Нетарифное регулирования экспорта российской пищевой продукции в страны АТР
Аннотация
В настоящее время существуют все предпосылки для развития комплексной государственной поддержки российских экспортеров сельскохозяйственной и пищевой продукции, поставляющих продукцию в страны региона АТР. Это обусловлено, прежде всего, благоприятной конъюнктурой на продовольственных рынках в указанном регионе, а также увеличением объемов экспортируемой продукции российского агропромышленного комплекса, в том числе в страны АТР.
Одной из важных составляющих такой поддержки является государственное содействие в преодолении торговых барьеров, препятствующих развитию поставок российской сельскохозяйственной и пищевой продукции. Среди основных преград, следует выделить нетарифные меры регулирования, в том числе вопросы сертификации и приведения качества экспортируемой пищевой продукции в соответствие с действующими на рынках импорта стандартами.
В настоящей статье проведен анализ особенностей применения нетарифных мер регулирования в регионе АТР на примере экономик АТЭС. Отмечены страновые особенности действующего регулирования с точки зрения организации экспортных процедур. Изложены предложения по развитию международного сотрудничества России с целью улучшения условий доступа российской пищевой продукции на рынки стран региона АТР.
Ключевые слова: поддержка экспорта, российской продукции, нетарифные меры регулирования, условия доступа на рынки АТР, особенности применения мер нетарифного регулирования в АТЭС, продовольственная безопасность, сертификация российского продовольственного экспорта.
Export of Russian food products to the Asia-Pacific countries: aspects of non-tariff regulation
Mikhail Anatol'evich GOLUBKOV,
Department of multilateral economic cooperation and special projects, Ministry of Economic Development of the Russian Federation (115324, Moscow, Ovchinnikovskaya nab., bld. 18/1) - Senior counselor, Email: [email protected]
4 - 2018 Российский внешнеэкономический вестник
УДК 339.543 ББК 65.428 Г-622
Михаил Анатольевич ГОЛУБКОВ,
Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России, (115324, Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1) - ведущий советник,
Email: [email protected]. ru
Abstract
At present there are all prerequisites for the development of a comprehensive state-based support of Russian food exporters, due to the favorable conjuncture of the food markets in the Asia-Pacific region with an increase in the volumes of exports of Russia's agricultural and food products supplied to these markets.
One of the important components of such support should be government assistance in overcoming trade barriers. The main obstacles that Russian companies face abroad are non-tariff measures, including issues related to certification and bringing the quality of exported food products in line with standards of the import markets.
Basing on examples of the APEC economies, the article specifies the application of non-tariff measures in the Asia-Pacific region and provides insight on the current regulation in each one APEC member economy with due attention to the organization of export procedures. The author also provides suggestions on the development of international cooperation with Russia with a view to improving conditions of Russian food products while accessing the food markets of the Asia-Pacific.
Keywords: export support, exports of Russian food products to the Asia-Pacific markets, non-tariff regulatory measures, import regulation of the Asia-Pacific food markets, specifics of non-tariff regulation measures in APEC, food security, certification of Russian food exports.
Российский сельскохозяйственный комплекс в последние годы продолжает наращивать поставки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания за рубеж. Так, объём экспортируемой продовольственной продукции в 2016 году по сравнению с 2015 годом возрос на 4% и составил 17 млрд долл. США.1 К настоящему времени можно отметить сложившийся устойчивый ассортимент российской пищевой продукции, востребованный на зарубежных рынках. В общем объеме российского продовольственного экспорта он, прежде всего, представлен такой продукцией, как пшеница (27,7%), мороженая рыба (12,9%), подсолнечное масло (9,5%) и кукуруза (5,6%).2
Согласно прогнозам Минсельхоза России, в течение следующих четырех-пяти лет стоимостный объем поставок российского продовольственного экспорта может достигнуть 40-50 млрд долл. ежегодно.3 В число ведущих импортеров российской пищевой продукции входят Китай и Республика Корея. По итогам 2016 года, в общем продовольственном экспорте России Китай занял 10,1%, Республика Корея - 7,8%.4
Учитывая актуальное состояние развития российского пищевого экспорта, важным представляется обеспечение поддержки российских поставщиков продукции указанного типа на рынках АТР. Среди важных направлений государственной поддержки является содействие в преодолении торговых барьеров, препятствующих развитию поставок российской сельскохозяйственной и пищевой продукции на рынки АТР. При этом среди основных барьеров, с которыми сталкиваются российские экспортеры, следует отметить значительные затраты времени и средств
^ 26
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
на оформление таможенных документов, валютный контроль и налоговое администрирование. С точки зрения поставок продовольственной продукции особое место занимают сертификация и удовлетворение стандартов качества к пищевой продукции, предъявляемых на рынках импорта.
