Научная статья на тему '"ТЕМНЫЕ" КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ АНТИ-ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

"ТЕМНЫЕ" КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ АНТИ-ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
848
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
НАРЦИССИЗМ / ПСИХОПАТИЯ / МАКИАВЕЛЛИЗМ / ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / СТУДЕНТ-ПСИХОЛОГ / NARCISSISM / PSYCHOPATHIA / MACHIAVELLIANISM / PROCRASTINATION / PERFECTIONISM / STUDENT PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондрашихина Оксана Александровна

Цель статьи - выявить выраженность анти-профессионально-важных качеств (нарциссизм, неклиническая психопатия, макиавеллизм, невротическая прокрастинация и невротический перфекционизм) у студентов-психологов первого и пятого курсов. Использовались релевантные цели психодиагностические методики (короткий опросник темной триады, шкала прокрастинации для студентов, краткий дифференциальный тест перфекционизма), а также математические методы исследования (многофункциональный критерий Фишера, критерий Манна-Уитни). Для студентов-психологов свойственны все компоненты симптомокомплекса темной триады личности, при этом выраженность высоких показателей нарциссизма и макиавеллизма у студентов пятого курса значимо ниже, чем у первокурсников. Невзирая на то, что довольно значительная часть студентов (независимо от года обучения) характеризуются доминированием невротического перфекционизма, у большинства студентов (как первого, так и пятого курсов) уровень нормального перфекционизма выше патологического, невротического. Таким образом, значительная часть студентов - будущих психологов характеризуется такими анти-профессионально-важными качествами, как нарциссизм, неклиническая психопатия, макиавеллизм, а также невротической прокрастинацией и невротическим перфекционизмом. Данные качества будут препятствовать успешности и экологичности профессиональной психологической деятельности указанных студентов. В рамках тренингов личностного развития необходимо обратить внимание на коррекцию указанных качеств, так как их нецеленаправленного снижения (неклинической психопатии, невротического перфекционизма и прокрастинации) не выявлено. Дальнейшее исследование выделенных анти-профессионально-важных качеств должно базироваться на использовании лонгитюдного метода исследования для оценки динамики данных качеств в процессе профессионального обучения, а также дополнительных методах, позволяющих доказать, что психологи с выделенными набором качеств будут менее успешны в профессиональной деятельности. Оригинальность исследования связана с дефицитарностью работ по оценке «темных» качеств личности у студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондрашихина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“DARK” PERSONALITY QUALITIES IN THE CONTEXT OF ANTI-PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

The purpose of the article is to identify the expression of anti-professional-important qualities (narcissism, non-clinical psychopathy, machiavellism, neurotic procrastination and neurotic perfectionism) in students-psychologists of the first and fifth courses. We used the relevant goals of psychodiagnostic techniques (short dark triad questionnaire, procrastination scale for students, brief differential test of perfectionism), as well as mathematical methods of research (Fisher's multifunctional criterion, Mann-Whitney criterion). We revealed that for students-psychologists all components of the symptom complex of the dark triad of personality are characteristic, at the same time the expression of high rates of narcissism and machiavellism in students of the fifth year is significantly lower than in freshmen. Despite the fact that the dominance of neurotic perfectonism characterizes quite a large proportion of students (regardless of the year of study) most students (both the first and fifth courses) have a higher level of normal perfectonism than the level of pathological, neurotic perfectonism. Thus, such anti-professional-important qualities as narcissism, non-clinical psychopathy, machiavellism, as well as neurotic procrastination and neurotic perfectionism characterize a large part of students - future psychologists. Undoubtedly, these qualities will impede the success and environmental friendliness of the professional psychological activity of these students. Within the framework of trainings of personal development it is necessary to pay attention to correction of specified qualities, as their non-directed reduction (non-clinical psychopathy, neurotic perfectonism and procrastination) is not detected. Further investigation of the identified anti-professional-important qualities should base on the use of a long-term method of research to assess the dynamics of these qualities in the course of vocational training, as well as additional methods to prove that psychologists with the selected set of qualities will be less successful in professional activity. The originality of the study connects to the scarcity of work to assess the “dark” qualities of personality in psychological students.

