Научная статья на тему 'Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей'

Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1660
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / творчество / способность / деятельность / врач / когнитивный ресурс / creativity / capacity / practice / doctor / cognitive resource

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Скакунова Ольга Александровна

Представлены результаты исследования уровня креативности врачей со стажем работы до трех лет, не имеющих квалификационной категории. Впервые с помощью методик «Опросник способностей творческой личности» (О. А. Шляпникова, М. М. Кашапов) и «Тест “Креативность”» (Н. Ф. Вишнякова) определена психологическая закономерность функционирования способностей творческой личности врача. Посредством анализа психологического профиля выявлено, каким образом креативность выступает в качестве когнитивного ресурса в лечебной деятельности начинающих врачей. Проанализировано, почему начинающие врачи применяют творческий подход к лечебному делу не так часто, как им хотелось бы. Установлены мотивационные возможности развития начинающими врачами своих креативных качеств. Обосновано, что результативность лечения должна быть внутри лечебного процесса, а не только в его финальной части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кашапов Мергаляс Мергалимович, Скакунова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity as a Cognitive Resource in the Practice of Novice Doctors

The paper brings forward the results of the study of the level of creativity of doctors with 3 years of service and not having qualification category. The psychological pattern of doctor’s creative personality realization has been measured for the first time with the help of «Creative Personality Aptitude Questionnaire» (O. A. Shlapnikov, M. M. Kashapov), and «Creativity Test» (N. F. Vishnyakova). The analysis of the psychological profiles revealed the way creativity serves as a cognitive resource in the practice of novice doctors. The author tried to figure out why novice doctors exercise their creativity not as often as they would like to. The author determined motivational capacity of novice doctors’ developing their creativity. Effectiveness of the treatment should be achieved within the process and not only in its final phase.

Текст научной работы на тему «Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей»

Серия «Психология» 2019. Т. 27. С. 16-31 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru

И З В Е С Т И Я Иркутского государственного университета

УДК 61:130.3

Б01 https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.16

Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей

М. М. Кашапов, О. А. Скакунова

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Россия

Аннотация. Представлены результаты исследования уровня креативности врачей со стажем работы до трех лет, не имеющих квалификационной категории. Впервые с помощью методик «Опросник способностей творческой личности» (О. А. Шляпникова, М. М. Кашапов) и «Тест "Креативность"» (Н. Ф. Вишнякова) определена психологическая закономерность функционирования способностей творческой личности врача. Посредством анализа психологического профиля выявлено, каким образом креативность выступает в качестве когнитивного ресурса в лечебной деятельности начинающих врачей. Проанализировано, почему начинающие врачи применяют творческий подход к лечебному делу не так часто, как им хотелось бы. Установлены мотивационные возможности развития начинающими врачами своих креативных качеств. Обосновано, что результативность лечения должна быть внутри лечебного процесса, а не только в его финальной части.

Ключевые слова: креативность, творчество, способность, деятельность, врач, когнитивный ресурс.

Для цитирования: Кашапов М. М., Скакунова О. А. Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 16-31. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.16

Введение

Лечебная деятельность врача заключается в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Она часто осуществляется при значительной вариации исходных данных (симптомов, синдромов заболеваний), в условиях дефицита времени (например, при экстренном оказании медицинской помощи). От врача требуется не только высокая степень профессионализма, но и творческий подход к решению профессиональных задач и клинических ситуаций. В связи с этим возникают разнообразные вопросы: как разбудить творческий потенциал врачей, повысить интерес начинающих врачей к профессии? как работать в жестких регламентационных рамках? как врачу, особенно молодому, найти нишу для творчества? насколько востребованной является креативность врача в его лечебной деятельности? как выявить и повысить когнитивный ресурс врача? Ответы на данные вопросы позволят более глубоко понимать специфику творческого мышления субъекта лечеб-

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (Проект № 19-013-00102а).

ной деятельности. Знание психологической природы творчества способствует рассмотрению ресурсности мышления как средства реализации творческого потенциала личности.

Актуальность исследования творческих способностей врачей обусловлена тем, что высокий уровень их развития благоприятствует успешной самореализации, профессиональному долголетию, продуктивному взаимодействию с участниками лечебного процесса. Творчество играет большую роль в профессиональной деятельности врача, поскольку врачу часто приходится быстро, правильно, самостоятельно принимать решения, разрабатывать и реализовывать принципиально новые и нестандартные идеи, применять гибкость при решении разнообразных задач.

Впервые понятие креативности (от лат. creatio - созидание) было использовано Д. Симпсоном в 1922 г. для определения способности человека отказываться от стереотипных способов мышления [Буинова, 2013]. Критический анализ определений креативности, предложенный в различных научных концепциях, представлен в работе С. С. Виндчук [Виндчук, 2016]. В новом словаре по творчеству уделяется особое внимание креативности [Glàveanu, Pedersen, Wegener Ch., 2016]. J. P. Guilford, плодотворно исследуя креативность, внес некоторые изменения в модель структуры интеллекта [Guilford, 1988]. Уровень интеллекта рассматривается E. P. Torrance как «минимальный порог креативности» [Torrance, 2001]. N. B. Gorunova, V. N. Druzhinin обосновали положение о том, что интеллект является «верхним порогом» креативности, ее ограничивающим [Gorunova, Druzhinin, 2001]. T. Lubart считает, что творчество в той или иной степени присутствует в каждой профессиональной деятельности [Lubart, 2016].

