УДК 159
DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-25-39
Игнатова Екатерина Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей
и клинической психологии ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3288-7879
Спехова Арина Владимировна
студентка IV курса специальности «Клиническая психология»
ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15 e-mail: [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СВЯЗИ С УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Ekaterina S. Ignatova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of
General and Clinical Psychology
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3288-7879
Arina V. Spekhova
IV Year Student of the Specialty "Clinical Psychology"
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva St., 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
EMOTIONAL SAFETY OF PSYCHOLOGY STUDENTS IN CONNECTION WITH THE LEVEL OF EMOTIONAL INTELLIGENCE
Аннотация. Работа направлена на прояснение связи эмоциональной безопасности и эмоционального интеллекта. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке студентов-психологов I-IV курсов. В исследовании (N = 60) приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 25 лет (M = 21; SD = 1,9), из которых 95 % были женщины. Использовались: методика К. Рифф, шкала реактивной личностной тревожности Спилберга - Ханина (STAI), опросник привязанности к близким людям (авторы: Н.В. Сабельникова и Д.В. Каширский), метод семантического
© Игнатова Е.С., Спехова А.В., 2022
дифференциала, Trait emotional intelligence questionnaire (TEIQue) К. Петридеса и А. Фернхема (адаптация А.А. Панкратовой, Д.С. Корниенко, А.В. Фетисова). Методы математической обработки включали в себя: критерий Шапиро -Улика, критерий Краскела - Уоллиса, [/-критерий Манна - Уитни. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что студенты-психологи с высоким уровнем эмоционального интеллекта управляют сферой эмоций, они не избегают доверительных отношений, поэтому обладают высоким уровнем психологического благополучия; для них характерно позитивное отношение к жизни, принятие себя, выстраивание доверительных отношений с окружающими, а также стремление к самореализации; им свойственен низкий уровень личностной тревожности. Студенты-психологи с низким уровнем эмоционального интеллекта испытывают трудности в управлении эмоциональной сферой: они боятся быть отвергнутыми и избегают доверительных отношений, поэтому у них низкий уровень психологического благополучия; они испытывают трудности в принятии себя, а также выстраивании доверительных отношений с окружающими; для них характерны состояние эмоционального дискомфорта и высокий уровень тревожности. Приводятся свидетельства необходимости учета конкретизации содержания различных уровней переживания эмоциональной безопасности на мотивационном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Ключевые слова: эмоциональная безопасность, эмоциональный интеллект, студенты-психологи, психологическое благополучие, доверие, тревожность.
Abstract. The work is aimed at clarifying the relationship between emotional security and emotional intelligence. The materials of an empirical study obtained on a sample of psychology students of the I-IV courses are presented. The study (N = 60) involved respondents aged 18 to 25 years (M = 21; SD = 1.9), of which 95 % were women. The following methods were used: the K. Riff method, the Spielberg -Khanin scale of reactive personal anxiety (STAI), the questionnaire of attachment to close people (authors: N.V. Sabelnikova and D.V. Kashirsky, 2015), the semantic differential method, Trait emotional intelligence questionnaire (TEIQue) by K. Petrides and A. Fernham (adaptation by A.A. Pankratova, D.S. Kornienko, A.V. Fetisov). Methods of mathematical processing included: Shapiro - Ulick criterion, Kraskel - Wallis criterion, Mann - Whitney [/-criterion. The results obtained make it possible to say that psychology students with a high level of emotional intelligence manage the sphere of emotions, they do not avoid trusting relationships, therefore they have a high level of psychological well-being; they are characterized by a positive attitude to life, self-acceptance, building trusting relationships with others, as well as the desire for self-realization; they are characterized by a low level of personal anxiety. Psychology students with a low level of emotional intelligence have difficulties in managing the emotional sphere: they are afraid of being rejected and avoid trusting relationships, so they have a low level of psychological well-being; they have difficulties in accepting themselves, as
well as building trusting relationships with others; they are characterized by a state of emotional discomfort and a high level of anxiety. There is evidence of the need to take into account the concretization of the content of various levels of emotional security experience at the motivational, cognitive, emotional and behavioral levels.
Key words: emotional security, emotional intelligence, psychology students, psychological well-being, trust, anxiety.
