Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ У ЮРИСТОВ НА СТАДИИ АДЕПТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ У ЮРИСТОВ НА СТАДИИ АДЕПТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евсеева Марина Александровна

Актуальность. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у юристов на стадии адепта определена тем, что потребность исследования эмоционального интеллекта юристов на стадии адепта диктуется запросами практики, заключающимися в определении причин, влияющих на эффективность учебно-профессиональной деятельности, а также социальнопсихологической адаптации личности к выбранной специальности [2, с. 126]. Как демонстрирует практическая деятельность, не все учащиеся, получившие высшее юридическое образование, идут на службу согласно соответствующей специальности, что связано, на наш взгляд, в том числе, с необходимостью коммуницировать, что в свою очередь связано с развитием эмоционального интеллекта [5, с. 237]. Цель. Выявление взаимосвязи между параметрами эмоционального интеллекта и тревогой у юристов на стадии адепта Методы: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, профессиографический анализ, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции К. Пирсона). Методики: 1. Тест «Шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлор; 2. Тест «Эмоционального интеллекта» Н. Холл Результат. Анализ полученных сведений по методике эмоционального интеллекта Н. Холла согласно шкале общего эмоционального интеллекта продемонстрировал, что у 16,7% юристов на стадии адепта выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта, 70% респондентов был выявлен средний уровень, 13,3% низкий уровень. Анализ сведений, полученных по шкале эмоциональная осведомленность выявила, что у 16,7% испытуемых выявлен высокий уровень, средний уровень 56,6%, 26,7% низкий уровень. Данные полученные по методике Дж. Тейлора Тест «Шкала проявлений тревоги, были получены следующие данные 30% респондентов выявлен средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги, 70% респондентов имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги. Выводы. Проанализировать разработанность в научной литературе проблему взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у юристов на стадии адепта. Подобрать методы и методики исследования, описать этапы, обосновать выборку. Определить развитие параметров эмоционального интеллекта у юристов на стадии адепта. Выявить тревожность у юристов на стадии адепта. Осуществить корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у юристов на стадии адепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евсеева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ANXIETY IN LAWYERS AT THE ADEPT STAGE

The study of the relationship between emotional intelligence and anxiety in lawyers at the adept stage is determined by the fact that the need to study the emotional intelligence of lawyers at the adept stage is dictated by the demands of practice, which consist in determining the reasons affecting the effectiveness of educational and professional activities, as well as socio-psychological adaptation of the individual to the chosen specialty. As practical activity demonstrates, not all students who have received higher legal education go to work according to the relevant specialty, which, in our opinion, is connected, among other things, with the need to communicate, which in turn is associated with the development of emotional intelligence. Goal. Identification of the relationship between the parameters of emotional intelligence and anxiety in lawyers at the adept stage Methods: theoretical analysis of psychological literature on the research problem, occupational analysis, psychodiagnostic testing, mathematical and statistical data processing (K. Pearson correlation coefficient). Methods: 1. Test "Scale of anxiety manifestations" by J. Taylor; 2. The test of "Emotional intelligence" by N. Hall Result. An analysis of the information obtained using the N. Hall emotional intelligence methodology according to the general emotional intelligence scale showed that 16.7% of lawyers at the adept stage had a high level of emotional intelligence, 70% of respondents had an average level, 13.3% had a low level. An analysis of the information obtained on the emotional awareness scale revealed that 16.7% of the subjects had a high level, an average level of 56.6%, and a low level of 26.7%. The data obtained by the method of J. The Taylor Test "Scale of anxiety manifestations, the following data were obtained: 30% of respondents identified an average (with a tendency to high) level of anxiety, 70% of respondents have an average (with a tendency to low) level of anxiety. Conclusions. To analyze the development in the scientific literature of the problem of the relationship between emotional intelligence and anxiety in lawyers at the adept stage. Select research methods and techniques, describe the stages, justify the sample. To determine the development of the parameters of emotional intelligence in lawyers at the adept stage. To identify anxiety in lawyers at the adept stage. To carry out a correlation analysis of the relationship between emotional intelligence and anxiety in lawyers at the adept stage.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ У ЮРИСТОВ НА СТАДИИ АДЕПТА»

Евсеева Марина Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровский государственный университет Научный руководитель: Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровский государственный университет

г. Новокузнецк, РФ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ У ЮРИСТОВ НА СТАДИИ АДЕПТА

Аннотация

Актуальность. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у юристов на стадии адепта определена тем, что потребность исследования эмоционального интеллекта юристов на стадии адепта диктуется запросами практики, заключающимися в определении причин, влияющих на эффективность учебно-профессиональной деятельности, а также социально-психологической адаптации личности к выбранной специальности [2, с. 126]. Как демонстрирует практическая деятельность, не все учащиеся, получившие высшее юридическое образование, идут на службу согласно соответствующей специальности, что связано, на наш взгляд, в том числе, с необходимостью коммуницировать, что в свою очередь связано с развитием эмоционального интеллекта [5, с. 237].