Развитие поддержки в области сертификации представляется особенно важным, так как зачастую российские экспортеры вынуждены проходить дважды комплекс соответствующих процедур в целях получения необходимых сертификатов - сначала в России, а затем в странах импорта. По некоторым оценкам, средний срок организации допуска российской продукции на зарубежные рынки составляет около 7 лет.5
Процесс формирования выгодных условий доступа на зарубежных рынках для российского экспорта представляется процессом длительным и комплексным. Он требует не только развития соответствующих инструментов государственной поддержки, но и повышения уровня знаний российских участников ВЭД в области продвижения продукции на зарубежных рынках, что возможно только при условии выполнения целого комплекса задач. В их числе мероприятия, связанные с регистрацией продукции, выполнением требований санитарного и фитосанитар-ного регулирования, технических требований и стандартов, применяемых в стране импорта.
В России начата работа по развитию институтов поддержки российских экспортеров в области преодоления нетарифных мер регулирования на зарубежных рынках. В настоящее время она реализуется в следующих основных формах. Российские экспортеры могут частично компенсировать свои расходы на сертификацию и омологацию при поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ). РЭЦ наделен Правительством Российской Федерации функциями агента по предоставлению субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов.6 Кроме того, РЭЦ оказывает консультационные услуги в области прохождения необходимых процедур сертификации в странах импорта.
Соответствующая работа проводится и в части признания за рубежом результатов деятельности российских аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. В частности, Правительством Российской Федерации принят план, в соответствии с которым лаборатории, аккредитованные в системе «GLP» в России, должны пройти оценку в зарубежных органах, чтобы результаты их исследований признавались в странах ОЭСР.
С точки зрения расширения географии российского пищевого экспорта и, соответственно, усиления региональной направленности государственной поддержки в области преодоления нетарифных мер регулирования, к важным рынкам сбыта следует отнести страны региона АТР, в том числе входящие в форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) и Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Это обусловлено тем, что в настоящее время ре-
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
27 ^
гион АТР демонстрирует растущий потенциал спроса на пищевую продукцию. Уровень жизни в развивающихся экономиках региона повышается, и население демонстрирует все большее желание приобретать качественную белковосодержа-щую пищевую продукцию. Прогнозируется, что потребление говядины в странах Азии в течение следующего десятилетия должно увеличиться на 44%.7
При развитии российской экспортной стратегии сбыта пищевой продукции в странах региона АТР необходимо иметь в виду, что условия доступа на них, в том числе требования к сертификации, значительно отличаются друг от друга. Это объясняется различиями в требованиях, предъявляемых к качеству пищевой продукции или пищевой безопасности (food safety). Регулирование качества сельскохозяйственной и пищевой продукции пока еще не охватывает весь имеющийся ассортимент. Но, даже при наличии действующих норм регулирования в области безопасности пищевых продуктов, их соблюдение и распространенность находятся пока на низком уровне, в том числе из-за наличия значительного числа соответствующих регуляторных и экспертных учреждений, дублирующих функции друг друга и слабо координирующихся между собой.
Вопросы снижения барьеров во внешней торговле, в том числе в контексте торговой либерализации и «справедливого» применения нетарифных мер регулирования, в настоящее время активно обсуждаются на площадках различных международных организаций (прежде всего в ВТО), а также региональных интеграционных объединений, включая форум АТЭС.
Нетарифные меры регулирования включают санитарные и фитосанитарные меры, а также технические барьеры в торговле, являющиеся предметами соответствующих соглашений в рамках ВТО. Соглашение по санитарным и фитосанитар-ным мерам (далее - СФС) дополняет Соглашение по сельскому хозяйству ВТО, регулируя вопросы применения мер санитарного и фитосанитарного характера таким образом, чтобы они не стали дополнительными нетарифными барьерами в торговле.8 Соглашение определяет санитарные и фитосанитарные меры как меры, необходимые для того, чтобы защитить жизнь и здоровье человека, животных и растений от рисков, возникающих в связи с проникновением на территорию страны болезней и их переносчиков, загрязняющих веществ, болезней, переносимых животными, растениями, а также продукции из них. Соглашение признает право стран вводить подобные меры, но требует, чтобы они были основаны на международных стандартах и научно обоснованных рекомендациях. Соглашение требует от стран-участниц регулярно публиковать информацию о действующих мерах подобного характера.
Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле (далее - ТБТ)9 признает за каждой страной право устанавливать обязательные технические нормы - технические регламенты и стандарты, соблюдение которых является добровольным. Технические регламенты должны базироваться на научно-обоснованных данных, а также формулироваться и применяться таким образом, чтобы не создавать избы-
^ 28
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
точных препятствий в международной торговле. Технические регламенты должны применяться на основе режима наибольшего благоприятствования и не быть более обременительными для импортных товаров, чем для товаров национального производства.
В АТЭС обсуждение вопросов доступа сельскохозяйственной и пищевой продукции на рынки региона АТР представляет особенную важность. Все экономики АТЭС являются членами ВТО. Они также являются участниками двух и многосторонних соглашений о свободной торговле (ССТ) или о создании зон свободной торговли (ЗСТ), на базе которых также формируются условия (взаимоувязанные правила) доступа сельскохозяйственной и пищевой продукции на рынки региона АТЭС. По состоянию на декабрь 2016 года, экономиками АТЭС было заключено 165 ССТ и ЗСТ, в которых участвовала хотя бы одна участница форума. При этом 62 соглашения заключены непосредственно внутри АТЭС.10
Несмотря на то что многие торговые соглашения, действующие в рамках АТЭС, предусматривают транспарентность и основаны на лучших практиках заключения подобных соглашений, число мер нетарифного регулирования в регионе АТЭС продолжает расти. При этом наибольший рост приходится на торговлю продукцией сельскохозяйственного и пищевого сектора. Отчасти это связано с тем, что в период с 2008 года по 2016 год значительное число экономик АТЭС предприняли масштабные регуляторные изменения с целью повышения безопасности пищевых продуктов. Указанные изменения, соответственно, сказались на повышении уровня требований, предъявляемых к сертификации ввозимой продукции. В настоящее время в экономиках АТЭС в общей сложности используется более 80 различных видов официальных импортных сертификатов.11
Экономики АТЭС стремятся использовать имеющиеся механизмы для создания единой методологической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации, а также внешнеторгового регулирования с целью снижения нетарифных барьеров во внешней торговле. В рамках проведенного исследования в АТЭС «Нетарифные барьеры в области торговли сельскохозяйственной и продовольственной продукцией в АТЭС: перспективы развития бизнеса и воздействия на принимаемые решения»12, меры СФС экспортными компаниями были отнесены к наиболее часто используемым средствам в целях защиты национальных производителей. На санитарные и фитосанитарные меры приходится до 60% всех мер нетарифного регулирования в области торговли продукцией сельскохозяйственного и пищевого комплекса в регионе АТЭС13.
Одной из существенных проблем, с которыми сталкиваются внешнеторговые компании, является получение точной и своевременной информации о действующих нормах СФС в странах импорта. В процессе прохождения процедуры получения соответствующих сертификатов могут быть задействованы несколько национальных агентств, выполняющих схожие функции. При этом требования в области сертификации достаточно часто меняются без предварительного уведомления. Это
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
29 ^
сказывается на затягивании процесса получения необходимых разрешительных документов, а также на неопределённости при планировании бизнес-процессов в рамках организации экспорта.
К наиболее обременительным мерам СПС (см. рисунок 1) 57% опрошенных экспортных компаний отнесли затраты на регистрацию новой продукции, 53% -сертификацию, 49% - обеспечение минимального допуска (tolerance limits), 43% - тестирование, 33% - обработку от вредителей растительного и животного происхождения, 24% - выполнение гигиенических требований.
Рисунок 1
Наиболее обременительные меры СПС
Гигиенически Обработка Тестирование Предельные Сертификация Регистрация е требования организмов- допуски новой
вредителей pa (tolerance продукции
стительного и limits)
животного происхожден ия
Источник: Non-Tariff Barriers in Agriculture and Food Trade in APEC: Business Perspectives on Impacts and Solutions. APEC Business Advisory Council University of Southern California, Marshall School of Business, November 2016. стр. 36 [Электронный ресурс] URL: http://www.ncapec.org/docs/ABAC%20Documents/2016%20ABAC%20USC%20Marshall%20 School%20-%20Non-Tariff%20Barriers%20in%20Agriculture%20and%20Food%20Trade.pdf (дата обращения: 10.03.2018 г.)
