Научная статья на тему 'Прямые иностранные инвестиции и современное состояние инвестиционного климата во Вьетнаме'

Прямые иностранные инвестиции и современное состояние инвестиционного климата во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЯМЫ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фан Ву Иен Ти

2017 год знаменовал собой важную веху 30 лет иностранных инвестиций во Вьетнаме. Закон об иностранных инвестициях во Вьетнаме, принятый в декабре 1987, способствовал привлечению иностранных инвестиций в страну, которые сыграли активную роль в экономическом и социальном росте и развитии страны, в частности отразилось в скачке в экономическом росте Вьетнама, в направлении экономики в сторону индустриализации и модернизации, создании новых рабочих мест, повышении качества человеческих ресурсов, изменении структуры рынка труда в целом и так далее. В статье рассмотрено общее состояние прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме по объему, распределению по секторам экономики и по странам-инвесторам. Наряду с этим рассмотрена оценка инвестиционного климата Вьетнама Всемирным экономическим форумом, выявлены ряд сильных и слабых сторон конкурентоспособности Вьетнама. Также был выделен ряд проблем, решение которых может способствовать увеличению инвестиционной привлекательности Вьетнама в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прямые иностранные инвестиции и современное состояние инвестиционного климата во Вьетнаме»

Прямые иностранные инвестиции и современное состояние инвестиционного климата во Вьетнаме

Фан Ву Иен Ти

аспирант, Департамент «Корпоративные финансы и корпоративное управление», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», phaninna1506@gmail.com

2017 год знаменовал собой важную веху - 30 лет иностранных инвестиций во Вьетнаме. Закон об иностранных инвестициях во Вьетнаме, принятый в декабре 1987, способствовал привлечению иностранных инвестиций в страну, которые сыграли активную роль в экономическом и социальном росте и развитии страны, в частности отразилось в скачке в экономическом росте Вьетнама, в направлении экономики в сторону индустриализации и модернизации, создании новых рабочих мест, повышении качества человеческих ресурсов, изменении структуры рынка труда в целом и так далее. В статье рассмотрено общее состояние прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме по объему, распределению по секторам экономики и по странам-инвесторам. Наряду с этим рассмотрена оценка инвестиционного климата Вьетнама Всемирным экономическим форумом, выявлены ряд сильных и слабых сторон конкурентоспособности Вьетнама. Также был выделен ряд проблем, решение которых может способствовать увеличению инвестиционной привлекательности Вьетнама в перспективе. Ключевые слова: прямы иностранные инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, индекс глобальной конкурентоспособности, рейтинг.

Проблема инвестиционной привлекательности Вьетнама была и остается актуальной для страны, поскольку больше инвестиционных проектов могут быть реализованы при привлечении иностранного капитала.

Стоит начать с того, что закон об иностранных инвестициях, принятый в 1987 году во Вьетнаме, был оценен как открытый и привлекательный закон, знаменующий эру притока прямых иностранных инвестиций и способствующий экономическому росту и повышению эффективности международной интеграции страны.

Конечно, в первые три года (1988-1990) приток ПИИ оставался ограниченным. Однако ситуация быстро изменилась, в закон были внесены поправки в 1990 и 1992 годах для создания лучшей правовой среды, что привело к первой волне ПИИ в 1991-1997 годах.

В 2005 году принятие Закона об инвестициях и Закона о предприятиях стало важной вехой в создании нормативно-правовой базы, соответствующей инвестиционной и предпринимательской деятельности, предлагая недискриминационные стимулы и политику продвижения. Это вызвало вторую волну ПИИ с общим зарегистрированным капиталом в 6,84 млрд. Долл. США, из которых было выделено 3,3 млрд. Долл. США (Таблица 1).

В июле 2015 года вступил в силу новый Закон об инвестициях №67/2014ЮЖ3, призванный упростить условия входа на вьетнамский рынок иностранным инвесторам, а также сделать сам процесс инвестирования как можно более транспарентным [5].

