Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЦ, ПУБЛИКУЮЩИХ ПРОЗУ'

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЦ, ПУБЛИКУЮЩИХ ПРОЗУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМПАТИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПИСАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конарева И. Н.

В работе рассматриваются особенности креативности и эмоционального интеллекта лиц, начинающих писать прозу и публиковать ее в сети Интернет. Выявлено, что писатели, согласно методике С. Медника, обладают более высоким уровнем вербальной креативности (показателями оригинальности, уникальности и продуктивности), способны предлагать большее количество новых и оригинальных ответов в словесных комбинациях по сравнению с не писателями. По результатам теста Е. Е. Туник все показатели (склонность к риску, любознательность, сложность, воображение) были выше у писателей, причем баллы по шкале склонность к риску отличались достоверно. По тесту Н. Ф. Вишняковой достоверных различий между выборками выявлено не было, однако писатели характеризовались большими показателями по шкалам творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение и творческое отношение к профессии. По методике Н. Холла выборка начинающих писателей отличалась меньшими значениями эмоционального интеллекта по всем шкалам. Также описаны корреляционные взаимосвязи рассмотренных конструктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATIVITY AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PERSONS PUBLISHING PROSE

The paper discusses the features of creativity and emotional intelligence of people who begin to write prose and publish it on the Internet. Beginning writers have a higher level of verbal creativity according to the method of S. Mednik (indicators of originality, uniqueness and productivity), tend to offer more unusual solutions to problems, create unusual verbal combinations and express their thoughts and ideas outside the box. According to the results of the test by E.E. Tunik, all indicators (risk appetite, curiosity, complexity, imagination) were higher among writers, and the points on the risk appetite scale differed significantly. According to the test of N.F. Vishnyakova, there were no significant differences between the samples, however, writers were characterized by great indicators on the scales of creative thinking, curiosity, originality, imagination and a creative attitude to the profession. Estimates on the scale of empathy of A. Megrabyan demonstrated a high level of development of empathy in both samples. According to N. Hall's technique, the selection of novice writers was characterized by lower values of emotional intelligence on all scales. The correlation relationships of the considered psychological constructs are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЦ, ПУБЛИКУЮЩИХ ПРОЗУ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 1. С. 125-132.

УДК 159.9: 612.821

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ЛИЦ, ПУБЛИКУЮЩИХ ПРОЗУ

Конарева И. Н.

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского»

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: i.n.konareva@mail.ru

В работе рассматриваются особенности креативности и эмоционального интеллекта лиц, начинающих писать прозу и публиковать ее в сети Интернет. Выявлено, что писатели, согласно методике С. Медника, обладают более высоким уровнем вербальной креативности (показателями оригинальности, уникальности и продуктивности), способны предлагать большее количество новых и оригинальных ответов в словесных комбинациях по сравнению с не писателями. По результатам теста Е. Е. Туник все показатели (склонность к риску, любознательность, сложность, воображение) были выше у писателей, причем баллы по шкале склонность к риску отличались достоверно. По тесту Н. Ф. Вишняковой достоверных различий между выборками выявлено не было, однако писатели характеризовались большими показателями по шкалам творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение и творческое отношение к профессии. По методике Н. Холла выборка начинающих писателей отличалась меньшими значениями эмоционального интеллекта по всем шкалам. Также описаны корреляционные взаимосвязи рассмотренных конструктов. Ключевые слова: креативность, эмоциональный интеллект, эмпатия, личностные особенности, писатели.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «креативность» (от лат. creatio - созидание), вобрав в себя множество определений, в итоге стало обозначать универсальную творческую способность, выражающуюся в продуцировании новых разнообразных идей и нахождению оригинальных способов решения задач. Т. Любарт и соавт. в своей книге предложили такое определение: «Креативность - это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится», т.е. новый продукт должен быть еще и адаптивным к ситуации [1].

