Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в области развития сельского хозяйства'

Государственно-частное партнерство в области развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1226
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЧП / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙБЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ИНФРАСТРУКТУРАСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ОПЫТ РАЗВИТИЯ / ВЬЕТНАМ / ТАЙВАНЬ / МАЛАЙЗИЯ / КИТАЙ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP / FOOD SECURITY / AGRICULTURE INVESTMENT / RUSSIA'S DOCTRINE OF THE FOOD SECURITY / STATE PROGRAM OF RUSSIA'S AGRICULTURAL DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF RUSSIA'S AGRICULTURE INFRASTRUCTURE / PPP EXPERIENCE / VIETNAM / TAIWAN / MALAYSIA / CHINA / AGRICULTURAL COOPERATIVES / FARMERS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голубков Михаил Анатольевич

В настоящее время российская сфера сельскохозяйственного производства показывает положительную динамику развития. Вместе тем, для ее продолжения России необходимо обеспечить привлечение дополнительных ресурсов в развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, повышение рентабельности ведения сельскохозяйственной деятельности, большее вовлечение малых и средних сельскохозяйственных производителей, в том числе фермеров, в общую систему национального производства, ориентированного как на внутренне, так и внешнее потребление. Указанная цель могла бы быть достигнута во многом благодаря интенсификации использования возможностей взаимодействия государственного и частного сектора в формате государственно-частного партнерства (далее ГЧП), в том числе с иностранным участием. В ряде развивающихся стран ГЧП в сфере устойчивого развития сельского хозяйства доказало практическую эффективность, став важным элементом обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnerships for agricultural development

At present, agriculture production in the Russian Federation shows positive growth. But this trend implying development of agricultural infrastructure, higher profitability, and bigger involvement of small and medium agriculture producers and farmers in the whole state system of food production oriented for both inner and external markets is subject to attracting additional resources. The objectives in question could be achieved by wider cooperation of the government and private sector in the form of public-private partnerships (PPPs), including participation of foreign investors. In many developing countries PPPs proved its practical efficiency in the field of sustainable agricultural development and became an important prerequisite of the food security.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в области развития сельского хозяйства»

Государственно-частное партнерство в области развития сельского хозяйства

М.А. Голубков, УДК 339.9+338.43

Минэкономразвития России, Департамент Азии, Африки и Латинской ББК 65.5+65.32 Америки, отдел международных организаций - ведущий советник Г-&22

Аннотация

В настоящее время российская сфера сельскохозяйственного производства показывает положительную динамику развития. Вместе тем, для ее продолжения России необходимо обеспечить привлечение дополнительных ресурсов в развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, повышение рентабельности ведения сельскохозяйственной деятельности, большее вовлечение малых и средних сельскохозяйственных производителей, в том числе фермеров, в общую систему национального производства, ориентированного как на внутренне, так и внешнее потребление. Указанная цель могла бы быть достигнута во многом благодаря интенсификации использования возможностей взаимодействия государственного и частного сектора в формате государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), в том числе с иностранным участием. В ряде развивающихся стран ГЧП в сфере устойчивого развития сельского хозяйства доказало практическую эффективность, став важным элементом обеспечения продовольственной безопасности.

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, ГЧП, продовольственная безопасность, привлечение инвестиций, сельское хозяйство, доктрина продовольственной безопасности, государственная программа развития сельского хозяйства, инфраструктура сельского хозяйства, опыт развития, Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Китай, сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства.

Public-private partnerships for agricultural development

M.A. Golubkov,

Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Department of Asia, Africa and Latin America, department of the international organizations - Chief Researcher

Abstract

At present, agriculture production in the Russian Federation shows positive growth. But this trend implying development of agricultural infrastructure, higher profitability, and bigger involvement of small and medium agriculture producers and farmers in the whole state system of food production oriented for both inner and external markets is subject to attracting additional resources. The objectives in question could be achieved by wider cooperation of the government and private sector in the form of public-private partnerships (PPPs), including participation of foreign investors. In many developing countries PPPs proved its practical efficiency in the field of sustainable agricultural development and became an important prerequisite of the food security.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2016

Keywords: Public-private partnership, PPP, food security, agriculture investment, Russia's Doctrine of the food security, State program of Russia's agricultural development, development of Russia's agriculture infrastructure, PPP experience, Vietnam, Taiwan, Malaysia, China, agricultural cooperatives, farmers.