E. P. Torrance предлагает понимать креативность как чувствительность к пробелам знаний, а также как чуткость к дисгармонии и стремление к объединению разноплановой информации. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, формулировку и верификацию гипотез, их модификацию и нахождение результата. В своей концепции «теория интеллектуального порога» он обосновывает положение о том, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность [Torrance, 2001].

F. Zenasni, J. Nelson, N. Myszkowski, C. Mourgues, C. Muter позиционируют креативность с точки зрения задействованных процессов и предлагают многомерную концепцию, чтобы дифференцировать творческую и академическую одаренность. Творческая одаренность представлена высокой способностью создавать идеи, которые являются оригинальными и ценными в определенной области или в нескольких областях работы. Авторы приводят аргументы, которые позволяют выделить творческую одаренность среди других видов одаренности. Во-первых, некоторые эмпирические и теоретические данные свидетельствуют о том, что творчество является специфической характеристикой, независимой от интеллекта. Во-вторых, высокий уровень творчества объясняется конкретными процессами, которые не участвуют в высоких академических достижениях. Они описывают когни-

тивные стили и индивидуальные черты, которые могут объяснить различия между высокой академической успеваемостью и высокой творческой способностью [Zenasni, Nelson, Myszkowski, Mourgues, Muter, 2016].

L. I. Nikolaenko, исследуя формирование творческого потенциала человека, анализирует концептуальные подходы к определению понятия «творческий потенциал» с философской, педагогической, психологической точек зрения. На основе сравнительного анализа им выделены их общие и отличительные черты [Nikolaenko, 2016]. S. F. K. Andreas, S. Zech, H. Rindermann, T. R. Coyle утверждают, что креативность отрицательно связана с определенными личностными чертами (например, соответствием) и социальными влияниями (например, групповым давлением). Креативность рассматривается авторами по отношению к нетрадиционности, которая должна была положительно коррелировать с творчеством, особенно с оригинальностью. Эта гипотеза основана на теории, согласно которой «нетрадиционные» люди имеют необычные взгляды и отношения и развивают более расходящиеся концепции и ассоциации, которые создают основу для творческого мышления. С целью проверки гипотезы учеными проведено онлайн-исследование (N = 90 участников). Нестандартность была измерена с помощью исследования самооценки, а креативность измерялась с помощью необычных применений, последствий и объяснений, которые оценивались как оригинальность (редкость и уникальность) и как гибкость (разнообразие). Связь нетрадиционности с оригинальностью, после контроля за гибкостью, сравнивалась с другими конструктами (открытость, консерватизм, образование). Выявлены сильные эффекты нетрадиционности по сравнению с оригинальностью (латентный ß = 0,58, r = 0,64). Неконвенциональность продолжала предсказывать оригинальность после контроля за открытостью, которая слабо связана с оригинальностью (ß = 0,08, r = 0,49). Неравновесность слабо предсказана гибкостью (ß = 0,09, r = 0,26). Авторы указывают, что влияние нестандартности на оригинальность не объясняется консерватизмом или образованием. Результаты демонстрируют, что эффекты нетрадиционности являются положительными, конкретными, существенными и независимыми от связанных конструктов (например, открытости) [Unconventionality and originality ..., 2016].

R. Reimeris анализирует и описывает феномен творческого общества и выделяет черты, отличающие его от информационного общества и общества знаний. Он выявил отношение творческого общества к творческой экономике и региональной специализации. Полученные данные показывают, что творческое общество является расширением информационного общества и общества знаний, но с различным набором основных функций. Творческое общество служит основой творческой экономики. По своей природе творческое общество очень своеобразно, специализируется на образовании и обеспечивается инновационными технологиями [Reimeris, 2016].

Пониманию креативности как отличающейся от интеллекта общей способности или личностной черты (индивидуального свойства) противостоит, по мнению Т. В. Корниловой, взгляд на креативность как на компонент или

этап реализации творческого мышления [Корнилова, 2011]. Такой подход позволяет автору продуктивно развивать модель множественной и многоуровневой регуляции выбора, а также разрабатывать понятия о динамических регулятивных системах, об интеллектуально-личностном потенциале человека как результате реализации ресурса личности.

Ресурс, утверждает В. А. Толочек, характеризуется множеством актуальных и потенциальных качеств (свойств, состояний, процессов) субъекта и взаимодействующих с ним субъектов, условий среды. В рамках разработанного им ресурсного подхода постулируется признание актуализации условий внешней и внутренней среды в разных социальных пространствах. Автор сформулировал проблему динамики актуализации ресурсов субъектом на протяжении профессиональной карьеры. Такое видение сразу же заостряет ряд сопряженных вопросов (отличия феномена «ресурсы» от других психических феноменов; равноценности разных видов ресурсов для разных людей; связи меры актуализации человеком ресурсов разных видов и его социальной успешности; оценки параметров или меры актуализации ресурсов и др.) [Толочек, 2018].

