Научная статья на тему 'Проблемы интернационализации современного образовательного пространства'

Проблемы интернационализации современного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
938
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / высшее образование / интернационализа-ция / уровни интернационализации / образовательное пространство / university / higher education / internationalization / levels of inter-nationalization / educational space

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

Настоящая статья посвящена актуальным проблемам ин-тернационализации современного образовательного пространства. Интерна-ционализация является атрибутом университетского образования на протя-жении всей истории развития, но в последние десятилетия усилилась интен-сивность процесса интернационализации, его содержание. В условиях глоба-лизации интернационализация является одним из основных императивов в развитии национальных систем высшего образования и функционировании университетов. В качестве самостоятельного направления интернационали-зации рассматривается «интернационализация дома», предполагающая со-здание интернациональной академической среды в стенах вуза. На совре-менном этапе интернационализация реализуется на разных уровнях: супра-национальном (глобальный, региональный, национальный, отраслевой, инсти-туциональный) и внутриинституциональном (уровень факультета/кафедры, индивидуальный уровень). В рамках интернационализации особое значение приобретает «международное образование». В статье обозначены основные провайдеры высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF INTERNATIONALIZATION THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

The article deals with topical issues of internationalization of mod-ern educational space. Internationalization is the attribute of university education throughout its history, but in recent decades the intensity internationalization of has been increased, its content has changed. Within globalization, internationali-zation is one of the key imperatives in the development of national higher educa-tion systems and universities functioning. “Internationalization-at-home” consider as an independent direction of internationalization. It suggests the establishment of an international academic environment within universities. At the present stage of internationalization implement at different levels: supranational (global, region-al, national, sectoral, institutional) and inner-institutional (level of faculty / de-partment, individual level). “International education” is of a special importance within internationalization. The article outlines the key providers of higher educa-tion.

Текст научной работы на тему «Проблемы интернационализации современного образовательного пространства»

УДК 316

А. В. Прохоров

кандидат филологических наук, доцент заместитель начальника научно-технического управления Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. Настоящая статья посвящена актуальным проблемам интернационализации современного образовательного пространства. Интернационализация является атрибутом университетского образования на протяжении всей истории развития, но в последние десятилетия усилилась интенсивность процесса интернационализации, его содержание. В условиях глобализации интернационализация является одним из основных императивов в развитии национальных систем высшего образования и функционировании университетов. В качестве самостоятельного направления интернационализации рассматривается «интернационализация дома», предполагающая создание интернациональной академической среды в стенах вуза. На современном этапе интернационализация реализуется на разных уровнях: супра-национальном (глобальный, региональный, национальный, отраслевой, институциональный) и внутриинституциональном (уровень факультета/кафедры, индивидуальный уровень). В рамках интернационализации особое значение приобретает «международное образование». В статье обозначены основные провайдеры высшего образования.

Ключевые слова: университет, высшее образование, интернационализация, уровни интернационализации, образовательное пространство.

A. V. Prokhorov

Candidate of philological sciences, associate professor Deputy Head scientific and technical Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation

CHALLENGES OF INTERNATIONALIZATION THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

Abstract. The article deals with topical issues of internationalization of modern educational space. Internationalization is the attribute of university education throughout its history, but in recent decades the intensity internationalization of has been increased, its content has changed. Within globalization, internationalization is one of the key imperatives in the development of national higher education systems and universities functioning. "Internationalization-at-home" consider as an independent direction of internationalization. It suggests the establishment of an international academic environment within universities. At the present stage of internationalization implement at different levels: supranational (global, regional, national, sectoral, institutional) and inner-institutional (level of faculty / department, individual level). "International education" is of a special importance within internationalization. The article outlines the key providers of higher education.

Key words: university, higher education, internationalization, levels of internationalization, educational space.

Усиление глобализационных процессов в обществе придало дополнительный импульс процессу интернационализации высшего образования. Специалисты говорят об интернационализации образования как о реакции национальных систем образования и университетов на глобальные изменения различных сфер общественной жизни. Формирование глобальной компетенции начинает рассматриваться как ключевая цель современного высшего образования [14].