Вопросы инфраструктурного развития являются частью национальной стратегии продовольственной безопасности в большинстве развивающихся стран азиатского региона. В особенности это касается государств, в которых сельское хозяйство продолжает играть важную роль в национальном экономическом развитии. Например, вклад сельскохозяйственного сектора в создание ВВП Камбоджи, Лаоса и Мьянмы составляет 28-30%, Вьетнама, Индонезии, Филиппин и Таиланда - Ю-20%.1 В странах Азии в сфере сельского хозяйства занято порядка 700 млн человек, что составляет примерно 40% от всех рабочих мест в регионе.2

В страны региона Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (далее - АСЕАН) продолжают поступать значительные объемы прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ). В 2014 году они составили 136,2 млрд долл. США (в 2013 году -117,7 млрд долл. США). Примечательно, что в 2014 году АСЕАН впервые обошел Китай и стал главным реципиентом ПИИ среди развивающихся стран. Вместе с тем, приток инвестиций в сферу сельского хозяйства по итогам 2014 года составил 4,5 млрд долл. США, или 3,3% от общего объема ПИИ (в 2013 году - 2,3 млрд долл. США). Главными внешними источниками ПИИ в АСЕАН продолжают оставаться Европейский союз, Япония, США и Гонконг (Китай). Значительные объемы ПИИ приходятся на внутренние источники АСЕАН. Важность привлечения инвестиций в инфраструктуру продовольственной безопасности азиатского региона обусловлена различными факторами. К ним можно отнести прогнозирующийся значительный рост народонаселения планеты. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году оно достигнет порядка 9,7 млрд человек.3 По оценкам ФАО, для обеспечения будущего спроса на продовольствие сельскохозяйственное производство потребуется увеличить на 70%.4

1 ASIAN DEVELOPMENT BANK. KEY INDICATORS FOR ASIA AND THE PACIFIC, 2015, 46TH EDITION [Электронный ресурс] URL: www.adb.org/sites/default/files/publica-tion/175162/ki2015.pdf (дата обращения 06.06.2016). p. 233

2 ASIAN DEVELOPMENT BANK. Key Indicators for Asia and the Pacific 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.adb.org/sites/default/files/publication/30358/ki2013-special-chapter.pdf (дата обращения 06.06.2016). p. 6

3 United Nations. World Population Prospects. The 2015 Revision. [Электронный ресурс] https://esa.un.org/unpd/wpp/Publications/Files/key_findings_WPP_2015.pdf (дата обращения 29.06.2016). p 2

4 FAO. Global agriculture towards 2050. [Электронный ресурс] http://www.fao.org/filead-min/templates/wsfs/docs/Issues_papers/HLEF2050_Global_Agriculture.pdf. (дата обращения 28.06.2016). p 2

9 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

Необходимо учитывать и ограниченность таких наиважнейших средств сельскохозяйственного производства, как плодородие почв и наличие резервов пресной воды. Вместе с тем, по оценкам Азиатского банка развития, в настоящее время 43% земель в Азии уже пришли в негодность, до 80% пресной воды используется в целях ирригации, 35% всего произведенного сельскохозяйственного продукта портится или теряется (post harvest losses).

Значительное увеличение масштабов сельхозпроизводства вряд ли осуществимо без должного инфраструктурного развития. В силу важности прямых инвестиционных вложений для проектов сельскохозяйственной инфраструктуры в последние годы многие страны азиатского региона интенсифицировали развитие и применение механизмов ГЧП в указанной сфере. В настоящее время существует достаточно большое число определений ГЧП, предложенных как российскими, так и зарубежными исследователями, а также международными экономическими организациями и институтами.

С учетом сельскохозяйственной специфики в настоящей статье приводится одно из емких определений ГЧП, данным ФАО.5 Так, ГЧП в области сельского хозяйства - это формализованное партнерство между государственными институтами и частными компаниями, созданное для устойчивого развития сельского хозяйства при соблюдении следующих условий:

□ государство получает явную выгоду от реализации проекта;

□ инвестиции и риски разделены между сторонами;

□ участники проекта активно вовлечены в его реализацию на всех этапах.

