Научная статья на тему 'САХАРНЫЙ ДИАБЕТ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА - ЧАСТОТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ'

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА - ЧАСТОТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ / ФАКТОРЫ РИСКА / ВОДИТЕЛИ АВТОТРАНСПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Асанова Ж.И., Калмыкова М.А., Эльгарова Д.А.

Показана распространенность сахарного диабета (СД) и факторов риска (ФР) атеросклероза (АС) среди водителей автотранспорта (ВА), их связь с особенностями работы. Выявлено ухудшение системы оперативного реагирования ВА с СД и артериальной гипертонией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIABETES MELLITUS IN AUTOMOBILE TRANSPORT DRIVERS - INCIDENCE, OCCUPATIONAL PERFORMANCE

The authors present prevalence of diabetes mellitus and atherosclerosis risk factors among automobile transport drivers,relationships of those factors with the work peculiarities. Findings are deteriorated operative response system parameters in automobile transport drivers having diabetes mellitus and arterial hypertension.

Текст научной работы на тему «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА - ЧАСТОТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ»

ISSN 1026-9428. Mедuцuнa mрудa u ^омыгшленшя экoлoгuя, № 5, 200?

5. Лазебник Л.Б., Гайнулин Ш.М., Назаренко И.В. и др. // РКЖ. — 2003. — № 5 (43). — С. 5—10.

6. Оганов Р.Г. // Кардиология. — 1994. — № 3. — с. 80—83.

7. Ощепкова Е.В., Довгалевский П.Я., Гриднев В.И. // Тер. арх. — 2007. — № 1. — с. 46—48.

8. Попов А.И., Токарев С.А., Уманская Е.Л., Буганов А.А. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2005. — № 1. — С. 40—43.

9. Тимофеева Т.Н., Шальнова С.А., Константинов В.В. и др. // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2005. — № 6. — С. 15—24.

10. Тожиев М.С., Шестов Д.Б., Хоптяр В.П., Теребов А.А. // Кардиология. — 1999. — № 12. — с. 35—39.

11. Тожиев М.С., Хван Ю.В., Шестов Д.Б. и др. // Тер. арх. — 2007. — № 1. — C. 27—32.

12. Шальнова С.А., Деев А.Д., Вихирева О.В. и др. / / Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2001. — № 2. — C. 3—7.

13. Шальнова С.А., Деев А.Д., Оганов Р.Г., Шестов Д.Б. // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2002. — № 1. — C. 1—10.

14. Шапиро И .А., Калинина А.М. / / Там же. — 2002. — № 1. — C. 16—21.

15. MacMachon S. et al. // Lancet. — 1990. — N 335. — P. 765—774.

16. Ford C.E., Davis B.R., Hawkins C.M. et al. // Circulation. — 1991. — N 83 (2). — P. 1—4.

Поступила 12.03.07

УДК 616.379-008.64:656.045.6

Ж.И. Асанова, М.А. Калмыкова, Д. А. Эльгарова

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА — ЧАСТОТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Показана распространенность сахарного диабета (СД) и факторов риска (ФР) атеросклероза (АС) среди водителей автотранспорта (ВА), их связь с особенностями работы. Выявлено ухудшение системы оперативного реагирования ВА с СД и артериальной гипертонией.

Ключевые слова: сахарныый диабет, факторыi риска, атеросклероз, водители автотранспорта, профессиональная надежность.

Zh.I. Asanova, M.A. Kalmykova, D.A. Elgarova. Diabetes mellitus in automobile transport drivers — incidence, occupational performance. The authors present prevalence of diabetes mellitus and atherosclerosis risk factors among automobile transport drivers , relationships of those factors with the work peculiarities. Findings are deteriorated operative response system parameters in automobile transport drivers having diabetes mellitus and arterial hypertension.

Key words: diabetes mellitus, atherosclerosis risk factors, automobile transport drivers, occupational reliability.

