Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ НА ЧАСТОТУ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА'

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ НА ЧАСТОТУ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА / ФАКТОРЫ РИСКА / ВОДИТЕЛИ АВТОТРАНСПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Керефова З.Ш., Жилова И.И., Эльгаров А.А.

Установлены достаточно высокая частота ишемической болезни сердца (ИБС) и ее факторов риска среди водителей автотранспорта, обусловленная особенностями трудовой деятельности, ухудшение системы оперативного реагирования лиц с ИБС и артериальной гипертонией; предлагается пересмотреть официальные медицинские показания для управления автотранспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF OCCUPATIONAL ENVIRONMENT ON CORONARY HEART DISEASE INCIDENCE IN AUTOMOBILE TRANSPORT DRIVERS

The authors revealed quite high incidence of coronary heart disease and its risk factors among automobile transport drivers due to occupational peculiarities, deterioration in operative response system in patients with coronary heart disease and arterial hypertension. The suggestion is to review official medical indications for driving license.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ НА ЧАСТОТУ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА»

но значение медицинского образования и просвещения женщин при осуществлении анти-гипертензивной терапии в достижении необходимого лечебно-профилактического результата среди работающего женского населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борьба с АГ: доклад Комитета экспертов ВОЗ. —

М., 1999.

2. Буганов A.A., Саламатина Л.В., Уманская Е.Л. // Мед. труда. — 2003. — № 1. — C. 9—17.

3. Вебер В.Р., Мазур Л.И. // Там же. — 2003. — № 7. — C. 46—48.

4. Волков В.С., Платонов Д.Ю. // Кардиология. — 2001. — № 9. — С. 22—25.

5. Емельянова Л.А., Цибулина Е.В., Жаркин А.Ф. // Тер. арх. — 2000. — № 9. — С. 27—33.

6. Измеров Н.Ф. // Мед. труда. — 2003. — № 5. — C. 1—6.

7. Измеров Н.Ф. // Там же. — 2006. — № 11. — C. 1—6.

8. Изможерова Н.В., Андреев А.Н., Обоскалова Т.А. и др. // Тер. арх. — 2005. — № 3. — С. 67—69.

9. Маколкин В.И., Зябрев Ф.Н. // Кардиовас-кулярная терапия и профилактика. — 2006. — № 5

(6). — С. 5—9.

10. Оганов Р.Г. // Там же. — 2004. — № 3 (3), Ч. 1. — С. 10—14.

11. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. // Там же.

— 2002. — № 3. — C. 4—8.

12. Покровский В.И. // Мед. труда. — 2003. — № 1. — С. 2—6.

13. Породнова О.Ю., Лунегова В.В., Попов A.A. и др. // Климактерий. — 2001. — № 3. — С. 78—80.

14. Стародубов В.И. // Мед. труда. — 2005.

— № 1. — С. 1 — 8.

15. Ушакова С.Е., Концевая А.В., Княжевская О.В. // Кардиоваскулярная терапия и профилактика.

— 2005. — № 4 (1). — С. 32—36.

16. Шутемова Е.А., Концевая А.В., Ушаков С.Е. и др. // Там же. — 2004. — № 3 (2). — С. 4—8.

17. Elgarov A., Aramisova R. // J. Traffic Med.

— 2001. — N 1—2. — P. 45—47.

18. Elgarov A., Sabanchieva Kh., Shogenov A., Mi-dova M. // 19 World Congress of International Traffic Medicine Association. — Budapest, Hungry. 2003.

— P. 79.

Поступила 29.01.07

УДК 613.62®616-005.4:656.045.6

З.Ш. Керефова, И.И. Жилова, А.А. Эльгаров

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ НА ЧАСТОТУ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Установлены достаточно высокая частота ишемической болезни сердца (ИБС) и ее факторов риска среди водителей автотранспорта, обусловленная особенностями трудовой деятельности, ухудшение системы оперативного реагирования лиц с ИБС и артериальной гипертонией; предлагается пересмотреть официальные медицинские показания для управления автотранспортом.