Введение
В современных социально-экономических условиях развития, которые характеризуются политической напряженностью, военными конфликтами, пандемией, отсутствием стабильности и высоким уровнем неопределенности [14], люди не чувствуют себя в безопасности: зафиксирован рост количества обратившихся за психологической помощью: в Москве, Санкт-Петербурге, Воронежской области и других регионах с 10 до 30 % [3]. Возрастает потребность в квалифицированных психологах [13]. Для того чтобы удовлетворять растущую потребность в специалистах, будущему психологу необходимо развивать важные для профессиональной деятельности характеристики личности, которыми выступают: эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, эмпатические способности, хорошая волевая регуляция, доброжелательность, тактичность, отсутствие тревожности как личностной черты, рефлексивные способности, стрессоустойчивость [2, 6, 16]. Одним из профессионально важных качеств личности является эмоциональный интеллект, способствующий выстраиванию доверительных отношений [15], которые в свою очередь обусловливают формирование эмоциональной безопасности [4].
В представлениях об эмоциональной безопасности П. Дэвиса, О.Ю. Зотовой, Э.М. Камминга [4], Г. Олпорта [9], Л.Ю. Субботиной [14] человек в состоянии эмоциональной безопасности обладает чувством уверенности в себе, в своих силах; способен лучше адаптироваться к окружающим условиям, адекватно оценивать себя и прогнозировать последствия своих действий. Эмоциональная безопасность формируется вместе с появлением потребности в безопасности, т.е. с рождения. Если потребность в безопасности и защите не удовлетворяется, то человек не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми до их удовлетворения (Смирнова, 1995). Впоследствии сформированный тип привязанности влияет на развитие чувства доверия к миру. Из этого следует, что надежный тип привязанности, по Дж. Боулби, является фактором эмоциональной безопасности.
О наличии или отсутствии эмоциональной безопасности также можно судить по показателям психологического благополучия и тревожности. Лица, находящиеся в состоянии эмоциональной безопасности, меньше конфликтуют с окружающими; им свойственны поисковая активность, позитивная самооценка; оптимистичное отношение к миру [4], устойчивость к изменяющимся условиям жизни, способность быстро адаптироваться
к окружающей среде [1], эмоциональная стабильность, низкая склонность к чувству вины [14]. Установлена связь эмоциональной безопасности со следующими компонентами психологического благополучия (модель К. Рифф): личностный рост, самопринятие, автономия [4, 15]. В нашей работе психологическое благополучие мы рассматриваем как один из показателей эмоциональной безопасности.
Вместе с тем следует отметить, что признаками отсутствия эмоциональной безопасности выступают: высокая тревожность, эмоциональная гиперреактивность, дисфункциональное совладание с ситуацией потенциальной угрозы и искажение восприятия (последствия ситуации могут быть преувеличены), внутренние убеждения о степени потенциальной угрозы и собственной уязвимости, которые также могут носить дезадаптивный характер [10]. По результатам исследований, тревожность отрицательно коррелирует с эмоциональной безопасностью [15], поэтому тревожность и страх мы рассматриваем как еще один показатель эмоциональной безопасности.
Систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, которая позволит стойко совладать со стрессами и воспринимать их как менее значимыми, т.е. способствует достижению чувства безопасности, дает возможность сформировать эмоциональный интеллект [7, 15]. Таким образом, мы предполагаем, что есть связь между эмоциональной безопасностью и эмоциональным интеллектом у студентов-психологов.
Связь эмоциональной безопасности и эмоционального интеллекта выступает предметом небольшого количества исследований. Можно отметить статью M.A. Alerge «Emotional Security and its relationship with emotional intelligence» [17], в которой автор отмечает обусловленность состояния эмоциональной безопасности следующими процессами: эмоциональная реактивность (процесс, в котором человек при наличии потенциально угрожающей ситуации чувствует страх и становится бдительным), регулирование поведения, которое проявляется в подверженности опасным ситуациям, и процесс внутренних представлений, оказывающих влияние на то, как личность воспринимает потенциально опасные ситуации. Управление и понимание эмоций участвуют в регулировании поведения человека, а также в оценке окружающей ситуации. Поэтому автор пишет о наличии связи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной безопасностью. Человек, находящийся в ситуации внешней или внутренней угрозы, руководствуется чувством страха и выбирает ту стратегию поведения, которая способствует быстрому достижению безопасности, но данная стратегия не всегда является адаптивной. Человек, который уверен в себе, в том, что он может справиться с потенциальной угрозой, может управлять своими эмоциями и рассматривает возникшую ситуацию как возможность получить положительный опыт. Он склонен решить проблему, а не избегать ее. Также в данной работе автор отмечает, что лица с надежным типом привязанности, выступающим фактором эмоциональной безопасности, лучше понимают свои эмоции и регулируют их [17].
