ПСИХОЛОГИЯ Psychology
УДК 159.9
А. И. Алонцева, Ю. А. Сметанина
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи социального интеллекта с психоэмоциональным состоянием у психологов служебной деятельности на стадии адепта. Целью данного исследования выступило предположение о наличии взаимосвязи между социальным интеллектом и психоэмоциональным состоянием у студентов специальности «Психология служебной деятельности», а именно, чем выше у психологов выражен социальный интеллект, тем ниже напряженность, тревожность, фрустрация и выше стрессоустой-чивость. Представленные результаты исследования позволили определить характер и обусловленность данной взаимосвязи.
Ключевые слова: социальный интеллект; психоэмоциональное состояние; нервно-психическое напряжение; тревожность; фрустрация; стрессоустойчи-вость; учебно-профессиональная деятельность; служебная деятельность; студенты-психологи.
Для цитирования: Алонцева А. И., Сметанина Ю. А. Взаимосвязь социального интеллекта с психоэмоциональным состоянием у будущих психологов служебной деятельности // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 2 (18). С. 34-46.
A. I. Alontseva, Yu. A. Smetanina
INTERRELATION OF SOCIAL INTELLIGENCE WITH PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF FUTURE PSYCHOLOGISTS IN SERVICE ACTIVITIES
The article presents the results of a study of the relationship between social intelligence and the psycho-emotional state ofpsychologists of official activity at the adept stage. The purpose of this study was to suggest that there is a relationship between so-
© Алонцева А. И., Сметанина Ю. А., 2022 © Alontseva A. I., Smetanina Yu. A., 2022
cial intelligence and the psycho-emotional state of students of the specialty "Psychology of performance ", namely, the higher the social intelligence is expressed in psychologists, the lower the tension, anxiety, frustration and the higher the stress resistance. The presented results of the study made it possible to determine the nature and closeness of this relationship.
Keywords: social intelligence; psycho-emotional state; neuropsychic stress; anxiety; frustration; stress resistance; educational and professional activities; service activities; psychology students.
For citation: Alontseva A. I., Smetanina Yu. A. Interrelation of social intelligence with psycho-emotional state of future psychologists in service activities. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 2 (18), p. 34-46.
Усложнение общественной жизни, убыстряющаяся динамика социальных процессов, ломка сложившихся социальных установок предъявляют особые требования к способности человека понимать происходящее и соответствующим образом интерпретировать как происходящие социальные изменения, так и собственное поведение, и поведение других людей. В связи с этим сам человек зачастую не справляется с объемом и темпом поступающей информации, что приводит к ухудшению психоэмоционального состояния. Данное обстоятельство заставляет людей чаще прибегать к помощи психолога. Востребованность психолога становится более выраженной. Говоря о служебной деятельности, стоит отметить, что помощь психолога в этой сфере является особенно актуальной и важной, поскольку деятельность специалистов этой области направлена на оказание помощи при различных чрезвычайных ситуациях, разного рода стрессовых обстоятельствах и травмирующих событиях.
Проблема изучения такого явления, как психоэмоциональное состояние у бу-
дущих психологов представляется важной, так как их профессия относится к тем видам деятельности, где человеку необходимо всегда сталкиваться с психо-травмирующими событиями, трудностями и переживаниями других людей. От этого становится значимым иметь собственный психоэмоциональный фон стабильным и позитивным, чтобы обеспечить собственную успешную личностную и профессиональную успешность, выражающуюся в социально-психологической адаптации, правильном восприятии себя в целом и конкретных своих личностных качеств.
В свою очередь, стабильность психоэмоционального состояния психологов, в связи с их социономической представленностью профессиональной деятельности, тесно связана с развитием социального интеллекта. Именно социальный интеллект принимает непосредственное участие в регуляции социального поведения, выступает как средство познания социальной действительности, объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных
объектов, обеспечивает интерпретацию информации, понимание и прогнозирование поступков и действий людей, показывает, как человек взаимодействует с внешним миром, как он решает и преодолевает каждодневные проблемы, в том числе и при общении с окружающими.