Цель. Выявление взаимосвязи между параметрами эмоционального интеллекта и тревогой у юристов на стадии адепта

Методы: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, профессиографический анализ, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции К. Пирсона).

Методики:

1. Тест «Шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлор;

2. Тест «Эмоционального интеллекта» Н. Холл

Результат. Анализ полученных сведений по методике эмоционального интеллекта Н. Холла согласно шкале общего эмоционального интеллекта продемонстрировал, что у 16,7% юристов на стадии адепта выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта, 70% респондентов был выявлен средний уровень, 13,3% низкий уровень. Анализ сведений, полученных по шкале эмоциональная осведомленность выявила, что у 16,7% испытуемых выявлен высокий уровень, средний уровень 56,6%, 26,7% низкий уровень.

Данные полученные по методике Дж. Тейлора Тест «Шкала проявлений тревоги, были получены следующие данные 30% респондентов выявлен средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги, 70% респондентов имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги.

Выводы. Проанализировать разработанность в научной литературе проблему взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у юристов на стадии адепта.

Подобрать методы и методики исследования, описать этапы, обосновать выборку.

Определить развитие параметров эмоционального интеллекта у юристов на стадии адепта.

Выявить тревожность у юристов на стадии адепта.

Осуществить корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у юристов на стадии адепта.

Ключевые слова

Эмоциональный интеллект. Тревожность

Evseeva Marina A.

Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute Kemerovo State University

Supervisor: Dvortsova Elena V.

Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute Kemerovo State University

Novokuznetsk, Russia

THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ANXIETY IN LAWYERS AT THE ADEPT STAGE

Abstract

Relevance. The study of the relationship between emotional intelligence and anxiety in lawyers at the adept stage is determined by the fact that the need to study the emotional intelligence of lawyers at the adept stage is dictated by the demands of practice, which consist in determining the reasons affecting the effectiveness of educational and professional activities, as well as socio-psychological adaptation of the individual to the chosen specialty. As practical activity demonstrates, not all students who have received higher legal education go to work according to the relevant specialty, which, in our opinion, is connected, among other things, with the need to communicate, which in turn is associated with the development of emotional intelligence.

Goal. Identification of the relationship between the parameters of emotional intelligence and anxiety in lawyers at the adept stage

Methods: theoretical analysis of psychological literature on the research problem, occupational analysis, psychodiagnostic testing, mathematical and statistical data processing (K. Pearson correlation coefficient).

Methods:

1. Test "Scale of anxiety manifestations" by J. Taylor;

2. The test of "Emotional intelligence" by N. Hall

Result. An analysis of the information obtained using the N. Hall emotional intelligence methodology according to the general emotional intelligence scale showed that 16.7% of lawyers at the adept stage had a high level of emotional intelligence, 70% of respondents had an average level, 13.3% had a low level. An analysis of the information obtained on the emotional awareness scale revealed that 16.7% of the subjects had a high level, an average level of 56.6%, and a low level of 26.7%.

The data obtained by the method of J. The Taylor Test "Scale of anxiety manifestations, the following data were obtained: 30% of respondents identified an average (with a tendency to high) level of anxiety, 70% of respondents have an average (with a tendency to low) level of anxiety.

Conclusions. To analyze the development in the scientific literature of the problem of the relationship between emotional intelligence and anxiety in lawyers at the adept stage.

Select research methods and techniques, describe the stages, justify the sample.

To determine the development of the parameters of emotional intelligence in lawyers at the adept

stage.

To identify anxiety in lawyers at the adept stage.

To carry out a correlation analysis of the relationship between emotional intelligence and anxiety in lawyers at the adept stage.

Keywords

Emotional intelligence. Anxiety.

Введение. Необходимость исследования эмоционального интеллекта юристов на стадии адепта диктуется и запросами теории: мы считаем, что в литературе недостаточно разработано понимание о том, в какой степени важна для юриста способность к общению с окружающими, а также уровень развития эмоционального интеллекта; о влиянии дисциплин юридической специализации на формирование эмоционального интеллекта.

Исследование тревожности сегодня достаточно актуальна, так как именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности процессов учебно-профессиональной деятельности, социально-психологической адаптации и формирования адекватного представления о себе, своих личностных качеств у юристов на стадии адепта.

Исследование проводилось по следующим этапам:

1. Постановка проблемы. На данном этапе сформулирована тема, обоснована ее актуальность. Установлены объект и предмет исследования. Определены цель, задачи и гипотеза. Реализован подбор научной литературы по сформулированной теме;

2. Анализ теоретического материала по теме исследования. Таким образом, были определены основные идеи теоретического раздела, были конкретизированы основные понятия и определения;

3. Подбор методов и методик исследования. В процессе данного этапа были выбраны методы, методики, а также составлены этапы исследования и охарактеризована выборка исследования;

4. Проведение психодиагностического тестирования, с помощью которого собраны данные для дальнейшего эмпирического исследования;

5. Осуществление математического анализа данных, полученных путем психодиагностического исследования. С помощью коэффициента корреляции Пирсона мы сумели провести исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у юристов на стадии адепта;

Эмпирическое исследование проводилось на базе КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк. На момент экспериментальной работы участие принимало 30 человек, студенты 4 курса, очного отделения, обучающиеся на юридическом факультете. Участники проводимого эксперимента - молодые люди и девушки в возрасте от 20 до 23 лет. Половое соотношение участников эмпирического исследования 17 юношей и 13 девушек.