Текст научной работы на тему «"ТЕМНЫЕ" КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ АНТИ-ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

УДК 159.9.072.43 DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-53-60

«Темные» качества личности в контексте анти-профессионально-важных качеств студентов-психологов

Кондрашихина Оксана Александровна

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» 299053, г. Севастополь, Российская Федерация, ул. Университетская, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6582-0582, e-mail: [email protected]

Аннотация. Цель статьи - выявить выраженность анти-профессионально-важных качеств (нарциссизм, неклиническая психопатия, макиавеллизм, невротическая прокрасти-нация и невротический перфекционизм) у студентов-психологов первого и пятого курсов. Использовались релевантные цели психодиагностические методики (короткий опросник темной триады, шкала прокрастинации для студентов, краткий дифференциальный тест перфекционизма), а также математические методы исследования (многофункциональный критерий Фишера, критерий Манна-Уитни). Для студентов-психологов свойственны все компоненты симптомокомплекса темной триады личности, при этом выраженность высоких показателей нарциссизма и макиавеллизма у студентов пятого курса значимо ниже, чем у первокурсников. Невзирая на то, что довольно значительная часть студентов (независимо от года обучения) характеризуются доминированием невротического перфекционизма, у большинства студентов (как первого, так и пятого курсов) уровень нормального перфекционизма выше патологического, невротического. Таким образом, значительная часть студентов - будущих психологов характеризуется такими анти-профессионально-важными качествами, как нарциссизм, неклиническая психопатия, макиавеллизм, а также невротической прокрастинацией и невротическим перфек-ционизмом. Данные качества будут препятствовать успешности и экологичности профессиональной психологической деятельности указанных студентов. В рамках тренингов личностного развития необходимо обратить внимание на коррекцию указанных качеств, так как их нецеленаправленного снижения (неклинической психопатии, невротического перфекционизма и прокрастинации) не выявлено. Дальнейшее исследование выделенных анти-профессионально-важных качеств должно базироваться на использовании лонги-тюдного метода исследования для оценки динамики данных качеств в процессе профессионального обучения, а также дополнительных методах, позволяющих доказать, что психологи с выделенными набором качеств будут менее успешны в профессиональной деятельности. Оригинальность исследования связана с дефицитарностью работ по оценке «темных» качеств личности у студентов-психологов.

Ключевые слова: нарциссизм; психопатия; макиавеллизм; прокрастинация; перфекционизм; студент-психолог

Для цитирования: Кондрашихина О.А. «Темные» качества личности в контексте анти-профессионально-важных качеств студентов-психологов // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 1 (43). C. 53-60. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-53-60.

"Dark" personality qualities in the context of anti-professional-important qualities of students-psychologists

Oksana A. Kondrashikhina

Sevastopol State University 33 Universitetskaya St., Sevastopol 299053, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6582-0582, e-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the article is to identify the expression of anti-professional-important qualities (narcissism, non-clinical psychopathy, machiavellism, neurotic procras-

© Кондрашихина О.А., 2020

tination and neurotic perfectionism) in students-psychologists of the first and fifth courses. We used the relevant goals of psychodiagnostic techniques (short dark triad questionnaire, procrastination scale for students, brief differential test of perfectionism), as well as mathematical methods of research (Fisher's multifunctional criterion, Mann-Whitney criterion). We revealed that for students-psychologists all components of the symptom complex of the dark triad of personality are characteristic, at the same time the expression of high rates of narcissism and machiavellism in students of the fifth year is significantly lower than in freshmen. Despite the fact that the dominance of neurotic perfectonism characterizes quite a large proportion of students (regardless of the year of study) most students (both the first and fifth courses) have a higher level of normal perfectonism than the level of pathological, neurotic perfectonism. Thus, such anti-professional-important qualities as narcissism, nonclinical psychopathy, machiavellism, as well as neurotic procrastination and neurotic perfectionism characterize a large part of students - future psychologists. Undoubtedly, these qualities will impede the success and environmental friendliness of the professional psychological activity of these students. Within the framework of trainings of personal development it is necessary to pay attention to correction of specified qualities, as their non-directed reduction (non-clinical psychopathy, neurotic perfectonism and procrastination) is not detected. Further investigation of the identified anti-professional-important qualities should base on the use of a long-term method of research to assess the dynamics of these qualities in the course of vocational training, as well as additional methods to prove that psychologists with the selected set of qualities will be less successful in professional activity. The originality of the study connects to the scarcity of work to assess the "dark" qualities of personality in psychological students.