Объектом нашего исследования выступил социальный интеллект. Предметом — взаимосвязь социального интеллекта с психоэмоциональным состоянием у студентов специальности «Психология служебной деятельности». Перед началом исследования была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь между социальным интеллектом и психоэмоциональным состоянием у студентов специальности «Психология служебной деятельности», а именно: чем выше социальный интеллект, тем ниже такие показатели психоэмоционального состояния, как напряженность, тревожность, фрустрация и выше стрессоустой-чивость. Таким образом, цель нашего исследования — исследование взаимосвязи социального интеллекта с психоэмоциональным состоянием у студентов специальности «Психология служебной деятельности».
Переходя к рассмотрению теоретических аспектов нашего исследования, стоит отметить, что проблема изучения феномена социального интеллекта в психологии традиционна как для зарубежных, так и отечественных исследователей, но до сих пор психологическая сущность и природа социального интеллекта являются актуальными для изучения.
Среди исследователей, который изучали феномен социального интеллекта в психологии, выделим Дж. Гилфорда, ко-
торый рассматривал социальный интеллект в его соотношении с общим интеллектом [2]. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект — система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации. Г. Олпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом, которого является социальное приспособление, а не глубина понимания [10]. Ученый связывал социальный интеллект со способностью вызывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Определение Г. Олпорта мы взяли за основу в нашем исследовании.
В отечественной психологии термин «социальный интеллект» был введен Ю. Н. Емельяновым, который определял его как устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события [4]. Исследователь отождествляет социальный интеллект с коммуникативной компетентностью. И принципиально важно, что уровень общего интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. А. Л. Южанинова в свою очередь выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной струк-
туры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту [15].
Многие современные исследователи все же выделяют социальный интеллект как отдельный, самостоятельный феномен и предлагают рассматривать, например, эмоциональный интеллект как часть, как элемент социального интеллекта [11].
По результатам теоретического исследования феномена социального интеллекта можно заключить, что в настоящий период в психологии изучение данного феномена является особо актуальной проблемой, и нет единого представления об его определении. Некоторые ученые рассматривают социальный интеллект как часть коммуникативной компетентности, другие же выделяют социальный интеллект как отдельную характеристику, часть в структуре общего интеллекта, также есть и те, кто рассматривает социальный интеллект как отдельную, самостоятельную категорию в структуре личности.
Далее, обращаясь к психоэмоциональному состоянию, следует начать с рассмотрения категории «психические состояния». Психические состояния, как и психические процессы и свойства, относятся к категориям психических явлений. Рассмотрим некоторые из подходов к определению понятия «психические состояния» в психологической науке, а также обратимся к вопросу об их классификации.
Особую точку зрения в отношении психических состояний занимает У. Джемс [3]. Психологию он определяет как науку о психических состояниях человека, полагая, что психические состоя-
ния являются главным предметом психологической науки в целом.
В ходе изучения психических состояний возникает вопрос: каковы соотношения между психическими и эмоциональными состояниями? В этой связи перейдем к рассмотрению классификаций психических состояний. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев [12] рассматривают эмоциональные состояния как эмоциональную составляющую психического состояния. На том, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н. Д. Левитов [8]. Схожую точку зрения имеет Е. П. Ильин [5]. Опираясь на представления Н. Д. Ле-витова и Е. П. Ильина в вопросе о месте эмоциональной сферы в категории психических состояний, мы определяем психоэмоциональное состояние как особую форму психического состояния человека с преобладание эмоционального реагирования. В связи с этим для исследования психоэмоционального состояния студентов мы выбрали следующие явления: напряженность, тревожность, фрустрация и стрессоустойчивость.
Нервно-психическое напряжение — это такое психическое состояние, при котором человек предчувствует неблагоприятный исход событий. За основу в своем исследовании мы взяли определение Т. А. Немчина, который определяет нервно-психическое напряжение как вид психических состояний, которые развиваются у человека, действующего в психологически сложных условиях [9].
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности индивида часто переживать сильную тревогу по относи-
тельно малым поводам. По мнению Дж. Тейлор, тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [14]. Для нашего исследования мы взяли за основу это определение.
Фрустрацией называют психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач. Основатель теории фрустрации С. Розенцвейг понимает под фрустрацией психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворения каких-то своих значимых потребностей [16].
Несмотря на то, что проблеме стресса посвящено большое количество работ, публикаций, содержащих исследование стрессоустойчивости, относительно немного. Б. X. Варданян понимает стрессо-устойчивость как свойство личности, которое характеризуется тем, что в эмоцио-генной ситуации между всеми компонентами психической деятельности обеспечивается гармоничное отношение, что, в свою очередь, содействует успешному выполнению деятельности [1]. В нашем исследовании мы будем опираться на понятие Б. Х. Варданяна.
