Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЬЕТНАМА'

ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЬЕТНАМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИЯ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПИИ / ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENT / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / FDI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен Хюи Хоанг

В 1986 г. с учетом опыта новой экономической политики Советского Союза Коммунистической партией Вьетнама была принята комплексная программа реформ под названием «Дой мой» (Đổi mới), в которой государство признало равенство и легитимность многих секторов экономики, в том числе экономики с иностранными инвестициями. Этот шаг послужил началом процесса привлечения прямых иностранных финансовых вливаний во Вьетнам. Несмотря на его результаты за 30 лет и активную государственную поддержку зарубежных инвесторов во многих аспектах, в их деятельности наблюдается ряд проблем. Анализируя текущую ситуацию, характеризующую специфику привлечения иностранных вложений, а также вклад этого сектора экономики за прошедшее время, автор предлагает рассмотреть ряд политических мер, призванных стимулировать предприятия продолжать инвестировать в социально-экономическую структуру Вьетнама и других развивающихся стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT ON THE SOCIO- ECONOMIC DEVELOPMENT OF VIETNAM

In 1986, applying the experience of the new economic policy of the Soviet Union, the Vietnamese Communist Party adopted a comprehensive reform program called “Doi moi”, in which the state recognized the equality and legitimacy of many sectors of the economy, including an economy with foreign investment. This moment was the beginning of the process of attracting and using foreign direct investment (FDI) in Vietnam. Despite the results obtained over the past 30 years, as well as the positive state support of foreign investors in many aspects, there are a number of problems in their activities in Vietnam. Analyzing the current situation with the attraction of FDI, as well as the contribution of this sector of the economy in the past, the article proposes a number of policy issues designed to stimulate enterprises with FDI to continue investing in the socio-economic development of Vietnam and other developing countries as a whole.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЬЕТНАМА»

УДК 339.9(597)

Нгуен Хюи Хоанг

аспирант департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЬЕТНАМА

Nguyen Huy Hoang

PhD Student, Department of World Economy and World Finance Financial University under the Government of the Russian Federation

THE IMPACT OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT ON THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF VIETNAM

Аннотация:

В 1986 г. с учетом опыта новой экономической политики Советского Союза Коммунистической партией Вьетнама была принята комплексная программа реформ под названием «Дой мой» (D6i тт), в которой государство признало равенство и легитимность многих секторов экономики, в том числе экономики с иностранными инвестициями. Этот шаг послужил началом процесса привлечения прямых иностранных финансовых вливаний во Вьетнам. Несмотря на его результаты за 30 лет и активную государственную поддержку зарубежных инвесторов во многих аспектах, в их деятельности наблюдается ряд проблем. Анализируя текущую ситуацию, характеризующую специфику привлечения иностранных вложений, а также вклад этого сектора экономики за прошедшее время, автор предлагает рассмотреть ряд политических мер, призванных стимулировать предприятия продолжать инвестировать в социально-экономическую структуру Вьетнама и других развивающихся стран.

Ключевые слова:

экономическое развитие, инвестиция, прямые иностранные инвестиции, ПИИ.

Summary:

In 1986, applying the experience of the new economic policy of the Soviet Union, the Vietnamese Communist Party adopted a comprehensive reform program called "Doi moi", in which the state recognized the equality and legitimacy of many sectors of the economy, including an economy with foreign investment. This moment was the beginning of the process of attracting and using foreign direct investment (FDI) in Vietnam. Despite the results obtained over the past 30 years, as well as the positive state support of foreign investors in many aspects, there are a number of problems in their activities in Vietnam. Analyzing the current situation with the attraction of FDI, as well as the contribution of this sector of the economy in the past, the article proposes a number of policy issues designed to stimulate enterprises with FDI to continue investing in the socio-economic development of Vietnam and other developing countries as a whole.

Keywords:

economic development, investment, foreign direct investment, FDI.

Оценке влияния прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) на экономический рост посвящено много исследований, в которых часто использовались методы количественного анализа для проверки и определения последствий обращения к этому инструменту. Во Вьетнаме создано большое число трудов по данной тематике, но только в нескольких работах глубоко изучается воздействие ПИИ на экономику. Т.Ф.Н. Нгуен [1], Н.Дж. Фриман [2] и другие проанализировали активность ПИИ в стране до 2012 г. и сделали общий вывод, что подобные вложения оказывают положительное влияние. Такой же эффект проявляется в обрабатывающей промышленности из-за движения рабочей силы и давления конкуренции. Н.Ф. Доан рассмотрел ситуацию в этой области за 1998-2004 гг. и пришел к заключению, что экономический рост государства в значительной степени зависит от зарубежных финансовых вливаний [3]. Т.Х. Нгуен и Х.Н. Буй извлекли полезный опыт для страны, сравнив политику привлечения ПИИ в Китае и Вьетнаме в период 1989-2012 гг. [4].