Интернационализация высшего образования, тем не менее, не является чем-то новым. Первые признаки интернационализации можно найти при анализе деятельность университетов Парижа и Болоньи в XIII в. Новым же является интенсивность и масштаб интернационализации высшего образования [9; 15].

В США первые шаги в сфере интернационализации высшего образования были связаны с реализацией программам обучения студентов за рубежом в 1920-30 гг. [16]. В странах Азии появление первых признаков интернационализации образования связывают с XIX в., когда китайские и японские вузы пытались копировать европейские модели университетского образования [9; 22].

Связь процессов интернационализации образования и глобализации экономики специалисты усматривают в следующем. Интернационализация образования (глобальное образование) призвана формировать у студентов в процессе обучения глобальную компетенцию, необходимую для успешной работы в глобализирующемся обществе. Недостаток в таких специалистах ведет к существенным потерям в экономике [14]. Понятие интернационализации появилось задолго до глобальных экономических и культурных изменений, затронувших современное общество. Интернационализация в широком смысле отражает ориентацию объекта на международное измерение его деятельности. Применительно к сфере высшего образования интернационализация определяется стремлением высших учебных заведений к развитию в международном направлении сферы образовательных услуг, научных разработок. В исследованиях последних лет снят вопрос о смешении понятий «глобализация» и «интернационализация» применительно к университетской сфере. Процессы глобализации и интернационализации связаны с явлениями разных уровней: если глобализация охватывает мировые системы, интернационализация затрагивает явления более низкого порядка, в нашем случае, университеты [22-30].

Исследователи глобальных процессов обращают внимание на разграничение и субординацию процессов глобализации и интернационализации. П. Скотт называет следующие причины, почему глобализация не может рассматриваться как явление более высокого порядка, чем интернационализация:

Интернационализация предполагает существование национальных границ, в то время как глобализация их отрицает;

Интернационализация реализуется через «высокие» миры дипломатии и культуры, основы глобализации укореняются в «низких» мирах массового потребления и глобального капитализма;

Интернационализация зависит от существующего типа национальных государств, тяготеет к воспроизводству; глобализация ориентирована на новую повестку дня: глобальные перемены климата, загрязнение окружающей среды, проблемы, связанные с неравенством Севера и Юга, внутри наций [12, с. 3].

К ведущим стратегиям интернационализации образования относят сотрудничество и конкуренцию. Успех интернационализации зависит от правильно выбранного сочетания данных стратегий [29, p. 281, 283].

Первоначально интернационализация образования в европейских вузах подразумевала лишь академическую мобильность (поездки на обучение и стажировку в зарубежные страны), обмен идеями и т.д. В 1972 г. М. Харари в определение интернационализации высшего образования включил три основных элемента: наличие международного компонента в содержании учебных планов и программ; международную мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава; наличие программ технического сотрудничества и взаимопомощи [20].

В 1990-х гг. интернационализация на институциональном уровне определяется внедрением международного измерения в такие функции учебного заведения, как преподавание, исследование, оказание услуг.

В настоящее время, интернационализация образования понимается как сумма всех мер, ориентированных на усиление и содействие созданию интерна-

ционального академического сообщества, которое будет призвано готовить студентов к жизнедеятельности в условиях глобализирующейся среды [23, p. 41, 44].

Процессы интернационализации и глобализации влияют на изменение ценностных основ высшего образования, вследствие чего формируютсяновые модели глобального университета. Кроме того, происходит перестройка отношений университета с обществом, государством (властью), бизнесом, которые выдвигают перед университетом все новые требования. Детальное изучение ценностных основ современного университета, исследование проблем, связанных с компромиссом традиционных и новых академических ценностей, позволит определить пути принятия новых ценностей, как на уровне отдельного университета, так и на уровне всего академического сообщества.

Интернационализация в сфере высшего образования может приобретать различные формы, что говорит о сложности данного процесса. Дж. Найт предлагает классификацию интернационализации в сфере высшего образования в зависимости от «передвижения»:

- людей - мобильность преподавательского состава и студентов, включая обмены и обучение в рубежных университетах;

- программ - мобильность образовательной программы из одной страны в другую;

- провайдеров - институтов, обеспечивающих доступ к образованию;

- услуг и проектов - различные формы сотрудничества, ориентированные на исследования или на преподавании, разработке учебных планов, менеджмент качества [17, p. 24].