Существует множество определений понятия «креативность», но все они объединены общей характеристикой, которая заключается в способности создавать что-то принципиально новое, оригинальное посредством выхода за привычные, шаблонные схемы и способы мышления, поведения, деятельности. Креативность - это способность порождать новые идеи, отклоняться от норм мышления и поведения, решать проблемные ситуации оригинальным способом. А находчивость помогает людям выходить из проблемных ситуаций мгновенно. Если находчивость является оперативным процессом, то креативность может продолжаться длительное время. Креативность обладает дивергентностью и способствует нахождению множества правильных ответов на один вопрос. Находчивость же обеспечивает реализацию одного быстро найденного решения какой-либо проблемы. Под креативностью понимаются творческие способности человека, проявляющиеся в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности. Креативность выражается в восприимчивости к новым идеям и характеризуется потенциальной склонностью к разностороннему конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, чувствованию проблем, а также осознанию и развитию своего опыта.

В целях различения понятий «творчество» и «креативность» можно отметить, что креативность - это потенциал, в котором реализуется внутренний ресурс человека, а творчество - это процесс, выражающийся в рассмотрении вещи, явления под другим, новым, необычным углом зрения. Исходя из этого, можно дать понятию «креативность» более развернутое определение: это способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать (в случае необходимости - создавать) новые приемы решения проблем или новые средства выражения своего когнитивного ресурса, такие как быстрота, гибкость, точность, оригинальность

мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, высокая степень детализации образа проблемы.

Исследования, проведенные при непосредственном участии авторов, показали, что нет значимой корреляционной связи между высокими показателями интеллекта и креативности, вербального и невербального интеллекта, креативности и рефлексии. Причины установленных феноменов заключаются в том, что исследование креативности с помощью вербальных (самооценочных) методов не является в полной мере диагностичным, а также в низкой мотивации испытуемых на выполнение творческих заданий. Испытуемым интереснее выполнять непродуктивные задания, чем творческие, поскольку человек любит делать то, что получается.

М. М. Кашапов, О. Н. Солодчук, проанализировав подходы к пониманию феномена креативности, выделяют следующие: 1) креативность как особенность интеллекта (Д. Б. Богоявленская, 1981; Е. Е. Туник, 1997); 2) креативность как способность интеллекта (В. Н. Дружинин, 1999); 3) креативность как потребность личности в поисково-преобразовательной деятельности при условиях активного взаимодействия со средой (Я. А. Пономарев, 1976); 4) креативность как свойство целостности личности (Г. Шоттенлоэр, 2000) [Кашапов, Солодчук, 2017].

Представляется перспективным рассмотрение творческого мышления как ресурса конфликтной компетентности профессионала. Так, в ходе исследования коммуникативных способностей в обеих группах врачей (72 интерна-терапевта и 135 врачей-терапевтов) в процессе их профессионализации установлены следующие закономерности: в группе испытуемых с доминирующим типом реагирования на конфликт «агрессия» достоверных, статистически значимых изменений коммуникативных способностей не установлено. Выявлено, что «уход» как тип поведения в конфликтных ситуациях выступает негативным фактором, влияющим на формирование коммуникативных способностей врачей на этапе последипломного обучения [Кашапов, Солодчук, 2017]. Подобная реакция на возникающие конфликтные ситуации негативно влияет на творческую активность субъекта, затрудняет самореализацию личностного потенциала, что, в свою очередь, не содействует развитию профессиональных коммуникативных способностей [Кашапов, 2017]. В качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях целесообразно метакогнитивное обоснование ситуа-тивности/надситуативности мышления, поэтому в целях повышения креативности врача необходимо особое внимание обращать на акмеологические и психологические механизмы творческого мышления профессионала в контексте метакогнитивного подхода [Кашапов, 2009]. Такой подход позволяет учитывать событийность мышления как ресурс конструктивной конфликтности личности [Кашапов, 2011]. Тем не менее следует отметить, что актуальность изучаемой проблемы связана также и с отсутствием теоретических и эмпирических исследований креативности как когнитивного ресурса в лечебной деятельности начинающих врачей.

Цель работы - исследовать креативность как когнитивный ресурс лечебной деятельности начинающих врачей

Задачи исследования:

1. Определить уровень способностей творческой личности молодого врача.

2. Выявить когнитивные ресурсы креативности и творческого потенциала врача посредством построения психологического профиля креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный».

3. Установить когнитивный ресурс способностей творческой личности посредством обнаружения взаимосвязи между уровнем способностей творческой личности и показателями креативности.

Материалы и методы

Выборку составили 25 врачей разных специальностей, имеющих стаж работы по специальности до трех лет, без квалификационной категории, работающих в разных клиниках г. Ярославля. В исследовании использовались методики О. А. Шляпниковой, М. М. Кашапова «Опросник способностей творческой личности» и Н. Ф. Вишняковой «Тест "Креативность"». Данные методики валидны, позволяют наиболее полно оценить базовые характеристики креативности и её основные показатели. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием программы Statistica 10.0 (StatSoft, Inc).

Описание методик

Опросник, разработанный О. А. Шляпниковой и М. М. Кашаповым, направлен на выявление способностей творческой личности, проявляющихся в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности. Сти-мульный материал теста состоит из 48 утверждений, каждое из которых испытуемый должен оценить и на каждое из которых дать однозначный ответ «да» или «нет». В результате по сумме баллов методика позволяет выявить пять уровней способностей творческой личности: до 18 баллов - очень низкий, от 18 до 22 - низкий, от 23 до 28 - средний, 23-34 - высокий, выше 34 -очень высокий.

