УДК 39.107
Е.И. Глухих, г. Новосибирск Научный руководитель: д-р ист. наук А.Ю. Майничева
Усадьбы и жилища в русских старожильческих поселениях Минусинского и Кежемского районов Красноярского края в XX в.
Аннотация
В статье сопоставляются архитектурно-строительные особенности усадебных комплексов и жилищ в русских старожильческих поселениях Минусинского и Кежемского районов Красноярского края в XX в. Анализ полученных автором полевых материалов показал, что типология усадебных комплексов и жилищ в рассмотренных районах одинакова, исключение составляют некоторые хозяйственные постройки с их разными названиями. Русская старожильческая строительная культура, несмотря на разность природно-климатических условий, обладала значительным сходством и не претерпевала значительных изменений на протяжении всего XX в., и только к началу XXI столетия на нее оказали влияние такие факторы, как социальные преобразования, модернизационные и постмодернизационные процессы. В Кежемском районе усадебные комплексы многих селений были снесены в связи с началом строительства каскадов гидроэлектростанции. В поселениях Минусинского района усадьбы также не сохранились в своем первозданном виде, поскольку все старинные хозяйственные постройки были разрушены, а на их месте построены современные сараи, мастерские, гаражи. Вместе с тем жилища слабо подверглись трансформациям.
Ключевые слова: усадебный комплекс, жилище, русская старожильческая строительная культура, сельская архитектура XX в.
Крестьянская усадьба, включающая жилище, представляет собой целостный хозяйственный и архитектурный комплекс, характер которого обусловлен природно-климатическими, культурно-историческими и другими факторами. В 2011—2015 гг. Сибирский этнографический отряд под руководством д-ра ист. наук А.Ю. Майничевой проводил обследование поселений для выявления усадебных комплексов и жилищ, характерных для традиционной строительной культуры русских старожилов Минусинского и Кежемского районов Красноярского края, бытующей на протяжении XX в. Задачами исследования были рассмотрение особенностей расположения усадебных комплексов внутри русских старожильческих поселений, определение состава усадеб, типологии жилища русских старожилов и его основных архитектурно-строительных особенностей. В статье предпринята попытка сравнить характерные черты строительной культуры на примере усадеб и жилищ Минусинского и Кежемского районов Красноярского края, где существуют исторически сложившиеся анклавы русского старожильческого населения, которые развивались в отличающихся природно-климатических условиях, что позволяет оценить их влияние на развитие строительной культуры.
Кежемский район является муниципальным районом восточной части Красноярского края, который расположен по среднему течению р. Ангары. Изучаемые селения этого района — дер. Кежма, Про-спихино, Болтурино — расположены вдоль берега р. Ангары и окружены сопками и тайгой. Минусинский район расположен в южной части Красноярского края на правом берегу р. Енисей. Рассматриваемые поселения этого района — с. Лугавское и Знаменка — расположены в лесостепной зоне вдоль берега р. Лугавки, притока р. Енисей.
В старожильческих поселениях Кежемского района Красноярского края преобладает покоеобраз-ная и двухрядная планировки усадеб. В поселениях
Минусинского района встречаются усадьбы свободного и замкнутого типа. К общим чертам относятся уличная застройка селений и планировка усадебных комплексов. Усадьбы, как правило, разделяются на передний (чистый) и задний (скотный) двор. На переднем дворе усадьбы всегда размещались дом, амбары, погреба, дровяник. Амбары во дворе усадьбы всегда ставили отдельно от остальных хозяйственных построек; они были высокими, размещались на сваях. В бедных семьях лари с пшеницей устраивали в сенях жилого дома.
На скотном дворе были стайки для коров, хлева, где содержали свиней и овец, конюшенные дворы с отдельными постройками и загоном. В настоящее время в с. Лугавском скот выносят за огороды, а раньше его держали в постройках рядом с домом. Все постройки соединялись между собой и занимали большую часть усадьбы; изгороди были из полубревен — взаплот, и только в конюшнях делали перегородки из жердей. Ворота строили высокие, под крышей на два ската. Во дворе усадьбы всегда устраивали ледник: «копали яму, обкладывали ее плитняком, зимой наваживали туда снегу, закрывали соломой, такой ледник использовали в основном для хранения мяса» (ПМА, 2015).