В международной практике в рамках реализации проектов ГЧП в сфере сельского хозяйства со стороны государства могут выступать центральные или региональные органы управления, государственные банки и сельскохозяйственные финансовые учреждения, госкомпании, государственные исследовательские и образовательные центры и институты.

Со стороны частного сектора, соответственно, участниками ГЧП могут выступать компании различного профиля, занятые в сфере производства и обработки сельскохозяйственных и пищевых товаров, а также финансовые учреждения, малые и средние предприятия (МСП), фермеры, ассоциации производителей, сельхозкооперативы и др.

В настоящее время ГЧП в сфере сельскохозяйственного развития играет существенную роль в экономическом развитии отдельных стран Азии. В силу социально-экономических особенностей развития сельскохозяйственного и пищевого производства азиатских стран соответствующие проекты приобрели различные

5 OECD. Public-Private Partnerships for Sustainable Agricultural Development. 2014. [Электронный ресурс] https://www.oecd.org/site/agrfcn/Session%204_FA0%20ITT%20PPP%20 Presentation%20Final.pdf (дата обращения 28.06.2016). p. 3

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2016

формы и сферы применения. В этой связи при определении дальнейших планов развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации особую важность может представлять изучение международного опыта реализации проектов в формате ГЧП.

В последние годы в рамках участия в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (далее - АТЭС) и АСЕАН государства активно развивают сотрудничество в области ГЧП в сельском хозяйстве. В различных странах применение ГЧП охватывает разнообразные сферы развития сельскохозяйственного сектора, включая инфраструктуру производства, транспортно-логистическое обеспечение, НИОКР, преодоление постурожайных потерь.

В рамках АТЭС в 2016 году продолжилась реализация многолетнего проекта -«Развитие ГЧП с целью снижения потерь продовольствия в цепочках поставок». Проект нацелен на развитие взаимного сотрудничества представителей государственного и частного сектора с целью нахождения и согласования мер по снижению потерь продовольствия. Потери продовольствия в развитых и развивающихся экономиках возникают в силу различных причин. Так, для развитых экономик более характерны потери, связанные с выбрасыванием недоеденной или испорченной пищи в больших количествах, особенно, в рамках домашних хозяйств.

Для развивающихся же стран более характерна порча сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, связанная с устаревшими технологиями, отсутствием необходимых мощностей по сбору урожаев, хранения и транспортировки.

Различные аспекты развития механизмов ГЧП в области сельского хозяйства были рассмотрены в рамках международной конференции АТЭС по вопросам развития инфраструктурных инвестиций для поддержания продовольственной безопасности, состоявшейся 21-22 апреля 2016 года в г. Ханое (Вьетнам).

По итогам участия в данной конференции хотелось бы отметить, что практически все развивающиеся экономики АТЭС (многие из них входят в АСЕАН) при продвижении механизмов ГЧП в области сельского хозяйства в той или иной мере сталкиваются со схожими проблемами. К таким проблемам, в первую очередь, можно отнести несовершенную организационную систему реализации подобных проектов, включая, вопросы отбора и утверждения проектов ГЧП на национальном уровне. Одной из таких проблем является неэффективная оценка проектов, проводимая государственными органами на этапе определения проектной стоимости, будущей предполагаемой прибыли частных инвесторов. Последний аспект приводит к низкой мотивации частных инвесторов по участию в том или ином проекте ГЧП. На реализацию проектов ГЧП в регионе АТЭС и АСЕАН также оказывают влияние такие факторы, как проблемы охраны интеллектуальной собственности при трансферте технологий, а также внешние факторы (например, разрушение объектов инфраструктуры из-за природно-климатических явлений).

9 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

33 0

Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона согласованные схемы реализации подобных проектов пока отсутствуют. Разнятся подходы к определению ГЧП, его основным характеристикам, а также модальностям использования при реализации национальных концепций развития сельского хозяйства. Вместе с тем многие экономики АТЭС успели накопить опыт привлечения инвестиций в проекты ГЧП по развитию сельскохозяйственной инфраструктуры, в том числе на основе взаимодействия с иностранными инвесторами и международными финансовыми организациями. Так, определенный интерес представляют подходы Вьетнама по использованию ГЧП в развитии сельского хозяйства.