Тест «Креативность», разработанный Н. Ф. Вишняковой, позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я-реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности. Опросник состоит из 80 пунктов, сгруппированных в 8 шкал: «творческое мышление», «любознательность», «оригинальность», «воображение», «интуиция», «эмоциональность (эмпатия)», «чувство юмора», «творческое отношение к профессии»; каждый из них относится к образу «Я-реальный» и «Я-идеальный». На вопросы необходимо давать однозначные ответы «да» или «нет» отдельно для образа «Я-реальный» и «Я-идеальный».

По каждому показателю креативности отдельно подсчитывается сумма баллов сначала для образа «Я-реальный», затем для образа «Я-идеальный», и строятся психологические профили креативности. С целью определения резервов и творческого потенциала личности совмещаются контуры психологического профиля креативности «Я-идеальный» и «Я-реальный».

Результаты исследования и их обсуждение

По методике «Опросник способностей творческой личности» установлен уровень креативности. Представленность каждого уровня креативности определяется в процентном соотношении. Выявлено, что 40 % (10 чел.) испытуемых имеет очень высокий уровень творческих способностей, 16 % (4 чел.) - высокий, 36 % (9 чел.) - средний, 8 % (2 чел.) - очень низкий, низкий уровень креативности не зафиксирован в данной выборке (рис. 1).

Chart Title

16%

О^ень низ-кий Низкий "Средний в| Высокий Очень Еысиний

Рис. 1. Процентное соотношение уровней способностей творческой личности

Среднее значение уровня креативности - 30,84±7,77, что соответствует высокому показателю. В результате можно отметить, что врачи данной выборки обладают высокими творческими способностями, проявляющимися в мышлении, чувствах, общении, деятельности.

С помощью методики «Тест "Креативность"» Н. Ф. Вишняковой мы определяли уровень творческих склонностей личности, сопоставляя показатели креативности образа «Я-реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение этих двух образов креативности позволило выявить творческий потенциал личности и креативный ресурс. Средние значения показателей креативности представлены в табл. 1.

Анализируя эмпирические данные, характеризующие степень проявления креативных качеств у молодых врачей, можно отметить, что наиболее

выражены эмоциональность, эмпатия и оригинальность. Эмоциональность, эмпатия являются одними из профессиональных качеств врача, определяющими эффективность взаимодействия с пациентами, коллегами. Оригинальность помогает врачу адекватно воспринимать пациентов, применять к каждому из них особый подход, находить нестандартное решение в сложившейся ситуации. Наименее развиты такие креативные качества, как творческое отношение к профессии, любознательность, интуиция. Вероятно, это обусловлено существующими жесткими медицинскими стандартами и сосредоточенностью молодых врачей на наработке профессионального опыта.

Таблица 1

Средние значения показателей креативности образов «Я-реальный», «Я-идеальный»

Креативные качества Средние значения Станд. отклонения

Творческое мышление 5,96 2,49

Любознательность 5,48 1,73

й Оригинальность 6,08 1,82

ы н ь Воображение 5,84 2,32

л а Интуиция 5,48 1,66

е См Эмоциональность 6,84 2,27

Й Чувство юмора 5,68 2,50

Творческое отношение к профессии 4,52 1,76

Л ю О Творческое мышление 7,44 2,26

Любознательность 6,88 1,36

й ы Оригинальность 6,72 1,97

н ь Воображение 7,00 2,08

еа Интуиция 6,36 1,89

д К Эмоциональность 5,92 1,89

Чувство юмора 6,96 2,64

Творческое отношение к профессии 6,52 2,06

Анализ идеальной степени выраженности креативных качеств врачей показал, что наиболее высокие значения имеют творческое мышление, воображение, чувство юмора. По мнению врачей, именно этими качествами необходимо обладать для успешной и эффективной организации своей профессиональной деятельности. Развитое творческое мышление врача (синонимом творческого мышления у врачей является клиническое мышление) на основе знаний и имеющегося опыта позволяет грамотно, оригинально решать вопросы диагностики, лечения и прогноза заболевания у конкретного больного. Воображение необходимо при обучении врача, для формирования клинического мышления, лучшего понимания душевного состояния пациента. Чувство юмора у врача помогает снять напряжение, межличностные и личностные конфликты, препятствует развитию негативных эмоций, мыслей, предупреждает деструктивные поспешные действия. Наименьшее значение, по сравнению с другими, имеют такие креативные качества, как эмоциональность и эмпатия, интуиция. Молодые специалисты в идеале стремятся быть сдержанными в проявлении эмоций и не руководствоваться интуицией в своей работе.

На основании средних значений показателей креативности построен усредненный профиль креативности по данной выборке врачей (рис. 2).

При анализе полученного усредненного профиля творческого потенциала отмечаем, что врачи видят возможности для развития своих креативных качеств. Наибольший разрыв между «Я-реальный» и «Я-идеальный» наблюдаем по линии творческого отношения к профессии, что говорит о том, что врачи не так часто прибегают к творчеству в профессии, как хотели бы. По линии эмоциональности образ «Я-реальный» перевешивает образ «Я-идеальный», что свидетельствует о том, что врачи желают быть менее эмоциональными.

творческое мышление

—Реальный Идеальны й

Рис. 2. Психологический профиль креативности

Для выявления статистической достоверности различий между показателями креативности образов «Я-реальный» и «Я-идеальный» использовался Г-критерий Вилкоксона. Максимальные различия обнаружены по показателям «творческое отношение к профессии», «воображение», «любознательность» между реальным и идеальным образами на уровне значимости р < 0,001, т. е. различия по данным показателям наиболее достоверны. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в идеальном плане врачи желают более творчески относиться к профессии, чаще применять воображение, быть более любознательными. Вероятно, творческое отношение к профессии расценивается врачами как один из показателей профессионализма (несмотря на то что его наличие не является обязательным при присвоении квалификационной категории). Такое отношение к профессии возможно при определенном багаже знаний, умений и навыков. Для совершенствования этих качеств молодой специалист должен быть любознательным и обладать развитым воображением.

