Научная статья на тему 'ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / КОММУНИКАЦИОННАЯ СФЕРА / ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжкова О.А., Рыболова Е.А., Кохан Ж.С.

Введение. В статье обоснована актуальность применения тренинга в процессе обучения студентов-психологов в вузе как необходимого элемента для формирования и развития социально-коммуникативных качеств обучающихся в рамках профессионального становления будущих специалистов. Цель статьи - показать динамику развития социально-коммуникативных качеств студентов-психологов до применения разработанной нами Программы тренинга и после. Материалы и методы. Осуществлен теоретический анализ монографий, диссертационных исследований, статей и других научных публикаций. В качестве психодиагностического метода использовался тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха). В исследовании применена разработанная нами Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств студентов-психологов. Результаты. После проведения тренинга при вторичной диагностике коммуникативной компетентности у студентов-психологов I-IV курсов преобладающим стал компетентный тип поведения в общении. Обсуждение . С помощью математико-статистического анализа t-критерия Стьюдента доказано, что результаты студентов-психологов I-IV курсов по итогам прохождения теста коммуникативных умений Л. Михельсона до реализации программы тренинга и после являются значимыми. Заключение. Разработанная нами Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств, включающая совместную работу со студентами-психоло-гами I-IV курсов, эффективно способствует развитию социально-коммуникативных качеств обучающихся как фактора профессионального становления будущих специалистов. Основные положения: - разработана и апробирована Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств студентов-психологов, осуществляемая посредством сотрудничества студентов I-IV курсов; в основу данной программы положено моделирование профессионально и личностно-значимых практических ситуаций с целью формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности и субъектного отношения к ее реализации; - с помощью математико-статистического анализа t-критерия Стьюдента доказано, что результаты студентов-психологов I-IV курсов по итогам прохождения теста коммуникативных умений Л. Михельсона до реализации программы тренинга и после являются значимыми; - показано, что по сравнению с традиционными репродуктивными методами обучения тренинг как интерактивный метод является наиболее эффективным способом выработки стратегии поведения и саморазвития личности, основой для развития социально-коммуникативных качеств студентов-психологов в рамках становления и развития «Я-концепции» будущих психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF SOCIALLY COMMUNICATIVE QUALITIES OF PSYCHOLOGY STUDENTS - OF THE FACTOR IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS

Introduction. The article substantiates the relevance of the use of training in the process of learning psychologist students in high school as a necessary element for the formation and development of socio-communicative qualities of students in the framework of the professional development of future specialists. The purpose of the article is to show the dynamics of the development of socio-communicative qualities of psychologist students before and after the application of the training program developed by us. Materials and methods. A theoretical analysis of monographs, dissertation research, articles and other scientific publications was carried out. As a psychodiagnostic method, the test of communication skills L. Michelson was used (translation and adaptation of Yu.Z. Gilbuch). The study applied by us the program of psychological training on the development of personal professionally important qualities. Results. After conducting the training in the secondary diagnosis of communicative competence, the psychologists of 1-4 courses became the predominant competent type of behavior in communication. Discussion. With the help of mathematic-statistical analysis, Student t-criterion is proved that the results of psychologist students of 1-4 courses on the basis of the test of the test of communicative skills L. Michelson before the implementation of the training program and after are significant. Conclusion. The program of psychological training on the development of personal professionally important qualities developed by us, which includes joint work with students-psychologists of 1-4 courses, effectively contributes to the development of socio-communicative qualities of students learning as factor in the professional formation of future psychologists. Highlights: The program of psychological training for the development of personal professionally important qualities of psychologist students, carried out through cooperation of students 1-4 courses, was developed and tested; The basis of this program is the simulation of professionally and personal and significant practical situations in order to form an individual style of professional activity and subject attitude to its implementation; With the help of mathematic-statistical analysis, Student t-criterion It has been proven that the results of psychologist students of 1-4 courses on the basis of the passage of the test of communicative skills L. Michelson prior to the implementation of the training program and after are meaningful; It is shown that, compared with traditional reproductive training methods, training as an interactive method is the most effective way to develop a strategy of behavior and self-development, the basis for the development of socio-communicative qualities of psychologist students in the framework of the formation and development of the “I-Concept” of future specialists.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

л ж к ж

г

DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.012 |

УДК 159.9.072 j

ББК 88.50 к

о о -к

к

§

О. А. Рыжкова1, Е. А. Рыболова2, Ж. С. Кохан3

1ORCID № 0000-0002-6456-2972 Ж

о

Кандидат химических наук, магистр психологии, доцент кафедры гуманитарных, g

социальных и правовых дисциплин, Белгородский университет кооперации, §

экономики и права, г. Белгород, Российская Федерация. к

E-mail: olgaryzhk@yandex.ru а

к

2ORCID № 0000-0002-9413-1591 ж

Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных, К

социальных и правовых дисциплин, Белгородский университет кооперации, л

о

экономики и права, г. Белгород, Российская Федерация.

