УДК: 391.9 ББК: Т 5 в-г
Е.И. Глухих, г. Новосибирск Научный руководитель: А.Ю. Майничева
Влияние процессов модернизации и постмодернизации на усадьбы и жилища русских поселений Минусинской котловины
Аннотация
В статье рассматриваются процессы трансформации традиционных усадебных комплексов и жилищ в поселениях Минусинской котловины на протяжении XX в. Отмечаются основные черты индустриального и постиндустриального общества, которые отразились на строительной культуре сибирских старожилов в целом (материалы, технологии возведения жилых и хозяйственных построек, функциональные особенности жилого пространства).
Ключевые слова: русская культура, жилище, модернизация, постиндустриальное общество.
Усадебный комплекс, включающий жилище и ряд построек хозяйственного назначения, выступает одним из главных элементов поселения и играет основополагающую роль в жизнедеятельности русских старожилов, проживающих в селениях Минусинской котловины. В данной статье предпринята попытка выявить влияние процессов модернизации и постмодернизации на традиционные архитектурно-строительные элементы в культуре русских старожилов селений Минусинской котловины на примере усадебных комплексов и жилищ. Гипотезой исследования принято положение о том, что модернизационные процессы, такие как укрупнение сел, переход от ручного производства к машинному, привели к изменениям в структуре поселений, технологии, конструктивных приемах, инструментах и материалах в строительном деле, что потребовало установить факты сохранности традиционных строительных элементов наряду со случаями внедрения новшеств. Для постмодернизационных процессов характерны распространение информационных технологий, переход к преимущественному управлению финансовыми потоками, направленному на развитие постиндустриального общества. Эти процессы во многом влияют на уклад жизни самих людей; в таком аспекте предполагалось изучение влияние этих новых процессов на строительную культуру старожилов, проживающих в стороне от основных технологических центров.
Для проверки выдвинутых гипотез потребовался сбор нового материала. В качестве объекта исследования были выбраны русские старожильческие поселения Минусинской котловины, по административному делению относящиеся к Минусинскому району Красноярского края. Часть из поселений была основана русскими в Х"УП-ХУШ вв., поэтому прошли долгий путь развития. Территория находится в значительном отдалении от ведущих административных, культурных и информационно-технологических центров, что позволяет выполнить задачи исследования. В работе использованы собранные автором материалы Сибирского этнографического отряда 2014 г., работавшего под руководством д-ра ист. наук А.Ю. Майничевой [1]. Задачами полевого исследования были рассмотрение особенностей расположения русских старожильческих деревень, размещения усадебных комплексов внутри поселений, определение типологии жилищ, выделение архитектурно-строительных особенностей, традиционно характерных для данного региона и появившихся в результате процессов модернизации
и постмодернизации. Были обследованы г. Минусинск, д. Лугавское, д. Малая Минуса.
Было установлено, что традиционно русские старожилы расселялись вдоль речных берегов, выбирая наиболее плодородные земли, усадьбы располагали у леса, а бани у реки. Если хозяйства были зажиточные, то дома в таких хозяйствах отличались от остальных по размеру, но не по способам возведения. В основном тип расселения сохранился.
Существуют несколько типов традиционного крестьянского жилища: изба (клеть) с пристроенными сенями, дом на связи (изба и горница — чистое, гостевое помещение, — соединенные рублеными сенями) или «шестистенка», наиболее распространенным типом являлся «пятистенок». Для русских сибирских селений Минусинской котловины характерен и «крестовик» («круглый дом» под четырехскатной крышей, квадратный в плане, крестообразно разделенный стенами на равные помещения). Дома на связи («связью») и «пятистенки» располагались торцевым, в три окна, фасадом к улице. Для неразделенных семей могли возводить избы «двойни» или «тройни»: на одном дворе ставились в ряд вдоль улицы две и три избы с общей продольной стеной, с отдельными сенями и под отдельными двухскатными крышами. В современных селениях по сей день встречаются крестовые дома, дома «на связи». Более всего, как и раньше, распространены пятистенные дома.
На строительство основной срубной конструкции дома шла сосна, на основание — лиственница. Если пол в доме был двойным, для второго (нижнего) слоя применяли кедровое дерево (местн. «кедру»). Раньше определяли качество леса по срезу дерева или по стуку: «хорошая древесина должна быть звонкой, а в разрезе блестеть и быть ярко-желтого цвета» [2]. Бревна сплавляли по реке из таежных зон, затем высушивали около года перед началом строительства. Дома ставились помочью, как говорят местные старожилы: «собирались всей деревней и за несколько дней ставили избу, хозяева же накрывали стол, благодарили родственников и соседей». Основой жилого дома является срубная конструкция, предполагающая горизонтальную кладку бревен, между которыми укладывали предварительно высушенный мох. Местные жители д. Лугавское поделились технологией утепления стен дома: «сначала рубили коноплю, затем вычесывали ее, делая "кудель", в который заворачивали мох. Этот "кудель" и прокладывали между бревен» [2]. В настоящее время многие из этих технологий уже не применяются, мох заменяется паклей, коноплю и вовсе не выращивают, запрещено. Рубили дома, как правило, «в чашу» или «в угол с остатком». Сейчас в деревнях преобладает тип рубленого дома, сохранившийся с прежних времен. Новое строительство ведется мало, лес не заготавливают сами, а покупают готовые оцилиндрованные бревна или брус. Новые строительные материалы используют для крыш — тесовые крыши сначала заменяли на железные и шиферные, а теперь на металло-черепичные и ондулиновые. Вставляют пластиковые окна (рис. 2). Фасады домов обшивают сайдингом (рис. 1). Для строительства могут приглашать специализированные бригады и вместе с тем совершенно не прибегают к услугам фирм-проектировщиков, использующих современные информационные технологии по архитектурному и инженерному проектированию. В деревнях не устанавливают биотуалетов, не проведен газ для отопления и получения горячей воды.