В исследованиях креативность можно рассматривать двояко - как когнитивную способность и как личностное свойство, что отражено в наличном психодиагностическом инструментарии. Так, В. Г. Дружинин рассматривал креативность как общую способность к творчеству, определенное особое качество человека, которое предопределяет способность проявлять социально значимую творческую активность [2]. Дж. Гилфорд и Т. Торренс - как самостоятельную творческую способность, не зависимую от интеллекта, а Е. Н. Туник и Д. Б. Богоявленская - как форму активности, присущую креативному типу личности. По мнению Н. Ф. Вишняковой, креативность понимается как ценностно-личностная творческая категория, по С. Медник - как процесс перекомбинирования

125

элементов ситуации. К особому виду когнитивных способностей относят и конструкт эмоционального интеллекта, отвечающего за обработку эмоционального контекста. Так, Т. В. Корнилова и Е. М. Павлова развивают идею единства интеллекта и аффекта в интеллектуально-личностном потенциале человека [3, 4].

Креативность может проявляться во многих видах профессиональной деятельности, однако есть ряд профессий, где креативность выступает как профессионально-важное качество, например у писателей. Креативность у профессиональных писателей изучалась в диссертационной работе Е. М. Павловой [4]. Мы в своем исследовании, проведенном в рамках выпускной квалификационной работы М. С. Весенковой, остановились на выборке лиц, начинающих публиковать прозу в сети Интернет. Цель статьи, описать специфику креативности и эмоционального интеллекта респондентов на начальном этапе профессионализации.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование различных аспектов креативности было проведено на двух выборках студентов филологического факультета, по 30 человек в каждой, в возрасте 18-25 лет. Первая выборка (лица, начинающие публиковать прозу в сети Интернет) состояла из 27 женщин и трех мужчин. Вторая, контрольная выборка (лица, не публикуюшие прозу) включала 26 женщин и четырех мужчин

Психологическое тестирование проводилось с помощью методик, «Диагностика вербальной креативности» (RAT) С. Медника в адаптации А. Н. Воронина, «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник, «Креативность» Н. Ф. Вишняковой, «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна (модификация Н. Эпштейна), тест эмоционального интеллекта Н. Холла [5]. Статистический анализ включал расчет U-критерия Манна-Уитни и критерия R Спирмена.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Результаты психологического тестирования выборки начинающих писателей и контрольной группы тестом «Диагностика вербальной креативности» С. Медника представлены в таблице 1. Достоинствами теста являются относительная быстрота и простота тестирования, адекватная сложность заданий. С. Медник под креативной способностью понимал решение вербальной задачи с помощью конвергетного и дивергетного мышления, умение преодолевать стериотипность на заключительном этапе решения. В основе теста лежит понимание креативности как способности образовывать вербальные ассоциации по смыслу. Респондентам предлагаются словесные триады, элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям, необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание [цит. по, 5]. Однако некоторые исследователи считают, что получаемые показатели по тесту все же больше связаны с интеллектом, чем с креативностью.

126

Таблица 1

Данные методики «Диагностика вербальной креативности» Медника (М ± о)

Показатели «писатели» контрольная группа

Индекс оригинальности 0,66 ± 0,18 0,58 ± 0,15

Индекс уникальности 10,17 ± 11,64 5,03 ± 3,76

Индекс продуктивности 22,10 ± 13,50 16,37 ± 4,76

Баллы по индексу оригинальности (усредненная величина оригинальности всех данных ответов) среди писателей превышают показатели испытуемых контрольной группы, но достоверных различий по этому показателю не выявлено. Оценки индекса уникальности (количество уникальных ответов, не имеющих аналогов в типовом перечне) в группе писателей достоверно больше показателей контрольной группы (и=282,5 при р=0,013, Рис. 1). Аналогичная картина наблюдалась и для индекса продуктивности (общее количество данных ответов). Усредненное значение по данной шкале у писателей составило 22 ответа, а у лиц контрольной группы - 16 ответов, что достоверно меньше (и=302,0 при р=0,029).

24

20 16 12 8 4 0 -4

писатели

контроль

Щ ±8Й. Dev. I I ±8Й. Егг. ♦ Mean

Рис. 1. Сравнение индекса уникальности в двух выборках.