Ключевые слова: ишемическая болезнь сердца, факторыi риска, водители автотранспорта, профессиональная работоспособность.

Z.Sh. Kerefova, I.I. Zhilova, A.A. Elgarov. Influence of occupational environment on coronary heart disease incidence in automobile transport drivers. The authors revealed quite high incidence of coronary heart disease and its risk factors among automobile transport drivers due to occupational peculiarities , deterioration in operative response system in patients with coronary heart disease and arterial hypertension. The suggestion is to review official medical indications for driving license.

Key words: coronary heart disease, risk factors, automobile transport drivers, occupational performance.

В настоящее время наблюдается рост заболеваемости и смертности населения, прежде всего мужского, вследствие основных сердечнососудистых заболеваний (ОССЗ). Среди последних особое место занимает ишемическая болезнь сердца (ИБС), частота которой зависит от климатогеографических, производственно-профессиональных, психосоциальных, поведен-ческих и других управляемых и неуправляемых факторов [1, 5, 7, 8, 11). Лица с ИБС и перенесенным инфарктом миокарда (ИМ) характеризуются ранней инвалидизацией и деквалификацией, высоким риском смерти, снижением продолжительности жизни, что наиболее ярко проявляется в трудоспособном возрасте [9, 10]. Несмотря на большое число исследований, в том числе кооперативных, национальных и межгосударственных, в литературе встречаются лишь единичные работы [4, 6, 20], посвященные частоте ИБС и ее факторов риска (ФР) у водителей автотранспорта (ВА). Между тем повышенное внимание специалистов в последние годы привлекает рост экологически и профессионально обусловленных заболеваний [13], среди которых ОССЗ занимают значительный удельный вес, отличающиеся прогредиентным течением и утратой трудоспособности. Именно поэтому важнейшей задачей здравоохранения в настоящее время считается разработка действенных методов их профилактики [10, 15]. Исследование влияния профессиональных факторов ВА на возникновение и течение ИБС, разработка системы эффективного мониторирования клинико-гемодинамических и психологических показателей при этом могут обеспечить необходимый уровень здоровья, стабильную безошибочную профессиональную деятельность шоферов в процессе управления транспортным средством. Следует также признать необходимость пересмотра и оптимизации официальных медицинских противопоказаний для управления автотранспортом (приказы № 555 и МЗ СССР от 26.09.1989 г. и № 90 МЗиМП РФ от 14.03.1996 г.) при наличии ИБС, прежде всего ИМ.

Цель исследования — изучить влияние производственных условий на частоту ИБС и ее ФР у ВА, их профессиональную работоспособность и определить направления профилактики данного заболевания.

М а т е р и а л и м е т о д и к и. Обследована репрезентативная выборка городских (1196) и сельских (1075) мужчин- ВА 20—59 лет (основная группа, ОГ) по программе «Эпидемиология ИБС и атеросклеро-

за в различных регионах страны» (отклик 86—91 %). Контрольную группу (КГ) составили 864 городских и 687 сельских мужчин не водительских профессий, которые по возрасту и профессиональному стажу были сопоставимы с ОГ. Скрининг осуществлялся в обеих группах, как правило, утром — ВА перед выездом, до 12.00 — лиц КГ. Протокол исследования предполагал выяснение паспортных сведений, данных личного и семейного анамнеза (перенесенные болезни, вредные привычки — курение, употребление алкоголя, гиподинамия), использование стандартного опросника ВОЗ (стенокардия напряжения, перенесенный «возможный инфаркт миокарда»), двухкратное измерение артериального давления (АД), запись ЭКГ в 12 отведениях с последующим анализом по Миннесотскому коду, регистрацию антропометрических параметров, исследование липидного обмена (20 % выборка) — выявление дислипопротеидемий (ДЛП) в соответствии с рекомендациями А.Н. Климова, Н.Т. Никульчевой (1980), I.L. Beaumont et al. (1980). Для оценки распространенности ИБС и ее ФР с учетом вида автомобиля были сформированы три подгруппы ВА: грузового (Г) — 408, пассажирского — автобусы (А) — 421 и такси (Т) — 416 человек, сопоставимые по возрасту и профессиональному стажу. О состоянии профессиональной работоспособности судили по результатам психофизиологического тестирования (ПФТ) 96 ВА с ИБС (36 человек), перенесенным ИМ (19) и АГ I (21) и II (20) ст. С помощью комплекса хронорефлексометрического (КХР-1) определяли латентный и моторный периоды зрительно-моторной реакции, время слежения за движущимся объектом (СДО). Полученные результаты ПФТ сравнивали с нормальными характеристиками системы оперативного реагирования здоровых ВА.

Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е-н и е. Распространенность ИБС и ее ФР среди городских и сельских ВА представлена в табл. 1 и 2.

Из табл. 1 видно, что между частотой ИБС и ее ФР как среди городских ВА, так и среди лиц не водительских профессий и возрастом существует строгая корреляция (р < 0,01). Обращает на себя внимание (по данным специального кардиологического опросника и результатам оценки ЭКГ с помощью М иннесот-ского кода) также рост стенокардии напряжения (ИБС) и перенесенного ИМ с увеличением возраста и профессионального стажа

шоферов (р < 0,01). При этом 90—95 % ВА не знали о наличии у них признаков ИБС и ИМ и выполняли свои профессиональные обязанности (хотя на автопредприятиях сохранены предрейсовые осмотры). Вместе с этим при сопоставимой частоте среди

шоферов и 24,0 % среди лиц не водительских профессий) осведомленность о гипертонии и охват лечением были выше в процент эффективно леченных превалировал (37,8 против 25,2) в КГ, что повышает сердечно-сосудистый риск у ВА и ухудшает профессиональную надежность [18, 19, 22, 23], а значит, и систему безопасности дорожного

Частота ИБС и ее ФР среди городских мужчин (

движения (БДД). В то же время, распространенность К, употребления А, НФА, ГЛЖ и ДЛП оказалась выше у В А (р < 0,05). Следует подчеркнуть отсутствие различий в частоте ИМТ в обеих группах. В ранее выполненном исследовании установлены нарастание ожирения у ВА в динамике (за 20-летний период) при сравнении с лицами иных профессий, а также преобладание ИМТ у первых [17]. Заслуживает внимания частота сочетаний ФР ИБС в ОГ и в КГ: двух — соответственно в и 67,0 %, трех —

56,0 и 43,7 % и четырех — 32,8 и (р < 0,05), что подчеркивает наличие высоТ а б л и ц а 1

и КГ, %

Возраст, лет Число, n АГ Знали о болезни Лечились / Эффективно ГЛЖ/НФА К/А ИМТ ДЛП ИБС/ИМ