Известия Иркутского государственного университета Серия «Психология». 2019. Т. 27. С. 16-31

В ходе корреляционного анализа уровня способностей творческой личности и показателей креативности образа «Я-реальный» обнаружена сильная корреляционная связь между уровнем способностей и творческим мышлением (0,71, р < 0,001), между уровнем способностей и оригинальностью (0,69, р < 0,001); корреляционная связь средней силы между уровнем способностей и любознательностью (0,52, р < 0,01), между уровнем способностей личности и воображением (0,57, р < 0,01); слабая корреляционная связь между уровнем способностей и чувством юмора (0,46, р < 0,05).

В результате проведенного корреляционного анализа уровня способностей творческой личности и показателей креативности образа «Я-идеальный» установлена сильная корреляционная связь между уровнем способностей творческой личности и оригинальностью (0,68, р < 0,001); корреляционная связь средней силы между уровнем способностей творческой личности и любознательностью (0,51, р < 0,01); слабая корреляционная связь между уровнем способностей и творческим мышлением (0,46, р < 0,05), между уровнем способностей и воображением (0,46, р < 0,05), между уровнем способностей творческой личности и интуицией (0,49, р < 0,05).

Высокий уровень креативности врачей связан с высоким уровнем их творческого мышления. В реальном оценивании высокий уровень креативности характеризуется сильной корреляционной связью с воображением, в идеальном представлении такой связи не установлено. Наличие оригинальности является обязательным показателем уровня креативности в реальном и идеальном представлении врачей. Связь любознательности и уровня креативности менее выражена, хотя и существенна в представлениях (идеальном и реальном) врачей о себе. Значительной связи между уровнем креативности и желаемым чувством юмора нет, но она более выражена в реальном образе. Установлена связь между интуицией и высоким уровнем креативности.

Заключение

На основании проведенного анализа креативности 25 врачей со стажем до трех лет выявлено, что в среднем врачи данной выборки имеют высокий уровень креативности. Установленный факт целесообразно объяснить тем, что креативность может проявляться при дефиците знаний, в процессе включения имеющейся информации в новые структуры и связи, при поиске недостающей информации, оригинальных решений и их проверке. Следовательно, для роста в профессиональном плане, овладения новыми и совершенствования имеющихся профессиональных знаний, умений, навыков врачи успешно реализуют свои креативные качества.

Проведенный корреляционный анализ уровня способностей творческой личности и показателей креативности образа «Я-реальный» свидетельствует о том, что существует статистически значимая положительная связь между уровнем креативности и творческим мышлением, оригинальностью. Это означает, что чем выше уровень креативности, тем выше творческое мышление и оригинальность врача при реальном оценивании себя. Такой результат дает основание предполагать, что врачи с опытом работы до трех лет,

имеющие высокий уровень креативности, отличаются высоким уровнем развития творческого мышления и оригинальностью.

Для большинства молодых врачей характерна средняя степень выраженности таких креативных качеств, как творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, эмоциональность, эм-патия, чувство юмора, творческое отношение к профессии. Среди показателей креативности при реальном оценивании себя преобладает эмоциональность, эмпатия и оригинальность. Эмоциональность и эмпатия определяют эффективность взаимодействия врача с пациентами, коллегами. Оригинальность помогает врачу адекватно воспринимать пациентов, подбирать к каждому из них особый подход, находить нестандартное решение в сложившейся ситуации. В представлении о себе идеальном доминирует творческое мышление, воображение, чувство юмора. Наличие данных качеств, по мнению молодых врачей, - залог успешной, эффективной организации своей деятельности. Однако не все врачи видят возможности для развития своих креативных качеств. Наибольший разрыв между «Я-реальный» и «Я-идеальный» наблюдается по линии творческого отношения к профессии, что свидетельствует о том, что врачи не так часто прибегают к творчеству в профессии, как хотели бы. Данный факт можно объяснить отсутствием опыта в лечебной деятельности и существующими жесткими медицинскими стандартами. Можно предположить, что стремление к творчеству в профессии расценивается врачами как один из путей к профессионализации. Врачи желают быть более сдержанными в проявлении своих эмоций, о чем свидетельствует превышение представления об эмоциональности в образе «Я-реальный» по сравнению с оцениванием эмоциональности в образе «Я-идеальный». Несмотря на то что эмоциональность и эмпатия являются одними из профессиональных качеств врача, такое желание вполне оправданно. Врач в силу специфики своей работы сталкивается с разными, в том числе и отрицательными, эмоциями (страх, печаль, скорбь, беспомощность, апатия, депрессивные переживания и т. д.). Управление эмоциями является залогом сохранения своего психологического здоровья и успешности выполнения профессиональных задач.

Таким образом, креативность врача проявляется в способности видеть, ставить и оригинально решать медицинские проблемы, в умении управлять лечебным процессом, оперативно и адекватно ориентироваться в создавшейся экстремальной деонтологической ситуации, прогнозировать эффективность лечебного результата с учетом его отсроченности. Креативно мыслящий врач стремится опережать те события, которые могут навредить.