Как отмечают вьетнамские экономисты и правоведы, по сравнению с другими законами Закон об инвестициях претерпел больше всего изменений, которые следуют общим тенденциям, международной практике и социально-экономическому развитию страны, повышая привлекательность и эффективность ПИИ.

Вьетнам в настоящее время считается привлекательным местом для многих иностранных инвесторов из-за низких затрат, подходящей политики стимулирования, стабильной политической среды и налоговых ставок. Статья 13 Закона об инвестициях 2014 года предоставляет инвесторам наивысшие доступные привилегии при любых изменениях законов или нормативных актов [4].

В общей сумме по состоянию на конец декабря 2017 года насчитывалось порядка 26 746 инвестиционных проектов ПИИ с общим зарегистрированным капиталом более 378 млрд. долл. США, реализованным капиталом более 170 млрд. долл. США, что составляет 45%. По предварительным данным в 2018 г. Было предложено 3 147 инвестиционных проектов с зарегистрированным и реализованным капиталом в 36,368 и 19,1 млрд. долл. США соответственно [2].

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю 2

М О

Таблица 1

Объем ПИИ во Вьетнаме за период 1988-2017 гг. по числу проектов и зарегистрированному и реализованному

о

см

см 01

О Ш

т

X

<

т о х

X

Год Число проектов Зарегистриро ванный капитал (млн.долл.С ША) Реализованн ый капитал (млн.долл. США) Отношение Реализованный капитала к зарегистрирован ному

оэ о 00 О) (Л О) 211,00 1 603,50

1991 152,00 1 284,40 428,50 33

1992 196,00 2 077,60 574,90 28

1993 274,00 2 829,80 1 117,50 39

1994 372,00 4 262,10 2 240,60 53

1995 415,00 7 925,20 2 792,00 35

1996 372,00 9 635,30 2 938,20 30

1997 349,00 5 955,60 3 277,10 55

1998 285,00 4 873,40 2 372,40 49

1999 327,00 2 282,50 2 528,30 111

2000 391,00 2 762,80 2 398,70 87

2001 555,00 3 265,70 2 225,60 68

2002 808,00 2 993,40 2 884,70 96

2003 791,00 3 172,70 2 723,30 86

2004 811,00 4 534,30 2 708,40 60

2005 970,00 6 840,00 3 300,50 48

2006 987,00 12 004,50 4 100,40 34

2007 1 544,00 21 348,80 8 034,10 38

2008 1 171,00 71 726,80 11 500,20 16

2009 1 208,00 23 107,50 10 000,50 43

2010 1 237,00 19 886,80 11 000,30 55

2011 1 186,00 15 598,10 11 000,10 71

2012 1 287,00 16 348,00 10 046,60 61

2013 1 530,00 22 352,20 11 500,00 51

2014 1 843,00 21 921,70 12 500,00 57

2015 2 120,00 24 115,00 14 500,00 60

2016 2 613,00 26 890,50 15 800,00 59

2017 2 741,00 37 100,60 17 500,00 47

Итого 26 746,00 378 698,80 171 992,90 45

, , <1. || .11 ]| || .1 л || .1 .и Л ,|[ .1,1

Источник: Генеральное управление статистики Вьетнама

Более подробно рассмотрим ПИИ во Вьетнам в период 2006-2017 гг., который в свою очередь можно условно разделить на следующие интервалы:

1) 2006-2008 гг. Абсолютная стоимость зарегистрированных ПИИ высока, как и величина реализованного капитала, однако соотношение расходов к зарегистрированным ПИИ достаточно низкое и составляет 16-34%. Это связано с тем, что в течение 2000-2005 годов Вьетнам уделял первостепенное внимание привлечению ПИИ и открытой, интегрированной экономической политике. ПИИ в основном направлялись в торговлю, в сектор легкой промышленности. Также за это время Вьетнам стал членом ВТО, но инвестиции в основном сосредоточивались на таких отраслях, как производство цемента, стали, что обуславливало продление срока реализации проекта и выделение средств.