В существующих исследованиях высшего образования намечена тенденция к упрощению понимания интернационализации и ее сведению к одному из перечисленных выше направлений.

В контексте формирования единого образовательного пространства особое значение приобретает международное образование, которое в будущем позволит достичь большего понимания среди наций, что особенно важно в век глобальных изменений. Если интернационализация охватывает различные уровни высшего образования (институциональный, национальный, наднациональный), то международное образованиереализуется на практике как набор определенных образовательных программ, задачей которых является дополнительная подготовка студентов к будущей профессии, развитие знаний, умений и навыков, которые могут пригодиться выпускникам на рынке труда любой страны в условиях интернационализации хозяйственной жизни [1].

Одним из показателей эффективности международного образования является то, насколько оно позволит добиться толерантности и уважения к культурному многообразию [30, p. 6]. В качестве одного из инструментов международного образования может рассматриваться мобильность, как физическая, так и виртуальная. Интернационализация в сфере высшего образования реализуется на разных уровнях. Дж. Эдвардс считает, что интернационализация может проявляться на двух уровнях: на уровне отдельных инициатив(«оппортунистский» -opportunistic) или в результате институционального планирования («плановый» -planned). В практике американских вузов данные модели, как правило, реализуются параллельно [16, p. 375].

А. Хорн предлагает осмысление интернационализации на мировом, региональном, национальном, государственном, локальном, организационном и индивидуальном уровнях [21, p.332].

В других западных исследованиях предлагаются группы супранациональ-ных и внутриинституциональных уровней интернационализации высшего образования [19] (таблица 1):

Таблица 1

Уровни интернационализации

супранациональные уровни внутриинституциональные уровни

глобальный; региональный; национальный; отраслевой; институциональный. уровень факультета / кафедры; индивидуальный уровень.

Из представленной таблицы видно, что интернационализация охватывает как академическую культуру высшего образования в целом, так и культуру отдельных университетов. Ф. Альтбах и Дж. Найт объясняют стремление некоторых вузов к интернационализации, прежде всего, коммерческим интересом. В качестве примера ими приводится частный Университет Феникса (США), который занимает активную позицию на международном рынке высшего образования путем учреждения новых учебных заведений и приобретения существующих, заключения соглашений с зарубежными компаниями и учебными учреждениями. Подобные университеты расположены преимущественно в Австралии и Великобритании - странах, в которых правительство урезает государственное финансирование и поощряет финансово выгодные международные начинания. Другая часть университетов преследует не столько финансовую цель, сколько стремится повысить свой исследовательский потенциал, способствовать межкультурному пониманию [13, р. 292]. Зачастую же интернационализация, в традиционном понимании, не всегда приносит прибыль, но повышает престижность предлагаемого вузом образования, способствует формированию привлекательного имиджа учебного заведения.

Исследователи процесса интернационализации высшего образования приходят к выводу о необходимости ориентации вузов на «международное измерение» в подготовке будущих специалистов. Лидирующие места на мировом рынке образовательных услуг, по их мнению, будут занимать те вузы, которые быстро отреагируют на происходящие изменения в обществе и в сфере высшего образования. В то же время принимаемые университетами изменения могут спровоцировать отступление от существующих ценностей академической культуры. Возникает вопрос о том, какие опасности несет интернационализация академическим ценностям. С одной стороны, как отмечают Б. Кем и У. Тейшлер, данный процесс оценивается положительно и рассматривается как необходимый для развития университетов в соответствии с предъявляемыми требованиями. С другой стороны -процесс интернационализации может влиять / пересекаться с национальной системой ценностей. Кроме того, интернационализация отражает существующее неравенство между нациями и регионами [24, р. 262].