Данный вид креативности реально связан с преобразованием врачебной ситуации и характеризуется способностью молодого врача к гибким, широким и разнообразным профессиональным действиям. Креативность является характеристикой всей системы личности врача, которая многогранно проявляется в лечебной деятельности, особенно в ситуациях решения моральных дилемм. Врачу нередко приходится работать в поисках полемического довода с двумя противоположными положениями, исключающими друг друга

и не допускающими возможность третьего, поэтому основой творческого потенциала является именно врачебный гуманизм. Для реализации этого потенциала необходима рефлексивная позиция, суть которой состоит в гуманизации системы сотворчества врача и пациента.

Молодой врач обретает профессиональный опыт только в процессе решения тех проблем, с которыми он сталкивается. Определенной категории начинающих врачей присуще клиповое, фрагментарное мышление, которое характеризуется отсутствием личностной, гуманистической составляющей. Успешным врачом становится профессионал, видящий в своей деятельности не только проблемы, а и возможности их оперативного разрешения. В связи с этим представляется перспективным в профессиональной подготовке врачей применять психолого-педагогический тренинг творческого мышления, в рамках которого создаются условия для актуализации и реализации ресурса одаренного обучаемого [Активные методы обучения ..., 2005; Кашапов, 1997, 2001, 2003].

Соотношение двух компонентов (творческого и нетворческого) в профессиональной деятельности врача связано с регламентацией его работы. Механическое следование регламенту убивает творчество в его деятельности. Креативность врача определяется открытостью миру и позитивным воздействием на людей (администрацию, коллег, средних медицинских работников, пациентов и их родственников), диалог с которыми должен быть конструктивным и перспективным. Поэтому востребованная пациентами личность врача характеризуется доброжелательностью, профессионализмом, стремлением к взаимопониманию, чувством юмора. Конструктивное изменение профессионального поведения определенной категории врачей, для которых свойственна «лжесамодостаточность», возможно посредством учета параметров творчества, поддающихся коррекции и развитию.

Синонимом понятию «профессиональное мышление врача» является понятие «клиническое мышление». Наличие клинического мышления у врача обусловливает эффективность его работы: диагностики, лечения, профилактики заболеваний конкретного больного. Оригинальность в работе, в общении с пациентами, коллегами делает врача уникальным, особенным. Корреляционный анализ уровня способностей творческой личности и показателей креативности образа «Я-идеальный» показывает существование статистически значимой положительной связи между уровнем креативности и оригинальностью, тогда как с творческим мышлением она значительно слабее. В идеальном представлении при высоком уровне креативности наблюдается высокая степень оригинальности и творческого мышления, но оригинальность превалирует. Следовательно, можно предположить, что для повышения уровня креативности молодых врачей необходимо особое внимание уделять развитию таких креативных качеств, как творческое мышление и оригинальность. В целом можно отметить, что творчество врача характеризуется состоянием его души, процессом, в котором он реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, благодаря чему и происходит его личностное и профессиональное развитие.

Выводы

1. Определен уровень способностей творческой личности молодого врача. Творчески мыслящий и действующий врач не жалуется на пациентов, потому что создает для них определенное смысловое поле, обеспечивающее продуктивное взаимопонимание. Именно отсутствие понимания или непродуктивное понимание часто являются основной причиной возникновения деструктивных межличностных конфликтов. Критерий одаренного врача -эффективность лечебной деятельности, неразрывно связанной с мышлением как продуктивным психическим процессом. Открытие неизвестного, происходящего благодаря данному познавательному процессу, порождает возникновение новообразований.

2. Выявлены когнитивные ресурсы креативности и творческий потенциал врача посредством построения психологического профиля креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный». Творческое самосовершенствование врача и раскрытие им собственных когнитивных ресурсов обеспечиваются рефлексией процесса и результата труда, а также определением перспектив профессионального роста. В экстремальной ситуации врач действует по особым законам. К фундаментальным элементам творчества относятся конфликт и его конструктивное преодоление. Креативность служит основной детерминантой оптимального способа разрешения конфликта. Умения применять превентивные меры по предотвращению дисфункциональных конфликтов, а также оптимально решать деонтологическую ситуацию являются частью общей профессиональной культуры в деятельности врача.

3. Посредством выявления взаимосвязи между уровнем способностей творческой личности и показателями креативности установлен когнитивный ресурс способностей творческой личности. Когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающего врача тогда характеризуется увеличением, когда высокий уровень креативности связан с высоким уровнем творческого мышления. Врач с более адекватной и активной познавательной деятельностью лучше общается с другими людьми. Искаженное восприятие, осмысление и понимание клинической ситуации обусловливают возникновение страха и беспокойства у пациентов. Эффективно работающий врач хорошо знает основные слагаемые профессионального успеха: понять состояние пациента, выбрать правильные лечебные действия и обеспечить необходимую психологическую поддержку больному. Пытливость и проницательность ума врача позволяют ему в каждом пациенте найти реперные точки, позволяющие «зацепиться» и начать отсчет в целях успешного лечебного процесса. Такие ресурсные точки являются духовной опорой пациента в процессе его выздоровления и дальнейшей ремиссии. Отношения пациента с лечащим врачом не заканчиваются его выпиской из стационара, а переходят в другие резонансные состояния по типу спирали. Человек даже после полного выздоровления вспоминает и руководствуется наставлениями авторитетного врача.