Связь между эмоциональной безопасностью и эмоциональным интеллектом рассматривали также М. Паттерсон и его коллеги [4]. Если угроза реальна, лица, не склонные к переживанию эмоциональной безопасности, чаще выбирают неэффективные стратегии поведения, одной из которых является избегание опасности, бездействие. Лица, переживающие состояние эмоциональной безопасности, выбирают адаптивный способ решения проблем [4]. Связь эмоциональной безопасности и эмоционального интеллекта также подтверждена в исследованиях взаимосвязи аддиктивного поведения подростков и эмоционального интеллекта: у человека с низким уровнем эмоционального интеллекта возникает потребность в безопасности, повышается склонность к аддиктивным проявлениям [8].
Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между необходимостью достижения чувства безопасности в современной действительности и недостаточной представленностью научно обоснованных данных о взаимосвязи эмоциональной безопасности и эмоционального интеллекта у студентов-психологов. Стремление найти путь разрешения данного противоречия определило проблему нашего исследования. Цель данной работы заключается в изучении эмоциональной безопасности у студентов-психологов в связи с уровнем эмоционального интеллекта.
В исследовании выдвигается следующая гипотеза: если эмоциональная безопасность - это состояние личности, основанное на потребности в безопасности и реализующееся в восприятии стабильности и предсказуемости ситуаций при отсутствии физической угрозы или угроз «Я», то существуют различия в эмоциональной безопасности у студентов-психологов с низким и высоким уровнем эмоционального интеллекта:
- студенты-психологи с высоким уровнем эмоционального интеллекта управляют сферой эмоций, обладают высоким уровнем адаптации, психологического благополучия; для них характерны позитивное отношение к жизни, принятие себя, выстраивание доверительных отношений с окружающими, а также стремление к самореализации; они обладают высоким уровнем стрессоустойчивости и низким уровнем личностной тревожности.
- студенты-психологи с низким уровнем эмоционального интеллекта испытывают трудности в управлении эмоциональной сферой: у них низкий уровень психологического благополучия; они испытывают трудности в принятии себя, а также выстраивании доверительных отношений с окружающими; они дезадаптивны; для них характерно состояние эмоционального дискомфорта и высокий уровень личностной тревожности.
Теоретическим и эмпирическим основанием сформированных гипотез выступают представления об эмоциональной безопасности, отмеченные в работах О.Ю. Зотовой (2015, 2017) [4], Л.Ю. Субботиной (2019-2021) [14], [15], подтвержденные данные о связи эмоциональной безопасности и эмоционального интеллекта, указанные в работах М.А. Alerge (2008) [17], О.Ю. Зотовой (2015) [4].
Теоретическая значимость данного исследования заключается в накоплении научного знания об эмоциональной безопасности, выявлении связи между эмоциональным интеллектом и эмоциональной безопасностью у студентов-психологов. Практическая значимость определяется возможностью применения полученных результатов и выводов для организации работы со студентами-психологами с целью повышения их эмоциональной грамотности, эмоциональной компетентности. Материалы могут быть использованы для разработки тренинговых мероприятий, позволяющих сформировать эмоциональную безопасность.
Методы исследования
Исследование эмоциональной безопасности у студентов-психологов в связи с уровнем эмоционального интеллекта проводилось с марта по май 2022 г. на базе ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». Участники исследования: 60 студентов-психологов ^^ курса (57 женщин и 3 мужчины) в возрасте от 18 до 25 лет (ср. возраст - 21 год, о = 1,9). Из них: 11 человек имеют высокий уровень эмоционального интеллекта; 40 человек - средний уровень эмоционального интеллекта; 9 человек - низкий уровень эмоционального интеллекта.
Исследование проводилось в индивидуальном порядке в онлайн-формате с использованием платформы https://app.onlinetestpad.com. Время работы не ограничивалось. Заполнение методик занимало от 30 до 40 минут. После прохождения методик всем участникам были предоставлены числовые показатели по каждой шкале и их расшифровка. Исследователем гарантировалась конфиденциальность.
Диагностический инструментарий
Для измерения психологического благополучия использовалась методика К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной 2011 г. Общий показатель психологического благополучия рассматривается как показатель эмоциональной безопасности, поэтому на основании степени выраженности показателя психологического благополучия можно сделать вывод о склонности личности к переживанию состояния эмоциональной безопасности [4, 14].
Измерение личностной и реактивной тревожности осуществлялось с помощью шкалы реактивной личностной тревожности Спилберга - Ханина ^ТА1). Уровень тревожности человека также служит показателем эмоциональной безопасности: лица, для которых не характерно переживание состояния эмоциональной безопасности, воспринимают большинство ситуаций как угрожающие, у них высокий уровень личностной тревоги.