Сахарный диабет — весьма распространенное заболевание, имеющее строгую тенденцию к росту, отличающееся прогредиентным течением и многочисленными, прежде всего сердечно-сосудистыми, осложнениями, нарушением работоспособности вплоть до инвалидиза-ции и деквалификации, бесспорно, одна из важнейших медико-социальных проблем современности [5, 6, 22, 23]. По мнению экспертов ВОЗ, «сахарный диабет — проблема всех возрастов и народов». Сегодня в мире 146 млн (2,1 %) жителей планеты страдают СД 2-го

типа и, по прогнозам Международного института сахарного диабета, к 2010 г. их число может составить 200 млн (3 %) человек [16]. В нашей стране распространенность СД достигает 8 млн человек, или 5 % всего населения (Дедов И.И.). Смертность больных СД 2-го типа в 2,3 раза выше смертности в общей популяции [6, 13, 17, 18]; в ее структуре основными причинами являются кардиоваскуляр-ные (60 %) и цереброваскулярные (10 %) заболевания. Вместе с тем артериальная гипертония (АГ) выявляется у больных СД,

и это в значительной степени повышает риск преждевременной смерти, на 1/3 снижает продолжительность жизни [20, 21]. У больных СД в 2—4 раза чаще обнаруживается ише-мическая болезнь сердца (ИБС), в 6—10 раз выше риск развития инфаркта миокарда и в 4 — 7 раз — мозгового инсульта [9, 19]. Особое место среди различных профессиональных работников, подвергающихся опасному влиянию условий производства, занимают лица операторских транспортных видов деятельности (автомобильного, авиационного, железнодорожного, водного), относящиеся в настоящее время к наиболее распространенным. Управление транспортным средством сопровождается высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, которое является ведущим фактором данной производственной среды, провоцирующим и поддерживающим хронический стресс. Воздействие же психоментального стресса способствует развитию и прогрессиро-ванию отдельных хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), к которым относятся ИБС, АГ, язвенная болезнь желудка (ЯБЖ) и двенадцатиперстной кишки (ЯБДК). В последние годы водители автотранспорта (ВА) оказались наиболее крупной и стабильной профессиональной группой среди мужчин работоспособного возраста. Состояние их здоровья определяет работоспособность, а значит, безопасность дорожного движения (БДД). Доказано влияние на качество управления автотранспортом основных сердечно-сосудистых заболеваний (ОССЗ), применения отдельных лекарственных (легальных и нелегальных) средств [1,14], что повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Последние, к сожалению, в стране имеют тенденцию к росту. В современной России ежегодно из-за ДТП на дорогах погибают около 32 тыс. людей и, в частности, по официальным данным, в 2006 г. число погибших составило 32 621 человек, раненых — 284 811, а число ДТП — 228 648. Около

80 % аварий на дорогах и их последствий связаны с человеческим фактором, и прежде всего ВА. Это обстоятельство подчеркивает необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию БДД и профилактике ДТП, в том числе медико-психологических и социальных[1]. В то время как выполненными исследованиями установлены частота отдельных форм ХНИЗ и влияние последних (ИБС, АГ, ЯБЖ и ЯБДК) и отдельных

гипотензивных средств на качество работоспособности ВА [3, 4, 14, 15], до настоящего времени в литературе отсутствуют подобные специальные работы по эпидемиологии и профилактике СД среди лиц операторских профессий. Между тем управление транспортными средствами при наличии СД может сопровождаться, во-первых, прогрессирующим его течением с развитием различных осложнений, в том числе и сердечно-сосудистых [5—8, 10 —12]; во-вторых, возрастанием риска возникновения ДТП в связи с развитием неотложных состояний (диабетические комы, кар-диоваскулярные инциденты).

Учитывая вышеизложенное, запланирована настоящая работа, целью которой явилось изучение распространенности СД и факторов риска (ФР) атеросклероза (АС) среди ВА, состояния их профессиональной работоспособности при СД.

