УДК / UDC 338.436.33:338.431.2
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПК НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-
ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
PROSPECTS OF THE AGRICULTURAL SECTOR DEVELOPMENT ON THE BASIS OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP
доктор экономических наук, профессор I, Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»,
Елец, Россия
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bunin Yelets State University", Yelets, Russia Солодовник А.И.*, кандидат экономических наук, доцент Solodovnik A.I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет
имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia *E-mail: [email protected]
В статье анализируется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) в агропромышленном комплексе как инструмент повышения национальной продовольственной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Продолжаются дискуссии об использовании ГЧП в АПК в связи с высокой рискованностью агропроизводства в нашей стране. Сфера аргопроизводства показывает положительную динамику развития и для освоения международных рынков необходимо вовлечение малых и средних сельскохозяйственных производителей в общую систему национального агропроизводства. Это быть достигнуто с помощью возможностей взаимодействия государственного и частного сектора в формате партнерства. При сокращении бюджетных расходов модель государственно-частного управления ресурсами позволяет повысить эффективность формирования инновационной модели развития отрасли АПК. Выделены направления по государственно-частному партнерству по развитию АПК и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции: концессии, контракт жизненного цикла, агрокластеры, развитие инфраструктуры, инвестпроекты в агротехнопарках, программно-целевой подход, проектное финансирование. На сегодняшний день практически во многих субъектах Российской Федерации реализовывают на своих территориях проекты ГЧП. Отмечена особая значимость мероприятий по созданию геоинформационной системы в сфере повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. В результате анализа различных форм партнерства в АПК наиболее перспективной признана форма на основе агрокластеров, которая открывает возможность использования ГЧП в качестве инструмента развития в АПК транспортной и логистической инфраструктуры. Спецификация и администрирование в модели ГЧП позволят комплексно развивать сельские территории и наращивать российский экспортный потенциал сельскохозяйственной и пищевой продукции на зарубежные рынки. Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственно-частное партнерство, программно-целевой подход, проектное финансирование, агрокластер, агротехнопарк.
The mechanism of public-private partnership (PPP) in the agrarian industrial complex as an instrument of improving food secure of the Russian Federation is considered in the article. There are constant discussions concerning the use of PPP in the agrarian industrial complex due to high agrarian production risk. The agrarian industry shows signs of recovery and positive dynamics of its development. To conquer international markets it is necessary to involve small and medium agricultural producers into the general system of national agrarian industry. It can
Нечаев Н.Г.
INechaev N.G
be achieved on the basis of public and private partnership format. When reducing budget expenses the model of PPP allows to increase the efficiency of forming innovative model of agro-industrial complex. The authors analyze and show the directions for the public-private partnership, for the agro-industrial complex development and regulation of agricultural products markets: licences to operate, life cycle contract, agroclusters, infrastructure development, investment projects in agroscience and technology parks, program and target approach, project financing. Today a large number of territorial subjects of the Russian Federation realize projects of PPP. Special attention is paid to actions for the creation of a geographic information system to increase the efficiency of the lands of agricultural use. The analysis of various forms of partnership in the agro- industrial complex shows that of the most perspective form of partnership is the one based on the agroclusters which opens possibilities to use PPP as an instrument of improving transport and logistic infrastructure in the agro-industrial complex. The specification and management in the PPP model will allow to develop rural territories and increase Russian export potential of agricultural and food products on foreign markets.
Key words: agro-industrial complex, Public-Private Partnerships, target approach, project approach, agriculture cluster, agrotechnological cluster.
Введение. Мировая практика показывает, что государственно-частное партнерство (ГЧП) во многих странах мира представляет собой эффективный механизм достижения стратегической задачи обеспечения продовольственной безопасности в условиях дефицита бюджетных средств. В период осуществления политики импортозамещения и неравномерным развитием экономики России исследование моделей государственно-частного партнерства для реализации инновационного обновления способно обеспечить экономический рост, стимулирование сотрудничества с экономическими партнерами из других стран в агропромышленном комплексе. Несмотря на большое количество исследований, посвященных взаимодействию государства и предпринимательского сектора, в изучении нуждаются формы государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе (АПК), позволяющие модернизировать эту сферу экономики.
Цель исследования - обосновать целесообразность и выделить возможности использования методологии государственно-частного партнерства, позволяющие модернизировать сферу АПК.