Экономическая ситуация во Вьетнаме. Приток прямых иностранных инвестиций резко увеличился с тех пор, как страна вступила во Всемирную торговую организацию в 2007 г., а также после подписания ряда соглашений о свободной торговле (Соглашение о свободной торговле (EVFTA), Соглашение о защите инвестиций (IPA) с Европейским союзом, Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства (CPTPP) со странами Транстихоокеанского региона), что позволило экономике получить большую открытость. После 30 лет интеграции и реформирования бизнес-среды Вьетнам стал привлекательным местом для зарубежных инвесторов (рисунок 1).

16 -

14 -

12 -

10 -

8 -

6

4 4

4 33 3 3

2

0

11

I II

2014

15

12

12

44 33

88

10

IV I II III IV I II III IV I II III 2015 2016 2017

■ Зарегистрированные ■ Реализованные

11

10

55

IV I II

2018

IV I 2019

Рисунок 1 - Текущая ситуация с привлечением ПИИ во Вьетнам, млрд долл. США [5]

По состоянию на конец I квартала 2019 г. в стране насчитывалось 28 125 действующих инвестиционных проектов с общим зарегистрированным капиталом в 346,5 млрд долл. США. Накопленный реализованный капитал проектов с ПИИ оценивается в 195,6 млрд долл., что составляет 56,4 % от общего действительного зарегистрированного капитала. Анализируя отраслевую структуру, можно сделать вывод, что иностранные инвесторы вложили средства в большинство отраслей национальной экономики, из которых максимальная доля приходится на обрабатывающую промышленность - почти 201,2 млрд долл. (что составляет 58,0 % от общего инвестиционного капитала). Далее следуют операции с недвижимостью на 58,2 млрд долл. США (16,8 % капитала), производство и распределение электроэнергии и газа - 23 млрд (6,6 %). Целесообразно рассмотреть ситуацию привлечения ПИИ во Вьетнаме в соответствии с несколькими направлениями.

Инвестиционные партнеры. Статистика по странам-инвесторам за период 1988-2017 гг. показывает, что вложения из стран АСЕАН находятся на первом месте с 22,0 % общего капитала. Несмотря на то что Европейский союз и США являются основными партнерами, их ПИИ во Вьетнаме ограниченны, составляя лишь 8,2 и 5,2 % соответственно.

Япония и Южная Корея - две азиатские страны, на которые приходятся 39,1 % общего числа проектов и 30,3 % зарегистрированного капитала. В 2008-2017 гг. эти государства увеличили долю действующего капитала во Вьетнаме на 3,6 % по сравнению с показателем предыдущего десятилетия до 32,1 % от общего капитала. Доля США также возросла с 3,7 до 5,8 % в период 2008-2018 гг., но это увеличение было довольно медленным [6].

Кроме того, ПИИ поступают из других стран и территорий, таких как Малайзия, Таиланд, Китай и Тайвань. В этих проектах в основном используются дешевые природные ресурсы и рабочая сила Вьетнама. Примечательно, что в последние годы приток китайских вложений быстро увеличился. Хотя стоимость зарегистрированных ПИИ от инвесторов из КНР все еще низкая (3,0 % от общего накопленного объема в 2017 г.), приток ПИИ из этого государства вызывает озабоченность по поводу устойчивого развития и защиты окружающей среды и природных ресурсов.

Привлечение пИи по отраслям. Прямые инвестиции имеют тенденцию фокусироваться в нескольких ключевых секторах, где применяются сниженные ставки таможенных тарифов и преференциальный механизм ведения предпринимательской деятельности в соответствии с обязательствами по соглашениям о свободной торговле. Доля зарегистрированного капитала сосредоточена в пяти крупнейших отраслевых группах с 87,9 % общего зарегистрированного капитала. Статистика с 2001 г. по настоящее время показывает, что сфера услуг отличается быстрым развитием и является вторым по величине сегментом по критерию привлечения ПИИ. Как правило, за последние 30 лет вложения в недвижимость составляли только 2,8 % общего числа проектов, при этом равнялись 16,8 % общего капитала. Средний инвестиционный капитал достигает 74,4 млн долл. США на проект, что более чем в 5 раз превышает средний объем капитала каждого проекта в обрабатывающей промышленности [7].