Относительно применения положений соглашения ТБТ около 70% экспортных компаний отнесли выполнение его норм к наиболее обременительным барьерам в рамках реализации экспортных операций в регионе АТЭС. Как и в случае с выполнением требований СФС, применительно к мерам ТБТ отмечается непоследовательность применения регулирования, отсутствие «прозрачности», внезапные
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
изменения в отношении технических требований к экспортируемой продукции, включая требования к маркировке, упаковке, товарной классификации, стандарты проведения лабораторных исследований.
К наиболее обременительным мерам в рамках выполнения положений Соглашения ВТО по ТБТ 76% опрошенных экспортных компаний (см. рисунок 2) отнесли выполнение требований по надлежащей упаковке и маркировке, 45% - достижение необходимого качества продукции, 44% - регистрацию продукции, 22% - выполнение условий по сроку хранения продукции, 16% - выполнение «возрастных» условий продукции.
Рисунок2
I
Анкетирование, маркировке" упаковка
Источник: Non-Tariff Barriers in Agriculture and Food Trade in APEC: Business Perspectives on Impacts and Solutions. APEC Business Advisory Council University of Southern California, Marshall School of Business, November 2016. стр. 37 [Электронный ресурс] URL: http://www.ncapec.org/docs/ABAC%20Documents/2016%20ABAC%20USC%20Marshall%20 School%20-%20Non-Tariff%20Barriers%20in%20Agriculture%20and%20Food%20Trade.pdf (дата обращения: 10.03.2018 г.)
Непрозрачность применения мер СФС и ТБТ носит серьезные риски для компаний - экспортёров. Любые изменения в процедуре оформления груза к разрешению на ввоз на рынок импорта могут привести к увеличению издержек компании, а также привести к удорожанию продукции для конечного потребителя.
В рамках работы форума АТЭС в 2017 году особое внимание было уделено развитию безопасной и эффективной торговли продуктами питания между экономиками АТЭС. В данном контексте участники форума продолжили предпринять
Наиболее обременительные меры TBT
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
31 Q
усилия по развитию инициативы «Упорядочение требований экспортного сертификата для пищевых продуктов в регионе АТЭС» («Streamlining export certificate requirements for food products in the APEC region»), призванной снизить нагрузку для бизнеса при выполнении условий нетарифных мер регулирования.
Инициатива предполагает создание согласованных модельных сертификатов, основанных на требованиях соглашений ВТО по СФС и ТБТ. В частности, сертификаты должны основываться на научно обоснованной базе и применяться только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни или здоровья человека, животных или растений. Регулирование экспорта не должно носить «предписывающий» характер (т.е. основываться на устаревших нормах и правилах без использования научно обоснованной базы). Предоставление сертификатов должно осуществляться в случаях аттестации или подтверждения соблюдения требований безопасности пищевых продуктов.
Фактическая реализация указанной инициативы началась еще в 2013 году по линии Форума по сотрудничеству в области продовольственной безопасности АТЭС (APEC Food Safety Cooperation Forum, FSCF), когда экономики договорились к 2020 году согласовать стандарты в отдельных областях регулирования и администрирования экспорта пищевых продуктов и процедур регулирования. Указанная работа предполагает внедрение дорожных карт по созданию унифицированных сертификатов экспорта и допустимых уровней остаточного количества пестицидов (Pesticide Maximum Residue Limits).
В 2016 году проблематика унифицированного экспортного сертификата была затронута в рамках «Форума АТЭС по регулированию вин». В 2016 году Подкомитет по стандартам и соответствию АТЭС одобрил типовой «винный» сертификат, который объединил в одном документе несколько сертификатов, в том числе подтверждающих происхождение, подлинность продукции, разрешение свободной продажи, безопасность здоровью и соответствие фитосанитарным нормам.
В настоящее время в АТЭС прорабатывается возможность распространения указанной практики на продукцию других секторов сельскохозяйственного и пищевого производства, например, молочной промышленности. В рамках проработки поставок сельскохозяйственной и пищевой продукции в регион АТЭС в средне- и долгосрочной перспективе необходимо учитывать следующие аспекты нетарифного регулирования импорта пищевой продукции на рынках региона АТЭС.