Межгрупповое сравнение выраженности показателей по сериям слов показало, что в группе писателей все показатели превышают показатели респондентов контрольной группы. Были найдены достоверные различия в триадах слов серий 81, 84, 86, 89 и 810. Таким образом, начинающие писатели более склонны к нестандартному выражению своих мыслей, созданию необычных словестных комбинаций, способны предлагать большее количество новых, оригинальных ответов в заданиях. Считается, что проявление креативности в этом тесте (при высоком уровне ее развития) почти не зависит от наличия или отсутствия в тестовой инструкции установки на творчество [2].

127

Методика «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник, результаты которой отражены в таблице 2, позволяет выявить такие особенности, присущие творческой личности: склонность к риску, любознательность, сложность и воображение. Здесь креативность понимается как личностная черта или их совокупность.

Таблица 2

Данные методики «Диагностика личностной креативности» Туник (М ± о)

Показатели «писатели» контрольная группа

Склонность к риску 16,37 ± 4,24 15,33 ± 2,99

Любознательность 13,50 ± 4,28 13,00 ± 3,92

Сложность 12,77 ± 4,70 12,06 ± 3,84

Воображение 11,73 ± 4,02 10,93 ± 3,83

Суммарный балл 54,37 ± 17,24 51,32 ± 14,58

Выявлено, что показатели шкал «склонность к риску», «любознательность» и «воображение» характеризуют средний уровень развития данных качеств, а показатели шкалы «сложность» - пониженный уровень развития в обеих выборках. Баллы по всем шкалам были несколько выше в группе писателей, однако достоверные различия найдены только по показателям шкалы «склонность к риску» (и=319,0 при р=0,053). Таким образом, начинающим писателям более свойственно отстаивать свои идеи вопреки мнению окружающих, ставить перед собой цели и быть настойчивыми в их достижении, изучать новые явления и по новому решать старые задачи, не поддаваться чужому мнению, изучать сложные феномены, мечтать и представлять. Результаты теста «Креативность» Вишняковой Н. Ф. представлены в таблице 3.

Таблица 3

Данные теста «Креативность» Вишняковой (М ± о)

Показатели «писатели» контрольная группа

Творческое мышление 5,47 ± 1,83 5,16 ± 1,55

Любознательность 5,40 ± 1,96 5,30 ± 1,87

Оригинальность 5,97 ± 1,85 5,43 ± 1,77

Воображение 5,83 ± 1,66 5,40 ± 1,45

Интуиция 6,20 ± 1,27 6,26 ± 1,72

Эмоциональность 6,00 ± 1,68 6,26 ± 1,55

Чувство юмора 4,66 ± 1,84 4,86 ± 1,88

Творч. отнош. к профессии 3,83 ± 1,83 3,63 ± 1,84

Респонденты обеих выборок показали схожие результаты: по шкале «творческое отношение к профессии» отмечен низкий уровень данных склонностей, по остальным шкалам - средний уровень развития. В выборке писателей были несколько больше показатели по шкалам «творческое мышление» (интеллектуальный процесс создания нового), «любознательность» (познавательная

128

потребность, побуждающая к получению новой информации), «оригинальность» (способность генерировать новые, нестандартные идеи), «воображение» (способность к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте) и «творческое отношение к профессии». Оценки по шкалам «интуиция» (способность непосредственного познания истины без обоснования с помощью доказательств), «эмоциональность» (качество и динамика чувств и эмоций) и «чувство юмора» (способность человека относиться к происходящему с легкостью) были несколько меньше. Достоверных различий между выборками выявлено не было. Это может быть связано с тем, что изучались студенты одного направления профподготовки, однако уже начальный этап профессионализации дифференцирует развитие определенных качеств.

Результаты тестирования с помощью «Шкалы эмоционального отклика» А. Меграбяна показали достаточно высокий уровень развития эмпатии в обеих выборках («писатели» 73,87 ± 10,33 балла, контрольная группа 70,26 ± 10,83) и достоверных различий между ними выявлено не было.

