психологического тренинга как метода влияния. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования и производится анализ эксперимента по выявлению влияния тренинга на коммуникативные качества испытуемых.

Ключевые слова: психологический эксперимент, психологический тренинг, коммуникативные профессионально-важные качества, студенты-психологи.

Annotation: The article describes the results of a scientific experiment, the influence of psychological training increases the communicative professionally important qualities of psychologists of professional activity at the adept stage. The definition of communicative professionally important qualities and psychological training as a method of influence is revealed. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented and an analysis of the experiment of influence on the communicative qualities of the subjects is carried out.

Key words: psychological experiment, psychological training, communicative professionally important qualities, psychology students.

Введение. Будущий специалист-психолог проходит большое количество препятствий на своём пути. Они затрагивают все аспекты личности, так как профессия психолога подразумевает, в первую очередь, исследование и познание себя, чтобы в последствие помогать другим. Поэтому на стадии адепта психологам нужно как можно больше работать именно с собой и своими профессионально-важными качествами.

Но, несомненно, из списка этих качества выбивается несколько, которые подходят любому психологу независимо от его направления и специальности. Это коммуникативные профессионально-важные качества.

Коммуникация меду людьми это одна из основ построения взаимоотношений в обществе. С помощью общения люди познают не только друг друга, но и себя. Также коммуникация очень важна при работе с людьми и напрямую будет влиять на эффективность этой работы.

Поэтому на стадии адепта (стадии профессионализации, когда будущий субъект труда обучается профессии в профессиональном учебном заведении), когда формируется готовность будущего специалиста начать свою профессиональную деятельность, данная область профессионально-важных качеств должна быть хорошо развита и подготовлена. Но как показывает практика, не все выпускники-психологи имеют достаточно развитые коммуникативные качества на должном уровне по окончанию своего обучения.

Данную проблему можно решить различными путями. Наше исследование ставит целью выявление того, насколько эффективно влияет на развитие коммуникативных профессионально-важных качеств метод тренинга, для этого мы экспериментально изучили влияние психологического тренинга на коммуникативные качества студентов-психологов.

Изложение основного материала статьи. В настоящий момент признано, что на эффективность и качество профессиональной деятельности влияют, прежде всего, профессионально-важные качества и компетенции субъекта труда, среди которых значительную роль играют именно коммуникативные качества, причем не только для социономических профессий, но и профессий других типов, в связи с тем, что коммуникация - это неотъемлемая часть профессионального взаимодействия на работе. Безусловно, особенно это касается профессий типа «Человек-человек», связанных с постоянной работой с людьми. Для психолога роль коммуникативных качеств в процессе работы чрезвычайно велика. Процесс становления студентов-психологов в профессиональном мире неразрывно связан с развитием определенных профессионально-важных качеств, среди которых коммуникативные качества являются самыми важными.

Климов Е.А выделяет такие важные для студента-психолога качества как: социабильность, профессиональная мотивированность, активность, коммуникабельность, нравственность, добросовестность, ответственность, смелость и тому подобные [4].

В исследованиях Строковой Н.В. отмечает коммуникабельность как важный атрибут профессиональной деятельности будущих специалистов на этапе формирования профессиональных навыков [6].

Все это доказывает, что коммуникативные навыки занимают важное место в профессиональной деятельности будущего психолога. И будущим специалистам очень важно заниматься развитием этих навыков[3].

В изучении коммуникативных качеств существует большое многообразие теоретических и экспериментальных подходов. Этосвязано, во-первых, различными ориентациями современных психологических школ; во-вторых, противоречивостью и сложностью исследуемого феномена. В результате понятие «коммуникативные качества» носит неоднозначный характер и имеет множество толкований. Мы постарались рассмотреть, что такое коммуникативные качества, с разных сторон [5].