Для оценки стиля привязанности как фактора эмоциональной безопасности применялся опросник привязанности к близким людям (авторы: Н.В. Сабельникова и Д.В. Каширский) [12]. Теоретическим конструктом методики выступает двухфакторная модель привязанности, разработанная С. Хейзан и Ф. Шейфером, в рамках которой стили привязанности образуются сочетанием стилей беспокойства и избеганием отношений привязанности. Проведена оценка психометрических свойств теста с помощью коэффициента
а-Кронбаха (а = 0,9), ретестовой надежности (г = 0.82, p < 0.001 ^ = 68) и г = 0.94, p < 0.001 ^ = 54)). Данные показатели характеризуют методику как надежную и валидную.
Для выявления дополнительных показателей эмоциональной безопасности применялся метод семантического дифференциала, в основу которого легли результаты исследования представлений об эмоциональной безопасности (8 категорий): привязанность; конфликты со сверстниками; ситуации, в которых сформирован поведенческий паттерн; управление эмоциями; эмоциональные состояния «тревога и страх»; «удовлетворение»; «воодушевление»; «фрустрация»; «смущение (отсутствие) и стыд»; «спокойствие» [5]. Для повышения достоверности и объективности результатов применения семантического дифференциала проведена процедура экспертной оценки.
Экспертная оценка семантического дифференциала для выявления показателей эмоциональной безопасности
Группа экспертов состояла из трех человек: выпускников ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» и студентов V курса, обучающихся на философско-социологическом факультете ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», специальность «Клиническая психология». Для анализа экспертам предложена таблица с категориями эмоциональной безопасности и полярными утверждениями об эмоциональной безопасности и эмоциональной небезопасности.
Перед экспертами ставились следующие задачи:
1) выразить степень согласия/несогласия с принадлежностью каждого утверждения к той или иной категории;
2) выразить степень согласия/несогласия относительно противоположности данных утверждений.
Степень согласия/несогласия эксперты выражали в соответствии с пятибалльной шкалой Ликерта, где 1 - абсолютно не соответствуют (не являются противоположными), 5 - полностью соответствуют (полностью противоположны).
В результате экспертизы были получены следующие результаты:
1. Оценка соответствия между утверждениями и категориями эмоциональной безопасности, эмоциональной небезопасности.
Степень согласованности соответствия категорий и утверждений (табл. 2).
Таблица 1
Степень согласованности соответствия категорий и утверждений
Эксперт Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3
Процент совпадений 100 % 95 % 90 %
Как видно из табл. 1, средний процент совпадений 3 экспертов составил 95 %, т.е. эксперты согласны с утверждениями, подобранными относительно каждой категории.
Относительно нескольких утверждений и соответствующих им категорий эксперты выразили разную степень согласия.
1) «Я понимаю свои эмоции» в категории «управление эмоциями»: Эксперт 1 - 100 %; Эксперт 2 - 80 %; Эксперт 3 - 100 %;
2) «Я отвечаю на вопросы, даже когда могу ошибиться» в категории «отсутствие смущения, стыда»: Эксперт 1 - 100 %; Эксперт 2 - 80 %; Эксперт 3 - 60 %;
3) «В группе я часто беру инициативу на себя» в категории «эмоциональное состояние воодушевления»: Эксперт 1 - 100 %; Эксперт 2 -100 %; Эксперт 3 - 80 %;
4) «Я уверен(а), что смогу справиться с любыми сложностями, которые могут возникнуть» в категории «спокойствие»: Эксперт 1 - 100 %; Эксперт 2 -80 %; Эксперт 3 - 80 %;
5) «Меня окружают люди, на которых я могу положиться, которым доверяю» в категории «привязанность»: Эксперт 1 - 100 %; Эксперт 2 - 100 %; Эксперт 3 - 80 %.
Соответствие категорий и утверждений эксперты оценили относительно высоко, поэтому нами не проводилась корректировка и повторная экспертная оценка представленных утверждений.
Оставшиеся утверждения, по мнению экспертов, полностью соответствуют обозначенным категориям.
2. Оценка полярности пары утверждений эмоциональной безопасности и эмоциональной небезопасности (табл. 2).
Таблица 2
Степень согласованности экспертов в оценке полярности утверждений
эмоциональной безопасности и эмоциональной небезопасности
Эксперт Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3
Процент совпадений 100 % 95 % 97,5 %
Как видно из табл. 2, средний процент совпадений у 3 экспертов составил 97,5 % т.е. в целом эксперты согласны с тем, что утверждения, подобранные в каждой категории, являются противоположными.