Тест эмоционального интеллекта Н. Холла позволяет выявить способность индивидуума понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Результаты этого теста представлены в таблице 4.

Таблица 4

Данные методики Холла (М ± о)

Показатели «писатели» контрольная группа

Эмоц. осведомленность 7,60 ± 6,23 8,50 ± 4,34

Управление эмоциями -4,33 ± 7,94 0,26 ± 6,78

Самомотивация 3,97 ± 7,84 5,03 ± 5,24

Эмпатия 6,17 ± 7,21 6,56 ± 7,01

Распознавание эмоций 5,50 ± 6,85 5,76 ± 6,10

Интегративный показатель 18,90 ± 24,34 33,14 ± 21,32

По всем шкалам выборка писателей характеризовалалась несколько меньшими значениями эмоционального интеллекта, а по шкале «управление своими эмоциями» получены даже отрицательные значения и различия по этой шкале достоверны (и=284,0; р=0,014). Оказалось, что начинающие писатели хуже понимают и осознают собственные эмоции, имеют слабый контроль над собственной эмоциональной сферой. Интегративный показатель эмоционального интеллекта в выборках довольно сильно различался, но достоверных различий по нему выявлено не было.

Проведение корреляционного анализа с помощью критерия R Спирмена выявило определенные соотношения между изученными показателями (р<0,05). Так, получены отрицательные взаимосвязи между индексом оригинальности методики Медника и шкалой «эмпатия» опросника Холла (г=-0,394, Рис. 2), индексом уникальности и шкалой «распознавание эмоций» (г=-0,424), т. е. показатели вербальной креативности обратнопропорционально связаны с характеристиками эмоционального интеллекта.

129

Рис. 2. Фрагмент корреляционного поля показателей «индекс оригинальности» и «эмпатия».

Баллы по шкале «распознавание эмоций» опросника Холла положительно коррелировали с оценками по шкале «любознательность» методики Туник (г=0,336) во всей выборке, а у публикующих прозу - и по шкале «воображение» (г=0,465). Итак, некоторые качества креативной личности прямопропорционально связаны с проявлениями эмоционального интеллекта.

Интегративный показатель эмоционального интеллекта положительно коррелировал с оценками по шкалам «творческое мышление» (г=0,267) и «оригинальность» методики Вишняковой (г=0,253) во всей выборке; «любознательность» (г=0,394) и «творческое отношение к профессии» (г=0,422) в группе публикующих прозу; «оригинальность» (г=0,468), «интуиция» (г=0,446) и «чувство юмора» (г=0,416) в контрольной группе.

Таким образом, в данной работе был проведен сравнительный анализ выраженности показателей креативности и эмоционального интеллекта в выборке студентов-филологов, публикующих прозу в сети Интернет и не публикующих. Полученные результаты могут опосредоваться выраженностью личностных характеристик и индивидуальными различиями в активности головного мозга.

Так, многие авторы ищут объяснение креативности в выраженности определенных личностных черт. Показано, что более высокие показатели вербальной креативности по методике С. Медника (индексы оригинальности и уникальности) выявлены у экстравертов [6] и что креативные лица имеют более высокие показатели тревожности по тесту Спилбергера, а также психологической защиты проекция и общей суммы защит (более разнообразный репертуар),

130

измеренных экспериментально [7]. В то же время есть данные, что креативность профессиональных писателей не зависит от характеристик личности [4].

С другой стороны известно, что креативные лица отличаются более высокими показателями локального мозгового кровотока в префронтальных областях коры обоих полушарий в состоянии покоя и усилением его при переходе от спокойного состояния к выполнению задачи (по сравнению с низкокреативными), а также у них обнаружена левосторонняя асимметрия при выполнении всех заданий [7].