3ORCID № 0000-001-8928-8802 Доцент, кандидат философских наук, магистр психологии, доцент кафедры гуманитарных, социальных и правовых дисциплин, Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород, Российская Федерация. E-mail: zgolovko@rambler.ru

ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация

Введенке. В статье обоснована актуальность применения тренинга в процессе обучения студентов-психологов в вузе как необходимого элемента для формирования и развития социально-коммуникативных качеств обучающихся в рамках профессиональ-

E-mail: yolka76@mail.ru j

у е н j о

о

ж

с

кх

ол о

г о

№ к

а к а

о

а

о е с с к

у он

у §

5 § н

ко

г

с о

ж с е j

к к

а

а

ж

л

К е j к

ок

в So

ного становления будущих специалистов. Цель статьи — показать динамику развития социально-коммуникативных качеств студентов-психологов до применения разработанной нами Программы тренинга и после.

Материалы и методы. Осуществлен теоретический анализ монографий, диссертационных исследований, статей и других научных публикаций. В качестве психодиагностического метода использовался тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха). В исследовании применена разработанная нами Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств студентов-психологов.

Результаты. После проведения тренинга при вторичной диагностике коммуникативной компетентности у студентов-психологов Г-ГУ курсов преобладающим стал компетентный тип поведения в общении.

Обсуждение. С помощью математико-статистического анализа ^критерия Стьюдента доказано, что результаты студентов-психологов Г-ГУ курсов по итогам прохождения теста коммуника-ж тивных умений Л. Михельсона до реализации программы тренинга и после являются значимыми.

и

а

«о

о §

3

йн

а

«о §

3

Заключение. Разработанная нами Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств, включающая совместную работу со студентами-психологами Г-ГУ курсов, эффективно способствует развитию социально-коммуникативных качеств обучающихся как фактора профессионального становления будущих специалистов.

Ключевые слова: тренинг; профессионально важные каче-<3 ства; социально-коммуникативные качества; профессиональное ста-

новление; студенты-психологи; коммуникационная сфера; программа тренинга.

р

Основные положения: е

ж ин

- разработана и апробирована Программа психологического в

ра

тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств в

и

т

студентов-психологов, осуществляемая посредством сотрудничества ии

со

студентов Г-ГУ курсов; в основу данной программы положено модели- .§

иаль

о* н

око

рование профессионально и личностно-значимых практических ситуаций с целью формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности и субъектного отношения к ее реализации;

- с помощью математико-статистического анализа ^критерия

Стьюдента доказано, что результаты студентов-психологов Г-ГУ курсов

х

по итогам прохождения теста коммуникативных умений Л. Михельсо- ач

е

с

на до реализации программы тренинга и после являются значимыми;

В ответ на социальные изменения в нашей стране востребованность профессии «психолог» в последнее время возрастает. Комплекс разнообразных проблем, затрагивающих медицину, образова-

участия высоко квалифицированного, грамотного психолога. Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования указывают на необходимость формирования професси-

№ с

показано, что по сравнению с традиционными репродуктив- у

ен

ными методами обучения тренинг как интерактивный метод является т

в-

наиболее эффективным способом выработки стратегии поведения и пс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

саморазвития личности, основой для развития социально- ло

г

о в к а к

коммуникативных качеств студентов-психологов в рамках становления и развития «Я-концепции» будущих психологов. ^

а

S

1 Введение (Introduction) ^

а п

р о е с с и

у он

ду аль

-1 н

ние, политику, предпринимательство и т. д., нельзя решить без § г

о

о а л -к к а

с О

к §

I к °к

№»

онально важных качеств студентов, определяющих будущую профессиональную деятельность. Перед высшими учебными заведениями РФ стоит одна из важнейших задач, заключающаяся в создании благоприятных, эффективных условий для становления и развития целеустремленной личности, обладающей высоким уровнем профессионального мышления, способной конструктивно решать сложные задачи в постоянно меняющемся социальном климате [1; 2].