Keywords: narcissism; psychopathia; machiavellianism; procrastination; perfectionism; student psychologist

For citation: Kondrashikhina O.A. «Temnye» kachestva lichnosti v kontekste anti-professional'no-vazhnykh kachestv studentov-psikhologov ["Dark" personality qualities in the context of anti-professional-important qualities of students-psychologists]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 1 (43), pp. 53-60. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-1(43)-53-60. (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Профессионально-важные качества (ПВК) психолога неоднократно становились предметом научных исследований. Данные качества хорошо изучены, систематизированы, классифицированы в классических работах и современных исследованиях (Е.А. Быкова [1], Л.А. Дмитриева [2], С.Г. Колесов [3], О.Г. Пла-хута [4] и др.).

Палитра профессионально-важных качеств разнится в зависимости от конкретной сферы деятельности психолога и области преломления его профессиональной активности. Профессионально-важные качества приобретают свое специфическое наполнение в зависимости от: того, идет ли речь о психологе-исследователе или практике; конкретной сферы деятельности психолога (военный психолог, детский психолог, психолог-педагог, психолог МЧС, психолог в хосписе и др.); того, какой вид профессиональной помощи наиболее значим в конкретной деятельности

психолога: консультативной, терапевтической, коррекционной, диагностической, тре-нинговой; психологической парадигмы, с которой идентифицирует себя психолог (поведенческой психологии, психоанализа, гуманистической психологии и др.). Кроме того, в структуре ПВК выделяют качества, нужные для любой профессиональной деятельности (например, целеустремленность) и специфичные для психологической (например, эмпа-тию, устойчивость к ситуациям неопределенности и др.) [5].

Гораздо реже встречаются исследования анти-ПВК психолога. Согласно А.В. Карпову, Н.Г. Терещенко [6], анти-ПВК входят в структуру профессиональной пригодности наряду с абсолютными, относительными ПВК и моти-вационной готовностью к деятельности и являются свойствами, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. Мы будем

понимать под анти-ПВК качества, которые в случае своей интенсивной выраженности, с одной стороны, и нескомпенсированности профессионально-важным качествами, с другой стороны, будут приводить к отрицательным результатам профессиональной деятельности.

Анализ исследований за последние 10 лет показал, что исследования анти-ПВК психолога весьма дефицитарны. Можно отметить исследование Е.С. Ермаковой, которая среди анти-ПВК психолога выделяет: отсутствие склонности к работе с людьми; неумение понять позицию другого человека; агрессивность; замкнутость; нерешительность [7]. Г.Х. Измайлова, А.Д. Лазукин, А.В. Морозов в число анти-ПВК психолога включают низкий уровень самоконтроля (импульсивность), коммуникативную агрессивность, аутоагрессию, необщительность (замкнутость), коммуникативную интоле-рантность, эмоциональную неустойчивость [8]. Однозначно, компоненты анти-ПВК могут быть расширены. Были бы также интересны исследования, касающиеся возможности компенсации определенных компонентов анти-ПВК абсолютными, относительными ПВК и мотивационными характеристиками профессиональной психологической деятельности.

Рассмотрим представленность в структуре анти-ПВК «темных» качеств личности (нарциссизм, неклиническая психопатия, макиавеллизм), а также невротической прокра-стинации и невротического перфекционизма.

Цель: выявить выраженность анти-ПВК (нарциссизм, неклиническая психопатия, макиавеллизм, невротическая прокрастинация и невротического перфекционизм) у студентов-психологов первого и пятого курсов.

Не ставя задачей раскрыть историю развития представлений в отношении каждого из изучаемых анти-ПВК, примем следующие рабочие определения:

- макиавеллизм - склонность использовать манипулятивные тактики для достижения своих целей, связанная с убеждением субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать, а также наличием навыков и конкретных умений манипуляции (способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков) [9; 10]. Несомненно,

психолог использует в своей деятельности и манипулятивные техники, но они должны быть четко отрефлексированы им, экологичны, преследовать цели клиента, а не психолога и др. Акцент на желании управлять другими приводит к манипулятивному, а не к диалогичному взаимодействию, препятствует установлению аутентичных, доверительных отношений между психологом и клиентом, что в итоге приводит к неэффективности либо отрицательному эффекту подобного взаимодействия;