Список литературы

Активные методы обучения студентов: практическое руководство / отв. за вып.: И. М. Лоханина, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева. Ярославль : ЯрГУ, 2005. 118 с.

Буинова Д. И. Креативность как фактор самореализации личности в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/01/1534 (дата обращения: 21.03.2018).

Виндчук С. С. К вопросу об определении понятия «креативность» в отечественной и зарубежной психологии // Актуал. проблемы психол. знания. 2016. № 3. С. 130-135.

Кашапов М. М. Теория и практика решения педагогической ситуации : учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 1997. 100 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кашапов М. М. Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 2001. № 1. С. 121-131.

Кашапов М. М. Психолого-педагогический тренинг творческого мышления // Психология профессионального педагогического мышления : монография / под ред. М. М. Кашапова. М. : Ин-т психологии РАН, 2003. С. 331-397.

Кашапов М. М. Акмеологические и психологические механизмы творческого мышления профессионала в контексте метакогнитивного подхода // Вестн. Твер. гос. унта. Сер. Педагогика и психология. 2009. № 5. С. 4-12.

Кашапов М. М. Акмеология : учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2011. 112 с.

Кашапов М. М., Солодчук О. Н. Динамика личностных качеств врача на этапах профессионализации // Коллекция гуманит. исслед. Электрон. науч. журн. 2017. № 1 (4). С. 66-83.

Кашапов М. М. Психология творческого мышления : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2017. 436 с.

Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в психологической регуляции выборов и продуктивных решений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2011. № 1. С. 66-78.

Толочек В. А. Человек как субъект в континууме «Задатки - компетенции» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 1. С. 16-25.

Unconventionality and originality: does self-assessed unconventionality increase original achievement? / S. F. K. Andreas [et. al.] // Creativity Research Journal. 2016. Vol. 28, N 2. Р. 198-206.

Guilford J. P. Some Changes in the Structure-of-Intellect Model // Educational and Psychological Measurement. 1988. Vol. 48. P. 1-4.

GlaveanuV. P., Pedersen L. T., Wegener Ch. Creativity - A New Vocabulary. Palgrave Macmillan. London. 2016. Р. 193.

Gorunova, N. B., Druzhinin, V. N. Operational descriptors of the cognitive resource and productivity of test tasks and puzzles solving// Psikhologicheskii Zhurnal. 2001. Vol. 22. P. 21-29.

How does creative giftedness differ from academic giftedness? A multidimensional conception / F. Zenasni [et. al.] // Learningand Individual Differences. 2016. Vol. 52. P. 216-223.

Lubart T. Creativity and convergent thinking: reflections, connections and practical considerations // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2016. N 4. P. 7-15.

Nikolaenko L. I. Person's creative potential as a subject of foreign and native investigations: theoretical analysis // Scientific review. 2016. N 1 (22). P. 107-112.

Reimeris R. Theoretical features of the creative society // Creativity Studies. 2016. Vol. 9, N 1. Р. 15-24.

Torrance E. P. Experiences in developing creativity measures: Insights, discoveries, decisions. Manuscript submitted for publication. 2001. 176 p.

How does creative giftedness differ from academic giftedness? A multidimensional conception / F. Zenasni [et. al.] // Learningand Individual Differences. 2016. Vol. 52. P. 216-223.

Creativity as a Cognitive Resource in the Practice of Novice Doctors

M. M. Kashapov, O. A. Skakunova

P. G. Demidov Yaroslavl State University, Russian Federation

Abstract. The paper brings forward the results of the study of the level of creativity of doctors with 3 years of service and not having qualification category. The psychological pattern of doctor's creative personality realization has been measured for the first time with the help of «Creative Personality Aptitude Questionnaire» (O. A. Shlapnikov, M. M. Kashapov), and «Creativity Test» (N. F. Vishnyakova). The analysis of the psychological profiles revealed the way creativity serves as a cognitive resource in the practice of novice doctors. The author tried to figure out why novice doctors exercise their creativity not as often as they would like to. The author determined motivational capacity of novice doctors' developing their creativity. Effectiveness of the treatment should be achieved within the process and not only in its final phase.

Keywords: creativity, capacity, practice, doctor, cognitive resource.

For citation: Kashapov M. M., Skakunova O. A. Creativity as a Cognitive Resource in the Practice of Novice Doctors. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2019, vol. 27, pp. 16-31. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.27.16 (in Russian)

References

Loxanina I.M., Kashapov M.M., Klyueva N.V. Aktivny'e metody' obucheniya studentov: prakticheskoe rukovodstvo [Active methods of teaching students: a practical guide]. Yaroslavl, YarGU Publ., 2005. 118 p. (in Russian)

Buinova D.I. Kreativnost' kak faktor samorealizacii lichnosti v professional'noj deyatel'nosti [Creativity as a factor of self-realization of a person in professional activities]. Psixologiya, sociologiya i pedagogika [Psychology, sociology and pedagogy]. Available at: http://psychology.snauka.ru/2013/01/1534 (data of access: 21.03.2018). (in Russian)

Vindchuk S.S. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «kreativnost'» v otechestvennoj i za-rubezhnoj psixologii [To the question of the conceptual definition of «creativity» in the domestic and foreign psychology]. AktuaVny'e problemy' psixologicheskogo znaniya [Actual problems of psychological knowledge], 2016, no. 3, pp. 130-135. (in Russian)