Анализ сведений по методике эмоционального интеллекта согласно шкале общего эмоционального интеллекта продемонстрировал, что у 16,7% юристов на стадии адепта выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта. Установленные итоги свидетельствуют о том, что респонденты хорошо распознают как собственные эмоциональные реакции, так и эмоции находящихся вокруг людей. По истинному осознают себя на подсознательном и телесном уровне, что дает возможность им с легкостью приспособиться к какой угодно жизненной ситуации. Взаимоотношения с людьми содержательны, пользуются личными чувствами, для того чтобы вернее осознать себя и окружающий мир. У 70% респондентов был выявлен средний уровень эмоционального интеллекта, что указывает о довольно неплохом представлении эмоций других, благополучно распоряжаются собственными чувствами, однако имеют все шансы совершать это гораздо лучше. Необходимо трудиться над проявлением эмоций, концентрировать внимание на их физические признаки, искать причину. У 13,3% респондентов был выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта. Это указывает на то, что юристы на стадии адепта этой категории никак не готовы осмыслить природу эмоций, которые они ощущают, никак не готовы распоряжаться ими. Анализ сведений, полученных по шкале эмоциональная осведомленность выявила, что у 16,7%

испытуемых выявлен высокий уровень этого параметра, что свидетельствует о мастерстве осознавать себя, способности различать отрицательные эмоции, если они только образуются, определить их причину и осуществить соответствующие мероприятия. Средний уровень 56,6% респондентов эмоциональной осведомленности говорит о умении различать свои эмоциональные реакции. Такой человек может прислушиваться к своим эмоциям, что дает возможность быть в согласии с самим собой. У 26,7% испытуемых был выявлен низкий уровень по шкале «эмоциональная осведомленность». Такие люди недостаточно осознают собственные эмоции, никак не прислушиваются к ним, или концентрируют интерес на них, когда уже слишком поздно.

Анализ полученных данных по исследованию тревоги, выявил следующие результаты: у 30% респондентов выявлен средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги, что свидетельствует о восприятии ими окружающего мира, людей как несущих угрозу, но это состояние проявляется у них не ярко выражено, при отсутствии экстремальной ситуации может свидетельствовать о наличии проблем со здоровьем. 70% респондентов имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги. Они в значительно большей степени воспринимают окружающий их мир дружелюбным, не видят угрозы со стороны других людей по сравнению с респондентами, склонными к высокому уровню тревоги.

Проблема в большой степени определена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России. На сегодняшний день в отечественной психологической науке почти никак не ведется экспериментальных изучений эмоционального интеллекта.

Выборка для данного исследования репрезентативна генеральной совокупности, используемые методы и применяемые методики являются валидными, надежными.

Были подобраны следующие методики: Тест «Шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлор; Тест «Эмоционального интеллекта» Н. Холл.

Развитие параметров эмоционального интеллекта определено с помощью методики Н. Холла Тест «Эмоционального интеллекта». Выявлено, что по всем компонентам эмоционального интеллекта среди респондентов преобладает средний уровень развития, а также в управлении своими эмоциями никто из респондентов не обладает высоким уровнем развития данного компонента.

Тревожность продиагностирована методикой Дж. Тейлора Тест «Шкала проявлений тревоги». Выявлено, 70% респондентов имеют средний уровень тревоги с тенденцией к низкому, остальные 30% средний уровень тревоги с тенденцией к высокому.

Данные полученные в ходе эмпирического исследования показали наличие значимой корреляции тревоги с показателем общим эмоциональным интеллектом и эмоциональной осведомленностью.

Список использованной литературы:

1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена: / И. Н. Андреева. - Текст: непосредственный //Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.

2. Бояцис, Р. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: учебное пособие / Р. Бояцис, Э. Макки, Д. Гоулман. - Москва: Альпина Паблишер, 2015. -301 с. - ISBN: 5-9614-0137- 5. - Текст: непосредственный.

3. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика: учебное пособие /А. М. Прихожан. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с. - ISBN: 5-89502-089-5. - Текст: непосредственный.

4. Санд, И. Компас эмоций: учебное пособие / И. Санд. - Москва: Альпина Паблишер, 2021. - 156 с. -ISBN: 978-5-9614-6556-3. - Текст: непосредственный.

5. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. - 432 с. - ISBN: 978-5-00057-507-9. - Текст: непосредственный.

©Евсеева М.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.