Необходимо указать и на некоторые отличия: в поселениях Кежемского района на переднем дворе усадьбы дополнительно размещались зимовьюшка, то есть летняя кухня, и завозня — постройка с широкими двупольными распашными дверьми для хранения повозок, саней, хозяйственного инвентаря. В поселениях Минусинского района на переднем дворе усадьбы размещался двухъярусный навес на высоких деревянных столбах под двухскатной крышей, где наверху хранили зеленое сено для молодняка, а внизу — телеги, сани и другую хозяйственную утварь. За селением вблизи р. Ангары ставились бани «по-черному» для нескольких семей, иногда их устанавливали за дворами в огороде. Отмечено более
позднее размещение бань на территории чистого двора. В с. Лугавском и Знаменке Минусинского района бани также топились «по-черному», но всегда размещались в усадьбах. В наиболее выгодном положении оказывались усадьбы, расположенные вдоль реки, поэтому деревни имели одну-три протяженные улицы, соединенные несколькими переулками, ведущими к реке. Типология и состав усадеб в русских старожильческих поселениях Кежемского и Минусинского районов сохранялись на протяжении всего XX столетия, и только в конце XX — начале XXI в. произошли заметные изменения.
Жилые дома в поселениях Кежемского района Красноярского края представлены преимущественно четырехстенками, пятистенками. Шестистенки в форме четырехкамерных домов встречаются крайне редко. Имеется несколько домов «со связью», когда два жилых помещения разделяются бревенчатыми сенями. В дер. Паново, Кежма, Проспихино сохранилось несколько примеров таких домов, построенных в конце XIX — начале XX в. Основными помещениями в доме являлись сени, кладовка, кухня, спальня, зал или комната [1].
В поселениях Минусинского района также получили распространение пятистенные жилые дома (местн. «пятистенки»). Местные жители пояснили: «пятистенок так назывался не потому, что у дома пять стен, а потому, что внутри четырехстенного дома была капитальная перегородка из бревна». Несущая бревенчатая стена внутри такого дома разделяла помещение на горницу (соврем. назв. «зал(а)») и кухню (местн. «изба»). Изба была общим местом в доме, а горница — парадным. Местные жители вспоминают: «был один дом на краю деревни, где вход был через горницу, жила там Агафья, так к ней заходишь в этот дом через сени и сразу видишь высокую и богато убранную кровать. На этой кровати всегда было 4 подушки с вязаными прошвами, сама кровать застилалась с подзором. Во всех горницах встречались такие кровати». Дома-пятистенки были разного типа и имели разные названия: «дом на связи», или «крестовый дом» — это пятистенок, конструкция четырехскатной крыши которого представляла собой особое соединение бревен в замок, носящее название «крестовая связь»; «дом на две половины» — это пятистенный дом с четырехскатной крышей на две семьи. «В каждой половине пятистенка, отделенной бревенчатой стеной, имеются кухня и горница, сени в таких домах являются общими, а крыльцо у каждой семьи свое» (ПМА, 2015). Необходимо отметить, что в домах на две половины сени не отделяли одно жилое помещение от другого, но примыкали сбоку. Сени в крестовом доме занимали большую площадь, чем жилые комнаты, в них обычно располагалась кладовая (местн. «кладовка»). В каждом жилом доме рассматриваемых поселений располагался красный угол с иконами: в селениях Кежемского района этот угол часто носил название «святого» или «подцветки», в селениях Минусинского района бытовало название «угольник». В селениях Минусинского района крыши жилых домов были из теса на два или на четыре ската, сейчас крыши в основном стропильные. Крыши старых домов имели широкие карнизы и резные «ливневки», то есть водостоки. Двухскатные крыши называли «по-
амбарному». В поселениях Кежемского района кровли встречались вальмовые, двускатные на самцах. Крыши делали тесовые в два слоя. Тес для кровли кололи из цельных бревен специальным топором, вбивая в расщелину клинья. Такой тес не поддавался гниению. Позже крыши покрывали рубероидом, а затем шифером. Конек часто выводили с резьбой, фронтон забирали досками.