В наибольшей степени открытыми рынками, не дискриминирующими экспортеров, являются Гонконг, Новая Зеландия и Сингапур. Регулирование в указанных экономиках осуществляется по принципу «наименьшего ограничения торговли» (least-trade restrictive), предполагающего избежание применения избыточных мер регулирования, т.е. выходящего за необходимые рамки поддержания «нормального» процесса торговли. Регулирование импорта характеризуется «прозрачностью», т.е. наличием в свободном доступе необходимой информации, а также полным соответствием международным нормам и стандартам.
^ 32
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
В Австралии, Брунее, Чили, Японии, Малайзии, Мексике и Перу регулирование не дискриминирует импортные товары или услуги, однако, не всегда соответствует принципам «наименьшего ограничения торговли». Меры нетарифного регулирования в целом прозрачны и соответствуют международным нормам и стандартам. Регулирование импорта, носящее периодически дискриминационный характер в силу непрозрачности применения нетарифных мер, отмечается во Вьетнаме, Канаде, Китае, Таиланде, Тайване, США и Филиппинах.
По оценкам компаний - экспортеров, регулирование импорта пищевой продукции, носящее часто дискриминационный характер, отмечается в Республике Корея в силу «устарелости», «непрозрачности» и непоследовательности его применения. Недостаток необходимой информации создает определенные препятствия компаниям обеспечивать своевременное принятие решений в области организации экспортных операций и обеспечения надлежащего качества ввозимой продукции в соответствии с действующими нормами регулирования импорта.
Дискриминационный, торгово-запретительный характер регулирования импорта применяется в Индонезии и Папуа - Новой Гвинее. На указанных рынках действует комплексная система поддержки развития национального производства пищевой продукции в целях обеспечения продовольственной безопасности. При этом в Папуа - Новой Гвинее национальное регулирование не учитывает международные стандарты практически полностью. Нетарифные меры используются в качестве дискриминационных инструментов, применяемых против импорта с целью развития национальных монополистических сельскохозяйственных и пищевых компаний.
В области применения положений Соглашения ВТО по ТБТ регулирование Гонконга, Новой Зеландии и Сингапура может быть охарактеризовано как недискриминационным. В указанных экономиках нормы применения положений указанного соглашения в наибольшей степени соответствуют общепринятым международным стандартам. Экспортеры отмечают приемлемый уровень времени и затрат на организацию и проведение необходимых разрешительных процедур для обеспечения ввоза продукции.
Применение норм Соглашения ВТО по ТБТ в соответствии с международными стандартами отмечается также в Чили, Мексике и Тайване. Однако в рамках прохождения процедур допуска товаров на рынки экспортеры могут столкнуться со сложностями в получении необходимой информации. В Австралии, Брунее, Вьетнаме, Канаде, Папуа - Новой Гвинее, Перу, Республике Корея, США, Филиппинах и Японии применение норм Соглашения ВТО по ТБТ носит «предписывающий» характер. Однако они не являются дискриминационными. Большинство мер соответствует международным стандартам и требованиям. В Китае, Малайзии, Таиланде использование положений Соглашения ТБТ является предписывающим. Однако экспортеры отмечают, что нагрузка по их соблюдению является хотя и значительной, но «приемлемой». В Индонезии нормы указанного соглашения приме-
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
33 0
няются на дискриминационной основе. Регулирование импорта характеризуется значительным уровнем неопределенности. Отдельно отмечаются чрезмерно сложные требования к маркировке.
В плоскости применения мер СФС, по мнению компаний - экспортёров, недискриминационное, соответствующее международным стандартам, регулирование импорта действует в Гонконге, Китае, Сингапуре, Чили и Новой Зеландии. При прохождении санитарных фитосанитарных процедур указывается на приемлемый уровень времени и затрат.
В Австралии, Брунее, Вьетнаме, Канаде, Мексике, Перу, США, Тайване, Филиппинах и Японии большинство мер СФС основывается на научно обоснованном подходе. Вместе с тем, меры носят предписывающий характер. Как правило, они являются недискриминационными и соответствуют международным стандартам. Бизнес сообщает о разумных издержках на организацию процедур по достижению соответствия ввозимой продукции действующим требованиям регулирования.
Применение мер СФС носит научно необоснованный и предписывающий характер в Китае, Малайзии, Папуа - Новой Гвинее, Республике Корея и Таиланде. Вместе с тем, отмечается приемлемость уровня расходов на организацию и проведение соответствующих разрешительных процедур. В Индонезии применение мер СФС является дискриминационным, носящим предписывающий характер. Мероприятия по приведению продукции в соответствие с действующими нормами регулирования требуют значительных затрат и времени, в том числе в силу высокого уровня неопределенности.
