Научная статья на тему 'Функционирование современной науки в рамках академического капитализма'

Функционирование современной науки в рамках академического капитализма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / ЭКОНОМИКА / SCIENCE / UNIVERSITY / EDUCATION / ACADEMIC CAPITALISM / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Анастасия Андреевна

В настоящее время все большее внимание начинает уделяться экономическим механизмам функционирования науки. Информационное общество и глобальный рынок неизбежно ставят задачу создания новой модели университета. Таким образом, актуальным является изучение новых структур высшего образования, вхождение университетов в организацию новых бизнесов, основанных на изобретениях. Появление экономики, основанной на системе знаний, приводит к изменениям не только в системе образования, но и затрагивает основные области общественной жизни. Анализируя современную научную литературу, можно выделить такое понятие, как «академический капитализм», которое получает на сегодняшний день все большее распространение, т. к. отсутствие средств на развитие научных исследований и недостаточное финансирование способствуют их коммерциализации, переходу университетов к сфере предпринимательской деятельности. Говоря о российской науке, стоит отметить, что существует проблема коммерциализации научных исследований, которая связана как с отсутствием внутренних потребителей, так и масштабного внутреннего рынка высоких технологий. Рассмотрено понятие академического капитализма и уровни его воздействия, а также современные способы финансирования научных исследований, их роль в функционировании современных университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SCIENCE FUNCTIONING WITHIN THE FRAMEWORK OF ACADEMIC CAPITALISM

At present, more and more attention is being given to the economic mechanisms of functioning of science. Information society and the global market will inevitably set a goal of creating a new university model. Thus, the current study is the new structures of higher education, entering universities in the organization of new businesses based on inventions. The emergence of an economy based on knowledge system, leads to changes not only in the education system, but also affects the main areas of public life. Analyzing the contemporary scientific literature, it is possible to allocate such a thing as “academic capitalism”, which receives by far more prevalent, as the lack of funds for the development of research and lack of funding contribute to their commercialization, the transition of universities to the business sector. Speaking of Russian science, it is worth noting that there is a problem of commercialization of research, which is due both to the lack of domestic consumers as well as large-scale domestic market of high technologies. The concept of academic capitalism and the levels of its impact, as well as modern methods of research funding, their role in the functioning of modern universities are discussed.

Текст научной работы на тему «Функционирование современной науки в рамках академического капитализма»

УДК 316+378.3

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ В РАМКАХ АКАДЕМИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА

© Анастасия Андреевна ЩЕРБАКОВА

магистрант по направлению подготовки «Социология», кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: nasty681993@mail.ru

В настоящее время все большее внимание начинает уделяться экономическим механизмам функционирования науки. Информационное общество и глобальный рынок неизбежно ставят задачу создания новой модели университета. Таким образом, актуальным является изучение новых структур высшего образования, вхождение университетов в организацию новых бизнесов, основанных на изобретениях. Появление экономики, основанной на системе знаний, приводит к изменениям не только в системе образования, но и затрагивает основные области общественной жизни. Анализируя современную научную литературу, можно выделить такое понятие, как «академический капитализм», которое получает на сегодняшний день все большее распространение, т. к. отсутствие средств на развитие научных исследований и недостаточное финансирование способствуют их коммерциализации, переходу университетов к сфере предпринимательской деятельности. Говоря о российской науке, стоит отметить, что существует проблема коммерциализации научных исследований, которая связана как с отсутствием внутренних потребителей, так и масштабного внутреннего рынка высоких технологий. Рассмотрено понятие академического капитализма и уровни его воздействия, а также современные способы финансирования научных исследований, их роль в функционировании современных университетов.

Ключевые слова: наука; университет; образование; академический капитализм; экономика

Различные изменения, происходящие в современном мире, приводят к расширению функций высшего образования. Образование как социальный институт и социокультурный феномен начинает рассматриваться как часть современных рыночных отношений, что приводит к тому, что создаются новые структуры высшего образования: академический капитализм, университеты рыночного типа, предпринимательские университеты. Данные модели университета деформируют классическую основу университетов, что порождает много споров об институциональной устойчивости высшего образования в целом и университетского образования в частности [1].