Таким образом, на основе эмоционального компонента в классификациях Н. Д. Левитова и Е. П. Ильина мы определяем психоэмоциональное состояние как особую форму психического состояния человека с преобладание эмоционального реагирования. На основе эмоционального компонента мы определили
для изучения следующие явления: напряженность, тревожность, фрустрация и стрессоустойчивость.
В настоящее время деятельность, которой занимаются студенты называется учебно-профессиональной. Учебно-
профессиональная деятельность — это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей. Учебно-профессиональная деятельность студентов специальности «Психология служебной деятельности» направлена на освоение компетенций, позволяющих человеку приобрести свою профессиональную индивидуальность, стать компетентным профессионалом в области служебной деятельности.
Стоит отметить, что изучать психоэмоциональное состояние необходимо относительно определенной деятельности и конкретной ситуации. В нашем случае это учебно-профессиональная деятельность студентов специальности «Психология служебной деятельности».
Изучая характеристики учебно-профессиональной деятельности, обратим внимание на то, что деятельность студента-психолога и его будущая профессия относятся прежде всего к сфере «человек-человек» [6]. Специфика состоит в постоянном общении, взаимодействии с другими людьми, умении находить компромиссы и решать конфликтные ситуации. Предмет учебно-профессиональной деятельности студентов специальности «Психология служебной деятельности» есть некоторая харак-
теристика исходного уровня знаний студентов, стартовый уровень, который в процессе учебно-профессиональной деятельности либо трансформируется, либо видоизменяется путем приобретения новых понятий, практических умений, профессиональных навыков. Целью деятельности студентов-психологов являются успешное освоение и формирование компетенций, отработка профессиональных навыков. Задачи можно выделить следующие: обогащение социального и профессионального опыта; профессионально-личностное развитие, представленное новыми знаниями, понятиями, различными учебными и профессиональными умениями и навыками в области психологии и морально-психологического обеспечения служебной деятельности; способность реализовывать полученный комплекс знаний, навыков, умений, опыта в конкретной практической и учебно-профессиональной деятельности; развитие способности выстраивать индивидуальные образовательные траектории и профессиональные перспективы; сфор-мированность готовности студента к профессиональной деятельности.
Для осуществления учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов необходимы соответствующие условия, которые обеспечивает образовательная организация. Это оснащенные аудитории для лекционных, практических, лабораторных и групповых (тренинговых) занятий. У студентов есть доступ к научной литературе как непосредственно, так и через электронно-библиотечную систему. Также образовательная организация отвечает за формирование образовательной среды [13].
Хотя особых требований к личностным качествам студентов-психологов как таковых нет, все же для успешного освоения специальности необходимо обладать рядом важных качеств, так как специфика выбранной студентами будущей профессии и организации учебного процесса в данном направлении предъявляет особые требования к личностным качествам обучающихся, среди которых нами были выделены следующие.
Рассматривая индивидуально-
типологические свойства, следует отметить важность наличия устойчивой и подвижной нервной системы (сангвинический тип темперамента). Прежде всего это необходимо по причине работы будущей работы в стрессовых условиях [7]. Мнемические особенности студентов находят отражение в запоминании огромного количества информации, связанной с освоением учебных дисциплин. Говоря об аттенционных качествах, стоит отметить избирательность, объем и устойчивость внимания, возможность его переключения и распределения. Среди мыслительных (интеллектуальных) и коммуникативных качеств можно выделить вербальный и невербальный интеллект, а также социальный и эмоциональный. Данные качества будут способствовать налаживанию различных контактов. Обращаясь к волевым качествам, обратим внимание на целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание, инициативность и самостоятельность. Среди эмоциональных качеств можно выделить следующие: стрессоустойчивость, эмпатия, оптимальный уровень тревожности, глубина переживания эмоций, эмоциональная ла-
бильность, эмоциональная отзывчивость (восприимчивость, чувствительность).
Таким образом, учебно-
профессиональная деятельность студентов-психологов — это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков важных для их будущей деятельности, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей, отвечающих специфике выбранной ими профессии.