Интернационализация в сфере высшего образования подразумевает не только мобильность студентов, придание процессу образования международного измерения (mtematюnaHzatюn-at-home - «интернационализация дома»), но и случаи, когда университет «преодолевают границы» и предлагают свои услуги в странах, не обладающих достаточными возможностями для удовлетворения растущего спроса на высшее образование. Экспорт образовательных услуг (программ), создание филиалов в других странах - это также реакция вузов на процесс глобализации. Экспортерами образовательных услуг, как правило, выступают вузы Европы, США, Австралии. Импортерами являются страны Африки, Азии, некоторые страны Европы, т.е. регионы, которые самостоятельно не могут обеспечить необходимый уровень предложения в сфере высшего образования, а также качество предложения, которое соответствовало бы запросами современной экономики. В

качестве примеров экспорта можно рассматривать Американский университет, университет Франции и Немецкий университет в Египте. Технологический университет Ханоя (Вьетнам) предлагает программы бакалавриата и магистратуры совместно с университетами Бельгии, Франции, Германии, США и Сингапура. Правительство Вьетнама стало инициатором создания Международного университета, который призван решить проблему дефицита предложения в сфере высшего образования[7; 8].

С усилением интернационализации таких функций университета как преподавание, исследование и оказание услуг получило распространение понятие «международное образование», используемое для обозначения программ международного обмена студентами, привлечения иностранных студентов, а иногда - для обозначения всех видов международной деятельности университета [4, с. 74].

Процесс интернационализации высшего образования способствовал появлению новых акторов на рынке образовательных услуг. К ним можно отнести:

- виртуальные университеты;

- лицензионные (франчайзинговые) университеты;

- корпоративные университеты;

- оффшорные зоны высшего образования;

- консорциумы университетов;

- компании, библиотеки, заведения, учрежденные СМИ;

- брокеры в сфере образования [5; 6].

С развитием частного секторы высшего образования различные типы провайдеров встречаются в развитых странах. Например, в Великобритании можно выделить как минимум 4 типа частных провайдеров высшего образования:

- зарубежные университеты, которые организуют кампусы на территории Великобритании;

- организации, получившие право на присуждение степеней в Великобритании. Например, Эшридская школа бизнеса, Букингемский университет и т.д. Данные образовательные учреждения имеют свои отличительные черты. Букин-гемский университет самый старый в этой группе и самый маленький: в нем обучается все 1 тыс. студентов, половина которых - представители зарубежных стран;

- частные колледжи, которые базируются преимущественно в Лондоне;

- компании, которые имеют контракты с традиционными государственными университетами на реализацию годовых подготовительных программ, например, для иностранных студентов, планирующих обучаться в Великобритании. Деятельность таких компаний ориентирована на получение прибыли [18, p. 15].

В последние годы развитие получила идея «транснационального высшего образования», которая предполагает развитие таких организационных форм как филиалы, франчайзинговые университеты, корпоративные программы, он-лайн и дистанционные формы обучения, обучение за рубежом [22]. В соответствии с определением ЮНЕСКО, транснациональное образование - это образование, полученное в стране, отличной от той, в которой располагается университет, выдающий диплом. В качестве смежных понятий рассматривают «образование без границ» (borderless), «кросс-граничное образование» (cross-border), связанные с реальным и виртуальным передвижением студентов, преподавателей, знаний, образовательных программ из одной страны в другую [22, p. 422].

Отдельное направление интернационализации в сфере высшего образования связано с реализацией Болонского процесса. Интеграционные процессы в странах Европы, протекающие в рамках Болонского процесса, призваны создать научную и образовательную среду, способную составить конкуренцию системе образования США. Основная цель сотрудничества между европейскими высшими учебными заведениями заключается в том, чтобы способствовать развитию инновационного потенциала Европы и ее социальному и экономическому прогрессу. В

Берлинском Коммюнике Конференции министров высшего образования от 2003 г. говорится, что «Стремление к увеличению конкурентоспособности должно сопровождаться стремлением улучшить социальные параметры общеевропейского пространства высшего образования, укрепить общественные связи и устранить проявления социального неравенства или неравенства по половому признаку, как на национальном, так и на европейском уровне. В этом контексте министры подтверждают свою позицию: высшее образование является общественным благом, и ответственность за него несут государственные структуры» [2]. Министры отметили, что в международном академическом сотрудничестве и обмене доминировать должны академические ценности. Основная цель сотрудничества между европейскими высшими учебными заведениями заключается в том, чтобы способствовать развитию инновационного потенциала Европы и ее социальному и экономическому прогрессу. В то же время, реализация Болонской декларации, как показывает опыт, не всегда происходит в направлении «сверху-вниз» - на супранацио-нальном уровне. Реальные интеграционные процессы, как отмечает В.С. Сена-шенко, происходят на уровне отдельных университетов, которые вовлечены в международное образовательное сотрудничество [10, с. 99; 11].