Регулирование, с точки зрения наименьшего государственного вмешательства во внешнеторговые процессы, отмечается в Гонконге, Китае и Сингапуре. В указанных экономиках спрос значительно превышает объемы внутреннего производства пищевой продукции. Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, США, Тайвань и Чили частично защищают отдельные агропродовольственные секторы. В Индонезии, Китае, Таиланде и Японии применяется политика протекционизма с целью достижения самообеспеченности в производстве продовольственной продукции.
В частности, в Китае действуют импортные квоты на ввоз большинства основных сельскохозяйственных и пищевых товаров. При этом государственные предприятия имеют возможность обхода действующих квот. Меры СФС используются в качестве основного инструмента для защиты и развития национальных сельхозпроизводителей. В Индонезии для защиты национального рынка используются административные меры в рамках прохождения таможенных процедур. Япония обладает высоким уровнем протекционизма в отношении отдельных категорий пищевой продукции, в частности риса, говядины, молочных продуктов, пшеницы и свинины. В Таиланде действуют импортные квоты на поставку кукурузы, мяса птицы, свинины, сахара и кофе, пальмового масла и креветок.
Экономиками АТЭС, в которых регламентированы наиболее разумные сроки на организацию экспорта, как для уже одобренных, так и вновь зарегистрированных
^ 34
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
предприятий, являются Гонконг, Китай, Новая Зеландия и Сингапур. В указанных экономиках развиваются цифровые системы с целью снижения избыточного объема документооборота, а также организации эффективного предварительного уведомления об изменениях регулирования. В отношении Австралии, Тайваня, США и Японии компании - экспортеры также отмечают разумные сроки по организации импортных процедур в отношении уже ранее одобренных предприятий. В случае Брунея, Республики Корея, Малайзии, Перу и Чили указывается на чрезмерные требования к документации. В Мексике, Вьетнаме, Таиланде и Филиппинах отмечаются значительные временные затраты на организацию импорта в силу слабой координации между соответствующими агентствами, обременительный документооборот, частые изменения регулирования и недостаточный уровень квалификации персонала. В Индонезии, Китае и Папуа - Новой Гвинее отмечается также чрезмерная волокита, избыточность документации, дублирование функций уполномоченных агентств, недостаток человеческого и технического обеспечения соответствующих процессов.
* * *
Страны региона АТР являются важными направлениями для продвижения российского продовольственного экспорта. При развитии системной поддержки данного вида экспортной продукции на рынки стран АТР необходимо учитывать следующие факторы: жесткую конкуренцию со стороны иностранных компаний, их значительную системную государственную поддержку, а также высокую степень неопределенности в области регулирования импорта пищевой продукции и применения нетарифных мер, носящих в ряде стран протекционистский характер.
Государственная поддержка экспорта российской сельскохозяйственной и пищевой продукции может быть усилена за счет консолидированной работы российских заинтересованных ведомств и организаций в сфере взаимодействия с иностранными партнерами на двусторонней и многосторонней основе.
На основе международного опыта для обеспечения поддержки экспорта российской продовольственной продукции важно предусмотреть выполнение следующих услуг заинтересованным российским экспортным компаниям на безвозмездной основе:
□ информационно-консультационное сопровождение на внешних рынках в отношении действия нетарифных мер регулирования (СФС, технические барьеры, требования к продукции), административных барьеров и запретов в странах-импортерах;
□ содействие в рамках прохождения административно-таможенных барьеров и организации экспортных процедур;
□ содействие в процессе регистрации экспортируемой продукции в соответствии с требованиями внешних рынков, а также во взаимном признании сертификатов соответствия.
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
35 0
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Китай стал крупнейшим импортером российских продуктов по итогам 2016 года // РБК. 1.03.2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/01/03/2017/58b5 9b3f9a79476034e16c28 (дата обращения: 10.03.2018 г.)
2 Власти заявили о новых правилах ввоза в Турцию пшеницы и риса из России // РБК. 9.10.2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/09/10/2017/59dba 2da9a794738a33224ae (дата обращения: 10.03.2018 г.)
3 Экспорт сельхозпродукции из России за 2015 год составил $16 млрд // РИА Новости. 11.02.2016 г. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/economy/20160211/1372850971. html (дата обращения: 10.03.2018 г.)
4 Китай стал крупнейшим импортером российских продуктов по итогам 2016 года // РБК. 1.03.2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/01/03/2017/58b5 9b3f9a79476034e16c28 (дата обращения: 10.03.2018 г.)