В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся на 1-3 курсах в Кузбасском гуманитарно-педагогическом институте Кемеровского государственного университета на специальности «Психология служебной деятельности». Объем выборки составил 40 человек, из которых 12 % юноши и 88 % девушки. Возраст респондентов — от 17 до 23 лет.
В ходе нашего исследования были использованы такие методы, как теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, метод профес-сиографии, метод математико-статистической обработки данных (коэффициент корреляции г-Пирсона).
Для диагностики социального интеллекта студентов специальности «Психология служебной деятельности» был использован тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы по шкале общего развития социального интеллекта 20 % от общего числа респондентов имеют уровень социального интеллекта ниже среднего, у них может наблюдаться тенденция к возникновению трудностей в понимании и прогно-
зировании поведения других людей. 52 % опрашиваемых имеют средний уровень социального интеллекта, что имеет выражение в успешной коммуникации с другими людьми, большей адаптивности к различным социальным ситуациям. Для 25 % испытуемых характерен уровень социального интеллекта выше среднего и для 3 % — высокий. Данный факт говорит о том, что эти студенты способны извлечь максимум информации о поведении людей.
По результатам первого субтеста (СВ1) методики 3 % студентов-психологов имеют низкий уровень способности предвидеть последствия поведения других людей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем, и также 3 % имеют уровень ниже среднего. Данное число респондентов плохо понимают связь между поведением и его последствиями. 32 % обследуемых имеют средний уровень, что говорит о наличии в их поведении тенденции предвосхищать дальнейшие действия других людей. У 57 % респондентов выявлен уровень способности предвидеть реакции других людей выше среднего, и 5 % от общего числа респондентов имеют высокий уровень. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, понимать невербальные реакции участников взаимодействия.
Полученные результаты второго субтеста (СВС) показывают, что 3 % студентов имеют низкий уровень способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, и 7 % имеют уровень ниже среднего
относительно этой же способности. Данный результат говорит о том, что эти респонденты плохо владеют языком невербального общения. У 45 % студентов наблюдается средний уровень способности к считыванию невербальных реакций. Данное число исследуемых способны оценивать состояния и чувства других людей не только по вербальным проявлениям, но и по невербальным реакциям. У 40 % от общего числа респондентов выявлен уровень способности к считыванию невербальных реакций выше среднего и у 5 % — высокий. В этом случае чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает их способность понимать других.
У 15 % студентов по результатам третьего субтеста (СВТ) выявлено наличие низкого уровня способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации и у 10 % уровень ниже среднего. Для данного числа людей характерно то, что они плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Для 38 % респондентов характерен средний уровень способности понимать вербальные проявления людей в зависимости от ситуации, что говорит о том, что они способны понимать и распознавать разные вербальные посылы других людей в зависимости от ситуации, но они не способны улавливать и подстраиваться под определенный тон взаимодействия в каждой из возможных ситуаций. 25 % из опрашиваемых имеют уровень способности пони-
мать вербальные проявления людей в зависимости от ситуации выше среднего, и для 12 % характерен высокий уровень. Данные показатели свидетельствуют о том, что студенты обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений.
Переходя к описанию результатов диагностики по четвертому субтесту (CBS), можем отметить, что число баллов, набранное 35 % респондентов, соответствует уровню способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях ниже среднего. Из чего следует, что студенты испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия. У 52 % выявлен средний уровень описываемого показателя, что говорит о том, что он способны чувствовать и понимать логику развития ситуации взаимоотношений. Далее было выявлено, что для 10 % от общего числа опрашиваемых студентов характерен уровень способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей выше среднего и для 3 % — высокий уровень. Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что для большинства студентов характерны средние показатели как общего уровня развития социального интеллекта, так и в отдельности каждого из его компонентов, представленных в виде субтестов. В то же время справедливо отметить, что показатели в
сторону низких значений и в сторону высоких распределились преимущественно равномерно.
Для исследования такого компонента психоэмоционального состояния студентов, как напряженность, мы использовали шкалу нервно-психического напряжения (опросник НПН) Т. А. Немчина. 60 % испытуемых обладают слабым нервно-психическим напряжением, что характеризует их как людей, готовых действовать в соответствие с условиями той или иной происходящей ситуации. У 37 % респондентов выявлен умеренный уровень напряжения. В этом случае у студентов уже явно выражено состояние дискомфорта, проявляется тревога. И у 3 % от общего числа респондентов выявлен чрезмерный уровень напряжения. В этом случае у студентов явно присутствуют признаки дискомфорта, тревоги, переживания страха.