В последние годы проекты ГЧП обеспечили 2-3-х кратный рост сельскохозяйственного сектора экономики страны, а также 10-15% рост доходов вьетнамских фермеров.6 Указанные итоги достигнуты на основе внедрения новых моделей управления и финансирования ГЧП, в том числе на основе взаимодействия с Азиатским банком развития (далее - АБР). По итогам 2015 года накопленные инвестиции АБР в сферу сельского хозяйства Вьетнама с 1993 года по отдельным статьям составили: 14,4 млрд долл. США - кредиты, 318,3 млн долл. - гранты, 276,6 млн долл. - техническая поддержка. 7

Порядка 20 лидирующих мировых транснациональных компаний сельскохозяйственного и пищевого профиля участвуют в проектах ГЧП Вьетнама. Одним из направлений взаимодействия государства и частных инвесторов является сотрудничество по производству и экспорту в рамках объеденных в отдельные группы ГЧП по видам продукции (овощи, фрукты, кофе, чай, морепродукты). Так, например, в рамках «чайного» направления Вьетнам активно сотрудничает с компанией «Unilever», которая ежегодно закупает у «чайной» группы до 30-35 тыс. т чая на экспорт. При этом чай продается на международном рынке под брендом "произведено во Вьетнаме".

К настоящему времени частные инвестиции в указанную группу составили порядка 440 тыс. евро. Указанные средства направлены в программы по повышению потенциала работников указанной сферы и налаживания производственной кооперации с участием 23 тыс. фермерских хозяйств из шести провинций страны.

Успешно реализуются проекты ГЧП производителей морепродуктов с участием таких международных компаний, как «Metro Cash & Carry Vietnam» «Cargill» и «Fresh Studio». К настоящему времени более 2 тыс. рыбаков и переработчиков

6 PPP in Agriculture: Unlocking Enormous Potential// Vietnam Business Forum - The weekly magazine of the Vietnam Chamber of Commerce and Industry. 8.07.2014. [Электронный ресурс] URL: http://vccinews.com/news_detail.asp?news_id=30720 (дата обращения: 29.07.2016)

7 ADB Supports Viet Nam's Reforms, Pledges Continued Strong Assistance // The FINANCIAL. 29.06.2016. [Электронный ресурс] http://www.finchannel.com/index.php/ business/58130-adb-supports-viet-nam-s-reforms-pledges-continued-strong-assistance (дата обращения: 29.07.2016)

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2016

рыбопродукции прошли профессиональную подготовку в области добычи, переработки, транспортировки и упаковки продукции указанного типа. Это позволило обеспечить подтягивание качества продукции до международных стандартов, что позволило начать ее сбыт на международных рынках на уровне 4 тыс. т в год.

В Таиланде механизмы ГЧП позволили диверсифицировать сельское хозяйство и расширить номенклатуру производимых в стране сельскохозяйственных культур, в том числе за счет сахарного тростника, кукурузы, соевых бобов, арахиса, а также таких тропических культур Азии, как кассавы, кенафа, маша (mung bean). Ранее государство специализировалось в основном на производстве риса. Одной из активно развиваемых форм государственно-частного взаимодействия в Таиланде являются сельскохозяйственные кооперативы. По итогам 2015 года в Таиланде было создано 3751 таких кооперативов, в которых было занято свыше 6,7 млн человек.8

В развитие указанной формы ГЧП в стране была основана Лига кооперативов с целью оказания поддержки реализации инфраструктурных проектов в сельскохозяйственной сфере. Среди мер поддержки можно отметить предоставление кредитов по низкой ставке на развитие производства, распространение технологий и рекомендаций по снижению издержек производства. Примечательно, что отраслевое министерство страны, отвечающее за вопросы развития сельского хозяйства, носит название - Министерство сельского хозяйства и кооперативов Таиланда. Участники Лиги пользуются также поддержкой в приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования на приемлемых условиях, а также в реализации фермерской продукции на зарубежных рынках. При этом продукция фермеров формируются в общие предложения на экспортную поставку отдельных товаров, что позволяет обеспечить более высокие цены, готовность поставить продукцию в крупных объемах, а также гарантировать качество продукции экспортируемой продукции.