В то же время переход к Болонскому процессу для некоторых Европейских стран оказался болезненным. В. Визек-Видович и А. Бьелиш, описывая опыт вхождения Хорватии в Болонский процесс, отмечают сопутствующие ценностные изменения, что «вызвало нервозность, сопротивление переменам и даже чувство беспомощности» [3].

Практика интернационализации и связанные с данным процессом проблемы способствовали росту исследовательского интереса. Научные публикации по интернационализации высшего образования позволяет основные проблемы, к которым обращаются исследователи разных стран:

- академическая мобильность студентов и преподавательского состава;

- взаимовлияние национальных систем высшего образования;

- интернационализация преподавания, обучения и научных исследований;

- стратегии интернационализациина институциональном уровне;

- трансфер знаний;

- сотрудничество и конкуренция;

- формирование международного имиджа университета;

- трансформация академических ценностей в условиях глобальных

изменений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абабкова М.Ю. Понятия «глобализация образования», «интернационализация образования», «международное образование»: общее и различное / М.Ю. Абабкова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2011. — №7. — С. 46-51.

2. Берлинское коммюнике. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. 19 сентября 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/berlin/

3. Визек-Видович В. Предпринимательство в университете Загреба: как добиться устойчивых перемен / В. Визек-Видович, А. Бьелиш // Высшее образование в Европе 2001. XI.

4. Галаган А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций / А.И. Галаган // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — №5. — C. 72-85.

5. Налетова И.В. Аналитика исследований высшего образования как культурофор-мирующей константы современности: автореф... дисс. на соискание уч. степени док. философ. наук / И.В. Налетова. Тамбов : Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2005. — 36 с.

6. Налетова И.В. Национальная эклектичность и политика интеграции в европейском образовательном пространстве / И.В. Налетова // Социально-гуманитарные знания. — 2005. — №6. — С. 65-75.

7. Прохоров А.В. Интернационализация как ведущая ценность академического сообщества / А.В. Прохоров // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — №3(37). — С. 157-161.

8. Прохоров А.В. Интернационализация высшего образования: состояние, проблемы, перспективы / А.В. Прохоров // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. — 2012. — №2(4). — С. 8-17.

9. Прохоров А.В. Интернационализация высшего образования в странах Азии /

A.В. Прохоров // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — №7-8(41-42).— С. 221-224.

10. Сенашенко В.С. Высшая школа и болонские преобразования /

B.С. Сенашенко // Высшее образование в России. — 2005. — №6. — С.95-100.

11. Сенашенко В.С. Образование и процессы глобализации / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. — 2013. — №1. — С.48-53.

12. Скотт П. Глобализация и университет / П. Скотт // AlmaMater. — 2000. — № 4. — С. 3-8.

13. Altbach P.G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // Journal of Studies in International Education, Vol. 11 No. 3/4. Fall/Winter 2007. pp. 290-305.

14. Brustein W. I. The Global Campus: Challenges and Opportunities for Higher Education in North America// Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007. Vol. 11. No. 3/4.pp. 382-391.

15. Chan W.W.Y. International Cooperation in Higher Education // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8. № 1. pp. 32-55.

16. Edwards J. Challenges and Opportunities for the Internationalization of Higher Education in the Coming Decade: Planned and Opportunistic Initiatives in American Institutions // Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007. Vol. 11. No. 3/4. pp. 373-381.

17. Ennew Christine T. & Yang FujiaForeign Universities in China: a Case Study // European Journal of Education. 2009. Vol. 44.No. 1.Part I. pp. 21-36.

18. Fielden J. Private Providers of Higher Education in the United Kingdom // International Higher Education. 2010. No. 60. pp. 14-16.

19. Gu Qing Maturity and Interculturality: Chinese Students' Experience in UK Higher Education// European Journal of Education. 2009. Vol. 44. No. 1. Part 1. pp. 37-52.