5 Российское мясо выдавливается на экспорт // «Эксперт Юг» №10 (396) - 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/south/2016/10/rossijskoe-myaso-vyidavlivaetsya-na-eksport (дата обращения: 10.03.2018 г.).
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года № 1388
7 How to provide a protein-rich diet to a growing population // The Economist. 31.08.2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.economist.com/news/leaders/21727901-what-goes-peoples-plates-matters-so-does-what-gets-fed-animals-how-provide (дата обращения: 10.03.2018 г.)
8 Секретариат Комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО. Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам [Электронный ресурс] URL: http://www. rgwto.com/wto.asp?id=3668&doc_id=2107 (дата обращения: 10.03.2018 г.)
9 Секретариат Комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО. Соглашение по техническим барьерам в торговле. [Электронный ресурс] URL: http://www.rgwto. com/wto.asp?id=3668&doc_id=2099 (дата обращения: 10.03.2018 г.)
10 APEC members aim for Free Trade Agreement for Asia-Pacific region // Viet Nam News. 28.08.2017 г. [Электронный ресурс] URL: http://vietnamnews.vn/economy/392797/apec-mem-bers-aim-for-free-trade-agreement-for-asia-pacific-region.html#PWrK8MaQF1uXwjse.97 (дата обращения: 10.03.2018 г.)
11 Streamlining export certificate requirements for food products in the APEC region: Facilitating Trade and Improving Food Safety by Advancing Science-based International Standards. APEC, стр. 5 [Электронный ресурс] URL: http://fscf-ptin.apec.org/docs/events/2017/export-certificate-workshop/Export-Certificate-Brochure-May-2017.pdf (дата обращения: 10.03.2018 г.)
12 Исследование проведено по поручению Делового консультационного совета АТЭС Деловой школой Маршала Университета Штата Южная Каролина США. В рамках исследования были изучены нетарифные меры регулирования, оказывающие влияние на торговлю сельскохозяйственной и пищевой продукцией в регионе АТЭС. В рамках исследования приняли участие более 400-х заинтересованных лиц, участвующих в процессе торговли сельскохозяйственной и пищевой продукцией в регионе АТЭС, включая руко-
^ 36
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018
водителей крупных компаний, торговых ассоциаций и правительственных организаций. Порядка 216 крупных компаний заполнили соответствующие опросники.
13 Non-Tariff Barriers in Agriculture and Food Trade in APEC: Business Perspectives on Impacts and Solutions. APEC Business Advisory Council University of Southern California, Marshall School of Business, November 2016. стр. 36 [Электронный ресурс] URL: http://www. ncapec.org/docs/ABAC%20Documents/2016%20ABAC%20USC%20Marshall%20School%20 -%20Non-Tariff%20Barriers%20in%20Agriculture%20and%20Food%20Trade.pdf (дата обращения: 10.03.2018 г.)
БИБЛИОГРАФИЯ:
Власти заявили о новых правилах ввоза в Турцию пшеницы и риса из России // РБК. 9.10.2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/09/10/2017/59dba2da9a 794738a33224ae (дата обращения: 10.03.2018 г.) (Vlasti zayavili o novykh pravilakh vvoza v Turtsiyu pshenitsy i risa iz Rossii).
Доклад по итогам стратегической сессии Российского экспортного центра и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Барьеры и возможности развития международной кооперации и экспорта». Июль 2016. - 18 с. - URL: https://www. exportcenter.ru/mnenie-eksportera/repots/repotr_berery_and_opportunities.pdf (дата обращения: 10.03.2018 г.) (Doklad po itogam strategicheskoy sessii Rossiyskogo eksportnogo tsentra i Analiticheskogo tsentra pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii «Bar'yery i vozmozhnosti razvitiya mezhdunarodnoy kooperatsii i eksporta»).
Китай стал крупнейшим импортером российских продуктов по итогам 2016 года // РБК. 1.03.2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/business/01/03/2017/58b5 9b3f9a79476034e16c28 (дата обращения: 10.03.2018 г.) (Kitay stal krupneyshim importerom rossiyskikh produktov po itogam 2016 goda).
