УДК 332.3 JEL 24
Ву Тхи Тху Хыонг
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: vuhuong@yandex.ru
Vu Thi Thu Huong
Postgraduate student, State University of Management, Moscow e-mail: vuhuong@yandex.ru
DOI 10.26425/1816-4277-2018-6-140-146
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ВЬЕТНАМА С УЧЕТОМ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Аннотация. Изучен вопрос привлечения прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) в сельское хозяйство Вьетнама. Представлено состояние привлечения ППИ в странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и во Вьетнаме для развития сельского хозяйства. Дана оценка существующим в настоящее время серьезным трудностям и ограничениям источников ПИИ для повышения эффективности использования во Вьетнаме земель сельскохозяйственного назначения. На основе этого предложены пути, способствующие повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения через привлечение в сельскохозяйственную отрасль Вьетнама средств ПИИ.
Ключевые слова: прямая иностранная инвестиция, земля сельскохозяйственного назначения, использование земель сельскохозяйственного назначения, эффективность, экономический рост.
RAISING THE EFFICIENCY OF AGRICULTURAL LAND USE OF VIETNAM ON THE BASIS OF ATTRACTING FOREIGN DIRECT INVESTMENTS
Absract. The issue of attracting FDI investments in Vietnam s agriculture have been studied. The state of attracting FDI in the Association of south east asian nations countries and in Vietnam for the development of agriculture has been presented. The current serious difficulties and limitations of sources FDI for raising the efficiency of agricultural land use in Vietnam have been assessed. Based on this the solutions that contribute to improving the efficiency of agricultural land use on the basis of attracting FDI into Vietnam's agricultural sector have been offered.
Keywords: foreign direct investment, agricultural land, agricultural land use, efficiency, the economic growth.
В настоящее время прямые иностранные инвестиции (далее — ПИИ) в сферу сельского хозяйства Вьетнама привели к значительным успехам, способствовали версификации продукции, замене традиционного способа производства на более масштабные, к освоению и применению в производстве новых технологий, повышению добавленной стоимости и конкурентоспособности экспортных товаров сельского, лесного и водного хозяйства Вьетнама, таких как рис, древесина, кофе, чай, кешью и т. д. За первые 6 месяцев 2017 г. общий товарооборот экспорта сельского, лесного и водного хозяйств составил 17,1 млрд долл. США, что на 13,1 % больше по сравнению с тем же периодом 2016 г. Наряду с этим ПИИ также активно способствуют процессу применения и трансформации механизма использования сельскохозяйственных земель и совершенствования их обработки на местах [1].
Рассмотрим ситуацию с привлечением ПИИ в сельское хозяйство стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее — АСЕАН) и тенденции привлечения ПИИ.
1. Период 2002-2006 гг.: финансовые потоки ПИИ в сферу сельского хозяйства АСЕАН были относительно стабильны, но находились на низком уровне. А именно, в 2002 г. общий объем капиталовложений составлял 522,41 млн долл. США. В 2006 г. они выросли по сравнению с 2005 г. и составили 325 млн долл. США.
2. Период 2007-2012 гг.: финансовые потоки ПИИ в сельское хозяйство стран АСЕАН претерпели значительные изменения. Это особенно касается 2007 г., когда ПИИ в сельское хозяйство составили рекордный уровень в размере 4780 млн долл. США, что составляло 6,4 % общих источников средств. В 2012 г. они достигли 1293,11 млн долл. США.
3. Период 2013-2016 гг.: в это время во всех странах АСЕАН финансовый поток иностранных инвестиций имел тенденцию стабильного роста. А именно, в 2013 г. он достиг 15 99,22 млн долл. США; повышался и сохранял стабильность в 2014-2015 гг. В 2016 г. он составил 27 55,35 долл. США (рис. 1) [7; 8].
© Ву Тхи Тху Хыонг, 2018
6000 -I
ч ч о ч
и о н о
а
«
«
о о
И
В ©
5000-
4000-
3000 -
2000-
1000-
2002
Источник: [7, 8]
~Г
2006 2007
—Г 2010 2012
—Г"
2013 2014
I " 2015 2016
ГОД
Рис. 1. Финансовые потоки прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство стран АСЕАН
в 2005-2016 гг.
Рассмотрим структуру капитала по странам-получателям инвестиций. ПИИ поступают в основном в страны с развитым сельским хозяйством, в такие как Вьетнам, Таиланд, Индонезия. А в такие страны, как Бруней, Лаос, Камбоджа приток капиталов идет лишь в небольших количествах.