В отличие от пяти ведущих отраслевых групп привлекательность других секторов с позиции ПИИ по-прежнему невелика, особенно в сельском хозяйстве. Можно утверждать, что при низких

7

6

6

6

6

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

уровнях зарубежные вложения не играют роли в развитии данной отрасли в частности и сельских районов Вьетнама в целом.

Результаты использования ПИИ в экономике Вьетнама. Развитие предприятий с ПИИ в последние три десятилетия способствовало изменению вьетнамской экономики. Полученные эффекты от привлечения капитала включают в себя следующие компоненты.

- Получение финансовых ресурсов для инвестиций в развитие. В последние годы структура инвестиционного капитала продолжает смещаться в сторону увеличения доли частного сектора в стране и сокращения доли инвестиций от государства [8]. Соответственно, госсектор резко уменьшил размеры вливаний до 6,6 процентного пункта - с 39,9 % в 2014 г. до 33,3 % в 2018-м. Однако доля ПИИ в общем объеме капитальных вложений оставалась стабильной в среднем на уровне 23,5 % в период 2015-2018 гг. (рисунок 2) и подтвердила важную роль инвестиций в социально-экономическое развитие Вьетнама.

2014 2015 2016 2017 2018

■ Государственный сектор ■ Негосударственный сектор ■ Сектор ПИИ

Рисунок 2 - Темпы прироста инвестиционного капитала, %

- Вклад в рост ВВП и доходов государственного бюджета. Приток ПИИ значимо отражается на качестве движущей силы экономического развития Вьетнама. Вклад сектора ПИИ в ВВП страны повысился с 9,3 % в 1995 г. до 16,9 - в 2008-м и 19,6 % в 2017 г. (рисунок 3). Доля доходов государственного бюджета от иностранных инвестиций также существенно увеличилась: с 1,8 млрд долл. США в 1994-2000 гг. до 23,7 млрд - в 2011-2015 гг., что составляет почти 14,0 % общих доходов госбюджета. Только в 2017 г. сектор ПИИ внес в него более 8 млрд долл., или 17,1 % общих доходов бюджета.

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008

0

■ Государственный сектор "Негосударственный сектор ■ Сектор ПИИ

Рисунок 3 - Доля ПИИ в ВВП по секторам экономики, %

- Увеличение доли экспорта. Впечатляющие экспортные показатели Вьетнама за эти годы во многом обусловлены деятельностью предприятий с ПИИ. Доля экспорта в данной области

возросла менее чем с 50 % общего оборота в 2003 г. до более 60 - с 2012-го и превышала 70 % с 2015 г. до недавнего времени (рисунок 4).

47 45 47 50 55 57 58 57 55 53 54 57 63 67 67 71 71 73 72

■ Отечественные ПИИ

Рисунок 4 - Доля сектора ПИИ в экспортном обороте, %

Т. Баркер, М. Юнгер глубоко проанализировали побочный эффект экспорта от предприятий c ПИИ в перерабатывающей и обрабатывающей промышленности на местные компании [9]. Результаты исследования показали, что крупномасштабные проекты с прямыми зарубежными инвестициями оказали сильное влияние на экспортные параметры этих отраслей во Вьетнаме. Однако данная ситуация также обусловливает нестабильность рынка экспорта для сектора ПИИ, поскольку производство и вывоз в значительной степени зависят от региональных и глобальных цепочек поставок.

- Вклад в повышение производительности труда. Согласно отчету Министерства планирования и инвестиций, благодаря ПИИ созданы постоянные рабочие места более чем для 3,6 млн граждан и около 5-6 млн временных [10]. Анализ отчета Главного управления статистики 2016 г. подтверждает постепенное сокращение разрыва в производительности труда между секторами экономики, но в целом данный показатель на предприятиях с участием ПИИ примерно в 1,4 раза выше, чем в государственном секторе, и в 7-8 раз выше, чем в частном [11].

- Эффект распространения технологий. Результаты исследований А. Гоша с соавторами показывают, что деятельность предприятий с ПИИ имеет положительный эффект в области развития инноваций, передача технологий помогает увеличить объем выпуска продукции [12]. В целом Вьетнам выигрывает от притока ПИИ, но уровень позитивного воздействия все еще невысок из-за низкой конкурентоспособности местных компаний.

Ограничения по привлечению ПИИ во Вьетнаме.

- Привлечение инвестиций невозможно после реализации проекта. Финансовые ресурсы для их осуществления ограниченны. Правительственная финансовая поддержка тоже незначительна.

- Проекты с ПИИ по-прежнему полноценно не используются, их технологический уровень невысок.