М а т е р и а л и м е т о д и к и.

Осуществлено эпидемиологическое исследование (ВОЗ, ГНИЦ ПМ МЗиСР) 1213 муж-чин-В А (основная группа, О Г) и 1359 лиц иных профессий (контрольная группа, КГ). При наличии прямых и косвенных признаков, то есть ФР СД — характерных жалоб (ХЖ), особенностей анамнеза (ОА) — указания на СД, панкреатиты, коматозные (пре-коматозные) состояния, гипо-, гипертензивные реакции; отягощенной наследственности (ОН), АГ, употребления алкоголя (А), нерационального питания (НП), психоэмоционального напряжения (ПЭН), низкой физической активности (НФА), избыточной массы тела (ИМТ), курения (К), дислипопротеидемий (ДЛП), участие в ДТП, всем предлагалось специальное дообследование (лабораторное): гликемия, глюкозурия, биохимические исследования по показаниям; УЗИ поджелудочной железы. Кроме этого, осуществлены оценка привычек питания (104 человек) по методике Н.Г. Халтаева (1976) и психофизиологическое (комплекс хронорефлексометрический) тестирование (ПФТ) 38 ВА для уточнения влияния СД на профессионально значимые функции и качества (ПЗФиК) шоферов 34—54 лет с СД 2-го типа и АГ; регистрировались латентная и моторная реакции, слежение за движущимся объектом (СДО).

Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е-н и е. Частота прямых и косвенных признаков СД, как ФР последнего, среди ВА и КГ представлена в табл. 1.

Как следует из табл. 1, установлены различия в уровнях распространенности ФР СД в наблюдавшихся группах. Так, среди ВА чаще отмечались ХЖ (30,2 %), НП (59,6 %), ПЭН (78,1 %), К (76,0 %) и употребление А (81,0 %), чем в КГ — соответственно 26,0 % (ХЖ), 39,0 % (НП), 54,9 % (ПЭН), 55,8 % (К) и 67,4 % (употребление А). При этом в ОГ четверть ВА (24,9 %) участвовали в ДТП, что повышает уровень стрессированности и может способствовать дебюту различных прежде всего СД и ОССЗ. Частота ОН и ОА были сопоставимы — соответственно 9,6 и 0,98 % в ОГ 1 9,0 и 1,0 % — в КГ. Сравнительная оценка представленных результатов позволяет отметить наибольшую (р < 0,05) «отягощенность» признаками СД ВА, чем лица что, по-видимому, обусловлено особенностями водительской профессии и образом жизни. В этом плане убедительными оказались уровни распространенности ИБС, АГ, гипертрофии левого желудочка (ГЛЖ), НФА, ИМТ и ДЛП в двух группах (табл. 2), подтвердившими зависимость изучаемых показателей не только от возраста, но и производственных условий.

Приведенные в табл. 2 данные позволяют отметить преобладание частоты

ИБС (7,9 %) и ГЛЖ (24,7 %), а также

отдельных ФР атеросклероза (АС) — НФА (88,1 %), ИМТ (15,6 %) и ДЛП (14,0 %)

у ВА при сравнении с ГС — соответственно

13,5 % — АГ, 5,8 % — ИБС, 13,7 % — ГЛЖ, 77,4 % — НФА, 10,9 % — ИМТ и 10,0 % — ДЛП, демонстрирующее влияние специфики профессии на формирование сердечно-сосудистого риска [7, 8, 14, 20], который, в свою очередь, может повышать вероятность развития СД. Примечательно, что в ОГ число информированных о гипертонии (39,3 %), находившихся на лечении (40,8 %) и с необходимым эффектом (9,5 %) оказались явно недостаточными и были ниже аналогичных показателей ГС — 51,9 — 46,3 — 34,0 % соответственно. Эти данные в целом соответствуют низкой медицинской информированности лиц с АГ в нашей стране, однако в случаях необходимости мониторинга повышенных уровней АД в особых профессиональных группах (ВА, машинисты локомотивов и их помощники, диспетчеры, летчики, военные, сотрудники отдельных подразделений МВД) отсутствие устойчивой мотивации и терапевтического согласия на длительное лечение имеет не только медицинское, но и социальное (возникновение ДТП со всеми вытекающими последствиями, прежде всего человеческими и экономическими потерями) значение [1, 14],