Причиной возникновения такого феномена как академический капитализм выступает процесс глобализации экономики и политики развитых стран, начало которого приходится на вторую половину XX в.

Исследователи данного вопроса полагают, что на сегодняшний момент можно выделить три рыночных механизма функционирования науки, которые отличаются от традиционного общего бюджетного финансирования (в зарубежной терминологии по-

добное финансирование называется блок-грантами).

К первой категории относится финансирование на конкурсной основе, т. е. целевые гранты, на основе которых разрабатывается механизм стратегического управления приоритетами развития науки со стороны государства, социальных объединений, промышленных корпораций. Подобное рыночное устройство разделения материальных благ на науку дает возможность оперативно руководить направлениями исследований, которые находятся в зависимости от государственных, социальных и корпоративных интересов. Данный механизм способствует повышению качества работ, т. к. сформирован на конкурсном отборе лучших научных коллективов. В то же время описанный механизм является довольно затратным, т. к. он не рассчитан на возврат средств в конкретные сроки. Грантовое финансирование чаще используется в сфере фундаментальных исследований.

Вторая категория - способ финансирования научных исследований университетами (или государством, социальными и корпоративными фондами через университеты)

для улучшения уровня их конкурентоспособности на рынке высшего профессионального образования. Рассматривая нынешние условия жесткой конкуренции между учреждениями высшего образования на глобальном рынке, а также национальные и региональные рынки образовательных услуг, университетам приходится внедрять научные исследования, которые обеспечивают конкурентоспособность за счет реализации трансфера высоких знаний и технологий. Таким образом, термин «образование, основанное на научных исследованиях», является на сегодняшний день основным в определении ведущих университетов мира.

Формирование третьего экономического механизма функционирования науки относится к началу эры академического капитализма. К ним можно отнести механизмы коммерциализации научных исследований и систему перехода технологий из научной сферы в промышленную. Подобные механизмы начали активно разрабатываться на Западе - еще в конце 1970-х гг., а в России -в течение последнего десятилетия. Государственные, а также региональные структуры осуществляют финансирование создания технологических бизнес-инкубаторов. Возникает система малого бизнеса в научно-технической сфере, поддерживаемая, к примеру, и государством. Значительные научные центры превращаются в технополисы. Происходит подготовка соответствующих кадров [2].

Если рассматривать проблемы российской науки, то можно отметить, что они не зависят главным образом от недостаточной теоретической проработки данных механизмов или отсутствия понимания задач со стороны государственных и региональных структур власти. В качестве важнейшей проблемы коммерциализации результатов научных исследований выступает отсутствие внутренних потребителей, т. е. масштабного внутреннего рынка высоких технологий. Главные основания подобной ситуации - это ориентация российской экономики на экспорт сырьевых ресурсов, активное внедрение импортной высокотехнологичной продукции на национальный рынок, неподготовленность нового частного сектора экономики производить вложения в дорогостоящие и долгосрочные научные проекты [3].

Анализ «академического капитализма» как политики предполагает рассмотрение университета в качестве предпринимательской структуры, а с точки зрения теории -разъяснение причин перехода учебных заведений к рыночным отношениям.

«Академический капитализм» создает новые линии формирования современного высшего образования и рассматривается на трех уровнях: институциональном, кафедральном, индивидуальном [4]. На институциональном уровне академический капитализм определяется в сфере трансформации финансирования заведений высшего образования, наблюдается снижение государственного финансирования и возникает необходимость поиска источников дополнительных средств. Академический капитализм на кафедральном уровне характеризуется выполнением разнообразных видов деятельности, именно на этом уровне осуществляется приспособление сотрудников к новым ценностям. Индивидуальный уровень предполагает пересмотр планирования времени между важнейшими видами деятельности профессорско-преподавательского состава: преподаванием, научной деятельностью, предоставлением услуг.