- неклинический нарциссизм - личностная черта, проявляющаяся в: преувеличенном чувстве собственной значимости; постоянных фантазиях о несомненном будущем успехе; потребности в обожании и восхищении; неадекватной реакции на критику; ожидании особого отношения; использовании других для осуществления своих желаний и достижения своих целей; непонимании эмоций других людей, то есть отсутствии эмпа-тии [11; 12]. Конечно, многие успешные ведущие психологических тренинговых групп, выдающиеся ораторы (в том числе психологи) отличаются изрядной долей нарциссизма. Однако в данном случае речь идет о патологическом нарциссизме, когда составляющие его характеристики достигают интенсивных значений;

- неклиническая психопатия - аномалия развития эмоционально-волевой и мотиваци-онной сфер личности, основные проявления -низкая тревожность, импульсивность, безответственность, эмоциональная холодность, склонность к обману и манипуляции, тенденция к асоциальности. Указанные три качества объединяются в темную триаду личности, изучение которой стало весьма популярным за последние 5-7 лет [13];

- перфекционизм - стремление предъявлять к себе, окружающим и жизни вообще весьма высокие требования и следовать самым высоким стандартам. «Патологический» (невротический) перфекционизм - разрушающее свойство, невротические перфек-ционисты побуждаемы страхом неудачи и склонны к жесткой самокритике, концентрации на нереалистичных стандартах и переживанию перманентной вины за собственный неуспех [14; 15];

- прокрастинация - сознательное откладывание субъектом намеченных действий,

несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы. В контексте нашей темы особенно интересна и значима невротическая прокрастинация (отсрочивание осуществления глобальных жизненных решений) и компульсивная прокрастинация (хроническое проявление в поведении склонности к откладыванию дел в сочетании с тенденцией отсрочивания принятия решений) [16].

МОДЕЛЬ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Выявлению указанных качеств было посвящено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование осуществлялось в период с сентября по ноябрь 2019 г. В нем приняли участие студенты-психологи 1 и 5 курсов ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в количестве 87 человек, среди них 11 юношей и 76 девушек.

Методики исследования: короткий опросник темной триады (в адаптации М.С. Егоровой, М.А. Ситниковой, О.В. Паршиковой) [13]; шкала прокрастинации для студентов (C. Лэй, адаптация О.С. Виндекер, М.В. Останиной) [17]; краткий дифференциальный тест перфек-ционизма (А.А. Золотарева) [18].

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Как показали результаты диагностики черт темной триады, составляющие ее показатели являются практически одинаковыми у студентов первого и выпускного курсов.

Наблюдаемое некоторое увеличение по шкале неклинического нарциссизма у студентов пятого курса по сравнению с первым в то же время не является статистически значимым (критерий Манна-Уитни).

Однако диагностируемые «темные» черты личности студентов-психологов различаются от данных, полученных М.С. Егоровой, которая адаптировала опросник темной триады личности на обширной выборке (табл. 1).

Так, если сравнить средние показатели, то можно увидеть следующее. Значения студентов-психологов выше данных, приведенных М.С. Егоровой (хотя в принципе и находятся в рамках нормативного разброса) (рис. 1).

Если же проанализировать выраженность по симптомокомплексу темной триады личности высоких значений показателей, то можно говорить и о статистически значимых различиях между студентами первого и пятого курсов - табл. 2. Можно сказать, что представленность высокого уровня макиавеллизма и нарциссизма к пятому курсу существенно уменьшается. Скорее всего, психологическое образование способствует пониманию вреда манипуляции для глубинного межличностного взаимодействия, способствует тому, что студенты научатся добиваться своих целей, откровенно озвучивая собственные потребности, а также развитие психологической культуры способствует формированию адекватного образа Я и самооценки.

Выраженность таких личностных черт, как прокрастинация и перфекционизм, а также соотношение продуктивного и невротического

Таблица 1

Результаты диагностики симптомокомплекса темной триады у студентов

Table 1

Diagnosis results of dark triad complex symptoms among students

Курс Course Параметр Parameter Макиавеллизм Machiavellianism Нарциссизм Narcissism Психопатия Psychopathia

1 курс M 3,60 2,88 2,67

1 course SD 0,70 0,56 0,61

5 курс M 3,69 3,14 2,63

5 course SD 0,31 0,88 0,59

Данные М.С. Егоровой* M 3,27 2,78 2,11

M.S. Egorova's data* SD 0,70 0,73 0,66

Примечание: * - респонденты, участвовавшие в исследовании М.С. Егоровой, проживают в Москве и Московской области, их возраст от 16 до 84 лет