Условия, материалы и методы. Устоявшееся понимание государственно-частного партнерства как долго- и среднесрочного взаимодействия для реализации общественно-значимых проектов не отражает специфики аграрного производства, главное из которых устойчивое развитие АПК и сельских территорий [6]. Не сформирована полностью институциональная среда ГЧП, потому что существует ряд проблем и рисков применении моделей и инструментов, при том что принята основная законодательная база [1], созданы Инвестиционный фонд РФ, единая информационная система ГЧП в РФ, банк развития на базе Внешэкономбанка, институт развития ГЧП, государственные корпорации, АНО «Национальный центр ГЧП», платформа поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра», российская венчурная компания, коммуникационное агентство в сфере ГЧП - ГЧПинфо, функционируют особые экономические зоны, индустриальные технопарки и промышленные площадки, концессии, активно участвуют общественные организации - Деловая Россия, Российский союз промышленников и предпринимателей, комитет Торгово-промышленной палаты РФ по ГЧП, ОПОРА России, отраслевые союзы и бизнес-ассоциации. Однако применению ГЧП в агропромышленном комплексе не было уделено должного внимания, например, среди отраслей на платформе поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра» отсутствует сельское хозяйство и АПК, хотя для него очень актуальна тема развития инфраструктуры и уже реализуется в 2017 году 2 проекта на
региональном уровне в подотрасли растениеводство [9]. Дальнейшему активному развитию ГЧП будут способствовать адаптация структуры проектов к условиям такой рискованной отрасли как АПК, где дополнительные государственные гарантии позволят предпринимателям снизить свои инвестиционные риски.
В противоречивых условиях диверсификации экономики России и внешним санкционным окружением целесообразность ГЧП в сфере АПК заключается в том, что при сокращении бюджетных расходов эта модель управления ресурсами на основе проектного и программно-целевого подходов демонстрирует повышение эффективности формирования инновационной модели развития общества. Несовершенство ГЧП появляются из-за недостаточно точного определения функций и рисков, при проведении конкурсов по концессионным соглашениям, при расторжении соглашений и выплатой компенсаций.
Результаты и обсуждение. В различных сферах совместной деятельности в рамках ГЧП существует такие основные формы и инструменты: инвестиционные фонды, льготное налогообложение, особые экономические зоны (кластеры), концессии, субсидирование процентов по кредитам, венчурные фонды и компании, технопарки, федеральные адресные инвестиционные программы, грантовый механизм [2, 4, 7, 8, 10].
Таблица 1 - Проекты ГЧП (концессии) в федеральных округах [2]
СЗФО 56 ЦФО 293
ПФО 251 ЮФО 61
СКФО 6 УФО 63
СФО 142 ДФО 92
Темпы развития проектов ГЧП за 4 года в количественном выражении выросли на 124,5% (табл. 2).
Таблица 2 - Динамика количества проектов ГЧП за период 2013-2016 гг. [9]
Период Количество
2013 86
2014 131
2015 873
2016 2183
Если анализировать итоги расчета рейтингов российских регионов по уровню развития ГЧП за 2014-2016 годы, то в пятерку стабильно входят г. Москва, Московская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Новосибирская область, Нижегородская область (табл. 3).
Таблица 3 - Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП [9]
Регион эейтинг по годам
2014-2015 2015-2016 2016-2017
г. Москва 3 1 1
Московская область 9 8 2-3
Самарская область 7 3 2-3
г. Санкт-Петербург 1 2 5
Новосибирская область 4 4 4
Нижегородская область 5 5 6
Орловская область 78 67 69-70
Одним из эффективно развивающихся направлений является территориальная кластерная политика при поддержке Министерства экономического развития. На основании карты кластеров России [5] при выделении аграрной специализации кластеров их число оказывается не более 15, причем большая их часть сосредоточена в 3 федеральных округах (табл. 4). Однако отметим, что в базе проектов находится около 100 аграрно-индустриальных парков.
Таблица 4 - Структура реализуемых кластреных проектов в сфере АПК по федеральным округам России на 1 января 2016 г. [4]_
СЗФО 19,57% ПФО 17,39%
ЦФО 15,21% УФО 8,70%
СФО 8,70% ЮФО 8,70%
Такие кластеры выгодны для все участвующих сторон воспроизводственного процесса АПК, в частности сочетается высокий организационный уровень, финансовая государственная поддержка и уровень организационного развития.
Примером использования нескольких моделей ГЧП являются агрокластеры и концессии на основе применения геоинформационных систем мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с использованием спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS для регионов. Такая система позволяет осуществлять управление сельскохозяйственными землями, выявлять неиспользуемые земли и объекты инфраструктуры, обеспечивает оперативный мониторинг о видах сельскохозяйственных угодий, показателях почвенного плодородия, состоянии мелиорируемых земель, площади земель, занятых сельскохозяйственными культурами. Результаты такого мониторинга необходимы в землепользовании и эксплуатации инфраструктурных объектов -например, транспортных мощностей, элеваторов, складских помещений.
Специфика агрокластеров определена производственным циклом АПК и составом элементов и субъектов, в частности промышленно-производственные мощности, земельные площади, инженерная инфраструктура и коммуникации, региональные и местные органы власти и управления, малый и средний бизнес, агрохолдинги. Тем не менее для развития аграрного сектора необходимо искать новые механизмы и формы ГЧП с целью расширения сфер применения: не только инфраструктурное обеспечение и функциональные отрасли АПК, но и транспортно-логистическое обеспечение, НИОКР и распространение передового опыта, преодоление постурожайных потерь. Перспективными направлениями для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества могут стать агротехнопарки, которые также могут стать площадками по поддержке отечественного экспорта сельскохозяйственной продукции. Малоиспользуемым направлением взаимодействия являются ассоциации региональных агентств инвестиций и развития, отраслевые союзы и фермерские ассоциации.