Технология строительства жилого дома и хозяйственных построек в поселениях рассматриваемых районов была одинакова, однако на постройку дома шла «толстая» лесина, а на постройку амбаров брали более тонкие бревна. Дома строили из сосны при помощи топора. В с. Лугавском Минусинского района лес заготавливали, как правило, зимой, после крещенских морозов, когда приостанавливалось сокодвижение, рубили лес в новолуние. В с. Кежме лес валили, напротив, в полнолуние, так как считалось, что все соки идут в дерево, и оно крепнет. В новолуние («безлуние») соки идут в корень, поэтому для строительства такой лес не годится. До появления леспромхозов дома ставили из смолистого непод-соченного леса. Местные старожилы с. Лугавского отмечают: «для собственных нужд лес раньше заготавливали всегда, хотя специальных лесных угодий здесь не было, разве что было Знаменское лесничество (в с. Знаменка). У нас-то одни богатства — песок, да гравий, леса мало. Когда появились лесхозы, землю выделяло государство, на общественном совете решали, где кому построиться, и лес не рубили, где придется». Лес на постройку дома заготавливали следующим образом: «Валили деревья в тайге зимой, обрубали с них на месте сучки, а увозили на лошадях к реке только весной, там снимали шкуру, а затем сплавляли на плотах с р. Сизой. Чтобы досушить лесину, ее нужно было сложить треугольником, а чтобы засмолить — переворачивать («перекладывать») при этом на три раза, тогда дерево будет крепнуть» (ПМА, 2015). Бревна перед началом строительства должны были лежать около трех лет. Местные старожилы поясняют: «срубили сруб, крышу поставили, накрыли ее и на два года забыли про этот сруб. Пока он не устоится, весь не усохнет, до тех пор никаких работ внутри не ведется». В поселениях Кежемского района старые дома складывали из «моченого листвяка», то есть лиственничные бревна в течение года вымачивали в р. Ангаре для придания ему прочности. На постройку дома созывали помощь (местн. «помочь») в лице родственников или соседей. Хозяева старались сразу построить дома своим детям: «Если в семье четверо сыновей, то родители строили дом сначала для старшего сына, затем для двух средних, а младший сын со своей женой оставался в доме родителей, чтобы за ними присматривать. Этот дом был на две половины» (ПМА, 2015).
На основание дома укладывали камень-плитняк или устанавливали по его периметру стойки (местн. «стулья», «чурки»), изготовленные из лиственницы, на которые «улаживали» окладной, а затем остальные венцы. В нижнем бревне делали желоб, куда укладывали мох, который брали с болот. Мох заворачивали в кудель (вычес. коноплю), чтобы тот не раскрошился. Между бревен прокладывали именно мох, поскольку он был гидроскопичен и позволял утеплить стены дома. Венцы рубили «в чашу»
с остатком. Чаша располагалась, как правило, в верхнем бревне. Обычно высота сруба дома складывалась из 11—13 венцов. Оконные наличники хозяева делали, как правило, самостоятельно из сосны (кедра), рамы были двойные. Когда бывали сильные морозы и окна промерзали, между рам также укладывали мох. Пол в домах часто был двухслойным. Сначала из полубревен делали «черновой» нижний пол, а затем сверху укладывали распиленные плахи толщиной по 6—7 см — «чистый» пол. Стены в домах по рассказам местных жителей штукатурили следующим образом: «лили в глину воду, добавляли конский навоз, затем босые женщины, бегая по кругу с песнями, дружно месили глину на специально отведенной площадке. Этой глиной обмазывали стены». Расписывать стены, потолки было не принято. Всегда для тепла в доме делали завалинки: «приходило бабье лето к началу октября, бабы стирали, а мужики завалинки делали — копали землю и присыпали ею снаружи дом» (ПМА, 2015). О старых домах местные старожилы говорят следующее: «если дом старый разобрать — гвоздей не обнаружишь, а между бревен ни одной щелочки нет. Если дом хорошо просушен — долго простоит. Всякий старый дом — ровный».
Зафиксировано, что типология усадебных комплексов и жилищ в рассмотренных районах Красноярского края одинакова, исключение составляют некоторые хозяйственные постройки с их разными названиями. Русская старожильческая строительная культура, несмотря на разность природно-климати-
ческих условий, обладала значительным сходством и не претерпевала значительных изменений на протяжении всего XX в., и только к началу XXI столетия на нее оказали влияние такие факторы, как социальные преобразования, модернизационные и пост-модернизационные процессы. В Кежемском районе усадебные комплексы многих селений были снесены в связи с началом строительства каскадов гидроэлектростанции. В поселениях Минусинского района усадьбы также не сохранились в своем первозданном виде, поскольку все старинные хозяйственные постройки были разрушены, а на их месте построены современные сараи, мастерские, гаражи. Вместе с тем жилища слабо подверглись трансформациям.
Список литературы
1. Майничева А.Ю., Глухих Е.И. Система расселения и постройки русского старожильческого населения Приангарья (на примере Кежемского района Красноярского края) // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2010. — Т. XVI. — С. 414—418.
Список информаторов
1. Ладушкина (Пузевич) В.П., 1932 г.р., с. Лугавское Минусинского района Красноярского края
2. Епифанов А.А., 1969 г.р., с. Знаменка Минусинского района Красноярского края.