Факторы риска СД в основной и контрольной группах, %

Т а б л и ц а 1

Группа Возраст, лет Число, n ХЖ ОА ОН НП ПЭН К А ДТП

Основная 20—39 634 33,4 0,7 9,3 62,5 71,5 80,3 91,7 28,7

40—59 579 33,2 1,2 10,0 69,8 85,3 71,3 70,6 20,8

20—59 1213 30,2 0,98 9,6 59,6 78,1 76,0 81,7 24,9

Контрольная 20—39 685 23,2 1,2 9,0 28,3 50,0 59,7 72,4 —

40—49 674 28,9 0,9 9,0 29,0 59,9 51,9 62,5 —

20—59 1359 26,0 1,0 9,0 39,0 54,9 55,8 67,4 —

Т а б л и ц а 2

Частота ФР ОССЗ в основной и контрольной группах, %

Группа Возраст, лет Число, n А Г Знали о болезни Лечились / эффективно ГЛЖ Н Ф А ИМТ ДЛП ИБС

Основная 20—39 634 14,0 10,1 33,3/0 10,9 89,4 11,6 9,0 3,7

40—59 579 39,2 50,6 41,3/10,4 40,7 86,7 20,0 19,0 10,7

20—59 1213 26,2 39,3 40,8/9,5 24,7 88,1 15,6 14,0 7,1

Контрольная 20—39 685 9,3 48,4 35,5/27,3 9,7 81,6 2,0 7,0 3,0

40—59 674 17,6 53,7 51,5/36,3 17,6 73,1 19,8 13,0 8,7

20—59 1359 13,5 51,9 46,3/34,0 13,7 77,4 10,9 10,0 5,8

что требует неотложных мер (прежде всего медико-профилактических, в том числе и специальное просвещение и образование в рамках «Школы для больных с АГ»).

Наряду с этим, различные комбинации ФР АС у ВА отмечены в 80 % случаев, чаще двух (79,8 %) и трех (48,9 %), реже (условно) четырех (25,0 %) при сравнении с КГ (45,7 — 20,5 — 12,8 % соответственно). Вышеприведенное позволяет считать доказанным связь частоты ФР СД и АС у ВА с особенностями их профессиональной деятельности.

Анализ результатов эпидемиологического исследования явился основанием для формирования группы лиц с признаками СД — 148 (12,2 %) ВА 27—59 лет (ОГ) и — 136 человек (10,0 %) 32—59 лет (ГС). Специальное дообследование позволило диагностировать СД у 126 ВА и у 102 лиц КГ, что с учетом анамнестических данных установило реальную частоту СД среди ВА — 10,38 % и в КГ — 7,5 %. Пр и этом у абсолютного большинства обследованных зарегистрирован СД 2-го типа (93,6 % случаев в ОГ и 89,2 % — КГ). Практически все ВА с СД имели комбинацию четырех и трех ФР АС (разные сочетания ПЭН, НП, НФА, употребления А, АГ, ИМТ и ДЛП), в то время как в КГ — лишь 49,0 % лиц (употребление А, АГ и ДЛП), что подчеркивает существование высокого кардиоваскулярного риска у шоферов. Приведенные результаты указывают на взаимосвязь СД и ФР АС у ВА с характером производственной работы, и это следует использовать при разработке рациональной программы диагностических и лечебно-профилактических мер на автотранспортных предприятиях.