Разногласия экспертов возникли относительно противоположности следующих утверждений:
1) «Я понимаю свои эмоции» и «Мне трудно определить, что я чувствую в данный момент»: Эксперт 1 - 60 %, Эксперт 2 - 100 %, Эксперт 3 - 100 %;
2) «Такие эмоции, как страх и тревога, я испытываю редко» и «Страх и тревога стали неотъемлемой частью моей жизни»: Эксперт 1 - 80 %; Эксперт 2 - 100 %; Эксперт 3 - 100 %;
3) «Я уверен в том, что я стану успешным в будущем» и «Меня пугают мысли о будущем. Я не уверен в том, что смогу стать успешным»: Эксперт 1 -80 %; Эксперт 2 - 60 %; Эксперт 3 - 100 %.
Таким образом, в ходе экспертной оценки достигнута относительно высокая согласованность экспертов в отношении противоположности утверждений, а также их соответствия обозначенным категориям.
Следовательно, мы можем использовать данный метод для оценки показателей эмоциональной безопасности студентов-психологов.
Измерение уровня эмоционального интеллекта осуществлялось с помощью Trait emotional intelligence questionnaire (TEIQue) К. Петридеса и А. Фернхема (адаптация А.А. Панкратовой, Д.С. Корниенко, А.В. Фетисова) [11]. Инструмент разработан К. Петридес и А. Фернхем в 2001 г. Позволяет оценить эмоциональный интеллект как личностную черту или эмоциональную самоэффективность. Авторская модель включает четыре фактора: «эмоциональность»; «коммуникабельность», «благополучие», «самоконтроль». Полная версия опросника состоит из 153 вопросов. Подсчитываются показатели по 15 субшкалам, 4 шкалам и общий показатель по эмоциональному интеллекту как личностной черте. В 2021 г. А.А. Панкратова, Д.С. Корниенко и А.В. Фетисова адаптировали краткую версию опросника, в которой представлена двухфакторная модель: «поддержание отношений» и «социальная компетентность» [11].
Анализ данных осуществлялся в программе Statistica-13. В исследовании использовались следующие методы математической статистики: критерий Шапиро - Улика (для проверки данных на соответствие закону нормального распределения), критерий Краскела - Уоллиса (для одновременного сравнения показателей эмоциональной безопасности у студентов-психологов с высоким, низким и средним уровнями эмоционального интеллекта), [/-критерий Манна -Уитни (для оценки различий по показателям эмоциональной безопасности между студентами с высоким, средним и низким уровнями эмоционального интеллекта).
Результаты исследования и их обсуждение
Проведен сравнительный анализ показателей эмоциональной безопасности студентов-психологов с разным уровнем эмоционального интеллекта (табл. 3).
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа показателей эмоциональной безопасности студентов-психологов с разным уровнем эмоционального
интеллекта
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Переменная эмоционального эмоционального эмоционального Уровень
интеллекта интеллекта интеллекта значимости
Сумма Ср. Сумма Ср. Сумма Ср. (p-value)
рангов знач. рангов знач. рангов знач.
Беспокойство 255,5 23,3 1116,5 27,9 458,0 50,9 0,001
Избегание 235,0 21,4 1216,0 30,4 379,0 42,1 0,030
Автономность 419,00 38,09 1219,50 30,49 191,50 21,28 0,100
Жизненные цели 522,00 47,45 1228,50 30,71 79,50 8,83 0,001
Компетентность 511,00 46,45 1234,00 30,85 85,00 9,44 0,001
Личностный 509,00 46,27 1159,50 28,99 161,50 17,94 0,001
рост
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Переменная эмоционального эмоционального эмоционального Уровень
интеллекта интеллекта интеллекта значимости
Сумма Ср. Сумма Ср. Сумма Ср. (р-уа!ив)
рангов знач. рангов знач. рангов знач.
Позитивное 492,00 44,73 1221,50 30,54 116,50 12,94 0,001
отношение
Самопринятие 472,50 42,95 1286,00 32,15 71,50 7,94 0,001
Показатель 531,00 48,27 1230,00 30,75 69,00 7,67 0,001
психологического
благополучия
Личностная 168,00 15,27 1170,50 29,26 491,50 54,61 0,001
тревожность
Реактивная 173,00 15,73 1191,50 29,79 465,50 51,72 0,001
тревожность
Как видно из табл. 3, выявлены значимые различия по всем показателям эмоциональной безопасности в группах с разным уровнем эмоционального интеллекта. Чтобы определить, как различаются показатели в каждой группе, мы будем использовать сравнительный [/-критерий Манна - Уитни. Для этого необходимо выровнять группы: из группы со средним уровнем эмоционального интеллекта при помощи генератора случайных чисел отобрано 11 человек и попарно проведено сравнение групп.