Изучив разные точки зрения о том, что такое коммуникативные профессионально-важные качества, мы пришли к выводу, что коммуникативные профессионально-важные качества - это совокупность способностей, свойств, умений и навыков личности, характеризующая ее отношение к людям и обеспечивающая возможность установления, поддержания контакта и взаимопонимания между ними [1].

Основываясь на зарубежных и отечественных источниках, можно сделать вывод, что психологический тренинг - это метод игрового моделирования особенных ситуаций, в целях развития психологической компетентности и формирования и (или) совершенствования различных психологических (и не только) качеств, умений и навыков у людей, как у участников, так и у зрителей. В итоге психологический тренинг направлен на повышение адекватности самосознания и поведения людей и групп [7].

Кроме того, на основании анализа литературных источников мы убедились, что метод тренинга отлично подходит для развития коммуникативных качеств личности, это связано с особенностями метода и удобством в его проведении, а также доказанной высокой эффективностью [2].

Объектом нашей научной работы является учебно-профессиональная профессиональная деятельность психологов служебной деятельности.

Предметом стало влияние психологического тренинга на коммуникативные профессионально-важные качества психологов служебной деятельности на стадии адепта.

Мы выдвинули гипотезу о том, что психологический тренинг повышает коммуникативные профессионально-важные качества психологов служебной деятельности на стадии адепта.

Для проверки гипотезы и достижения поставленной цели исследования респонденты были разделены на экспериментальную и контрольные группы.

Выборку составили 54 студента специальности «Психология служебной деятельности», 39 человек - в контрольной группе, 15 - в экспериментальной. Средний возраст испытуемых составляет 20 лет. Большинство респондентов представители женского пола.

Для реализации поставленных задачи мы использовали такие методы, как теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, профессиографирование, метод математико-статистической обработки данных - оценка достоверности отличий ^-критерий Стьюдента).

Для получения эмпирического материала мы применяли следующие психодиагностические методики:

• «Методика оценки уровня общительности» В.Ф. Ряховского;

• «Методика диагностики оценки самоконтроля в общении» М. Снайдера;

• «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты» В.В. Бойко;

• «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).

Для нашего эксперимента был разработан психологический тренинг, состоящий из нескольких этапов. Первый, вступительный этап, включал знакомство участников и введение их в тему тренинга, были использованные такие упражнения как: «Восточный рынок», «Автобусы», «Королевство» и т.д. Второй этап, основной, стоящий из нескольких занятий, направленных на развитие коммуникативных качеств. Он включал такие особенные упражнения как: «Джойстик», «Фигура из коробков спичек», «Поломанный телефон» и т.д. Также специально для эксперимента была разработанная коммуникативная игра «Ограбление банка», направленная на развитие коммуникативных профессионально-важных качеств. Третий этап, завершающий, включал общую рефлексию по всему тренингу и подведение итогов.

Тренинг проходил в специальном тренинговом зале нашего вуза, подготовленный для проведения эксперимента, таким оснащением как: аппаратура для воспроизведения аудио и видео, специальным ковром, удобными креслами и т.д. Тренинг состоял из 5 занятий. Первый этап включает 1 занятие на 3 часа 30 минут, второй этап включает 3 занятия на 10 часов 3 минут, третий этап состоит из одного занятия на 3 часа 30 минут.

Была проведена входная и выходная диагностика по выбранных психодиагностическим методикам в экспериментальной и контрольной группе.

Эффективность влияния психологического тренинга на коммуникативныеьпрофессионально-важные качества студентов-психологов представлена в таблицах 1, 2, 3, 4.

Анализ влияния психологического тренинга на коммуникативные профессионально-важные качества студентов-психологов, продиагностированные с помощью методики оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского, представлен в таблице 1.