Мягков В.Ю. Деловое страноведение. Особенности хозяйственного развития и внешнеэкономической практики ведущих партнеров России по торгово-экономическому сотрудничеству на современном этапе. М.: ВАВТ, 2012. - 185 с. (Mjagkov V.Ju. Delovoe strano-vedenie. Osobennosti hozjajstvennogo razvitija i vneshnejekonomicheskoj praktiki vedushhih partnerov Rossii po torgovo-jekonomicheskomu sotrudnichestvu na sovremennom jetape. M.: VAVT, 2012. - 185 s.).
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года № 1388 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов» (Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2016 goda N° 1388 «O predostavlenii subsidiy iz federal'nogo byudzheta proizvoditelyam vysokotekhnologichnoy produktsii na kompensatsiyu chasti zatrat, svyazannykh s sertifikatsiyey produktsii na vneshnikh rynkakh pri realizatsii investitsionnykh proyektov»).
Российское мясо выдавливается на экспорт // «Эксперт Юг» №10 (396) - 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/south/2016/10/rossijskoe-myaso-vyidavlivaetsya-na-eksport (дата обращения: 10.03.2018 г.) (Rossiyskoye myaso vydavlivayetsya na eksport).
4 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
37 Q
Сделано в России - признано за рубежом // Российский экспортный центр. [Электронный ресурс] URL: https://www.exportcenter.ru/news-letter/sdelano-v-rossii-priznano-za-rubezhom (дата обращения: 10.03.2018 г.) (Sdelano v Rossii - priznano za rubezhom).
Секретариат Комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО. Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам [Электронный ресурс] URL: http://www.rgwto.com/ wto.asp?id=3668&doc_id=2107 (дата обращения: 10.03.2018 г.) (Sekretariat Komiteta RSPP po torgovo-tamozhennoy politike i VTO. Soglasheniye po sanitarnym i fitosanitarnym meram).
Секретариат Комитета РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО. Соглашение по техническим барьерам в торговле. [Электронный ресурс] URL: http://www.rgwto.com/wto. asp?id=3668&doc_id=2099 (дата обращения: 10.03.2018 г.) (Sekretariat Komiteta RSPP po torgovo-tamozhennoy politike i VTO. Soglasheniye po tekhnicheskim bar'yeram v torgovle).
Экспорт сельхозпродукции из России за 2015 год составил $16 млрд // РИА Новости.
11.02.2016 г. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/economy/20160211/1372850971.html (дата обращения: 10.03.2018 г.) (Eksport sel'khozproduktsii iz Rossii za 2015 god sostavil $16 mlrd).
BIBLIOGRAFY:
APEC members aim for Free Trade Agreement for Asia-Pacific region // Viet Nam News.
28.08.2017 г. [Электронный ресурс] URL: http://vietnamnews.vn/economy/392797/apec-mem-bers-aim-for-free-trade-agreement-for-asia-pacific-region.html#PWrK8MaQF1uXwjse.97 (дата обращения: 10.03.2018 г.).
How to provide a protein-rich diet to a growing population // The Economist. 31.08.2017 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.economist.com/news/leaders/21727901-what-goes-peoples-plates-matters-so-does-what-gets-fed-animals-how-provide (дата обращения:
10.03.2018 г.).
Non-Tariff Barriers in Agriculture and Food Trade in APEC: Business Perspectives on Impacts and Solutions. APEC Business Advisory Council University of Southern California, Marshall School of Business, November 2016. 174 стр. [Электронный ресурс] URL: http://www. ncapec.org/docs/ABAC%20Documents/2016%20ABAC%20USC%20Marshall%20School%20 -%20Non-Tariff%20Barriers%20in%20Agriculture%20and%20Food%20Trade.pdf (дата обращения: 10.03.2018 г.).
Streamlining export certificate requirements for food products in the APEC region: Facilitating Trade and Improving Food Safety by Advancing Science-based International Standards. APEC, 20 стр. [Электронный ресурс] URL: http://fscf-ptin.apec.org/docs/events/2017/export-certificate-workshop/Export-Certificate-Brochure-May-2017.pdf (дата обращения: 10.03.2018 г.).
Non-Tariff Barriers in Agriculture and Food Trade in APEC: Business Perspectives on Impacts and Solutions. APEC Business Advisory Council University of Southern California, Marshall School of Business, November 2016. 174 стр. [Электронный ресурс] URL: http://www. ncapec.org/docs/ABAC%20Documents/2016%20ABAC%20USC%20Marshall%20School%20 -%20Non-Tariff%20Bamers%20in%20Agriculture%20and%20Food%20Trade.pdf (дата обращения: 10.03.2018 г.).
Ю
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
4 - 2018