Коммуникативная компетентность представляет собой фундаментальный компонент структуры личности, необходимый для наиболее успешной профессиональной реализации психолога, включающая в себя определенный уровень знаний, умений и навыков, используемых в процессе общения.

В общественном сознании психолог — это, прежде всего, практик. Обучаясь в вузе на психологических специальностях, студенты должны как можно чаще вовлекаться в практическую работу, связанную с их будущей профессией. Уже с первого курса университета определяющим условием формирования профессионального самоопределения студентов-психологов должна стать их активная практическая деятельность, способствующая эффективному формированию их профессиональных взглядов.

Цель исследования состоит в изучении динамики развития социально-коммуникативных качеств студентов-психологов (до применения тренинга и после) как фактора профессионального стаи новления будущих специалистов.

^ 2 Материалы и методы (Materials and methods)

hq

g Методы исследования отбирались в соответствии с моделью

* исследования, которое состояло из 4 этапов. На первом этапе проводился теоретический анализ монографий, диссертационных исследований, статей и других научных публикаций. На втором этапе

н

а х

U

а

в о

оло

vo

ж

йн

<3

использовались различные психодиагностические методики, в том числе и тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха). На третьем этапе была разработана и апробирована программа тренинга, направленного на развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов с последующим тестированием с использованием тех же методов. Четвертый этап — этап качественного и количественного анализа результатов исследования.

В качестве эмпирической базы исследования выступила Автономная некоммерческая организация высшего образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права» (юридический факультет). В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов очной формы обучения по направлению подготовки бакалавриата «Психология» в количестве 40 человек.

Нами разработана Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств, включающая совместную работу со студентами-психологами 1 -4 курсов как основу создания необходимых оптимальных психолого-педагогические условий для развития социально-коммуникативных ПВК как одного из элементов профессионально важных качеств будущих специалистов. Программа включает несколько направлений работы: тренинг командообразования; тренинг развития соци- а ально-коммуникативных умений; тренинг самопознания (развития «Я»-концепции); тренинг эмпатии; тренинг развития умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

лю в течение учебного года. Занятия проводились в общей группе студентов-психологов 1 -4 курсов, обучающихся на очной форме

ре е

н и н г в р

в в

и т и и с о

-к и

аль

о* н

око

а ч е с т в с

туд д

е н т о в-п с

их

ол о

г о в к а к а

кто о

р о е с с и

у он

ду аль 1 ьн

Программа тренинга рассчитана на встречи два раза в неде- их ог

о

о п

е

к и

а

л

лси вле е

н

обучения. Одно занятие занимало примерно 1,5-2 ч. Занятия про- ° |

ж а х

и

а

«о

о §

3

йн

«О §

•О йн

<3

ходили в рамках реализации работы студенческого научного кружка «Мир психологических знаний» в свободное от учебных занятий время. Возраст студентов 18-23 года. Целью тренинга явилось развитие личностных профессионально важных качеств (ПВК), значимые для эффективного включения студента-психолога в практическую деятельность.

При проведении занятий для активизации деятельности студентов применялись различные методы и формы работы: эвристическая беседа, групповая дискуссия, упражнения, совместная творческая работа, анкетирование, использование настольных игр, подготовка к организации и проведению Фестиваля современной психологии. Каждое занятие начиналось с разминки и заканчивалось процессом рефлексии.

На самом первом занятии тренинга каждый студент выполнял упражнение «Что я ожидаю от тренинга», заполняя при этом предложенную анкету. Эта процедура необходима для дальнейшего анализа преподавателем запросов обучающихся и корректировки программы тренинга с целью оптимизации содержания для наиболее эффективного усвоения материала и развития профессиональных умений и навыков будущих психологов.

Также студентам предложили написать письмо в будущее самому себе, содержащее перечень личных качеств, которыми обучающийся доволен, и другой перечень, вызывающий отрицательные собственные негативные эмоции. Текст также должен включать информацию, что именно студент хочет изменить в себе. Написанные письма были переданы преподавателю, который хранил их до окончания всех занятий. При подведении общих итогов тренинга на последнем занятии студенты получили эти письма обратно и провели самоанализ соответствующих изменений.