Note: * - Respondents who participated in M.S. Egorova's study live in Moscow and Moscow region, their age is from 16 to 84

Рис. 1. Среднегрупповые значения симптомокомплекса темной триады личности Примечание: 1 - макиавеллизм, 2 - нарциссизм, 3 - психопатия Fig. 1. Mean group values of dark personality triad symptom complex Note: 1 - machiavellism, 2 - narcissism, 3 - psychopathy

Частота встречаемости высоких показателей компонентов темной триады у студентов первого и пятого курсов

Incidence of high indicators of the dark triad components among students of the first and fifth courses

Таблица 2

Table 2

Шкала Scale 1 курс 1 course 5 курс 5 course Критерий Фишера Fisher's criterion

Макиавеллизм Machiavellianism 37 % 20 % 2,155*

Нарциссизм Narcissism 37 % 10 % 3,125*

Психопатия Psychopathia 54 % 55 % 0,001

Примечание: * - различия достоверны на 5 % уровне значимости Note: * - differences are reliable at 5 % significance level

перфекционизма у студентов первого и пятого курсов представлено в табл. 3.

Анализ уровней прокрастинации у студентов позволяет говорить о том, что у большинства студентов средний уровень прокра-стинации. Однако дополнительный анализ эмпирических данных показывает, что все же среди студентов пятого курса (37 %) большее число обследованных характеризуется высоким уровнем прокрастинации по сравнению со студентами первого курса (26 %).

Прокрастинация находит отражение в профессиональной деятельности в постоянном откладывании значимых решений, переносе по времени выполнения важных задач, в том числе и клиентских. К сожалению, у студентов пятого курса данные показатели не ниже, чем у студентов первого курса. Что, возможно, свя-

зано с желанием отложить время вхождения во взрослую, постстуденческую профессиональную жизнь, а возможно, отражает так и не сформировавшееся умение делать все вовремя, не откладывать значимые дела «на потом». В то же время различия в выраженности высокого, среднего и низкого уровней прокрастина-ции у студентов первого и пятого курсов не являются статистически значимым.

Что касается выраженности перфекцио-низма, то можно отметить следующее. Невзирая на то, что среднегрупповые показатели практически одинаковы, соотношение продуктивного и невротического перфекциониз-ма у студентов первого и пятого курсов несколько различно. Так, первокурсников-респондентов, у которых продуктивный пер-фекционизм ниже невротического - 31 %

Таблица 3

Выраженность перфекционизма и мрокрастинации у студентов первого и пятого курсов

Table 3

Expression of perfectonism and procrastination among students of first and fifth course

Параметр Parameter Прокрастинация Procrastination Нормальный перфекционизм Normal perfectionism Патологический перфекционизм Pathological perfectionism

Среднее Average 1 курс 65,11 31,95 27,26

Стандартное отклонение Standard deviation 1 course 14,50 7,49 6,75

Среднее Average 5 курс 57,69 31,97 27,57

Стандартное отклонение Standard deviation 5 course 17,47 6,72 8,14

студентов, а студентов пятого курса - 26 %. Однако и в данном случае различия не являются статистически значимыми (многофункциональный критерий Фишера).

Студенты с преобладанием невротического перфекционизма могут в профессиональной деятельности испытывать саморазрушающее чувство вины и тревоги, гиперответственности, зашкаливающей интернально-сти, невротических стремлений контролировать ситуацию, связывать неудачи клиента с собственной личностью, ставить нереалистичные цели для себя, что, помимо очевидной непродуктивности, будет приводить к быстрому эмоциональному выгоранию личности.

ВЫВОДЫ

1. Для студентов-психологов свойственны все компоненты симптомокомплекса темной триады личности, при этом выраженность высоких показателей нарциссизма и макиавеллизма у студентов пятого курса значимо ниже, чем у первокурсников.

2. У большинства студентов как первого, так и пятого курсов уровень нормального перфекционизма выше, чем уровень патологического, невротического перфеционизма. Однако довольно значительная часть студентов (независимо от лет (годы) обучения) характеризуется доминированием невротического перфекционизма. При этом различия

между первокурсниками и пятикурсниками не являются статистически значимыми.

3. Прокрастинация свойственна как студентам пятого, так и первого курсов. В большей степени она выражена у пятикурсников, но и здесь различия не являются статистически значимыми.