Другой важной сферой применения ГЧП в Таиланде является развитие НИОКР в области сельского хозяйства. В рамках реализации проектов в указанной сфере финансирование со стороны государства может достигать 100%.

Инновационные разработки в сфере сельского хозяйства активно развиваются и на Тайване на основе проектного взаимодействия государства и частного сектора в рамках биотехнологического парка Пинг-танг (Ping-tung Agriculture Biotechnology Park). Парк был основан в октябре 2003 года. В 2013 году в рамках Парка начал действовать режим свободной экономической зоны. По итогам 2015 года в парке насчитывалось около 100 компаний. В их число входят и крупные мировые «игроки» в области сельскохозяйственных биотехнологий, включая «Lohmann Animal

8 The Ministry of agriculture and cooperatives. Financial information of cooperatives in Thailand. 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.cad.go.th/ewtadmin/ewt/statistic/ download/information58/cooperative.pdf (дата обращения: 22.11.2015). p. 4

9 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

35 Q

Health» (производство вакцин для птицы) и «Ariake Foods» (производство инновационных продуктов питания) и др. Компаниям - резидентам Парка предоставляется режим льготного налогообложения. Он охватывает импортные пошлины на сырье, машины и оборудование, полуфабрикаты, различные налоги, связанные с введением бизнеса.

Для привлечения соинвесторов - представителей частного сектора в Парке действует услуга «единой администрации». На основе использования данной услуги компании имеют возможность упрощенного оформления регистрации, получения необходимых разрешительных документов и сертификатов. «Единая администрация» также предоставляет возможность прохождения таможенных процедур, оформления лизинга производственных мощностей, а также оказывает поддержку в получении кредита в Сельскохозяйственном банке Тайваня по низким ставкам. Кроме того, Парк активно продвигает компании на зарубежных рынках благодаря их вовлечению в работу различных международных выставочно-ярмарочных мероприятий.

В рамках инфраструктурного развития сферы продовольственной безопасности Китая важное место занимает реализация программы по развитию цепочек поставок зерна. Реализация программы связана с тем, что регионы производства и потребления зерна находятся на значительном расстоянии друг друга.

Программа нацелена на создание к 2020 году эффективной и бесперебойной транспортно-логистической системы поставок зерна, а также на повышение благосостояния фермеров. Для реализации программы предполагается решить следующие основные задачи:

□ повышение мощностей транспортировки и хранения зерна;

□ построение системы поставок зерна в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

□ разработка методов повышения качества зерна и масла;

□ создание системы сбора, обработки и хранения информации, связанной с национальной системой поставок зерна;

□ разработка и внедрение мер по снижению потерь зерна;

□ в настоящее время в России также существуют предпосылки для интенсификации применения ГЧП в области сельского хозяйства.

Рразвитию сельского хозяйства и производству пищевой продукции в Российской Федерации уделяется особое внимание, в том числе с учетом принятого курса на импортозамещение. Реализация указанного курса проходит на основе выполнения Доктрины продовольственной безопасности, а также Государственной программы по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

Предпринимающиеся меры по развитию российского сельскохозяйственного комплекса в последние годы обеспечили позитивную динамику развития указанной сферы. В сравнении с 2014 годом в 2015 году производство продукции сель-

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2016

ского хозяйства в России выросло на 3% - до 5,037 триллиона рублей.9 По итогам

2015 года импорт продовольствия уменьшился на треть. Страна перешла по целому ряду продуктов на 80-90% самообеспечение, а по некоторым на 100%-е, в том числе по зерну, маслу, сахару, картофелю. По итогам 2015 года поставки импортного продовольствия сократились на 33,6% (с 39,9 млрд долл. США в 2014 году до 26,5 млрд в 2015 году). Импорт мяса птицы сократился на 44,2% - до 253,4 тыс. т по сравнению с 2014 годом.10

В 2015 году Россия экспортировала сельхозпродукцию в 140 стран мира.11 Основу российского экспорта составляют зерновые культуры, растительное масло, мясо птицы, рыба и морепродукты. В период 2014-2015 гг. Россия стала крупнейшим в мире поставщиком зерна, экспортировав свыше 25 млн т указанной продукции.12 Вместе с тем, по оценкам Минсельхоза России, в 2016 году рост сельскохозяйственного производства может снизиться до 0,5-1%.13 В этой связи для продолжения положительной динамики развития сельского хозяйства России необходимо привлечение дополнительных источников финансирования.