В процессе выполнения студентами разнообразных тренин-говых упражнений особое внимание уделялось упражнениям, связанными с ситуациями из личной жизни студентов, способствующими свободным высказываниям, открытому выражению эмоций,

§

§

ж к

ж

г №

что, в свою очередь, оптимально стимулирует процесс самораскры- №

к

тия студентов. Происходит эффективный плодотворный рефлексивный анализ, отражающийся на становлении и развитии «Я»-концепции студентов-психологов, социально-коммуникативных качеств будущих специалистов [3; 4]. При реализации тренинга активно использовались упражнения, направленные на профессиональную сферу студентов-психологов, в рамках которых происходит формирование образа будущей профессии: «Профессиональный портрет», «Профессиональный почерк», «Требуется психолог», «Плохой психолог», «Идентификация с ролью клиента» и т. д. [4; 5; 6].

Важным моментом проведения тренинговых занятий явля-

нятий. Студентам была предоставлена возможность организации занятия (совместно с преподавателем), выбора соответствующих упражнений, темы групповой дискуссии, эвристической беседы и т. д. В ходе занятий и по окончании их каждый студент осуществлял оценку уровня собственных достижений по отношению к дей-

мечая при этом успехи и недочеты работы, планируя и определяя

Рассмотрим динамику показателей ответов студентов-

к к

о о

к к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

о* ж

о 0

ж к * а I к № ж

а

Л

§

0

1

№ о

д

ется включение деятельности студентов в качестве соведущих за- Ж

I

о

о а

о §

о

г

о

а а

о

ствиям других ведущих, а также оценку уровня своих умений и а

навыков по сравнению со своим прошлым опытом, постоянно от- s

§

о о к

^ Ж

цели дальнейшего развития. д §

jS ж

3 Результаты (Results) 8 о

о о

а о §I

-к к

а

психологов по итогам прохождения теста коммуникативных уме- ли вл

ст лен

ний Л. Михельсона до применения тренинга и после. В результате ° |

обработки данных были получены средние баллы соответствующих типов поведения в общении студентов-психологов Г-ГУ курсов (таблица 1). С помощью ^критерия Стьюдента показаны неслучайные, достоверные различия между показателями до применения тренинга и после. Различия в показателях позиции в общении статистически значимы на уровне достоверности р < 0,05 по ^критерию Стьюдента.

Из таблицы и рисунка видно, что у студентов-психологов 14 курсов до применения тренинга преобладал зависимый тип в общении (средний балл 14,85), достигавший среднего уровня. Это свидетельствует о наличии неуверенного поведения, приспособления под окружающие социальные условия, уход от проблем, об отсутствии желания отстаивать свою точку зрения, о замкнутости и недоверии к людям. Компетентный тип имел уровень, ниже среднего (средний балл 11,8). (Таблица 1).

ж а х

U

а

«о

о §

vo 3

йн

^

hq

а

«о §

3

йн

^

Ci

Таблица 1 — Результаты студентов-психологов I-IV курсов по итогам прохождения теста коммуникативных умений Л. Ми-хельсона

Table 1 — The results of psychology students of the I-IV courses according to the results of passing the test of communication skills by L. Mikhelson

Тип поведения в общении Средний балл до тренинга Средний балл после тренинга Значимые различия, p

Зависимая позиция в общении 14,85 12,7 0,000* Есть различия,

Продолжение таблицы 1

Тип поведения в общении Средний балл до тренинга Средний балл после тренинга Значимые различия, р

Компетентная позиция в общении 11,80 18,9 0,000* Есть различия, +

Агрессивная позиция в общении 01,25 01,0 0,250 Нет различий

Примечание - * — при р < 0,001 **

Наглядное изображение результатов представлено на рисунке 1.

ре е

н и н г в р

в в

и т и и с о

к и

аль

о* н

око

у н и к а т и в н

а ч е с т в с

туд д

е н т о в-п с

их

ол о

г о в к а к а

кто ор

а п р о е с с и о н

у

ду ль 1ь

н

ио

г

а н

о

вл е

н и в

а

«о

о §

vo 3

йн

^

hq

«О

•О йн

<3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 18 16 14 12 10

1 8

а &

U

4 2 0

01,25 01,00 % ¡Mil,

До тренинга

Зависимая Компетентная Агрессивная позиция в позиция в позиция в

общении общении общении ^ После тренинга

Рисунок 1 — Результаты студентов-психологов I-IV курсов по итогам прохождения теста Л. Михельсона

Figure 1 — Results of I-IV year psychology students following the results of L. Michelson's test

После проведения тренинга при вторичной диагностике коммуникативной компетентности у студентов-психологов 1-4 курсов преобладающим стал компетентный тип поведения в обще-

6

нии (средний балл 18,9), достигший уровня, выше среднего. Это свидетельствует о формировании у обучающихся тенденции к адекватной реакции на поведение окружающих людей; формировании умений владения вербальными и невербальными средствами общения; формировании способности выбора эффективных путей разрешения возникающих конфликтов, что в целом отражается на развитии и совершенствовании коммуникационной сферы студентов-психологов, имеющей огромной влияние на профессиональное

становление будущих специалистов.