Результаты сравнительного анализа показателей эмоциональной безопасности студентов-психологов с низким и высоким уровнем эмоционального интеллекта представлены в табл. 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ по ^-критерию Манна - Уитни показателей эмоциональной безопасности студентов-психологов с низким и высоким
уровнем эмоционального интеллекта
Низкий уровень Высокий уровень Уровень значимости (р-уа!ив)
Переменные эмоционального интеллекта эмоционального интеллекта ^-критерий
Сумма рангов Сумма рангов
Беспокойство 136,50 73,50 7,50 0,001
Избегание 126,50 83,50 17,50 0,02
Автономность 67,50 142,50 22,50 0,04
Компетентность 45,00 165,00 0,00 0,001
Личностный рост 59,50 150,50 14,50 0,01
Позитивное отношение 48,50 161,50 3,50 0,001
Жизненные цели 46,00 164,00 1,00 0,001
Самопринятие 46,50 163,50 1,50 0,001
Психологическое 45,00 165,00 0,00 0,001
благополучие
Реактивная тревожность 144,00 66,00 0,00 0,001
Личностная тревожность 144,00 66,00 0,00 0,001
Социальная компетентность 46,00 164,00 1,00 0,001
Переменные Низкий уровень эмоционального интеллекта Высокий уровень эмоционального интеллекта ^-критерий Уровень значимости (p-value)
Сумма рангов Сумма рангов
Поддержание отношений 45,00 165,00 0,00 0,001
Отсутствие стыда 79,00 131,00 43,00 0,72
Состояние воодушевления 57,50 152,50 21,50 0,04
Привязанность 80,00 130,00 44,00 0,78
Управление эмоциями 64,00 146,00 28,00 0,13
Отсутствие конфликтов 92,00 118,00 40,00 0,56
Состояние удовлетворения 74,00 136,00 38,00 0,46
Спокойствие 69,50 140,50 33,50 0,28
Тревога и страх 81,00 129,00 45,00 0,84
Как видно из табл. 4, в группе студентов-психологов с низким уровнем эмоционального интеллекта выше следующие показатели: беспокойство ф < 0,00), избегание ф < 0,02), личностная ф < 0,00) и реактивная тревожность ф < 0,00). У студентов-психологов с высоким уровнем эмоционального интеллекта выше показатели по автономности (р < 0,04); компетентности (р < 0,00), личностному росту (р < 0,01); позитивному отношению (р < 0,00), жизненным целям (р < 0,00), самопринятию (р < 0,00) психологическому благополучию (р < 0,00) и состоянию воодушевления (р < 0,04).
Результаты сравнительного анализа показателей эмоциональной безопасности студентов-психологов со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта представлены в табл. 5.
Таблица 5
Сравнительный ^-критерий Манна - Уитни по показателям эмоциональной безопасности у студентов-психологов со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта
Переменные Средний уровень эмоционального интеллекта Высокий уровень эмоционального интеллекта ^-критерий Уровень значимости (p-value)
Сумма рангов Сумма рангов
Беспокойство 130,50 122,50 56,50 0,82
Избегание 140,00 113,00 47,00 0,39
Автономность 106,00 147,00 40,00 0,19
Компетентность 89,50 163,50 23,50 0,02
Личностный рост 76,00 177,00 10,00 0,001
Позитивное отношение 88,50 164,50 22,50 0,01
Жизненные цели 82,50 170,50 16,50 0,001
Переменные Средний уровень эмоционального интеллекта Высокий уровень эмоционального интеллекта ^-критерий Уровень значимости (р-уа1ие)
Сумма рангов Сумма рангов
Самопринятие 91,00 162,00 25,00 0,02
Психологическое благополучие 79,00 174,00 13,00 0,001
Реактивная тревожность 149,00 104,00 38,00 0,15
Личностная тревожность 157,00 96,00 30,00 0,05
Социальная компетентность 83,50 169,50 17,50 0,01
Поддержание отношений 82,00 171,00 16,00 0,001
Отсутствие стыда 154,00 146,00 68,00 0,84
Состояние воодушевления 138,50 161,50 60,50 0,52
Привязанность 141,00 159,00 63,00 0,62
Управление эмоциями 144,00 156,00 66,00 0,75
Отсутствие конфликтов 144,50 155,50 66,50 0,77
Состояние удовлетворения 142,50 157,50 64,50 0,68
Спокойствие 139,00 161,00 61,00 0,54
Тревога и страх 147,50 152,50 69,50 0,90
Как видно из табл. 5, у студентов-психологов со средним уровнем эмоционального интеллекта выше показатели по личностной тревожности (р < 0,05). У студентов-психологов с высоким уровнем эмоционального интеллекта показатели выше по следующим шкалам: автономность (р < 0,02); личностный рост (р < 0,001); позитивное отношение (р < 0,01); жизненные цели (р < 0,001); самопринятие (р < 0,02); психологическое благополучие (р < 0,001); социальная компетентность (р < 0,01); поддержание отношений (р < 0,001).