Влияние психологического тренинга на коммуникабельность (К) студентов-психологов

Экспериментальная группа

К до Эксперимент К после ДК

Ср. арифм 15,83 16,83 1

Ср. кв. откл. 4,60 1,19 4,61

Контрольная группа

К до К после Д К

Ср. арифм 16,50 16,66 0,16

Ср. кв. откл. 4,42 3,52 5,21

^критерий Стьюдента 0,41

р - уровень значимости р<0,01

Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях коммуникабельности между обеими группами (при р<0,05, при р<0,01), так как ^эмп=0,41, ^крит= 3,11. Следовательно, психологический тренинг повлиял на показатель коммуникабельности, увеличив значение у испытуемых экспериментальной группы.

Анализ влияния психологического тренинга на коммуникативные профессионально-важные качества студентов-психологов, продиагностированные с помощью методики «Диагностики оценки самоконтроля в общении» М. Снайдера представлен в таблице 2.

Таблица 2

Влияние психологического тренинга на коммуникативный контроль (КК) на студентов-психологов

Экспериментальная группа

КК до Эксперимент КК после ДКК

Ср. арифм 5 6,16 1,16

Ср. кв. откл. 1,65 1,94 1,40

Контрольная группа

КК до ККпосле Д КК

Ср. арифм 6,16 6,25 0,08

Ср. кв. откл. 2,16 1,76 3,28

^критерий Стьюдента 1,05

р - уровень значимости р<0,01

Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях коммуникативного контроля между обеими группами (при р<0,05, при р<0,01), так как ^эмп=1,05, ^крит= 3,11. Следовательно, психологический тренинг повлиял на показатель коммуникативного контроля, увеличив значение у испытуемых экспериментальной группы.

Анализ влияния психологического тренинга на коммуникативные профессионально-важные качества студентов-психологов, продиагностированные с помощью методики «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты» В.В. Бойко представлен в таблице 3.

Влияние психологического тренинга на показатель стратегии психологической защиты «миролюбивый» (М) на

студентов-психологов

Экспериментальная группа

М до Эксперимент М после АКС

Ср. арифм 11,8 13,2 1,3

Ср. кв. откл. 2,7 2,4 2,6

Контрольная группа

КС до КСпосле А КС

Ср. арифм 11,5 11,7 0,2

Ср. кв. откл. 3,9 2 3,8

^критерий Стьюдента 0,88

р - уровень значимости р<0,01

Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях стратегии психологической защиты «миролюбивый» между обеими группами (при р<0,05, при р<0,01), так как ^эмп=0,88, ^крит= 3,11. Следовательно, психологический тренинг повлиял на показатель стратегии психологической защиты «миролюбивый», увеличив значение у испытуемых экспериментальной группы.

Анализ влияния психологического тренинга на коммуникативные профессионально-важные качества студентов-психологов, продиагностированную с помощью методики «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) представлен в таблице 4.

Таблица 4

Влияние психологического тренинга на показатель «Ситуация беседы» (СБ) на студентов-психологов

Экспериментальная группа

СБ до Эксперимент СБ после АА

Ср. арифм 23,67 26,67 3

Ср. кв. откл. 2,99 3,28 1,65

Контрольная группа

А до А после А А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ср. арифм 25 26,5 1,50

Ср. кв. откл. 4,55 4,03 2,90

t - критерий Стьюдента 4,66

р - уровень значимости р<0,01

Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях «Ситуация беседы» испытуемых до и после проведения эксперимента между обеими группами (при р<0,01), так как ^эмп= 4,66 при ^крит=3,11. Следовательно,

психологический тренинг повлиял на показатель «Ситуация беседы», повысив его у испытуемых экспериментальной группы.

Выводы. На основе изучения отечественной и зарубежной научной литературы, мы выяснили, что метод психологического тренинга очень хорошо подходит для развития коммуникативных профессионально-важных качеств личности, это связано с особенностями метода, удобством в проведении и эффективности в деятельности. Также мы выяснили, что коммуникативные качества - это совокупность способностей, свойств, умений и навыков личности, характеризующая ее отношения к людям и обеспечивающая возможность установления, поддержания контакта и взаимопонимания между ними. В психологической науке по теме данного исследования не имеется научных трудов, что в свою очередь детерминирует нашу актуальность, однако, имеется ряд трудов, посвящённых исследованиям влияние коммуникативного тренинга на коммуникативные качества личности.