20. Harari M. Internationalizing Education. Long Beach, Ca: California State University: Center for International Education, 1972.

21. Horn A. S., Hendel D. D., Fry G. W. Ranking the International Dimension of Top Research Universities in the United States// Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007. Vol. 11. No. 3/4. pp. 330-358.

22. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Developing and Emerging Countries: A Focus on Transnational Higher Education in Asia // Journal of Studies in International Education. Vol. 11 No. 3/4. Fall/Winter 2007. pp. 421-432.

23. Jong de H. & Teekens H. The Case of the University of Twente: Internationalisation as Education Policy // Journal of Studies in International Education. 2003. Vol. 7. № 1.

24. Kehm B.M., Teichler U. Research on internationalization in higher education // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11. No. 3/4. pp. 260-273.

25. Kwiek M. The Internationalization and Globalization in Central and East European Higher Education // Society for Research in Higher Education International News. November 2001. No. 47. pp. 3-5.

26. MokKa Ho Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections // Journal of Studies in International Education, Vol. 11 No. 3/4, Fall/Winter 2007.pp. 433-454.

27. Rouhani S. Internationalisation of South African Higher Education in the Postapartheid Era // Journal of Studies in International Education. Vol. 11. No. 3/4. Fall/Winter 2007. pp. 470-485.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Stohl M. We Have Met the Enemy and He Is Us: The Role of the Faculty in the Internationalization of Higher Education in the Coming Decade // Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007. Vol. 11. No. 3/4. pp. 359-372.

29. Wende de M. Internationalization of Higher Education in the OECD Countries: Challenges and Opportunities for the Coming Decade // Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007. Vol. 11. No. 3/4. pp.274-289

30. Woolf M. Harmony and Dissonance in International Education: the Limits of Globalisation //Journal of Studies in International Education. 2002. Vol. 6. No. 1. pp. 5-15.

REFERENSES

1. Ababkova M.Iu. Concepts «education globalization», «education internationalization», «international education»: the general and various. Teoriia i praktika servisa: ekonomika, sotsi-al'naia sfera, tekhnologii = Theory and practice of service: economy, social sphere, technologies, 2011, no. 7, pp. 46-51 (in Russian).

2. Berlinskoe kommiunike. Formirovanie obshcheevropeiskogo prostranstva vysshego obrazovaniia. 19 sentiabria 2003 g. (Berlin communique. Formation of the all-European space of the higher education. September 19, 2003.). Available at: http://www.russia.edu.ru/ information/ legal/law/ inter /berlin /

3. Vizek-Vidovich V., B'elish A. Business at university of Zagreb: how to achieve steady changes. Vysshee obrazovanie v Europe = The higher education in Europe, 2001. XI.

4. Galagan A.I. Integration processes in the field of education: analysis of world tendencies. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia = Socially - humanitarian knowledge, 2002, no. 5, pp. 72-85 (in Russian).

5. Naletova I.V. Analitika issledovanii vysshego obrazovaniia kak kul'turoformi-ruiushchei konstanty sovremennosti. Avtoref. diss. dokt. [Analytics of researches of the higher education as forming culture constant of the present. Abstract diss doct. ]. Tambov, Tambov-skii gosudarstvennyi universitet im. G.R. Derzhavina Publ., 2005, 36 p.

6. Naletova I.V. National eclecticism and policy of integration in the European educational space. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia = Socially - humanitarian knowledge, 2005, no. 6, pp. 65-75 (in Russian).

7. Prokhorov A.V. Internationalization as leading value of the academic community. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia = Socially - humanitarian knowledge, 2012, no. 3(37), pp. 157-161 (in Russian).

8. Prokhorov A.V. Internationalization of the higher education: state, problems, prospects. Al'manakh teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii reklamy = Almanac of theoretical and applied researches of advertising, 2012, no. 2(4), pp. 8-17 (in Russian).

9. Prokhorov A.V. Internationalization of the higher education in the countries of Asia. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia = Socially - humanitarian knowledge, 2012, no. 7-8(41-42), pp. 221-224 (in Russian).

10. Senashenko V.S. The higher school and Bologna transformations. Vysshee obra-zovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2005, no.6, pp.95-100 (in Russian).