Дома-пятистенки, которые могли принадлежать и двум хозяевам, а также дома-четырех-стенки внутри разделялись на избу и горницу (местн. «светлица»). В избе у входа, топкой в противоположную сторону располагалась русская глинобитная (стряповая) печь, позже ей на смену пришла кирпичная. Раньше в глину под печи добавляли стекло или камень для лучшего нагрева. Перед топкой находилась куть, которая отделялась дощатой, иногда расписной перегородкой (местн. «переборкой»), за печью был расположен крытый вход в подполье — голбец. В основном такая планировка сохранилась и сейчас.
Русские старожилы верили, что за печью живет домовой, который охраняет жилище, его
17
подкармливали хлебом; а во дворе — дворовой, который скот бережет. Местные жители утверждают, что домовой не любит ругани, поэтому в каждом доме должен царить мир. Самый почитаемый угол в горнице с иконами называли «божницей» или «красным углом». Многие русские старожилы и их потомки и сейчас соблюдают эту традицию, некоторые из них хранят старинные иконы, хотя церковь посещают редко.
В ходе модернизации менялось внутреннее убранство жилища: на смену традиционным деревянным лавкам приходили кровати, диваны, на смену сундукам — комоды, шкафы, серванты. Постмодернизационные процессы, благодаря которым сельским жителям сейчас стали доступны спутниковое телевидение, разные виды телефонной связи, интернет, безусловно, отразились на быте и досуге людей, а также на убранстве жилищ. Молодежь находит место в комнате для компьютерной техники.
Усадебный комплекс, как правило, включал избу, навес, хлев, «амбарушки», мастерскую хозяина, а также клети — хозяйственные постройки для животных. Усадьбы встречаются разных типов, которые, в свою очередь, определялись особенностями размещения построек. В основном хозяйственные постройки располагались в усадьбе свободно, некоторые могли размещаться под общей крышей. Баня ставилась за огородом. Двор усадьбы разделялся на «чистый» и «скотный». На «скотном дворе» располагались хозяйственные постройки, на «чистом» — жилище. Крытых дворов не встречалось, что объясняется старожилами хорошими погодными условиями с редкими дождями. Сами усадьбы сейчас не перестраиваются, но обновляются различные хозяйственные постройки в их составе, например, амбары хозяева превращают в гаражи или мастерские. Постепенно исчезает такой вид изгороди из полубревен в усадьбе, как заплот, на смену ему приходит штакетник.
В Минусинской котловине сохраняется сеть русских старожильческих сел. В некоторых населенных пунктах осталась только одна улица с усадьбами и домами конца XIX — начала XX в. К таким поселениям в первую очередь относится д. Лугавское. Сносу не подлежат старинные срубные дома с массивными резными карнизами, что объясняется их пригодностью в настоящее время. Безусловно, к началу XXI в. многие поселения изменили свой облик. Модернизационные и постмодернизационные процессы, происходящие в XX-XXI вв., привели к тому, что появились новые строительные материалы, новые технологии строительства, усадьбы и жилища приобретают новый вид, дерево заменяет пластик и металл. Вместе с тем в русских старожильческих поселениях Минусинской котловины устойчиво сохраняются традиционные для культуры русских старожилов усадьбы и жилища в том случае, если они пригодны для проживания. Многие традиционные технологии строительства, обряды, сопровождающие строительные работы при возведении жилищ, в настоящее время не применяются, но сохраняются в памяти самих старожилов. Орнамент, встречающийся на старинных деревянных наличниках, повторяется при украшении наличников, сделанных из пластика или металла.
Список использованных источников
1. Полевые материалы автора (ПМА), 2014: Материалы Сибирского этнографического отряда ИАЭТ СО РАН, начальник отряда д-р ист. наук А.Ю. Майничева. Собиратель Е.И. Глухих.
2. ПМА, 2014: Материалы Сибирского этнографического отряда ИАЭТ СО РАН, начальник отряда д-р ист. наук А.Ю. Майничева. Собиратель Е.И. Глухих. Информант Г.Г. Анашки-на (Сиротинина), 1937 г.р., д. Лугавское.
Рис. 1. Жилой дом-шестистенок, обшитый сайдингом. г. Минусинск, 2014 г.
Полевые материалы автора
Рис. 2. Жилой дом с резным карнизом и новыми пластиковыми окнами. Д. Лугавское, 2014 г.
Полевые материалы автора