- Эффективность ПИИ низка по сравнению с соответствующим показателем других азиатских стран. Техническая инфраструктура не столь развита, чтобы быть соразмерной с темпами привлечения инвестиционного капитала в каждый регион, что привело к задержке реализации ряда инвестиционных проектов.

Направления развития. Исходя из описанной ситуации и действующих ограничений в области привлечении ПИИ, предлагаем ряд следующих мер для привлечения иностранных вложений во Вьетнам.

Во-первых, проблема сохранения привлекательности связана с гармоничным развитием и защитой окружающей среды. Типичное негативное воздействие при этом заключается в загрязнении воды и воздуха, эрозии почвы, увеличении выбросов парниковых газов, а также сокращении биоразнообразия.

Во-вторых, быстрые темпы технологических и интеллектуальных достижений в контексте индустрии 4.0 размывают и снижают привлекательность для иностранных инвесторов факторов,

которые считаются преимуществами Вьетнама, в частности дешевой рабочей силы и материальных стимулов.

В-третьих, сложности возникают из-за непредсказуемых геополитических событий, особенно связанных с торговой напряженностью между США и Китаем.

В-четвертых, Вьетнам должен принимать во внимание риск передачи устаревших технологий инвесторами.

Вклад ПИИ в экономику неоспорим. Многие исследования подтверждают, что иностранные вложения оказывают воздействие в большей степени по косвенным каналам, а не напрямую. Самыми важными факторами для привлечения и удержания инвесторов являются стабильная и прозрачная среда для вливаний в бизнес, квалифицированная рабочая сила и развитая инфраструктура. При привлечении ПИИ необходимо обеспечивать отбор проектов в области высоких и средних технологий; содействовать предприятиям с ПИИ в укреплении контактов с местными игроками путем разработки и осуществления соответствующих приоритетных стратегий; гарантировать поддержку отраслей, тесно связанных с глобальными и региональными производственными сетями и производственно-сбытовыми цепями; формировать и внедрять политику поддержки бизнеса. С точки зрения макроуправления Вьетнам, как и многие другие развивающиеся страны, должен последовательно продвигать экономические реформы, снижать барьеры, улучшать инвестиционный климат и способствовать развитию инноваций.

Ссылки и примечания:

1. Nguyen T.P.H. Foregin Direct Investment and Its Contributions to Economic Growth and Poverty Reduction in Vietnam. Berlin, 2011. 236 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Freeman N.J. Foreign Direct Investment in Vietnam: An Overview [Электронный ресурс] : DfID Workshop on Globalisation and Poverty in Vietnam : Working Paper. Hanoi, 2002. 20 p. // JC Management Consulting Co. URL: http://www.jcvietnam.com/ForeignDirectInvestmentVietnamOverview.pdf (дата обращения: 15.05.2020).

3. Boan N.P. Blu № tr^c tilp nmac ngoai vao Viet Nam - thyc trang, nhOng vln dl dat ra va triln vong // Nghien c^u kinh tl. 2004. 86 315. Tr. 42-51. На вьет. яз.

4. Nguyln T.H., Bui H.N. NhOng bai hoc rut ra qua so sanh tinh hinh diu t^ phap triln tr^c tilp nmac ngoai a Trung Qu6c va Viet Nam // Tap chi Kinh tl va Phat triln. 2013. S6 68. На вьет. яз.

5. Все рисунки подготовлены на основе данных следующего источника: General Statistics Office of Vietnam [Электронный ресурс]. URL: http://www.gso.gov.vn (дата обращения: 12.05.2020).

6. По материалам конференции, посвященной прямым иностранным инвестициям во Вьетнаме, проведенной Министерством планирования и инвестиций в 2018 г.

7. Там же.

8. Там же.

9. Barker T., Ungor M. Vietnam: The Next Asian Tiger? // The North American Journal of Economics and Finance. 2019. Vol. 47, no. 1. P. 96-118. https://doi.org/10.1016/j.najef.2018.11.010.

10. По данным официального сайта Министерства планирования и инвестиций Вьетнама: Ministry of Planning and Investment Portal [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpi.gov.vn (дата обращения: 12.05.2020).

11. По данным официального сайта Главного статистического управления Вьетнама: General Statistics Office of Vietnam [Электронный ресурс]. URL: http://www.gso.gov.vn (дата обращения: 12.05.2020).

12. Ghosh A., Morita H., Nguyen X. Technology Spillovers, Intellectual Property Rights, and Export-Platform FDI // Journal of Economic Behavior & Organization. 2018. Vol. 151, no. 7. P. 171-190. https://doi.org/10.1016/jjebo.2018.03.016.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.