20—29 327 11,9 2,4 0/0 4,6/90,5 81,0/90,8 2,7 11,3 2,7/0,9

30—39 389 19,7 18,7 32,3/25,2 17,7/92,0 84,6/91,5 15,2 17,9 7,5/2,8

40—49 284 26,7 39,4 39,7/33,4 24,6/87,6 78,8/87,3 23,2 28,5 19,0/4,2

50—59 196 47,4 57,6 48,4/55,6 51,5/84,2 60,2/84,7 31,6 32,6 19,8/6,6

20—59 1196 23,8 25,6 27,9/25,2 23,3/89,4 78,8/89,3 10,9 18,7 8,2/3,8

20—29 335 8,4 4,2 5,7/10,5 3,6/80,0 76,4/80,2 0,9 9,3 0,6/0,0

30—39 224 14,7 26,8 42,8/40,9 15,2/83,0 72,3/82,1 9,3 10,2 3,6/1,3

40—49 156 42,9 44,8 48,5/47,1 20,5/79,5 65,4/80,1 13,5 21,2 10,9/3,8

50—59 149 50,6 65,8 59,6/67,7 46,1/71,1 50,6/66,7 26,9 25,0 12,2/5,8

20—59 864 24,0 22,7 21,0/37,8 17,4/79,2 64,7/78,9 10,1 14,6 5,3/2,1

Примечание. Выделены — городские ВА, обычный цвет — лица не водительских профессий; АГ — артериальная гипертония, ГЛЖ — гипертрофия левого желудочка, НФА — низкая физическая активность, К — курение, А — употребление алкоголя, ИМТ — избыточная масса тела, ДЛП — дислипопротеидемия.

Т а б л и ц а 2

Частота ИБС и ее ФР у сельских мужчин ОГ и КГ, %

Возраст, лет Число, n АГ Знали о болезни Лечились/ Эффективно ГЛЖ/НФА К — А ИМТ ДЛП ИБС/ИМ

20—29 315 9,8 22,6 0/0 9,5/94,6 80,9/90,8 2,8 6 1,9/0,9

30—39 306 29 38,2 10,5/25,0 19,6/97,4 70,5/92,8 15,6 13,1 4,9/2,9

40—49 255 41,6 41,5 31,8/57,1 29,4/85,8 50,9/87,8 22,7 20 12,2/4,7

50—59 199 56,3 52,7 47,5/53,6 53,3/64,8 56,3/84,4 33,7 28,6 10,0/5,0

20—59 1075 31,4 42,6 38,2/56,4 25,2/87,8 66,0/89,5 17 15,5 6,7/3,2

20—29 215 8,4 0 0/0 3,2/82,8 78,6/78,1 0,9 5 0,5/0,0

30—39 204 14,2 25 28,5/50,0 13,2/86,3 71,6/82,3 8,8 10 3,9/1,4

40—49 136 41,1 41 43,5/30,0 19,1/78,6 61,7/80,1 13,9 13,6 11,7/3,6

50 - 59 129 50,4 52,3 52,9/61,1 43,4/74,4 50,4/65,1 22,5 17,3 12,4/6,2

20—59 687 24,3 38,3 46,8/50,0 16,9/81,0 68,2/77,0 10 11,5 5,7/2,4

Примечание. Выделены — сельские ВА, обычный цвет — лица не водительских профессий; АГ — артериальная гипертония, ГЛЖ — гипертрофия левого желудочка, НФА — низкая физическая активность, К — курение, А — употребление алкоголя, ИМТ — избыточная масса тела, ДЛП — дислипопротеидемия.

кого риска развития оссз у шоферов, производственная деятельность которых сопряжена с систематическим психоэмоциональным стрессом.

В сельской популяции мужчин среди ВА более высокой была распространенность ИБС и ИМ, АГ и ГЛЖ, ДЛП, ИМТ и НФА при сравнении с КГ (табл. 2). Лишь число находящихся на лечении с АГ было выше среди лиц не водительских профессий. Комбинации ФР ИБС наблюдались в целом чаще у ВА (78,7 %) при сравнении с КГ (48,5 %).

Приведенные в табл. 2 результаты указывают прежде всего на то, что эпидемиологическая ситуация в отношении ИБс и ее ФР и у сельских ВА представляется более напряженной, чем в ГК.

Итак, полученные результаты показывают достаточно высокие уровни распространенности как ИБс и ИМ, так и основных ФР среди городских и сельских ВА, чем среди лиц иных профессий, что позволяет утверждать наличие связи частоты ИБс у шоферов с особенностями их профессиональной деятельности. Существование различий в частоте ИБс и ФР у работников интеллектуального и физического труда продемонстрировано в ряде исследований [5, 17, 25]. Вместе с тем имеется мнение об отсутствии связи между характером профессиональной деятельности и частотой ИБС [16].

особый научный и практический интерес представляют различия в эпидемиологии ИБС и ФР у ВА (табл. 3) с учетом вида транспортного средства.