11. Senashenko V.S. Education and processes of globalization. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2013, no. 1, pp.48-53 (in Russian).

12. Skott P. Globalization and university. AlmaMater, 2000, no. 4, pp. 3-8 (in Russian)

13. Altbach P.G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities. Journal of Studies in International Education, vol. 11 no. 3/4. Fall/Winter 2007. pp. 290-305 (in English).

14. Brustein W. I. The Global Campus: Challenges and Opportunities for Higher Education in North America. Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007, vol. 11, no. 3/4. pp. 382-391(in English).

15. Chan W.W.Y. International Cooperation in Higher Education. Journal of Studies in International Education, 2004, vol. 8, no 1. pp. 32-55 (in English).

16. Edwards J. Challenges and Opportunities for the Internationalization of Higher Education in the Coming Decade: Planned and Opportunistic Initiatives in American Institutions. Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007, vol. 11, no. 3/4. pp. 373-381 (in English).

17. Ennew Christine T. & Yang FujiaForeign Universities in China: a Case Study. European Journal of Education, 2009, vol. 44, no. 1, part I, pp. 21-36 (in English).

18. Fielden J. Private Providers of Higher Education in the United Kingdom. International Higher Education, 2010, no. 60, pp. 14-16 (in English).

19. Gu Qing Maturity and Interculturality: Chinese Students' Experience in UK Higher Education. European Journal of Education,, 2009, vol. 44, no. 1, part 1. pp. 37-52 (in English).

20. Harari M. Internationalizing Education. Long Beach, Ca: California State University: Center for International Education, 1972.

21. Horn A. S., Hendel D. D., Fry G. W. Ranking the International Dimension of Top Research Universities in the United States. Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007, vol. 11, no. 3/4. pp. 330-358 (in English).

22. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Developing and Emerging Countries: A Focus on Transnational Higher Education in Asia. Journal of Studies in International Education, vol. 11, no. 3/4. Fall/Winter 2007, pp. 421-432 (in English).

23. Jong de H. & Teekens H. The Case of the University of Twente: Internationalisation as Education Policy. Journal of Studies in International Education, 2003, vol. 7, no. 1 (in English).

24. Kehm B.M., Teichler U. Research on internationalization in higher education. Journal of Studies in International Education, 2007, vol. 11, no. 3/4. pp. 260-273 (in English).

25. Kwiek M. The Internationalization and Globalization in Central and East European Higher Education. Society for Research in Higher Education International News. November 2001, no. 47. pp. 3-5 (in English).

26. MokKa Ho Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections. Journal of Studies in International Education, vol. 11, no. 3/4, Fall/Winter 2007. pp. 433-454 (in English).

27. Rouhani S. Internationalisation of South African Higher Education in the Postapartheid Era. Journal of Studies in International Education, vol. 11, no. 3/4. Fall/Winter 2007, pp. 470-485 (in English).

28. Stohl M. We Have Met the Enemy and He Is Us: The Role of the Faculty in the Internationalization of Higher Education in the Coming Decade. Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007, vol. 11, no. 3/4. pp. 359-372 (in English).

29. Wende de M. Internationalization of Higher Education in the OECD Countries: Challenges and Opportunities for the Coming Decade. Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007, vol. 11, no. 3/4, pp.274-289 (in English).

30. Woolf M. Harmony and Dissonance in International Education: the Limits of Globalisation. Journal of Studies in International Education. 2002, vol. 6, no. 1. pp. 5-15 (in English).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Прохоров Андрей Васильевич — кандидат филологических наук, доцент, заместитель начальника научно-технического управления, Тамбовский государственный университет, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33, Российская Федерация, e-mail: proh_and@rambler.ru.

AUTHOR

Prokhorov Andrei Vasil'evich — Candidate of philological sciences, associate professor, Deputy Head scientific and technical Department, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 33 Internatsional'naia Street, Tambov, 392000, the Russian Federation, e-mail: proh_and@rambler.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Прохоров А.В. Проблемы интернационализации современного образовательного пространства / А. В. Прохоров // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2015. — Т. 3, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Prohorov А. V. Challenges of internationalization the modern educational space. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2015, vol. 3, no. 3, http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.