2) В период 2008-2010 гг. условия для инвестиционного бизнеса были значительно улучшены, в том числе правовой аспект, что привлекло инвестиции из Кореи, Америки и Японии. В результате можно заметить значительный уровень зарегистрированного капитала, но уровень реализованного капитала оставался относительно низким.

3) В течение 2009-2010 гг. потоки ПИИ во Вьетнам также были подвержены влиянию мирового финансового кризиса, что отразилось на снижении значения зарегистрированного капитала по сравнению с 2008 г.

тооооооооооооооооооо

а

■число проектам ■ 1ар«ш1рироьанмы[1кмштл1 [ипрадмл.с шд)

■ *нн кмк! НЛ111Т-1П I лппп I Шй I

Рисунок 1. Объем ПИИ во Вьетнаме за период 1988 - 2017 гг. по числу проектов и зарегистрированному и реализованному капиталу.

4) 2011-2017 гг.: в 2011 году появилось 1186 новых проектов с общим зарегистрированным капиталом в размере 15,589 млн. долл. США (снижение по сравнению с 2010 годом на 21,57%). ПИИ снизились из-за мирового финансового кризиса. С 2012 по 2017 годы ПИИ и общий зарегистрированный капитал имели тенденцию к увеличению.

В 2016 году, когда было заключено ряд соглашений о свободной торговле, в том числе вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Социалистической Республикой Вьетнам объем прямых иностранных инвестиций вырос [1]. Примечательно, что объем прямых иностранных инвестиций в 2016 году достиг 15,8 млрд долл. США, увеличившись на 8,97% по сравнению с 2015 годом, а в 2017 эта цифра увеличилась еще 10,76% по сравнению с 2016 и составила 17,5 млрд. долл. США

2017 год знаменовал собой важную веху - 30 лет иностранных инвестиций во Вьетнам. Именно 2017 показал самые высокие показатели как по числу инвестиционных проектов, так и по значениям зарегистрированного и реализованного капитала.

Тем не менее, стоит отметить, что ПИИ распределены неравномерно в различные секторы экономики Вьетнама. В основном ПИИ сосредоточены в следующих секторах: наибольшее внимание иностранные инвесторы привлекают в сфере перерабатывающей промышленности с общим капиталом 186,5 млрд. долл. США, что составляет 58,36% от всего объема, на втором месте - сектор недвижимости с 53,2 млрд. долл. США, что эквивалентно 16,65% от общего зарегистрированного капитала; затем следует производство и распределение электроэнергии с 20,8 млрд. долл. США, что составляет 6,51% (Таблица 2).

Безусловно, иностранные инвестиции во Вьетнам резко возрастают, и есть больше стран, желающих инвестировать. В соответствии с отчетом об иностранных инвестициях в 2017 году Агентства по иностранным инвестициям Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, на конец 2017 года насчитывалось 115 стран и территорий, которые инвестировали в Вьетнам. Тем не менее, есть только несколько стран с наиболее значимыми денежными потоками: первое место занимает Корея с общим зарегистрированным капиталом в раз-

мере 62,63 млрд. долл. США, что составляет 18,37% общего зарегистрированного капитала; на втором месте стоит Япония с 57,37 млрд. долларов США, 15,67% от общего объема зарегистрированного капитала; Сингапур и Тайвань находятся на 3-м и 4-м месте с 46,71 млрд. долл. США и 31,4 млрд. долл. США, что эквивалентно 13,71% и 9,21% соответственно. Таким образом, данные 4 страны с самыми высокими ПИИ во Вьетнаме в общей сложности составили 58,13% от общего объема зарегистрированного капитала.

Таблица 3

Топ-15 стран-инвесторов по объему ПИИ во Вьетнам на 31/12/2017 гг.