Таким образом, разработка и реализация проектов ГЧП как инструмента развития агропромышленного комплекса является организационно сложной процедурой, требующей не только системного институционального подхода, но и поиска новых эффективных форм реализации и взаимодействия между государством и предпринимательским сообществом, поскольку однозначно готовых алгоритмов для всех сфер экономики, в частности для АПК, не
существует. В каждом случае требуется построение адаптивной модели для конкретной территории и подотрасли.
С целью развития отношений государственно-частного партнерства в агропромышленном производстве нами рассматривается перспектива использования модифицированной модели на основе проектного и программно-целевого метода для развития экспортных возможностей АПК.
Выделим предпосылки и целевые ориентиры: объединение различных функций управления на основе механизмов проектирования, планирования и бюджетирования в рамках агрокластера. Спецификация и администрирование [3] позволят консолидировать усилия для комплексного развития сельских территорий и наращиванию российского экспортного потенциала поставок сельскохозяйственной и пищевой продукции на зарубежные рынки.
Агрокластеры могут объединять как производство по группам продукции (растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство), так и распространение передового опыта агропроизводства и проведение международных выставочно-ярмарочных мероприятий.
В этой институциональной форме партнерства будут достигнуты следующие социально-экономические эффекты: формирование конкурентного агропромышленного предпринимательства; уменьшение количества посредников в процессе освоения международных рынков сбыта; развитие эффективных форм товарного производства сельхозпродукции; создание полного цикла (от научных исследований, производства до переработки, реализации) высокотехнологичного агропроизводства; создание рабочих мест и повышение уровня жизни в сельских территориях; увеличение доли АПК в общем объеме ВПП; создание положительного инвестиционного образа и инновационного бренда России; комплексное решение вопросов транспортной и логистической инфраструктуры.
Конкурентным преимуществом российских экспортеров
сельскохозяйственной продукции в агрокластерах будет являться органическое агропроизводство в рамках биотехнологического разнообразия.
Выводы. Дискуссии об использовании государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе основаны на специфике и высокой рискованности аграрного производства в нашей стране. Важная роль и значимость ГЧП в АПК отмечается во многих федеральных, региональных целевых программах, концепциях и стратегиях развития отрасли. Механизм ГЧП в сельском хозяйстве сможет стать главным эффективным фактором и инструментом обеспечения национальной продовольственной безопасности в условиях с одной стороны участие РФ во Всемирной торговой организации и с другой - сохранение санкций по отношению в России. ГЧП направлено на долгосрочное сотрудничество и системную государственную поддержку, что обеспечит комплексный подход к развитию такого сотрудничества на основе программно-целевого и проектного подходов. Позитивный опыт реализации партнерства государства и бизнеса в АПК позволит сформировать восприимчивость агробизнеса к инновационному развитию в долгосрочной перспективе, а своевременная корректировка научно-теоретического, методологического и методического обеспечения, институциональной поддержки инициирует применение адекватных методов и инструментов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: http://base.garant.ru/71129190/1/#friends#ixzz4dvzFXOu0 (Дата обращения 28.09.2017).
2. Мониторинг проектов государственно-частного партнерства в ГАС «Управление» Министерства экономического развития РФ 30 января 2017 // URL: http://gasu2.ru/sites/default/files/documents/2017/01/31/2017-01-30_vks-gchp.pdf (Дата обращения 28.09.2017).
3. Ажлуни А.М., Солодовник А.И. Государственно-частное партнерство: состояние и перспективы в современной экономике России. Московский экономический журнал. 2017. № 3 // URL: http://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2017-53/ (Дата обращения 28.09.2017).
4. Гладкова Е.П. Анализ различных форм партнерства в сфере АПК: проблемы и перспективы // УЭкС. 2016. № 8 (90). С. 16.
5. Карта кластеров России. Российская кластерная обсерватория // URL: http://map.cluster.hse.ru/ (Дата обращения 28.09.2017).
6. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2015 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. Ответственные за выпуск В.П. Свеженец, А.Г. Папцов, Л.В, Бондаренко. Том. Выпуск 3. Москва, 2017. 352 с.
7. Прока Н.И., Савкин В.И. Современные проблемы механизма государственной поддержки аграрного сектора экономики России // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции: труды Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. Москва, 2015. С. 193-198.
8. Прока Н.И., Савкин В.И., Буяров А.В. Государственная поддержка аграрного сектора России в новых социально-экономических условиях. Орел, изд-во ОрелГАУ, 2017. 166 с.
9. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2014-2015, Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2015-2016, Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства 2016-2017. Национальный центр государственно-частного партнерства // URL: http://pppcenter.ru/proektyi-czentra/rejting-regionov-po-gchp.html (Дата обращения 28.09.2017).
10. Суровцева Е.С. Грантовый механизм государственной политики развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 10. С. 2-9.