Распространение принципов «академического капитализма» особенно широко выразилось после приобретения университетами США прав на распоряжение интеллектуальной собственностью, появившейся в процессе проведения научных исследований. Речь идет, в основном, о лицензировании и о научно-техническом бизнесе, вхождении университетов в организацию новых бизнес-структур, основанных на изобретениях [5-8].

Европейские правительства не одобряют усиленного развития «академического капитализма» в системе высшего образования, полагая, что англо-американская идея должна остаться на территории страны, предложившей эту модель коммерциализации образования. Частично это связано с тем, что американцы и европейцы по-своему истолковывают понятия свободы, морали, права, религии, национального интереса. Процесс, начавшийся в г. Болонья (Италия), стремится противостоять превращению европейского образования в обычную услугу, предпринимательскую деятельность. Но реалии таковы,

что многие университеты США, Канады, Австралии уже приступили к продаже своих курсов в режиме «онлайн» во многих уголках мира, в т. ч. и в Европе, с целью приобретения прибыли [9, с. 89].

Формирование экономики, созданной на основе знаний, требует качественных трансформаций почти во всех сферах социальной жизни. Данные требования выражены в трудах П. Друкера, Е. Ясина, М. Кастельса, А. Короткова, А. Лобанова, В. Макарова, А. Дынкина и других российских и зарубежных авторов. Принципиальные изменения в основных областях общественной жизни реа-лизовываются уже сегодня:

- происходит смена технологий во всех областях промышленности и сфере услуг, расширение правил организации, появление новых методов производства;

- в современном мире происходит активное распространение сетевых организаций, которые имеют существенно новые схемы взаимодействия и управления и более сложную по сравнению с предприятиями организованную предпринимательскую деятельность;

- имеют место новые виды экономических расчетов, такие как виртуальные деньги и виртуальная коммерция;

- знания используются в качестве источника прибыли в большом количестве развивающихся отраслей экономики [10].

Список литературы

1. Налетова И.В. Метафундаментальный анализ предпринимательских университетов // Аналитика культурологии. 2007. Вып. 8. С. 97105.

2. Грудзинский А.О. Внедрение технологий как профессия // Коммерциализация технологий: Российский и мировой опыт. АНХ при Правительстве РФ. М., 1997.

3. Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Пекушки-на О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» // Социс. 2004. № 11. С. 123-131.

4. Прохоров А.В. Влияние ценностей академического капитализма на функционирование современных университетов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 5 (109). С. 271-277.

5. Неборский Е.В. Исследовательские университеты США. Противоречие между «академическим капитализмом» и поиском «исти-

ны» // Экономика образования. 2012. № 2. С. 126а-132.

6. Неборский Е.В. Университеты США: образовательный и научный центр: монография. Са-арбрюккен, 2011.

7. Неборский Е.В. Университеты США как образовательные и научные центры // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Калининград, 2011. Вып. 4. С. 154160.

8. Кехян М.Г. Основные тенденции глобализации сферы образования // Креативный экономика. 2013. № 1 (73). С. 84-88.

9. Налетова И.В. Изменение национальных традиций высшего образования в современных условиях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 4. С. 8290.

10. Шиверских М.Р. Взаимодействие предпринимательской и академической культуры в экономике знаний // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 70-84.

References

1. Naletova I.V. Metafundamental'nyy analiz pred-prinimatel'skikh universitetov [Metafundamental analysis of entrepreneurial universities]. Analitika kul'turologii - Culturology analitics, 2007, no. 8, pp. 97-105. (In Russian).

2. Grudzinskiy A.O. Vnedrenie tekhnologiy kak professiya [Implementation of technologies as a profession]. Kommertsializatsiya tekhnologiy: Rossiyskiy i mirovoy opyt. ANKh pri Pravi-tel'stve RF [Commercialization of technologies: Russian and World experience. Academy of National Economy under the Government of the Russian Federation]. Moscow, 1997. (In Russian).