Индонезия идет в первом ряду стран, ПИИ инвестиции в сельское хозяйство; ПИИ в сельское хозяйство Вьетнама также находились на высоком уровне и были впереди в 2008 г. ПИИ в сельское хозяйство Малайзии были впереди в 2013 г. При этом ряд стран, таких как Бруней, Филиппины, занимали незначительный удельный вес всего потока ПИИ, а именно, наибольшее количество средств, поставленных Филиппинам, составили 1 млн долл. США, а у Брунея 2,23 млн долл. США (табл. 1) [7; 8].
Таблица 1
Прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство АСЕАН по странам-получателям
инвестиций 2005-2014, млн долл. США
Страна Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Бруней 0,01 0 - - - - - - 2 -
Камбоджа 12,45 131 118 72 88 157 - - - -
Индонезия 37,15 230 2412 173 -44 337 5 6 134 625
Лаос 6,89 10 74 102 286 553 612 96 56 3
Малайзия 98,71 -101 2016 77 -68 28 32 87 321 124
Мьянма - - - 1 0 67 84 3 24 118
Филиппины 0,13 0 0 1 0 1 0 0 1 1
Сингапур -5,90 6 -3 3 2 3 - - - -
Таиланд 12,60 -2 3 9 96 107 97 102 98 116
Вьетнам 55,60 52 156 347 44 31 142 97 99 120
Источник: [7, 8]
Рассмотрим структуру капитала по инвесторам. Япония известна как крупнейший инвестор в АСЕАН, однако в сфере сельского хозяйства ее инвестиции в сельское хозяйство АСЕАН более низкие, чем у других стран.
Страны Европейского союза (далее — ЕС) также уделяют внимание сельскому хозяйству АСЕАН, и поток ПИИ оттуда в эти страны является значительным. Южная Корея, Гонконг, Тайвань также уделяют внимание сельскому хозяйству АСЕАН. Прямые иностранные инвестиции из Гонконга в сельское хозяйство стран АСЕАН в 2015 г. составили 920,32 млн долл. США. Инвестиции в сферу сельского хозяйства внутри АСЕАН также составляют значительную долю. Однако в количественном выражении они отличается нестабильностью по годам (табл. 2) [7; 8].
Таблица 2
Прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство АСЕАН по инвесторам за 2012-2016 гг.,
млн долл. США
Страна
Год Япония Страны ЕС Южная Корея Гонконг Тайвань Китай АСЕАН
2012 2013 2014 2015 2016 77,00 50,05 72,81 50,17 9,25 228,32 471,17 332,30 61,93 39,21 18,03 37,02 90,54 100,26 49,84 -0,15 1,12 18,45 920,32 -402,96 8,29 0,94 5,38 8,95 3,65 8,75 8,02 1,53 2,23 5,19 1293,11 1599,22 4101,22 4126,04 2758,35
Источник: [7, 8]
Обсудим положение с привлечением ПИИ в сельскохозяйственную отрасль Вьетнама и масштабы ПИИ в сельскохозяйственную отрасли.
Источники финансирования ПИИ имели нестабильный график роста. Количество проектов ПИИ в период 2010-2013 гг. менялось по годам, сильно снижалось, а ежегодные колебания составляли от 10 до 20 проектов. Это показывает, что сельское хозяйство не обладает притягательностью для ПИИ. В 2016 г. и в 2017 г., хотя количество вновь зарегистрированных проектов выросло ненамного, объемы зарегистрированных средств показали значительное увеличение (табл. 3.) [1; 8].
Таблица 3
Прямые иностранные инвестиции в сельскохозяйственную сферу в 2010-2017 гг.
Год Новые инвестиционые проекты, % Темпы роста проекта, % Зарегистрированный капитал, млн долларов США Темпы роста капитала, %
2010 12 41 36,2 27
2011 21 175 141,5 391
2012 16 76 33,2 23
2013 13 81 97,7 294
2014 28 215 74,0 83
2015 17 61 258 349
2016 16 58 133,5 351
2017 19 98 137 306,3
Источник: [1; 8]
В момент, когда источники зарубежного инвестирования ПИИ страны имели тенденцию роста, финансовые потоки ПИИ в сельскохозяйственную сферу были мизерными по масштабности проектов и удельному весу инвестиционных средств. Проекты ПИИ в сельское хозяйство в основном были направлены лишь на переработку пищевой сельхозпродукции, лесопереработку, животноводство и переработку кормов для животных. Очевидно, что ПИИ в сельскохозяйственную сферу Вьетнама составляли лишь малую часть всего объема средств и степени инвестирования по каждому проекту [3].