Таким образом, значительная часть студентов - будущих психологов характеризуется такими анти-ПВК, как нарциссизм, неклиническая психопатия, макиавеллизм, а также невротической прокрастинацией и невротическим перфекционизмом. Несомненно, данные качества будут препятствовать успешности и экологичности профессиональной психологической деятельности указанных студентов. В рамках тренингов личностного развития необходимо обратить внимание на коррекцию указанных качеств.

Ограничением представленных результатов исследования является используемый метод срезов, который зафиксировал различия между двумя группами, которые, возможно, не связаны с динамикой личностного изменения в процессе профессионального обучения, а обусловлены возрастными либо иными факторами. Необходим лонгитюдный метод исследования для оценки динамики данных ан-ти-ПВК в процессе профессионального обучения, а также дополнительные методы, позволяющие доказать, что психологи с выделенными набором качеств будут неуспешны в профессиональной деятельности.

Литература

1. Быкова Е.А. Особенности профессионально важных качеств психолога // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 3. С. 108-115.

2. Дмитриева Л.А. ПВК психологов на разных этапах профессионализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2010. № 2. С. 49-55.

3. Колесов С.Г. Профессионально важные качества психологов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 2. С. 254-256.

4. Плахута О.Г. К вопросу о профессионально важных качествах практических психологов // Инновации в образовании. 2014. № 3. С. 135-140.

5. Кондрашихина О.А. Конструктивная активность в условиях неопределенности как профессиона-льно важное качество психолога // Мир психологии. 2016. № 4 (88). С. 111-120.

6. Карпов А.В., Терещенко Н.Г. Психология управленческой деятельности. Казань: Татарский центр образования «Таглимат» 2006.

7. Ермакова Е.С. Личностные особенности студентов вуза как основа формирования профессионально важных качеств специалистов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. № 4-1. С. 131-141.

8. Измайлова Г.Х., Лазукин А.Д., Морозов А.В. Социально-психологические особенности личностно-профессионального развития будущих психологов // Вестник Екатерининского института. 2013. № 3 (23). С. 91-99.

9. Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 122-128.

10. ЕгороваМ.С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 10. 2009. № 1/2. С. 65-80.

11. Raskin R.N., Hall C.S. A narcissistic personality inventory // Psychological Reports. 1979. Vol. 45. № 2. Р. 590.

12. Демидова Т.А. Многогранность феномена нарциссизма в психотерапии // Таврический журнал психиатрии. 2011. Т. 15. № 3 (56). С. 86-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 38. С. 12-19.

14. Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 52-60.

15. Парамонова В. Высшие устремления личности: перфекционизм как патологический феномен // Развитие личности. 2009. № 1. С. 64-78.

16. Барабанщикова В.В. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20). С. 130-140.

17. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C.H. Lay (на примере студенческой выборки) // Психология времени. 2014. № 1.

18. Золотарева А.А. Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 107-115.

References

1. Bykova Е.А. Osobennosti professional'no vazhnykh kachestv psikhologa [Features of professionally important qualities of psychologist]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. -Journal of Shadrin State Pedagogical Institute. 2015, no. 3, pp. 108-115. (In Russian).

2. Dmitrieva LA. PVK psikhologov na raznykh etapakh professionalizatsii [Professionally important qualities of psychologists at different stages of professionalism. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial'nost'. - RUDN Journal of Education Issues: Languages and Specialties. 2010, no. 2, pp. 49-55. (In Russian).

3. Kolesov S.G. Professional'no vazhnye kachestva psikhologov [Professionally important qualities of psychologists]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - Topical Problems of Humanities and Natural Sciences. 2014, no. 2, pp. 254-256. (In Russian).

4. Plakhuta O.G. K voprosu o professional'no vazhnykh kachestvakh prakticheskikh psikhologov [To the issue about professionally important qualities of practical psychologists]. Innovatsii v obrazovanii. - Innovation in Education. 2014, no. 3, pp. 135-140. (In Russian).

5. Kondrashikhina О.А. Konstruktivnaya aktivnost' v usloviyakh neopredelennosti kak professional'no vazhnoye kachestvo psikhologa [Constructive activity in conditions of uncertainty as professionally

important quality psychologist]. Mir psikhologii. - World of Psychology. 2016, no. 4 (88), pp. 111-120. (In Russian).

6. Karpov A.V., Tereshchenko N.G. Psikhologiya upravlencheskoj deyatel'nosti [Psychology of Administrative Activity]. Kazan: Tatar Education Center "Taglimat", 2006. (In Russian).