Далее для диагностики тревожности студентов мы использовали методику измерения уровня тревожности Дж. Тейлор (адаптация Т. А. Немчина). Выявлено, что 5 % от общего числа испытуемых имеют очень высокий уровень тревожности. Наличие данного результата может говорить о том, что студенты чувствуют угрозу, беспокойство даже в тех жизненных ситуациях, которые к этому не располагают. У 35 % респондентов выявлен высокий уровень тревожности, что характеризует их как обладателей высокой эмоциональности, низкой самооценки. Для 25 % респондентов характерен средний уровень тревожности с тенденцией к высокому. Эти студенты обладают спокойным эмоциональным состоянием, общительностью, умеренной самооценкой.
Также 28 % испытуемых обладают средним с тенденцией к низкому уровнем тревожности, это говорит о том, что студенты имеют свое мнение, умеют его высказывать и отстаивать. И у 7 % выявлен низкий уровень тревожности, что зачастую характеризует этот процент людей как бесчувственных, ленивых и безответственных.
Для диагностики фрустрации использовалась методика «Фрустрация» В. В. Бойко. Полученные результаты свидетельствуют о том, что фрустрация на низком уровне находится у 47 % респондентов. Они легко с ними справляются, и зачастую стрессовые или субъективно стрессовые обстоятельства не оказывают негативного влияния на состояние студентов. Также 47 % студентов имеют устойчивую тенденцию к фрустрации. Анализируя данный показатель, можно отметить, что для студентов данной группы характерны нарастающие переживания по поводу фрустрационных событий. У 6 % от общего числа исследуемых выявлен высокий уровень фруста-ции. Данный факт указывает на то, что для эти респонденты, находясь в состоянии фрустрации, уже не реагируют на внешние воздействия иначе как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния (депрессия, апатия, тревога, страх, рассеянность, дистимия и т. п. ).
Диагностика стрессоустойчивости студентов осуществлялась при помощи теста на определение стрессоустойчиво-сти личности Н. В. Киршевой, Н. В. Рябчиковой . Полученные данные указывают на то, что у 3 % испытуемых уровень стрессоустойчивости чуть ниже среднего. Для них характерна высокая чувстви-
тельность к стрессу, когда часть ресурсов тратится на борьбу с негативными переживаниями и состояниями. У 17 % респондентов наблюдается средний уровень стрессоустойчивости. Стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их состояние, но они им не очень сильно сопротивляются. Далее стоит отметить, что 27 % респондентов имеют уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего и 30 % — выше среднего. Данный факт говорит о том, что стрессовые потрясения воспринимаются ими как некий жизненный урок, включаются механизмы самооценки и значимости. Отметим, что у 20 % испытуемых выявлен высокий уровень стрессоустойчивости и у оставшихся 3 % — очень высокий. Они умеют рационально распределять время, могут долго и эффективно работать с большим напряжением сил, причем неожиданности не выбивают их из колеи.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что большинству студентов-психологов свойственна слабая нервно-психическая напряженность, низкий и средний уровни фрустрации, в то время как уровень тревожности преимущественно высокий. Также на основе полученных данных о психоэмоциональном
состоянии студентов можно заключить, что наблюдается тенденция к высокому уровню стрессоустойчивости среди опрашиваемых.
Для достижения цели нашего исследования была проведена математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции г-Пирсона). В результате анализа взаимосвязи между исследуемыми явлениями было выявлено, что значимых связей между социальным интеллектом и компонентами психоэмоционального состояния нет.
Поскольку значимых связей между показателями социального интеллекта и психоэмоционального состояния выявлено не было, для дальнейшего анализа данных был произведен расчет корреляции социального интеллекта с каждым из уровней показателей психоэмоционального состояния. По результатам данного анализа была выявлена значимая связь между высоким уровнем стрессоустойчи-вости и факторами познания результатов и систем поведения. Результаты связи социального интеллекта с высоким уровнем стрессоустойчивости в виде корреляционной плеяды представлены на рисунке.
Рис. Корреляционная плеяда связи социального интеллекта с высоким уровнем
стрессоустойчивости
Слабая положительная связь присутствует между фактором познания результатов поведения и высоким уровнем стрессоустойчивости (г = 0,5, при p < 0,05). Данный факт может свидетельствовать о следующем: когда студенты обладают высоким уровнем стрессо-устойчивости, тогда проявляется их способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.