Впервые выполненный анализ структуры питания выявил как у здоровых ВА (56 человек), так и лиц с СД и АГ (48 человек) значительные отклонения в качественном и количественном составе пищевого рациона:

повышение потребления жиров (на 22,0 % больше рекомендуемых) в основном за счет жиров животного происхождения, пищевого холестерина (на 17,0 %), а также легкоусвояемых углеводов (в 1,5 раза больше) на фоне сниженного потребления общих углеводов (на 15,0 %), полиненасыщенных жиров (на 12,5 %) и животного белка. При этом питание большинства (85 %) ВА, как правило, отличалось сухоедением, потреблением кондитерских, хлебобулочных изделий и напитков, низким содержанием или отсутствием морепродуктов, молочных изделий, фруктов и овощей. Следует подчеркнуть, что указанные отклонения пищевого рациона шоферов коррелировали (р < 0,05) с частотой основных ФР АС. При этом достоверной связи отклонений в привычках питания с возрастом и профессиональным стажем не установлено. Таким образом, у В А достаточно часто регистрируется нерациональное «продиабетичес-кое» питание, что необходимо учитывать при организации комплексного медико-психологического мониторинга ВА.

Характеристика параметров профессиональной деятельности ВА с СД 2 -го типа обычного и прогредиентного течения, а также сочетания СД и по результатам обнаружила, во-первых, достоверные отклонения ПЗФиК от аналогичных показателей системы оперативного реагирования здоровых шоферов; во-вторых, степень психофизиологических нарушений зависела от выраженности СД, то есть состояния общесоматического здоровья (табл. 3).

Как следует из табл. 3, у ВА с впервые выявленным СД обычного (без осложнений) течения наблюдалось достоверное замедление скорости латентной (1,7094 ± 0,087) и моторной (0,359 ± 0,096) реакции, а также СДО (21,92 ± 0,85) по сравнению с аналогичными параметрами здоровых ВА. УВА с СД в анамнезе (длительность болезни 5,9 ± 2,9 года) и клиническими симптомами диабетических

Т а б л и ц а 3

Результаты ПФТ ВА с СД и в сочетании с АГ

ПЗФ и К Норма Водители автотранспорта с

СД без осложнений СД с осложнениями СД + АГ Р

Латентный 0,708 ± 0,095 1,709 ± 0,087 1,879 ± 0,146 1,976 ± 0,139 < 0,05

Моторный 0,221 ± 0,088 0,359 ± 0,096 0,499 ± 1,087 0,589 ± 0,09 < 0,05

СДО 10,38 ± 1,05 21,92 ± 0,85 23,14 ± 1,06 24,18 ± 1,04 < 0,01

ком, сердечно-сосудистых осложнений (макро-, микроангиопатии) указанные выше изменения ПЗФиК шоферов нарастали (р < 0,05) до 1,879 ± 0,146 (латентная), 0,499 ± 1,087 (моторная) и 23,14 ± 1,06 (СДО) — соответственно. И наконец, сочетание СД и ВА сопровождалось максимальным отклонением обсуждаемых показателей (1,976 ± 0,139, 0,589 ± 0,09 и 24,18 ± 1,04 — соответственно), что убедительно демонстрирует зависимость системы психофизиологического реагирования (индивидуальных ПЗФиК) от степени выраженности СД и указывает на повышение вероятности принятия ошибочных решений в связи с ухудшением системы оперативного реагирования, что повышает риск возникновения ДТП. Это обстоятельство подчеркивает практическое значение ПФТ ВА с СД при принятии различных решений, прежде всего о качестве управления автотранспортом и профессиональной пригодности.