Таблица 2

Объем ПИИ во Вьетнаме 31/12/2017 гг.

по секторам экономики на

п/п Сектор экономики Число проект ов Зарегистрированн ый капитал (млн.долл.США) Доля, %

1 Обрабатывающая промышленность 12 460 186 514,20 58,36%

2 Недвижимость 639 53 226,00 16,65%

3 Производство и распределение электроэнергии, газа, горячей воды, пара и кондиционирования воздуха. 115 20 820,90 6,51%

4 Гостиницы и рестораны 644 12 004,20 3,76%

5 Строительство 1 481 10 846,50 3,39%

6 Оптово-розничная торговля; Ремонт автомобилей, моторов, мотоциклов и других автомашин 2 805 6 200,00 1,94%

7 Добывающая промышленность 105 4 876,00 1,53%

8 Транспортировка и хранение 666 4 646,70 1,45%

9 Сельское, лесное и рыбное хозяйство 511 3 521,20 1,10%

10 Информация и связь 1 653 3 336,50 1,04%

11 Профессиональная деятельность, наука и техника 2 478 3 096,30 0,97%

12 Культура, спорт, организация досуга 133 2 781,60 0,87%

13 Водоснабжение; деятельность по управлению и очистке мусора и сточных вод 68 2 338,50 0,73%

14 Деятельность в области здравоохранения и социальной помощи 134 1 867,00 0,58%

15 Финансовая деятельность, банковское дело и страхование 81 1 487,80 0,47%

16 Прочие услуги 156 762,80 0,24%

17 Образование и обучение 376 759,90 0,24%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Административная деятельность и вспомогательные услуги 298 527,10 0,16%

Итого 24 803 319 613,10 100,00%

Число Зарегистрирован ный капитал (млн.дол.США) Доля,

п/п проектов %

ИТОГО 27 454 340 849,90

В то числе:

1 Южная Корея 7 487 62 630,30 18,37

2 Япония 4 007 57 372,10 16,83

3 Сингапур 2 161 46 718,20 13,71

4 Тайвань 2 597 31 406,20 9,21

5 Британские Виргинские Острова 793 20 793,60 6,10

6 Гонконг(Китай) 1 437 19 845,10 5,82

7 Китайская Народная Республика 2 168 13 414,20 3,94

8 Малайзия, Индонезия 587 12 478,30 3,66

9 Таиланд 529 10 440,00 3,06

10 Нидерланды 321 9 367,70 2,75

11 Соединенные Штаты 904 9 348,00 2,74

12 Острова Кайман 110 7 108,30 2,09

13 Самоа 284 6 325,60 1,86

14 Канада 174 5 097,50 1,50

15 Франция 539 3 675,80 1,08

Источник: Генеральное управление статистики Вьетнама

Источник: Генеральное управление статистики Вьетнама

На наш взгляд, анализ был бы неполным, если не рассмотреть оценки и индексы международных организаций и мировых инвестиционных и консалтинговых агентств. Данные о стране представлены в динамике, а также в сравнении с другими странами, поэтому дают полное представление об инвестиционной привлекательности страны, тенденциях развития или каких-либо изменениях в любом промежутке времени.

Отчёт о глобальной конкурентоспособности является ежегодным докладом Всемирного экономического форума (ВЭФ), выпускаемый с 1979 года. Данный отчет предоставляет информацию о сильных и слабых сторонах конкурентоспособности более 100 стран, на которые приходится большая часть мирового ВВП. Представленная информацию значима для лидеров бизнеса и политики и делает их сотрудничество в сфере создания благоприятного бизнес климата более продуктивным. С 2004 года Отчёт о глобальной конкурентоспособности ранжирует страны на основе «Глобального индекса конкурентоспособности», разработанный экономистами Хавьер Сала-и-Мартин и Эльза Артади. До этого ВЭФ готовил два ежегодных рейтинга: первый строится на базе макроэкономического индекса роста конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index, GCI) Джеффри Дэвида Сакса, второй — на базе микроэкономического индекса конкурентоспособности для бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI), разработанный профессором Гарвардского университета Майклом Е. Портером. Индекс конкурентоспособности оценивает способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан, что неразрывно связано с тем, насколько эффективно страна использует ресурсы, которыми располагает. При этом для поддержания уровня жизни в условиях свободного рынка, как правило, необходимо постоянное повышение производительности труда и качества товаров/услуг. Вьетнам присоединился к рейтингу глобальной конкурентоспособности в 1997 г. [3, с. 284]