м

Агрессивный тип поведения в общении у студентов- н

и

к

психологов 1-4 курсов до применения тренинга находился на низ- |

ив

ком уровне (средний балл 1,25). Данное положение не изменилось | и после проведения тренинга (средний балл составил 1,0), что говорит об отсутствии у обучающихся проявлений общения «выше» собеседника; отсутствии гнева, раздражений и негативных оценок

л ж s ж

г №

8

№ s S s s о о

s

§

о* ж

о 0

д

л

личности людей и их поведения. |

о

4 Обсуждение (Discussion) с

С помощью математико-статистического анализа t-критерия Стьюдента мы смогли доказать, что результаты студентов-психологов I-IV курсов по итогам прохождения теста коммуникативных умений Л. Михельсона до реализации программы тренинга и после являются значимыми.

о

Эффективность тренинговой программы была проведена ^

л о

путем получения обратной связи от её участников (заполнение о

о

S §

о

г о

№ «

а №

а «

итоговых анкет, проведение саморефлексии студентов по оконча- у нии каждого занятия). Анализ собранных данных свидетельствует о наличии у 85 % студентов положительной реакции.

д §

5 § ж

s о

х г № 0

ж о

к s

s а

а § s л

S s

о s

№ M

5 Заключение (Conclusion)

Разработанная нами Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств, включающая совместную работу со студентами-психологами 1-4 курсов, эффективно способствует развитию социально-коммуникативных качеств обучающихся как фактора профессионального становления будущих студентов-психологов.

По сравнению с традиционными репродуктивными методами обучения тренинг как интерактивный метод является наиболее эффективным способом выработки стратегии поведения и саморазвития личности, основой для развития социально-коммуникативных качеств студентов-психологов в рамках становления и развития «Я-концепции» будущих специалистов.

н

а

х U

а в о

оло

vo 3

йн

^

hq

,а в

вко

•о

йн

Ci

Библиографический список

1. Григоричева И. В. Динамика профессионально значимых качеств студентов-психологов в процесс обучения в вузе // Вестник АлтГПА. 2016. № 5. С. 96-99. (Психолого-педагогические науки).

2. Пименова Е. В. Профессионально важные качества будущего психолога и их развитие в процессе профессионального обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2017. № 6. С. 155-160.

3. Смирнова Г. Е. Развитие профессиональных компетенций студента факультета психологии в контексте психологического тренинга // Педагогика и психология. 2016. № 5. С. 30-34.

4. Быкова Е. А. Формирование профессиональной компетентности студентов-психологов «Я смогу стать компетентным специалистом» // Образовательные технологии. 2016. № 1. С. 108-122.

5. Степанова, Л. Н. Тренинг как средство социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Вопросы педагогики. 2020. № 6 (1). С. 308-311.

6. Кузнецова Е. В. Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинговой работы // Вопросы педагогики. 2020. № 2 (1). С. 113-118.

s

g

O. A. Ryzhkova1, Ye. A. Rybolova2, Zh. S. Kohan3

JORCID № 0000-0002-6456-2972 Candidate of Chemical Sciences, Master of Psychology, Associate Professor at the Department of Humanitarian, Social and Legal Disciplines, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia.

E-mail: olgaryzhk@yandex.ru

r

2ORCID № 0000 -0002-9413-1591 n

Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer at the Department of

Humanitarian, Social and Legal Disciplines, Belgorod University of S'

Cooperation, Economics and Law, Belgorod, Russia. e

b

E-mail: yolka76@mail.ru ro

e

<—i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3ORCID № 0000-001-8928-8802 H

me

Docent, Candidate of Philosophical Sciences, Master of Psychology, n

Associate Professor at the Department of Humanitarian, Social and Legal ^

Disciplines, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, o

Belgorod, Russia. all

E-mail: zgolovko@rambler.ru 0

o

TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF SOCIALLY COMMUNICATIVE QUALITIES OF PSYCHOLOGY STUDENTS — OF THE FACTOR IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the use of training in the process of learning psychologist students in high school as a necessary element for the formation and development of socio-communicative qualities of students in the

framework of the professional development of future specialists. S o

£ §§

The purpose of the article is to show the dynamics of the devel- ^ i

s C

opment of socio-communicative qualities of psychologist stu- § §■

O i •

dents before and after the application of the training program de- U §

§ ^

r i

veloped by us. i r

s s S'

a

s ^

s a

h h o

s

e

s »

Materials and methods. A theoretical analysis of monographs, S »

a'

L o n

dissertation research, articles and other scientific publications was SS |

carried out. As a psychodiagnostic method, the test of communication skills L. Michelson was used (translation and adaptation of Yu.Z. Gilbuch). The study applied by us the program of psychological training on the development of personal professionally important qualities.