Рассмотрим структуру средств ПИИ по под отраслям сельского хозяйства. В настоящее время структура ПИИ под отраслей сельского хозяйства стала более многообразной: переработка сельхозпродукции и продуктов питания составляет наибольший объем в размере 54 %; далее следуют проекты по лесонасаждению и переработке лесной продукции, что составляет 25 % общего объема зарегистрированных средств в отрасли. Сфера животноводства и переработки кормов для животных составляет 13 %. На последнем месте находится сфера растениеводства с почти 9 % (рис. 2) [5; 6].
8%
1 - Переработка сельхозпродукции и продуктов питания
2 - Лесонасаждение и переработка лесной продукции
3 - Животноводство и переработка кормов
4 - Растениеводство
Источник: [5,6]
Рис. 2. Структура средств ПИИ по подотраслям сельского хозяйства 2017
Проанализируем структуру ПИИ в сельском хозяйстве по инвестиционным партнерам. С учетом проектов, имеющих силу до октября 2017 г., азиатские страны и территории, такие как Тайвань, АСЕАН, Япония, Китай, Гонконг являются самыми крупными инвесторами, объем вложений которых в сельское хозяйство составляет 61 % всего зарегистрированного капитала, причем зарегистрированный капитал Тайваня составляет 18,7 %, а региона АСЕАН - 28,9 %. Страны региона ЕС инвестировали во Вьетнам: Франция - 5,9 %, Британский архипелаг Вирджиния 9 %. Инвесторы других регионов мира, особенно это касается стран с хорошо развитым сельским хозяйством выглядят очень скромно, США составляет 4,83 %, Канады и Австралии - 4 % [5; 6].
Рассмотрим структуру капиталов ПИИ в сельское хозяйство по местам получения инвестиций. Большая часть проектов ПИИ в сельскохозяйственные регионы направлена на места, имеющие преимущество по инфраструктуре, источникам рабочей силы, сырьевым ресурсам и районам с благоприятными почвенными и климатическими условиями. Регионы территорий Восточного Намбо и ключевых экономических зон Юга имеют крупнейшие источники инвестирования ПИИ по сравнению с другими регионами страны, среди которых Биньзыонг (87 проектов, что составляет свыше 590 млн зарегистрированных долларов США), Донгнай (42 проекта с 737 млн долл. США), г. Хошимин (39 проектов с 156,63 млн долл. США) [5; 6].
Если проанализировать ограничения в привлечении средств ПИИ в сельскохозяйственную отрасль, то объемы средств ПИИ возрастали нестабильно и в последние годы имели тенденцию к снижению. Тенденция снижения общего объема средств ПИИ, инвестируемых во Вьетнам, началась с 2010 г., а в 2012 г. они неожиданно упали и стали ниже, чем в 2011 г. Однако в 2013-2017 гг. инвестирование средств ПИИ во Вьетнам вновь было отмечено повышением [5].
Рассмотрим структуру незначительных и не отличающихся стабильностью средств ПИИ сельскохозяйственной отрасли. По сравнению со сферой промышленности и услуг суммы ПИИ, в 2017 г. удельный вес тяжелой промышленности составлял 44,4 %, легкой промышленности — 32,4 %, а сфера сельского и лесного хозяйства составляла лишь 5,7 %. Источники финансирования ПИИ не соответствуют потенциалу и огромным возможностям развития во Вьетнаме сельского хозяйства [1; 6].
Низкая эффективность средств ПИИ по под отраслям сельского хозяйства. В растениеводстве и переработке сельхозпродукции ПИИ были сосредоточены на развитии имеющегося земельного и людского потенциала и ресурсов. Все еще мало проектов, направленных на создание новых сортов и пород, выращивание и переработку овощей и фруктов высокого качества на экспорт с применением высоких технологий в соответствии с условиями Вьетнама.
Рассмотрим структуру неравномерного распределения ПИИ по местностям. С точки зрения экологического районирования самый высокий процент по инвестициям ПИИ был у Восточного Намбо (28,7 %), Тэйнгуен (21 %), Северного Чунгбо и побережья Миенчунг (17,1 %), дельты реки Меконг (17,1 %), дельты Красной реки (8,2 %) [1].