Для этого потребуется не только продолжение государственной поддержки, но и активное привлечение национального и иностранного частного капитала, в том числе на основе реализации механизмов партнерства между государством и частным сектором.

К настоящему времени были созданы определенные финансовые инструменты по развитию сельскохозяйственных проектов. С принятием закона Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (вступил в силу 1 января

2016 года) начало действовать соответствующее правовое регулирование ГЧП.

Исходя из существующих потребностей в развитии национального сельскохозяйственного комплекса, включая экспортно-ориентированный сектор, в России проекты ГЧП могли бы реализовываться в рамках следующих направлений:

9 Минсельхоз России ожидает роста производства на 0,5-1% в 2016 году // РИА Новости 11.05.2016 [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/economy/20160511/1431424067. html#ixzz4C362fHDm. (дата обращения: 22.06.2016).

10 Впервые за последние 10 лет рентабельность сельхозпроизводителей с учетом господдержки достигла 22% // Минсельхоз России 28.04.2016 [Электронный ресурс] http:// www.mcx.ru/news/news/show_print/50451.355.htm (дата обращения: 22.06.2016).

11 Россия кормит и поит // Газетами 02.12.2015 [Электронный ресурс] http://www.gazeta. ru/ eksport/2015/12/02_a_7930415.shtml (дата обращения: 22.06.2016).

12 Экспорт пшеницы из России превысил показатели прошлого года // РИА НОВОСТИ 11.03.2016 [Электронный ресурс] http://ria.ru/economy/20160311/1388390693.html (дата обращения: 2.06.2016).

13 Минсельхоз России ожидает роста производства на 0,5-1% в 2016 году // РИА Новости 11.05.2016 [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/economy/20160511/1431424067. html#ixzz4C362fHDm. (дата обращения: 22.06.2016).

9 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

37 Q

□ модернизация производственных мощностей;

□ развитие тепличного комплекса и сопутствующей транспортно-логистиче-ской и энергетической инфраструктуры;

□ развитие мощностей производства органической сельскохозяйственной продукции;

□ развитие отечественного семеноводства и сельскохозяйственных биотехнологий;

□ подготовка квалифицированных кадров.

Развитие указанных направлений и проектов позволило бы повысить рентабельность ведения сельского хозяйства, стимулировать участие малых и средних сельскохозяйственных производителей (в том числе фермеров) в общей системе национального производства сельскохозяйственной продукции, ориентированной на внутреннее и внешнее потребление. В свою очередь, комплексное развитие сельского хозяйства и пищевого производства на основе ГЧП способствовало бы наращиванию российского экспортного потенциала поставок сельскохозяйственной и пищевой продукции на зарубежные рынки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принимая во внимание отечественный и зарубежный опыт развития инфраструктуры сельского хозяйства, в рамках Доктрины продовольственной безопасности России проектам ГЧП необходимо придать особый статус. Важно продолжить стимулирование развития ГЧП в области сельского хозяйства, в том числе за счет обеспечения высокой мотивации к участию в них со стороны национальных и зарубежных частных инвесторов.

Ключевым условием реализации проектного взаимодействия государства и частного сектора в сфере сельского хозяйства может стать всесторонний анализ «инфраструктурной готовности» отрасли. Результаты анализа могли бы быть положены в основу национального плана по инфраструктурному развитию сельского хозяйства России с содержанием конкретных проектных предложений, которые можно было бы активно продвигать на российском и зарубежном инвестиционных рынках. При этом можно было бы использовать возможности торговых представительств России за рубежом, отраслевых российских и зарубежных организаций, специализирующихся на развитии бизнеса, а также механизмов сотрудничества России в рамках региональных экономических организаций и объединений, включая АТЭС, АСЕАН и БРИКС.