Results. After conducting the training in the secondary diagnosis of communicative competence, the psychologists of 1-4 courses became the predominant competent type of behavior in communication.

Discussion. With the help of mathematic-statistical analysis, Student t-criterion is proved that the results of psychologist students of 1 -4 courses on the basis of the test of the test of communicative skills L. Michelson before the implementation of the training program and after are significant.

Conclusion. The program of psychological training on the development of personal professionally important qualities developed by us, which includes joint work with students-psychologists of 1 -4 courses, effectively contributes to the development of socio-communicative qualities of students learning

s as factor in the professional formation of future psychologists.

■s:

Keywords: Training; Professionally important qualities; ^ Socio-Communicative qualities; Professional formation; Stu-| dents-psychologists; Communication sphere; Training program.

-I Highlights:

a?

^ The program of psychological training for the develop-

ment of personal professionally important qualities of psychologist students, carried out through cooperation of students 1 -4

£

a £

t

^ courses, was developed and tested; The basis of this program is <3 the simulation of professionally and personal and significant

practical situations in order to form an individual style of professional activity and subject attitude to its implementation;

With the help of mathematic-statistical analysis, Student t-criterion It has been proven that the results of psychologist students of 1-4 courses on the basis of the passage of the test of communicative skills L. Michelson prior to the implementation of the training program and after are meaningful;

It is shown that, compared with traditional reproductive

b

training methods, training as an interactive method is the most is

p

effective way to develop a strategy of behavior and self-development, the basis for the development of socio-communicative qualities of psychologist students in the framework of the fo rmation and development of the " I-Concept" of future specialists.

References

s

g

a-№

C6

n

f &

c

y

R g

a

S

ro

1. Grigoricheva I.V. (2016), Dinamika professional'no znachimyh u

R>

kachestv studentov-psihologov v process obucheniya v vuze [Dynamics of

f

professionally significant qualities of psychology students in the process of

training in higher education]. Vestnik Altayskoy gosudarstvennoy pedagog- y

h

icheskoy akademii6, Psihologo-pedagogicheskie nauki, 5, 96-99. (In Rus- o

sian).

2. Pimenova E.V. (2017), Professional'no vazhnye kachestva budush- d

chego psihologa i ih razvitie v processe professional'nogo obucheniya [Professionally important qualities of a future psychologist and their develop- ev of

et

el

ment in the process of professional training]. Psikhologiya i pedagogika: p ro*

m fa

metodika i problemy, 6, 155-160. (In Russian). n ^

o r

3. Smirnova G.E. (2016), Razvitie professional'nyh kompetencij stu- f n

ftu th

denta fakul'teta psihologii v kontekste psihologicheskogo treninga [Devel- ro

e Pr

opment of professional competencies of a student of the Faculty of Psychol- p f

ec es

ogy in the context of psychological training]. Pedagogika i psihologiya, 5, ^ i

li

30-34. (In Russian). s l

4. Bykova E.A. (2016), Formirovanie professional'noj kompetentnos-ti studentov-psihologov "YA smogu stat' kompetentnym specialistom " [Formation of professional competence of psychology students "I can become a competent specialist"]. Obrazovatel'nye tekhnologiim 1, 108-122. (In Russian).

5. Stepanova L.N. (2020), Trening kak sredstvo social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov-pervokursnikov k usloviyam obucheni-ya v vuze [Training as a means of socio-psychological adaptation of freshman students to the conditions of study at the university]. Voprosy pedagog-iki, 6 (1), 308-311. (In Russian).

6. Kuznecova E.V. (2020), Razvitie professional'no vazhnyh kachestv studentov-psihologov sredstvami treningovoj raboty [Development of professionally important qualities of student psychologists by means of training work]. Voprosy pedagogiki, 2 (1), 113-118. (In Russian).

na h

.S

,a v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ol lo

oby

yR .A

Ye.

,a v

vko

kyzh

yR

A O.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.