Отметим отсутствие инвестиционного партнерского многообразия среди инвестиционных партнерах системы ПИИ. В 2017 г. насчитывалось 56 государств и территорий, пришедших во Вьетнам с инвестиционными проектами. Впереди шла Япония с общим объемом вновь зарегистрированных и дополнительных инвестиций в размере 4,56 млрд долл. США (что составляло 38,6 %); Сингапур с 2,7 млрд американских долларов (23,1 %), Гонконг - 1,63 млрд долл. США (13,7 %) [1].
Проанализируем положение с использованием во Вьетнаме земель сельскохозяйственного назначения. Общая природная площадь Вьетнама составляет 33 млн км2, он занимает 59 место среди более чем 200 стран мира. Но при этом площадь обрабатываемых во Вьетнаме земель одна из самых маленьких в мире. У нас имеются густонаселенные и развитые регионы с землями сельскохозяйственного назначения: дельта Красной реки (дельта Бакбо) с территорией почти 800 тыс га, дельта реки Меконг с примерно 2,5 млн га. Но к настоящему времени эти районы разделены, раздроблены и не могут обслуживаться объектами сельскохозяйственной ирригации. С другой стороны, сельскохозяйственные земли были произвольно перепрофилированы под промышленные и строительные нужды. По состоянию на 2015 г. сельскохозяйственные земли уменьшились более чем на 179 тыс. га по сравнению с 2010 г. [2].
Во Вьетнаме земли с ровной поверхностью занимают свыше 7 млн га, с наклонной - свыше 25 млн га. Свыше 50 % земельных площадей расположены в дельтах, около 70 % находятся в горной местности, где земли относятся к разряду бесплодных с низким уровнем плодородия; при этом около 3 млн га составляют соленые земли, каменистые - 5,76 млн га, поверхностные - 0,91 млн га, земли на склонах с углом свыше 25 о - почти 12,4 млн га [2].
К 2015 г. общая площадь сельскохозяйственных земель страны составляла 26,79 млн га и это при численности населения в 91,7 млн человек, но при этом численность городского населения составляла 31 млн человек или 33,88 %, сельского населения - 60,64 млн человек (66,12 %) [2]. В последние годы в связи с потребностью использования земли на цели социально-экономического развития площади сельскохозяйственных земель все более активно уменьшаются. Рассматривая ситуацию с изменением площадей сельскохозяйственных земель в связи с изменением численности населения можно обнаружить, что численность населения с течением времени увеличивается, но при этом земли под сельскохозяйственное производство, включая и лесонасаждение, ежегодно и непрерывно уменьшаются, что также ведет к уменьшению площади земли сельскохозяйственного производства в среднем на человека [4].
Рассмотрим методы повышения эффективности использования земли с помощью средств ППИ в сельское хозяйство. Для повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель в период, когда вьетнамская экономика находится в стадии обновления и интеграции, насущным является требование развития, особенно в настоящее время, площадей сельскохозяйственных земель, имеющих тенденцию к сокращению и переводу на цели промышленности и строительства. В связи с возможностью привлечения источников средств ПИИ в сферу сельского хозяйства в целях повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель следует предложить следующее [3; 6].
Во-первых, необходимы меры по популяризации приглашения предприятий к привлечению источников средств ПИИ в сельскохозяйственный сектор, в развитие села, особенно для развития тех форм
землепользования, которые приносят высокий экономический эффект, направленный на усиление позиций по экспорту сельскохозяйственной продукции Вьетнама.
Во-вторых, в открытой и прозрачной форме стоит отрегулировать и систематизировать способы планирования при использовании сельскохозяйственных земель, сырьевых зон, объектов растениеводства, животноводства, других традиционных отраслей, чтобы это стало для инвесторов основой для выбора и осуществления инвестирования без затруднений.
В-третьих, нужно обновление и регламентирование в сфере сельского хозяйства, особенно в области земельной политики, развития инфраструктуры, увеличения сроков аренды земли предпринимателями. Следует установить надлежащие преференции для районов с тяжелыми условиями по инфраструктуре и рынку, внимание на такие вопросы, как налоговая политика, помощь в организации экспорта сельскохозяйственной продукции предприятий системы ПИИ.
В-четвертых, необходимо определить политику и стратегию развития рынка страховании сельскохозяйственной продукции от рисков. Это станет важным стимулом, позволяющим предпринимателям спокойно осуществлять инвестирование, передавать технику, осуществлять производственную и хозяйственную деятельность в аграрном секторе и для развитии села.