7. Ermakova E.S. Lichnostnye osobennosti studentov vuza kak osnova formirovaniya professional'no vazhnykh kachestv spetsialistov [Personal features of students of the university as the basis of formation of professionally important qualities of specialists]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. - Journal of Pushkin Leningrad State University. 2016, no. 4-1, pp. 131-141. (In Russian).

8. Izmajlova G.Kh., Lazukin A.D., Morozov A.V. Sotsial'no-psikhologicheskiye osobennosti lichnostno-professional'nogo razvitiya budushchikh psikhologov [Socio-psychological peculiarities of personal and professional development of future psychologists]. Vestnik Ekaterininskogo instituta. - Journal of Catherine Institute. 2013, no. 3 (23), pp. 91-99. (In Russian).

9. Znakov V.V. Metodika issledovaniya makiavellizma lichnosti [Technique for the study of personality Machiavellism]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal. - Siberian Psychological Journal. 2001, no. 14-15, pp. 122-128. (In Russian).

10. Egorova M.S. Makiavellizm v strukture lichnostnykh svojstv [Machiavellism in the structure of personal properties]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya 10. - Journal of Perm State Pedagogical University. Series 10. 2009, no. 1/2, pp. 65-80. (In Russian).

11. Raskin R.N., Hall C.S. A narcissistic personality inventory. Psychological Reports. 1979, vol. 45, no. 2, p. 590.

12. Demidova T.A. Mnogogrannost' fenomena nartsissizma v psikhoterapii [The multifaceted phenomenon of narcissism in psychotherapy]. Tavricheskij zhurnal psikhiatrii. - Tavric Journal of Psychiatry. 2011, vol. 15, no. 3 (56), pp. 86-91. (In Russian).

13. Egorova M.S., Sitnikova M.A. Temnaya triada [Dark triad]. Psikhologicheskiye issledovaniya. -Psychological Research. 2014, vol. 7, no. 38, pp. 12-19. (In Russian).

14. Garanyan N.G. Tipologicheskij podkhod k izucheniyu perfektsionizma [Typological approach to the study of perfectionism]. Voprosy psikhologii. - Issues of Psychology. 2009, no. 6, pp. 52-60. (In Russian).

15. Paramonova V. Vysshiye ustremleniya lichnosti: perfektsionizm kak patologicheskij fenomen [The higher aspirations of the individual: perfectonism as a pathological phenomenon]. Razvitiye lichnosti. -Development of the Individual. 2009, no. 1, pp. 64-78. (In Russian).

16. Barabanshchikova V.V. Perspektivy issledovaniya fenomena prokrastinatsii v professional'noj deyatel'nosti [Prospects for research into the phenomenon of procrastination in professional activity]. Natsional'nyj psikhologicheskij zhurnal. - National Psychological Journal. 2015, no. 4 (20), pp. 130-140. (In Russian).

17. Vindeker O.S., Ostanina M.V. Formal'nyj i soderzhatel'nyj analiz shkaly obshchej prokrastinatsii C.H. Lay (na primere studencheskoj vyborki) [Formal and meaningful analysis of C.H. Lay's general procrastination scale (by example of student sample)]. Psikhologiya vremeni. - Time Psychology. 2014, no. 1. (In Russian).

18. Zolotareva A.A. Kratkij differentsial'nyj test perfektsionizma: proverka kross-kul'turnoj ustojchivosti faktornoj struktury i psikhometricheskikh kharakteristik [Brief differential test of perforationism: check of cross-cultural stability of factor structure and psychometric characteristics]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. - Cultural-Historical Psychology. 2018, vol. 14, no. 1, pp. 107-115. (In Russian).

Информация об авторе

Кондрашихина Оксана Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6582-0582

Вклад в статью: идея исследования, исследование литературных источников, обзор литературы, обсуждение полученных результатов, написание текста статьи.

Поступила в редакцию 30.01.2020 г.

Поступила после рецензирования 10.03.2020 г.

Принята к публикации 17.03.2020 г.

Information about the author

Oksana A. Kondrashikhina - Candidate of Psychology, Associate Professor of Psychology Department. Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6582-0582 Contribution: idea of research, study of literary sources, review of literature, discussion of results obtained, writing of the article.

Received 30 January 2020 Reviewed 10 March 2020 Accepted for press 17 March 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.