Как следует из табл. 3, среди ВА в целом частота ИБС, ИМ и отдельных ФР достаточно высокая, если иметь в виду характер водительской профессии, сопровождающийся высоким психоэмоциональным стрессом [3, 18]. Это означает значительную вероятность развития у них пароксизмальных состояний со всеми последствиями — не только медицин -скими (ухудшение производительности труда и состояния здоровья вплоть до внезапной смерти), но и социальными (снижение качества

управления автотранспортом и возникновение дорожно-транспортных происшествий, ДТП).

При этом максимальная распространенность ИБС (13,2 %) и ИМ (4,6 %), их ФР (употребление А, К, ГЛЖ, ИМТ и ДЛП, как в отдельности, так и в сочетаниях) наблюдалась у водителей грузового автотранспорта и достоверно превышала частоту приводимых параметров у водителей, занятых пассажирскими перевозками (0,01 > р < 0,05). На этом фоне показательны значительные уровни АГ (41,6 %), очень низкие информированность о болезни (29,6 %) и охват лечением а также эффективность последнего что в сочетании с ГЛЖ и ДЛП, К и употреблением А, признаками ИБС и ИМ формируют высокий риск развития жизнеугрожа-ющих и других кардиоваскулярных осложнений у водителей грузового транспорта, потери работоспособности вплоть до инвалидизации и деквалификации, представляя серьезную угрозу БДД. Приведенные результаты демонстрируют чрезвычайную эпидемиологическую напряженность в отношении ИБС и ее ФР среди ВА вообще и особенно работающих на грузовом автотранспорте. Подтверждением остроты обозначенной проблемы можно считать результаты многолетних исследований ВА с АГ [2, 18], установивших наиболее частыми причинами инвалидности кризовое течение гипертонии (62,9—71,4 %), острые нарушения мозгового (31,5 — 32,6 %) и коронарного (28,4—33,7 %) кровообращения, хроническую сердечную недостаточность психологические особенности инвалидов и перенесших ИМ [12, 14]; широкую распространенность пограничных нервно-психических расстройств у водителей [3], обусловленные экстремально-стрессовым характером их работы. Кроме этого, об эпидемиологии ИМ и основных ФР у ВА свидетельствуют отдельные исследования [4, 6, 12], хотя частота основных эпидемиологических характеристик, представленные авторами, уступают полученным результатам в настоящем исследовании.

Частота ИБС и ФР среди ВА с учетом вида автотранспорта

Т а б л и ц

Вид автотранспорта Число, n АГ Знали о болезни Лечились/ Эффективно ГЛЖ/НФА К — А ИМТ ДЛП ИБС/ИМ

Т 416 19,7 46,3 46,3/50,0 19,2/62,5 68,7/64,6 12,9 7,6 2,1/0,2

А 421 30,1 33 33,0/33,3 36,1/73,1 77,9/73,4 19,9 13,1 3,8/2,6

Г 408 41,6 29,6 23,5/25,0 45,6/89,2 91,1/90,4 28,9 24,2 13,2/4,6

Т а б л и ц а 4

Результаты ПФТ ВА с ИБС, ИМ и АГ

ПЗФиК Норма Водители автотранспорта

ИБС ИМ АГ P

Латентный 0,738 ± 0,0045 1,694 ± 0,087 1,718 ± 0,109 1,710 ± 0,015 р < 0,01

Моторный 0,216 ± 0,038 0,356 ± 0,096 0,476 ± 1,075 0,340 ± 0,089 p < 0,05

СДО 10,08 ± 1,07 22,02 ± 0,85 22,98 ± 1,06 21,48 ± 0,19 p < 0,001

Важное значение с точки зрения организации БДД имеют итоги изучения профессионально значимых функций и качества

(ПЗФиК) ВА с ОССЗ (табл. 4).