3 а к л ю ч е н и е. Таким образом, впервыге показана реальная частота СД среди ВА, обусловленная, по-видимому, достаточно выгсокой распространенностью ФР АС и особенностями профессионально-производственныгх условий труда шоферов, что характеризует значительный сердеч-но-сосудистыш риск у последних. Установлено снижение системы1 оперативного реагирования ВА с СД, о чем свидетельствуют достоверные изменения ПЗФиК. Эффективность контроля за качеством и безопасностью вождения автомобиля с помощью ПФТ требует широкого применения данного метода в практическом здравоохранении и транспортной медицине. Полученные данные о частоте СД и ФР АС среди шоферов и негативном влиянии СД на качество управления автотранспортом необходимо учитыгвать при организации комплекса мероприятий медицинского и профилактического сопровождения ВА в процессе их профессиональной деятельности с целью поддержания необходимым уровней здоровья и работоспособности, предупреждения ДТП и совершенствования медико-психологического раздела системыг БДД.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайсман А.И., Эльгаров А.А. // Мед. труда.

— 1996. — № 8. — C. 29—31.

2. Дедов И .ИБалаболкин М.И. / / Тер. арх.

— 2004. — № 1. — C. 65—68.

3. Керефова З.Ш., Эльгаров A.A. // Материалы V конгресса «Профессия и здоровье». — М., 2006.

— С. 179—182.

4. Керефова З.Ш., Эльгаров A.A., Арамисова Р.М. / / Материалы VIII Всерос. научно-образов. форума «Кардиология 2006». — М., 2006. — С. 167—168.

5. Константинов В.О., Сайфулина Я.Р. // Кардиология. — 2006. — № 11. — C. 86—91.

6. Мычка В.Б., Горностаев В.В., Чазова И.Е. // Кардиология. — 2002. — № 4. — C. 73—77.

7. Остроумова О.Д., Батутина А.М., Кукес В.Г. и др. / / Кардиоваскулярная терапия и профилактика.

— 2002. — № 4. — C. 76—82.

8. Сапожников И.Е., Соболев A.A. // Там же.

— 2002. — № 4. — C. 18—23.

9. Тарасова A.A., Соркина Н.С. // Мед. труда.

— 2003. —№ 5. — C. 29—33.

10. Чугунова A.A., Тарасов Е.В., Шестакова М.В. // Тер. арх. — 2006. — № 10. — C. 21—26.

11. Шестакова М.В. // Сахарный диабет. — 1999.

— № 3. —C. 19—23.

12. Шестакова М.В. // Кардиология. — 1999.

— № 39 (6). — C. 59—65.

13. Шестакова М.В. // Тер. арх. — 2006. — № 10. — C. 33—36.

14. Эльгаров A.A., Aрамисова Р.М. // Гипертоническая болезнь у водителей автотранспорта. — Нальчик: «Эльбрус», 2001. — С. 71 — 79.

15. Эльгарова Р.М., Эльгаров A.A., Эльгарова Д.A. // Материалы Всерос. научного форума «Скорая помощь 2006». — М., 2006. — С. 88.

16. Amos A., McCarty D., Zimmet P. // Diabetic. Med. — 1997. — 14 (Suppl. 5). — S1—S5.

17. Barrett-Connor E., Khaw K.-T. // Amer. J. Epidemiology. — 1988. — N 138. — P. 112—123.

18. Expert Panel of Detection, Evaluation and Treatment of high Blood Cholesterol in Adults (ATP III): Executive summary of the third report of the National Cholesterol Education Program (NCEPT) // JAMA.

— 2000. — N 285. — P. 2486—2497.

19. Haffner S., Lehto S., Ronnemaa T. et al. // N. Engl. J. Med. — 1988. — N 339. — P. 229—334.

20. Kannel W.B., McGee D.L. // Circulation. — 1979. — N 59. — P. 8—13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Kramer W. // Exp. Clin. Endokrinol. — 1999.

— N 107 (Suppl. 2). — S52—S61.

22. Zimmet P. // J. Intern. Med. — 2000. — N 247. — P. 301—310.

23Wysocky J., Belowski D., Kalina V. et al. // Intern. J. Clin. Farmacol. Therap. — 2004. — N. 42 (4). — P. 212—217.

Поступила 12.03.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.