Научная статья на тему 'Влияние процесса глобализации на высшее образование'

Влияние процесса глобализации на высшее образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Налетова Ирина Владимировна, Щербакова Анастасия Андреевна

Процесс глобализации в настоящее время носит всеобъемлющий характер. Изменениям подвергаются все сферы жизни общества, затрагивая также высшее образование. В статье анализируется процесс глобализации и его последствия для университетов. Представлены категории (учебный план, образовательный процесс, мировое студенческое сообщество, глобальный охват), наглядно показывающие, как глобализация оказывает влияние на сферу высшего образования. В статье глобализация высшего образования рассматривается в культурном, политическом и экономическом аспектах. Также делается вывод о том, что процесс глобализации оказывает влияние на переход образовательной системы на предпринимательскую основу, происходит рост академического капитализма, снижение престижности национальной модели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF GLOBALIZATION ON HIGHER EDUCATION

Globalization process has comprehensive character today. All spheres of life of society are exposed to changes, mentioning also the higher education. Authors analyze process of globalization and his consequence for the universities is. Categories (the curriculum, educational process, world student's community, global coverages) which are visually showing how globalization exerts impact on the sphere of the highest education are presented. Authors consider globalization of the higher education in cultural, political and economic aspects. In addition, the conclusion that process of globalization exerts impact on transition of educational system on an enterprise basis is drawn, there is a growth of the academic capitalism.

Текст научной работы на тему «Влияние процесса глобализации на высшее образование»

УДК 316

И. В. Налетова

доктор философских наук, профессор заведующий кафедрой теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация

А. А. Щербакова

магистрант

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. Процесс глобализации в настоящее время носит всеобъемлющий характер. Изменениям подвергаются все сферы жизни общества, затрагивая также высшее образование. В статье анализируется процесс глобализации и его последствия для университетов. Представлены категории (учебный план, образовательный процесс, мировое студенческое сообщество, глобальный охват), наглядно показывающие, как глобализация оказывает влияние на сферу высшего образования. В статье глобализация высшего образования рассматривается в культурном, политическом и экономическом аспектах. Также делается вывод о том, что процесс глобализации оказывает влияние на переход образовательной системы на предпринимательскую основу, происходит рост академического капитализма, снижение престижности национальной модели образования.

Ключевые слова: глобализация, университет, образование, образовательная система, культура.

I. V. Naletova

Doctor of Philosophy, professor Head of the department of Theoretical and Applied Sociology Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation

A. A. Shcherbakova

Master student

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation THE IMPACT OF GLOBALIZATION ON HIGHER EDUCATION

Abstract. Globalization process has comprehensive character today. All spheres of life of society are exposed to changes, mentioning also the higher education. Authors analyze process of globalization and his consequence for the universities is. Categories (the curriculum, educational process, world student's community, global coverages) which are visually showing how globalization exerts impact on the sphere of the highest education are presented. Authors consider globalization of the higher education in cultural, political and economic aspects. In addition, the conclusion that process of globalization exerts impact on transition of educational system on an enterprise basis is drawn, there is a growth of the academic capitalism.

Key words: globalization, university, education, educational system, culture.

Научно-техническая революция привела к стремительно развивающимся процессам глобализации, которые коснулись большинства важнейших направлений деятельности человека. Такие понятия, как «глобализация образования», «глобализация экономики», «политическая глобализация» являются часто используемыми в настоящее время. Глобализацию, анализируемую в качестве процесса мировой, экономической, политической и культурной интеграции, можно назвать процессом интернационального масштаба, который оказывает воздействие на все аспекты современной жизни общества.

Разумеется, что изменениям подвергается и образование. Такие международные организации, как Международный союз транснационального образования, ЮНЕСКО, Международная ассоциация образовательных оценок, Международная ассоциация университетов, Ассоциация европейских университетов, Международная сеть органов обеспечения качества в высшем образовании и т.д., принимают реальное участие в выработке и формулировании национальной политики в области образования государств-участников.

В настоящее время можно встретить различные определения понятия «глобализация». Так, проректор Крингстонского университета (Великобритания) П. Скотт рассматривает ее как фундаментальное изменение мирового порядка в области технологий и массовой культуры. По его мнению, глобализация направлена на получение новых форм знания и общества.

Используя новые технологии, глобализация оказывает значительное воздействие на высшее образование (к примеру, порождением транснационального образования и немалого количества альтернатив высшего образования, а также резкое возрастание мобильности студентов и преподавателей в виртуальном пространстве) [4].

На данный момент в образовании есть несколько категорий, наглядно показывающие, как глобализация оказывает влияние на эту сферу.

1) Учебный план: учащиеся должны разбираться в международных связях и знать, каково место и значение их страны в мире. Для этого в учебные планы добавляют определенные дисциплины, сфокусированные на межнациональных и глобальных исследованиях.

2) Образовательный процесс: университеты и колледжи обеспечивают своим студентам потенциал обучения за рубежом, чтобы те могли узнать другую культуру и приобрести необходимый опыт коммуникации и адаптации.

3) Формирование мирового студенческого сообщества: вузы приглашают иностранных студентов для построения модели интернационального сообщества на территории одного университета и предоставления студентам возможности взаимодействовать друг с другом, как гражданам мира.

4) Глобальный охват: на сегодняшний день вузы стремятся к тому, чтобы реально или виртуально выйти на мировой рынок, посредством открытия филиалов за рубежом или просто активной работы в сети.

Интернационализация общества в целом и высшего образования в частности - это одновременно и выгода, и испытание, но от нее уже невозможно отступить. Сегодня вузу мало иметь хорошую внутреннюю структуру и благополучно функционировать в пределах небольшой территории, серьезные университеты должны заявлять о себе всему миру. Партнерство и взаимодействие можно обеспечить только тогда, когда это учреждение выйдет из тени.