Данные табл. 4 указывают на достоверное снижение системы оперативного реагирования (качества и надежности управления автотранспортом) ВА с АГ, ИБС и ИМ. Необходимо отметить, что различия ПЗФиК шоферов с указанными ОССЗ оказались высоко достоверными при сравнении с аналогичными параметрами здоровых ВА. Это означает повышение риска ДТП из-за ошибочных действий индивида при наличии ИБС и АГ. Если к изложенному добавить, что применение се-дативных и снотворных препаратов, отдельных антигипертензивных средств [18, 21—24, 26] негативно влияет на то есть

снижает профессиональную надежность, то становится очевидной медико-социальное значение представленных результатов и особая роль ПФТ в обеспечении необходимого уровня системы БДД и результативности профилактики ДТП. Именно поэтому назрела необходимость с учетом выполненных комплексных исследований в области автодорожной медицины активного внедрения в практическое здравоохранение методов ПФТ и пересмотра официальных медицинских противопоказаний для управления автотранспортом [1, 18, 23].

3 а к л ю ч е н и е. Распространенность ИБС, ИМ и ФР, по данным эпидемиологических исследований, среди городских и сельских ВА за последние 15 лет возросла и представляется напряженной при сравнении с частотой обсуждаемыгх параметров у жителей города и села. Это свидетельствует о формировании сердечнососудистого риска у работающего мужского населения региона, особенно лиц операторских профессий. Среди шоферов наиболее уязвимыгми в отношении ИБС и ее ФР оказались водители грузового транспорта. При наличии у ВА ИБС, ИМ и АГ I и II ст. установлены! достоверные отклонения

системы1 оперативного реагирования (ПЗФиК), указы1вающие на повышение вероятности возникновения ДТП. Изложенное подтверждает мнение — водительский труд следует расценивать как ФР, способствующий развитию ОССЗ и влияющий на течение уже имеющихся ИБС и АГ, ускоряющий развитие осложнений и раннюю утрату (в том числе и стойкую) профессиональной работоспособности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распространенность ИБС и ее ФР среди ВА обусловлена особенностями профессиональной деятельности шоферов. Установлены,I, во-первы1х, связь между частотой ИБС, ИМ и ФР и характером профессио-нально-производственныгх условий водительской работыг; во-вторы1х, негативное влияние ИБС, ИМ и АГ на ПЗФиК ВА, ухудшающее качество профессиональной деятельности и возрастание риска ДТП. Неблагополучная эпидемиологическая ситуация с ИБС и ФР у ВА влечет за собой рост кардиоваскулярныгх осложнений, что настоятельно требует разработки систе-мы1 мониторирования психического и общесоматического здоровья шоферов, их социально-поведенческих характеристик, пополняющаяся в динамике рядом медико-психологических и других параметров (изменения уровня и качества здоровья, прием лекарственны х и наркотических средств, алкоголя, нарушение правил дорожного движения, участие в ДТП) для выгбора программыI конкретным превентивныгх (лечебно-оздоровительныгх, психокорригирующих, реабилитационным) мероприятий. Формирование подобной базы данны х на всех ВА и претендентов в шоферы обеспечит эффективное управление состоянием здоровья и качеством профессиональной деятельности водительской популяции, а также системой БДД. Это должно быть основой модели медико-психологических аспектов профилактики ОССЗ и ДТП на авто-транспортныгх предприятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова Е.В., Гафаров В.В., Кузнецов В.А. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. —

2004. — 6. — С. 35—40.

2. Арамисова P.M., Эльгаров А.А. // Материалы симпозиума «Артериальная гипертония — достижения, проблемы», посвященная памяти проф. Г.Г. Арабидзе.

— Нальчик, 2000. — С. 13—18.

3. Башкир'ева А.С. // Мед. труда. — 2003. — № 9. — С. 18—25.

4. Блужас И.Н., Малинаускене В.А., Азаравиче-не А.П., Гражулявичене P.M. // Кардиология. —

2003. — 12. — С. 37—41.