На рассматриваемом промежутке 2007 - 2018 гг. рейтинг Вьетнама улучшался, однако прогресс нельзя назвать значительным. (Таблица 3)

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю 2

М О

Таблица 3

Индекс глобальной конкурентоспособности Вьетнама за

о

сч

сч

OI

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

Период Рейтинг Значение индекса

2007-2008 68 4,044442

2008-2009 70 4,099632

2009-2010 75 4,026243

2010-2011 59 4,274882

2011-2012 65 4,239329

2012-2013 75 4,107451

2013-2014 70 4,181842

2014-2015 68 4,228233

2015-2016 56 4,301270

2016-2017 60 4,312126

2017-2018 55 4,356217

Источник: The Global Competitiveness Report 2007-2018 — World Economic Forum

Таблица 4

Индекс глобальной конкурентоспособности Вьетнама в 2018 и 2019 гг. [7]

Показатель 2018 2019

Значени е индекса Рейтинг Значени е индекса Рейтинг

1 Институты 49,5 94 49,8 89

2 Инфраструктура 65,4 75 65,9 77

3 Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) 43,3 95 69,0 41

4 Макроэкономическ ая стабильность 75,0 64 75,0 64

5 Здравоохранение и образование 81,0 68 80,5 71

6 Высшее образование и профессиональна я подготовка 54,3 97 57,0 93

7 Эффективность рынка товаров и услуг 52,1 102 54,0 79

8 Эффективность рынки труда 55,6 90 58,2 83

9 Развитие финансовой системы 62,3 59 63,9 60

10 Размер рынка 70,9 29 71,8 26

11 Модернизация бизнеса 53,7 101 56,5 89

12 Инновация 33,4 82 36,8 76

Источник: The Global Competitiveness Report 2019 — World Economic Forum

В отчете 2019 г. представлен рейтинг из 141 страны, общий ВВП которых составляет около 99% мирового. Начиная с 2018 стали применять шкалу от 1 до 100 для ранжирования.

Так Вьетнам в 2018 г в соответствии с новым рейтингом занимал 77-е место с индексом 58,1, а в 2019 - 67-е место, что на 10 позиций выше, с показателем 61,5. Ниже представлены значения и рейтинг страны по составляющим индекса глобальной конкурентоспособности (Таблица 4)

Несмотря на значительное улучшение рейтинга по ряду позиций, можно отметить следующие слабые стороны. Во-первых, это общественные институты, в том числе слабая защита прав собственности, интеллектуальной собственности, высокий уровень коррупции. Су-

щественные проблемы наблюдаются в развитии финансовой системы, а точнее слабая поддержка малого и среднего бизнеса, низкая стабильность и риски в банковском секторе. Существуют также проблемы в способности экономики разрабатывать и использовать современные технологии.

Таким образом, Вьетнам уже имеет возможность стать новым азиатским тигром, привлекающим достаточное количество ПИИ, и можно говорить о достаточно привлекательном инвестиционном климате в стране, однако несмотря на достаточно позитивные тенденции, существуют и определенные ограничения, препятствующие привлечению ПИИ в страну.