В современном мире с разным уровнем интенсивности в регионах и странах складываются условия адаптации университетов к глобализации [5]: Интернет; новые учебные материалы, соединяющие в себе национальные нормы и элементы гомогенизированной культуры; курсы для студентов разнообразных культурных сред; гибкие режимы обучения; различные организационные перемены и пересмотр миссии университетов.

Следовательно, происходит зарождение нового типа университета, для которого характерны такие черты, как: общение студентов из разных стран, обновление содержания образования с ориентацией на международные составы учащихся, создание организационных и технологических служб поддержки (крупномасштабный маркетинг, коммуникационные и операционные системы), полипредметный характер образовательных программ [2].

Многие зарубежные исследователи замечают, что в условиях глобализации индустрии и торговли следует также «открыть двери» и глобальным образовательным процессам. Университеты планеты в разной мере подвергаются влиянию

глобализации: одни как субъекты, другие как ее объекты. Учебные программы подвергаются трансформации для соответствия глобальным и международным образцам.

По мнению П. Скотта, глобализация - одна из важнейших проблем, вставшая перед университетом за всю его долгую историю.

Глобализацию высшего образования можно анализировать в трех измерениях:

- культурный аспект, в рамках которого английский язык становится средством межэтнического общения, тем самым, в конечном счете, оказывает влияние на разрушение национальных языков, снижая возможность их осовременивания и эволюционного развития [3].

- политический уровень. В данном аспекте глобализация дискредитирует роль и функции национального государства.

- экономическое измерение заключается в том, что процессы глобализации разрушают модели национального экономического развития путем предложения несвойственных с позиций экономических интересов страны образовательных программ.

Специалисты ЮНЕСКО видят в университете то место, где протекает процесс обучения, генерируется новое знание, реализуется соединение высшего образования и рынков труда, совершается приобщение к культуре. В данном отношении университеты различаются отдельными чертами, которые делают их привилегированными.

Глобализация с неизбежностью ведет к:

- уменьшению академических свобод и критического мышления, которое вызвано зависимостью от финансирования корпорациями («одариваемые должны стать апологетами дарителей»);

- превращению университетов в экономически разнородные образовательные учреждения;

- изменению посредством коммерциализации носителей академической этики в предпринимателей;

- снижению престижа местной университетской культуры из-за поглощения ее англо-американской моделью высшей школы;

- нарастающему преобладанию английского языка [1].

Таким образом, процесс глобализации оказывает влияние на переход образовательной системы на предпринимательскую основу, происходит рост академического капитализма, снижение престижности национальной модели образования.

Одним словом, современное, в том числе европейское, высшее образование должно отвечать на многие угрозы, вызовы и трансформации: в области своих академических ценностей; в сфере своей академической деятельности; на уровне своей организационной культуры и институциональных сущностей; в отношении общей ориентации системы.

Однако, с точки зрения преодоления преград для обмена идеями, культурами, знаниями, лучшими академическими практиками, а также преподавателями, исследователями и студентами глобализация - благотворное явление и способ существования университетского образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость / И.И. Агапов, С.Е. Шишов // Мир образования - образование в мире. — 2005. — № 4. — С. 41-43.

2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. — М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2005. — 215 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-44.

4. Леднев В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков. — М. : Московский психолого-социальный институт, НПО «МОДЭК», 2002. — 384 с.

5. Налетова И.В. Аналитика исследований высшего образования как культуроформирующей константы современности: дисс. ... д-ра филос. наук: 24.00.01/ И.В. Налетова. — Тамбов, 2005. — 304 с.

REFERENSES

1. Agapov I.I., Shishov S.E. Competence-based approach to education as need. Mir obrazovaniia - obrazovanie v mire = The world of education - education in the world, 2005, no. 4, pp. 41-43 (in Russian).

2. Zeer E.F., Pavlova A.M., Symaniuk E.E. Modernizatsiia professional'nogo obrazovaniia: kompetentnostnyi podkhod: ucheb. posobie [Modernization of professional education: competence-based approach: manual]. Moscow, Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo in-ta Publ., 2005, 215 p.

3. Zimniaia I.A. Key competences - a new paradigm of result of education. Vyssh.ee obrazovanie segodnia = Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-44 (in Russian).

4. Lednev V.S., Nikandrov N.D., Ryzhakov M.V. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty v sisteme obshchego obrazovaniia: teoriia i praktika [The state educational standards in the system of the general education: theory and practice]. Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, NPO «MODEK» Publ., 2002, 384 p.

5. Naletova I.V. Analitika issledovanii vysshego obrazovaniia kak kul'turoformiruiushchei konstanty sovremennosti: diss. d-ra filos. nauk: 24.00.01 [Analytics of researches of the higher education as kulturoformiruyushchy constant of the present: diss. of doct. of philosophy]. Tambov, 2005, 304 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Налетова Ирина Владимировна — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной социологии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная 33, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Щербакова Анастасия Андреевна — магистрант, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная 33, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHORS

Naletova Irina Vladimirovna — Doctor of Philosophy, professor, Head of the department of Theoretical and Applied Sociology, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 33 Internatsional'naia Street, Tambov, 392000, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Shcherbakova Anastasiya Andreevna — Master student, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 33 Internatsional'naia Street, Tambov, 392000, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Налетова И.В. Влияние процесса глобализации на высшее образование / И.В. Налетова, А.А. Щербакова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Naletova I. V., Shcherbakova A. A. The impact of globalization on higher education.

Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 2, http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.