5. Буганов А.А., Саламатина Л.В., Уманская Е.Л. // Мед. труда. — 2003. — № 2. — С. 1—6.

6. Константинов В.В., Мазур Л.И. // Кардиология. — 1997. — 1. — С. 45—48.

7. Мазур Л.И. // Мед. труда. — 2003. — № 7. — С. 43—46.

8. Овчаров Е.А., Долгинцев В.И., Мамонов Ю.П. Борщ Е.Е. // Тюмен. мед. журн. — 2000. — 1. — С. 37—39.

9. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. // Кардиовас-кулярная терапия и профилактика. — 2002. — 3. — С. 4—8.

10. Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я. // Там же.

— 2005. — 3. — С. 4—9.

11. Пенкнович А.А., Каляганов П.И. // Мед. труда. — 2005. — № 5. — С. 32—35.

12. Петров М.Н., Войтенко Р.М., Гаврилова Е.В. и др. // Там же. — 1996. — № 8. — С. 37—39.

13. Покровский В.И. // Там же. — 2003. — № 1. — С. 2—6.

УДК 616-009.12:616.13-004.6:34.028-055.22

14. Пузин С.Н., Абдуллаева Т.И., Айвазян Т.А., Зайцев В.П. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2002. — 1. — С. 18—20.

15. Стародубов В.И. // Мед. труда. — 2005.

— № 1. — С. 1—8.

16. Тимофеева Т.Н., Жуковский Г.С., Халтаев Н.Г. и др. // Тер. арх. — 1987. — 1. — С. 29—33.

17. Эльгаров А.А. Образ жизни и сердечно-сосудистые заболевания. — Нальчик, 1990. — С. 35—46.

18. Эльгаров А.А., Арамисова P.M. Гипертоническая болезнь у водителей автотранспорта. — Нальчик: «Эльбрус», 2001.

19. Эльгаров А.А., Инарокова А.М., Василенко В.М., Арамисова P.M. // Мед. труда. — 1995. — № 6. — С. 10 — 13.

20. Elgarov A., Balkarova A., Aramisova R. // Abstracts of 3-rd ¡Мегпайопа1 Conference on Preventive Cardiology. — Oslo, 1993. — P. 73.

21. Elgarov A., Aramisova R. // 7-th International Congress «Driver Improvement». — Salzburg , Austria,

2001. — P. 88.

22. Elgarov A., Aramisova R. // J. Traffic Medicine. — 2001. — N 1—2. — P. 45—47.

23. Elgarov A., Aramisova R. // Proceedings 16-th International Conference on Alcochol, Drugs and Traffic Safety. — Montreal, 2002. — Vol. 1. — P. 33—36.

24. Ferrara D., Giorgetti R., Zansaner S., Pozzo C. Dall. // J. Traffic Medicine. — 1994. Suppl.,Vol. 22, 1. 83/106—127.

25. Kittel F., Leynen F., Stam M. et al. // Europ. Heart J. — 2002. — 23. — P. 1841—1848.

26. Laaksonen H. // J. Traffic Medicine. — 1994.

— Suppl.,Vol. 22, 1. — P. 20—30.

Поступила 29.01.07

А.Б. Шогенова, A.M. Муртазов, А.Г. Шогенов, А.А. Эльгаров

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ И ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА СРЕДИ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Медотдел МВД КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Установлена распространенность артериальной гипертонии (АГ) и факторов риска атеросклероза среди женщин-сотрудников правоохранительных органов; показано влияние характера трудовой деятельности на частоту изучаемых показателей и сердечно-сосудистый риск.

Ключевые слова: эпидемиология, гипертония, факторыi риска, женщиныы-сотрудники правоохранительные органов.

A.B. Shogenova, A.M. Mourtazov, A.G. Shogenov, A.A. Elgarov. Epidemiology of arterial hypertension and atherosclerosis risk factors in female Internal Ministry officers. The authors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.