За последние годы в сельском хозяйстве Вьетнама произошли интенсивные изменения, отчасти благодаря внешним источникам, особенно с помощью прямых иностранных инвестиций. Однако наряду с уже достигнутым существуют также определенные ограничения в работе по привлечению и использованию средств FDI в сельскохозяйственную сферу Вьетнама, среди которых: невысокая эффективность проектов, неравномерное распределение средств и т. д. [6].
Привлечение источников прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство — один из методов, направленных на повышение эффективности использования во Вьетнаме сельскохозяйственных земель. Благодаря имеющимся в отрасли потенциалу и преимуществам и в сочетании с политикой привлечения и эффективного использования источников средств станет возможным быстрое и уверенное развитие сельского хозяйства Вьетнама на современной основе.
Библиографический список
1. Министерство планирования и инвестиций // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gso.gov.vn/Default. aspx?tabid=621&ItemID=18471 (дата обращения: 10.12.2017).
2. Департамент по защите растений Вьетнама. Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов // Вестник МПРОС, 2015. - Вып. 3 (26). - С. 18-19.
3. Доклад об оценке проведения политики стимулирования прямых иностранных инвестиций с точки зрения устойчивого развития экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hids.hochiminhcity.gov. vn/c/document_library/get_file?uuid=1a6255d0-608c-4aae-b9c7-6fbc6ff68095&groupId=13025 (дата обращения: 16.02.2018).
4. Ле В. К. Курс по земельным ресурсам окружающей среды. - Издательство «Сельское хозяйство». Ханой, 2009. - С. 32-33.
5. Ситуация с привлечением ПИИ в сельское хозяйство // Вестник экономики Вьетнама. - Издательство: «Культура и информация», Ханой, 2017, №5. - С. 9-11.
6. Фам Т. Б. Н. Утоление жажды в средствах с помощью ПИИ в сельское хозяйство Вьетнама // Цифры и события, 2014, № 3. — С. 15-16.
7. Data CEIC Gallery/World Trend+ Database/Sectors - Summary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ceic-data.com/en/blog/agriculture-asean (дата обращения: 10.03.2018).
8. Statistics of Foreign Direct Investment in ASEAN 2016 - ASEAN [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data. aseanstats.org/fdi_by_sector.php (дата обращения: 07.03.2018).
References
1. Ministerstvo planirovaniya i investicij [Ministry of Planning and Investments]. Available at: http://www.gso.gov.vn/Default. aspx?tabid=621&ItemID=18471 (accessed 10.12.2017).
2. Departament po zashchite rastenij V'etnama. Ministerstvo sel'skogo hozyajstva i razvitiya sel'skih rajonov [Department of Vietnams Plant Protection. Ministry of Agriculture andRural Development]. Bulletin of MPROS, 2015, I. 3 (26), pp. 18-19.
BecmuuK yuueepcumema № 6, 2018
3. Doklad ob ocenke provedeniya politiki stimulirovaniya pryamyh inostrannyh investicij s tochki zreniya ustojchivogo razvitiya ehkonomiki [Report on the evaluation of the policy of stimulating FDI in terms of sustainable economic development]. Available at: http://www.hids.hochiminhcity.gov.vn/c/document_library/get_file?uuid=1a6255d0-608c-4aae-b9c7-6fbc6ff68095&groupId=13025 (accessed 16.02.2018).
4. Le V. K. Kurs po zemel'nym resursam okruzhayushchej sredy [Course on land resources of the environment]. Publishing house «Agriculture». Hanoi, 2009, pp. 32-33.
5. Situaciya s privlecheniem PII v sel'skoe hozyajstvo [The situation with the involvement of FDI in agriculture] // Bulletin of Vietnam's economy // Publishing: «Culture and Information», Hanoi, 2017, I. 3, pp. 9-11.
6. Fam T. B. N. Utolenie zhazhdy v sredstvah s pomoshch'yu PII v sel'skoe hozyajstvo V'etnama [Thirst quenched in funds with the help of FDI in Vietnam's agriculture]. Journal of Figures and Events, 2014, I. 3, pp. 15-16.
7. Data CEIC Gallery/World Trend+ Database/Sectors - Summary // Available at: https://www.ceicdata.com/en/blog/agriculture-asean (accessed 10.03.2018).
8. Statistics of Foreign Direct Investment in ASEAN 2016 - ASEAN// Available at: https://data.aseanstats.org/fdi_by_sector.php (accessed 07.03.2018).