Также была установлена сильная положительная связь между фактором познания систем поведения и высоким уровнем стрессоустойчивости (г = 0,56, при р < 0,01). Исходя и этого, можно заключить, что при обладании способности противостоять стрессу имеет место проявление способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия и зна-
Таким образом, по результатам исследования мы можем заключить, что выдвинутая ранее гипотеза о том, что существует взаимосвязь между социальным интеллектом и психоэмоциональным состоянием у студентов специальности «Психология служебной деятельности»: чем выше социальный интеллект, тем ниже такие показатели психоэмоционального состояния, как напряженность, тревожность, фрустрация и выше стрес-соустойчивость, не подтвердилась, поскольку значимых связей между исследуемыми показателями выявлено не было. По результатам дальнейшего расчета корреляции социального интеллекта с каждым из уровней показателей психоэмоционального состояния анализа была выявлена значимая связь между высоким уровнем стрессоустойчивости и факторами познания результатов и систем поведения.
чение поведения людей в этих ситуациях.
Литература
1. Варданян, Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б. Х. Варданян. — Москва : Дело, 2011. — 194 с. — Текст : непосредственный.
2. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. — Текст : непосредственный // Психология мышления; под ред. А. М. Матюшкина. — Москва : Прогресс, 1965.
— 525 с.
3. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. — Москва : Амрита-Русь, 2019. — 448 с. — ISBN 978-5-413-01948-1. — Текст : непосредственный.
4. Емельянов, Ю. H. Обучение паритетному диалогу : учебное пособие / Ю. Н. Емельянов. — Ленинград : Ленинградский государственный университет, 1991. — 106 с.
— Текст : непосредственный.
5. Ильин, Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е. П. Ильин ; под ред. П. К. Анохина. — Москва, 1978. — 493 с. — Текст : непосредственный.
6. Климов, Е. А. Психология труда : учебник для вузов / Е. А. Климов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 249 с. — ISBN 978-5-534-00294-2. — Текст : непосредственный.
7. Кокурин, А. В. Психология служебной деятельности : учебник и практикум для вузов / А. В. Кокурин. — Москва : Юрайт, 2021. — 375 с. — ISBN 978-5-534-12931-1.
— Текст : непосредственный.
8. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов — Москва : Просвещение, 1964. — 344 с. — Текст : непосредственный.
9. Немчин, Т. А. Состояние нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. — Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1983. — 166 с. — Текст : непосредственный.
10. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт ; под ред. Д. А. Леонтьева ; [пер. с англ. Л. В. Трубициной, Д. А. Леонтьева]. — Москва : Смысл, 2012. — 930 с. — ISBN 5-89357-098-7. — Текст : электронный.
11. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков. — Текст : непосредственный // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7. — № 2.
— С. 7-15.
12. Смирнов, В. М. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций / В. М. Смирнов, А. И. Трохачев ; по ред. В. С. Дерябина // Чувства, влечения, эмоции. — Ленинград : Наука, 1974. — С. 8-51. — Текст : непосредственный.
13. Тарасов, С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С. В Тарасов. — Текст : непосредственный // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 3. — С. 133-138.
14. Тейлор, Дж. Личностная шкала проявлений тревоги / Дж. Тейлор ; адаптация Т. А. Немчинова. — Текст : непосредственный // Диагностика эмоционально-нравственного развития. / ред. И. Б. Дерманова. — Санкт-Петербург, 2012. — С.126-128.
15. Южанинова, А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А. Л. Южанинова. — Текст : непосредственный // Проблемы оценивания в психологии. — Саратов, 1984. — С. 176-183.
16. Rosenzweig, S. The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration / S. Rosenzweig // J. of Personality. — 1945. — Vol. 14. — P. 32-57.
Сведения об авторах
Александра Ивановна Алонцева: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), заведующий кафедрой психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Юлия Алексеевна Сметанина: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), лаборант кафедры психологии и общей педагогики. E-mail: [email protected]
Information about authors
Alexandra I. Alontseva: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), head of the Chair of Psychology and General Pedagogy, candidate of psychological sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
Yulia A. Smetanina: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), laboratory assistant of the Chair of Psychology and General Pedagogy. E-mail: [email protected]