Результаты сравнительного анализа показателей эмоциональной безопасности студентов-психологов со средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта представлены в табл. 6.
Таблица 6
Сравнительный анализ по ^-критерию Манна - Уитни по показателям эмоциональной безопасности студентов-психологов с низким и средним _ уровнем эмоционального интеллекта _
Переменные Низкий уровень эмоционального интеллекта Средний уровень эмоционального интеллекта ^-критерий Уровень значимости (р-уаЫв)
Сумма рангов Сумма рангов
Беспокойство 131,00 79,00 13,00 0,01
Переменные Низкий уровень эмоционального интеллекта Средний уровень эмоционального интеллекта ^-критерий Уровень значимости (p-value)
Сумма рангов Сумма рангов
Избегание 120,50 89,50 23,50 0,05
Автономность 83,00 127,00 38,00 0,40
Компетентность 59,50 150,50 14,50 0,01
Личностный рост 77,00 133,00 32,00 0,20
Позитивное отношение 60,50 149,50 15,50 0,01
Жизненные цели 57,50 152,50 12,50 0,01
Самопринятие 54,50 155,50 9,50 0,001
Психологическое благополучие 51,00 159,00 6,00 0,001
Реактивная тревожность 131,00 79,00 13,00 0,01
Личностная тревожность 142,00 68,00 2,00 0,001
Социальная компетентность 52,50 157,50 7,50 0,001
Поддержание отношений 49,50 160,50 4,50 0,001
Отсутствие стыда 78,00 132,00 42,00 0,67
Состояние воодушевления 66,50 143,50 30,50 0,19
Привязанность 81,50 128,50 45,50 0,87
Управление эмоциями 62,50 147,50 26,50 0,11
Отсутствие конфликтов 97,00 113,00 35,00 0,33
Состояние удовлетворения 80,50 129,50 44,50 0,81
Спокойствие 74,00 136,00 38,00 0,46
Тревога и страх 85,50 124,50 46,50 0,93
Как видно из табл. 6, у студентов-психологов с низким уровнем эмоционального интеллекта показатели выше по следующим шкалам: беспокойство ф < 0,01); избегание ф < 0,05); реактивная тревожность ф < 0,01); личностная тревожность ф < 0,001). У студентов-психологов со средним уровнем эмоционального интеллекта выше показатели по компетентности ф < 0,01); позитивному отношению ф < 0,01); жизненным целям ф < 0,01); самопринятию ф < 0,001), психологическому благополучию ф < 0,001), социальной компетентности ф < 0,001), поддержанию отношений ф < 0,001).
Таким образом, чем выше у студентов-психологов уровень эмоционального интеллекта, тем выше у них такие показатели эмоциональной безопасности, как автономность; личностный рост; позитивное отношение; жизненные цели; самопринятие; психологическое благополучие; социальная
компетентность; поддержание отношений, и ниже уровень личностной тревожности.
Полученные результаты соответствуют представлениям об эмоциональной безопасности Н.И. Акопян [1], в соответствии с которыми понимание и регулирование эмоций как компоненты эмоционального интеллекта способствуют переживанию состояния эмоциональной безопасности.
В целом результаты исследования, посвященного изучению эмоциональной безопасности у студентов-психологов в связи с уровнем эмоционального интеллекта, подтверждают сформулированную гипотезу. Студенты-психологи с высоким уровнем эмоционального интеллекта управляют сферой эмоций, они не избегают доверительных отношений, поэтому обладают высоким уровнем психологического благополучия; для них характерно позитивное отношение к жизни, принятие себя, выстраивание доверительных отношений с окружающими, а также стремление к самореализации; им свойственен низкий уровень личностной тревожности. Студенты-психологи с низким уровнем эмоционального интеллекта испытывают трудности в управлении эмоциональной сферой: они боятся быть отвергнутыми и избегают доверительных отношений, поэтому у них низкий уровень психологического благополучия; они испытывают трудности в принятии себя, а также выстраивании доверительных отношений с окружающими; для них характерны состояние эмоционального дискомфорта и высокий уровень тревожности.