Психологический тренинг, действительно, повлиял на коммуникативные профессионально-важные качества студентов-психологов, улучшив показатель коммуникации, повысив показатели коммуникативного контроля, коммуникабельность, контроль в «Ситуации беседы», психологической защиты «миролюбивые».

Наша гипотеза о том, что проведение психологического тренинга повышает коммуникативные профессионально-важные качества студентов-психологов полностью подтвердилась.

Литература:

1. Асмаковец, Е.С. Опыт формирования коммуникативной компетентности специалистов по социальной работе / Е.С. Асмаковец, С.П. Мельничкин // Актуальные вопросы теории практика психологии отношений: материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-27 мая 2010 года. - Екатеринбург: УГПУ, 2010. - 260 с.

2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / А.С. Белкин. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

3. Богданова, В.В. Траектории социализации как социологический феномен / В.В Богданова. - Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 1. - С. 70-74

4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга Текст: учеб. пособие для вузов / И.В. Вачков. - М.: Ось, 1999. - 176 с.

5. Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

6. Карпович, Т.Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности / Т.Н. Карпович. - Мозырь: Содействие, 2007. - 164 с.

7. Форверг, М. Характеристика социально-психологического тренинга поведения / М. Форверг, Т. Альберг // Психологический журнал. - 1984. - №4. - С. 58.

Психология

УДК 37.015.3

доктор психологических наук, профессор РАО Кагермазова Лаура Цраевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент Масаева Зарема Вахаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРАКТИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается исследование стилей педагогической деятельности и педагогического общения преподавателей высшей школы, для повышения эффективности образовательного процесса в ВУЗе. Изучен и обобщен педагогический опыт формирования и развития индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя, выявлены составляющие компоненты индивидуального стиля профессиональной деятельности, факторы и условия, влияющие на становление индивидуального стиля преподавателя. В эмпирическом исследовании описаны структура, методы и результаты исследования индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя, выявлена корреляционная взаимосвязь между рассуждающе-методическим и рассуждающе-импровизационным стилями преподавателей высшей школы с личностными качествами педагогов, осознанием преподавателями особенностей своего отношения к учащимся и стажем профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: стили педагогической деятельности и педагогического общения преподавателей высшей школы, профессиональная деятельность преподавателя, личностные качества преподавателя, формирование и развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателя.

Annotation. The article deals with the study of styles of pedagogical activity and pedagogical communication of teachers of higher education, to improve the efficiency of the educational process in the university. The pedagogical experience of the formation and development of the individual style of the teacher's professional activity has been studied and generalized, the components of the individual style of professional activity, factors and conditions influencing the formation of the teacher's individual style have been identified. The empirical study describes the structure, methods and results of the study of the individual style of a teacher's professional activity, reveals a correlation between the reasoning-methodical and reasoning-improvisational styles of higher school teachers with the personal qualities of teachers, the teachers' awareness of the peculiarities of their attitude towards teaching and the experience of professional pedagogical activity.

Key words: styles of pedagogical activity and pedagogical communication of teachers of higher education, professional activity of a teacher, personal qualities of a teacher, formation and development of an individual style of a teacher's professional activity.

Введение. Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен годом педагога и наставника. Миссия Года - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. В современных условиях гуманизации образования индивидуальный стиль рассматривается как ведущая характеристика педагога, обеспечивающая всестороннее развитие обучающихся и реализацию личностных и профессиональных смыслов педагогической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности не только обеспечивает успешность педагогической деятельности, но и является необходимым условием развития индивидуальности, повышает мотивацию профессиональной деятельности педагога, постоянного обновления стратегии и тактики обучения, дидактического инструментария,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.