Kashapov M.M. Teoriya i praktika resheniya pedagogicheskoj situacii. Uchebnoe posobie [Theory and practice of solving a pedagogical situation: study guide]. Yaroslavl, YarGU Publ., 1997, 100 p. (in Russian)

Kashapov M.M. Teoreticheskie osnovy' issledovaniya i formirovaniya pedagog-icheskogo my' shleniya [Theoretical basis of research and the formation of pedagogical thinking]. Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda [Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Foundation], 2001, no. 1, pp. 121-131. (in Russian)

Kashapov M.M. Psixologo-pedagogicheskij trening tvorcheskogo my'shleniya [Psychological and pedagogical training of creative thinking]. Psixologiya professionaVnogo pedagog-icheskogo my'shleniya. Monografiya [Psychology of professional pedagogical thinking: monograph]. Moscow, Institut Psixologii RAN Publ., 2003. pp. 331-397. (in Russian)

Kashapov M.M. Akmeologicheskie i psixologicheskie mexanizmy' tvorcheskogo my' shleniya professionala v kontekste metakognitivnogo podhoda [Acmeological and Psychological Mechanisms of a Professional Thinking in the Context of Metacognitive Approach]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psixologiya [Tver State University Herald. Series: Pedagogy and Psychology], 2009, no. 5, pp. 4-12. (in Russian) Kashapov M.M. Akmeologiya: uchebnoe posobie [Acmeology: study guide]. Yaroslavl, YarGI Publ., 2011, 112 p. (in Russian)

Kashapov M.M., Solodchuk O.N. Dinamika lichnostny'x kachestv vracha na e'tapax professionalizacii [Dynamics of the personal qualities of a doctor at the stages of professionali-

zation]. Kollekciya gumanitarny'x issledovanij. Elektronny]j nauchnyj zhurnal [Collection of humanitarian studies. Electronic scientific journal], 2017, no. (4), pp. 66-83. (in Russian)

Kashapov M.M. Psixologiya tvorcheskogo my^shleniya: ucheb. Posobie [ Psychology of creative thinking: study guide]. Moscow, INFRA-M Publ., 2017. 436 p. (in Russian)

Kornilova T.V. Intellektual'no-lichnostny'j potencial cheloveka v psixologicheskoj reg-ulyacii vy'borov i produktivny'x reshenij [The human intellectual and personal potential in the psychological regulation of elections and productive decisions]. VestnikMoskovskogo univer-siteta. Seriya 14: Psixologiya [Moscow State University Herald. Series 14, Psychology], 2011, no. 1, pp. 66-78. (in Russian)

Tolochek V.A. Chelovek kak sub"ekt v kontinuume «Zadatki - kompetencii» [Man as a subject in the continuum «Pitfalls - competencies»]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. No-vaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psixologiya razvitiya [Saratov University News. New series. Acmeology of education. Рsychology of development], 2018, vol. 7, no. 1, pp. 16-25. (in Russian)

Andreas S.F.K., Zech S., Rindermann H., Coyle T.R. Unconventionality and originality: does self-assessed unconventionality increase original achievement? Creativity Research Journal, 2016, vol. 28, no. 2, pp. 198-206.

Guilford J.P. Some Changes in the Structure-of-Intellect Model. Educational and Psychological Measurement, 1988, vol. 48, pp. 1-4.

Gläveanu V.P., Pedersen L.T., Wegener Ch. «Creativity - A New Vocabulary». Palgrave Macmillan. London, 2016, 193 p.

Gorunova, N.B., Druzhinin, V.N. Operational descriptors of the cognitive resource and productivity of test tasks and puzzles solving. Psikhologicheskii Zhurnal, 2001, vol. 22, no. 4, pp. 21-29.

Lubart T. Creativity and convergent thinking: reflections, connections and practical considerations. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2016, no. 4, pp. 7-15.

Nikolaenko L.I. Person's creative potential as a subject of foreign and native investigations: theoretical analysis. Scientific review, 2016, no. 1 (22), pp. 107-112.

Reimeris R. Theoretical features of the creative society. Creativity Studies, 2016, vol. 9, no. 1, pp 15-24.

Torrance E.P. Experiences in developing creativity measures: Insights, discoveries, decisions. Manuscript submitted for publication. 2001, 176 p.

Zenasni F., Nelson J., Myszkowski N., Mourgues C., Muter C. How does creative giftedness differ from academic giftedness? A multidimensional conception. Learningand Individual Differences, 2016, vol. 52, pp. 216-223.

Кашапов Мергаляс Мергалимович

доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогики и педагогической психологии

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Советская, 14 e-mail: [email protected]

Скакунова Ольга Александровна

магистрант, кафедра педагогики и педагогической психологии Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Советская, 14 e-mail: [email protected]

Kashapov Mergalyas Mergalimovich

Doctor of Sciences (Psychology), Professor Department of Pedagogy and Pedagogical Psychology

P. G. Demidov Yaroslavl State University 14, Sovetskaya st., Yaroslavl, 150000, Russian Federation e-mail: [email protected]

Skakunova Olga Aleksandrovna

Master's Degree Student

Department of Pedagogy and Pedagogical

Psychology

P. G. Demidov Yaroslavl State University 14, Sovetskaya st., Yaroslavl, 150000, Russian Federation e-mail: [email protected]

Дата поступления: 18.11.2018 Received: November, 18, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.