ВЫВОДЫ

Показано, что начинающие писатели обладают более высоким уровнем вербальной креативности по методике С. Медника (показателей оригинальности, уникальности и продуктивности), склонны предлагать большее количество необычных вариантов решения задач, создавать необычные словесные комбинации и нестандартно выражать свои мысли и идеи. По результатам теста Е. Е. Туник все показатели (склонность к риску, любознательность, сложность, воображение) были выше у писателей, причем баллы по шкале склонность к риску отличались достоверно. По тесту Н. Ф. Вишняковой достоверных различий между выборками выявлено не было, однако писатели характеризовались большими показателями по шкалам творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение и творческое отношение к профессии. Оценки по шкале эмпатии А. Меграбяна продемонстрировали в обеих выборках высокий уровень развития эмпатии. По методике Н. Холла выборка начинающих писателей характеризовалалась меньшими значениями эмоционального интеллекта по всем шкалам.

Выявлены некоторые корреляции между изучаемыми показателями. Однако проведенное исследование на небольшой выборке как части генеральной совокупности не решает проблему соотношения мышления и эмоций, креативности и эмоционального инителлекта.

Список литературы

1. Любарт Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. - М.: «Когито-Центр», 2009. - 300 с.

2. Дружинин В. Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 350 с.

3. Корнилова Т. В. Креативность и эмоциональный интеллект у лиц творческих профессий / Т. В. Корнилова // Вестник РГНФ, 2016. - № 3-4 (84-85). - С. 141-154.

4. Павлова Е. М. Особенности функционирования креативного потенциала у профессиональных писателей / Е. М. Павлова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2014. - № 3. - С. 10-16.

5. Кузьмина Р. И. Психология интеллекта, творчества, одаренности в персоналиях. Часть 2 / Р. И. Кузьмина. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2012. - 270 с.

6. Рамендик Д. А. Личностные черты и особенности креативности / Д. А. Рамендик, В. Г. Асадова // Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции (16 июня 2017). - М., 2017. - С. 507-512.

7. Карлссон И. Креативность: личностный, нейробиологический и когнитивный аспекты / И. Карлссон // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2, № 4. - С. 122-131.

131

FEATURES OF CREATIVITY AND EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PERSONS PUBLISHING PROSE

Konareva I. N.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: i.n.konareva@mail.ru

The paper discusses the features of creativity and emotional intelligence of people who begin to write prose and publish it on the Internet. Beginning writers have a higher level of verbal creativity according to the method of S. Mednik (indicators of originality, uniqueness and productivity), tend to offer more unusual solutions to problems, create unusual verbal combinations and express their thoughts and ideas outside the box. According to the results of the test by E.E. Tunik, all indicators (risk appetite, curiosity, complexity, imagination) were higher among writers, and the points on the risk appetite scale differed significantly. According to the test of N.F. Vishnyakova, there were no significant differences between the samples, however, writers were characterized by great indicators on the scales of creative thinking, curiosity, originality, imagination and a creative attitude to the profession. Estimates on the scale of empathy of A. Megrabyan demonstrated a high level of development of empathy in both samples. According to N. Hall's technique, the selection of novice writers was characterized by lower values of emotional intelligence on all scales. The correlation relationships of the considered psychological constructs are described.

Keywords: creativity, emotional intelligence, empathy, personality traits, writers.

References

1. Ljubart T., Mushiru K., Tordzhman S. and Zenasni F., Psihologija kreativnosti, 300 p. (Kogito-Centr, M., 2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Druzhinin V.N., Problemy obshhih sposobnostej (intellekt, obuchaemost', kreativnost'), 350 p. (Piter, SPb., 2007).

3. Kornilova T.V., Creativity and emotional intelligence in creative professionals, Bulletin of the Russian Foundation for Humanities, 3-4 (84-85), 141 (2016).

4. Pavlova E.M., Particular features of creative potential functioning among professional writers, Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences, 3, 10 (2014).

5. Kuz'mina R.I., Psihologija intellekta, tvorchestva, odarennosti v personalijah. Chast' 2, 270 p. (Krymuchpedgiz, Simferopol', 2012).

6. Ramendik D.A. and Asadova V.G., Personal traits and features of creativity, Prospects for Psychological Science and Practice: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, June 16, 2017 (M., 2017), p. 507.

7. Carlsson I., Kreativnost': lichnostnyj, nejrobiologicheskij i kognitivnyj aspekty, Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2, 4, 122 (2005).

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.