При продвижении российских предложений ГЧП в области сельского хозяйства основной упор мог бы делаться на том, что Россия обладает бесспорным конкурентным преимуществом в области производства и экспорта органической сельскохозяйственной продукции.

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2016

БИБЛИОГРАФИЯ:

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Federal'nyj zakon ot 13 ijulja 2015 goda № 224-FZ "O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii").

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19 dekabrja 2014 goda № 1421 «O vnesenii izmenenij v Gosudarstvennuju programmu razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013 - 2020 gody»).

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 ijulja 2013 goda № 598 «O federal'noj celevoj programme «Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda»).

Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30 janvarja 2010 goda № 120 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii»).

Минсельхоз России ожидает роста производства на 0,5-1% в 2016 году // РИА Новости 11.05.2016 [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/economy/20160511/1431424067. html#ixzz4C362fHDm. (дата обращения: 22.06.2016). (Minselhoz ozhidaet rost proizvodstva na 0,5-1% v 2016 godu // RIA Novosti, 11.05.2016).

Впервые за последние 10 лет рентабельность сельхозпроизводителей с учетом господдержки достигла 22% // Минсельхоз России 28.04.2016 [Электронный ресурс] http://www. mcx.ru/news/news/show_print/50451.355.htm (дата обращения: 22.06.2016). (Vpervie za po-slednie 10 let rentabelnost selhozproizvoditelei s uchetom gospodderzhki dostigla 22% // Min-selhoz Rossii, 28.04.2016).

Россия кормит и поит // Газета^ 02.12.2015 [Электронный ресурс] http://www.gazeta. ru/ eksport/2015/12/02_a_7930415.shtml (дата обращения: 22.06.2016). (Rossiya kormit i poiit // Gazeta.ru, 02.12.2015).

Экспорт пшеницы из России превысил показатели прошлого года // РИА НОВОСТИ 11.03.2016 [Электронный ресурс] http://ria.ru/economy/20160311/1388390693.html (дата обращения: 2.06.2016). (Eksport pshenici iz Rossii previsel pokazateli proshlogo goda // Ria Novosti, 11.03.2016)

Asian development bank. Key indicators for Asia and the Pacific, 2015, 46TH edition, 476 pages [Электронный ресурс] URL: www.adb.org/sites/default/files/publication/175162/ki2015. pdf (дата обращения 06.06.2016).

9 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

Asian development bank. Key indicators for Asia and the Pacific, 2013. 106 pages. [Электронный ресурс] URL: http://www.adb.org/sites/default/files/publication/30358/ki2013-special-chapter.pdf (дата обращения 06.06.2016).

United Nations. World Population Prospects. The 2015 Revision. 66 pages. [Электронный ресурс] https://esa.un.org/unpd/wpp/Publications/ Files/key_findings_WPP_2015.pdf (дата обращения 29.06.2016).

FAO. Global agriculture towards 2050. 4 pages. [Электронный ресурс] http://www.fao.org/ fileadmin/templates/wsfs/docs/Issues_papers/HLEF2050_Global_Agriculture.pdf. (дата обращения 28.06.2016).

OECD. Public-Private Partnerships for Sustainable Agricultural Development. 2014. 16 pages. [Электронный ресурс] https://www.oecd.org/site/agrfcn/Session%204_FAO%20ITT%20 PPP%20Presentation%20Final.pdf (дата обращения 28.06.2016).

The Ministry of agriculture and cooperatives. Financial information of cooperatives in Thailand. 2015. 16 pages. [Электронный ресурс] URL: http://www.cad.go.th/ewtadmin/ewt/statis-tic/download/information58/cooperative.pdf (дата обращения: 22.11.2015).

PPP in Agriculture: Unlocking Enormous Potential // Vietnam Business Forum - The weekly magazine of the Vietnam Chamber of Commerce and Industry. 8.07.2014. [Электронный ресурс] URL: http://vccinews.com/news_detail.asp?news_id=30720 (дата обращения: 29.07.2016)

ADB Supports Viet Nam's Reforms, Pledges Continued Strong Assistance // The FINANCIAL. 29.06.2016. [Электронный ресурс] http://www.finchannel.com/index.php/ business/58130-adb-supports-viet-nam-s-reforms-pledges-continued-strong-assistance (дата обращения: 29.07.2016)

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.