Исследование обнажает ряд проблем, изучение которых может быть продолжено. В частности, это конкретизация содержания различных уровней переживания эмоциональной безопасности на мотивационном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Список литературы
1. Акопян Н.И. Формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2020. - 30 с.
2. Винарчик Е.А. Особенности развития профессионально важных качеств студентов-психологов первого курса обучения [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 431-434. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razYitiya-professionalno-vazhnyh-kachestv-studentov-psihologov-pervogo-kursa-obucheniya (дата обращения: 30.05.2022).
3. Врачи зафиксировали рост обращений россиян к психологам на фоне пандемии [Электронный ресурс] // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/society/24/02/ 2021/6035b9ef9a7947e8b47a5afa (дата обращения: 25.06.2022).
4. Зотова О.Ю. Эмоциональная безопасность личности в контексте жизненного пути [Электронный ресурс] // Дискуссия. - 2015. - № 9 (61). -С. 76-84. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-bezopasnost-lichnosti-v-kontekste-zhiznennogo-puti (дата обращения: 10.10.2021).
5. Игнатова Е.С., Спехова А.В. Взаимосвязь агрессивного поведения и эмоциональной безопасности учащихся коррекционных классов [Электронный ресурс] // Вестник ПГГПУ. Сер. № 1. Психологические
и педагогические науки. - 2021. - № 1. - С. 95-108. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vzaimosvyaz-agressivnogo-povedeniya-i-emotsionalnoy-bezopasnosti-uchaschihsya-korrektsionnyh-klassov (дата обращения: 12.12.2021).
6. Килинская Н.В. Представления студентов о профессионально важных качествах психолога в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс] // Психологические науки: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 36-39. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1922/ (дата обращения: 18.05.2022).
V. Краснопольская Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. -2012. - № 1 (2). - С. 150-154. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-i-zhiznestoykosti-studentov-vuza (дата обращения: 28.03.2022).
8. Криженков Д.Н. Взаимосвязь аддиктивного поведения подростков и эмоционального интеллекта // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сб. науч. ст. по материалам XI Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. - Йошкар-Ола, 2021. - С. 161-165.
9. Олпорт Г. Становление личности: избр. тр. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
10. Падун МА. Регуляция эмоций и ее нарушения [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8, № 39. - С. 5. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.03.2022).
11. Панкратова A.A., Корниенко Д.С., Фетисова AB. Русскоязычная адаптация краткой версии опросника Teique (Trait Emotional Intelligence Questionnaire) К. Петридеса и A. Фернхема // Вопросы психологии. - 2021. -№ 1. - С. 130-144.
12. Сабельников Н.В., Каширский Д.В. Опросник привязанности к близким людям // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36, № 4. - С. 84-97.
13. Спрос на психологов в России за год вырос на 151 % [Электронный ресурс] // Рамблер/новости. - URL: https://news.rambler.ru/sociology/4V355015-spros-na-psihologov-v-rossii-za-god-vyros-na-151/ (дата обращения: 25.06.2022).
14. Субботина Л.Ю. Что понимать под состоянием безопасности личности // Ярославский психологический вестник. - 2021. - № 3 (51). - С. 37-42.
15. Субботина Л.Ю., Смирнова Т.Л. Состояние безопасности как фактор психологического благополучия [Электронный ресурс] // Ярославский психологический вестник. - 2018. - № 2 (41). - С. 65-67. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36543796 (дата обращения: 25.03.2022).
16. Фомина Л.Ю. Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов в процессе профессионального обучения [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Сер.: Aкмeология образования. Психология развития. - 2009. - № 2. - С. 48-52. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalno-vazhnyh-kachestv-studentov-psihologov-v-protsesse-professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 15.05.2022).
17. Alegre A. Emotional Security and its relationship with emotional intelligence [Электронный ресурс] // Virginia Polytechnic Institute and State University. - 2008. - Summer - P. 1-9. - URL: https://web.archive.org/web/ 20140116125205/http://www.jornadeseducacioemocional.com/wpcontent/uploads/mat anterior/i_jornades/taula1/emotional_security_and_its_relationship_with_emotional intelligence.pdf (дата обращения: 10.10.2021).
УДК 159.9.072.43