3. Grudzinskiy A.O., Balabanova E.S., Pekushki-na O.A. Evropeyskiy transfer tekhnologiy: ko-operatsiya bez "utechki mozgov" [European technology transfer: cooperation without "brain drain"]. Sotsis - Socis, 2004, no. 11, pp. 123131. (In Russian).

4. Prokhorov A.V. Vliyanie tsennostey akade-micheskogo kapitalizma na funktsionirovanie sovremennykh universitetov [Influence of academic capitalism values on modern universities functioning]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 5 (109), pp. 271-277. (In Russian).

5. Neborskiy E.V. Issledovatel'skie universitety SShA. Protivorechie mezhdu "akademicheskim kapitalizmom" i poiskom "istiny" [U.S. research universities. The contradiction between the "academic capitalism" and the search for

"truth"]. Ekonomika obrazovaniya - Economy of education, 2012, no. 2, pp. 126a-132. (In Russian).

6. Neborskiy E.V. Universitety SShA: obrazova-tel'nyy i nauchnyy tsentr [USA universities: educational and scientific centre]. Saarbrucken, 2011. (In Russian).

7. Neborskiy E.V. Universitety SShA kak ob-razovatel'nye i nauchnye tsentry [USA universities as educational and scientific centre]. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta - IKBFU's Vestnik, Kaliningrad, 2011, no. 4, pp. 154-160. (In Russian).

8. Kekhyan M.G. Osnovnye tendentsii globaliza-tsii sfery obrazovaniya [Basic tendencies of educational sphere globalization]. Kreativnaya eko-nomika - Creative economy, 2013, no. 1 (73), pp. 84-88. (In Russian).

9. Naletova I.V. Izmenenie natsional'nykh traditsiy vysshego obrazovaniya v sovremennykh uslo-viyakh [The Change of National Traditions of Higher Education under Modern Conditions]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii -The journal of sociology and social anthropology, 2005, vol. 8, no. 4, pp. 82-90. (In Russian).

10. Shiverskikh M.R. Vzaimodeystvie predpri-nimatel'skoy i akademicheskoy kul'tury v ekono-mike znaniy [Interaction of business and academic culture in knowledge economy]. Voprosy obrazovaniya - Educational studies, 2010, no. 4, pp. 70-84. (In Russian).

Поступила в редакцию 13.05.2016 г. Received 13 May 2016

UDC 316+378.3

MODERN SCIENCE FUNCTIONING WITHIN THE FRAMEWORK OF ACADEMIC CAPITALISM Anastasiya Andreevna SHCHERBAKOVA

Master's Degree Candidate of Training Direction "Sociology", Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: nasty681993@mail.ru

At present, more and more attention is being given to the economic mechanisms of functioning of science. Information society and the global market will inevitably set a goal of creating a new university model. Thus, the current study is the new structures of higher education, entering universities in the organization of new businesses based on inventions. The emergence of an economy based on knowledge system, leads to changes not only in the education system, but also affects the main areas of public life. Analyzing the contemporary scientific literature, it is possible to allocate such a thing as "academic capitalism", which receives by far more prevalent, as the lack of funds for the development of research and lack of funding contribute to their commercialization, the transition of universities to the business sector. Speaking of Russian science, it is worth noting that there is a problem of commercialization of research, which is due both to the lack of domestic consumers as well as large-scale domestic market of high technologies. The concept of academic capitalism and the levels of its impact, as well as modern methods of research funding, their role in the functioning of modern universities are discussed. Key words: science; university; education; academic capitalism; economy

Информация для цитирования:

Щербакова А.А. Функционирование современной науки в рамках академического капитализма // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 2 (6). С. 55-58.

Shcherbakova A.A. Funktsionirovanie sovremennoy nauki v ramkakh akademicheskogo kapitalizma [Modern science functioning within the framework of academic capitalism]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2016, vol. 2, no. 2 (6), pp. 55-58. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.