Во-первых, несовершенство законодательства и политики в вопросе стратегической интеграции в глобальную экономику, отсутствие поддержки для привлечения долгосрочных ПИИ. Безусловно инвестиции, совершенные за 30 лет, значительно способствовал общему росту экономики. Тем не менее, при привлечении ПИИ, в приоритете остается количество, а не качественные изменения, как создание новых рабочих мест, открытие высокотехнологичных компаний с иностранными инвестициями, которые могут способствовать созданию добавленной стоимости для отечественной продукции и революции в технологиях производства и сельского хозяйства.

Во-вторых, в политике привлечения ПИИ в настоящее время ослаблен контроль со стороны государственных органов. Большинство привилегий связано с налогами, вместо того, чтобы применять и иные методы поощрения, поэтому этим могут воспользоваться «нечестные» инвесторы.

В-третьих, иерархическая система контроля за лицензированием и предоставлением инвестиций не работает должным образом. Целью данной системы является сокращение затрат времени на получение лицензионных документов и привлечение новых инвестиций для страны.

В-четвертых, предприятия во Вьетнаме крайне медленно осваивают высокие технологии. Предприятия неохота внедряют их на своих производствах, что несомненно негативно сказывается на их конкурентоспособности.

Литература

1. Вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом // Евразийская Экономическая Комиссия: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/ 06-10-2016-1^рх (дата обращения 15.10.2019)

2. Государственное управление статистикой Вьетнама: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gso.gov.vn (дата обращения 19.10.2019)

3. Нгуен Тхи Тху Тхыонг (2012) Оценка современного состояния инвестиционного климата во Вьетнаме // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. С. 283-287

4. dau Ш № 67/2014/ЭН13СР / Т1ли vien ^ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Dau-tu/Luat-Dau-tu-2014- 259729.aspx (дата обращения 17.10.2019).

5. Nguyen Huong (2017) 30 years of foreign investment policy improvement // Vietnam Investment Review [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vir. com.vn/30-years-of-foreign-investment-policy-improvement-54504.html (дата обращения 15.10.2019)

6. The Global Competitiveness Report 2007-2018 — World Economic Forum

7. The Global Competitiveness Report 2019 — World Economic Forum

Foreign direct investments and the current state of the

investment climate in Vietnam Vu Yen Chi Phan

Financial University under the Government of the Russian Federation

2017 marked an important milestone - 30 years of foreign investment in Vietnam. The article considers the general state of foreign direct investment in Vietnam. Along with this, the assessment of the investment climate of Vietnam by the World Economic Forum was considered, a number of strengths and weaknesses of Vietnam's competitiveness were identified. A number of problems are also highlighted, the solution of which can contribute to the increase of investment attractiveness of Vietnam. Keywords: direct foreign investment, investment climate, investment attractiveness, global competitiveness index, rating.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The agreement on a free trade zone between the Eurasian

Economic Union and Vietnam came into force // Eurasian Economic Commission: official site [Electronic resource]. Access mode:

http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/ 06-10-2016-1.aspx (accessed 15.10.2019)

2. State Statistics Administration of Vietnam: official site [Electronic

resource]. Access mode: http://www.gso.gov.vn (accessed October 19, 2019)

3. Nguyen Thi Thu Thuong (2012) Assessment of the current state

of the investment climate in Vietnam // Bulletin of Tula State University. Economic and legal sciences. S. 283-287

4. Luat dau tu No. 67/2014 / QH13CP / Thu vien phat luat [Electronic

resource]. Access mode: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Dau-tu/Luat-Dau-tu-2014- 259729.aspx (accessed October 17, 2019).

5. Nguyen Huong (2017) 30 years of foreign investment policy

improvement // Vietnam Investment Review [Electronic resource]. Access Mode: https://www.vir.com.vn/30-years-of-foreign-investment-policy-improvement-54504.html (accessed October 15, 2019)

6. The Global Competitiveness Report 2007-2018 - World Economic Forum

7. The Global Competitiveness Report 2019 - World Economic

Forum

X X О го А С.

X

го m

о

ю 2

М О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.